Сертификация продукции
Сертификация как явление имеет довольно глубокие исторические корни; само слово «сертификат» (означающее на латыни «сделано верно») используется уже больше двух столетий. В отечественную практику сертификация стала входить лишь после принятия Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № «О защите прав потребителей», закрепившего обязательность данной процедуры в отношении товаров народного потребления.
Сертификация — это процедура, реализуемая по установленным правилам осуществления оценочных работ, целью которых является выявление соблюдения/несоблюдения требований нормативов (ими могут быть отечественные техрегламенты, ТР ТС или стандарты).
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N «О техническом регулировании» было введено понятие «система сертификации», подразумевающее под собой совокупность правил проведения соответствующих работ, участников процесса и правил функционирования самой системы.
Сегодня в РФ легитимно существуют системы сертификации двух типов: добровольные и обязательные.
Добровольная сертификация продукции в России
Правовой основой добровольной сертификации является Закон «О техническом регулировании» (статья 21). Правила ее проведения установлены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26.
Добровольная сертификация призвана выявить отличительные качества и полезные потребительские свойства товаров. Проводится она по желанию производителя или продавца. Полученный сертификат не рассматривается как замена обязательному, а лишь дополняет его. Сертифицируются товары, как правило, в системе ГОСТ Р. Полученные документы действительны только внутри страны, так как Таможенным союзом добровольное сертифицирование не предусмотрено.
Существует определенный порядок проведения добровольной сертификации. Начальная стадия процесса — подача в выбранный орган по сертификации (ОС) заявки с приложением соответствующего пакета документов. В состав его входят:
- техпаспорт на выпускаемые изделия;
- каталог товаров, подвергающихся подтверждению соответствия;
- сведения об используемом в производственных целях оборудовании;
- документ, подтверждающий госрегистрацию, устав компании-изготовителя;
- договоры аренды площадей, на которых осуществляется производство.
Для зарубежных предприятий, импортирующих товары в Россию, комплект документации отличается. Он содержит ряд дополнительных документов:
- полные наименование и реквизиты фирмы;
- контракт на поставку товаров в РФ;
- технические описания, фотографии, инструкции к изделиям и пр.
На следующем этапе процедуры заказчик определяется с выбором схемы сертификации продукции (она зависит от типа производства), по правилам которой будет производиться поверка предоставленных образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ). Также заказчик задает область проверки, заявляя показатели соответствия своих изделий ГОСТам, ТУ либо иным нормативам.
Далее ИЛ проводит испытания, протоколирует результаты, передает документацию в ОС, который изучает поступившие материалы и в случае благоприятного исхода выдает заказчику добровольный сертификат с одновременным внесением его номера в Госреестр. Срок действия документа составляет три года, по истечении которых возможно его продление.
Получение сертификата дает производителю/продавцу сертифицированных продуктов право использовать особую маркировку — знак соответствия, призванный информировать покупателей об успешном прохождении приобретаемым изделием добровольной сертификационной процедуры. Каким именно образом должен наноситься знак соответствия на те или иные товары, определено требованиями ГОСТ Р «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения».
Система обязательной сертификации продукции в России
Обязательная сертификация проводится для удостоверения соответствия продукции требованиям техрегламентов, стандартов. Обязательные требования этих документов касаются безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды, по этой причине доминирующими аспектами сертифицирования являются безопасность и экологичность.
Сертификация по требованиям техрегламентов
Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.
Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:
- пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
- схеме сертификации, избираемой по типу производства;
- проведению испытаний;
- контролю состояния производства (в ряде случаев).
Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру.
При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно. Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.
Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие). Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза».
Сертификация по требованиям стандартов
Подлежащая обязательной сертификации продукция, применительно к которой еще не разработаны или не введены в действие техрегламенты, сертифицируется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Документом утвержден общий порядок проведения сертификационных работ для обязательной и добровольной сертификации.
Совокупность методов, используемых в процессе испытаний продукции, предполагает:
- идентификацию изделий (определение принадлежности к классификации, выяснение происхождения товара, соответствие техдокументации и пр.);
- анализ соблюдения требований по обеспечению безопасности исследуемых изделий.
