Аттестация
На базе ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы" на протяжении 16 лет работает экспертная группа по аттестации врачей по специальности "Психиатрия", "Психотерапия", "Клиническая медицинская психология" (детская) и "Логопедия".
Основная цель аттестации – стимулировать рост квалификации специалиста, повышая персональную ответственность за выполнение профессиональных и должностных обязанностей.
Задачами аттестации врачей, медицинских психологов и логопедов является не только обеспечение дифференциации уровня оплаты труда, но и стимулирование целенаправленного личностного профессионального роста, повышение эффективности и качества труда.
Решению перечисленных задач подчинена работа экспертной группы по аттестации детских психиатров, психотерапевтов, клинических (медицинских) психологов и логопедов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.
Состав экспертной группы
Впервые экспертная группа была организована в 1998 году. В нее входят ведущие специалисты в области психического здоровья детей и подростков.
В настоящее время в состав специализированной экспертной группы входят:
- председатель – руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" МЗ России, главный внештатный детский специалист психиатр Департамента здравоохранения города Москвы, д.м.н. Портнова А.А.;
- заместитель председателя – директор ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ", к.м.н. Бебчук М.А.;
- секретарь – заместитель главного врача по психолого-педагогической работе ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" Серебровская О.В.;
- члены экспертной группы:
— заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ России, д.м.н. Шевченко Ю.С.;
— доцент кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ России, к.м.н. Данилова Л.Ю.;
— врач-психиатр детский ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ", к.м.н. Лазарева И.И.;
— руководитель лаборатории психологии детей и подростков ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" МЗ России, д.пс.н. Дозорцева Е.Г.;
Высокая квалификация и компетентность членов экспертной группы позволяет организовать процесс таким образом, чтобы при оценке работы каждого специалиста были обеспечены независимость и объективность экспертных оценок, а также открытость квалификационных процедур.
Каким образом проводится аттестация
Получение квалификационных категорий детскими психиатрами, психотерапевтами, клиническими (медицинскими) психологами и логопедами осуществляется на основании проверки их профессиональных знаний и навыков.
Очень важно понимать, что при аттестации происходит не сравнение сотрудников между собой, а сопоставление "сотрудник – стандарт работы". Экспертами учитываются творческое отношение специалиста к профессиональной деятельности, открытость инновациям, готовность внедрять в работу новые технологии оказания врачебной и психологической помощи.
Что представляет собой аттестационная процедура
Аттестация представляет собой процедуру формализованной (но не формальной!) оценки соответствия деятельности конкретного специалиста стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. Оценка аккумулирует результаты работы за конкретный период.
Процесс получения квалификационных категорий включает в себя несколько этапов, важнейшими из которых являются:
1.Рассмотрение документов, представленных специалистом;
2.Оценка соответствия профессиональных знаний и навыков специалиста требованиям, предъявляемым к соответствующим категориям, на основе представленной претендентом документации и отчета;
3.Теоретический экзамен (тестовый контроль знаний) по специальности;
Следует подчеркнуть, что содержательный анализ работы аттестуемого предполагает не только оценку умения продемонстрировать свои профессиональные возможности, но и выявление его способности решать профессиональные проблемы в сотрудничестве со специалистами смежных областей, а также анализировать и обобщать опыт проделанной работы.
Отчет специалиста, содержащий анализ профессиональной деятельности за последние три года, должен не только включать описание выполненных работ, но также содержать выводы о собственной профессиональной деятельности, данные о рационализаторских предложениях, патентах, публикациях, сделанных докладах, об участии в работе научного общества и профессиональной ассоциации.
Тестирование (теоретический экзамен) предусматривает выбор варианта ответа на вопросы, соответствующие уровню требований к теоретической подготовке специалиста, и признается пройденным при условии не менее 70% правильных ответов на тестовые задания. Собеседование проводится при условии успешного прохождения тестового контроля знаний и представляет собой опрос специалиста членами экспертной группы по теоретическим и практическим вопросам, соответствующим специальности, заявленной в квалификационной документации.
