Аттестация гражданских служащих
Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.
Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Аттестации не подлежат гражданские служащие:
а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
б) достигшие возраста 60 лет;
в) беременные женщины;
г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;
д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);
е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.
Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.
До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.
Внеочередная аттестация может проводиться:
а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:
о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Организация проведения аттестации
7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:
а) о формировании аттестационной комиссии;
б) об утверждении графика проведения аттестации;
в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;
г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.
Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:
а) фамилия, имя, отчество;
б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;
в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;
г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.
Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.
Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.
Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;
б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;
г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.
Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.
Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.
В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:
а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;
в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.
Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области"; внесены изменения приказом от 01.04.2021 № 140-к "О внесении изменений в приказ Управления Росреестра по Рязанской области от 26.02.2021 № 94-к "О проведении аттестации гражданских служащих Российской Федерации Управления Росреестра по Рязанской области" ).
2021 год
Источник
Итоговый тест по дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
11. На основании чего складываются отношения между работником и работодателем:
б) трудового договора
в) трудового кодекса
12. Трудовое право регулирует отношения в сфере:
б) наемного труда
13. Правила подчинения работников организации отражены:
а) в учредительном договоре
б) в правилах внутреннего трудового распорядка
14. К специальным источникам трудового права относятся:
а) подзаконные акты
б) ФЗ «О прокуратуре»
15.Чему должен соответствовать нормативно-правовой акт:
а) Трудовому кодексу РФ
б) Гражданскому кодексу РФ
в) Конституции РФ
16. Метод трудового права, регулирующий отношения трудоустройства:
17. Совокупность институтов, составляющих единую отрасль права:
18. Меры дисциплинарного воздействия:
б) строгий выговор
19. Форма трудового договора:
20. Трудовой договор (контракт) заключается:
21. Суды, рассматривающие дела о несостоятельности и банкротстве:
а) общей юрисдикции
22. Нормативно-правовой акт, устанавливающий санкции за совершение правонарушений в сфере предпринимательства:
23. Дисквалификация устанавливается на срок:
а) от 1 года до 2 лет
б) от 2 до 4 месяцев
в) от 6 месяцев до 3 лет
24. Ответственность за совершение административного проступка наступает:
25. Органы, уполномоченные назначать административные санкции:
а) государственная палата
б) органы государственного управления
в) совет федерации
26. Вид договора в зависимости от числа сторон:
27. Отказ в государственной регистрации допускается если:
а) перечень документов соответствует требованиям закона
б) гражданин является политическим деятелем
в) гражданин изъявил желание заниматься незаконной деятельностью
28. Субъектами административных правонарушений могут быть:
а) только физические лица
б) только юридические лица
в) физические и юридические лица
29. Основные документы, предъявляемые для осуществления государственной регистрации юридического лица:
а) квитанция об оплате госпошлины, устав
б) учредительный договор, паспорт
в) заявление, устав, договор, протокол, квитанция, бизнес-план…
30. Форма оферты:
в) предусмотренная ГКРФ
1. Оферта – это:
а) предложение заключить договор
б) принятие предложения
в) предложение о расторжении договора
2. Гражданин приобретает предпринимательскую правоспособность:
а) с момента государственной регистрации
б) с момента приобретения дееспособности
в) с момента приобретения правоспособности
3. К некоммерческим организациям относятся:
в) унитарные предприятия
4. Регистрация юридического лица осуществляется в срок:
5. Разновидность коммерческой организации
а) унитарное предприятие
б) потребительский кооператив
в) политическая партия
6. Трудовое право регулирует отношения в сфере:
б) наемного труда
7. К специальным источникам трудового права относятся:
а) подзаконные акты
б) ФЗ «О прокуратуре»
8. Метод трудового права, регулирующий отношения трудоустройства:
9. Меры дисциплинарного воздействия:
б) строгий выговор
10. Трудовой договор (контракт) заключается:
11. Нормативно-правовой акт, устанавливающий санкции за совершение правонарушений в сфере предпринимательства:
12. Ответственность за совершение административного проступка наступает:
13. Вид договора в зависимости от числа сторон:
14. Субъектами административных правонарушений могут быть:
а) только физические лица
