Государственная система стандартизации украины
17 Национальная система стандартизации Украины
. Ключевые слова и понятия: испытания, отраслевые стандарты Украины (ГСТУ), государственный надзор, государственные стандарты Украины (ДСТУ),. Госпотребстандарт Украины, директивы. ЕС, экспертиза, обеспечение единства и точности измерений, комплекс нормативных документов, контроль, контроль качества продукции (процессов, работ, услуг), метрология, научно-техническая комиссия, объекты национальной системы стандартизации, основополагающие ста арты, об стандарты. ДСТУ ISO, стандарты на методы контроля, стандарты на продукцию (услуги), стандарты на процессы, стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов Украины (СТТУ) стандарты предприятий (СТП), технические комитеты, технические условия Украины (ТУУ),. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и. Европейским. Союзом, центральный орган исполнительной власти по вопросам техническому регулированию
Членство Украины в. ВТО и задачи интеграции в. ЕС требуют принятия международных и европейских стандартов. Это позволяет сориентироваться в требованиях глобальных и региональных рынков и определить уровень ь характеристик продукции, приемлемый для них.
. Национальная система стандартизации Украины 1 — это система, которая определяет основную цель и принципы управления, формы и общие организационно-технические правила выполнения всех видов работ по стандартизации. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, регламентирующих организацию и порядок проведения работ по всем вопросам практической деятельности в области стандартизации страны частности, основные положения. Национальной системы стандартов зации Украины определяют ее основную цель и задачи; объекты стандартизации, организацию работ по стандартизации категории и виды стандартов, порядок разработки, утверждения, пересмотра и использ. Ання стандартов, государственный надзор за соблюдением стандартов, международное сотрудничествво.
Комплекс правил и положений. Национальной системы стандартизации приведены в основополагающих стандартах Украины. ДСТУ»Национальная стандартизация», разработанные на замену. Государственной системы стандартизаци ее Украине (ДСТУ 1-93) и ряда других связанных с ней нормативных документовх документів:
o. ДСТУ 10:2003. Национальная стандартизация. Основные положения
o. ДСТУ 11:2001. Национальная стандартизация. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения основных вопросов
o. ДСТУ 12:2003. Национальная стандартизация. Правила разработки национальных нормативных документов
o. ДСТУ13: 2003. Национальная стандартизация. Правила разработки, построения, изложения, согласования, принятия и обозначения технических условий
o. ДСТУ 15:2003. Национальная стандартизация. Правила построения, изложения, оформления и требования к содержанию нормативных документов
o. ДСТУ 16 национальных стандартизация. Правила регистрации нормативных документов
o. ДСТУ 17:2001. Национальная стандартизация. Правила и методы принятия и применения международных и региональных стандартов
o. ДСТУ 18 национальных стандартизация. Правила разработки программы работ по стандартизации
o. ДСТУ 19 национальных стандартизация. Правила разработки и внедрения межгосударственных стандартов
o. ДСТУ 110. Национальная стандартизация. Государственные классификаторы социально-экономической информации. Основные положения, правила разработки, ведения и отмены
o. ДСТУ 111. Национальная стандартизация. Правила проведения экспертизы проектов национальных нормативных документов
o. ДСТУ 112. Национальная стандартизация. Правила ведения дел нормативных документов
o. ДСТУ 113:2001. Национальная стандартизация. Правила предоставления сообщений торговым партнерам Украины
. Целью. Национальной системы стандартизации Украины:
o осуществление единой технической политики;
o защита интересов отечественных производителей и потребителей продукции (процессов, работ, услуг);
o рациональное использование всех видов ресурсов, соответствие продукции (процессов, работ, услуг) мировому уровню качества и надежности;
o гармонизация национальных стандартов с мировыми аналогами;
o соответствие требованиям стандартов законодательным актам. Основными приоритетами. Государственной системы стандартизации являются:
o установление рациональной номенклатуры продукции (процессов, работ, услуг);
o установление прогрессивных требований к качеству продукции (процессов, работ, услуг);
o обеспечение комплексности объектов стандартизации;
o обеспечение взаимосвязи и согласованности нормативных документов на всех уровнях;
o обеспечения требований в области разработки, производства, эксплуатации и ремонта продукции (процессов, работ, услуг) путем разработки общих технических и организационно-методических комплексов стандартов и систем классификации
o контроль за правильностью использования нормативных документов
В. Национальной системе стандартизации Украины особо подчеркивается взаимосвязь стандартизации с техническим прогрессом, ее роль в повышении технического уровня производства и качества продукции, необходимость днест достижения высокого мирового уровня продукции (процессов, работ, услуг). В связи с этим стандарту как носителя передового мирового опыта предъявляются высокие требования, которые смогут обеспечить раз делание и производство высококачественной продукции (процессов, работ, услуг), рациональное использование всех ресурсов, охрану окружающей среды, безопасность труда, охрану здоровья населения, защиту их от вредных воздействий тощо.
