Эволюция защитных вставок в мотоэкипировке. Что изменилось?
Какая бывает защита в мотоэкипировке? Абсолютно все, кто ее уже используют, или же только готовятся к приобретению, безусловно, знают, что в мотокуртках, мотоштанах и даже мотоджинсах применяются защитные вставки, призванные обеспечить безопасность при падениях. Однако о том, что за материалы и какие технологии используются для предохранения наших конечностей от травм, а главное — как именно они работают, задумываются немногие.
Некоторые до сих пор уверены, что нет ничего лучше и безопаснее громоздких, жестких пластиковых щитков, сдобренных изнутри поролоном. Но, увы, это совсем не так. Безусловно, пластик до сих пор активно применяется во внедорожных дисциплинах, где высок риск проникающих повреждений, но для городской мотоэкипировки уже давно разработаны новые, удобные, комфортные и умные материалы.
Первыми на смену защитным вставкам с пластиковым внешним слоем пришли каучуковые (проще говоря, из резины средней плотности) или около каучуковые материалы. Длительный рассказ о них мы, пожалуй, опустим, ибо они быстро сменились другими. Причиной стало то, что их ударопоглощающие свойства были близки к пластиковым щиткам, только вот от проникающих ранений они спасали сильно хуже.
Ударопоглощающие материалы
Вслед за ними появился чудо-продукт — материал D3O, который вывел поглощение энергии удара на новый уровень.
Спасибо за изобретение технологии необходимо сказать сноубордисту Ричарду Палмеру, который был озабочен поиском каких-либо материалов, способных в совокупности и хорошо защищать, и быть комфортными для спортсменов, выступающих в зимних дисциплинах.
Палмер обратил внимание на уникальные по тем временам свойства жидких субстанций, плотность которых напрямую зависела от скорости их течения. Проще говоря, их плотность менялась в зависимости от энергии, которую они вырабатывают или получают.
Путем длительных исследований и неудачных экспериментов Ричард смог превратить нестабильный гелеобразный материал в упругую пену, не теряющую свою форму. Материал получил название D3O и был запатентован в 2002 году. D3O состоит из длинного списка полимеров, физические свойства которых вам вряд ли будут интересны, поэтому перейдем сразу к сути.
Физические свойства, преимущества и недостатки D3O:
Главное преимущество материала D3O — его гибкость, которая дарит комфорт всем, кто его использует. Материал получил достаточно широкое применение, он используется далеко не только в мотоиндустрии. Зимние и летние виды агрессивного спорта, спец. службы, медицина и так далее…
Суть в том, что все, что сделано из него имеет мягкую и гибкую структуру, но это продолжается ровно до тех пор, пока D3O не подвергнется агрессивному физическому воздействию. В этом случае его молекулы начинают вести себя особым образом, делая материал твердым, попутно поглощая и распределяя энергию по небольшой площади вокруг точки прямого воздействия. Иными словами — D3O попросту гасит энергию удара, намного эффективнее указанных выше материалов.
Но как обычно, дьявол кроется в деталях… Как мы помним, Ричард Палмер — профессиональный сноубордист, а это значит, что его тело, как и тела других спортсменов, выделяет избыточное количество тепла, ибо они всегда испытывают предельные нагрузки, и тогда — с D3O все хорошо.
Но если температура материала снизится и не будет в должной степени подпитываться теплом тела, что вполне возможно в длительных мотопутешествиях и даже в межсезонье, материал попросту потеряет свои основные свойства и станет менее эластичным, что повлияет как на комфорт, так и на безопасность.
Ну а если его температура будет околоминусовой, он становится твердым и хрупким, и может попросту треснуть или сломаться пополам даже от незначительного внешнего воздействия. В этом случае, к сожалению, про ударопоглощение не может быть и речи…
Тем не менее, материал D3O до сих пор широко применяется в мотоэкипировке и является одним из передовых материалов для нее. Так же хочется отметить, что вокруг D3O появилась масса материалов с похожей структурой, например, вискоэластик. Вискоэластик имеет более пористую структуру, за счет чего он менее компактный. При этом он схож по свойствам и безопасности, но более дешевый в производстве, чем D3O. Это делает его намного более распространенным в недорогой мотоэкипировке.
Сертификаты безопасности CE-level 1 и CE-Level 2
Кроме того, нельзя забывать, что все защитные вставки должны соответствовать европейским сертификатам безопасности, либо EN1621-1:2012 CE-Level 2, либо EN1621-3:2016 CE-Level 1. Разница – в количестве поглощаемой энергии.
Если конкретнее, то CE-Level 1 — это стандартный уровень защиты, предназначенный исключительно для использования в повседневной езде на мотоцикле, а именно в городских условиях.