б) только юридические лица
в) физические и юридические лица
15. Форма оферты:
в) предусмотренная ГКРФ
16. Полная дееспособность гражданина наступает:
17. При ликвидации банка в первую очередь должны быть удовлетворены требования:
а) работников банка по заработной плате
18. Формы реорганизации юридического лица:
а) распределение, перераспределение
б) слияние, присоединение, разделение
в) возобновление, единение
19. Предпринимательская деятельность осуществляется:
а) с образованием юридического лица
б) без образования юридического лица
в) как с образованием, так и без образования юридического лица
20. Акцепт – это:
а) согласие заключить договор
б) предложение заключить договор
в) отказ от заключения договора
21. На основании чего складываются отношения между работником и работодателем:
б) трудового договора
в) трудового кодекса
22. Правила подчинения работников организации отражены:
а) в учредительном договоре
б) в правилах внутреннего трудового распорядка
23.Чему должен соответствовать нормативно-правовой акт:
а) Трудовому кодексу РФ
б) Гражданскому кодексу РФ
в) Конституции РФ
24. Совокупность институтов, составляющих единую отрасль права:
25. Форма трудового договора:
26. Суды, рассматривающие дела о несостоятельности и банкротстве:
а) общей юрисдикции
27. Дисквалификация устанавливается на срок:
а) от 1 года до 2 лет
б) от 2 до 4 месяцев
в) от 6 месяцев до 3 лет
28. Органы, уполномоченные назначать административные санкции:
а) государственная палата
б) органы государственного управления
в) совет федерации
29. Отказ в государственной регистрации допускается если:
а) перечень документов соответствует требованиям закона
б) гражданин является политическим деятелем
в) гражданин изъявил желание заниматься незаконной деятельностью
30. Основные документы, предъявляемые для осуществления государственной регистрации юридического лица:
а) квитанция об оплате госпошлины, устав
б) учредительный договор, паспорт
в) заявление, устав, договор, протокол, квитанция, бизнес-план…
Ключи к тестам по предмету ПОПД:
1. Форма трудового договора:
2. Суды, рассматривающие дела о несостоятельности и банкротстве:
а) общей юрисдикции
3. Дисквалификация устанавливается на срок:
а) от 1 года до 2 лет
б) от 2 до 4 месяцев
в) от 6 месяцев до 3 лет
4. Органы, уполномоченные назначать административные санкции:
а) государственная палата
б) органы государственного управления
в) совет федерации
5. Отказ в государственной регистрации допускается если:
а) перечень документов соответствует требованиям закона
б) гражданин является политическим деятелем
в) гражданин изъявил желание заниматься незаконной деятельностью
6. Основные документы, предъявляемые для осуществления государственной регистрации юридического лица:
а) квитанция об оплате госпошлины, устав
б) учредительный договор, паспорт
в) заявление, устав, договор, протокол, квитанция, бизнес-план…
7. Акцепт – это:
а) согласие заключить договор
б) предложение заключить договор
в) отказ от заключения договора
8. На основании чего складываются отношения между работником и работодателем:
б) трудового договора
в) трудового кодекса
9. Правила подчинения работников организации отражены:
а) в учредительном договоре
б) в правилах внутреннего трудового распорядка
10.Чему должен соответствовать нормативно-правовой акт:
а) Трудовому кодексу РФ
б) Гражданскому кодексу РФ
в) Конституции РФ
11. Совокупность институтов, составляющих единую отрасль права:
12. Форма оферты:
в) предусмотренная ГКРФ
13. Полная дееспособность гражданина наступает:
14. При ликвидации банка в первую очередь должны быть удовлетворены требования:
а) работников банка по заработной плате
15. Формы реорганизации юридического лица:
а) распределение, перераспределение
б) слияние, присоединение, разделение
в) возобновление, единение
16. Предпринимательская деятельность осуществляется:
а) с образованием юридического лица
б) без образования юридического лица
в) как с образованием, так и без образования юридического лица
17. Трудовой договор (контракт) заключается:
18. Нормативно-правовой акт, устанавливающий санкции за совершение правонарушений в сфере предпринимательства:
19. Ответственность за совершение административного проступка наступает:
20. Вид договора в зависимости от числа сторон:
21. Субъектами административных правонарушений могут быть:
а) только физические лица
б) только юридические лица
в) физические и юридические лица
22. Разновидность коммерческой организации
а) унитарное предприятие
б) потребительский кооператив
в) политическая партия
23. Трудовое право регулирует отношения в сфере:
б) наемного труда
24. К специальным источникам трудового права относятся:
а) подзаконные акты
б) ФЗ «О прокуратуре»
25. Метод трудового права, регулирующий отношения трудоустройства:
Источник
Аттестация сотрудников. Правовые основы