Схемы сертификации продукции
Термином «схема сертификации» специалисты обозначают набор действий, совершаемых участниками процесса подтверждения соответствия в целях получения доказательств того, что продукция соответствует установленным требованиям.
Количество схем в действующей национальной системе ГОСТ Р — десять (имеются дополнения); схемы определены Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15.
Техрегалментами ТС предусмотрено девять схем сертификации. Они содержатся в положении «О порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза», принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621.
Между используемыми схемами ТР ТС и ТР РФ заметны сходства, но при вступлении в силу ТР ТС применение ТР РФ становится недопустимым.
Какая продукция подлежит обязательной сертификации и какой документ выдается по ее результатам?
Характерное для России наложение законодательных норм ТС на национальные привело к существованию нескольких перечней продукции, «попадающей» под обязательную сертификацию, декларирование и госрегистрацию. В итоге оказалось, что некоторые производители не могут разобраться, каким именно требованиям должны соответствовать выпускаемые ими изделия.
Сертификат соответствия Таможенного союза
Сертификат соответствия ТС выдается по результатам сертификации продукции из перечня, установленного каждым ТР. Сертифицироваться в обязательном порядке должны все товары, попадающие под действие ТР.
Получить интересующую информацию о техрегламентах (стадиях разработки, обсуждения, вхождения в действие) можно на сайте Евразийской экономической комиссии.
Сертификат соответствия ГОСТ Р
Сертификат соответствия ГОСТ Р должен быть получен на продукцию, вошедшую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.
Сертификат пожарной безопасности
Сертификат пожарной безопасности должен быть получен в обязательном порядке на продукцию, указанную в:
- Статье 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Списке продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 241.
Есть ряд принципиально важных моментов, заслуживающих отдельного упоминания в рамках рассматриваемой темы.
Кроме обязательной сертификации в РФ существует обязательное декларирование соответствия. Возможна ситуация, что рассматриваемый товар не должен сертифицироваться, но при этом нужно обязательно оформлять декларацию.
Сертификаты и декларации не составляют исчерпывающего списка разрешительных документов, сегодня в практике использования присутствуют и другие.
При анализе перечней на предмет нахождения в них интересующих товаров, следует проверять не только их наименование, но также коды ОКП/ТН ВЭД и сферу использования.
Принципы сертификации продукции
На законодательном уровне закреплен ряд принципов, на основе которых на территории страны должна проходить сертификация:
- сведения о порядке реализации сертификационных процедур доступны для всех заинтересованных лиц;
- использование обязательной сертификации применительно к объектам, не попадающим под требования техрегламентов, недопустимо;
- установление списка форм и схем обязательной сертификации в отношении определенных видов продукции в соответствующем техрегламенте;
- минимизация расходов производителей/импортеров и сроков проведения обязательной сертификации;
- навязывание добровольной сертификации недопустимо;
- охрана интересов производителей/импортеров в части защиты информации, полученной о них в ходе сертификационного процесса;
- запрет на подмену обязательного подтверждения соответствия добровольным.
Права и обязанности производителя/импортера
Производители/импортеры наделены определенными правами, а также несут установленную законом ответственность в ходе проведения сертификационных процедур.
- выбирать по собственному желанию форму и схему сертификации (из предусмотренных для данного вида продукции в техрегламенте);
- подавать заявку на проведение сертификации в любой ОС с областью аккредитации, распространяющейся на данный вид продукции;
- подавать жалобу на незаконные действия ОС и аккредитованных ИЛ;
- пользоваться технической документацией для подтверждения соответствия товаров требованиям техрегламентов.
- добиваться соответствия выпускаемой продукции требованиям ТР;
- выпускать в обращение только прошедшие процедуру сертификации товары (если таковые ей подлежат);
- оформлять сопроводительные документы с указанием данных сертификата или декларации о соответствии;
- предоставлять подлинники или копии деклараций и сертификатов заинтересованным лицам и госорганам;
- приостанавливать/прекращать сбыт товаров в случае приостановления/прекращения действия сертификата или декларации о соответствии, а также, если срок действия документа истек (кроме частных случаев, когда это не требуется в течение срока службы/годности продукции);
- ставить в известность орган по сертификации, если в техдокументацию или техпроцесс производства сертифицированного товара вносятся изменения;
- приостанавливать выпуск товаров, не прошедших сертификацию, по решению органов госконтроля за соблюдением требований техрегламентов.
