Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Рязанский Кремль

Раздел: Стили

Если бы прежний собор был деревянным и заменился в 1598 году каменным, то и гробницы при рытье котлована для фундаментов собора пришлось бы изъять из храма (собор отличается сравнительно небольшим размером. Что обязывало копать сплошной котлован для фундамента). Наличие сплошного котлована привело бы к уничтожению всех имеющихся здесь захоронений.

Перестройка собора была закончена в начале ХVII в. В 1606 году царь

Василий Шуйский прислал на стройку каменных дел подмастерья Сергея Абрамова и с ним 24 человека каменщиков с наказом завершить постройку собора в том же году. О внешнем облике этого храма дает представление опись 1638 года: «

На площади подле архиерейского двора церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная о пяти верхах, крыта немецким железом; кровля ветха, кресты обложены белым немецким железом; над дверьми в сводах образы спереди и с полудни и с севера писаны стенным письмом; над ними киоты крыты немецким белым железом. Перед троими дверми три рундука о пяти ступенях без папертей. Церковные трои двери железные. Придел Федора Тирона. У правого столпа место архиепископле каменное; за столпом пять гробниц каменных, почивают великие князи рязанские, а на них покровы бархатные ветхи...»

«... На левом клиросе столп же каменный, да за столпом три гробницы великих княгинь, покровы на них бархатные ветхи гораздо.»

Это описание дает возможность выяснить облик храма, постройка или перестройка которого относится к концу ХVI- началу ХVII века. Собор был четырехстолпный, пятиглавый (что так соответствовало тогдашнему зодчеству

Москвы); он был поставлен на цоколь. Об этом свидетельствует тот факт, что к его дверям « вели всходы о пяти ступенях», то есть уровень пола от уровня земли поднимался на высоту примерно до 1 м.

Упомянутый придел Федора Тирона мог помещаться в диаконнике, однако небольшие размеры собора заставляют предполагать, что придел представлял собой отдельную пристройку, подобную приделу Ирины в соборе Боровского

Пафнутьева монастыря конца ХVI в. (1598 год) (Придел Федора Тирона относится к началу ХV в. и не мог быть создан в конце ХVI в., так как царь

Федор Иванович имел своим патроном мученика Федора Стратилата).

Многие авторы, писавшие о древностях Переяславля Рязанского, отмечали значительную толщину стен Христорождественского- Успенского собора, достигавшую, по их словам, 2 м. Можно было предполагать, что в стенах существующего здания сохранились части древнего здания. Действительно, стены восточной части собора значительно толще западной. Особенно массивны стены апсиды, несмотря на то, что с внутренней стороны они значительно стесаны. Трехчастное построение апсиды неоспоримо свидетельствует о том, что эта часть здания менее других подверглась перестройке и сохранила.

Следовательно, свою древнюю форму. Поэтому исследование собора было сосредоточено именно на этой части здания. Удаление штукатурки в левой части центральной апсиды у стыка со стеной дьяконника показало, что под нею находится белокаменная кладка.

Лишь в месте стыка стены дьяконника со стеной центральной апсиды была обнаружена кирпичная заделка, что легко объясняется позднейшими ремонтами собора. В этом месте должны были проходить водосточные трубы, неисправность которых приводила к разрушению каменной кладки. Последняя оказалась не столь совершенной, как в московских памятниках начала ХV в. Блоки камня имели неодинаковую длину и ширину (28*31- 33 см. ), значительное расхождение имели швы, которые то сужались, то расширялись. Этот характер кладки стены собора свидетельствует о продолжении рязанских строительных традиций, по- видимому, прочно державшихся среди местных зодчих.

Кладка апсид из белого камня в период широкого распространения большемерного кирпича (конец ХVI в. ) убеждает нас, что они являются частью древнейшего каменного собора. Запись, сделанная в 1598 году, явно указывала на наличие здесь какого-то древнего здания, построенного задолго до строительства, осуществленного в период деятельности архиепископа


Другие статьи по теме:

- Регентство
- Эстетика древнерусского города
- Восточный стиль
- Викторианский стиль
- Рязанский Кремль

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100