Важнейшими структурными элементами. Национальной системы стандартизации Украины:
1. Органы и службы стандартизации
2. Комплекс нормативных документов
3. Система контроля за внедрением и выполнением нормативных документов. Объекты. Национальной системы стандартизации Украины представлены в табл 171
. Таблица 171
. Объекты. Национальной системы стандартизации Украины
№ п / п
Объекты
Направления
Организационно-методические и общетехнические объекты
o организация (правила) проведения работ по стандартизации;
o терминологические системы разных областей знаний и деятельности;
o классификация и кодирования технико-экономической, социальной информации;
o системы и методы обеспечения качества и контроля качества, методы испытаний;
o метрологическое обеспечение;
o требования техники безопасности, гигиены труда, эргономики, технической эстетики;
o системы технической и другой документации общего использования, единая техническая язык;
o системы величин и единиц;
o типоразмерный ряды и типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения;
o информационные технологии;
o справочные данные о свойствах веществ и материалов
Продукция межотраслевого назначения и широкого потребления
Составные элементы народнохозяйственных объектов государственного значения, в том числе банковско-финансовая система, транспорт, связь, энергосистема, охрана окружающей среды, оборона
Объекты государственных социально-экономических и государственных научно-технических программ
Как уже было отмечено,. Центральным органом исполнительной власти в сфере технического регулирования является. Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт) и его территориальные органы в. Автономной. Республике. Крым, областях, городах. Киеве и. Севастополе
Госпотребстандарт Украины отвечает за организацию, состояние и развитие стандартизации в стране, определяет основные направления развития научно-методических и технико-экономических основ стандартизации. Он п право поручать министерствам, ведомствам, организациям и предприятиям различные виды работ, связанные с созданием или изменением государственных стандартов; давать указания по устранению выявленных нарушений нор м и требований, установленных в государственных стандартах; принимать меры по запрету выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов тощо.
Госпотребстандарт Украины как национальный орган по стандартизации представляет Украину в международных и межгосударственных организациях по стандартизации, метрологии, аккредитации, сертификации и потребления ивчои политик.
