Стандартизация образования — Стандартизация
Потребность основания общего просветительного пространства в России обязала применить стандартизацию к образованию. Внедрение стандартизации в образовательный процесс даёт возможность разрешить огромное количество вопросов в области обучения подрастающего поколения.
Определение 1 Создание и внедрение структур конкретных нормативов и коэффициентов является стандартизацией образования. Эти нормативы и коэффициенты признаются, как отечественные нормы процесса обучения, отражая социальный общеобразовательный образец, и должны принимать во внимание ресурс каждого отдельного человека для восхождения к этому идеалу.
Стандарты образования Российской Федерации
Впервые, 1992 года, было дано определение понятиям о государственном образовательном стандарте в Российской Федерации, после подписания Федерального закона «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно настоящему, работающему праву установлен для:
- Становления общего просветительного пространства в Российской Федерации.
- Осуществления независимого анализа функций структуры вузов.
- Увеличения всеобщего уровня свойств образования в государстве.
- Определения и одобрения равноценности дипломов зарубежных университетов.
Замечание 1 Стандарты каждой конкретной общеобразовательной структуры складываются двух частей: федеральной и национальной (региональной).
Данные элементы предусматриваются полномерным обучением будущего электрика, физика, программиста или иной специальности.
Федеральный компонент
Федеральный компонент – базовая часть государственного стандарта общего образования, необходимая для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций России, реализующих базовые общеобразовательные программы образования и владеющих государственной аккредитацией.
Министерство образования Российской Федерации ратифицирует федеральный компонент. Кроме этого министерство создаёт нормы и условия, относящиеся к сущности общеобразовательной программы, и к общей степени подготовки учителей и учеников.
В федеральный компонент входят:
- Нормативы по признаку исполнения общеобразовательной программы.
- Нормативы к окончательной аттестации выпускников.
- Определение расчётного времени освоения программ по всем видам обучения.
Федеральный компонент образовательного стандарта какой угодно сложности состоит из категории профессиональных предметов, категории математических и общих предметов по естественной науке, категории обще гуманитарных и социально-экономических предметов, кроме того категории специальных предметов.
Национально-региональный компонент
Замечание 2 Национально-региональный компонент воспроизводит в составе образования конкретные индивидуальные свойства и национально-региональные стороны местности, в которой проводится общеобразовательный процесс.
Данный компонент одобряется конкретным вузом и его назначение целиком принимается в расчёт при обучении профессиональных работников этого региона. Чаще всего в российской среде пользуются системой по продвижению федерального и национально-регионального компонентов в образование, при предпочтении первого компонента в соотношении 65% к 35%.
Аналогичное устройство государственного образовательного стандарта разрешает справиться с диалектической, двойственной задачей сбережения согласия образовательного пространства.
Данное устройство стандарта не заглушает развитие и ценности общеобразовательных организаций субъектов России.
Создание государственных образовательных стандартов
Замечание 3 Основным научно-исследовательским предприятием, которое работает в сфере регулирования создания государственных образовательных стандартов (ГОС), значится Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Данный центр формирует работу исключительно для жизнедеятельности высшего специального обучения. В ходе основания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования участвовало около семидесяти организаций, включая ни один десяток советов по методическим рекомендациям. По примерным расчётам во время процесса создания ГОС ВПО работало более тысячи специалистов. Деятельность по разработке стандарта была закончена в течение нескольких лет, внося иногда изменения в уже созданный ГОС.
Министерство образования России принимает предложенные поправки в действующие требования, которые предназначены для образования в высших профессиональных учреждениях. Уже 1996 год был ознаменован созданием госстандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Структура Государственного образовательного стандарта состоит из более, чем семисот стандартов. Производство ГОС ВПО производилось несколькими стадиями.
На первой стадии разрабатывались общеобразовательные схемы для обучения бакалавров. Стандарты по программам обучения специалистов были созданы на второй стадии. А на следующей стадии создания ГОС ВПО были предложены стандарты по образованию для магистров. Во время создания Государственного образовательного стандарта были сделаны существенные выводы, усиливающие базовые элементы образования.
Теперь абитуриент, закончивший учебное заведение, имел базовый набор научных знаний и его принципы, идеология и философия буду качественно сочетаться с данными познаниями. Комплекс этих познаний становиться базой для становления данного выпускника вуза, как многообразной индивидуальности, обладающей огромным опытом. Базовое обучение объединяет в себе комплекс дисциплин, таких как математические, социально-экономические, гуманитарные и естественные науки. Получается, что становление индивидуальности начинается с изучения естественных наук, таких как литература, биология, арифметика, история и многих иных предметов.
