Боковой и местный проезды, дороги или проезжие части?
Здравствуйте, уважаемые читатели! Темой для статьи, послужил заданный вопрос, на которой трудно сразу ответить однозначно. Являются ли боковые и местные проезды отдельными дорогами или это проезжие части одной дороги, вместе с центральной проезжей частью дороги? Для чего это необходимо знать, например, чтобы остановиться в боковом проезде не нарушая Правил дорожного движения.
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Сначала, попробуем разобраться с определениями и назначением проездов. Сложность в том, что в Правилах дорожного движения, определение проезда отсутствует. Из немного количества официальных источников, где дано более менее понятное описание и предназначение разных видов проездов (боковые и местные), таким является «РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ» (составлено к СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов»).
Проезд местный — дополнительный проезд, параллельный магистральной улице, расположенный вблизи линии застройки.
3.15. Местные проезды предусматриваются на МРД (магистральная улица регулируемого движения) при необходимости транспортного обслуживания прилегающей застройки и интенсивности движения, близкой к расчетной. Ширина местных проездов принимается в размере 6-7,5 м в зависимости от климатических и других местных условий.
Расстояние между примыканиями местных проездов к основной проезжей части следует принимать через 300-400 м и, как правило, в узлах со светофорным регулированием. При расстояниях между такими узлами более 300-400 м допускается примыкание на перегоне с организацией только правостороннего поворотного движения.
Радиус сопряжения местных проездов с проезжей частью магистральных улиц должен быть не менее 20 м, на примыканиях предусматривают бордюры высотой не менее 15 см.
Боковой проезд — назначение проезда, пропуск транспортных потоков при ограниченной пропускной способности центральных проезжих частей магистральных улиц непрерывного (МНД) и регулируемого движения (МРД). Боковые проезды проектируют в виде отдельной проезжей части для одностороннего движения преимущественно общественного транспорта, а также грузовых и легковых автомобилей, обслуживающих прилегающую застройку.
При высокой интенсивности движения по магистральным улицам и дорогам общегородского значения непрерывного или регулируемого движения, предусматривается устройство боковых проездов в виде отдельной проезжей части.
3.14. В случаях, когда расчетная интенсивность движения всех видов транспорта на восьмиполосных проезжих частях МНД и МРД превышает 75 % их пропускной способности, параллельно основным проезжим частям предусматривается устройство боковых проездов с односторонним движением. Если же устройство боковых проездов не может обеспечить перспективную интенсивность движения, то следует предусматривать дублер.
Ширина проезжей части бокового проезда принимается не менее 7,5 м при двух полосах движения и 11,25 м при трех полосах движения. На участках МНД и МРД вблизи крупных административно-общественных и промышленных зданий ширина бокового проезда определяется расчетом и может достигать 15 м.
При изучении руководства по проектированию городских улиц и дорог, а именно при обращении к основным исходным данным, в классификации улиц и дорог указано, что боковые и местные проезды относятся к категории улиц и дорог.
Из следующего пункта руководства следует, что боковые проезды являются элементами городской улицы.
Элементы городских улиц и дорог.
2.5. Элементами городской улицы являются одна или несколько проезжих частей, предохранительные полосы, тротуары, пешеходные дороги, велодорожки, трамвайные пути, полосы зеленых насаждений, центральные разделительные полосы между проезжими частями встречных направлений движения, разделительные полосы между центральной проезжей частью и боковыми проездами, между тротуаром и проезжими частями, откосы насыпей и выемок, подпорные стенки, технические полосы, резервные полосы, остановочные и конечные площадки общественного транспорта и т.д.
На рисунке приведен типовой профиль общегородской магистрали непрерывного движения с обустройством боковых проездов (2).
1 — основная проезжая часть; 2 — боковые и местные проезды; 3 — предохранительные полосы; 4 — тротуары; 5 — разделительные полосы и полосы озеленения; 6 — ограждения пешеходов; Т — телефонные кабели; В — водопровод; В-К — водопровод и канализация; К — канализация; КС — кабели связи; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления; ККТ — коллектор электрических и телефонных кабелей
Следующие документы позволяют частично подтвердить, что проезд является отдельной дорогой.
СВОД ПРАВИЛ СП 42.13330.2011
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.
ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙАктуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
4.12 В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления.
13.3 Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
Применение открытых водоотводящих устройств — канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.
В настоящем своде правил также применены следующие термины и их определения:
Красная линия — граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях;
Видим, что проезды в СП 42.13330.2011 упоминаются независимо от присутствия в описании дорог и улиц.