Максимальная сила удара, которую сможет поглотить защита с индексом Level 1, не должна превышать единичного воздействия в 24 килоньютона (кН), а усредненное значение по всей плоскости не должно превышать 18 килоньютонов (кН).
Что касается стандарта CE-level 2, то здесь речь идет об использовании мотоэкипировки в условиях повышенного риска. Соответственно, это либо мотоспорт, либо длительные мотопутешествия, где риск получения серьезных травм сильно выше, нежели в городе.
Таким образом, стандарт EN1621-1:2012 CE-Level 2 обеспечивает ровно в два раза лучшую защиту: cила удара не должна превышать единичного воздействия в 48 килоньютона (кН), а усредненное значение по всей плоскости не должно превышать 36 килоньютонов (кН).
Технологии ударопоглощающих материалов не стоят на месте
Было бы странно полагать, что в век высоких технологий, в котором мы с вами живем, почти за два десятилетия изготовления защитных вставок ничего не произошло. Все верно, ученые не стоят на месте, пытаясь угодить все более требовательному потребителю.
Естественно, разработкой новых материалов в первую очередь озабочены киты индустрии мотоэкипировки, и именно они всегда первыми вводят новые разработки в наш с вами мир.
Речь о тонких защитных вставках, которые не только соответствуют тем же жестким сертификатам безопасности, но и не сковывают движений, занимают сильно меньше места, отлично вентилируются и лишены недостатков вышеуказанных продуктов, таких как жесткость и чувствительность к температурным режимам.
Сразу хочется отметить, что подобные защитные вставки уже давно есть в арсенале всех именитых и уважающих себя производителей (Dainese, Alpinestars, Rev`it, Spidi и т.д.), только вот далеко не все модели, укомплектованные ими доступны на нашем рынке.
Именно по-этому в качестве примера мы будем использовать защитные вставки, разработанных голландской компанией Ревит, ибо что называется — есть доступ к телу.
Защитные вставки SEESMART
Итак, начнем по порядку, а именно от меньшего к большему. Защитные вставки, получившие название SEESMART, полностью отвечают сертификату безопасности EN1621-3:2016 CE-Level 1. То есть они предназначены исключительно для использования в городской среде и, соответственно, устанавливаются только в городскую мотоэкипировку.
Основная их особенность – они ультра тонкие и очень гибкие, из-за чего вообще не сковывают движений, отлично вентилируются, не доставляя дискомфорта в жаркую погоду и, что самое важное, гасят энергию удара, соответствуя вышеуказанным требованиям.
Таких показателей удалось добиться не только благодаря их сотовой структуре, увеличивающей площадь рассеивания получаемой энергии, но и новому материалу SEEFLEX2925. Чудо полимер, способный не просто поглощать и рассеивать, но и трансформировать кинетическую энергию от полученного воздействия в тепловую.
Данный факт, подтвержденный многочисленными тестами и многолетними испытаниями, лишает SEEFLEX2925 недостатка в виде боязни низких температур. К слову говоря, температурный тест — это отдельные испытания, которые в обязательном порядке проходят все защитные вставки.
Тест подразумевает под собой стандартные испытания, в ходе которых защитный элемент размещается на жестком подиуме, чем-то схожем с наковальней, после чего он получает удар пятикилограммовой гирей, запущенной в свободное падение с высоты в 1 метр, только в данном случае тест проходит при температуре “+40°С” и “-10°С” соответственно.
Что бы тест считался успешным, пропущенная через защитный элемент энергия не должна превышать значений, указанных в вышеупомянутых сертификатах безопасности.
Защитные вставки SEESFLEX
Что касается защитных вставок SEEFLEX, которые используются исключительно в экипировке для специального применения, а именно мотоспорта и мототуризма, где риск получения травм значительно выше, то они проходят ровно те же тесты. Только вот количество энергии, которое будет поглощено и рассеяно обязано быть в два раза выше, чтобы обеспечить должную безопасность и соответствовать CE Level-2.
Естественно, чудес не бывает и за все надо платить. В данном случае комфортом. Но и здесь технологи хорошо потрудились, ведь во вставках SEEFLEX используется ровно тот же материал, что и в тонких SEESMART, и они так же обладают очень хорошей вентилируемостью.
Так что жертва комфорту принесена лишь в виде увеличения объема и веса самих защитных вставок, ну и, конечно, цены самой экипировки, в которой они используются. Кроме того, в 2015 году, а именно тогда SEEFLEX была представлена миру, защита получила престижную премию Red Dot Awards в категории “Best of the Best” и по сей день остается лучшей в мире как по защитным свойствам, так и по дизайну.
