Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Иверский монастырь


“Никоновский” период в истории монастыря, длившийся около тринадцати лет, завершился. На некогда пустынном острове Валдайского озера вырос крупный, хорошо укрепленный монастырь-крепость.

Свою конфигурацию, основные границы, план, местоположение главных построек монастырь получил в первые годы строительства. Основные изменения делал в ходе работ сам Никон. Когда на смену деревянным постройкам

пришли каменные здания, изменившие архитектурно-художественный облик комплекса и частично внутреннюю планировку монастыря, его размеры и основные очертания остались прежними.

Окруженный стенами, Иверский монастырь имеет форму многоугольника. Самая короткая его сторона — западная, самые длинные — восточная и северная. С запада заметен подъем почвы, на восточной стороне — легкое всхолмление, самая высокая точка острова. Именно здесь и расположено главное здание монастыря — Успенский собор.

С востока и с северо-востока естественные границы монастыря обозначались крутыми обрывами к озеру, с севера и с запада — озером, а с юга — глубоким илистым оврагом, вскоре засыпанным. По" описи 1730 года протяженность стен, длина которых практически не менялась с XVII века, составляла 451 сажень (около 960 метров). Возможно, уже в “никоновский” период западная часть монастыря, ограниченная на востоке существующими корпусами и надвратной церковью Михаила Архангела, была несколько обособлена от основной территории и предназначалась для гостей, богомольцев и странников. Здесь стояли гостиный и странноприимный корпуса, конюшни, сараи и прочие постройки, составлявшие гостиный двор монастыря.

Несмотря а то что свой замысел Никон не успел осуществить до конца, монастырский ансамбль имел уже определенные, законченные архитектурные формы.

Серые бревенчатые стены кольцом окружали возвышавшуюся часть острова, отмечая границы и главные постройки монастыря живописным силуэтом крепостных башен с шатровыми верхами. В этом бревенчатом ожерелье, фланкируемая слева вертикалью Фплипповской церкви и группой построек вокруг трапезной, а справа — шатром колокольни, высилась мощная белокаменная громада собора, Таким виделся монастырь в середине XVII века путешественникам, подплывавшим к нему по озеру со стороны Валдая. Путнику монастырь открывался своей самой узкой, западной стороной, а остров — пониженной, отчего все постройки как бы плотно группировались у подножия собора и их силуэт на втором и -третьем планах неуклонно нарастал по вертикали, подчеркивая мощный взлет стен и глав храма Иверской богоматери.

От возведения каменного первенца до нового этапа каменного строительства прошло почти десять лет, оставивших неизгладимый след в истории монастыря. Монахи не ограничивались лишь богоугодными службами. Приобретение богатств любыми средствами было едва ли не главной целью их существования. В цепкие руки иверских обитателей попали крестьяне, сотни десятин леса, лугов и пашни, Валдайское озеро с богатыми рыбными угодьями, соляные варницы в Старой Руссе, крупные села с немалым количеством жителей, владевших различными ремеслами. Но и этого оказалось мало. Монахи решили взять в свои руки развитие наиболее выгодных ремесел.

Одним из самых крупных производств при монастыре было изразцовое. В 1655 году, когда строительство монастыря только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: “А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай.—Авт.), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили”.

В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов на пять печей (“с разными красками”). Изразцовые печи ставили в монастырских постройках, в гостиных дворах, в самом Валдае. Много изразцов, по-видимому, шло на продажу. Монахи заботились о расширении изразцового дела, учились изготавливать высокохудожественные “кафли”. В монастырских документах середины 60-х годов XVII века часто упоминается имя “печара” (печного мастера) “Якушки Степанова, сына Червякова”, делавшего изразцы. Он же обучал и монаха Селивестра “как па кафли краски розные наводить”. В последующие годы Селивестр сам успешно занимался производством изразцов.


Другие статьи по теме:

- СТРОИТЕЛЬСТВО
- Как определить длину главных элементов композиции
- Борьба с вредителями
- Требования к почве в теплицах
- ФОН

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100