Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относится:
— правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
— применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
1. Основными объектами национальных стандартов могут быть различные виды продукции, услуг и процессов (табл. 16.1).
Национальными стандартами может устанавливаться терминология в различных областях деятельности, в том числе в таких, которые имеют межотраслевое значение, например, терминология в области качества продукции, надежности, безопасности, экологии.
Совокупности национальных стандартов межотраслевого значения представлены в табл.16.1.
Указанные стандарты призваны устанавливать наиболее эффективную последовательность организационных или технологических процедур в целях обеспечения поставленных целей.
Для достижения упорядоченности в сфере обращения продукции могут разрабатываться стандарты по требованиям к маркировке продукции и тары, применяемым символам, способам упаковки.
Структура национальных стандартов. Все национальные стандарты Российской Федерации имеют единую структуру, которая включает следующие аспекты:
• содержательную (основную) часть стандарта;
Таблица 16.1. Совокупности стандартов межотраслевого значения
Аббревиатура в обозначении
Шифр в обозначении
Национальная система стандартизации Российской Федерации
Единая система конструкторской документации
Единая система технологической документации
Система показателей качества продукции
Унифицированная система документации
Система информационно-библиографической документации
Государственная система обеспечения единства измерений
Система стандартов безопасности труда
Единая система технологической подготовки производства
Единая система программных документов
Примечание. Пропуски между цифрами шифров в обозначении связаны с двумя причинами: утратой практической значимости некоторых комплексов и наличием комплексов стандартов в области военной техники.
Структура стандартов может отличаться лишь некоторыми показателями, основная же часть остается неизменной.
Область применения (распространения) присутствует во всех нормативных документах.
Содержательная часть национальных стандартов в основном включает в себя классификацию изделий и определения. Стандарты, как правило, содержат технические требования к изделию, правила его приемки и методы испытаний. Национальный стандарт может содержать такие разделы, как требования к конструкции, маркировке, требования к хранению и т. п. Часто в стандартах имеются приложения.
Информационные данные располагаются в конце описания стандартов.
Область распространения стандарта — объекты стандартизации, объединенные единством требований данного стандарта. Для правильного применения стандарта важны четкость изложения и однозначность понимания области его распространения.
Содержательная (основная) часть стандарта содержит требования к объекту стандартизации и зависит от его назначения и вида.
Информационные данные — информация о разработчике и используемой литературе.
Виды стандартов. Вид стандарта — классификационная группа стандартов, выделенная по объектам и тематикам стандартизации. В соответствии с единой государственной системой стандартизации и (еще действующим, но уже находящимся в стадии изменения с целью согласования с Федеральным законом «О техническом регулировании») национальным стандартом ГОСТ Р 1. 5-92 установлены следующие основные виды национальных стандартов:
• на продукцию и услуги;
• на работы (процессы);
• на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию и услуги устанавливают требования к группам однородной продукции и услуг или к конкретной продукции и услуге.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации различных видов продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, методики и др.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Применяемые в области стандартизации правила стандартизации, нормы, рекомендации, методические и описательные положения предназначены для установки правил, принципов, норм, относящихся к деятельности по стандартизации, организации работ по стандартизации, разработке, пересмотру и отмене стандартов, их структуре, этапности разработки, правилам изложения и оформления.
Правила по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации являются нормативными документами, устанавливающими обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ в соответствующих областях.
Методическое положение — методика и способ осуществления процесса, той или иной операции, с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиям нормативного документа. Нормативный документ, содержащий подобное положение, можно назвать методическим стандартом.
Описательное положение содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационные положения, которые описывают «поведение» объекта стандартизации при его применении (эксплуатации). В большинстве стран организация работ по стандартизации построена по похожим схемам. Отличие обычно заключается в степени централизации разработки стандартов и уровне участия в ней коммерческих и общественных организаций. Во многих странах требования стандартов регламентируются не для производимой, а для потребляемой продукции на территории данного государства.
2. Правила стандартизации.
Основные результаты действия стандартизации оценивают по тем изменениям, которые она внесла в развитие научно-технического прогресса и хозяйственную деятельность. В этих условиях в методологии стандартизации как процесса управления особое значение приобретают определенные подходы:
• системный анализ в стандартизации;
• научный подход в стандартизации;
• унификация, агрегатирование и симплификация.
Системный анализ в стандартизации — направление практической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов стандартизации как систем. Наиболее простое представление об объектах стандартизации дает вид и тип системы одинаковых или аналогичных предметов и изделий. Начиная с производства, объекты стандартизации усложняются за счет структуры и развития связей.