Институт ТРУДА — исследовательская организация в области экономики и охраны труда, центр дополнительного профессионального образования.
Деятельность Института направлена на изучение и анализ состояния рынка труда, трудовых отношений, вопросов организации, оплаты и нормирования труда.
Услуги Института помогают клиентам повысить эффективность использования кадрового потенциала, соответствовать требованиям в области качества и безопасности.
Источник
Где нужна обязательная сертификация
Получение сертификата или иной разрешительной качественной документации в обязательном порядке на отдельные виды продукции является сегодня неотъемлемой частью технического урегулирования потребительского рынка России, которая регламентируется и устанавливается действующим законодательством, а также отдельными положениями и постановлениями контролирующих органов. Поскольку обязательные требования данных нормативных документов относятся к охране и здоровью людей, а также окружающей среды, то, главным аспектом и принципом обязательной сертификации являются экологичность и уровень безопасности товаров для потребителей.
Обязательная сертификация продукции – система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции
Обязательная сертификация продукции – разработанная и действующая система сертификации, предусматривающая подтверждение безопасности продукции обязательным требованиям законодательства в сфере технического регулирования. Проведение и организация обязательных сертификационных работ возлагаются на отдельные федеральные органы, относящиеся к исполнительной власти и специально уполномоченные в области сертификации. Также в отношении отдельных видов товаров, в случаях, предусмотренных законодательными нормами РФ, подобные работы проводиться иными органами исполнительной власти.
Отличительной особенностью сертификации обязательного порядка от сертификации на добровольной основе является обязательность её прохождения для изготовителя, продавца или поставщика продукции. При этом если обязательная сертификация устанавливается на законодательном уровне и отсутствие сертификата на данный товар является нарушением, то добровольную сертификацию изготовитель вправе проходить по собственному желанию.
Обязательная сертификация выполняется перед непосредственной поставкой продукции конечному потребителю, что позволяет обеспечить проверку реализуемых изделий на соответствие актуальным государственным стандартам, техническим регламентам, нормам безопасности, санитарным и строительным правилам или иным нормативным актам.
Обязательная система подтверждения и соответствия качества может осуществляться как в отношении товаров и продукции, производимых на территории РФ, так и импортируемых с зарубежа.
Цели, объекты и формы обязательной сертификации
Обязательная сертификация продукции (услуг), реализуемой на территории России, защищает интересы потребителей при помощи установления ограничений на поставки опасных товаров, которые способны нанести вред окружающей среде или здоровью человека. Главная задача данной сферы технического урегулирования заключается в проведении тотальных проверок продукции, внесённой в реестр обязательной сертификации с помощью исследования образцов в специальных лабораториях, прошедших соответствующую аккредитацию. На основе экспертных заключений поставщик или производитель получает сертификат, свидетельствующий о безопасности и качестве проверенного объекта сертификации.
К объектам обязательной сертификации относят продукцию, услуги и процессы, включая:
- товары и услуги народного потребления;
- продукция и оборудование производственно-технического назначения;
- строительная продукция, услуги или работа;
- технологические процессы;
- системы качества.
Общий список (номенклатура) объектов обязательной сертификации устанавливается Федеральным агентством технического регулирования, который периодически (примерно 1 раз в год) пересматривается, корректируется и пополняется новой продукцией. Стандартно обязательной сертификации подлежат товары для детей, косметические товары, медицинская техника и лекарства, продовольственные товары, стройматериалы, трикотажные и меховые изделия, текстиль, обувь, товары для развлечения, спортивные товары, инструмент, садовая техника, товары для развлечения, легковые авто, бытовая химия и другие товарные категории, связанные с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан.