Учитывая все выше сказанное, можно смело утверждать, что мотозащита, как и все в нашей жизни, подвержена эволюции. Безусловно, за лучшие технологии приходится платить больше, но важно понимать, за что конкретно вы платите, и что от этого получаете. На сегодняшний день мы все привыкли платить за комфорт, что и делаем регулярно. Таким образом, выбирая мотозащиту, во главе угла должен стоять не кошелек, а то, какую степень защиты вы хотите получить и насколько комфортной она будет в использовании.
Безусловно, поверить в какие-то там технологии, благодаря которым вставка толщиной в 3-4 мм способна погасить ровно такое же количество энергии, как и массивный щиток — сложно. Сложно поверить, что мотоэкипировка в 21-ом веке может быть комфортной, сложно поверить, что можно передавать терабайты данных без проводов, да и вообще в наше время сложно поверить во многое, но это происходит, это здесь и это работает! Новые технологии, будь то умный дом или умная защита, можно и нужно использовать уже сейчас.
Источник
Сертификация мотоэкипировки. Стандарты и расшифровки.
Тема сертификации мотоэкипировки достаточно запутанная — существуют различные стандартны безопасности, много разных букв и цифр в маркировке. Но есть смысл немного разобраться.
Некоторые недобросовестные производители используют простые уловки. Берут, например, обычные джинсы или куртку без защитных свойств, ставят туда пластиковые вставки (на колени или локти) и на подкладку пришивают маркировку «CE» — евросертификат защиты. Но маркировка эта относится только к протекторам, само же изделие не обладает никакими защитными свойствами.
Об этом стоит знать, особенно если вы рассматриваете какой-то неизвестный бренд экипировки (что уже не слишком разумно).
Известные бренды сертифицируют всё изделие. Но и тут нельзя переоценивать защитные свойства. Дело в том, что минимальные требования к сертификации довольно невелики.
Посмотрим на примере европейского стандарта ECE.
Это самый распространенный стандарт защиты, которым маркируется подавляющее большинство изделий. Обозначается знаком CE. Маркировка гарантирует, что производитель, а также поставщик и продавец отвечают за соответствие требованиям стандартов Еврозоны.
А поскольку все большие бренды поставляют продукцию в Европу (и в Россию), то они имеют такой сертификат.
Вот пример маркировки защиты тела и конечностей: EN здесь по смыслу аналогичен EС, индекс 1621 означает пригодность для мотокросса. Вторая цифра указывает на область защиты.
EN 1621-1 плечи, локти, бедра, колени
Уровни, если они обозначены, говорят о допустимых нагрузках (измеряются в кН). Level 2 более защищен, чем 1.
EN 1621-1 Level 1
EN 1621-1 Level 2
EN 1621-1 Level 3
Уровни обычно можно увидеть на внутренней нашивке (п. 5). Там же буквами T указано соответствие допустимым температурам (от -10 до +40 C).
Казалось бы, в чем проблема?
Посмотрим на разную защиту колена. Leatt 3.0 Shin Guard и более защищенные брейсы Leatt C-Frame Pro маркируются одинаково — EN 1621-1. Хотя это разные изделия по прочности конструкции, материалам, стойкости на излом.
Проще говоря, по маркировке, указанной в описании товара, невозможно сделать вывод о реальной степени защиты. Необходимо внимательно изучить все особенности конкретного изделия.
Также желательно посмотреть, кто и как уже использует такую защиту. Особенно это касается экстремальных условий езды.
Мотоботы сертифицируются с другими цифрами в маркировке.
EN 13634 – боты
Сами тесты включают в себя стойкость к трению, сопротивление проникающему воздействию, поперечную жесткость, защиту от удара. И могут отличаться категориями (1 и 2).
Но, опять же, разобраться в деталях по маркировке вряд ли получится. Топовые кроссовые Alpinestars Tech 10 и менее защищенные Fly Racing FR5 имеют сертификат EN 13634.
ECE 22.05, DOT, SNELL — шлемы
Отдельно скажем о шлемах. Мотошлемы – самая важная часть экипировки. И для них есть три основных стандарта со своими маркировками. Помимо европейского ECE 22.05, это более суровый американский DOT (министерство транспорта США) и еще более требовательный SNELL (некоммерческий фонд).
Отличаются они процедурами тестирования. Во всех случаях на шлемы ставят датчики и бьют о плоские и выгнутые стальные поверхности, а иногда и об острые грани. Потом показания датчиков и повреждения анализируются. Но сила удара в тестах SNELL заметно больше. Если производитель (добровольно) заключил контракт и прошел такие тесты, то на шлем добавляется маркировка «одобрено SNELL».