В общем случае системный анализ рассматривают как некоторый процесс, в результате которого путем последовательного приближения решаются задачи управления, и он применяется для исследования систем, представляющих собой взаимоувязанное множество объектов стандартизации и требующих предварительного определения целей, задач и направлений действия.
Системный анализ в стандартизации включает следующие основные принцип:
• направленность на выявление целей системы;
• изучение динамического характера процессов, протекающих в системах, их функционирования и развития;
• определение и исследование всех существенных взаимосвязей как внутри системы, так и между системой и внешней средой, а также выбор частных решений с учетом их влияния на систему в целом;
• поиск вариантов решения и выбор наилучшего из них;
• нахождение оптимальных решений на основе сравнения эффекта затрат;
• учет случайно действующих факторов.
Системный анализ имеет следующий перечень типовых стандартных элементов: цели, пути достижения поставленных целей, определение требуемых ресурсов и их распределение, модель и критерий.
Проводят системный анализ в несколько этапов:
• постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения;
• анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накладываемых на условия функционирования системы;
• определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы, установление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;
• построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий;
• разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;
• подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;
• окончательный выбор оптимального решения задачи. На основе экспериментальной проверки принятого решения;
• реализация принятого решения (утверждение стандарта).
Научный подход в стандартизации основан на том, что основные показатели, нормы, характеристики и требования, включаемые в стандарт, должны соответствовать передовому уровню науки и техники и основываться на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому разработка всех видов и категорий стандартов должна вестись с учетом и использованием научных достижений в соответствующих областях, а в необходимых случаях разработке стандартов должно предшествовать проведение научно-исследовательских работ.
Принцип предпочтительности используют при разработке стандартов на изделия широкого применения, решении задач рационального выбора и установления градаций количественных значений параметров изделий, проведении унификации, типизации и должен основываться на использовании рядов предпочтительных чисел. Установление на основе рядов предпочтительных чисел рядов параметров, с одной стороны, препятствует неоправданному расширению номенклатуры и типоразмеров разрабатываемых изделий, а с другой — позволяет установить технико-экономические характеристики, соответствующие современным требованиям, а также учесть перспективу соответствующих видов продукции.
Требования научно-технического прогресса и разработка конкурентоспособной продукции вынуждают производителей, в том числе и российских, создавать и выпускать все более совершенные изделия одного и того же назначения. Исключить неоправданно большую номенклатуру этих изделий и обеспечить согласование между собой их параметров и размеров можно лишь на основе стандартов параметров.
Суть параметрического подхода в стандартизации заключена в том, что параметры изделий массового производства устанавливают по определенным правилам на основе рядов предпочтительных чисел.
Отметим, что практически все системы согласования параметров строятся на трех основных правилах:
• пропорциональности — параметры объекта пропорциональны одному главному параметру;
• аддитивности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем последовательного сложения;
• мультипликативности — параметры объекта укладываются в ряды чисел, образуемых путем умножения на постоянный множитель.
Проанализируем более подробно принцип предпочтительности, заключающий в себе теоретическую основу стандартизации — систему предпочтительных чисел.
Согласно принципу предпочтительности необходимо установить набор установленных значений параметров, удовлетворяющих следующим требованиям:
представлять рациональную систему градаций с учетом потребностей производства и эксплуатации;
иметь бесконечное число возрастающих (или убывающих) значений;
включать все десятичные значения любого числа и единицу;
быть простыми и легко запоминающимися.
Ряды предпочтительных чисел. Стандартизуемые показатели номенклатуры изделий обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры изделий, экономии ресурсов и т. д.
В Российской Федерации действует система предпочтительных чисел (система рекомендована ИСО), устанавливающая предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел (ряды К).
Специальные исследования показали, что наиболее оптимальными являются ряды, построенные по геометрической прогрессии. Преимущество геометрической прогрессии состоит в том, что в любом интервале процент увеличения величины числа является неизменным; недостаток — все ее члены обязательно округляются.
Пусть имеется геометрический ряд, в котором коэффициенты а1, а2, . аi, аn — члены прогрессии. В ряде, построенном на основе геометрической прогрессии, постоянен ее знаменатель w, т. е. отношение последующего члена к предыдущему:
Каждый последующий член ряда является произведением предыдущего члена на знаменатель ряда и любой /член геометрической прогрессии:
Например, при значениях a1 = 1, w = 2 имеем геометрический ряд 1,2,4,8, 16. а при w = 1,4 — ряд 1; 1,4; 2; 2,8. .