В сфере стандартизации. Госпотребстандарт Украины:
o принимает меры для гармонизации разрабатываемых национальных стандартов с соответствующими международными (региональными) стандартами;
o участвует в разработке и согласовании технических регламентов и других нормативно-правовых актов по вопросам стандартизации;
o устанавливает правила разработки, утверждения, принятия, просмотра, изменения и прекращения действия национальными стандартами, их обозначения, классификации по видам и другим признакам, кодирования и регистрации й
o организует и координирует проведение работ в сфере стандартизации;
o одобряет и принимает национальные стандарты в соответствии с законодательством;
o осуществляет регистрацию нормативных документов;
o принимает меры к выполнению обязательств, обусловленных участием Украины в международных (региональных) организациях стандартизации;
o формирует программу работ по стандартизации и координирует ее выполнения;
o принимает решение о создании и прекращении деятельности технических комитетов стандартизации, определяет их полномочия и порядок создания;
o организует создание и ведение национального фонда нормативных документов и национального центра международной информационной сети ISONET WTO;
o организовывает предоставление информационных услуг по вопросам стандартизации;
o осуществляет в соответствии с законодательством государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, других требований безопасности и качества продукции;
o осуществляет координацию работ по созданию и функционированию государственной системы кодификации продукции
Следует добавить, что в Украине сейчас действует 152 технических комитета стандартизации (ТК), деятельность которых регулируется в соответствии с. Приказом. Госстандарта Украины»Типовое положение о техническом комитете стандартизации»»от 20052002 г № 298. Технические комитеты функционируют в различных сферах деятельности и созданы на базе организаций, учреждений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, научно-производственных х объединений, высших учебных заведений разного подчинения, деятельность которых постоянно направляется спрямовується
Госпотребстандартом на реализацию задач по гармонизации национальных стандартов с международными и европейскими стандартами, следует по курсу вступления Украины в. ВТО
К работе в. ТК привлеченные на добровольных началах уполномоченные представители заинтересованных предприятий, учреждений и организаций заказчиков, разработчиков, производителей продукции (процессов, услуг), органов по с стандартизации, обществ (союзов) потребителей, научно-технических и инженерных обществ, других общественных организаций, ведущих ученых и специалистов.
Национальные. ТК сейчас было задействовано в пересмотре более 14000 стандартов бывшего. СССР. Ряд украинских. ТК являются активными членами различных международных организаций по стандартизации
Госпотребстандарт Украины имеет разветвленную сеть территориальных органов, которые объединяют более 30 центров стандартизации, метрологии и сертификации, которые от имени. Госпотребстандарта выполняют практи ичну и методическую работу по стандартизации, метрологии и сертификации на территории Украины и находятся в областных городах. К ним относятся:
o. Государственное предприятие. Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей. ДП»Укрметр-тестстандарт»;
o. Государственное предприятие»Киевский областной научно — производственный центр стандартизации, метрологии и сертификации»ГП»Киевоблстандартметрология»;
o. Государственные предприятия:. Винницкой,. Волынской,. Днепропетровской,. Криворожский,. Донецкий,. Днепропетровский,. Закарпатский,. Запорожский,. Ивано-Франковский,. Кировоградский,. Крымский,. Луганский,. Львов вский,. Николаевский,. Одесский,. Полтавский,. Харьковский,. Севастопольский,. Сумской,. Тернопольской,. Харьковской,. Херсонской,. Хмельницкой,. Черниговской,. Черкасской,. Черновицкой региональные научно во-производственные центры стандартизации, метрологии и сертификации
o. Государственное предприятие»Государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации в г.. Киеве»;
o. Государственное предприятие»Донецкий опытный завод»Эталон»
К основным функциям деятельности этих территориальных органов относятся: контроль за соблюдением стандартов и другой нормативной документации и единством измерений в данном регионе; распространение информации ее о нормативных документах; организационно-методическая и техническая деятельность по стандартизации, метрологии, управления качеством и сертификации, оценки качества продукции (процессов, услуг), ее испытания т.д.. Территориальные органы систематически анализируют информацию о качестве продукции, которую производят предприятия региона и которая реализуется на рынке, подают эту информацию в соответствующие центральные в рганив управлениюя.
В отраслях народного хозяйства работы по стандартизации, метрологии и управления качеством координируют службы — подразделения стандартизации, действующих в рамках министерств (ведомств), организаций. Главного на признак служб стандартизации — отраслевая, они носят ведомственный характер и осуществляют свою деятельность от имени министерства (ведомства).
