Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Рязанский Кремль

Раздел: Стили

Тайничная башня была проезжая, с деревянными створчатыми воротами, которые запирались железным засовом и висячим замком.

«От Тайничной башни было 47,25 сажень до угольной Духовской башни. Эта башня, тоже деревянная, была восьмиугольная, шириной и длиной по 4,5сажень, а вышиной 8 сажень; крыша на ней была шатром. Она стояла недалеко от церкви святого Духа, а от нее на 24,25 сажени стояла Ипацкая проезжая башня.

За Ипацкой башней было еще три башни; все эти башни были глухие без ворот». «На 56,25 сажень от третьей глухой башни на том углу Кремля, что выходит к теперешней Дашковской богадельне, стояла Всесвятская глухая башня, деревянная, восьмиугольная, с крышей-шатром.

Рядом с Всесвятской башней стояла Рязанская проезжая башня. Крыша у нее была шатром, сверх шатра был сделан выход, где висел вестовой колокол в 10 пудов. На самой верхушке была маковица и прапор, опаянные белым железом. В этой башни были «Рязанские» ворота.

На том месте, где сейчас стоит Успенский собор, до 1692 года стояла зелейная (пороховая) палата; кроме нее была еще другая палата, в ней хранилось оружие. Эти палаты были каменные, одна из палат имела железную дверь, другая- деревянную. Кроме пороха и горючей серы в них хранилось и оружие: пищали, пистоли, мушкеты, карабины, копья, самопалы, латы и т.д.

Кроме этого оружия, в «городе» Переяславле хранились пушки, а на случай осады были заготовлены дубовые колья и кирпичный лом.

С той стороны города, где были Спасская, Глебовская и Введенская башни, около него был «большой острог», позже окруженный стенами с башнями.

Об переяславских укреплениях в старину много заботились: «бывало воеводам приказывали у города и острога худые места поделать, городовые тайники и колодезы чистить, чтобы в городе и в остроге в осадное время без воды не было, и ров около города и острога почистить, чтобы ров был не мелок. Еще лет 250 тому назад, в 1651 году, много было заделано худых мест в стенах и башнях».

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР

Повесть «Хождение Пименова в Царьград», помещенная в летописи под 1389 г., вносит много нового в наши представления о Переславле Рязанском. Митрополит

Пимен прибыл в Переславль водным путем, то есть по Оке. Он был встречен у города «Сынове великого князя Олега Ивановича Рязанского»: затем тут же:

«мало от своего места пришедшим,- повествует рассказчик, - и срете нас с великою любовию сам князь велики Олег Иванович, и з детми своими, и з бояры»...»Еремей епископ Рязанский Гречин «встретил митрополита еще до

Переславля на границе рязанского княжества у города Перевитска «и пришедшим нам ко граду Переславлю, и сретоша нас со кресты, пришед же митрополиту в соборную церковь и молебна совершив, и пирова у великого князя».

В приведенном выше отрывке из «Хождения Пименова в Царьград» имеются сведения о древнейшем памятнике Переславля Рязанского- Успенском соборе.(переименован в Христорождественский)

Хорошо известно, что ныне существующий Успенский собор был построен в конце ХVII в. группой мастеров, возглавлявшейся талантливейшим зодчим того времени Я.Г. Бухвостовым. Все авторы, писавшие об архитектурных памятниках современной Рязани, говорят, что в связи с постройкой этого собора, ранее существовавший каменный Успенский собор был переименован в

Христорождественский. Последний неоднократно перестраивался и потому дошел до нас, имея внешнее обличие здания начала ХIХ в. (1826 г.)

В литературе высказано весьма правдоподобное предложение, что первый

Успенский собор в Переяславле был выстроен великим князем Олегом

(следовательно, до 1389 г., когда произошла торжественная встреча митрополита Пимена) в связи с переносом столицы княжества в этот город.

Как известно, сам князь Олег с женой были похоронены в Солотчинском монастыре, что отмечено даже московским летописным сводом конца ХV в. Его сын Федор Ольгович, скончавшиуся в 1427 году, был первым среди других членов княжеской семьи похоронен в Переяславском Успенском соборе; каменные гробницы рязанских князей и княгинь ХV- ХVI вв. Существовали в Успенском

(ныне Христорождественском ) соборе вплоть до ХVIII в.

О наличии в конце ХV в. в Переяславле соборной церкви во имя Успения мы имеем прямое свидетельство в виде надписи на покрывале (’’ воздухе ’’): « В лето 6993 (следовательно, 1485 год) индикта 3 сей воздух создан бысть в церковь Успения Святой Богородицы в граде Переяславле Рязанском...». Собор упоминается и в первой половине ХVI в., когда рязанский епископ Иона был переведен служить в Успенский собор.

При введении патриаршества на Руси рязанский епископ ( Митрофан ) получил в 1589 г. сан архиепископа. По- видимому, в сязи с этим он предпринял перестройку Успенского собора с целью придать ему большую торжественность и пышность. В записи, относящейся к 1598 г., можно прочитать следующее: « Да перед Архиепископли вороты церковь соборная во имя Успения Пресвятыя Богородицы каменна новая, сооружает ее Архиепископ

Митрофан да в пределе Христова Мученика Федора Тирона». Придел Федора

Тирона упоминается при соборе и раньше. Можно думать, что он был устроен еще князем Федором, сыном князя Олега, следовательно, между 1402 и 1427 гг.

Из документа, дотированного 1598 г., неясно, был ли храм построен вновь или он перестраивался. Думается, что имело место последнее, так как в той же записи упоминаются гробницы рязанских князей внутри строящегося здания.


Другие статьи по теме:

- Шкурный интерьер
- Классический стиль
- Модерн
- Директория и Консульство
- Сексуальный интерьер

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100