Коллектив авторов — Управление качеством. Краткий курс
Описание книги «Управление качеством. Краткий курс»
Описание и краткое содержание «Управление качеством. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление качеством». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.
Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Управление качеством. Краткий курс
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2013
1. Понятие качества. Качество как объект управления
1. Понятие «качество» зародилось как философская категория. Впервые оно было подвергнуто анализу еще в III в. до н. э. Аристотелем, который под качеством понимал различие между предметами по признаку «хороший – плохой». Гегель определял качество как «тождественную с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество».
С развитием теории управления возникла потребность в функциональном определении качества. Известный японский ученый К. Исикава под качеством понимал свойство, реально удовлетворяющее потребителей. Дж. Джуран рассматривал понятие «качество» с двух сторон: с объективной стороны, качество – это пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной стороны – качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
2. Определения качества для практической деятельности закреплены в государственных и международных стандартах. ГОСТ 15467-79 трактовал качество продукции как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
В 1986 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО) были сформулированы термины по управлению качеством для всех отраслей бизнеса и промышленности. Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
В 1994 г. терминология была уточнена. Стандартизировано следующее определение качества: качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
Определение по ГОСТ Р ИСО 9000–2008: качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям. Согласно этому же стандарту характеристика определяется как отличительное свойство, она может быть качественной или количественной, а требование является полным отражением установленных или предполагаемых потребностей.
3. При рассмотрении понятия качества как объекта управления необходимо оперировать такими понятиями, как:
• цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Главная цель управления дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах системы управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко связано с выходными количественными показателями предприятия;
• объект управления – вся совокупность свойств продукции либо какая-то их часть, группа или отдельное свойство;
• субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции;
• функции управления – это границы управленческой деятельности, т. е. продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления;
• методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.
4. Выделяют следующие методы управления качеством:
• экономические, обеспечивающие создание экономических условий, которые побуждают коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы (правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий и др.);
• материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от дефектов продукции;
• организационно-распорядительные, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей, а также требований нормативной документации;
• воспитательные, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь предприятия и др.
2. Характеристика требований к качеству. Показатели качества
1. Для того чтобы удовлетворить нужды потребителей, необходимо их выявить и привести в соответствие с ними характеристики предлагаемой продукции на основе определенных критериев, полностью отражающих установленные и предполагаемые потребности потребителя.
Требования к качеству продукции – выражение определенных потребностей, а также их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта для последующей их реализации или проверки.
Содержание требований определяется уровнем экономического развития страны; целями и задачами, которые ставят перед собой общество, организация; степенью насыщения потребностей и многими другими факторами. Наиболее универсальными являются требования назначения, безопасности, экологичности, надежности, эргономики, ресурсосбережения, технологичности, эстетичности.
Заданные количественные требования к характеристикам качества представляют собой номинальные значения, относительные значения, предельные отклонения и допуски. Они образуют градацию: класс, сорт, категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции или систем, имеющим то же функциональное применение. Градация обычно устанавливается при определении требований к качеству конкретной продукции или услуги.
Установление количественных требований к качеству продукции – важнейшее условие их разработки, производства, поставок, реализации, потребления. Требования, которые не могут быть выражены количественно, представлены в виде описаний и характеристик.
2. Показатели качества – это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
В современной квалиметрии выделяют следующие показатели качества продукции:
• функциональной пригодности – характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления;
• надежности – характеризуют способность продукции сохранять свои потребительские свойства (безотказность, долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность);
• эргономичности – характеризуют продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
• эстетичности – характеризуют информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида). Эти показатели моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
• технологичности – характеризуют прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции. Данная группа подразделяется на показатели технологичности в производстве и при применении;
• ресурсопотребления – характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени на производство продукции;
• безопасности – показатели, минимизирующие или устраняющие вред человеку при потреблении или использовании продукта;
Источник
Курс лекции менеджмент качества
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственная полярная академия
Кафедра « Менеджмента организации»
Конспект лекций
для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.
Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.
Санкт-Петербург
2007 г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).
^ Целью курса
- обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;
- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;
- дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;
- приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;
- эффективного управления качеством продукции и услуг.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
- организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;
- современные методы социально-экономической диагностики.
- разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;
- разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;
- использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.
- внедрения принципов обеспечения и управления качеством;
- работы по обеспечению качества продукции и услуг;
- методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;
- создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
^ Элементы, отражающие специфику вуза
При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.
^ Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.
^ Организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
^ Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.
- учета посещаемости студентами лекций и семинаров;
- активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;
- выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.
Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.
- Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов
- Участие в работе семинара – 10 баллов
- Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов
- Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.
Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
- ^ Учебно-тематическая карта дисциплины
Аудит. занятия
^ Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности(4 часа)
Лекция 1 (2 часа)
Учебные вопросы
Введение в курс управления качеством 5
1.Предмет и задачи курса 6
1.Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе 8
3 История развития систем управления качеством 13
Вопросы по теме 19
Вопросы по теме 54
Литература Литература
Базовый учебник
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.