ГОСТ 33100-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог.
3.31 поперечный профиль: Сечение автомобильной дороги в границах полосы отвода, перпендикулярное к ее оси, включающее проезжую часть, разделительные полосы, обочины, краевые полосы безопасности, дополнительные полосы движения и местные проезды, велосипедные дорожки, пешеходные дорожки и тротуары, удерживающие устройства, кюветы и водоотводные канавы и др.
Из определения термина из ГОСТ 33100-2014, тоже следует, что проезжие части и проезды разделены на отдельные элементы.
В справочнике дорожных терминов, составленном МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет) и предназначенном для специалистов-дорожников, в определении проездов сказано, что они являются разновидностью городской автомобильной дороги.
Проезд боковой — разновидность городской автомобильной дороги. Служит для пропуска транспортного потока при ограниченной пропускной способности центральных проезжих частей магистральных улиц.
Проезд внутриквартальный — разновидность городской автомобильной дороги, обеспечивающая местную транспортную связь внутри кварталов, микрорайонов и с улицами местного значения, а также с магистральными улицами районного значения. Служит иногда подъездом к отдельным промышленным или строительным объектам.
Теперь, рассмотрим несколько пересечений проезжих частей, где присутствует боковой проезд.
На снимке (ниже), дорога с несколькими пересечениями проезжих частей. Первое пересечение с боковым проездом, второе с основной проезжей частью. Как видим, на первом пересечении, боковой проезд является второстепенной дорогой. На втором пересечении проезжих частей, основная проезжая часть является главной, по отношению к пересекаемой дороге в соответствии с установленными знаками.
На снимке, пересечение (первое) с боковым проездом.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.
5.3.6 Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.
5.3.3 Знак 2.2 «Конец главной дороги» устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной.
Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах — за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах — предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии 50-100 м до основного знака (рисунок В.4б).
Следуя установленным знакам и ГОСТ Р 52289-2004, пересечения проезжих частей (на снимке выше) с боковым проездом и основной проезжей частью (дорогой) образуют два перекрестка, соответственно перед нами две дороги одной улицы.
Еще один пример, когда пересечение (примыкание) с боковым проездом, в соответствии с установкой дорожных знаков, образует перекресток. На снимке (ниже), боковой проезд (идет параллельно магистральной улице) примыкает к другой проезжей части. Данное примыкание образует перекресток.
На снимке, примыкание бокового проезда к другой проезжей части, вместе образующие перекресток.
ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.
В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.
Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов — предварительно на расстоянии 150-300 м до перекрестка и перед перекрестком (рисунок В.4а).
5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.
В завершении обзора, вернемся к началу нашей темы, а именно к пункту 12.1 Правил, в котором сказано, что остановка и стоянка разрешаются на правой стороне дороги. Если считать боковой или местный проезды проезжей частью одной дороги (вместе с основной проезжей частью), а не отдельной дорогой, то в этом случае, остановка и стоянка будут разрешены только на правой стороне проезда и запрещены на основной проезжей части дороги, так как именно правый край проезжей части проезда будет являться правой стороной дороги.
И последний пример (на снимке ниже), если бы боковой или местный проезды, являлись проезжей частью одной дороги вместе с основной проезжей частью, то необходимость в установке знаков, запрещающих стоянку на левой стороне проезда отсутствовала, так как Правилами остановка и стоянка разрешаются именно на левой стороне дороги, а не проезжей части (в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления и на дорогах с односторонним движением).
На снимке, местный проезд, ограничении стоянки в котором, обозначено запрещающими знаками.
Подведем итоги, основываясь на рассмотренным выше материалах, можно с большой уверенностью сказать, что боковые проезды являются самостоятельной дорогой в пределах магистральной улицы.
Уважаемые читатели, если у Вас остались вопросы или другое мнение по данной теме, пишите, попробуем вместе разобраться. Всем безопасной дороги!
Источник
Гост понятие улица
УЛИЦЫ И ДОРОГИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Правила градостроительного проектирования
Streets and roads of settlements. Regulation of urban planning
Дата введения 2019-02-02
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ"), Государственное автономное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" (ГАУ Институт Генплана Москвы), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" (ФГБОУ ВПО "МАДИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Введение
Настоящий свод правил разработан в развитие СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" с учетом СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги".