Необходимость проведения процедуры обязательной сертификации обусловлена рядом основных целей:
- контроль и повышение уровня качества и безопасности продукции, поставляемой на потребительский рынок страны;
- подтверждение показателей качества и свойств продукции, заявленных изготовителем;
- защита потребителей от недобросовестности производителя (изготовителя, исполнителя, продавца);
- содействие потребителям в компетентности выбора ими товаров;
- создание оптимальных условий для предпринимателей на внутреннем и международном товарном рынке.
Помимо этого обусловленная законодательством обязательность процедуры сертификации или декларирования даёт инициаторам её проведения дополнительные преимущества:
- легализация обращения продукции;
- увеличение доверия к производимой продукции со стороны потребителей;
- маркетинговое продвижение товара.
На сегодня существует два основных варианта подтверждения соответствия: декларирование и сертификация, на основании проведения которых выдаются сертификаты или декларации соответствия, имеющие равноценную юридическую силу.
Законодательными нормами предусмотрены разные формы обязательной сертификации, подтверждающие соответствие процесса или товара требованиям действующих нормативов:
- сертификация, проводимая независимым органом по сертификации, а также при оформлении грузов на таможне;
- декларирование соответствия, суть которого заключается в полной ответственности продавца за качество предоставляемой продукции;
- выдача качественных свидетельств, единых для всех стран ТС;
- контроль согласно системы ГОСТ Р;
- заключение пожарной безопасности;
- санитарно-эпидемиологическое заключение.
Каждая из данных систем сертификации отличается определёнными нюансами, которые определяются нормативными актами РФ.
Участники и процедура обязательной сертификации
В процедуре осуществления обязательной сертификации товаров и услуг участвуют заявитель, производитель, сертификационный орган и испытательная лаборатория (центр), непосредственно подтверждающая соответствие сертифицируемой продукции и сопровождающая её на каждом этапе.
В качестве участников обязательной системы сертификации могут быть:
- центральный орган сертификационной системы (при необходимости);
- федеральные органы исполнительной власти;
- сертификационный орган (центр);
- испытательная лаборатория.
К системе сертификации обязательного характера могут также относиться организации, обслуживающие систему (научно-методические учреждения, центры подготовки экспертов в сфере сертификации и др.)
Процедура обязательной сертификации применяется к продукции, которая каким-либо образом может влиять на здоровье или безопасность людей, а также принести вред окружающей среде. Данная процедура предполагает применение различных схем оформления сертификатов, наиболее распространёнными среди которых является оформление и последующее получение сертификата на контракт, партию продукции или её серийный выпуск.
Обязательная сертификация осуществляется на основе типовой последовательности процедур:
- Подача заявки – производитель или продавец продукции подаёт заявление установленного образца в региональный сертификационный центр, к которому прикладывает:
- контракты или договора на поставку товара;
- копии своей регистрационной, учредительной и уставной документации;
- технические описания продукции;
- экспертные заключения с результатами исследований образцов продукции;
- Оценка соответствия – включает в себя отбор образцов и проведения их испытаний.
- Анализ полученных практических результатов проведённых испытаний.
- Решение по сертификации – принятие сертификационным органом решения о необходимости выдачи сертификата или отказе в нём.
- Занесение полученного документа в единый реестр.
- Инспекционный контроль (при необходимости).
Продукция, в отношении которой проводилась обязательная сертификация, маркируется соответствующим знаком соответствия, состоящим из комбинации букв «РСТ». Данный знак размещается на упаковке, товаре или его сопроводительной документации.
За нарушение или явное не соблюдение требований обязательной сертификации российским законодательством предусмотрена уголовная (лишение свободы) и административная (наложение штрафов) ответственность. Обращение продукции, проводимое с нарушениями установленных норм обязательной сертификации, предусматривает изъятие и наложение запретов на её производство.
Импортеру
Раздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов
Источник
Какие товары не требуют сертификации в России
Если предприниматель выпускает определенную группу изделий без разрешительного документа, подтверждающего соответствие продукции техническим регламентам или другим правовым актам, он может понести наказание: первый раз – штраф, второй – изъятие продукции.