Госпотребстандарт Украины координирует и направляет деятельность отраслевых служб, в состав которых входят управления (отделы) стандартизации министерств (ведомств), главные и базовые организации. Главные за авдання управлений (отделов) стандартизации министерств (ведомств) — руководство деятельностью служб в системе министерства (ведомства), изучение основных направлений развития отраслевой стандартизации; орг анизация внедрения стандартов и осуществление контроля за их внедрением. Отраслевые управления регистрируют, размножают и распространяют нормативные документы в своей областизі.
Головные организации — это самостоятельные научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, которые: выполняют важнейшие работы по стандартизации продукции, которая соответствует их профиля; наук но-методическое руководство и координацию работ отраслевых базовых организаций по стандартизации готовят экспертизу проектов стандартов на утверждение; отраслевые и государственные стандарты; изучают научно-технический уровень продукции, производимой в Украине и за рубежом; проверяют и просматривают действующие стандарты; осуществляют контроль за внедрением и использованием стандарте.
Базовые организации ведут работы по стандартизации определенной группы продукции, которую производят предприятия отрасли. Это могут быть научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, фабрики и заводы. Б. Базовые организации разрабатывают основные направления развития стандартизации закрепленной за ними группы продукции, проекты государственных и отраслевых стандартов на конкретный вид продукции, осуществляют проверку технологических разработок, экспертизу новых изделий с целью определения уровня унификации и взаимозаменяемости тощщо.
На отдельных предприятиях и в организациях созданы отделы по стандартизации или специальные бюро, главной задачей которых является научно-техническое и организационно-методическое руководство работами по стан зации, метрологии и управления качеством на предприятии, а также непосредственное участие в выполнении этих работ. Отделы по стандартизации — это самостоятельные подразделения, они подчиняются непосредственно гол овному инженеру предприятия. К основных функциональных обязанностей отделов стандартизации на предприятиях относятся: систематический контроль за внедрением и соблюдением стандартов и других норматив них документов, обеспечение отделов, цехов и лабораторий необходимой нормативной документацией и информацией об изменениях в ней; контроль качества продукции, обеспечение единства и точности измерений тощщо.
последнее время с целью повышения уровня государственного управления. Госпотребстандарт Украины применил уже опробованную международную практику внедрения международных стандартов серии ISO 9000 на основе п принципов всеобщего управления качеством (ТQМ). В своей деятельности он руководствовался недавно введенным в действие . ДСТУ. ПIWA 4:2006″Системы управления качеством указания по применению ISO 9001:2000 в субъектах местного самоуправления (IWA 4:2005, LTD)»(идентичном международной установке ISO IWA 4, которая была создана для обеспечения местных органов власти всего мира последовательным подходом к качественного управления), а также постановления й. Кабинета. Министров Украиныаїни «О принятии. Программы внедрения системы управления качеством в органах исполнительной власти» от 11052006 № 614 (в редакции от 18062008 г № 548). Выполнение. Программы органами. Госпотребстандарта способствовало значительной оптимизации процессов планирования, распределения ресурсов, а также определению дополнительных х подходов к объективному оцениванию результатов их деятельности. Так, приказом»Об обеспечении внедрения в центральном аппаратному апараті
Госпотребстандарта Украины системы управления качеством»от 25122007 г № 390 введено в действие документы. СМК в центральном аппарате и утвержден перечень методик (см. табл 172)
. Таблица 172
. Перечень документов. СМК центрального аппарата. Госпотребстандарта Украины, разработанных в соответствии с. ДСТУ. ПIWA 4:2006″Системы управления качеством указания по применению ISO 9001:2000 в субъектах мес сцевого самоуправлениявання»
Источник
Государственная система стандартизации украины
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Область стандартизации
Стандартизация осуществляет обеспечение возможности покупателей на покупку изделий качественного производства по оптимальным ценам. Кроме этого осуществляет обеспечение по защищённости и удобству производственных процессов для сотрудников предприятий. Главными задачами стандартизации считается получение результатов по приемлемой слаженности в конкретной области благодаря разнообразному и неоднократному применению вводимых стандартов.