Свод правил разработан авторским коллективом: ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы — академик РАТ , д-р техн. наук Л.А.Андреева, И.П.Потапов, И.В.Музыкин); ГАУ города Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы" (канд. техн. наук М.Г.Крестмейн, канд. техн. наук И.А.Бахирев, канд. техн. наук Е.Н.Боровик, В.В.Давыдов, канд. техн. наук А.А.Карасев, канд. техн. наук Н.К.Кирюшина, Г.А.Новиков, канд. техн. наук В.Н.Попов, Т.В.Сигаева); ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет" (МАДИ) (д-р техн. наук П.И.Поспелов, канд. техн. наук В.П.Залуга, канд. техн. наук А.В.Косцов, канд. техн. наук Д.С.Мартяхин, д-р техн. наук Ю.В.Трофименко, канд. техн. наук Б.А.Щит); при участии Комитета по архитектуре и строительству города Москвы (С.В.Костин); ГБУ "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" (канд. техн. наук Д.М.Немчинов); Иркутского национального исследовательского технического университета (д-р техн. наук А.Ю.Михайлов); ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет" (д-р экон. наук А.И.Солодкий); АО "Моспроект-3" (Г.А.Эдельман); ФАУ "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (канд. техн. наук И.Ф.Живописцев); ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный технический университет имени Ю.А.Гагарина" (д-р техн. наук В.В.Столяров); а также при участии М.Б.Гофштейна, А.В.Егорова, Д.В.Енина, Е.И.Ениной, Ю.В.Короткова, М.А.Мешалкина, А.В.Муравьева,
.
Изменение N 1 к СП 396.1325800.2018 разработано авторским коллективом: АО "ЦНИИПромзданий" (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина); ГАУ "Институт Генплана Москвы" (канд. техн. наук М.Г.Крестмейн, канд. техн. наук И.А.Бахирев, канд. техн. наук Е.Н.Боровик, В.В.Давыдов, канд. техн. наук В.Н.Попов, Н.А.Ожерельева, М.Г.Ивановский).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих улиц и дорог населенных пунктов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб
ГОСТ 24451-80 Тоннели автодорожные. Габариты приближения строений и оборудования
ГОСТ 32957-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Экраны акустические. Технические требования
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ Р 51256-2018 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования
ГОСТ Р 52131-2003 Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Технические требования
ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения
ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения
ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
ГОСТ Р 52875-2018 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
ГОСТ Р 55844-2013 Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы
ГОСТ Р 56162-2014 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Метод расчета выбросов от автотранспорта при проведении сводных расчетов для городских населенных пунктов
СП 14.13330.2018 "СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах"
СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (с изменениями N 1, 2, 3)
СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"
СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (с изменением N 1)
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение"
СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"
СП 131.13330.2018 СНиП 23-01-99* Строительная климатология
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 249.1325800.2016 Коммуникации подземные. Проектирование и строительство закрытым и открытым способами
СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков
СП 323.1325800.2017 Территории селитебные. Правила проектирования наружного освещения
СанПиН 2.1.5.980-00 Гигиенические требования к охране поверхностных вод
СанПиН 2.1.5.2582-10 Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения
СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест
СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почв
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины по СП 42.13330, СП 34.13330, ГОСТ 33150, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 боковой проезд: Элемент поперечного профиля магистральных улиц общегородского или районного значения, устраиваемый параллельно основной проезжей части.
3.1.2 выделенные полосы движения для наземного пассажирского транспорта общего пользования: Полоса движения на основной проезжей части, выделенная разметкой или конструктивно и предназначенная исключительно для движения наземного пассажирского транспорта общего пользования.
3.1.3 доступ на улицу или дорогу: Управляемая планировочными средствами или средствами организации дорожного движения возможность въезда-съезда транспортных средств с пересекаемых или примыкающих улиц или дорог и с прилегающих территорий.
3.1.4 канализированное пересечение: Пересечение в одном уровне с выделенными с помощью разделительных островков полосами для различных направлений движения транспортных потоков.
3.1.5 категория улицы или городской дороги в населенных пунктах (проектная): Характеристика, отражающая градостроительную значимость и функциональное назначение улицы или дороги и определяющая параметры проектирования.
3.1.6 кольцевое пересечение: Пересечение в одном уровне с центральным островком в форме окружности и кольцевой проезжей частью.
3.1.7 наземный пассажирский транспорт общего пользования; НПТОП: Совокупность наземных видов транспорта, обслуживающих постоянно и временно проживающих в населенных пунктах, а также прибывающих из других населенных пунктов.
Источник
1 июня вступает в действие новый ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Здания и сооружения. Общие термины»
Данный ГОСТ Р вводится взамен ГОСТ Р 58033-2017 и вступает в силу 1 июня 2021 г.
