1 Общие положения
1.1 Деятельность метрологических служб по метрологическому обеспечению АСУ ТП регламентируется нормативной документацией (НД), включающей в себя: настоящие правила (головной документ по МО АСУ ТП), МИ 222, МИ 2440, ГОСТ 34.201 , ГОСТ 34.601 , ГОСТ 34.602 , требования на соответствие руководящих документов ОАО "Газпром" по созданию отраслевой системы оперативно-диспетчерского управления, требования по автоматизации измерений и расчетов MX измерительных каналов (или погрешности измерений).
1.2 МО АСУ ТП на этапах жизненного цикла включает в себя:
— нормирование метрологических характеристик (MX) измерительных каналов АСУ ТП;
— разработку программ метрологической аттестации ИК, разделов поверки или калибровки ИК;
— разработку методик выполнения измерений;
— разработку программ аттестации методик выполнения измерений;
— метрологическую экспертизу технической документации на АСУ ТП;
— метрологическую экспертизу программ аттестации методик выполнения измерений;
— поверку или калибровку измерительных каналов (ИК) АСУ ТП;
— отраслевой метрологический контроль и надзор за выпуском, состоянием и применением АСУ ТП.
1.3 Техническая документация на АСУ ТП (при разработке, проектировании, производстве и эксплуатации) должна содержать перечень измерительных каналов и их MX.
1.4 Измерительные каналы
1.4.1 В измерительные каналы системы входят следующие компоненты: первичные преобразователи, устройства связи с объектом (контроллеры), линии связи, программное обеспечение, аналоговые и цифровые вычислительные устройства, выполняющие преобразования физических величин.
В состав системы разрешается включать вышеуказанные компоненты, прошедшие Государственную поверку или калибровку на соответствие действующей на них нормативно-технической документации, утвержденной Госстандартом РФ или ОАО "Газпром", кроме оборудования линий связи, и имеющие в паспортах (формулярах) отметки о допуске к применению. Средства измерений, входящие в измерительные каналы, должны быть зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений или пройти метрологическую аттестацию в соответствии с ПР 51-001590-016-2000 "Правила по метрологии. Нестандартизованные средства измерений. Порядок разработки, испытаний и метрологической аттестации".
1.4.2 Оборудование линий связи, применяемое в измерительных каналах АСУ ТП, должно иметь сертификат соответствия требованиям Министерства РФ по связи и информатизации, и быть допущено к применению в Российской Федерации.
1.4.3 Измерительные каналы описываются следующим способом: указанием мест соединений компонентов АСУ ТП, между которыми определяют измерительный канал; описанием состава измерительного канала; описанием алгоритма обработки промежуточных результатов измерений в измерительном канале для получения конечного результата измерений.
1.5 Номенклатуру и требования к MX измерительных каналов АСУ ТП, отнесение ИК в зависимости от применения к сферам распространения государственного или ведомственного контроля и надзора, определяет и согласовывает организация, разрабатывающая (проектирующая) АСУ ТП, или эксплуатирующая организация, в составе технологических регламентов (карт) технологических процессов.
1.6 Метрологическое обеспечение при создании АСУ ТП включает в себя:
1.6.1 На стадии «Техническое задание (ТЗ)»:
— разработку раздела «Требования к метрологическому обеспечению»;
— метрологическую экспертизу ТЗ.
1.6.2 На стадии «Технический проект»:
— разработку раздела «Метрологическое обеспечение»;
— метрологическую экспертизу технического проекта.
1.6.3 На стадии «Рабочий проект»:
— разработку раздела «Технические требования» с нормированием MX;
— разработку проектов методик выполнения измерений ИК АСУ ТП;
— разработку проектов программ аттестации методик выполнения измерений ИК;
— разработку проектов НД на средства и методы поверки или калибровки ИК в условиях эксплуатации;
— метрологическую экспертизу (конструкторской документации) рабочего проекта;
— метрологическую экспертизу комплекта документации (переведенной на русский язык) фирмы изготовителя на импортные АСУ ТП (в том числе проектной документации АСУ ТП поставляемых проектным путем) на этапе изучения технических характеристик и целесообразности импорта АСУ ТП.