Если предприниматель выпускает определенную группу изделий без разрешительного документа, подтверждающего соответствие продукции техническим регламентам или другим правовым актам, он может понести наказание: первый раз – штраф, второй – изъятие продукции.
1 января 2021 года вступает в силу Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка [ведения реестра]». Главное изменение — органы по сертификации лишаются возможности регистрировать декларации о соответствии в едином реестре.
У нас вы сможете проконсультироваться, или получить подтверждающие документы, по вопросам подтверждения качества вашей продукции. Поможем оформить сертификат соответствия! Если продукция не подлежит обязательной сертификации оформим официальное отказное письмо. Все виды сертификации. Пишите.
Для консультации пришлите на WhatsApp +79169906144:
ИНН. (ООО, ИП, самозанятого,) лицо на которое планируется оформить документ подтверждения качества,
ТНВЭД импортируемого товара.
Менеджер свяжется с Вами и предложит решение вашего вопроса.
Сертификации могут быть подвержены технологии изготовления товаров, проектирования, иные процессы. Обязательную сертификацию в РФ ввели в 1992 году, постановление Правительства России от 1 декабря 2009 года.
Если ваша продукция не подлежит обязательной сертификации в рамках действия технических регламентов Таможенного союза, вы сможете проверить здесь: Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации
В случае если ваш товар не попал в списки, вы должны получить отказное письмо по сертификации продукции для таможни.
Таможня не даст добро! Товары, подлежащие сертификации, не могут быть выпущены в реализацию без наличия сертификата, либо отказного письма. Получите бесплатную консультацию по товарам, не подлежащим обязательной сертификации.
Платформа для экспортёров. Организуем продажи онлайн, оптом на экспорт. Представим ваш товар найдем бизнес-партнёров, покупателей, поставщиков, инвесторов по всему миру. Торговый союз Souztrade.RU — платформа для экспортёров, предлагаем услуги по сопровождению внешнеторговых операций онлайн.
Оформим сертификаты декларации, отказные письма WhatsApp +79169906144
Обязательная сертификация — подтверждение безопасности товара для покупателя. Сертификат указывает на то, что данная продукция соответствует всем требования и техническим регламентам, является качественной.
Требуется сертификация? Подскажем, какой документ необходим на Вашу продукцию/услуги. Подберем оптимальный вариант. Расскажем, как сэкономить время и деньги
- Сертификаты и декларации соответствия ГОСТ Р
- Сертификаты и декларации соответствия ТР ТС
- Сертификаты ГОСТ ISO 9001, 14001, 18001 OHSAS, 22000 HACCP
- Сертификат происхождения на продукцию
- Пожарные сертификаты и декларации
- Сертификат РПО (СТО 03.080.02033720.1-2020)
- Разработка, регистрация технических условий
Наше преимущество: Вначале мы готовим сертификат (отказное письмо), а затем оплата!
Оцените плюсы работы с нами
- Дистанционное оформление без визита в офис по всей России.
- Оформление от аккредитованного органа по сертификации.
- Для начала работы достаточно прислать ваши реквизиты и заполнить простую заявку.
- Регистрация в реестре обычно занимает не больше 1 дня.
- Скан готового документа вы получите почти сразу после регистрации в реестре.
- Бесплатная доставка оригиналов документов и бухгалтерских документов.
Товары не подлежащие сертификации
К товарам не подлежащим сертификации в обязательном порядке, относят, прежде всего, различные строительные материалы. Следовательно, для их производства и распространения предпринимателю не требуется в обязательном порядке получать сертификат или декларацию о соответствии.
Список товаров, не подлежащих обязательной сертификации, но подлежащий обязательному декларированию достаточно широкий. В него вошли такие позиции:
Для перечисленных товаров должна быть оформлена декларация о соответствии. Товары других категорий нуждаются в обязательной сертификации и подвергаются более длительной процедуре проверки и анализа.
Приказ Минэкономразвития №478 от 31 июля 2020 года
Нормативная база
Отметим, что законодательные изменения происходят исключительно на российском национальном уровне. На уровне ЕАЭС по-прежнему и без изменений действуют Решения Коллегии ЕЭК №41 от 20 марта 2018 года и №293 от 25 декабря 2012 года, определяющие порядок регистрации деклараций и правила их оформления соответственно.
