Введение
Обеспечение эффективности достижения целей функционирования системы безопасности жизнедеятельности может быть достигнуто по двум взаимосвязанным направлениям: качеством этой системы и организаторской деятельностью, руководством функционированием этой системы со стороны органов управления.
В русском языке синонимом слову руководство является – управление. В настоящее время нет единого понятия управления. Наиболее приемлемое определение может быть следующее:
Управление БЖД есть целенаправленное постоянное руководство со стороны руководителей, органов управления всех уровней подчиненными силами, осуществляемое с целью полного и эффективного выполнения стоящих задач БЖД.
Сама система управления БЖД включает три элемента:
- Силы: орган управления, штат организации, предприятия, объекта экономики;
- Средства: техника, оборудование, здания и сооружения, где осуществляется деятельность соответствующего коллектива
- Единство целей и задач, т.е. первые два элемента объединены третьим.
Любой процесс деятельности коллективов только тогда возможен, если он управляем. Изучению этого посвящена настоящая лекция. Правда, в лекции, учитывая вашу специализацию, мы акцентируем внимание больше на законодательную базу (основу) управления БЖД.
7.1 Правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности
Обеспечение безопасности жизнедеятельности достигается в конечном счете правильностью и своевременностью принимаемых соответствующих управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объединениях, предприятиях и в организациях. Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями (рис. 7.1) являются обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.
Рис. 7.1. Схема управления БЖД
Законы подзаконные акты. Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них прежде всего Министерство природных ресурсов (Минприродресурс), Министерство труда и социального развития РФ: (Минтруд), Министерство здравоохранения РФ (Минздрав), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и их территориальные органы.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных, условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей».
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г., введен в действие с 3.02.1992 г.).
Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс РФ.(1995), Земельный кодекс РСФСР (1991), законы Российской Федерации «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999) и «Об отходах производства и потребления» (1998).
В качестве примеров подзаконных актов по охране окружающей среды приведем постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка разработки, и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», а так же документы специально уполномоченных органов: «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы ОНД—90», «Об утверждении положения об оценке воздействия на окружающую среду» и «Основные положения аудирования в Российской Федерации».
Среди законодательных актов по охране труда отметим Федеральный закон «Об основах охраны труда» (1999) и Кодекс законов о труде. РСФСР (с изменениями и дополнениями, 1992 г.), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.
В условиях рыночных отношений большую роль призван сыграть Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998).
Из подзаконных актов отметим постановление Правительства Российской Федерации «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» (1999) и «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (1999 г. с изменениями 2000 г.), а также «Положений об аттестации рабочих мест по условиям труда (Минтруд, 1997).
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы Российской Федерации «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995).
Нормативно-техническая документация (НТД). Эта документация по охране окружающей среды включает федеральные, республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строительные нормы и правила Комитета по строительству и коммунально-жилищному комплексу Российской Федерации, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства частично используют документацию организаций, правоприемниками которых_они являются: Минздрава СССР, Госстроя СССР, Госстандарта СССР, Госкомприроды СССР и Минприроды СССР, Госгидромета СССР, Госкомэкологии Российской Федерации.
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования. В группе 12 части 2 системы, разрабатывающейся в 1982— 1993 гг., представлены нормы отвода земель под различные строительные объекты. Особо отметим СНиП 2.04.03—85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в котором подробно рассмотрены мероприятия и устройства по очистке сточных вод, их обеззараживанию, а также по утилизации осадков, полученных при очистке (группа 04 части 2 системы СНиПов)*[С 1994 г. начата разработка новой системы СНиПов, имеющей другую структуру].
Система стандартов «Охрана природы» — составная часть государственной системы стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов стандартов. Кодовое название комплексов: 0 — организационно-методические стандарты; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — биологические ресурсы; 4 — почвы; 5 — земли; 6 — флора; 7 — фауна; 8 — ландшафты; 9 — недра.
Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса «гидросфера» и кончая комплексом «недра», включает в себя шесть групп стандартов. Комплекс 0 включает одну группу (0) «Основные положения». Содержание всех групп стандартов представлено в табл. 7.1.