Какие решения принимает экcпертная группа
- Экспертная группа аттестационной комиссии на заседании принимает одно из перечисленных решений:
- присвоить квалификационную категорию;
- подтвердить присвоенную ранее квалифицированную категорию;
- снять квалификационную категорию с присвоением более низкой;
- лишить квалификационной категории;
- перенести сроки аттестации;
- отказать в присвоении квалификационной категории.
Решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании является решающим.
Как присваиваются квалификационные категории
Аттестация проводится аттестационными комиссиями раз в 5 лет по 3 квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Как правило, реализуется принцип последовательного присвоения квалификационных категорий (вторая — первая — высшая).
Квалификационные категории присваиваются специалистам, имеющим уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствующих квалификационным характеристикам специалистов, и стаж работы по специальности не менее трёх лет (вторая категория); не менее пяти лет (первая категория); не менее семи лет (высшая категория).
Специалист может получить квалификационную категорию как по основной, так и по совмещаемой специальности.
Документы, необходимые для прохождения аттестации
Для оформления аттестационного листа специалист представляет в аттестационную комиссию паспорт, диплом о высшем профессиональном образовании, диплом о дополнительном образовании (профессиональной переподготовке), документы о прохождении курсов (циклов) повышения квалификации, трудовую книжку, заверенную копию титульного листа Устава учреждения.
Среди документов, которые представляются в аттестационную комиссию, особую роль играет отчёт о профессиональной деятельности врача, психолога или логопеда, заверенный руководителем организации. Отчёт, написанный в свободной форме, содержит анализ профессиональной деятельности за последние три года работы, достоверные данные в описании выполненных работ, выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи. Аналитический отчёт должен раскрывать основные проблемы, по которым обращались к специалисту в соответствующее подразделение, а также обеспеченность их решения научными, методическими средствами. Имеющиеся публикации представляются в виде копий. Нередко специалисты прилагают к отчёту авторские программы и научно-практические материалы.
По результатам рассмотрения документации председатель экспертной группы определяет членов экспертной группы для рецензирования отчёта о профессиональной деятельности специалиста.
Документы подаются секретарю экспертной группы не позднее 4-х месяцев до окончания действия имеющейся квалификационной категории. Подача документов осуществляется специалистом лично секретарю экспертной группы по адресу: ул. Николоямская, дом 20; ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ, 5 корпус, каб 211.
Итоги работы
За шестнадцать лет работы экспертной группой проведено 580 аттестационных процедур. С 2007 года экспертная группа осуществляет аттестацию не только детских психиатров и психотерапевтов, но и клинических (медицинских) психологов. За годы работы высшая квалификационная категория была присвоена или подтверждена 350 раз, первая – 176 раз, вторая – 53 раза. Отмечается тенденция к существенному увеличению доли клинических (медицинских) психологов, проходящих аттестацию, за счет повышения роли медицинского психолога в диагностическом и психореабилитационном процессе.
Контакты
По вопросам, связанным с аттестацией врачей детских психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов, логопедов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, можно обращаться к секретарю экспертной группы — Серебровской Ольге Вячеславовне.
Приём документов психиатров и психотерапевтов
Адрес ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ": Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А, корпус 5 "Администрация".
Телефоны: +7 (495)954-36-53; +7 (495)954-47-61
Приём документов психологов и логопедов
Адрес ГБУЗ Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ: Москва, ул. Николоямская, дом 20, 5 корпус, каб 211.
Телефоны: +7 (495)915-07-84; 8(910)414-14-32 Серебровская Ольга Вячеславовна
Как пройти аттестацию?
Аттестационное тестирование специалиста проходит по адресу: г. Москва ул. Николоямская д.33 стр. 1 (м. Таганская кольцевая) – Медицинский колледж № 7 ДЗМ.