Ряды, построенные на основе геометрической прогрессии, обладают следующими свойствами:
• произведение или частное каждых любых из двух его членов является членом ряда;
• любой член ряда, возведенный в целую положительную степень, также является членом этого ряда.
Из этих свойств следует, что зависимости, определяемые из произведений членов ряда или их степеней, всегда подчиняются закономерностям этого ряда. Так, например, при выборе длин сторон прямоугольника из ряда предпочтительных чисел, его площадь будет членом этого ряда.
Менее удобны применяемые иногда ряды, построенные на основе арифметической прогрессии. В арифметической прогрессии разность между ее соседними членами постоянна и любой член
an = a1+b(n — 1)
где а, — первый член профессии; b — разность прогрессии; п — номер члена.
В частности, последовательность чисел 1, 2, 3, 4, 5, . представляет арифметическую профессию, возрастающую с разностью 1. Последовательность чисел 1; 0,75; 0,5; 0,25 . — арифметическая профессия, убывающая с разностью 0,25.
Несмотря на простоту, ряды предпочтительных чисел, построенные на основе арифметической прогрессии, имеют недостаток — неравномерность ряда, ограничивающий их применение. Так, в приведенной последовательности с разностью 1 второй член ряда превышает первый на 100 %, десятый больше девятого на 11 %, а сотый больше девяносто девятого всего на 1 %. В результате большие числа следуют друг за другом с очень малыми интервалами, что не всегда экономически оправдано и рационально. Для устранения этого недостатка используют ступенчатые ряды, составленные из отрезков арифметических рядов с различными разностями. По такому принципу построен ряд номиналов монет России — 1, 2, 5 рублей.
Международной организацией по стандартизации рекомендовано для построения рядов предпочтительных чисел на основе геометрической прогрессии использовать такие ряды, в которых происходит десятикратное увеличение каждого следующего n-го члена. Наиболее удобными для практики были признаны ряды, у которых первый член а1 = 1 и знаменатель .
Стандартом установлено четыре основных ряда предпочтительных чисел, обозначаемых R5, R10, R20, R40, и один дополнительный R 80, значения w для которых соответственно равны:
Ряды предпочтительных чисел, приведенные в стандарте, включают их значения в диапазоне от 0 до ∞, полученные для величин а1,
лежащих в интервале 1
Источник
Что является основными результатами стандартизации
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Стандартизация и сертификация
Это два вида деятельности, в результате выполнения которых повышается безопасность и качество продукции, товаров и услуг, одежды, продуктов питания, электроники, транспорта, медицинских препаратов и оборудования, экологии, жизнедеятельности, передачи информации и т.д.
Давайте разберемся, чем отличаются стандартизация от сертификации и что у них есть общего.
Стандартизация – деятельность по созданию и изданию норм и правил, иными словами, стандартизацией называется разработка, проверка, утверждение и публикация нормативных документов, таких, как ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ, Технические регламенты и пр.
Существуют органы стандартизации (например Госстандарт России, Госстрой России, Министерство образования РФ и др), которые на законном основании имеют право разрабатывать и утверждать правила и нормативные документы, после чего последним придается статус стандартов.
Сертификация, в свою очередь направлена на подтверждение соответствия продукции, услуг, систем менеджмента установленным стандартам (документам – утвержденным и изданным в рамках стандартизации), а это уже направлено на обеспечение защиты потребителя от некачественных услуг или продукции.
Обязательная и добровольная сертификация.
Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции в рамках законодательства о техническом регулировании, в первую очередь подтверждение её безопасности.
Добровольная сертификация – это система подтверждения функциональных характеристик качества, безопасности или выполнения нормативных требований при выпуске в обращение продукции, осуществляемое независимой экспертной организацией, касательно тех показателей, которые указывает заявитель. Добровольная сертификация выполняется в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».
Иными словами, если ваш товар состоит в перечне обязательно сертифицируемых, то вы обязаны его сертифицировать. Но, если на товар не распространяются требования обязательной сертификации, то его можно не сертифицировать вообще, или сертифицировать в добровольном порядке подобрав соответствующий стандарт, правило или технический регламент. Добровольная сертификация может способствовать повышению лояльности потребителя, а также являться конкурентным преимуществом перед аналогичными товарами. Также, некоторые компании, заботящиеся о качестве, могут потребовать выполнить сертификацию в добровольном порядке.