На уровне же российского законодательства вместо двух Приказов Министерства экономического развития №76 от 21 февраля 2012 года и №752 от 24 ноября 2014 года, определяющих порядок регистрации деклараций (евразийских и национальных), будет действовать вышеупомянутый Приказ №478 от 31 июля 2020 года 📄.
Действие приказов №76 и №752 с 1 января 2021 года отменяется Постановлением Правительства РФ №65 от 30 января 2020 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов [..]» (всего этим постановлением отменяется несколько десятков документов).
Что останется без изменений
Прежде, чем говорить об изменениях, следует зафиксировать то, что не изменилось:
- Требования к заявителю. Он по-прежнему должен быть зарегистрирован в ЕАЭС и иметь право декларировать соответствие продукции.
- Правила отбора образцов для испытаний и ввоза этих образцов в ЕАЭС также остались без изменений.
- Сама процедура испытаний при декларировании тоже осталась прежней.
- Внести изменения в декларацию о соответствии по-прежнему невозможно, но, как и прежде, предусмотрен ряд случаев, когда эту декларацию можно перерегистрировать без испытаний (об этом ниже).
- Ответственность за нарушение правил декларирования по-прежнему лежит исключительно на заявителе. Более того, все нововведения направлены как раз на то, чтобы подчеркнуть этот момент.
Что изменится
Собственно, единственное значимое изменение — органы больше не регистрируют декларации о соответствии в реестре.
Теперь это делает только Федеральная служба по аккредитации и только с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» посредством специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций о соответствии. За редкими исключениями (о них в конце).
Иными словами, подать заявление на регистрацию декларации теперь можно только с помощью сервиса ФГИС Росаккредитации. И подписывать его заявителю необходимо только своей усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП). Подача заявления в Росаккредитацию лично или по почте Приказом №478 не предусмотрена.
Ещё раз отметим, что возможность самостоятельной регистрации деклараций была у заявителей уже давно, и многие из них выбирали именно такой способ. Теперь, с 1 января 2021 года, выбора у заявителя (регистрировать самому или через орган) уже не будет.
Из этого вытекают все остальные изменения в порядке регистрации деклараций. Собственно, это даже не изменения, а уточнения, подробно описывающие взаимодействие заявителя и Росаккредитации:
- Необходимые документы и сведения для регистрации декларации (п.7)
- Основания для отказа в регистрации декларации о соответствии (п.13)
- Внесение изменений в декларацию о соответствии (п.14)
- Регистрация новой декларации по старым протоколам (п.15)
Также в Приказе №478 впервые закреплены определения статусов документов (действует, архивный, приостановлен, отменён, возобновлён).
Исключения
Статья 3 Приказа №478 гласит:
Регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.
В случае если правом Евразийского экономического союза предусмотрено, что регистрацию деклараций о соответствии осуществляют исключительно органы по сертификации, регистрацию деклараций о соответствии осуществляют аккредитованные [органы по сертификации].
Ключевое слово — «исключительно». И в данном случае под правом ЕАЭС подразумевается текст конкретных технических регламентов. Например, в ТР ТС 006 / 2011 «О безопасности пиротехнических изделий» явно указано, кто может регистрировать декларации о соответствии (статья 6, п.4):
Декларация о соответствии подлежит в установленном порядке регистрации органами по сертификации в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
Никакого упоминания о регистрации каким-то иным способом. В отличие от большинства других техрегламентов, указывающих, что регистрация деклараций осуществляется в порядке, установленном ЕЭК (как правило, Решение Коллегии ЕЭК №41).
Аналогичная ситуация (но в иных формулировках) в трёх железнодорожных техрегламентах: 001, 002 и 003. По ним, как и по ТР ТС 006, для регистрации декларации заявитель по-прежнему обращается в орган. И, кстати, сделать это он может уже лично или по почте.
Что дальше?