1.6.4 На стадии «Внедрение»:
— метрологическую аттестацию АСУ ТП, поверку или калибровку.
1.7 Метрологическое обеспечение АСУ ТП в условиях эксплуатации включает в себя:
— периодическую поверку или калибровку ИК;
— анализ состояния метрологического обеспечения АСУ ТП;
— государственный или ведомственный метрологический контроль и надзор.
1.8 Для АСУ ТП, находящихся в эксплуатации и разработанных до внедрения настоящих правил, МО включает в себя:
— разработку методик выполнения измерений ИК;
— метрологическую аттестацию АСУ ТП;
— периодическую калибровку АСУ ТП;
— оценку погрешности измерений измерительными каналами согласно требованиям рабочего проекта или технологического регламента (карты) процесса;
— ведомственный метрологический контроль.
2 Содержание метрологического обеспечения АСУ ТП
2.1 На стадии «Техническое задание».
2.1.1 Раздел «Требования к метрологическому обеспечению» должен содержать:
— номенклатуру параметров технологического процесса, подлежащих измерению, регулированию или контролю, в том числе перечень ИК;
— значение параметров, диапазоны измерений и предельных отклонений;
— требования к точности измерений параметров, быстродействию и периодичности выполнения измерительных функций;
— требования к номенклатуре метрологических характеристик измерительных каналов;
— требования к точностным характеристикам каналов управления;
— требования к совместимости данной системы с верхним уровнем;
— состав и содержание работ по метрологическому обеспечению, в том числе назначения ИК АСУ ТП и сведения об их использовании в сфере (или вне сферы) госнадзора;
— требования на соответствие руководящим документам ОАО "Газпром" по созданию Отраслевой системы оперативно-диспетчерского управления;
— требования по автоматизации измерений и расчетов MX измерительных каналов (или погрешности измерений).
2.1.2 Основным содержанием метрологической экспертизы ТЗ на разработку (проектирование) АСУ ТП является проверка достаточности исходных требований, приводимых в проекте ТЗ, для рациональной регламентации MX измерительных каналов АСУ ТП на этапе их разработки (проектирования) и построения эффективного способа их метрологического обеспечения на последующих этапах жизненного цикла.
К числу исходных требований относятся: назначение АСУ ТП и сведения об ее использовании в сфере (вне сферы) госнадзора; сведения об измеряемой величине и ее характеристиках (диапазоне значений, возможных изменений в процессе измерений и т. д.); перечни измерительных каналов, каналов управления и нормы на их погрешности; условия измерений (в том числе отдельно для рассредоточенных компонентов); условия метрологического обслуживания (например, исходные требования, приведенные в МИ 2267).
Метрологическую экспертизу ТЗ проводит головная, базовая организация метрологической службы ОАО «Газпром» в течение 20 дней со дня поступления на экспертизу.
Источник
Глава 10 Метрологическое обеспечение асу тп
10.1 Асу тп как объект метрологического обеспечения
Метрологическое обеспечение — это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм для достижения единства и требуемой точности измерении.
Принято рассматривать метрологическое обеспечение (МО), как органическое сочетание четырех групп (основ): научной основы, технических и организационных основ, а также правил и норм МО.
Научной основой является метрология — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Зародившись в недрах естественных наук, метрология в настоящее время стала разделом технической физики.
Измерение физических и химических величин, которые характеризуют состояние и ход технологического процесса, является одной из главных функций АСУ ТП. Основной целью МО является получение необходимой точности измерений в условиях эксплуатации систем, а также единообразие способов выражения результатов измерений в процессе функционирования АСУ ТП для возможной их сопоставимости. Все эти условия должны выполняться независимо от типа системы и ее отраслевой принадлежности.
В соответствии со стандартами, АСУ ТП является автоматизированной системой управления для выработки и реализации управляющих воздействий на технологический объект управления в соответствии с принятым критерием управления. АСУ ТП включает в себя технологическое оборудование, средства автоматизации, оперативный персонал (операторы, технологи, диспетчеры), которые, взаимодействуя в реальном масштабе времени, управляют технологическим процессом по заданным алгоритмам и обобщенному технико-экономическому критерию при наличии технологических, экономических, социальных и экологических ограничений.
