Рязанский Кремль
Как бы велики ни были древнерусские соборы и сколько рядов окон они не имели, они всегда производят впечатление зданий с единым внутренним пространством. Это достигается тем, что окна подобных зданий всегда носят второстепенный и подчиненный характер, а их обрамление не имеет самостоятельного значения. Я. Бухвостов расположил огромные окна друг над другом в три яруса. Благодаря отступу, образованному утонением стены под верхним рядом окон и перехватам на колонках как вверху, так и между окнами первого и второго ярусов, здание выглядит трехэтажным. Но эта этажность не нарушает общего архитектурного единства здания, так как наугольные колонки связывают все ярусы в одно целое. Узорная белокаменная резьба, сосредоточенная в нижнем ярусе собора, преследует цель подготовить зрителя к тому, что откроется его взору внутри собора с его великолепным иконостасом, поднимающимся на всю высоту здания. Архитектурное убранство собора снаружи выглядит так, словно оно представляет собой вынесенный наружу иконостас, выполненный в камне. До нас не дошла архитектурно-декоративная обработка подклета собора. Его разрушение началось вскоре после окончания строительства собора. Через сто лет, когда потребовалась капитальная перестройка этой части здания, она была осуществлена по проекту и при участии архитектора И.Ф. Русско. Чтобы представить себе декоративное богатство подклета, необходимо сравнить его с архитектурно-декоративным решением обходной галереи церкви в с.Уборы, выстроенной Я. Бухвостовым в эти же годы. Совершенно построение оконных наличников. Ни один из них не повторяет ниже расположенного ни по форме, ни по убранству. Это обосновывается не желанием разнообразить украшения, а продуманностью всей архитектурной структуры здания. Наличники первого яруса по своему построению напоминают порталы. Наличники окон второго яруса проще и меньше, хотя по общему своему контуру они схожи с нижними. Резьба покрывает лишь нижнюю часть их колонок, а также декоративные вставки под подоконниками, такие же, как вставки в первом ярусе. Еще проще верхние наличники, совершенно лишенные резьбы. Лишь два характерных завитка с кружком между ними напоминают столь декоративные нижние тимпаны. Но витые колонки наличников сохраняют присущую всем прочим частям собора нарядность. Верхние наличники, согласно древней русской традиции, поставлены прямо на полочку-отступ. Благодаря этому они не висят на стене, а прочно опираются на ее выступе, что придает всей декоративной системе здания большую устойчивость и спокойствие. Я. Бухвостов усложнил форму глав своего произведения. Боковые главы - двенадцатигранные, центральная же имеет шестнадцать граней. На ребрах граней стоят колонки с ...., опертыми на кронштейн. Эти элементы убранства встречаются и в некоторых других частях собора. Следуя древней традиции, Бухвостов помещает барабаны глав на постамент, образованный небольшими колоколенками. Но эти кокошники, незначительно возвышаясь над завершающим карнизом собора, в перспективе не видны. Кресты глав собора - ажурные, прекрасного рисунка. Внутри собор производит не менее сильное впечатление, чем извне, но в данном случае его архитектурно-пространственное решение сильнее зависит от своего прототипа - московского Успенского собора. Четыре круглые колонны- столба - с кубовидными капителями несут его своды. Еще пара столбов, но уже квадратных в плане, скрыта за иконостасом. Ярким свидетельством виртуозных способностей русских резчиков является иконостас, выполненный мастером С. Христофоровым, в виде ряда ярусов, поднимающихся вплоть до куполов. Его декоративная пышность находится в полном соответствии с внешним убранством собора. С. Христофоров создал нескончаемое количество вариантов из сплетающихся растений, цветов и плодов, среди которых особенно часто применяется виноградная лоза с гроздьями. Гранаты и другие редкостные плоды переплетаются с цветами, образующими декоративные гроздья. Это значительное явление декоративного искусства получило значительное распространение во второй половине XVII века и обязано мастерам - белоруссам, приехавшим в Россию еще в середине XVII века и создавшим ряд великолепных произведений в этой области. Христофоров мастерски использовал декоративные приемы своих собратьев по искусству и создал захватывающее по декоративности и виртуозности произведение. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР
Другие статьи по теме: - Монохромные интерьеры - Архитектура, живопись и гравирование - Стили дизайна в коттедже - Эстетика древнерусского города - Макинтош
Добавить комментарий: |