Запись на аттестационное тестирование осуществляется:
- по телефонам с 9.00 до 17.00 ВТ, СР, ПТ: 8 (495) 339-43-44, 8 (910) 081-97-22;
- при личном обращении с 9.00 до 16.00 СР по адресу: г. Москва, ул. Николоямская д.33 стр. 1.
Перечень документов (оригиналы), необходимых для прохождения аттестационного тестирования:
1. Паспорт гражданина РФ;
2. Удостоверение о присвоении квалификационной категории (для специалистов, подтверждающих квалификационную категорию);
3. Действующий сертификат специалиста, соответствующий получаемой или подтверждаемой квалификационной категории;
4. Свидетельство или удостоверение о прохождении повышения квалификации за последние 5 лет, но не ранее даты присвоения имеющейся квалификационной категории;
5. Справка с места работы (справка действительна 2 недели);
6. В случае смены фамилии, имени, отчества – подтверждающий документ.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 апреля 2013 г. № 240н «О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории»
Источник
Аттестация детей с умственной аттестацией
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 “О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Минпросвещения России в связи с многочисленными обращениями о порядке проведения итоговой аттестации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сообщает.
Статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — Закон об образовании) установлено, что содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяется адаптированной образовательной программой.
Адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов разрабатываются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599) и с учетом примерных адаптированных основных образовательных программ.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью вступил в силу с 1 сентября 2016 г.
Он устанавливает сроки освоения адаптированной образовательной программы 9-13 лет и требования к результатам ее освоения.
Так, итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в форме двух испытаний; первое — предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе — направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) освоения адаптированной образовательной программы — (специального индивидуального плана развития — СИПР) является достижение обучающимися результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.
Однако обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г., получают образование в соответствии с программами, по которым были зачислены на обучение. Соответственно норма ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью о проведении итоговой аттестации на указанных обучающихся выпускных классов в настоящее время не распространяется.
Вместе с тем обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), зачисленные в организации, осуществляющие образовательную деятельность, до 1 сентября 2016 г. и с 1 сентября 2016 г., получают идентичное по содержанию образование, по завершении которого им выдается свидетельство об обучении в соответствии с частью 13 статьи 60 Закона об образовании и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2013 г. N 1145.
На федеральном уровне не установлена обязательность проведения итоговой аттестации для получения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выпускных классов свидетельства об обучении.
Выдача указанного свидетельства производится в связи с завершением обучения не позднее десяти дней после издания распорядительного акта об отчислении выпускников.
Дополнительно сообщаем, что письмо Минобразования Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 29/1448-6 "О рекомендациях о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида" действует в части, не противоречащей Закону об образовании, то есть не регламентирует обязательность проведения экзамена по трудовому обучению, если он не предусмотрен образовательной программой, по которой обучающиеся получают образование.
В связи с изложенным считаем целесообразным решение о формах проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в текущем учебном году принять на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации р сфере образования.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллекту; иными нарушениями), зачисленных в образовательные организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, проведение итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.
До этого периода времени считаем целесообразным решение о формах проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также принять на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В период ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) полагаем целесообразным итоговую аттестацию для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отменить.
Также сообщаем, что министерство направляло разъяснения руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования об организации общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Каганов В.Ш., письмо от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07) и их профессионального обучения (письмо от 11 февраля 2019 г. N 05-108).
Д.Е. Грибов |
Обзор документа
Минпросвещения разъяснило, что для обучающихся с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование по соответствующему ФГОС, проведение итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.
До этого периода решение о формах проведения итоговой аттестации целесообразно принимать на уровне образовательной организации по согласованию с органом власти региона.
В период ограничительных мер в связи с распространением COVID-19 Министерство предлагает отменить аттестацию для таких обучающихся.
Источник
Модель аттестации учителей с использованием ЕФОМ: как и зачем проходить аттестацию педагогу?
