Главная Архитектурно-строительное проектирование Ремонт и отделка Ландшафтный дизайн Проектирование и дизайн интерьеров Строительные материалы Стили Своими руками Карта сайта Контакты
 
 

Эстетика древнерусского города

Раздел: Стили

Стилистическое единство и художественный синтез произведений разных видов и жанров искусства достигались лишь в особых условиях, там, где существовало наиболее активное, идейно насыщенное поле, как. например, в храмовом действе или в дворцовом церемониале. Хотя и здесь гармонизация разнородных элементов была качественно иной, нежели в искусстве Нового времени. Эту мысль помогает понять, в частности, совершенно особый музыкальный строй древнерусского «демественного» пения, исполнявшегося в торжественных случаях и содержавшего в себе не только гармоничное (в классическом смысле), но и диссонансное звучание голосов, ведущих одновременно несколько тем. По словам исследователей, демественный распев сформировался под влиянием «какофонии» укоренившегося в церковном богослужении «многогласия», означавшего «одновременное чтение и пение в храме несколькими лицами различных богослужебных текстов, совершенно „не благозвучное", диссонансное и вообще непонятное с точки зрения упорядоченности, характерной для современного гармонического строя музыки».

Древнерусский город был насквозь проникнут движением разных по своей эмоциональной окрашенности архитектурных форм и пространств. Начало тому коренилось и эмоциональности, с которой воспринимались в Древней Руси сами природные элементы, среди которых возникал и жил город: горы вздымались, реки текли, ветры дули, дороги вели путника в определенном направлении, городские валы защищали своих жителей, ворота пропускали друзей и закрывали путь врагам, храмы освящали собой землю, прославляя и защищая ее. Вся архитектурно-природная среда была охвачена плотной сетью функциональных, зрительных и умозрительных связей. Важны были не только связи между соседствующими зданиями, но и связи между далеко отстоящими друг от друга объектами, важно было и общее движение от свободного пространства природы к замкнутому пространству детинца, от внешнего пространства к внутреннему, через ряд городских ворот к дверям собора и, наконец, — к Царским вратам алтаря, мысленно уводящим взоры молящихся к вратам Небесного Града.

Гармония древнерусского города была динамической, означающей не застывшее равновесие его ансамбля как строго сбалансированного целого, а в большей мере его индуктивное сложение, его становление как сложносоподчиненной системы, в которой отдельные архитектурные и градостроительные единицы распределялись по разным заранее определенным иерархическим градациям.

Причем каждая часть городской ткани была одновременно и замкнута, поскольку представляла собой целое, и раскрыта, так как включалась в состав большего.

И в целом город представлял собой завершенную, но в то же время и открытую, способную к развитию композиционную систему.

Постоянная соотнесенность городского ансамбля с идеальной образной системой не только давала возможность, но и вызывала потребность в его развитии и совершенствовании. «В совершенстве нельзя достичь какого-либо конца» — эта основополагающая для средневековой художественной культуры мысль Григория Нисского проливает свет на ту принципиальную относительность гармонии ансамблей древнерусских городов, о которой говорилось выше, и во многом раскрывает средневековое понимание проблемы их развития.

Перестройка, расширение и обновление старых сооружений, в том числе и храмов, практически не ограничивались и, можно сказать, даже поощрялись, ибо понимались не как нарушение исконной традиции, а именно как следование ей, как средство ее поддержания. Преемственность в развитии городов базировалась не столько на сохранении реально существующих построек, сколько на постоянстве «предвечно» установленных принципов и на стремлении к недостижимым в своем совершенстве канонизированным образам, что и обусловливало устойчивую традиционность древнерусского зодчества и градостроительства, сохранявшуюся на протяжении веков, несмотря на весьма активное в некоторые периоды преобразование русских городов и проникновение на русскую почву элементов иноземной культуры.


Другие статьи по теме:

- Наполеон iii
- Чиппендейл
- Конструктивизм
- Китч-интерьер
- Ар деко

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

 
  Новости:•  Идей и зрелищ
Выставка Zaha Hadid and Suprematism в Galerie Gmurzynska

•  День интерьерного дизайна
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, прошел круглый стол «Особенности развития архитектуры внутренних пространств в России»

•  Наводя мосты
Испанский павильон на Shanghai Expo от архитектурного бюро Miralles-Tagliabue EMBT

Новые публикации:
Rambler's Top100