Источник
Управление качеством лекции. Конспект лекций для студентов специальности Менеджмент организации
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.
Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.
Санкт-Петербург
2007 г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).
Целью курса
- обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;
- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;
- дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;
- приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;
- эффективного управления качеством продукции и услуг.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
- организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;
- современные методы социально-экономической диагностики.
- разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;
- разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;
- использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.
- внедрения принципов обеспечения и управления качеством;
- работы по обеспечению качества продукции и услуг;
- методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;
- создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
Элементы, отражающие специфику вуза
При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.
Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.
Организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.
- учета посещаемости студентами лекций и семинаров;
- активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;
- выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.
Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.
- Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов
- Участие в работе семинара – 10 баллов
- Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов
- Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.
Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
- Учебно-тематическая карта дисциплины
Аудит. занятия
Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности(4 часа)
Лекция 1 (2 часа)
Введение в курс управления качеством 5
Вопросы по теме 19
Показатель качества 133
стиральной машины 133
Единицы измерения 133
Давление, кПа 134
Контроль качества можно классифицировать по ряду признаков. 141
Статья 45 «Закона о защите прав потребителей» [] определяет права таких обществ (ассоциаций, союзов). Они вправе: 177
Литература Литература
Базовый учебник
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.
Источник
курс лекций Управление качеством
Экономические проблемы, сущность качества и управление им. Эволюция теории и практики управления качеством. Принципы и функции менеджмента качества. Статистические методы контроля, стандартизация. Разработка и внедрение системы управления качеством.
Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.
Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку «Скачать архив»
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курс лекций |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.11.2013 |
Размер файла | 1,8 M |
Подобные документы
Нормативно-правовая база обеспечения качества, его принципы, области технического регулирования. Стандартизация требований к объектам и системам качества, суть сертификации. Основные понятия квалиметрии. Статистические методы управления качеством.
курс лекций [13,5 M], добавлен 20.04.2010
Универсальная схема управления качеством продукции. Функции управления качеством, его планирование, главные аспекты и показатели, статистические методы контроля. Мотивация и обучение персонала по вопросам качества. Главные аспекты качества продукции.
курсовая работа [408,5 K], добавлен 19.05.2009
Понятие и функции управления качеством. Международные стандарты семейства ISO 9000:2000. Разработка и процессы системы менеджмента качества, проверка ее работоспособности. Экономика и правовое обеспечение качества. Некоторые методы обеспечения качества.
учебное пособие [329,5 K], добавлен 28.11.2009
Сущность управления качеством на предприятии. Особенности работы зарубежных фирм в этой области. Статистические методы контроля качества. Деятельность кружков качества. Японский и американский опыт повышения качества. Характеристика стандартов ИСО.
презентация [1,4 M], добавлен 03.06.2015
Понятие качества продукции и управления им. Оценка уровня качества. Сертификация. Стандартизация. Экономические проблемы качества. Общая оценка качества продукции. Критический анализ действующей системы управления качеством.
курсовая работа [38,1 K], добавлен 16.01.2005
Понятие качества и значение его повышения. Управление качеством в рамках системы. Комплексная система качества и технология управления качеством. Организация системы управления качеством. Основные показатели оценки эффективности системы.
курсовая работа [38,4 K], добавлен 26.03.2003
Основные категории и понятия управления качеством. История развития теории и практики в области управления качеством. Зарубежный и отечественный опыт. Концепция всеобщего менеджмента качества (ТQМ), проблемы ее внедрения в деятельность организации.
Источник
Курс лекции менеджмент качества
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
государственная полярная академия
Кафедра « Менеджмента организации»
Конспект лекций
для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения
Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.
Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.
Санкт-Петербург
2007 г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).
^ Целью курса
- обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;
- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;
- дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;
- приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;
- эффективного управления качеством продукции и услуг.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;
- организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;
- современные методы социально-экономической диагностики.
- разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;
- разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;
- использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.
- внедрения принципов обеспечения и управления качеством;
- работы по обеспечению качества продукции и услуг;
- методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;
- применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;
- создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
^ Элементы, отражающие специфику вуза
При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.
^ Формы проведения занятий
Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.
^ Организация самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
^ Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.
- учета посещаемости студентами лекций и семинаров;
- активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;
- выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.
Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.
- Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов
- Участие в работе семинара – 10 баллов
- Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов
- Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.
Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
- ^ Учебно-тематическая карта дисциплины
Аудит. занятия
^ Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности(4 часа)
Лекция 1 (2 часа)
Учебные вопросы
Введение в курс управления качеством 5
1.Предмет и задачи курса 6
1.Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе 8
3 История развития систем управления качеством 13
Вопросы по теме 19
Вопросы по теме 54
Литература Литература
Базовый учебник
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.
Источник