SNELL approved
По логике такие шлемы имеют более гарантированную защиту. Но хорошо оплачиваемые методы SNELL иногда сильно критикуются. Ведь у шлема есть другие показатели безопасности. Например, вес или площадь закрываемой поверхности – фулфейсы, в целом, безопаснее открытых. Да и в определенных условиях шлем должен частично разрушаться, поглощая энергию удара. Поэтому такие сертификаты многие считают избыточными, и встречаются они нечасто.
Что касается сертификации ECE 22.05, достаточно сказать, что эти шлемы одобрены для участия в самых серьезных профессиональных соревнованиях, включая американский мотокроссовый чемпионат AMA и MotoGP. При этом не забываем, что по уровню защиты и количеству систем безопасности разные модели шлемов также могут отличаться.
Какой смысл в такой сертификации?
Использовать надо сертифицированную экипировку. Во-первых, это гарантия соответствия минимальным требованиям к мотозащите. Грубо говоря, защитная вставка при ударе не распадется на мелкие острые осколки и не сотрется в пыль за неделю использования. Также есть гарантия сохранения защитных свойств в заданном интервале температур (обычно от -10 до 40 гр. Цельсия). Ну и эргономика тоже учитывается при таких испытаниях моделей.
Во-вторых, сертификат означает, что все произведенные образцы идентичны. В ЕС тестах используется полная и дополнительно выборочная проверка всей партии продукции.
Что касается конкретных требований к защите, процитируем одного из топ-менеджеров компании-производителя:
«Для нас маркировка CE малозначима. Вы можете купить налокотники с таким знаком, пригодные только для скейтборда и велосипеда. Чтобы быть уверенным в защите, вам стоит вникнуть в подробное описание».
Источник
Все о сертификации мотошлемов
Шлемы бывают разные: модуляры, интегралы, отрытые, для мотокросса, внедорожные и так далее. Как разобраться во всем этом разнообразии? Существуют характеристики, которые более важны, чем дизайнерские или внешние данные. И это то, ради чего и создали шлем как элемент мотоэкипировки – ваша безопасность.
Казалось бы, уже все убедились в необходимости надевать шлем, когда садишься за руль мотоцикла. Для тех, кто все еще рискует выезжать «в магазин на пять минут» без этой детали экипировки, приведем в пример результаты исследования Министерства транспорта Великобритании. Они, хотя и немного устаревшие (за 2005 год), но все же красноречиво указывают на опасность, которая подстерегает мотоциклистов:
- среди участников дорожного движения их всего 1%, но при этом 19% погибших в ДТП;
- у 80% гибель мотоциклистов была связана с травмами головы.
Поэтому, чтобы дорожно-транспортные происшествия не имели таких ужасающих последствий, необходимо не только неизменно во время движения быть в шлеме, но и пользоваться сертифицированными и неповрежденными моделями, которые подходят по размеру. Надеемся, вам известно, что шлем даже после незначительной аварии нужно менять, ведь если на внешней оболочке нет трещин, это еще не значит, что пенонаполнитель не потерял свои свойства. Он уже не сможет поглощать энергию удара, как надо, в итоге — вероятность травм головы повышается.
Чтобы выяснить, безопасный ваш шлем или нет, не нужно проверять его прочность с помощью лома или молотка. Ведь, как говорят, все уже сделано за нас. Еще в 1950-х годах в Британии определили требования и испытания, которые должны пройти мотошлемы. В частности тестирование одной модели шлема проводится на всех размерах во всевозможных климатических условиях на любые виды повреждений и ударов. Материалы, из которых сделан шлем, могут по-разному реагировать на удары при температуре +10 и, например, -20.
На современном рынке мотоэкипировки наиболее часто встречаются американские сертификаты DOT и Snell, европейский ECE R 22.05 и английский SHARP. Все эти маркировки на шлемах могут много чего рассказать мотолюбителям, которые знают толк в мотозащите.
- DOT – это стандарт безопасности Министерства Транспорта США, который был введен еще в 1985 году и частично уже лишился своего авторитета, поскольку, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, производитель самостоятельно проводит исследования, по факту он даже не обязан сообщать в Министерство о его результатах. То есть мотоциклисты, покупая шлем, должны поверить производителю на слово, что его шлем безопасный. Иногда DOT устраивает выборочные проверки, в итоге – не все шлемы с достоинством проходят даже эти, весьма лояльные, испытания.
Проверяя шлемы на безопасность, DOT ударяет их о плоскую наковальню с высоты около 2 метров, а также на полусферическую наковальню с высоты полтора метра. В шлеме находится муляж головы, который оборудован различными датчиками. Конечно, мотоэкипировка поддается и другим испытаниям, но выше описанный тест – самый показательный. DOT проводит исследования при умеренной силе ударов, поскольку по статистике именно такие аварии наиболее часто случаются на дорогах.