Таблица 7.1. Содержание групп стандартов области охраны природы
Источник
Гост управление бжд
ГОСТ Р 22.3.08-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термины и определения
Safety in emergencies. Culture of life safety. Terms and definitions
Дата введения 2014-10-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, приведены после стандартизованного термина и отделены от него точкой с запятой.
Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, которые заключены в рамки из тонких линий.
Помета, указывающая на область применения многозначного термина, приведена в круглых скобках светлым шрифтом после термина. Помета не является частью термина.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой или словосочетанием на базе аббревиатуры, — светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области культуры безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
1 воспитание (в области безопасности жизнедеятельности человека при чрезвычайных ситуациях): Формирование личности, осознающей потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения и действий при чрезвычайных ситуациях.
2 комплексная безопасность человека в чрезвычайных ситуациях; комплексная безопасность человека в ЧС: Состояние защищенности от реальных и прогнозируемых угроз природного, техногенного и социального характера, обеспечивающее безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
3 пропаганда знаний (в области безопасности жизнедеятельности человека при чрезвычайных ситуациях): Целенаправленное распространение информации о правилах и порядке поведения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
4 формирование культуры безопасности жизнедеятельности человека при чрезвычайных ситуациях; формирование КБЖ при ЧС: Деятельность по привитию человеку необходимых знаний, умений и навыков по защите от опасностей, а также воспитанию внутренней осознанной потребности следовать существующим нормам и правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
5 информирование населения (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Комплекс мероприятий по доведению до населения сведений об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, порядка действий по сигналам оповещения и способам защиты от опасностей.
6 обучение населения (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Целенаправленный процесс организации деятельности всех групп населения по овладению знаниями и умениями по соответствующим программам в интересах защиты от опасностей, вызванных чрезвычайными ситуациями.
чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Примечание — Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные).
8 угроза чрезвычайной ситуации; угроза ЧС: Складывающаяся неблагоприятная обстановка, способная перерасти в чрезвычайную ситуацию.
9 аварийно-спасательные работы в чрезвычайных ситуациях; аварийно-спасательные работы в ЧС: Работы в зоне чрезвычайной ситуации по ее локализации и ликвидации, поиску и спасанию людей, оказанию пораженным первой помощи и их эвакуации.
10 нештатное аварийно-спасательное формирование; НАСФ: Структура, созданная из работников организации, прошедших специальную подготовку, оснащенная соответствующей техникой, оборудованием, снаряжением и инструментами, предназначенная для выполнения аварийно-спасательных работ в зонах поражений и чрезвычайных ситуаций.
11 обучаемые по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций группы населения; обучаемые по ГОЧС группы населения: Условное деление населения в интересах эффективной организации процесса его подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
12 правила (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Положения, установленные нормативными правовыми документами в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения защиты населения и территории при их возникновении.
13 требование (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Документально закрепленный норматив, который должен быть выполнен в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций и обеспечения защиты населения и территории при их возникновении.
14 единая система подготовки населения (в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций): Совокупность органов управления, образовательных, научных учреждений и организаций и используемых ими программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
15 морально-психологическая подготовка (в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций): Деятельность по формированию у населения необходимых качеств, позволяющих успешно переносить значительные моральные, физические нагрузки и сохранять психологическую устойчивость поведения в опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.
Примечание — РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
17 подготовка населения (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Целенаправленный процесс организации деятельности всех групп населения по овладению знаниями и умениями, а также приобретению практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях и обеспечению безопасности жизнедеятельности.
18 повышение квалификации (в области защиты от чрезвычайных ситуаций): Совершенствование или получение должностными лицами и работниками РСЧС всех уровней новой компетенции, необходимой для их профессиональной деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций, или повышение их профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Примечание — Компетенция: 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной области.
19 должностное лицо РСЧС: Лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
20 работник РСЧС: Физическое лицо, в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление деятельности по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
21 учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; УМЦ ГОЧС: Образовательная организация дополнительного профессионального образования, осуществляющая обучение должностных лиц и работников гражданской обороны и РСЧС, методическое сопровождение деятельности курсов гражданской обороны и подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
22 учебно-консультационный пункт по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; УКП ГОЧС: Структурное подразделение (работник) органа управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям с оборудованным помещением для проведения мероприятий по подготовке неработающего населения и оказания консультационных услуг другим группам населения.