Метрологическое обеспечение АСУ ТП находится в стадии становления — методы и средства практически не разработаны. Это обусловлено прежде всего тем, что АСУ ТП как объект МО является оригинальным комплексом, к которому не применим традиционный подход, общепринятый в метрологии.
С точки зрения МО АСУ ТП можно выделить следующие основные признаки:
индивидуальность целевых и алгоритмических функций АСУ ТП одного типа;
органическая неразрывная связь комплекса технических средств измерения, регулирования, вычислительных комплексов, человека-оператора с конкретным технологическим объектом управления;
малосерийное и одноразовое исполнение для большинства АСУ непрерывных технологических процессов. В то же время изделия, комплектующие АСУ ТП, — средства измерений и средства автоматизации — являются серийными изделиями, к которым предъявляются общепринятые технические требования и которые должны иметь технические условия, предусмотренные ГОСТами;
АСУ ТП в отличие от комплекса технических средств ГСП в большинстве случаев не проходят стадий макетирования, лабораторной проверки, периодических и типовых испытаний в полном комплекте, а сразу же после проектной разработки комплектуются и монтируются непосредственно на конкретном технологическом объекте управления;
составляющие элементы АСУ ТП — объект управления, средства измерения, каналы связи, регуляторы, исполнительные механизмы, вычислительные комплексы в большинстве случаев удалены друг от друга (иногда на значительные расстояния), находятся в различных условиях эксплуатации и подвержены воздействию разнообразных влияющих факторов. Эти влияния настолько существенны, что могут свести к нулю ожидаемую экономическую эффективность от внедрения автоматизированной системы.
Условия эксплуатации всех технических средств на реальных объектах, как правило, не могут быть изменены и приведены к определенным, например, нормальным условиям. Это исключает возможность при испытаниях АСУ ТП определять или контролировать те метрологические характеристики (МХ) каналов измерения и точностные характеристики каналов управления, которые нормируются на стадии проектирования для нормальных условий. Поэтому часто эти характеристики АСУ ТП определяют расчетными методами. Эффективность таких расчетов целиком зависит от достоверности исходной информации, обоснованности методик расчета, опытности и квалификации проектировщиков систем.
Каналы АСУ ТП неравноценны по своему функциональному назначению. Самыми важными являются те, которые обеспечивают безопасные для обслуживающего персонала условия эксплуатации и безаварийное протекание технологического процесса. Вторичными по значимости являются каналы, обеспечивающие заданное количество и качество самых «весомых» (в экономическом плане) материальных и энергетических потоков, участвующих в производстве. При обследовании ряда АСУ ТП в металлургической, химической и энергетической промышленности оказалось, что только 10-15 % каналов являются — самыми значимыми и дорогими, а 90-85 % приходится на «маловесомые».
Разработка метрологического обеспечения конкретной АСУ ТП тесно связана с разработкой всех других ее основных составляющих и может быть проведена в полном объеме только при следующих условиях: определении обобщенного технико-экономического критерия управления) обосновании рационального объема первичной информации, поступающей с объекта и, обеспечивающей заданное качество продукции проработке количественной оценки величины экономического эффекта, получаемого от внедрения комплексов управления с учетом степени адекватности объектов управления и точностных характеристик и метрологических характеристик технических средств, входящих в состав АСУ ТП.
Особое внимание необходимо уделить отработке метрологического обеспечения АСУ ТП, когда в ее создании принимают участие организации многих ведомств, имеющие различный научный и технический уровень. Тогда возникают ситуации, при которых различные комплексы системы создаются и работают в соответствии с техническими условиями различных разработчиков и достижение необходимых точностных и технических характеристик системы в целом затруднено. Единственный выход из создавшегося положения — максимальное внимание вопросам метрологического обеспечения на стадии технического задания и технического проектирования системы.