Главные итоги проводимых действий в сфере стандартизации предъявлены увеличением уровня качества сервиса и согласованности его функциональному назначению, ликвидацией технических препятствий в международном товарообмене, поддержкой научно-технического прогресса, а также партнёрством в разнообразных областях.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Действуют обязательные требования выполнения определённых стандартов в России, которые конкретизированы для осуществления всеобщих целей. К данным стандартам относятся разработанные нормативы и правила, обеспечивающие надёжность продукции и сервиса для жизнедеятельности населения, а также собственности граждан и охраны окружающей среды.
Стандартизация напрямую связана с термином область стандартизации. Предметом стандартизации является деятельность, изделия либо сервис. Для данного предмета стандартизации производится создание и внедрение конкретных нормативов, показателей, свойств и правил стандартизации целиком, либо для конкретных его частей или свойств.
Уровни области стандартизации
Осуществление стандартизации происходит на некотором количестве уровней. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, какой регион участвует в стандартизации с политической, географической либо экономической точки зрения. В том случае, когда сотрудничество в стандартизации доступно конкретным организациям каждой страны, тогда данную стандартизацию считают международной.
Региональная стандартизация является активностью, открытой исключительно для конкретных государственных организаций по конкретной территории, исходя из местоположения, политической или отраслевой принадлежности. Региональную международную стандартизацию осуществляют эксперты стран, представленных в конкретных межгосударственных и территориальных организациях. Национальную стандартизацию осуществляет любая отдельная страна самостоятельно.
В данной ситуации национальную стандартизацию подразделяют на некоторое количество уровней:
- уровень государства;
- уровень отрасли;
- уровень однородных объединений;
- уровень предприятий;
- другие уровни экономики.
Стандартизация, которая осуществляется на конкретной территории, имеет название административно-территориальная стандартизация. Область стандартизации применяет стандарты, представляющие нормативную документацию, разрабатываемую благодаря общему согласию и принимается официальным органом, а также направляется на исполнение оптимального результата в конкретной области деятельности.
Стандарты бывают международного, регионального, национального территориального характера. Они принимаются в соответствии с организациями стандартизации. Эти группы стандартов требуются для использования покупателями. В зависимости от действующих нормативов стандартизации стандарты время от времени изменяются, для того, чтобы произвести корректировки соответственно нормативам международных правил.
Нормативный стандарт содержит стандарт, признанный техническим требованием, в данном случае стандарт создаётся и внедряется при партнёрстве с привлеченными предприятиями с помощью совещаний и советов, на основании консенсуса. Основной стандарт является документацией, которая включает в себя управляющие либо всеобщие принципы для конкретной области деятельности. По обыкновению, данный стандарт используется в роли методологической документации, на основе которой создаются и внедряются последующие стандарты.
Стандарт для изделий включает в себя нормативы к данному изделию, которые обеспечивают совпадение изделия его предназначению. Данный стандарт бывает, в виде полного стандарта, так и в виде неполного стандарта.
Полный стандарт устанавливает нормативы и правила полного перечня мероприятий, требуемых при производстве изделия, это:
- снятия и контроля проб;
- произведение упаковки;
- осуществление исследований и испытаний;
- осуществление хранения изделий;
- маркирование продукции.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Неполный стандарт содержит нормативы и правила к изделиям, исключительно охватывая только характеристики к качеству и требования доставке изделия. Сконцентрированная структура стандартизации Российской Федерации, естественно, основывается на международной практике, приближаясь к мировым стандартам. Но, российская стандартизация содержит собственный богатейший багаж, и владеет своими свойствами, непротиворечащими международным стандартам.
Стандарты предприятия
Создание, а также внедрение стандартов организаций осуществляется непосредственно организациями, корпорациями либо холдингами. В данной ситуации эти структуры оказываются предметом стандартизации, и главной задачей стандартизации на этом уровне считается усовершенствование и развитие данных предприятий. Предметом стандартизации в организациях принято считать составные части продукции, производственные процессы и непосредственно оборудование, которое принимает участие в данных процессах. А также, саму выпускаемую продукцию.