Документ подготовлен АО "ЦНИИПромзданий" на основе русской версии международного стандарта ИСО 6707-1:2020 "Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Основные термины" (ISO 6707-1:2020 "Buildings and civil engineering works — Vocabulary — Part 1: General terms" IDT.
Как указывают разработчики ГОСТ Р, с ростом числа международных строительных проектов и развитием международного рынка строительных материалов возрастает потребность в соглашении по общему языку в этой области. Подготовка настоящего стандарта является одним из шагов в направлении полного собрания общих терминов для использования в строительной промышленности. Они будут корректироваться и дополняться по мере согласования последующих терминов и определений.
Данный национальный стандарт включает термины и концепции, которые общепринято использовать в документации, регламентирующей строительные работы, а также термины, используемые для того, чтобы специфицировать продукцию и виды работ. Важно заметить, что применительно к вопросам законодательства и права некоторые общие строительные термины имеют узкую интерпретацию и, следовательно, определение, данное в настоящем стандарте, не применяется.
Принятие данного ГОСТ Р позволяет улучшить обмен информацией в области проектирования в строительной промышленности разных стран, выполнение и техническое обеспечение строительных работ в рамках отраслей промышленности этих стран. Его использование при разработке других стандартов помогает гармонизировать и обеспечивать базис для отраслевой терминологии.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на английском (en) языке, а также формулировки терминов, принятых в Соединенных Штатах Америки (US), Великобритании (GB), Австралии (AU), Малайзии (MY).
Источник
Что такое улица — определение и примеры
Город – это особое, созданное человеком пространство, которое состоит из целого ряда элементов: улиц, бульваров, проспектов и площадей, жилых кварталов и промышленных зон. В этой статье мы подробно расскажем о том, что такое улица. Какие типы улиц выделяются и какие варианты их планировки в городском пространстве существуют? Давайте разбираться вместе.
Что такое улица? Происхождение и значение слова
Итак, что такое улица? Прежде всего, это один из важнейших элементов городской инфраструктуры. Под улицей подразумевают два параллельных друг другу ряда зданий с заключенным между ними пространством для проезда транспортных средств и прохода людей. На ней в обязательном порядке предусмотрена проезжая (дорога) и пешеходная (тротуар) части. Чаще всего улица противопоставляется понятию «двор».
Что такое улица в переносном значении этого слова? В этом случае, как правило, имеется в виду некое пространство, расположенное за пределами дома (например: «детишки играют на улице»). Иногда под этим словом подразумевается среда, лишенная культурного влияния семьи, школы или общества (например: «ни семья, ни школа им не интересовалась, его воспитала улица»).
Этимология данного слова достаточно древняя. Согласно самой распространенной версии, оно произошло от праславянского «ула», что можно перевести как «пустая, полая». Этот же корень, кстати, присутствует во многих других русских словах (например, «улитка» или «улей»).
Важно отметить, что близкие по написанию и произношению родственники слова «улица» встречается и в прочих славянских языках: вулиця (на украинском), вуліца (на белорусском), ulica (на польском, словенском и хорватском).
Улицы города: общие характеристики
Как правило, любая улица окаймлена с обеих сторон рядами жилых или общественных зданий. На ней обязательно есть тротуар для пешеходов, а также проезжая часть для автомобилей и городского транспорта. Однако есть и такие улицы, по которым проезд запрещен или ограничен (например, по тоннажу). Кроме того, на некоторых из них допускается лишь одностороннее движение автотранспортных средств.
Самые первые улицы в городах соединяли въездные ворота с центральной площадью селения. Изначально их называли просто дорогами. В случае осады или прочей опасности по ним могли быстро передвигаться воины, военные орудия и боеприпасы, обеспечивая тем самым обороноспособность населенного пункта. Главная улица обязательно вела либо к городской ратуше, либо к церкви, либо к рынку. С течением времени улица превратилась в важный элемент городской среды, и у каждой из них появился свой адрес и свое название.
К слову, существует отдельная научная дисциплина, изучающая происхождение и хронологию изменений в названиях городских улиц – топонимика. Она сформировалась на стыке истории, лингвистики и географии.
Поперечный профиль улицы и ее основные элементы
Каждая улица имеет свой специфический поперечный профиль. Его внешний вид будет зависеть от целого ряда факторов: рельефа территории, плотности и характера застройки, размера и численности населения города. У двух разных улиц в пределах одного населенного пункта могут быть совершенно разные поперечные профили. Что уж говорить о разных городах или странах.
В структуре любой улицы можно выделить следующие обязательные элементы:
- Проезжая часть.
- Тротуары.