Величина базового научного обучения для профессий общетехнического направления была расширена на 30%. Для многих гуманитарных специальностей овладение в университетах и колледжах предметами данного вида включалось в первый раз. В течении некоторого промежутка времени в процессе обучения студентов выяснилось определённое количество минусов данной структуры обучения и в некотором количестве стандартов были изменены правила и нормы.
Эксперты заметили ограниченный выбор гуманитарных и социально-экономических специальностей, что не являлось ориентированностью на перспективную специальность выпускника. Кроме этого, отсутствовала возможность выполнения норма и правил, содержащихся в документации и применяющихся во время предварительной проверки понимания предметов преподавания.
Отмечены сложности в подготовке студентов и обнаружены некоторые существенные отличия программ образования подобных специальностей. Эти сложности влияли на конструктивную организацию процесса обучения в высших учебных заведениях с многопрофильным обучением. А также отображены разногласия в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования с нормами и правилами иных степеней обучения.
Источник
Пример стандартизации образования
Динамика развития социально-экономической ситуации в стране и мире показывает, что качество человеческого капитала в современных условиях играет ключевую роль. Несомненно, что в условиях попыток изоляции России, введения санкций в отношении российской экономики возросло внимание Правительства РФ к структурным изменениям в экономике, позволяющим реализовать инновационные технологии.
Внимание к кадровому потенциалу современного инновационного производства в этой связи усиливается, о чем говорят проводимые заседания Госсовета РФ по тематике подготовки квалифицированных кадров и обсуждение проблем развития системы образования в периодических изданиях [5]. Министерством образования и науки РФ предпринимается ряд мер по изменению всей идеологии высшего и профессионального образования, важнейшим из которых является переход на стандартизацию образования.
В какой степени сложившийся опыт перехода на работу по стандартам российского образования (а сегодня мы можем говорить уже о четвертом поколении ФГОС) отвечает требованиям обеспечения качества и реалиям развития российского общества [4]? Следует отметить, что стандартизация, конкретизируя требования к подготовке, в некотором смысле их «сужает», должна давать возможность расширения образования через вариативность, в этом кроется их диалектическая связь. Исходя из этого можно обозначить несколько позиций «проблемного поля» стандартизации высшего и профессионального образования, которые содержат важные вопросы, от ответа на которые станет понятно, способна ли современная модернизация образования обеспечить необходимое качество и «доверие» к образованию со стороны личности, общества, государства, бизнеса.
1. Глобализация и стандартизация образования. Стандартизация образования в эпоху глобализации обеспечивает сравнимый уровень образования в разных странах, что позволяет студентам осваивать различные компетенции в образовательных организациях разных стран. Кроме того, происходит передача технологий, как информационных, так и гуманитарных, транслирующих ценности и элементы культуры (возможно, и не самые лучшие ее образцы). Формируется возможность быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса).
Первая позиция относительно сравнимых уровней образования содержит в себе определенные особенности (в частности, ставит всех участников на одинаковые ступени образовательного процесса). Да, это дает возможность для сравнительного анализа уровня образованности студентов, предоставляет возможность для обучения в различных вузах и т.д. Эти положительные стороны обсуждались в печати и не вызывают сомнений. Однако в этой связи российское образование не предполагает инновационного процесса своего развития, поскольку оно не должно отличаться от других стран, и предполагается, что там уже все сделано лучше, чем у нас.
Наряду с этим, говоря о российском образовании, необходимо отметить, что переход на программы бакалавриата окончательно запутал наших работодателей. Если в системе среднего профессионального образования был заложен базовый и повышенный уровень подготовки, то при переходе на бакалавриат в системе высшего образования фактически произошло снижение уровня подготовки от специалиста к компетентностно-ориентированному бакалавру. Огромное число колледжей, переданных Минобрнауки РФ в регионы и в состав вузов, практически исчезло. В чем отличие повышенного уровня подготовки в колледже, прикладного бакалавра, бакалавра (ориентированного по специальности или по академическому направлению)? Ответ на этот вопрос может дать только специалист в области образования, для работодателей это непонятно. Для чего мы понизили уровень подготовки – для того, чтобы соответствовать сопоставимому уровню?
Что происходит в реальности. В настоящее время вузы не готовы осуществлять компететностно-ориентированную подготовку (допустим, как в колледже) в силу отсутствия оборудования, квалифицированных специалистов, отсутствия мотивации, что приводит к сокращению лекционных курсов и передаче всей ответственности за результаты обучения самим студентам через самостоятельную работу. Современный электронный учебно-методический комплекс должен представлять собой самоучитель по профессии или дисциплине? Практически это отказ от сложившейся за многие годы в России инженерной подготовки, где лекционная форма работы со студентами, позволяющая развивать научные школы, зарекомендовала себя еще в советские годы.