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
- Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
- Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
- В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Новая модель также позволит:
стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
определять траекторию карьерного роста педагога;
формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Виды аттестации педагогов общеобразовательных учреждений
Проверка учителя на соответствие квалификационным требованиям с применением ЕФОМ предполагает следующие виды аттестаций:
аттестация на соответствие занимаемой должности;
аттестация в целях установления квалификационных категорий.
Первичная аттестация учителей
Первичная аттестация учителей проводится для следующих категорий:
выпускников высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
лиц со высшим или средним профессиональным образованием, не имеющих опыта работы учителем;
лица, которые не работали учителями в последние 5 лет.
Аттестация на базе центра оценки педагогических компетенций должна быть проведена в течение трёх лет с момента начала работы учителя, но по истечении первого года педагогического стажа. Выпускники вузов и учреждений СПО по педагогическим специальностям и направлениям подготовки могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации.
В исключительных случаях может проводиться первичная аттестация учителя, прошедшего аттестацию на соответствие занимаемой должности и сменившего место работы, но не ранее, чем через два года после начала работы в новом учебном заведении.
Проверка проводится в форме профессионального экзамена по всем профессиональным компетенциям. Для прохождения аттестации необходимо набрать не менее 50% от максимального числа баллов.
Сертификат учителя о прохождении профессионального экзамена
В случае неудачи претендент получает свидетельство о прохождении профессионального экзамена. Успешно сдавшим экзамен выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.
Аттестация на соответствие
Аттестация на соответствие занимаемой должности предназначена для подтверждения соответствия квалификации учителя профессиональному и образовательным стандартам.
Она включает профессиональный экзамен по всем профессиональным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестация проводится каждые 5 лет на основании приказа по образовательной организации. Исключение составляют женщины, находившиеся в отпуске по беременности и родам, лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Их аттестация проводится через два года после возвращения на работу. Также не проводится аттестация учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории.
Аттестационная комиссия формируется самой образовательной организацией в составе не менее 9 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей образовательных организаций, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебного заведения.
Минимум баллов по всем аттестационным процедурам устанавливается самой образовательной организацией, а методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – её учредителем.
В случае недостижения необходимого минимума учитель получает свидетельство о прохождении процедуры оценки квалификации. Успешно прошедшим аттестацию выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет. Также выдаются рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.
Аттестация при получении квалификационной категории учителя
Аттестация в целях установления квалификационных категорий проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации.
Она включает профессиональный экзамен по методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям и оценку мотивированного представления работодателя, включающего результаты профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества учителя.
Аттестационная комиссия формируется учредителем в составе не менее 15 человек с привлечением сторонних специалистов – представителей вузов, педагогических ассоциаций и корпоративных некоммерческих организаций выпускников учебных заведений, находящихся в ведении учредителя.
Единый федеральный минимум баллов, подтверждающий получение первой или высшей квалификации, устанавливается Минпросвещения России, а минимум баллов по каждой аттестационной процедуре и методика перевода в баллы сведений мотивированного представления – учредителем образовательной организации, в которой работает учитель.
По итогам рассмотрения дела аттестационная комиссия принимает решение установить учителю квалификационную категорию или отказать в её установлении. В случае успешного прохождения оценки ему выдается аттестационный лист. Срок действия квалификационной категории – 5 лет.
Аттестация на установление первой квалификационной категории может проводиться не ранее одного года после прохождения учителем последней аттестации на соответствие занимаемой должности, на установление высшей – не ранее двух лет с момента получения первой квалификационной категории.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
- Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
- Оценка индивидуальных достижений учителя
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
участие в конкурсах профессионального мастерства;
полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
результаты научной, методической и наставнической деятельности;
мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Порядок проведения аттестации учителей и обжалования результатов
Аттестуемый имеет право знакомиться с аттестационными материалами и иными документами, относящимися к его аттестации, подавать мотивированные возражения, при необходимости предоставлять аттестационной комиссии дополнительные сведения и подтверждающие их документы.
