Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Россия в Истории Мировой Культуры

Раздел: Стили

На нескольких церковных соборах обличается "ересь жидовствующих", получившая собенно вескую поддержку в Новгороде (одна из центральных идей еретиков – отрицание троичности божества). Московский кружок еретиков во главе с Федором

Курицыным (автором таинственного, до сих пор не разгаданного "Лаодикийского послания") какое-то время пользовался покровительством Ивана III. В 1518 году для перевода и исправления богослужебных книг в Россию приехал Максим

Грек, афонский монах с итальянским образованием. Важнейшим событием культуры этого времени стало приглашение итальянских мастеров для строительства новой, более пышной резиденции великого князя в Кремле.

Первым в череде масштабного строительства, задуманного Иваном III, стала перестройка Успенского собора. Неудачно начатая, она была продолжена болонским архитектором и инженером Аристотелем Фиораванти. Алевиз (Старый),

Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возводят новые (сохранившиеся до наших дней) стены Кремля, они же строят дворец великого князя, от которого сохранилась знаменитая Грановитая палатаи два нижних этажа Теремного дворца. Затем, для строительства второго по значению кремлевского собора – усыпальницы московских князей – был приглашен венецианский архитектор

Алевиз Новый; кремлевская колокольня, похожая на итальянские кампанилы

(Иван Великий), была возведена зодчим из рода Бон.

Работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса – оказали огромное влияние на дальнейшее развитие русского средневекового искусства; фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры, заложенных в постройках времени

Ивана III. Однако "прививка ренессанса" не могла инспирировать собственного

Возрождения; русское искусство, насытившись формальными новшествами европейцев,– есть основания предполагать, что даже шатровые церкви (догое время бывшие символом русской "самобытности") появились благодаря итальянцам – доказано, что знаменитую церковь Вознесения в Коломенском строил итальянец Петрок Малой, присланный папой римским Климентом VII

Медичи.

Центр XVI столетия занимает противоречивая эпоха Ивана IV (Грозного), начавшаяся венчанием шестнадцатилетнего Иоанна на царство и победой над

Казанским ханством, отмеченной строительством собора Покрова на Рву

(позднее получившего народное имя "Храма Василия Блаженного") – красивого и причудливого, состоящего из девяти церквей на едином основании.Канонизации на макарьевских соборах 1547-49 гг. фактически создали новый пантеон русских святых. В 1551 году проходит Стоглавый собор, утвердивший кодекс правил церковной жизни, касавшиеся, в частности, и иконописания (образцом была объявлена "Троица" Андрея Рублева).В 1547 году членом приближенного к царю совета - "Избранной рады", и исповедником Иоанна, попом Сильвестром, был составлен "Домострой" – исключительный по своему значению памятник средневековой культуры. В середине XVI века был составлен крупнейший летописный свод - "Летописец начала царства". Одновременно при московском дворе возникает новая школа иконописания, не боящаяся изображать богословские понятия в зримых образах; появляются иконы с развитой иконографической программой и сложным сюжетом. В честь взятия Казани была написана икона "Благословенно воинство небесного царя"; одна из наиболее интересных икон этого круга – "Четырехчастная" из кремлевского

Благовещенского собора. Некоторые из ее сюжетов находят аналогии в западноевропейской иконографии. Развитие иконографии, усложнение понятийного аппарата искусства, стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей (что можно проследить как в иконах придворного круга, так и в архитектуре, где теперь, вместо одного храма в честь победы строится девять – в честь каждой из побед) – все это указывает на наступление нового периода в истории русской культуры – позднего средневековья. Вторая часть правления Грозного – темная, опричная, разорившая и ослабившая страну, начинается с 1564 года. Царь "отрекается" от престола и возводит на трон крещеного татарского царевича Симеона

Бекбулатовича, в ведение которого передается часть русских земель –

Земщина, другую, не меньшую, часть, Иван Грозный забирает в опричнину, и управляет ей из новой резиденции в Александровой слободе. Уезжая из Москвы, он оставляет две грамоты – одна, к народу, уверяет его в любви царя, другая

– к митрополиту, обвиняет бояр и духовенство в измене.


Другие статьи по теме:

- Эстетика древнерусского города
- Неоклассицизм
- Луи-Филипп
- Людовик Хiii
- Тюдоры

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100