Нагеирэ
Аранжировка нагеирэ (цветы, брошенные в воду) насчитывает, окало 400 лет своей истории, примерно столько же, сколько и Рикка. Она появилась в противовес Рикке, строго регламентированной, сложной и помпезной, недоступной широким слоям населения. В нагеирэ срезанные цветы свободно опираются о края сосуда, предстают перед зрителем в таком виде, в каком они в природе. В те далекие дни все такие свободные композиции, выполненные и профессионалами, и любителями, объединялись под общим названием Нагеирэ-бана. Одной из форм Нагеирэ-бана был стиль Тябана, существующий теперь как самостоятельный. Тябана - непременный спутник, атрибут древней красивой национальной традиции - чайной церемонии, зародившейся в XVI веке. Это так называемая икэбана одного цветка. Когда в чайной церемонии распространилось эстетическое восприятие “изящной простоты”, икэбана, украшающая чайный павильон, приравнивалась к каллиграфическим свиткам в токонома и служила элементом, символизирующим душевный покой. Цветы самые простые, скромные; брали их немного, иногда даже одно растение. Обычно ставились цветы одного вида, например, хризантема, ирис. В таких композициях воплощались идеи дзен (название течения в буддизме): видеть в малом большое; отвергать плотное, предпочитая легкое; в малом гораздо больше малое выражает весь мир. Согласно этой философии, следует дорожить двойкой, которая предшествует небольшими композициями с малым количеством цветов. Выдающийся деятель культуры и политики своего времени (1421-1591), основоположник чайной церемонии Сэнно Рикю трактовал Тябана так: жизнь цветов связана с водой; цветы должны выглядеть естественно; не подобает увлекаться внешней красотой цветов. Смысл этого наставления в следующем: цветы не просто предмет для украшения комнаты, а живые существа, достойные уважения; при аранжировке надо подчеркнуть их стремление к свету и солнцу, показать постепенное распускание цветов, подбирая их распустившимися лишь на 1/4- 1/3. Не следует брать слишком плотные бутоны - они не передают движение. Чтобы поддержать жизненную силу цветов, надо обеспечить хороший доступ в них воды. Цветы должны стоять на мягком, скромном фоне, сохраняя первозданную красоту; основные и вспомогательные элементы композиции должны не соперничать, а быть гармоничными, т. е. нельзя допускать неестественности композиции. Не следует использовать дорогостоящие цветы, не по сезону и не гармонирующие с окружающими предметами. В Тябана не придают растениям искусственных форм, слабая или выпрямляя ветки, что характерно для традиционной икэбаны. В чайной аранжировке не применяют желтых цветов, так как желтый цвет рассеивается в полумраке, и композиция плохо видна. Посуда для Тябаны должна быть простой и скромной. Широко используются для этого бамбуковые сосуды; из металлических, предпочтительней медные с тусклым блеском, из керамических - однотонные, неяркие; высоко ценились вазы из синевато-зеленого фарфора. В искусстве Тябаны не было каких-либо строгих предписаний, требовались лишь простота и естественность. В нем должны быть выражены три мира: небо, земля, человек. Аранжировка выражает связь между ними.
Другие статьи по теме: - Подкормка. - Вечнозеленые - Минеральные удобрения. - Основные органы растений - Вертикальный стиль
Добавить комментарий: |