После издания распорядительного акта секретарь аттестационной комиссии загружает необходимые для проведения аттестации сведения в единую информационную систему. На основании представленной информации система автоматически формирует проекты аттестационных листов.
Если необходимые сведения включены частично или не позволяют аттестуемому достичь минимальных баллов хотя бы по одному показателю, система автоматически информирует об этом учителя или его работодателя. До заседания аттестационной комиссии учитель или его работодатель могут внести коррективы или отозвать заявление.
Перед заседанием аттестационной комиссии секретарь формирует итоговые аттестационные листы, доводит их до сведения членов комиссии и аттестуемого. Аттестуемый учитель имеет право присутствовать при рассмотрении его аттестационного дела, но голосование должно быть проведено без него.
Сведения о принятом решении загружаются в единую информационную систему и автоматически доводятся до аттестуемого и его работодателя.
В случае несогласия с итогами аттестации может быть направлена жалоба:
- оператору единой информационной системы – при несогласии с результатами профессионального экзамена. Жалоба подается через центр оценки педагогических компетенций или образовательную организацию, обеспечившую его проведение, и рассматривается оператором совместно с экспертами или иными компетентными лицами;
- учредителю образовательной организации – при несогласии с решением аттестационной комиссии.
При несогласии с результатами рассмотрения жалобы аттестуемый может обратиться в суд.
Данная модель сейчас проходит общественное обсуждение, в результате чего будет официально принята и утверждена.
Источник
Аттестация детей с умственной аттестацией
Сейчас аттестация педагогов на квалификационную категорию проходит по-разному во всех регионах. Из-за этого педагогам сложно понять , почему условного Иванова аттестуют в городе N, а Петрова с таким же портфолио в городе M не аттестуют.
Здравствуйте! Я решила аттестоваться, собрала портфолио. Набрала 85 баллов, оказалось, что этого недостаточно для высшей категории в г. Хабаровске. У меня вопрос: почему в Москве 60 баллов на высшую, а в Хабаровске 145? Можно ли оспорить некоторые критерии, введенные нашим министерством?
Разбираемся с методистом, как это работает по факту и когда может измениться.
Какие критерии для получения категории есть сейчас
Критерии для получения квалификационной категории прописаны в приказе Министерства образования о порядке аттестации педагогов. На их основании аттестационные комиссии в регионах определяют из каких пунктов должно состоять портфолио педагога и какие баллы педагог может получить за каждый пункт. Критерии в приказе составлены достаточно пространно, но по ним можно догадаться, чего должен добиться педагог для получения категории.
Чтобы получить первую квалификационную категорию педагога, нужно:
Показать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
Как это можно сделать. В каждой образовательной организации ведется мониторинг успеваемости, и администрация может выдать педагогу данные или составить справку. В справке будут указаны результаты учащихся — в школе это будут оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы. Сложнее всего педагогам в детских садах, но они также проводят с детьми диагностику умственных, социальных и творческих способностей и показывают их результаты.
Показать результаты итоговой государственной аттестации. Этот пункт касается только школ, ведь в дополнительном образовании не проводят ОГЭ и ЕГЭ. С этим пунктом справляются не все учителя, ведь далеко не по всем предметам сдают экзамены. Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается.
Выявлять развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые он проводит с учащимися, и других формах диагностики способностей.
Повышать качество образования, совершенствовать методы обучения и воспитания, транслировать в педагогических коллективах педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений. Педагог должен заниматься методической деятельностью и предоставить комиссии ее результаты. Он волен выбирать, как это будет делать: можно быть председателем методобъединения, проводить ежеквартальные семинары для педагогов своего города, вести блог или выпускать раз в год методичку.
Если хочется получить высшую категорию, то нужно к предыдущим пунктам добавить:
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Чем выше уровень конкурса, тем лучше. Если ваши ученики побеждают только в районных конкурсах, комиссия может засомневаться в значимости достижений.