Обратите внимание. Хотя стандарты DOT устарели, они все же важны, поскольку спасли жизнь не одному человеку и указывают на минимальный уровень защиты, которому обязан соответствовать шлем.
Но не все шлемы с одинаковой маркировкой имеют похожие защитные характеристики. То есть HJC и Shoei с Европы и Америки будут похожи только внешне. Сейчас попробуем объяснить почему. Мотоэкипировка европейских производителей соответствует стандартам DOT и ECE 22.05. И даже с США вам придет шлем итальянского производителя с маркировкой обоих стандартов. В Америке же проектируют шлемы, основываюсь на стандарты DOT или в лучшем случае Snell. Нужно учесть, что бренды азиатского региона (например, Shoei, Arai или HJC) изготавливают под каждый рынок свой вариант шлема, поэтому одни и те же модели из Европы и США, хотя последние и будут втрое дешевле, имеют разные характеристики в плане обеспечения безопасности.
Конечно, всегда можно найти шлем за 1000 рублей, который будет соответствовать всем существующим стандартам безопасности. Чаще всего за такие деньги вам предлагают подделку. В таком случае попросите у продавца документацию, которая должна прилагаться к товару, где, если повезет, узнаете, в какой лаборатории прошел испытания товар. В реальности, чтобы оценить уровень безопасности шлема, заблаговременно узнайте всю информацию о понравившихся вам моделях – где и какие тесты они проходили, сравните шлемы по методике SHARP, благо сейчас в интернете можно найти все, что интересует.
Экипка.Ру предлагает вам огромнейший выбор шлемов различных конфигураций, типов и дизайна. Все шлемы, которые есть в продаже в нашем магазине в ТЦ «Dexter» или на сайте ekipka.ru , прошли соответствующую сертификацию (DOT, ECE 22.05, SHARP, Snell или др.) и имеют все нужные документы, ведь мы закупаем товары напрямую от производителей.
И напоследок. Вы должны знать, что ни один шлем (даже тот, который отвечает всем стандартам) не сможет гарантировать вам полную безопасность во время аварий, поэтому всегда будьте бдительными и соблюдайте правила дорожного движения.
Источник
Виды сертификаций мотошлемов — обзор ECE, DOT, Snell, SHARP и FIM
Сертификация мотошлема, что мы об этом знаем? Если спросить обывателей, то ответы будут примерно такими:
— Это то, что подтверждает уровень безопасности шлема.
— Сертификация подскажет, какие нагрузки сможет выдержать мой шлем.
— Сертификация определяет, где и как я могу использовать свой шлем.
Ярлычок на шлеме сообщает, какому именно стандарту безопасности он соответствует — DOT, Snell, SHARP или ECE 22.05/ECE 22.06? При этом шлем может одновременно соответствовать нескольким стандартам, что определенно на руку владельцу.
Встречается мнение, что стоимость шлема зависит от того, какой сертификацией он обладает. Так ли это?
Что такое сертификация FIM и правда ли, что она может появиться на обычных мотошлемах?
Резюме:
Если коротко сравнивать наиболее распространенные сертификации, то все они проводят экспертизу на ударопрочность, истирание, посадку шлема на голове, надежность застежек, вытягивание ремней и их прочность, обзорность и:
- Тест на проникновение — DOT и Snell
- Тест на противостояние агрессивным химическим средам — Snell и ECE R22.05
- Легкость снятия шлема — Snell и ECE R22-05
- Тестирование подбородной дуги — Snell и ECE R22-05
Считается, что при силе удара в 200-250G человек получает тяжелые черепно-мозговые травмы, но при которых можно выжить. При силе удара в 300-350G говорят о критических ранениях, которые не оставляют шансов на выживание. Все сертификации охватывают диапазон в 300-400G, которые должен выдержать мотошлем.
Экспертиза учитывает возможные изменения при повышенных и пониженных температурах, поэтому во время тестов шлем изучают в разных условиях.
На просторах Америки наиболее распространены сертификации DOT и Snell. В Европейских странах используется ECE R22.05, который признается 47 странами. При этом DOT не противоречит стандарту ECE R22.05. Часто шлемы поставляемые в Европу из Америки имеют две сертификации, чтобы не нарушать законов о безопасности.
ECE 22.05/ ECE 22.06
В предыдущей статье мы подробно рассмотрели особенности этой сертификации и ее грядущего обновления. На данный момент ECE 22.05/ECE 22.06 является наиболее полной системой тестирования. Она объединяет многие приемы из других рейтингов, что выводит ее в топ среди прочих.
Важным моментом является тот факт, что шлемы получают сертификацию до выхода на рынок, а это значит, что покупая шлем с ярлычком ECE 22.05, вы можете быть уверены — шлем уже проходил все необходимые экспертизы.