23 уголок по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; уголок ГОЧС: Информационно-справочный стенд с материалами для пропаганды знаний и информирования населения по вопросам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
24 штабная тренировка по защите от чрезвычайных ситуаций; ШТ по ЧС: Форма слаживания органов управления и совершенствования практических навыков должностных лиц РСЧС в выполнении ими функциональных обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
25 командно-штабное учение по защите от чрезвычайных ситуаций; КШУ по ЧС: Высшая форма совместной подготовки координационных органов, органов постоянного и повседневного управления РСЧС по организации и выполнению мероприятий защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также управлению силами РСЧС на фоне конкретной, непрерывно развивающейся оперативно-тактической обстановки.
26 комплексное учение по защите от чрезвычайных ситуаций; КУ по ЧС: Форма совместной подготовки руководящего состава, органов управления и сил РСЧС, а также работников организаций по вопросам выполнения мероприятий защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Источник
Гост управление бжд
ГОСТ Р 22.3.07-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Безопасность в чрезвычайных ситуациях
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Safety in emergencies. Culture of life safety. General provisions
Дата введения 2015-04-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ), а также требования к организационно-методической работе в области безопасности жизнедеятельности, которыми следует руководствоваться при разработке проектов нормативных правовых, организационных и методических документов в области различных аспектов безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения
ГОСТ Р 22.3.08 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 55059 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты". Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте использованы термины по ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.3.08, ГОСТ Р 55059, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 безопасность жизнедеятельности; БЖД: Состояние человека, общества и государства, при котором отсутствуют опасности и угрозы нанесения неприемлемого ущерба их жизненно важным интересам.
Примечание — неприемлемый ущерб: ущерб людям или окружающей среде, который: а) угрожает жизни или здоровью людей, или б) является серьезным и практически невосполнимым, или в) является несправедливым по отношению к нынешнему или будущим поколениям, или г) наносится без должного внимания к правам тех, кому он причиняется.
3.1.2 культура безопасности жизнедеятельности; КБЖ: Составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.
3.1.3 основы безопасности жизнедеятельности; ОБЖ: Уровень знаний, умений и навыков по основным аспектам безопасности, получаемый человеком в семье и образовательных учреждениях дошкольного и общего образования.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
БЖД — безопасность жизнедеятельности;
ГО — гражданская оборона;
КБЖ — культура безопасности жизнедеятельности;
ОБЖ — основы безопасности жизнедеятельности;
ОКСИОН — общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
РСЧС — единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
СЗИОНТ — система защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте;
ЧС — чрезвычайная ситуация.
4 Общие положения
4.1 Культура безопасности жизнедеятельности характеризуется уровнем подготовленности в области БЖД и осознанной потребностью в соблюдении норм и правил безопасного поведения.
4.2 Условия формирования КБЖ во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.
4.3 Основными целями формирования КБЖ являются:
— снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС;
— минимизация количества пострадавших в ЧС;
— обеспечение безопасности человека, общества и государства;
— оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС.
4.4 В зависимости от состояния общественной организации человека КБЖ формируется на индивидуальном, коллективном и общественно-государственном уровнях.
4.5 На формирование КБЖ влияют:
на индивидуальном уровне:
— качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;
— индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;
— ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;
на коллективном уровне:
— мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения БЖД: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;
— профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;
на общественно-государственном уровне:
— система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;
— обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;
— развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;
— общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;
— государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.
4.6 Формирование КБЖ должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.
4.7 При формировании КБЖ необходимо учитывать широкий спектр опасностей, сосредотачивая основные усилия на обеспечении:
— безопасности в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
— безопасности на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;
— безопасности в быту и поддержания здорового образа жизни;
— безопасности дорожного движения;
— безопасности в области экологии и природопользования;
— безопасности в области энергетики.
4.8 Перечень основных усилий, направленных на обеспечение различных видов безопасностей, должен уточняться по результатам мониторинга состояния КБЖ и развития новых технологий.
5 Направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности
5.1 Основными направлениями формирования КБЖ являются:
— формирование государственной политики в области обеспечения БЖД;
— подготовка всех групп населения в области БЖД;
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
— контроль и надзор в области обеспечения БЖД;
— социализация человека в обществе.