Относительно передачи и освоения новых технологий можно отметить много положительного (например, то, что развитие образования возможно только в открытой среде, важна диалогичность взаимодействия участников образовательного процесса и т.д.). Вместе с тем не секрет, что авторы инновационных образовательных технологий не всегда расположены делиться своими находками. С одной стороны, это связано с соблюдением авторских прав на инновационные образовательные технологии, с другой — в ряде ситуаций авторам выгодно не распространять свои наработки, поскольку это может приносить и коммерческий эффект.
Формирование социально-культурных смыслов развития общества реализуется в современном мире различными средствами – интернет-технологиями, СМИ, системой образования. В какой степени социально-культурный смысл развития российского общества, заложенный в процессе стандартизации образования, вступает в противоречия с тем, что происходит в других странах? Не секрет, что развитие региона зачастую определяется уровнем профессиональной и общей культуры населения. Восприятие, в том числе и критическое, социально-культурных смыслов других стран зависит от уровня общей и профессиональной культуры, формируемой прежде всего системой образования. В условиях реализации ФГОС-3 наблюдается снижение роли гуманитарного, общекультурного блока подготовки студентов.
Последний тезис этого проблемного поля связан с возможностью быстрого переноса производств в условиях глобализации на рынки труда с более дешевой рабочей силой (подготовленных за счет государств для целей международного бизнеса) [1]. Способна ли стандартизация российского высшего и профессионального образования обеспечить приоритет в подготовке кадров для инновационной российской экономики?
Для ответа на этот вопрос необходимо признать следующее: высшее образование в России было и остается ориентированным на подготовку кадров высшей квалификации, следовательно, в рамках уже законодательно принятых решений следует рассмотреть возможность:
1) ввести наряду с магистерской подготовкой, ориентированной на исследовательскую работу, подготовку по специалитету, ориентированному на инновационные технологии и практики с такими же сроками обучения, позволяющую формировать научные технологические, инженерные именные школы;
2) в силу того, что в современной профессиональной подготовке наблюдается смещение границ профессиональных требований, перейти на подготовку по образовательным программам, сформированным по схеме «профессиональное образование (колледж) – высшее образование (бакалавриат) – высшее образование (магистратура, специалитет)» с исключением практики перезачета дисциплин в вузе, изученных в колледже (поскольку они имеют различную направленность и отличаются по своему содержанию и компетенциям);
3) требуется выстроить четкую логику в квалификационных требованиях к выпускникам через профессиональные стандарты в контексте образовательных программ, а не уровней образования;
4) поскольку переход на бакалавриат сегодня законодательно закреплен, а в реальной практике вузов формирование компетенций чрезвычайно затруднено, также практически невозможно оценить объективно уровень сформированных компетенций, возможно рассмотреть вопрос об интеграции статуса профессионального и высшего образования. Это позволит уйти от уровневой дифференциации статусности получаемого студентами образования и ориентировать их на образовательные программы. Однако в составе современного вуза необходим колледж, где реализуется полноценная программа квалифицированной подготовки, есть возможность компетентностной подготовки бакалавра, продолжения образования в исследовательском плане через магистратуру и, как вариант, в подготовке инженеров высшего уровня – специалитет. Но колледжи, активно работающие с вузами по сетевым моделям, находящиеся с ними во взаимодействии по подготовке кадров для конкретных производств, должны получить возможность бакалаврской подготовки с защитой ВКР в вузе.
2. Личность и стандартизация образования. Возможна и нужна ли стандартизация личности через образование?
Современное профессиональное образование перешло на третье поколение, планируется переход на четвертое поколение образовательных стандартов. Можно ли сегодня пытаться подводить некоторые итоги состоявшегося перехода?
С этой целью прежде всего стоит посмотреть на весь процесс формирования нового поколения ФГОСов и их сочетания с создаваемыми профессиональными стандартами. Безусловно, это сложнейший процесс должен быть методологически обоснован, определены основания построения нового поколения образовательных стандартов, обусловленные целью всей профессиональной подготовки. Как следует из публикаций, в основе методологии нового поколения стандартизации лежат Болонский процесс и связанный с этим переход на компетентностный подход, определяющие новый уровень и качество подготовки выпускника.