В системе сертификации несколько участников – органы по сертификации, испытательные лаборатории, поставщики продукции (производители, продавцы).
В итоге получается, что стандартизация устанавливает нормы и правила для товаров и услуг, а сертификация подтверждает соответствие выпускаемых в обращение товаров и услуг соответствующим нормам и правилам.
- Вы здесь:
- Главная />
- О сертификации />
- Стандартизация и сертификация
Источник
Сущность и содержание стандартизации
В условиях развития международной торговли и кооперации успех многих предприятий и отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках во многом определяется тем, насколько их продукция или услуги отвечают современным представлениям о нормах соответствия качества. Ни одно общество не может нормально функционировать без технического законодательства и нормативных документов, которые регламентируют правила, процессы, методы изготовления и контроля продукции, а также гарантируют безопасность жизни, здоровья и благосостояния людей и окружающей среды. С развитием научно-технического прогресса проблема качества продукции не только не упрощается, но становится более сложной и многоплановой. Значительную роль в повышении качества продукции играют стандарты, разрабатываемые в рамках как государственных, так и международных систем стандартизации.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил и характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающих право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение максимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых и потенциальных задач.
Задачи стандартизации заключаются в создании системы нормативной документации, которая охватывает все виды промышленного производства и сферу услуг. При этом процесс стандартизации должен обеспечивать развитие системы за счет принятия прогрессивных требований к продукции или технологическим процессам. В процессе стандартизации разрабатываются следующие основные направления: стандартизация терминологии, стандартизация измерительной и испытательной техники, стандартизация продукции, стандартизация конструкторской документации, стандартизация технологической документации.
В социальном смысле функции стандартизации можно представить следующим образом:
- цивилизующая (гармонизация документов, методов и условий жизни в соответствии с мировыми аналогами);
- информационная (информация по использованию унифицированных методов и приемов);
- документирующая (документирование различного рода процессов и информации о правилах, регламентах, свойствах продукции и пр.);
- ресурсосберегающая (рациональное и экономное использование природных ресурсов);
- социально-культурная (достижение условия взаимозаменяемости и совмещения в документации, технологических процессах и продукции);
- коммуникативная (нормализация социальных методов и способ связи и передачи информации).
Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом (например, подшипник качения), либо его отдельных характеристик (например, химический состав стали, из которой сделаны детали подшипника).
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.п.
Управление качеством – это воздействие на технологические процессы, выявление несоответствий на всех стадиях петли качества (см. ниже) и устранение их, а также причин этих отклонений. Управляющие решения принимаются по результатам контроля, анализа причин нарушений режима, анализа накопившейся информации и т.д.
В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, руководства и характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа. Руководство международной организации по стандартизации ISO рекомендует следующие основные виды нормативных документов: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты).
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Стандарты бывают международными, региональными, государственными (национальными) и административно-территориальными и принимаются соответствующими органами по стандартизации.
Международные стандарты призваны содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Они охватывают очень обширный диапазон интересов: металлургия, машиностроение, химия, неметаллические материалы, информационная техника, сельское хозяйство, строительство, медицина, упаковка и транспортировка товаров и пр.
Международная организация по стандартам имеет краткое название ISO (ИСО) от греческого слова «isos» (равный). На сегодняшний день в состав ИСО входят более 120 стран мира. Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран участниц и любая страна в мире вправе самостоятельно определять целесообразность и степень их применения. Эмблема организации ISO приведена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 – Эмблема ISO
Региональные стандарты в основном направлены на гармонизацию законодательства и технических норм в рамках определенной группы стран (региональной группы), что устраняет определенные внешние барьеры в торговле между странами-участницами. Примером такого объединения является Европейский комитет по стандартизации (CEN), объединяющий 18 стран Западной Европы (краткое название стандартов, например EN 45001: 1997; через двоеточие указывают год введения стандарта).
Региональная стандартизация имеет место для стран СНГ, и ее работа регламентируется Межгосударственным Советом стран – участниц (МГС).
Среди других наиболее влиятельных региональных объединений следует обратить внимание на межскандинавскую организацию по стандартизации (ИНСТА), международную ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и панамериканский комитет стандартов (КОПАНТ).
Государственные (национальные) стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт государства. В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные. Особую актуальность приобретают требования безопасности, поскольку безопасность товара – основа сертификационного соответствия. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, безопасность при обслуживании машин и оборудования и т.п.