Продуктивно использовать новые образовательные технологии и транслировать эту деятельность. То есть недостаточно проводить профессиональные конкурсы для учеников, нужно подключать методы, например, выкладывать результаты на ютуб и призывать друзей учеников голосовать за них. Также важно делиться этими наработками с коллегами и лучше сразу на федеральном уровне.
Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы. Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором.
Как комиссии принимают решения глядя на эти критерии
На самом деле, решение принимают эксперты, которые изучают портфолио педагога или посещают его занятия. В Пермском крае работает один эксперт, в других регионах — экспертные группы. В каждом регионе могут отличаться требования к портфолио: где-то нужно включать в них видеозаписи уроков, где-то нет.
После того, как эксперт изучил портфолио, он ставит баллы. При этом необязательно быть успешным по всем критериям — аттестационная комиссия определяет, сколько баллов нужно получить, чтобы их хватило для категории. «Проходной балл» также отличается в регионах. Есть важный нюанс: нужно понимать, что это разные баллы и их нельзя сравнивать между собой.
Что делать, если я не согласен с критериями
Если вы базово не согласны с критериями, которые разработаны в Министерстве, то проще не получать квалификационную категорию: вы не сможете доказать аттестационной комиссии, что она должна взглянуть на образовательный процесс вашими глазами.
Но если вам не нравится какой-то критерий и вы отказываетесь его выполнять, то вы можете набрать баллы за счет остальных пунктов. Например, ваши ученики не участвуют в конкурсах, но при этом вы показываете отличный открытый урок, транслируете педагогический опыт и регулярно проводите воспитательную работу с детьми и родителями. Скорее всего у вас получится аттестоваться на первую категорию. Но на высшую вряд ли — считается, что для этого нужно быть успешным по всем критериям.
В некоторых регионах появляются дополнительные критерии — например, в Пермском крае педагог должен взаимодействовать с социальными партнерами и родителями. С этим требованием сложно спорить: в каком-то смысле это транслирование опыта и совершенствование воспитательных методов. В Хабаровском крае от педагогов требуют, чтобы их выпускники поступали в учреждения СПО и ВПО по профилю преподаваемого предмета — этот критерий можно оспорить в аттестационной комиссии, потому что ученики могут хорошо аттестоваться по предмету, но не хотеть его изучать дальше. Но не факт, что комиссия будет изменять правила ради одного педагога. Некоторые претензии можно обсуждать в региональных профсоюзах — если наберется достаточно недовольных, то можно и побороться.
Также в некоторых регионах баллы можно получить за поощрения, например, почетные знаки и грамоты, хотя к критериям они не относятся. Этот критерий тоже можно попробовать оспорить через профсоюз.
Эти критерии могут измениться?
Да, они обязательно изменятся , но точно не в 2021 году. Министерство просвещения, а до этого Министерство образования давно обещают перейти на новую модель аттестации педагогов. Сделать это хотят не просто так, а запустить Национальную систему учительского роста (НСУР). Для этого нужны создать центры повышения квалификации, создать новые должности в образовательных организациях, до конца утвердить порядок и материалы для аттестации педагогов.
В конце 2019 года вышло распоряжение правительства РФ о действиях, которые нужно предпринять, чтобы окончательно развернуть НСУР. Если верить распоряжению, то апробировать новую систему аттестации будут в 2021-2022 годах, а в в 2022 году внесут окончательные изменения в порядок аттестации. Но это распоряжение было опубликовано до эпидемии коронавируса, значит, скорее всего, сроки еще будут сдвинуты.
Поэтому до конца неизвестно, как будет проходить аттестация в новом режиме, но явно критерии изменятся. Потому что пока предполагается, что для прохождения аттестации педагог должен будет не только показать свое портфолио, но и пройти тест по своему предмету, разобрать педагогический кейс. Скорее всего результаты учеников в принципе не будут оценивать.