Американский стандарт безопасности для дорог общего пользования появился в далеком 1985 году. Это стандарт департамента транспорта, за которым следит Национальное Управление безопасности дорожного движения (NHTSA).
Производители сообщают контролирующим органам, что их шлем соответствует стандарту DOT. Если во время контрольной закупки и последующего теста выяснится, что некий шлем не проходит по показателям, то производителя ждут крупные штрафы и отзыв продукции. То есть если европейский стандарт тестирует шлемы перед выпуском, то DOT — стандарты, за которыми следят в первую очередь производители. Естественно, если у какого-либо производителя в партии находят бракованный шлем, такой же шлем из этой партии уже может быть продан. Вот что пугает в этой сертификации покупателей.
Информацию о тестах можно получить в открытом доступе на сайте Национального Управления безопасности дорожного движения США, которое публикует отчеты своих проверок.
Опасаться стоит только тем, чей шлем кроме DOT не имеет никакой другой сертификации, а производитель еще не заслужил честного имени.
Шлем проверяется на защиту от ударов путем падения с заданной точки высотой почти в два метра на круглую, а потом на плоскую наковальню. Силу удара фиксируют датчики. Оценивается насколько плотно сидит шлем после столкновения. Приверженцы DOT считают, что поглощение силы удара и рассеивание энергии важнее, чем сопротивление удару. В этом есть здравая логика.
Дополнительно существует тест на проникновение, когда шлем в прямом смысле слова – протыкают.
Snell
Частная некоммерческая организация Snell Memorial Foundation (SMF) разработала свои стандарты безопасности. Сертификация Snell — не обязательна, носит добровольный характер, но признается на международном уровне. Она была разработана и названа в честь мотогонщика Уильяма «Пита» Снелла, погибшего из-за травмы головы, потому что его шлем в 1956 году был далек от современных.
Тестирование начинается с проверки посадки шлема. Однако критерии не такие жесткие, как у ECE 22.05, но строже, чем DOT. На проворачивание теста нет, достаточно, чтобы шлем не снимался с манекена.
«Ударный» тест проверяет на запас прочности по средствам падения шлема с высоты на округлую и плоскую наковальню, имитирующие удары о разные поверхности. В том числе на прочность тестируется и подбородочная часть интегралов.
Хочу рассказать про один интересный момент в экспертизе, правда, он касается только профессиональных гоночных шлемов. Их тестируют на огнеупорность, проверяют при помощи пропанового пламени температурой около 790 градусов Цельсия.
SHARP
Safety Helmet Assessment and Rating Programme — британская система оценки, которая выставляет оценки по своему рейтингу. SHARP проверяет уже сертифицированные шлемы, а это значит, что экспертиза лишний раз подтверждает безопасность шлема. Как так вышло?
Когда Великобритания вошла в состав ЕС, она согласилась со стандартами ECE 22.05, которые действуют в странах Европы. Ранее британские шлемы оценивались рейтингом BSI.
Так появился новый рейтинг, но вопросов к нему много. Неожиданно, бюджетные шлемы получали пять звезд в результате тестирования в то время, как брендовые и профессиональные – только четыре или даже три. Основателей рейтинга даже обвиняли в маркетинговом ходе и неточности критериев.
Для тестирования делается контрольная закупка в обычных розничных магазинах. Шлемы проверяются на соответствующего размера болванке. Нужно заметить, что модель головы используется твердая, а не биометрическая, как планировалось изначально.
«Ударный» тест включает в себя удар плоской и угловатой поверхностью, имитирующей бордюрные камни. Удары наносятся на основные травмоопасные места с возрастающей силой. Дополнительно оценивается трение по абразивной поверхности.
Из-за тестирования бокового удара некоторые производители выпустили ряд шлемов с учетом требований SHARP. Из-за этого у таких моделей замечено ухудшение бокового обзора. К слову, это называют одной из причин, по которой бюджетные модели получали высокие оценки — более жесткие края в минус обзору. Кроме того, это тестирование не учитывает удар в подбородок.
От теста на проникновение они отказались, так как считают, что это не самая опасная причина травматизма.
Международная федерация мотоциклистов (FIM)
В 2019 году Международная федерация мотоциклистов — орган тестирующий экипировку для MotoGP, Moto2 и Moto3 — сообщила об увеличении стандартов безопасности. Кроме того, FIM потребовала, чтобы каждый шлем, который соответствует этим стандартам, был доступен для любого другого мотоциклиста на улицах города.
У FIM есть преимущество, которого нет у других сертификаций – реальный опыт мотогонок. Федерация с высоты своего опыта планирует установить планку выше существующих стандартов Snell, ECE и JIS (японский стандарт безопасности).