- Здания (жилого, коммерческого или общественного назначения).
- Полосы озеленения.
К дополнительным элементам можно отнести следующие:
- Велодорожки.
- Трамвайные пути.
- Ограждения.
- Системы освещения и прочее.
Помимо этого, под проезжей частью и тротуарами улиц проложены многочисленные городские коммуникации: теплотрассы, водопроводные системы, электрические и телефонные кабели и т. п.
У каждой улицы есть своя красная линия. Она обозначает границы территории общего пользования, отделяя публичные земли от участков, принадлежащих частным лицам. Ширина красной линии зависит от ранга и типа самой улицы. Для главных и магистральных проспектов она составляет 40-80 метров, а для проездов местного значения – 15-25 метров.
Типология городских улиц
По степени важности и функциональному назначению выделяются:
- Магистральные (или главные) улицы.
- Улицы местного значения.
Существует шесть основных типов городских улиц:
- Проспект – прямая и относительно протяженная городская артерия, как правило, с широкой проезжей частью и твердым покрытием.
- Бульвар – широкая улица, разделенная посредине пешеходной зоной с деревьями и лавочками для отдыха.
- Набережная – улица, проходящая вдоль берега моря, озера или реки.
- Переулок – небольшой и короткий проезд, соединяющий две более крупные городские улицы.
- Спуск – улица с достаточно крутым подъемом (перепадом высот).
- Тупик – улица, не имеющая сквозного проезда.
Следует отметить, что такое деление является достаточно условным. Ведь переулок в одном городе может значительно превышать по длине и ширине улицу в каком-либо ином населенном пункте. К тому же любая улица в один момент может превратиться в проспект или тот же переулок.
Особенности планировки улиц
Городская планировка – один из важнейших вопросов в урбанистике и градостроительстве. Все многообразие ее возможных вариантов по большому счету можно свести к трем основным типам. Это планировка:
- Радиально-кольцевая.
- Прямоугольная (или шахматная).
- Ленточная.
Радиально-кольцевую структуру очень легко узнать, имея в руках карту или план города. Ее «скелет» образуют радиальные лучи, расходящиеся из одного центра, которые соединены кольцевыми проездами. Классические примеры таких городов: Москва, Париж, Вена, Бухарест. Радиально-кольцевая планировка улиц создает отличные условия для дальнейшего роста города вширь.
Шахматная структура представляет собой сеть пересеченных под прямым углом улиц и проспектов. Таким образом формируется решетка, состоящая из прямоугольников (кварталов) примерно одинакового размера. Классические примеры таких городов: Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Пекин, Чикаго.
Ленточная структура предполагает развитие уличной сети в каком-либо одном направлении. Это, как правило, вызвано природными факторами, например наличием естественного препятствия – морского берега, горного хребта, крупной реки. Яркие примеры городов с ленточной планировкой улиц: Волгоград, Кривой Рог, Батуми.
Улицы: интересные факты и рекорды
Предлагаем вашему вниманию несколько впечатляющих рекордов:
- Самая длинная улица России и, по некоторым данным, мира – Вторая Продольная магистраль в Волгограде. Ее общая длина – около 50 км.
- Самая короткая улица на планете находится в Шотландии, в городе Вике. Это улица Эбенизер — всего два метра.
- Крупнейшая улица в мире без постоянного населения – улица Зеленцова в Магнитогорске. На всем ее протяжении (а это почти 7 километров) нет ни одного жилого здания.
- Самый длинный пешеходный бульвар – улица Строгет в Копенгагене (1,8 км).
- Самая широкая улица – Монументальный Вал, главный проспект города Бразилиа (Бразилия). Его ширина составляет 250 метров.
- Самая узкая улица в мире – Шпройерхофштрассе. Она расположена в небольшом немецком городе Ройтлингене. Ее ширина не превышает 50 сантиметров! Шпройерхофштрассе занесена в книгу Гиннеса (об этом свидетельствует информационная табличка на стене улочки).
Впрочем, иногда ширина улиц может исчисляться не десятками, а сотнями метров, и даже километрами. Так, в Кривом Роге (Украина) есть улица Невская, которая разделена довольно большим прудом на две части. Четная ее сторона находится на западном берегу водоема, а нечетная – на восточном. Расстояние между ними – почти 300 метров.
Еще более яркий пример – улица Шмидта, принадлежащая сразу двум государствам. Одна ее часть расположена в украинском городе Мариуполь, а другая – в российском Ейске. Разделяет их Таганрогский залив Азовского моря. Таким образом, общая ширина улицы Шмидта составляет по факту 82 километра.
Источник