Благодаря законодательному акту Российской Федерации «О техническом регулировании» стандартизация предоставляется к применению на предприятиях для того, чтобы освоить данным определённым предприятием стандарты разнообразных масштабов (региональные, международные либо государственные). Кроме этого данный законодательный акт упорядочивает нормативы к заготовкам и сырью, закупаемых в иных организациях. Эта группа стандартов считается обязательной для предприятий, принимающих данные стандарты.
Источник
Государственная система стандартизации украины
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Государственная система стандартизации
State system of standardization. General
Дата введения 1987-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
А.В.Гличев, д-р экон. наук; В.П.Панов, канд. экон. наук; В.А.Иванов, канд. техн. наук; И.В.Пряжинский, канд. техн. наук (руководители темы); В.С.Кривцов, канд. техн. наук; А.Д.Романов; Э.А.Алешкина; Г.А.Ртищева; Б.К.Ширкин; А.И.Дружинин; Ф.А.Фельдман; Б.З.Брискина; Б.А.Лапин, канд. экон. наук; В.И.Смирнов; В.В.Зуйков, канд. экон. наук; И.А.Халап, канд. юрид. наук; Л.И.Брославский, канд. юрид. наук; А.Ф.Ряполов; Н.А.Трофимов; Е.Р.Клаузнер; Ю.А.Пивоваров; П.Я.Гончар; В.В.Долгополов, канд. техн. наук
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения
Настоящий стандарт является основополагающим в комплексе государственных стандартов "Государственная система стандартизации", устанавливающих порядок проведения работы по стандартизации в СССР.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Комплекс стандартов "Государственная система стандартизации" на основании Постановления Совета Министров СССР от 7 января 1985 г. N 13 "Об организации работы по стандартизации в СССР" устанавливает правила и положения, определяющие:
1) главную задачу и основные направления работы в области стандартизации;
2) объекты государственной, отраслевой и республиканской стандартизации;
3) категории и виды нормативно-технических документов, устанавливающих требования к объектам стандартизации;
4) порядок планирования стандартизации;
5) порядок разработки, внедрения, обращения нормативно-технических документов, а также государственного надзора за их внедрением и соблюдением;
6) построение, изложение, оформление и содержание нормативно-технических документов.
Порядок осуществления работ по стандартизации в СССР устанавливается также другими нормативными актами, издаваемыми Государственным комитетом СССР по стандартам в соответствии с Положением о нем.
1.2. Стандартизация — деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач в сфере науки, техники и экономики, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В условиях планового социалистического хозяйства стандартизация направлена на совершенствование управления народным хозяйством, повышение технического уровня и качества продукции, интенсификацию общественного производства и повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, установление рациональной номенклатуры продукции, рациональное и экономное использование ресурсов.
1.3. Главной задачей стандартизации в СССР является создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта, к ее разработке, производству и применению, а также контроль за правильностью использования этой документации.