Анализ АСУ ТП, как объекта МО, позволяет сформулировать некоторые общие принципы организации работ по метрологическому обеспечению АСУ ТП.
1. Метрологическое обеспечение АСУ ТП должно охватывать все виды преобразования информации и сигналов в системах. Это возможно осуществить, базируясь при разработке
структурных схем систем на корректном обследовании объекта автоматизации, с помощью аттестованных методик выполнения измерений, либо его моделировании.
2. В настоящее время требования МО АСУ ТП можно, в основном, распространить на технические средства систем и измерительно-информационные каналы.
Специфические трудности возникают здесь при более детальном рассмотрении систем, имеющих в своем составе как средства измерений, так и устройства, не относящиеся к ним (вычислительная техника). Распространение же требований метрологии на каналы и устройства, осуществляющие управляющие функции, когда будет разработана соответствующая нормативная база.
3. Метрологическое обеспечение АСУ ТП должно содержать единый комплекс нормированных МХ и показателей точности для всех звеньев для системы в целом-Згот
с должен отражать случайный характер погрешностей возникающих в АСУ ТП, и обеспечивать возможность обоснованной оценки расчетным путем МХ звеньев, а также оценки показателей точности результатов измерения, контроля управления, осуществляемых системами, с учетом действия на различные звенья систем различных по характеру и величине влияющих факторов.
4. Метрологическое обеспечение АСУ ТП должно содержать три составные части:
методики проведения работ;
технические средства МО;
структуру организации работ по МО, что особенно важно при метрологической аттестации систем.
При организации работ по МО АСУ ТП следует более полно учитывать как конкретные свойства систем, так и некоторые особенности их проектирования и эксплуатации, которые сводятся к следующему:
1. Так как в ряде случаев не обеспечивается единый подход к проблемам нормирования МХ средств измерений, контролирующих технологические процессы и сырье, а также отдельных компонентов системы, что приводит к метрологической несовместимости при их использовании в измерительных каналах (ПК) АСУ ТП, необходимо максимально использовать выпускаемые в рамках ГСП агрегатированные комплексы, минимально разнообразить применяемые методы измерений, что сведет к минимуму различия в номенклатуре МХ используемых систем измерения и методов их нормирования.
2. Так как имеющиеся сведения о характеристиках измеряемых величин paзличных технологических процессов часто недостаточны для научно обоснованного проектирования системы, то при решении вопросов применения конкретных технических средств на стадии разработки ТЗ и технического проекта АСУ ТП необходимо проводить дополнительные исследовательские работы по уточнению методик выполнения измерений, а если потребуется, то и их аттестации.
3. В тех случаях, когда методики расчета МХ измерительных каналов по МХ их звеньев и другие расчетные методики невозможно применить для расчета МХ измерительного канала АСУ ТП в целом, следует такой расчет проводить для отдельных частей канала с последующей стыковкой для получения МХ канала в целом. При невозможности проведения и таких расчетов следует определить МХ экспериментально на макетах ПК либо в процессе опытной эксплуатации АСУ ТП.
4. Методики испытаний и поверки ПК АСУ ТП должны быть ориентированы на использование выпускаемых в стране образцовых СИ. Недостающие образцовые СИ должны быть разработаны и аттестованы до начала испытаний СИ.
5. Нормативно-техническая документация, регламентирующая порядок проведения испытаний любого вида (внутренних, ведомственных, межведомственных), метрологическую экспертизу систем и метрологический надзор за ними в процессе эксплуатации, должна быть разработана как минимум на уровне стандартов предприятия.
Источник
Автоматизированные системы метрологического обеспечения.
Под метрологическим обеспечением понимается область деятельности, охватывающая теорию, методы, средства и правила обеспечения единства и точности измерений контроля и испытаний с целью достижения высокой эффективности производства и эксплуатации технических объектов.
Метрологическое обеспечение базируется на трех подсистемах:
1) Правовая – к ней относятся законодательные акты направленные на обеспечения единства измерений.