Государственные стандарты обычно имеет аббревиатуру, которая пишется перед номером стандарта. Например, стандарт Украины – ДСТУ, России – ГОСТ Р, Великобритании – BS, Германии – DIN; Японии – JIS; Франции – NF; США – ASTM; Швеции – SW и т.д.
Отраслевые (галузеві) стандарты – разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли в случае отсутствия государственных стандартов. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасности, установленным для отрасли. Объектами отраслевой стандартизации могут быть продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли; правила, касающиеся организации работ по отраслевой стандартизации; типовые конструкции изделий отраслевого применения (инструменты, крепежные детали и т.п.); правила метрологического обеспечения и пр. Отраслевые стандарты Украины обозначаются ГСТУ.
Стандарты научно-технических и инженерных товариществ и обществ разрабатываются в случае необходимости расширения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определенных отраслях знаний и сферах профессиональных интересов. Стандарты научно-технических и инженерных товариществ и обществ Украины обозначаются СТТУ.
Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых – главная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стандартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Стандарты предприятий Украины обозначаются СТП.
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, произведения художественных промыслов и т.п. Документ технических условий устанавливает технические требования к продукции, услуге и процессу. Обычно в документе технических условий должны быть указаны методы и процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного документа в таких ситуациях, когда это необходимо. Принимает ТУ их разработчик без указания срока действия за исключением отдельных случаев, когда заинтересованность в этом проявляет заказчик (потребитель) продукции. Технические условия Украины обозначаются ТУУ.
По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматривают для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.
Свод правил разрабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудования и конструкций, технического обслуживания и эксплуатации объектов, конструкций и изделий. Свод правил может быть как самостоятельным документом, так и частью стандарта.
Регламент – документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган стандартизации, что делает его обязательным для исполнения. Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации.
Различают следующие виды стандартов (международная практика) – основополагающий стандарт, терминологический стандарт, стандарт на методы испытаний, стандарт на продукцию, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт на совместимость, методическое положение, описательное положение и пр.
Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определенной области. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукции (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукции или процесса для жизни, здоровья и имущества человека и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию. Примером основополагающих стандартов могут быть нормативные документы (стандарты) по организации государственной системы стандартизации в Украине.
Терминологический стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т.п. Например: «изделие – единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках (экземплярах)».
Стандарт на продукцию (услуги) содержит требования к продукции, которые обеспечивают соответствие продукции (услуги) ее назначению. Стандарты на продукцию (услугу) устанавливают требования к конкретному виду продукции, либо к группам однородной продукции (услуг). Допускается также разработка стандартов на отдельные требования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию металлопродукции, методы ее испытаний, правила хранения и т.п.
Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
Стандарт технических условий устанавливает всесторонние требования к конкретной продукции (в том числе различных марок или моделей этой продукции), касающиеся производства, потребления, поставки, эксплуатации, ремонта и утилизации.
Стандарт технических условий содержит конкретизированные дополнительные требования, относящиеся к объекту стандартизации (указания о товарном знаке, если он зарегистрирован в установленном порядке; знаки соответствия, если изделия сертифицированы; особые требования, касающиеся безопасности и охраны окружающей среды). Стандарты технических условий на услугу могут содержать требования к ассортименту предоставляемых услуг (точность и своевременность исполнения, эстетичность, комфортность, комплектность обслуживания и пр.).
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) рекомендуют применять методики контроля, в наибольшей степени обеспечивающие объективность оценки обязательных требований к качеству продукции, которые содержатся в стандарте на нее. Стандарты на методы испытаний устанавливают методики, правила процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, например, отбор пробы или образца).
Необходимо пользоваться именно стандартизованными методами контроля, испытаний, измерений и анализа, так как они базируются на международном опыте и передовых достижениях. Стандарт обычно рекомендует несколько методик контроля применительно к одному показателю качества продукта. Это нужно для того, чтобы одна из методик, в случае необходимости, была выбрана в качестве арбитражной.
Стандарт на совместимость устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции в целом, а также ее отдельных частей (деталей, узлов, исполнительных органов, комплектующих и т.п.).
Методические положения – это методика, способ осуществления процесса, той или иной операции и т.п., с помощью чего можно достигнуть соответствия требованиями нормативного документа.
Описательное положение обычно содержит описание конструкции, деталей конструкции, состава исходных материалов, размеров деталей и частей изделия (конструкции). Кроме того, нормативный документ может содержать и эксплуатационное положение, которое описывает «поведение» объекта стандартизации при его использовании (применении, эксплуатации).
Источник