Таким образом, объективно существует проблема цели профессионального образования. Эта цель определена государством и отражена в содержании ФГОСов как важнейшего нормативного документа. Как соотносятся цель профессионального образования и требования профессионального сообщества и работодателей? Ответ на этот вопрос должны дать профессиональные стандарты. Но ведь есть еще и цель профессионального образования, связанная с интересами самой личности обучаемого. И эти интересы со временем будут проявляться больше и больше. Все определяется степенью активности самого обучаемого, его заинтересованности в собственной профессиональной судьбе, социальной роли, гражданской позиции.
Современный ФГОС ВО дает широкие возможности для учета интересов обучаемых – до 50% учебного времени отводится на дисциплины по выбору. Опрос студентов при выборе дисциплин показывает, что основная категория предпочитает те дисциплины, по которым проще получить зачет (до 60% в зависимости от направления подготовки). Около 20% из них связывают свой выбор с профессиональным интересом. Можно ли сделать вывод о проблеме цели профессионального образования для студентов? Видимо, да, поскольку последующая профессиональная карьера как цель для многих из студентов является «отложенной» до окончания вуза. Определенная часть допускает, что по окончании не будут работать по полученной специальности.
В условиях демографического спада вузы предоставляют широкий спектр подготовки по различным направлениям, и молодежи, казалось бы, не составляет никакого труда выбрать наиболее интересный. Если в условиях главного выбора – выбора направления подготовки — не происходит проявления личностного аспекта проявления профессионального интереса, то и соответственно незаинтересованный выбор дисциплин здесь выступает как следствие.
Цель профессионального образования с позиций личности – обеспечение профессиональной и личностной самореализации [2]. В том, насколько это возможно в рамках того или иного направления подготовки в вузе, зависит от самой личности и профессорского-преподавательского состава. Насколько школе удается пробудить личностный интерес к профессиональному выбору?
Поставленные вопросы требуют ответа, где и каким образом интересы личности и ее выбора отражены в образовании – от школьного до вузовского. Обратим внимание на модель профессионального стандарта в варианте, разработанном НАРК совместно с РСПП. Основное внимание уделено профессиональным знаниям, компетенциям. В них нет требований к личности, хотя каждый вид профессиональной деятельности имеет свои психологические особенности (монотонность, коммуникативность, оперирование знаками и схемами и т.д.).
Федеральные государственные образовательные стандарты также не рассматривают аспектов требований к личности. Таким образом, стандартизация образования, необходимая для формирования содержания и определенных ориентиров оценки уровня подготовки школьников и студентов, вместе с тем направлена на обезличенного обучаемого, для которого предложены варианты выбора. Только выбирать он не стремится.
Это не значит, что стандартизация не нужна, она нужна для учителя и преподавателя в плане ориентировки в формирования содержания и технологии обучения. Для личности и ее формирования необходима своя парадигма, реализованная в условиях профессиональных и образовательных стандартов и ориентированная на формирование способности обучаемого стать тем, кем он может стать в условиях школы, колледжа, вуза.
Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов. Но они, интересы личности, должны быть там отражены. Таким образом, обсуждаемые в настоящее время подходы к формированию четвертого поколения образовательных стандартов должны опираться на тот опыт, который мы получаем в процессе подготовки выпускников – бакалавров. В условиях сокращения времени в вузе на подготовку бакалавров важнейшим становится формирование общей парадигмы взаимодействия школы и профессиональных образовательных организаций по обеспечению личностного развития обучаемых [3]. Независимо от Болонского процесса и его ориентировки на компетентностный подход формирование личности и ее способности к саморазвитию, самореализации есть единственно верный путь к формированию процесса стандартизации образования от школы до вуза, направленного на человека.
Методология формирования образовательных стандартов должна опираться на парадигму личностного развития, где интересы личности опираются на образовательные стандарты и соприкасаются с предложениями профессиональных стандартов.
В разработке стандартов, по нашему мнению, главная цель профессиональной подготовки — формирование общей и профессиональной культуры выпускника, именно она является основой построения методологии, ориентированной на общее и профессиональное развитие личности студента. И именно культурологический подход, заложенный Л.С. Выготским, должен стать методологической основой стандартизации российского общего и профессионального образования.