Да, здесь тоже будут учитываться лобовые и косые удары, истирание и устойчивость. Известно, что MIPS или EPS-вкладыши пока не являются обязательным пунктом для получения сертификации. Первым отличием станет тестирование на повышенных скоростях, на которых обычный мотоциклист в городе ездить будет вряд ли. Но кому от этого хуже?
Важное отличие, из-за которого все заинтересовались новым рейтингом – тестирование в зависимости от размера шлема. Это очень интересная тема для рассуждений, потому что разница в подходе у разных сертификаций заставляет специалистов серьезно спорить. Оценка влияния силы удара на мозг человека должна быть основана на тестировании в прямой зависимости от размера шлема и объема головы.
В сети встречаются споры, дескать, как при одинаковых условиях тестов не учитывается большая или меньшая площадь шлема… и дальше – расчеты, споры, пена у рта…
Пока речь идет о тестировании интегралов с застежкой D-кольцо. Отдельно планируется запустить тестирование шлемов, предназначенных для бездорожья. Но уже сейчас понятно, что цена за такой шлем для городского мотоциклиста будет серьезной.
Так влияет ли сертификация на цену шлема?
Давайте размышлять здраво. Цена шлема складывается из многих факторов, но основными всегда будут материалы и трудозатраты. Шлем с допуском от FIM стоит бешенных денег по меркам обычных гражданских водителей не потому, что его проверяла Международная федерация мотоциклистов, а потому что это шлем для профессиональных мотогонок. Шлем с сертификацией одного только DOT может быть бюджетнее, нежели DOT + ECE 22.05/ECE 22.06, а может и не быть.
Шлем из не особо первоклассных материалов тяжелее, менее комфортный, менее вентилируемый, но он все равно будет надежным как кирпич. Правда, аэродинамика тоже будет как у кирпича, скорее всего. Бюджетный шлем может пройти сертификацию ECE 22.05 и не стоить как космолет. Но будет ли в нем так же удобно, как в шлеме с той же сертификацией, но из других материалов — более легких? На стоимость шлема сказывается в том числе материал подкладки, множество плюшек, которые придумал производитель для комфорта.
На примере сертификации SHARP, которая выставила высокие оценки бюджетным шлемам, можно утверждать, что безопасный шлем может иметь разные ценовые категории. Это не сертификация делает шлем дорогим, а то, насколько безопасным и комфортным делает его производитель.
Источник
Сертификация и тестирование мотошлемов
В 80% случаев гибель мотоциклистов связана с травмами головы, и мотошлем играет не последнюю роль в этой статистике. Несмотря на огромное значение этих аксессуаров, до сих пор отсутствует единая международная система их стандартизации. Поэтому, покупая шлем, приходится искать не только модель с определенными параметрами, но и делать выбор в пользу того или иного стандарта, по которому она получила сертификацию. Какие стандарты заслуживают доверия и что на самом деле они подтверждают, рассмотрим ниже.
Обзор сертификатов защиты шлемов
Если кратко говорить о самых распространенных системах оценки качества и безопасности, то все они предполагают проверку на ударные и абразивные нагрузки, посадку на голове, вытягивание и прочность ремней, надежность застежек, а также обзорность. Несмотря на схожесть испытуемых параметров, методов и целей, требования разных стандартов отличаются.
В течение последних 25 лет проводилось несколько исследований мотоаварий, в ходе которых пытались определить преимущества и недостатки шлемов, сертифицированных по тем или иным стандартам. В итоге ни одна из систем не получила однозначного перевеса, поэтому выбор надежного и безопасного средства защиты головы – задача, которую мотоциклистам приходится решать в частном порядке, сравнивая теоретические преимущества и недостатки различных стандартов.
Стандарты сертификации шлемов
Несмотря на обилие национальных и международных стандартов, есть несколько наиболее распространенных и общепризнанных, к которым относятся DOT, Snell и ECE 22-05. Первые два наиболее распространены в Америке, тогда как европейские страны больше ориентируются на ECE 22-05. Но DOT не противоречит европейскому стандарту и американские средства защиты, которые поставляются в ЕС, часто имеют два документа о соответствии.
Что касается российских реалий, то на отечественном рынке котируются те же системы стандартизации, что в США и ЕС. Но есть в России и собственный ГОСТ Р 41.22-2001, являющийся практически дословным переводом старой редакции ECE 22-05. Однако лабораторий, способных проводить краш-испытания, предусмотренные этим стандартом, в стране нет, поэтому полагаться на сертифицированную продукцию по ГОСТ не стоит.
Snell
Snell – американский стандарт, разработанный частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation. Сертификация по этой системе носит исключительно добровольный характер, но признается на международном уровне.
Тестирование по этому стандарту проходит в 7 этапов и включает в себя несколько серий механических воздействий, включая разные типы ударов и испытания на огнеупорность, вращение, динамическую устойчивость и проникновение.