2) Техническая – в нее входят частные эталоны единиц и шкал, военные эталоны, рабочие эталоны, системы стандартных образцов состава и свойств веществ и материала, система стандартных справочных данных о константах и свойствах веществ и материалов, средства испытаний, поверок, специальных помещений необходимых для обеспечения единства измерений.
3) Организационная – входят в нее метрологические службы, государственные метрологические службы и метрологические службы юридических лиц.
Государственная метрологическая служба.
Основными задачами являются:
- Установление системы единиц и шкал.
- Установление основных понятий.
- Проведение фундаментальных научных исследований с целью создания точных методов и средств воспроизведения физических единиц и шкал.
- Установление экономически рациональной системы государственных эталонов.
- Устанавливает общие требования к метрологическим нормативным документам.
- Осуществляет государственный метрологический контроль и надзор.
- Проводит аккредитацию метрологических служб.
- Участвует в международных организациях.
Метрологические службы юридических лиц.
ü Анализ состояния с измерениями (необходимость и достаточность измеряемых параметров, наличие средств измерения, наличие рабочих эталонов, возможность автоматизации).
ü Проведение метрологической экспертизы технической документации.
ü Анализ точности технологического процесса и выявление причин брака.
ü Разработка методик измерений.
ü Рациональный выбор СИ.
ü Организация своевременной поверки и калибровки СИ.
Допускаемая погрешность измерений.
Согласно МИ 1317-86 «Результаты и характеристики погрешностей измерений. Формы представления. Способы использования при испытании образцов продукции и контроля их параметров», установлено, что нормы погрешности определяются, исходя из допускаемых вероятностей брака контроля. Аналогично дается определение в ГОСТ 8.051- 81.
Допускаемой погрешностью называется погрешность измерения, которая не должна превышаться при измерениях величины для определения ее наперед заданным значениям. Другими словами допускаемая погрешность устанавливает степень достоверности определения предельных значений измеряемой величины.
Для определения допускаемых погрешностей измерения существует два стандарта:
1) ГОСТ 8.051 – 81 «Погрешности допускаемые при измерении линейных размеров до 500мм.»;
2) ГОСТ 8.549 – 86 «Погрешности допускаемые при измерении линейных размеров до 500мм с не указанными допусками.»
ГОСТ 8.051 – 81.
В этом ГОСТе решены два принципиальных вопроса:
- установление числовых значений допускаемых погрешностей;
- установление правил определение приемочных границ с учетом допускаемых погрешностей измерения.
Значения допускаемых погрешностей.
1) Допускаемые погрешности установлены для 2 – 17 квалитетов. Значения погрешностей приняты как часть допуска (от 20% до 35%), причем для точных квалитетов процентная ставка больше.
2) Найденные по процентным значения, округлены с учетом точности существующих СИ.
3) Установленные значения являются наибольшими их можно увеличивать в двух случаях: а) если это увеличение учитывается введением приемочных границ,
б) если измерения проводятся с целью разбиения на размерные границы.
4) Допускаемая погрешность состоит из случайной и систематической части. Закон распределения случайной не определен и она принята равной . Случайная составляющая не должна превышать 0,6 от допускаемой погрешности.
Приемочные границы.
Ø Под приемочными границами понимаются значения измеренных размеров при которых деталь считается годной.
Ø Стандартом установлено, что приемочные границы могут совпадать с предельными размерами или могут быть сдвинуты внутрь поля допуска. Первый способ предпочтительней.
Ø При введении производственного допуска, границы смещаются внутрь поля допуска на величину не большую половине допускаемой погрешности.
Ø В стандарте принято положение об арбитражной перепроверки. Погрешность этой перепроверки не должна превышать 30% от допускаемой погрешности. В партии принятых деталей при арбитражной перепроверки могут быть выявлены бракованные изделия, если таких изделий для 2-7 квалитетов до 5%, 8-9 квалитетов до 4%, свыше 10 квалитета до 3% и их размеры выходят за приемочные границы не более чем на половину от допускаемой погрешности, то считается, что требования ГОСТ 8.051 – 81 выполнены.
ГОСТ 8.549 – 86.