5.2 Формирование государственной политики в области обеспечения БЖД включает в себя:
— развитие и совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в области обеспечения БЖД, в том числе совершенствование механизмов реализации государственной политики и законодательное закрепление новых подходов к БЖД с учетом современных требований к защите населения от опасностей в мирное и военное время;
— создание и совершенствование структуры государственных институтов и организаций, обеспечивающих безопасность в ЧС;
— проведение научных исследований в области обеспечения БЖД и внедрение полученных результатов в практику;
— организацию разработок и внедрение систем комплексной защиты населения;
— совершенствование нормативной и методической базы по обучению и пропаганде знаний в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Источник
ССБТ. Система стандартов безопасности труда
Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила организационно-технического, метрологического, санитарно-гигиенического характера, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Целью ССБТ является установление комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области стандартизации безопасных условий труда.
ССБТ не исключает действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в том числе и правил, утвержденных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.
Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения (переиздания) стандарта.
Примеры: ГОСТ 12.0.001–82, ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031 и др.
В ССБТ входят следующие классификационные группировки:
0 – организационно-методические стандарты;
1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;
3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам;
4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.
Стандарты группы «0» устанавливают:
организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.);
требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда, управление системой охраны труда и др.).
Стандарты группы «1» устанавливают:
- требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
- методы контроля нормируемых параметров и характеристики опасных и вредных производственных факторов;
- методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты группы «2» устанавливают:
- общие требования безопасности к производственному оборудованию;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «3» устанавливают:
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «4» устанавливают:
- требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
- методы контроля и оценки средств защиты;
- классификацию средств защиты.
Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».
Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются межгосударственными стандартами. В необходимых случаях государства — участники Соглашения могут разрабатывать национальные стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4, развивающие и конкретизирующие положения межгосударственных стандартов ССБТ.
Национальные стандарты ССБТ должны быть гармонизированы с межгосударственными стандартами ССБТ и не должны нарушать их требования, а также правила и нормы безопасности, установленные органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Источник
Гост управление бжд
> endstream endobj 11 0 obj 859 endobj 9 0 obj >> /Contents 10 0 R /CropBox [0 0 612 792] >> endobj 13 0 obj > stream Gat%!_2[J/%/^?$%rNLr;K?Rk#S+)&\:W4LO6aQ2(!3/gbpA;(LEK6a8BqVmYE.^pLN?fp2t>79 l5mFpiFAXCF&1:KrZ2RdU:eu1&^a:: kV1tGgL]oJehYB
WHpO7 2^AZrdATYtn8\UIoZ[]*pWM.jK7^ NDuWfJl!r@!5:SG\HsUQ.BEpi>Z_9p!pR57’N=E)C0_K5bLKI]X`JSj_Y V@Jl64PeY?S;u`P`R’—pC(H-/&*WPj[DJLH]IUt7G5’Ck0(u/8qHBHM c`0nePb9″&KstfkD8#>d0″kt-gl!hAS:,Ze[r;R(^Itl?GY3AjYrJ7Dg:bM^BCo7J(Z,»:5NJWm f21″sdJT`Up+’GYG]i]eH2_+IU9QlJ^&HhP!Ddru%fcS0
> endstream endobj 29 0 obj 971 endobj 27 0 obj >> /Contents 28 0 R /CropBox [0 0 612 792] >> endobj 31 0 obj > stream Gb!SnbDn-_%G_OKs%kr,’tpXT0EQ@Bm1,4`O:,S2Gj!^EE#g(Xq»H»2UdVI/>r21*S41bGQ!Vu! l\Oi\f@Q@7)Qar*4-(g!?ba7fr97VolUPH>Y b-SS,+6Io#j.+Hqmq&»o#J]/1Sr)0(- anDiM_MiFJ^E+ORD)_LVL!-P&r9gYL8Tj:=s!»6VNQors;3*-m.fP)5d H+8)TL7)+b2k»S-\._/O-b/#j$K+!`Ol1G7qQM6+-=NfQ>P]MeTrl_Ak[!]FW1″7tq+t\[a,SH6 en[(acl^jG!o`HKeLm!LAiiI[SZ+l;D;rDp8^\7X>?3YCrDnN9″n1-V%/A5Rq>]qcpljV7oD??4 5J4`*»AQuhUJF5cfWi*dj^5p_?XI\rF:-B^I/`;tD`ZjHk&D»BP0)D\mZ+>rW\’Lt63>7^2N0Qa HH5_J@cf83H0E9, US9iKLUY'»;Bej1e5HkqX».R^UZF3+’L&O4(F4’tGd’raJf7fi.(Gq0a gc.;P)42iXmUe7uZLC%1o,&,YNU;]0NB-IQj;e=bmTRuQGMnXg$fBYm/m6W ?G)4iV(b($bXraY_!ESY$.K*QMSh0AB:aP854Eh](.lt9M,$C5bfg>?o`qC-pnd`Ii; «
eE%^Gl[C4%BT1igJo$Xs3L5″S]I_#9^;» 5M[U_e$E.4/TDHISIkNhSq?[I4cuL5m’d)V6@A;#rZH$TL4K:j4*H;0U/21+SXR/]%*tpEBiN9S V4^\d0j!^`Pt(.)MDE_&3*@Q5fYljQ37YJTa+»$CYp[`9kklmsFs^C]kT’hI*;a9iHV%3!Q!VQq au?.R$;c8/d 95qML!XqaCg+>L75CJjFH#*Y3eHp&@cuC9IRj^4Sir.VMVT5 :!FChcB):jiM2TbQusk9PH-RW2FlFac-4UbP\C?.ZZG»2)4$0fG%4TCBR-?inqTR@g8\_`]Sl7/ +fp!\D_\I#%=*-e/`:_WbEe)7″/VPOVWJ»S@n)=AamZK)TuffMp]$r/r !^OcGd8h»Q$q:doG
> endstream endobj 35 0 obj 3743 endobj 33 0 obj >> /Contents 34 0 R /CropBox [0 0 612 792] >> endobj 37 0 obj > stream Gb!ks>E7Gl%/^Wt488kX7Ht mP=C;20>#4nMf?6sl/`o]ASNet+?dnu»o`DBLd-I^d]#piHf][H,Pg?^b?gg:p@_NVh s0a/+W+(fe uECP1KYB>h6@ 1b*a8m+»V’\ LNGkPR+5lV,07pdn/D\G2H;P8A!HLR»q.>!gCZL[ZrpjH * Z_(rEHeQbfF`-8j:\[%L8),70 9T19,cKH3B9FkS@&F];D,]YGmf` B[8RMEud!o’n*4&8JfGB7D[Wk+8K»»?Wh!LXoJG%
> endstream endobj 50 0 obj > stream Gar’$_.pkA%#44r$6@kgEOp54V.5TSgX351E+C7N1pTuK6f*94;Grmt`o@»_s-Cp+q/»\20]*MI V$+JE-T$N[OJ&AbF)h0Zk:sZ]FiVnL_C41l;kgPU5!W,!H)N\K=l=68MbcBc\Vh^&4M]q=dV@[b 0g9:s:/F8_K;2ak]%VD8,@u5a:5r2):Wl>’eT0O+0fYVr72!cG’ih556hR9U(W>a6?>«oj0+`L ^JF/$HS3SfR[E9n?B[`>e,C(:`(]:c#IiZ*ci=%G