3. «Отрыв» от отраслевой структуры. «Отрыв» образовательных организаций профессионального образования из отраслевой структуры сказывается на современном развитии государственно-частного партнерства. Сегодня многие предприятия заинтересованы в создании собственных образовательных структур, ориентированных на корпоративные цели. Формирование многофункциональных центров на площадках предприятий, куда допускаются обучающиеся в ПОО, в большей степени ориентировано на повышение квалификации и переподготовку своих специалистов. Примером является создание и работа многофункциональных центров развития квалификаций. По данным Минобрнауки в настоящее время функционирует более 300 центров. Сравнительный анализ динамики роста подготовки на базе МЦПК показывает, что, например, в течение года за период 2014–2015 года число студентов по программам профессиональных и практикоориентированных модулей возросло с 3,5 тыс. человек до 4,5 тыс. В то же время прирост по программам профессиональной подготовки на базе МЦПК возрос на 8 тыс. человек, а общий прирост по всем программам дополнительного образования (без студентов колледжей) составил с 48 тыс. человек до 61 тыс. человек.
Таким образом, интерес бизнеса в сотрудничестве с образовательными организациями, безусловно, есть, однако масштаб переподготовки, подготовки и повышения квалификации, которые происходят вне образовательных организаций, говорит о том, что профессиональное образование осуществляется в более широких масштабах вне образовательных организаций.
Для подготовки «своих» кадров МЦПК не рассматривает профессиональные стандарты в компетентностном формате, их интересует опыт решения профессиональных задач работниками предприятий. Возможно, что оторванность от отраслей возникла не только из-за ведомственной принадлежности, но и оттого, что профессиональный стандарт должен быть представлен языком, понятным бизнесу, а именно через опыт решения профессиональных задач. Кстати, опыт является важнейшей составляющей профессиональной культуры выпускника.
Безусловно, это не все тезисы «проблемного поля стандартизации» профессионального образования, но одни из самых важных. Перспективы решения проблемы стандартизации профессионального образования должны учитывать:
Источник
Доклад. «Стандартизация в системе образования»
Актуальность темы проекта обусловлена тем обстоятельством, что образование в России является важнейшим фактором формирования нового качества экономики и общества. Государственные образовательные стандарты образования, прописанные в статье № 11 ФЗ РФ, прочно вошли в повседневную жизнь школы.
Образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовки выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля знаний. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
— знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ наук, истории науки, методологии, проблем и прогнозов;
— умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач;
— иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной сферы;
— знание основных проблем общества (социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, национальных, международных, культурных, семейных и других) и понимание своей роли в их решении;
— владение технологией непрерывного самообразования.
Это общий основой стандарт образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется по образовательным отраслям, конкретными учебными дисциплинами. Введение образовательных стандартов выдвигает вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику учиться на максимально доступном уровне, формирует положительные мотивы обучения.
Общеобразовательное стандарт — это система показателей, однозначно определяет установленные государством нормы образованности, достижение которых обязательно для лица, получающего документ об общем среднем образовании.
Приведу основные составляющие общеобразовательного стандарта:
1) базовый учебный план, что определяет в интегрированном виде контуры содержания общего среднего образования (перечень образовательных отраслей, изучаться в школе), определяет удельный вес каждой отрасли в общем объеме общей в образования и продолжительность ее изучения, устанавливает недельная нагрузка учащихся каждого класса и соотношения в нем учебного времени, отводимого на реализацию государственного, школьного и регионального компонента содержания образования
2) стандарты образовательных областей (содержательное наполнение отрасли и обязательный для всех учащихся уровень его усвоения), которые могут разрабатываться применительно отрасли в целом или учебных предметов.
Например, для овладения информационной грамотностью вводится курс «Основы информатики», который знакомит учащихся с современными средствами вычислительной техники, прививает навыки работы с компьютерами и другими средствами современных информационных технологий. А для того чтобы ученики знали историю своего народа, обычаи, традиции в региональный компонент добавили такие предметы как культура традиции народов Дагестана, география и литература Дагестана.
Общеобразовательные стандарт призван упорядочить учебную нагрузку школьников, превратить его из фактора, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом развитии, на положительный фактор их динамического развития.
Определение общеобязательных требований отнюдь не означает унификацию образования, а наоборот, создает необходимый грунт для дифференциации обучения, упорядочивая его, предоставляя возможности обеспечить оптимальные условия для развития каждого школьника, удовлетворения его индивидуальных интересе.
Государственный стандарт общего образования — часть государственных образовательных стандартов, нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Рассматривая этот пункт, я хочу добавить, в первую очередь, как мать пятерых несовершеннолетних детей, что многие сельские школы не в полную меру оснащены кадрами и материально-технической базой. На данный момент в нашей обучается 123 учащихся, а в школе всего 14 компьютеров, 10 из которых ученические, работает 1 проектор и одна интерактивная доска старого образца. Также мы страдаем и в частности наши дети из-за того, что в селении нет связи и в школе только один компьютер оснащен доступом к сети интернет. Что в свою очередь влияет на уровень знаний современных учеников. Разумеется, ни законы, ни новые стандарты не будут работать без соответствующей материально-технической базы. Нужно решать проблему с оснащением школах Дагестана. Создать универсальные кабинеты, оборудованные в соответствии со стандартами второго поколения. Многое делается, чтобы вызвать интерес к углублённому изучению предмета, сделать уроки более содержательными, познавательными.