Необходимость этого ГОСТа определена следующим:
1) Наличием ГОСТ 2567 – 83, который устанавливает допуски для свободных размеров.
2) Допускаемые погрешности по ГОСТ 8.051 – 81 для грубых квалитетов не позволяет использовать простейшие СИ. Что противоречит существующей практике.
Принцип построения ГОСТа 8.549 аналогичен с построением ГОСТа 8.051, особенностью является следующее:
a) допускаемая погрешность может составлять 50% от допуска;
b) не установлено соотношение между случайной и систематической погрешностями;
c) приемочные границы совпадают с предельными размерами;
d) при арбитражной перепроверки независимо от квалитета в принятой продукции может оказаться дл 7% размеров выходящих за допуск на величину не более половины допускаемой погрешности;
e) в силу ограниченности используемых СИ, в стандарте указаны правила выбора таких СИ с их указанием.
Общие понятия.
Методика выполнения измерений (МВИ) – это совокупность операция и правил выполнения которых обеспечивает получение результатов измерений с известной погрешностью.
Приписанная характеристика погрешности измерений – это характеристика погрешности любого результата совокупности измерений, полученного при соблюдении требований и правил данной МВИ.
Это понятие было изложено в МИ 1317 – 86 «ГСИ. Результаты и характеристики погрешностей измерений. Форма представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров».
В МВИ приписанные характеристики погрешности могут указываться в виде:
1) Нормы погрешности, которые устанавливаются как требования к точности измерений, исходя из допускаемых вероятностей брака контроля, вероятностей неверного срабатывания аварийной защиты, допускаемых размеров потерь при управлении и технологическим процессом и других негативных последствий, вызванных погрешностью измерения. Как правило, норма погрешности указывается . Если предполагается, что вероятность нахождения погрешности в указанных пределах близка к единице, то эта вероятность не указывается.
2) Предписанная характеристика погрешности, которая характеризует погрешность любого результата измерений, полученного при использовании определенных типов или экземпляров СИ по определенному алгоритму в оговоренных условиях.
3) Статистические оценки, которые получают в результате эксперимента. Эти оценки относятся к конкретным объектам измерения и условиям, при которых выполнялись эксперименты. Как правило, при использовании статистических оценок указывают доверительную вероятность.
Содержание МВИ.
МВИ может быть построена как отдельный документ или как часть другого документа, но при этом содержание остается неизменным.
МВИ содержит следующие разделы:
- Введение. В нем указывают назначение и область применения МВИ.
- Требования к погрешности измерения. В нем указывают приписанные характеристики погрешности измерений.
- Средства измерения и вспомогательные устройства. В этом разделе указывают все необходимые технические устройства, как правило, этот раздел выполняется виде таблицы:
где 1-наименования технического средства, 2- нормативные документы на метрологические характеристики или сами характеристики, 3- примечания, где указывают или измеряемую величину или сведения о поверках и калибровках.
- Метод измерений. Описывается метод положенный в основу измерения.
- Требования безопасности и охраны окружающей среды. Как правило, приводят ссылки на нормативные документы.
- Требования к квалификации оператора.
- Условия измерений. В этом разделе содержится перечень влияющих величин, их номинальные значения, границы их изменения, а так же требования к объекту измерения.
- Подготовка к выполнению измерений. В этом разделе описываются подготовительные работы, которые выполняют непосредственно перед измерением (пример: определение влияющих величин, сборку, схемы и т.д.).
- Выполнение измерений. Описывается последовательность операций, периодичность и число измерений, требования к промежуточным и конечным результатам.
- Обработка результатов измерений. Указываются алгоритм определения измеряемой величины, требования к протоколу измерения, требования и пользовательский интерфейс при использовании автоматизированных систем обработки результатов измерений.
- Контроль точности результатов измерений. В данном разделе приводятся сведения о нормативах, методах и средствах проведения первичного и периодического контроля погрешностей результатов по данной МВИ.
- Оформление результатов измерения. Содержит требования к форме в которой приводятся окончательные результаты измерений.
Разработка МВИ.
Для разработки МВИ необходимы исходные данные. К ним относятся: назначение МВИ, требования к погрешности измерений, условия измерений и др.