Программа проверок во всех системах приблизительно похожа, но чтобы получить отметку SMF, шлем должен выдерживать наиболее серьезные ударные нагрузки, которые в реальности встречаются лишь в 1% ДТП. За счет более высоких требований продукция, прошедшая тест Snell, автоматически получает второе свидетельство американского стандарта безопасности. Поэтому средства защиты, протестированные в этой системе, являются самыми прочными и выдерживают максимальное физическое воздействие.
Этот стандарт безопасности появился в 1985 году. Его разработал департамент транспорта США, подведомственный Национальному Управлению безопасности дорожного движения (NHTSA). Все защитные изделия, которые поступают в продажу в США и Канаде, обязаны проходить испытания по этому стандарту.
Анализы подтверждают соответствие шлема минимальным требованиям безопасности, таким как: способность удерживать давление, удары и трение, а также сохранять форму в процессе испытаний.
Важной особенностью данной системы является то, что документ о соответствии на головное средство защиты выдают на основе заверений производителя, то есть без предварительного независимого тестирования. Если во время выборочной проверки и независимого анализа выяснится, что защитный элемент экипировки не соответствует заявленным характеристикам и не проходит испытания, то производителя ждут серьезные штрафы и отзыв продукции, но насколько такая система гарантирует безопасность пользователей – спорный вопрос.
ECE 22-05
На данный момент европейский стандарт считается наиболее полным, поскольку он вобрал большинство параметров и методов проверки из других рейтингов. Важнейшим плюсом этой системы оценивания является то, что испытания проводятся до выхода шлемов на рынок. То есть, покупая изделие с таким знаком качества, можно быть уверенным в том, что оно уже прошло все необходимые проверки.
Тестирование по европейскому стандарту в некоторых моментах менее жесткое, чем испытания, которые проводят Snell. Например, допускается свободное вращение шлема при падении в стандартном тесте и не проводятся испытания с несколькими ударами в одну точку. Эти и другие моменты являются поводом для критики со стороны Snell, но, несмотря на это, знак соответствия ECE 22.05 пока остается одним из самых надежных способов удостовериться в качестве и безопасности шлема.
Чем отличаются тесты SHARP от других стандартов безопасности?
Особняком от перечисленных систем оценки качества и безопасности стоит SHARP. Это британская система, использующая собственный рейтинг и проверяющая уже сертифицированные шлемы. Она возникла после вхождения Великобритания в состав ЕС и перехода с национальной системы BSI на стандарт ECЕ 22.05. Вопросы к новой оценке популярности появились практически сразу, так как недорогие защитные элементы мотоэкипировки неизвестных брендов получали более высокие оценки, чем продукция именитых производителей и даже профессиональные модели.
Для анализа британские эксперты делают контрольную закупку в обычных розничных магазинах. Шлемы проверяются по всем основным параметрам за исключением испытаний на проникновение и тестов подбородка. Но поскольку к экспертам SHARP попадают защитные изделия, уже прошедшие различные испытания, их можно рассматривать просто как дополнительное подтверждение безопасности.
Что еще нужно учесть при выборе шлема?
Помимо количества знаков соответствия тем или иным стандартам, не всегда легко понять, чем отличается китайский элемент экипировки за 1000 рублей от дорогих брендовых моделей. В первую очередь, это качество материалов. Пластмасса – морально устаревший и не самый безопасный вариант, который используют только самые бюджетные производители КНР. Поэтому корпус хорошего шлема, способного выдержать удар, должен быть выполнен из композитных сплавов пластмасс со стекловолокном, карбона либо волокна Dyneema.
Во-вторых, ударопоглощающий слой должен быть изготовлен из специального высокопористого пенопласта, способного эффективно поглощать ударную энергию, но в дешевых моделях в таком качестве используется обычный пенопласт, разумеется, неспособный справиться с этой задачей.
Однако самостоятельно проверить и визуально оценить качество материалов и соответствие заявленных характеристик реальным крайне сложно, и здесь на помощь приходят специальные стандарты. Поскольку большинство шлемов попадают на российский рынок через европейские отделения, то вся легально ввезенная продукция должна иметь знак соответствия ECE-22.05. Его наличие можно рассматривать как базовый ориентир при выборе надежной мотоэкипировки.
Перед походом в магазин стоит заранее очертить круг интересующих вас моделей и узнать о результатах их испытаний. Если в момент покупки возникают сомнения в подлинности шлема и имеющихся на нем знаков соответствия, то стоит потребовать у продавца сертификационные документы на конкретную модель, которые он обязан предъявить. От покупки мотоэкипировки без документов однозначно стоит отказаться.
Источник