1.3.1. Работы в области стандартизации в СССР осуществляются по следующим основным направлениям:
1) установление параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных составных частей изделий, оптимальных уровней стандартизации и унификации с целью рационального ограничения номенклатуры продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий, составных частей, программных средств, готовых изделий);
2) установление прогрессивных требований к продукции, ее разработке, производству и применению с учетом рационального использования и снижения расхода сырья, материалов, энергии, топлива, запасных частей и инструмента, уменьшения затрат труда, требований внешнего рынка, стандартов и рекомендаций по стандартизации международных организаций, охраны окружающей среды, безопасности труда и охраны здоровья населения, защиты от вредных воздействий (шум, вибрация, радиопомехи и др.), требований технической эстетики и эргономики, а также требований к методам и средствам контроля качества продукции, отражающих высшие достижения отечественной и зарубежной науки, техники, технологии и передовой опыт;
3) обеспечение конструктивной, электрической, информационной, программной, диагностической и других видов совместимости продукции, а также взаимозаменяемости продукции по составным частям, комплектующим изделиям, материалам, параметрам, размерам и т.п.;
4) обеспечение единства и необходимой точности измерений в стране посредством установления и применения научных и организационных основ, технических средств и метрологических правил;
5) повышение эффективности планирования работ по стандартизации на основе применения программно-целевого метода планирования, обеспечения единства и увязки планов стандартизации с другими разделами планов экономического и социального развития страны;
6) обновление действующих стандартов и технических условий на продукцию с целью своевременной замены устаревших показателей и приведения их в соответствие с потребностями народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта;
7) проведение работ по международной стандартизации с целью обобщения передового зарубежного опыта в области стандартизации и применения его в СССР, повышения технико-экономического уровня и качества продукции, а также ее конкурентоспособности;
8) контроль за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий.
1.3.2. При создании системы нормативно-технической документации в СССР необходимо обеспечивать:
1) опережающую стандартизацию сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента и технологии, качество и уровень которых оказывает решающее влияние на технико-экономические характеристики машин, приборов, средств автоматизации и других промышленных изделий, а также товаров народного потребления;
2) комплексную стандартизацию взаимосвязанных объектов стандартизации согласованием показателей, норм, требований к этим объектам стандартизации и увязкой сроков введения в действие нормативно-технических документов;
3) оптимальность норм, правил, показателей, включаемых в нормативно-технические документы.
1.4. Нормативно-технический документ — документ, устанавливающий требования к объектам стандартизации, обязательный для исполнения в определенных областях деятельности, разработанный в установленном порядке и утвержденный компетентным органом.
1.4.1. Стандарт — нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции и в необходимых случаях требования к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение, а также требования к иным объектам стандартизации, устанавливаемым Советом Министров СССР.
1.4.2. Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий требования к конкретной продукции (моделям, маркам).
При разработке на продукцию комплекта технической документации технические условия являются неотъемлемой частью этого комплекта.
1.5. Стандарты и технические условия подлежат разработке на основе высших достижений отечественной и зарубежной науки, техники, технологии и передового опыта и должны предусматривать решения, оптимальные для экономического и социального развития страны.
1.6. Разработка стандартов и технических условий на продукцию является составной частью работ по созданию новой (модернизируемой) продукции.
Стандарты, как правило, разрабатывают на основе и по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ.
1.7. В систему органов и служб стандартизации в СССР входят:
1) общесоюзные органы стандартизации и их службы;
2) службы стандартизации в отраслях народного хозяйства;
3) службы стандартизации в союзных республиках;
4) службы стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях.
1.8. Управление стандартизацией в стране осуществляет Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт) — общесоюзный орган, который несет ответственность за организацию, состояние и оптимальное развитие стандартизации и межотраслевой унификации, усиление роли стандартизации в ускорении научно-технического прогресса, повышении эффективности общественного производства и улучшении качества продукции, за научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов.
1.9. Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно или через создаваемые им органы.
Обязанности и права Госстандарта определяются Положением, утвержденным Советом Министров СССР.
В систему Госстандарта входят территориальные органы Госстандарта (республиканские управления, центры стандартизации и метрологии, лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой), научно-исследовательские институты, Издательство стандартов, Всесоюзное промышленное объединение "Эталон", научно-производственные объединения и учебные заведения.
1.10. Госстрой СССР несет ответственность за усиление роли стандартизации в решении задач научно-технического прогресса в строительстве и промышленности строительных материалов, научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность утверждаемых им государственных стандартов.
1.11. Научно-исследовательские институты Госстандарта выполняют обязанности общесоюзных головных организаций в области стандартизации по закрепленной за ними тематике.