Разработка измерений включает следующие этапы:
ü Выбор методов и средств измерения.
ü Оценка погрешности измерения.
ü Разработка документа по МВИ.
Автоматизированные системы метрологического обеспечения.
Под метрологическим обеспечением понимается область деятельности, охватывающая теорию, методы, средства и правила обеспечения единства и точности измерений контроля и испытаний с целью достижения высокой эффективности производства и эксплуатации технических объектов.
Метрологическое обеспечение базируется на трех подсистемах:
1) Правовая – к ней относятся законодательные акты направленные на обеспечения единства измерений.
2) Техническая – в нее входят частные эталоны единиц и шкал, военные эталоны, рабочие эталоны, системы стандартных образцов состава и свойств веществ и материала, система стандартных справочных данных о константах и свойствах веществ и материалов, средства испытаний, поверок, специальных помещений необходимых для обеспечения единства измерений.
3) Организационная – входят в нее метрологические службы, государственные метрологические службы и метрологические службы юридических лиц.
Источник
Состав АСУ ТП — Организационное и метрологическое обеспечение АСУ ТП
5. Организационное обеспечение АСУ ТП — совокупность документов, устанавливающих порядок и правила функционирования оперативного персонала АСУ ТП, а также организационные мероприятия, направленные на успешное внедрение системы и на безопасное ведение технологического процесса.
В частности, к организационному обеспечению АСУ ТП относятся:
- технологический регламент производства в условиях функционирования АСУ ТП;
- описание функциональной, организационной и технической структур автоматизированного технологического комплекса;
- штатное расписание, должностные инструкции технологического и оперативного персонала в условиях функционирования АСУ ТП;
- инструкция по пуску и останову технологических агрегатов в условиях АСУ ТП;
- обучение персонала работе с АСУ ТП;
- правила техники безопасности в условиях АСУ ТП.
6. Метрологическое обеспечение АСУ ТП — установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерения.
Возможность применения результатов измерений для правильного и эффективного решения любой задачи определяется следующими тремя условиями:
- результаты измерений выражаются в узаконенных (установленных законодательством России) единицах;
- значения показателей точности результатов измерений известны с необходимой заданной достоверностью;
- значения показателей точности обеспечивают оптимальное в соответствии с выбранными критериями решение задачи, для которой эти результаты предназначены (результаты измерений получены с требуемой точностью).
Если результаты измерений удовлетворяют первым двум условиям, то о них известно всё, что необходимо знать для принятия обоснованного решения о возможности их использования. Такие результаты можно сопоставлять, они могут использоваться в различных сочетаниях, различными людьми, организациями. В этом случае говорят, что обеспечено единство измерений — состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности результатов не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Правила и нормы по обеспечению единства измерений установлены в Законе РФ «Об обеспечении единства измерений» и в нормативных актах Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).
Третье из перечисленных выше условий определяет требования к точности применяемых методов и средств измерений. Недостаточная точность измерений приводит к увеличению ошибок и, как следствие, к экономическим потерям. Завышенные требования к точности измерений требуют дополнительных затрат на приобретение более дорогих средств измерений. Поэтому это требование влияет не только на метрологические, но и на экономические показатели системы. Если при измерениях соблюдаются все три условия (обеспечивается и единство, и требуемая точность измерений), то говорят о метрологическом обеспечении.
Необходимо отметить, что в АСУ ТП данные, полученные от измерительных преобразователей, проходят целый ряд этапов обработки и преобразования:
- аналоговая фильтрация от высокочастотных помех;
- дискретизация сигнала во времени;
- аналого-цифровое преобразование с определенной разрядностью;
- цифровая фильтрация.
Такая обработка, в общем случае, изменяет метрологические характеристики результирующих данных в сравнении с исходными данными от датчика, вносит временную задержку. Поэтому для корректного использования данных АСУ ТП (например, данных коммерческого учета тепловой и электрической энергии) необходимо выполнить оценку метрологических характеристик этих данных с учетом всех этапов обработки.
Источник