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
— равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
— единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
— преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
— социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
— прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и — уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
— разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
— объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
Государственный стандарт общего образования включет три компонента:
— федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
— региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
— компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10% от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Я учитель, мама, поэтому тема образования для меня является очень актуальной. В нашей стране образование не раз подвергалось реформам. По моему мнению, от решения проблем образования зависят все остальные глобальные вопросы человечества, потому что только высококвалифицированные специалисты могут найти выход из сегодняшних проблемных ситуаций.
Перефразировав известную фразу Ф. М. Достоевского, каждый из моих ровесников может с гордостью сказать: «Все мы вышли из школы». А из какой школы выходят и будут выходить наши дети? Будет ли радовать их встреча с учителем? Научит ли школа ребенка думать? Выйдет ли он из ее стен здоровым духовно и физически? Мы взрослые, учителя, родители, в ответе за то, какой будет эта школа будущего, «наша новая школа». На мой взгляд, ННШ должна формировать интеллектуальных личностей, таких как М.В. Ломоносов.
Сегодня связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для нашей страны, ориентирующейся на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперёд – это и есть первоочередная задача проекта Федерального закона «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября 2016 г.
Образование в последние годы часто стали называть услугой. Это печаталось в газетах, звучало в телевизионных программах, так говорили некоторые чиновники, хотя находились и те, кто был против такого определения. Среди коллег тоже не было однозначного мнения. Мо-моему, образование не может быть услугой не только по определению, но и потому, что образование — одно из вечных ценностей общества. Предвижу недовольство тех корреспондентов, которые говорят об образовательных услугах, о том, как плохо оказывают эти самые образовательные услуги в школах, детских садах, в ВУЗах, тем самым неправильно формируя общественное мнение об образовании, искажая смысл понятия образование, услуга. Я против такого использования словосочетания «образовательные услуги», не только из гордости и престижа за свою профессию. Я одинаково отношусь к любой профессии, и об этом говорю на уроках своим ученикам и конечно же своим детям:
. «Книгу переворошив, намотай себе на ус —все работы хороши, выбирай на вкус!» и о том, что уважают не профессию, а человека, который хорошо выполняет свою работу. Сейчас, когда моя старшая дочь оканчивает 11 класс, а вторая 10 класс перед ними стояла задача какую профессию выбрать и они твердо решила стать педагогическими работниками.
Образовательные стандарты могут трактоваться как инструменты добросовестного и ответственного поведения участников рынка образовательных услуг. И я уверена, что такие стандарты необходимы всем категориям участников образовательного процесса.
Источник
Особенности новых стандартов образования
Не все еще понимают, насколько далеко зашли реформы, разрушающие школьное образование в нашей стране. Я расскажу немного о новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) – ведь бесплатное образование у нас гарантируется именно в соответствии с ФГОС. Стандарт дошкольного образования введен впервые, поэтому людям, не работающим в детских садах, сложно найти материал для корректного сравнения требований к дошкольному образованию (это не значит, что материал отсутствует, ведь можно сравнивать методические рекомендации до и после утверждения ФГОС). Однако педагоги в детсадах уже ощутили на себе требования чиновников. О том, как изменились эти требования и к чему ведет утвержденный ФГОС дошкольного образования, написала Анна Кульчицкая в статье «ФГОС неразвития». Здесь же речь пойдет о следующих ступенях образования – начальном, основном и среднем образовании, которое ребенок получает в школе. В школьном образовании стандарты введены уже давно, новые стандарты можно сравнить с предыдущими и наглядно увидеть, в какую сторону мы движемся.
За дошкольным следуют три ступени школьного общего образования — это начальное общее (1-4 классы), основное общее (5-9 классы) и среднее общее (10-11 классы). Новый ФГОС для начального общего образования начал действовать с 2011 года, в нынешнем 2015 году младшие школьники впервые закончили 4-й класс по новым стандартам и с сентября по новому ФГОС начнут учиться пятиклассники. Они получат основное общее образование по новым стандартам в 20-м году, и в сентябре того же года на новый ФГОС перейдут 10–11 классы.
