Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Каменное зодчество Литвы


В конце XIV - первой половине XV века на литовские храмы стали оказывать влияние замковая архитектура и готические храмы Францисканского ордена и

Восточной Пруссии. Их отличают толстые облицованные кирпичом стены. Редко расположенные небольшие окна подчеркивали широкие плоскости стен. Эти плоскости декоративны благодаря красному цвету кирпича, рисунку их кладки, серым швам из извести, а иногда и орнаменту из черного клинкерного кирпича.

«Характерную для готики вертикальность подчеркивали контрфорсы, высокие двухскатные черепичные крыши, расчлененные неглубокими нишами, фронтоны, полуциркульные или стрельчатые окна и двери». (34, 195)

Во второй половине XV - первой половине XVI века храмы, сохраняя старую композиционную основу, приобретают новые черты. Стены становятся выше, а потому менее ощутима их тяжеловесность. Контрфорсы, более выразительные по рисунку, выполняют уже не столько конструктивную функцию, сколько роль декоративного элемента. Проемы окон и дверей увеличиваются и получают новое оформление из фасонного кирпича. Крестовые, звездчатые или ячеистые своды перекрывают внутреннее пространство помещений. (73, 95)

Характерная черта плана литовских готических костелов – прямоугольные залы с длинными хорами, которые заканчиваются трехгранной апсидой.

Готические костелы имели один или три нефа. Однонефные храмы, небольшие и чаще всего без башни, имели массивные формы, и в их внутреннем пространстве ширина преобладала над высотой. Первое из известных нам литовских каменных сооружений – костел Миндаугаса в замке Гродно (середина XIII века). Своим планом и пространственным решением он близок романской часовне святого

Георгия в Риге (начало XIII века).

Образцом литовского храма XIV века может служить костел святого Николая в

Вильнюсе. Он отличался тяжелыми формами. Небольшие окна и вход венчались полуциркульной аркой. Верх храма украшали зубчатые фронтоны. В XVI веке костел был переделан в трехнефный. Древнейший из сохранившихся костелов

Литвы. Построен еще до принятия в Литве католичества, вероятно для иностранцев. Небольшой, безбашенный, с массивными стенами, почти квадратный в плане, трехнефный, зального типа, с короткой трехгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах. Отличается характерными чертами готического стиля с некоторыми элементами романского стиля (полукруглые арки). Главный фасад симметричен. Портал скромно декорирован двумя рядами профилированных кирпичей. Плоскость фронтона украшена тремя группами разной высоты ниш, которые своей ритмикой и игрой светотени оживляют плоскость фасада. В стенах апсиды имеются узкие ниши. Внешний облик костела суров, но его интерьер кажется просторным и торжественным. Две пары изящных восьмигранных столбов с гранями, сложенными из фасонных кирпичей, поддерживают сетчатые нервюрные своды. Хор от нефов отделен килевидной аркой. Простой и ясный композиционный строй костела повлиял на архитектуру более поздних готических храмов Литвы. (68, 206)

Самый знаменитый среди однонефных храмов – костел святой Анны в Вильнюсе

(1500-1580) воплощает лучшие достижения храмовой архитектуры Литвы в эпоху готики. Он имеет длинную высокую центральную часть и две башни, обрамляющие западный фасад, отчего значение последнего необыкновенно возрастает. Его средняя часть привлекает прихотливой линейной и светотеневой игрой, которая возникает благодаря стрельчатым аркам и по-разному профилированным кирпичам.


Другие статьи по теме:

- Борьба с вредителями
- Питаем растения водой.
- Срезанные цветы
- Искусственный водоем
- Размножение растений

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100