1.12. Республиканское управление осуществляет на территории союзной республики задачи, функции и права Госстандарта в пределах, определенных Положением о нем. Республиканское управление осуществляет руководство непосредственно подчиненными ему территориальными органами Госстандарта и координацию деятельности всех организаций, предприятий, учреждений системы Госстандарта в республике.
1.13. Центры стандартизации и метрологии и лаборатории государственного надзора за стандартами и измерительной техникой осуществляют функции и права Госстандарта в пределах, определенных положениями о них.
1.14. В целях координации и повышения уровня работы по стандартизации в стране Госстандарт и Госстрой СССР (в области строительства и промышленности строительных материалов) утверждают по представлению министерств (ведомств) СССР общесоюзные головные и базовые организации по стандартизации.
1.14.1. Обязанности общесоюзных головных и базовых организаций по стандартизации возлагают на головные (ведущие) научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские и технологические организации и на предприятия (объединения).
1.14.2. Головные организации по стандартизации являются общесоюзными службами стандартизации и создаются для осуществления организационно-методического и научно-технического руководства работами по стандартизации и унификации в соответствующих отраслях народного хозяйства, а также для выполнения наиболее важных работ по стандартизации в пределах установленной специализации.
1.14.3. Базовые организации по стандартизации назначаются из числа головных организаций по видам продукции (головных научно-исследовательских институтов, научно-технических центров, головных конструкторских бюро и др.), являются общесоюзными службами стандартизации и создаются для осуществления научно-технического руководства работами по стандартизации и унификации закрепленных за ними групп продукции и обеспечения технического единства по ним в народном хозяйстве.
1.15. В союзных республиках головные и базовые организации по стандартизации утверждаются в порядке, установленном Советом Министров союзной республики по согласованию с Госстандартом.
1.15.1. Головная организация по стандартизации в союзной республике осуществляет организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации и унификации в республиканских министерствах (ведомствах).
1.15.2. Республиканские базовые организации в системе республиканских министерств (ведомств) союзных республик выполняют работы по стандартизации и унификации по закрепленным за ними группам продукции, а при отсутствии республиканской головной организации по стандартизации осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации и унификации в союзной республике.
1.16. Министерства (ведомства) СССР и Советы Министров союзных республик несут ответственность за организацию и состояние работы по стандартизации и унификации в соответствующей сфере управления и обеспечение оптимального уровня стандартизации и унификации продукции, за выполнение планов стандартизации, научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность разрабатываемых ими государственных стандартов, разрабатываемых и утверждаемых отраслевых и республиканских стандартов и технических условий, а также за своевременное внедрение и строгое соблюдение стандартов и технических условий на подведомственных им предприятиях, в организациях и учреждениях.
1.17. Для непосредственного руководства работами по стандартизации в отраслях народного хозяйства министерства и ведомства создают в центральном аппарате подразделения (службы) стандартизации в установленном порядке.
1.18. Ответственность за организацию и выполнение работ по стандартизации на предприятиях, в организациях и учреждениях несут непосредственно их руководители, а также соответствующие подразделения (службы) стандартизации, создаваемые в установленном порядке. Подразделения (службы) стандартизации (конструкторско-технологический или научно-исследовательский отдел, лаборатория, бюро) осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии (организации, учреждении), выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по стандартизации и унификации продукции, участвуют в выполнении работ по стандартизации и унификации, проводимых другими подразделениями предприятия (организации, учреждения).
Руководители предприятий, организаций и учреждений, генеральные и главные конструкторы несут персональную ответственность за научно-технический уровень и технико-экономическую обоснованность разрабатываемых стандартов и технических условий, соответствие их показателей высшим достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта, своевременное обновление действующих стандартов и технических условий, соответствие разрабатываемой конструкторской, технологической, проектной и программной документации требованиям стандартов и технических условий, обеспечение оптимального уровня стандартизации и унификации разрабатываемой продукции.
Источник