> endstream endobj 53 0 obj 273 endobj 0 0 obj > endobj 54 0 obj > /DW 1000 /W [ ] >> endobj 56 0 obj > endobj 57 0 obj > stream Gau0f$%,_&g%TRU4_I+Ta\’F3A1!ME%?M.S/tgFM73G$.=IKMa! G^a&@G_#EEsZ7=n,(u1qn;ap5QA’^k ;7mB%=Y`PioL(_]+]»\iq_VkqLNh %6$-$ACl bk 2QD-Dq5>cTj_8%fK-R3(V/GE@RR^,(CT*];DgIKRPLdN._;YKm@E)jh/EM#-OWaRgo=@K$ec 2JT&\.Wr+FY*U>V)oB.-4\aGTkV;cIQ+rl] 7/f)oPQ:GlZ7sHrS>UR]K\$IeuIpoPGQMrj*`r=+UcnHr$hi,tnC+j>J _,fH%%R8BJJot*jUVh+SCnnM^+kP@OPV8mOF:3D0kLWP.Fq*9DZKQ»‘B1pbqj’et;)qf]=/Ug[2 N^[#C$&sLjlJW-!C2Ntomqm’#.X5n.OI#)`6Nb)X9p`*C9)=7AhAYTu470U]T$;,.mA3RZL82-J ,’ch[SA&I;Cd^3(Kg1U7q`X()%.F5IZO4=fFIGlZ0:Gsn’bPj4l!!l4q(pcPdC]g»k:10(/5Lmn ITT+cq;6 #/d?f6r)HmSp»TYNQ-d(U-E?, LgT4_4R:Wdl&J^tS»+jRhlP/EaJU6^N-p$L*u@n@lf5’`V5N2X]r]*]eHSV=@4tDeS(JBrnDENe F@!U$fJH.l)#=VI9Uc»%B6`JrR/’aEh/l+[+>59″![I02H !aVqIlGS1GIfelgPb`6’rR=G2,\X9NTYHKbXcqn*d;0K0mb#jg6b=isTC(!8TS#6##5YHq ;P&^>(UR.gMM.;7QGPjiBJ$om[o»LL1!ZEKC6S9:IAQqg3O.NJ*SA9-6],XD_Ku5>rLBn\e**tU )DoFZA?EpC\0\5-h.Ij3hDfCa!]+#X’l.C5[1C\RD7k$*4CY mR(fWeruQTA+Y+mpe@t=3B0bXfj?d@ @f^J=di_dSqV)$bk4 Cp feAZL]4 B`l:p;?uhBl\RdIeq%/%jk=4’7,M49″*]AtOK&W!j1Y:j(hG2)BXkhRrRDS$?TNLt0lk5%@7)[s ),a]rGgJ_5JH#NDp*hQ^k’Pm/\N.?/]s=tjAnIj:V5?59P7ePgj’mAR3!@hj7KZeZR8mEh52XR: %@S$g19]/D5)dWf[QWhAqGH)X44i =C#G!Sk[ee?;/F8B_68QR$XJg’s,s=;3>-fAl
> endstream endobj 55 0 obj > stream Gar’$_.pkA%#44r$6@kgEOp54V.5TSgX351E+C7N1pTuK6f*94;Grmt`o@»_s-Cp+q/»\20]*MI V$+JE-T$N[OJ&AbF)h0Zk:sZ]FiVnL_C41l;kgPU5!W,!H)N\K=l=68MbcBc\Vh^&4M]q=dV@[b 0g9:s:/F8_K;2ak]%VD8,@u5a:5r2):Wl>’eT0O+0fYVr72!cG’ih556hR9U(W>a6?>«oj0+`L ^JF/$HS3SfR[E9n?B[`>e,C(:`(]:c#IiZ*ci=%G
> endstream endobj 58 0 obj 273 endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj xref 0 59 0000000000 65535 f 0000000010 00000 n 0000135916 00000 n 0000135971 00000 n 0000001538 00000 n 0000000210 00000 n 0000001515 00000 n 0000026237 00000 n 0000067818 00000 n 0000002712 00000 n 0000001730 00000 n 0000002689 00000 n 0000003768 00000 n 0000002905 00000 n 0000003745 00000 n 0000006982 00000 n 0000003962 00000 n 0000006958 00000 n 0000011783 00000 n 0000007176 00000 n 0000011759 00000 n 0000014391 00000 n 0000011977 00000 n 0000014367 00000 n 0000016095 00000 n 0000014585 00000 n 0000016071 00000 n 0000017383 00000 n 0000016289 00000 n 0000017360 00000 n 0000020843 00000 n 0000017577 00000 n 0000020819 00000 n 0000024904 00000 n 0000021037 00000 n 0000024880 00000 n 0000026053 00000 n 0000025088 00000 n 0000026030 00000 n 0000026394 00000 n 0000066969 00000 n 0000027386 00000 n 0000027604 00000 n 0000067795 00000 n 0000067975 00000 n 0000109805 00000 n 0000068985 00000 n 0000069203 00000 n 0000110651 00000 n 0000110832 00000 n 0000122898 00000 n 0000111047 00000 n 0000111268 00000 n 0000123272 00000 n 0000123453 00000 n 0000135519 00000 n 0000123668 00000 n 0000123889 00000 n 0000135893 00000 n trailer > startxref 136111 %%EOF
Источник