Но в любом случае, те, кому не нравятся критерии для получения квалификационной категории, могут пока передохнуть: срок действия квалификационных категорий, которые должны были кончиться с 1 сентября 2020 до 1 октября 2021 года, продлили до 31 декабря 2021 года.
Источник
Аттестация детей с умственной аттестацией
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы. Регламентирует содержание и порядок промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их перевод по итогам года.
1.2. Положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утверждается педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
1.3. Целью аттестации является:
а) обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважения их личности и человеческого достоинства;
б) установление фактического уровня теоретических знаний и пониманий обучающихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;
в) соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта;
г) контроль за выполнением учебных программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов.
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся
2.1. Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
-мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
-административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
-мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
-мониторинг уровня развития учащихся (совместно с социально-психологической службой)
2.2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
2.3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
2.4. Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
2.5. Текущей аттестации подлежат обучающиеся всех классов школы.
2.6. Текущая аттестация обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-бальной шкале.
2.7. Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам, более половины учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации таких обучающихся решается в индивидуальном порядке директором школы по согласованию с классным руководителем обучающегося и педагогическим советом.
2.8. Форму текущей аттестации определяет учитель с учётом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и тому подобных обстоятельств.
2.9. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые и тому подобные работы обучающихся после обязательного анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в классный журнал.
2.10.Результаты работ обучающихся контрольного характера должны быть отражены в классном журнале, как правило, к следующему уроку по этому предмету.
2.11. Отметка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую результатов контрольных, практических или самостоятельных работ, имеющих контрольный характер.
3. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
3. Годовая аттестация обучающихся переводного класса.
3.1. К годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.
3.2. От сдачи экзаменов обучающиеся освобождаются:
а) по состоянию здоровья по заключению ПМПК и школьной медицинской службы;
3.3. Годовая аттестация включает в себя:
а) проверку техники чтения: 1-9 классы;
б) диктант: 1-9 классы;
в) контрольную работу по математике: 1-9 классы;
г) сдача нормативов по физической культуре: 1-9 классы;.
3.4. Аттестация осуществляется по расписанию, составляемому заместителем директора по УВР и утверждаемому директором школы.
3.5. Итоги аттестации обучающихся качественно оценивается по 5-бальной системе. Отметки аттестационной комиссией выставляются в протоколе экзамена в день проведения экзамена (экзамен проводится только по трудовому обучению).
3.6. Четвертные, полугодовые, годовые оценки выставляются за один день до начала каникул. Классные руководители итоги аттестации и решения педсовета о переводе обучающихся должны довести до сведения обучающихся.
3.7. В случае несогласия обучающихся с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании заявления обучающегося приказом по школе создаётся комиссия, которая в форме собеседования определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.
3.8. Итоговая оценка по учебному предмету (за исключением факультативных) выставляется учителем на основе оценок за учебный год, результатов годовой аттестации и фактического уровня знаний, пониманий, умений и навыков обучающихся. Положительная итоговая отметка за учебный год не может быть выставлена при неудовлетворительном результате экзаменов в 9 классе.
3.9. Выпускники IX классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – это может быть основной государственный экзамен (ОГЭ) либо государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
3.10. Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
3.11. Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
-заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
-справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
3.12. Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
3.13. При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
3.14. Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
-аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
-при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
-по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.
Для слепых обучающихся:
-экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
-письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
-предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления — ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
-ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабовидящих обучающихся:
-экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
-в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
-письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;
-по желанию ГВЭ по всем учебным предметам проводится в устной форме.
3.15. Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
4. Перевод обучающихся.
4.1. Обучающиеся успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением педагогического совета школы переводятся в следующий класс приказом директора. Предложения о переводе обучающихся вносит педагогический совет. По отдельным показаниям обучающиеся по решению педсовета могут быть оставлены на повторное обучение.
4.2. На экзамене по трудовому обучению проверяют соответствие знаний выпускников требованиям программ, глубина и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности.
4.3. Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Срок действия настоящего Положения — до внесения соответствующих изменений.
Источник