Икебана: стиль "Охара"
В конце прошлого века в Японии произошли крупные перемены в национальной экономике, культуре, искусстве и других областях жизни японского общества. Был положен конец многовековой самоизоляции страны от мирового развития. И в это же время обрела свое новое направление и традиционное японское искусство икэбана, ее история вступила в новую фазу. Начало новому развитию икэбаны положил Унсин Охара, основатель шкалы Охара. Унсин Охара родился в 1861 г. в семье, хорошо известной в мире керамического искусства, и обучался икэбане под руководством своего отца с ранних лет. С установлением широких связей с западными странами в Японию стали завозить невиданные до тех пор пышные цветы, яркие краски которых возбуждали воображение мастера. Он начал включать их в свои аранжировки. Традиционная икэбана уже не удовлетворяла его, в ней совершенно неприемлемы были и новые цветы. У. Охара стал использовать для своих произведений из живых растений неглубокие широкие сосуды, где размещал низкорослые растения, что противоречило традиционным канонам икэбаны. Был создан совершенно новый стиль - морибана (цветы, нагроможденные в плошках). Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, устройство более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой. А открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях. Появление нового стиля стало на первых порах сенсацией в мире икэбаны. Поначалу все мастера этого искусства были против концепции Охара. Новый стиль вызвал огромную волну протестов и критики со стороны мастеров традиционного направления. Однако публика приветствовала появление более нового и красочного стиля. В начале этого столетия У. Охара порывает со школой Икенобо и учреждает свою школу. В 1912 г. он устраивает в Осака выставку композиций в стиле морибана. Успех был большой и в Японии, и за рубежом, и сразу школа приобрела огромное число учеников, страстных поклонников нового стиля. К 1916 г., когда главой школы стал Коун Охара, школа, как и стиль морибана, стала широко признанной во всей стране. К. Охара разработал четкую программу изучения основ икэбаны, схемы построения композиций. Он вел большую пропаганду, читая публичные лекции, устраивая выставки и демонстрации, популяризируя методы своей школы. Хоун Охара, третий глава школы, с 1938 г., в начале своей деятельности прилагал большие усилия к тому, чтобы преодолеть послевоенный упадок икэбаны, твердо веря в нее, как в символ мира. Он ввел очень многие новшества, активно развивая современное искусство икэбаны, привлекая и используя растительный материал и в его естественном виде, и в сильно измененном, а также всякого рода предметы и материалы нерастительного происхождения. Он ввел в своей школе элементы авангардизма и абстракционизма. В 1966 г. был учрежден новый центр в Нью-Йорке, где также работали его многочисленные ученики. Хоун Охара часто бывает за рубежом. Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой - в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом.
Другие статьи по теме: - Икебана: стиль "Икенобо" - Гербера - Икебана: стиль "Согецу" - АКЦЕНТ - Вечнозеленые (часть 1)
Добавить комментарий: |