Покажет, конечно, только время. Но очевидно следующее: заявители, понимавшие неизбежность процесса, уже давно регистрируют декларации самостоятельно, взаимодействуя только с аккредитованными лабораториями (и то не всегда).
Нужно обратить внимание не на то, что органы выпали из процесса (это рано или поздно произошло бы), а на то, что за время, пока заявители регистрировали декларации через органы, у них успели сложиться определённые взаимоотношения.
Современный формат позволяет эти взаимоотношения сохранить, но станет для них серьёзной проверкой. Однако, именно в ней станет видно, кому нужно Ваше спокойствие, а кому нужны Ваши бюджеты.
Источник
Статья 25. Обязательная сертификация
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ в пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982
Информация об изменениях:
Статья 25 дополнена пунктом 2.1 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2.1. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее — инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.
В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.
Информация об изменениях:
Статья 25 дополнена пунктом 2.2 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2.2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.
Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.
В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.
Источник
Обязательная сертификация продукции
Обязательная сертификация – это подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов. Эта форма подтверждения соответствия распространяется как на товары отечественного производства, так и на импортную продукцию, если она входит в Единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации.
В перечень продукции подлежащей обязательной сертификации входят те товары, которые тем или иным образом могут повлиять на безопасность потребителя, его здоровье, имущество, на окружающую среду. Обязательная сертификация товара может осуществляться по различным схемам, как правило, сертификат оформляется на контракт, на серийный выпуск, на партию продукции.
Товары, подлежащие обязательной сертификации, включены в Единый перечень определенный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
Наличие сертификата на товары, подлежащие обязательной сертификации, проверяется различными контролирующими органами. Кроме того, наличие сертификата является обязательным условием для ввоза на территорию России и дальнейшего выпуска к реализации импортной продукции.
Обязательная сертификация товаров требуется в следующих случаях:
1) С целью таможенного оформления продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этом случае сертификат соответствия представляется в таможенные органы вместе с таможенной декларацией. В том случае, если на территорию России ввозятся товары, не подлежащие обязательной сертификации, их соответствие может быть подтверждено принятием декларации;
2) для ведения торговой деятельности. Товары, подлежащие сертификации, не могут быть выпущены в реализацию без наличия сертификата.
Товары, не вошедшие в перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, но требующие обязательного подтверждения соответствия, к этим товарам применяется процедура декларирования соответствия продукции. В ходе этой процедуры происходит оформление и выдача декларации соответствия продукции — документа, который подтверждает ее качество.
Декларация соответствия продукции по своей сути является гарантией производителя (или продавца) продукции соответствия ее качества требованиям, предъявляемым к данному типу продукции. В Российской Федерации сертификат соответствия и декларация о соответствии продукции обладают равной юридической силой. Декларирование соответствия продукции (равно как и выдача сертификатов соответствия) осуществляется на срок до 3-х лет. Принципиально процедура декларирования соответствия мало чем отличается от процедуры сертификации соответствия. Все шаги и этапы обоих процедур строятся по одинаковой модели: сперва — проведение испытаний в лаборатории контроля качества, а затем уже — оформление и выдача сертификата или декларации.
Оформление декларации о соответствии возможно только на отечественного производителя или импортера продукции согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ, на иностранного производителя данный документ не оформляется. То есть, если та или иная продукция подлежит декларированию, но производителем и заявителем является иностранная компания, то в таком случае вместо декларации оформляется добровольный сертификат. Однако, для ввоза и реализации продукции, подлежащей декларированию соответствия на территории РФ, импортер продукции должен зарегистрировать декларацию на свою компанию. Напомним, что декларация о соответствии продукции требованиям нормативных документов требуется как для таможенного сопровождения продукции, так и для реализации.
Для того чтобы узнать, требуется ли для той или иной продукции обязательное декларирование соответствия, нужно изучить номенклатуру перечня товаров, подлежащих обязательному декларированию ( в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2010 N 906) и найти в ней данную продукцию. Если же продукция в данном перечне отсутствует, принято считать, что обязательное декларирование соответствия данной продукции не требуется.
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов (сертификат, декларация) на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Источник