Новые ФГОС принципиально отличаются от предыдущих стандартов 2004 года.
Раньше в основе образования были знания, при получении которых и посредством которых развивалась личность ребенка. Теперь же в основу положен системно-деятельностный подход, при котором личность ребенка развивается, когда ученик добывает знания самостоятельно. В стандартах 2004 года уже было отмечено, что цели личностного развития детей важнее их учебных успехов. Но наряду с личностным развитием одним из базовых требований к содержанию образования оставалось знание — по каждому учебному предмету указывался минимум содержания программ, включающий в себя не только перечисление навыков и умений, но и конкретные темы, которые ученик должен был усвоить на том или ином уровне образования.
В новых стандартах заявлено, что стандарт основан на системно-деятельностном подходе и ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. При этом дается портрет выпускника соответствующего уровня образования, в которых о знаниях, которые ребенок должен получить в процессе образования, говорится в общей форме.
Вот каков портрет выпускника после получения основного общего образования:
«6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
• любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
• осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
• активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
• умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
• социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
• уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
• осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
• ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Знаний касается только пункт об умении учиться и применять полученные знания на практике. Чтобы подсластить горечь полного отказа от требований к усвоению учениками знаний, в стандартах предусматриваются требования к предметным результатам, которые, например, на ступени основного образования включают в себя «освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами». Эти результаты «должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования». Однако эти требования стоят на третьем месте после требований к личностным и метапредметным результатам. При этом минимум конкретного содержания по учебным предметам, которое должен усвоить ученик, из стандартов исчезло, конкретные «ключевые» теории и понятия не указаны (не указаны они и в ФГОС следующего уровня образования – среднего). В общие слова, которыми описаны требуемые предметные результаты по конкретным предметам, можно втиснуть абсолютно любое содержание. При таком положении дел неудивительно, что владение предметными знаниями вообще не внесено в характеристики выпускника.
Подобные ФГОС полностью соответствуют закону № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: в требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания (ст.2 п.6 и ст.11 п.3). Указана только необходимость требований к результатам освоения образовательной программы (в которые, как мы видели, можно включить предметные результаты без минимума содержания). Минимум содержания предусмотрен только в федеральных государственных требованиях к дополнительным предпрофессиональным программам (ст.2 п.8)
Вполне понятно, для чего из стандартов удалено конкретное содержание учебных предметов. Время уроков не резиновое, и при провозглашенном системно-деятельностном подходе, когда ученик сам в поте лица учится познавать мир, он сможет добыть намного меньший объем знаний, чем если бы ученику помогал учитель. А кто-то из детей в силу своих психо-физиологических особенностей в некоторых областях не сможет добыть ничего. Чтобы такие ученики тоже считались образованными, и введены новые стандарты. Вместо того, чтобы сочетать системно-деятельностный подход и активное взаимодействие с учителем как транслятором знаний, роль учителя занижается, а усвоение знаний перестает считаться важным в образовании человека.
Вместо развития методик для усвоения знаний и вариативности методического сопровождения ученика для такого усвоения, ребенку предлагают возможность выбрать то, что у него получается лучше – т.е. ограничивают развитие ребенка тем, что он сможет (захочет) сделать самостоятельно. Вариативность (возможность существования разных образовательных программ) предусмотрена законом (ст.11 п.1 пп.3). Образовательная программа, по ФГОС, должна содержать обязательную и вариативную часть. Школы могут формировать свои собственные программы с учетом рекомендованной примерной программы. В программе начальной школы вариативная часть составляет 20% от общего объема программы, основного общего образовании (5–9 классы) – 30%, а в программе среднего общего образования (10–11 классы) – 40%.
В старших классах, где предусмотрен наибольший относительный объем вариативной части, необходимо обязательное включение в учебный план 9 (10) предметов, из них общие – «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Остается 3 учебных предмета, которые может выбрать ученик – Это могут быть любые предметы, главное, чтобы в получившемся плане было не менее одного учебного предмета из каждой предметной области (всего четыре области – «Филология», «Математика и информатика», «Естественные науки», «Физкультра и ОБЖ»). Обязательными предметами не охвачена только область естественных наук, поэтому ученик должен выбрать хотя бы один предмет из этой области. Существует предмет «естествознание», который включает всего понемножку из физики, биологии, химии. Но в соответствии со стандартами ученик, например, кроме обязательных может выбрать «биологию», «право» и «обществознание», добавить дополнительные предметы вроде «психологии» и «дизайна» и какие-нибудь курсы. А физику, географию, химию вообще при таком учебном плане в старших классах можно не изучать – всё в соответствии со стандартами, из каждой области в плане не менее одного предмета. И это несмотря на то, что изучение физики очень важно для развития конкретного мышления ученика, биологии и химии – для понимания процессов функционирования живых организмов.
К чему может привести реализация новых стандартов, будет показано в следующей статье.
Источник
Стандартизация образования. Характеристика государственных стандартов образования I и II поколения
Наряду с принципами и критериями отбора содержания общего образования в настоящее время надежным ориентиром в его определении выступает государственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обучающихся в различных типах общеобразовательных учреждений, как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных, с другой — стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Следовательно, образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы обр-я по достижению этого идеала. В гос. стандарте общего среднего обр-я выделяют 3 уровня: 1)федеральныйй компонент: определяет нормативы, обеспечивающие единство пед пространства россии, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. 2)национально-региональный компонент: содержит нормативы в обл-ти родного языка и лит-ры, истории, географии, искусства, труд-й подготовки и др. 3)школьный компонент: отражает специфику и направленность отдельного обр-го учреждения. Ф-ции стандарта обр-я: 1)ф-ция соц регулирования. переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем. 2)ф-ия гуманизации обр-я. связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности. 3)ф-ция управления. Связана с возможностью реорганизации системы контроля и оценивания качества результатов обуч-я. 4)ф-ция повышения качества обр-я. Призвана фиксировать мин. Необх-ый объём содерж-я обр-я и задавать нижнюю допустимую границу уровня обр-я. Вывод: Введение обр-х стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижения каждым уч-ком опр-го, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общ уровня образованности и, след-но, повышению качества обр-я в целом. Характеристика государственных стандартов общего образования I и II поколения. С 2009 г постепенно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения. ФГОС – первые гос обр-ые стандарты, к-ые официально зарегистрированы. До этого школа работала согласно базисному уч плану, стандартов как таковых не было. Сущность стандартов II поколения выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе — процесс развития личности школьника как цель и смысл образования. Стандарт I поколения (федеральный компонент ГОС) представлял собой профессионально подготовленную «суперпрограмму» по всем учебным предметам. Задача стандарта I поколения: обеспечение нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования. ФК ГОС был призван способствовать сохранению единого образовательного пространства России. И в этом плане он выполнил свою миссию. Этим обусловлена его ценность и значимость. ФГОС акцентирует внимание на обеспечение условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельность учителей. В настоящее время повышается значимость инновационной активности человека. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу: с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новой образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она, реализуя деятельностную парадигму образования, должна быть ориентирована на формирование личности обучающихся. Таким образом, речь идет о разных целях и задачах стандартов первого и второго поколений.
В федеральном компоненте ГОС были представлены цели изучения предмета; обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету (по истории, обществознанию и др.); требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету. Таким образом, ФК ГОС закреплял требования к овладению содержанием учебных предметов. В соответствии с новой редакцией Закона РФ «Об образовании» в стандарте II поколения представлены три группы требований: 1)требования к структуре основных общеобразовательных программ включают указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и полного среднего образования, описание их базовых компонентов, а также требования к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. 2)требования к результатам освоения основных образовательных программ Если в прежнем стандарте под образовательными результатами имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные результаты, определяющие мотивацию, направленность деятельности человека. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными и государственными потребностями. Формулировка этих требований с разделением на предметные, метапредметные и личностные результаты образовательной деятельности отражает инновационный характер нового стандарта. 3)требования к условиям реализации основных образовательных программ. Отличия стандартов: В целях обучения: 1)поколение-усвоение знаний, умений, навыков 2)поколение-формирование универсальных учебных действий, применение знаний в жизни В содержании образования: 1)ориентация на учебно-предметное содержание 2)включение в контекст обучения решение значимых жизненных задач. В организации учебного процесса: 1)учебная деятельность определялась учителем стихийно. 2)создание индивидуальных образовательных программ. В формах обучения: 1)основная – фронтальная 2)признание решающей роли учебного сотрудничества В требованиях к личности: 1)исполнительность, ответственность, дисциплинированность, добросовестность, образованность, трудолюбие. 2)гибкость; динамичность; адаптивная личность; толерантность (принятие, понимание); креативность; коммуникативность; конкурентноспособность; самостоятельность; способность принимать решения и нести за них ответственность. Если в 1966 году образование определялось как процесс и результат усвоения систематизированных ЗУН (качество связано со сформированностью ЗУН,%), то теперь (с 1999 г) образование определяется как процесс педагогической организованной социализации.
Источник