Необходимость оценки соответствия работников занимаемым ими должностям стоит перед любой компанией, все чаще используется механизм аттестации сотрудников для повышения эффективности и качества труда, стимулирования непрерывного повышения уровня квалификации, обеспечения дифференциации уровня оплаты труда, даже для оптимизации структуры организации и штатной численности работников. Как избежать ошибок при проведении аттестационных мероприятий? Об этом наш разговор с частнопрактикующим юристом Наталией Зелениной. – Наталия Александровна, насколько важно при проведении аттестации соблюдать требования, установленные законодательством и нормативными актами? – В случае несоблюдения требований, установленных законодательством и иными нормативными актами, результаты аттестации признаются незаконными, что может повлечь за собой довольно серьезные последствия, прежде всего, для работодателя. Например, руководитель уволил работника по результатам аттестации, но сама процедура аттестации была проведена с нарушением необходимых правил. В этом случае работник не только может быть восстановлен в должности, но и получит заработную плату за время вынужденного прогула. – Какими нормативными актами регулируется процедура аттестации? Может ли организация самостоятельно установить порядок аттестации сотрудников? – Часть 2 ст. 81 ТК РФ говорит о том, что порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. В Трудовом кодексе РФ содержится мало положений, касающихся аттестации работников. В нём установлено, что работодатель имеет возможность расторжения трудового договора на основании несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (подпункт 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ); при наличии в юридическом лице профсоюзной организации в состав аттестационной комиссии должен включаться ее представитель, если проведение аттестации может послужить основанием для увольнения работников (ч. 3 ст. 82 ТК РФ). Существуют отдельные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения аттестации в отношении некоторых категорий работников. Обязательная аттестация предусмотрена нормативными правовыми актами (законами, постановлениями Правительства РФ, ведомственными приказами) для следующих категорий работников: авиационный персонал, работники опасных производственных объектов, спасатели, руководители унитарных предприятий, лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств и другие. В связи с тем, что единого нормативного акта, определяющего порядок проведения аттестации в коммерческих организациях, нет, работодатель имеет право разработать локальный нормативный акт, определяющий порядок проведения аттестации. Например, положение о проведении аттестации персонала, которое утверждается в соответствии с установленным в организации порядком и при наличии в организации представительного органа работников с учетом его мнения. – Многие компании пользуются этим правом и разрабатывают свои положения об аттестации. Что необходимо предусмотреть в данном документе? – Локальный документ о порядке проведения аттестации работников организации должен содержать сведения о цели аттестации, периодичности ее проведения, порядке формирования аттестационной комиссии, категориях аттестуемых работников, категориях работников, в отношении которых аттестация не проводится, порядке подготовки и проведения аттестации, критериях оценки персонала, а также решениях, принимаемых по результатам этой процедуры. Приложениями к положению могут быть формы документов, которые оформляет организация при проведении аттестации. С утвержденным положением работников следует ознакомить под роспись. При отсутствии подписи работника применять к нему дисциплинарные взыскания в связи с несоблюдением установленного порядка нельзя. – С чего начинается процедура аттестации? – Подготовка к аттестации начинается с составления приказа, в котором в отражаются такие вопросы, как формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков работников, подлежащих аттестации, и так далее. График проведения аттестации подлежит доведению до сведения каждого аттестуемого работника под расписку не позднее чем за период времени до начала аттестации, который установлен нормативным актом, регламентирующим порядок проведения аттестации. – Возможно ли проведение внеочередной аттестации? – Это возможно по соглашению сторон либо по решению руководства. Такая мера может быть связана с сокращением рабочих мест, с изменением штатного расписания или системы оплаты труда. Внеочередные аттестации могут проводиться и при выявлении фактов некачественного изготовления продукции или при подаче руководителем подразделения служебной записки о несоответствии работника требованиям, предъявляемым к занимаемой им должности. – Есть ли ограничения в перечне лиц, подлежащих аттестации? – Плановая аттестация обычно не касается работников, проработавших на занимаемой должности менее одного года, находящихся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Впрочем, сегодня закон позволяет организациям устанавливать свои ограничения. – Может ли работник отказаться от аттестации? – Может, если это оговорено в положении об аттестации данной организации либо в трудовом договоре работника, но, как правило, это недопустимо. Более того, при отсутствии уважительной причины отказ от аттестации может расцениваться как дисциплинарное нарушение. Возможен вариант проведения аттестации и в отсутствие работника – при наличии письменного заявления последнего. – Имеет ли право работник обжаловать результаты аттестации? – Безусловно, имеет. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам либо в суд. Обжалование производится в рамках процедур, установленных главой 60 «Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров» ТК РФ. Наталья Козырева Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал
Источник
Вопросы для итоговой государственной аттестации
Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации
гражданско-правовой профиль (направление — бакалавриат)
1. Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими .
Магистерская программа «Адвокатская, следственная, прокурорская деятельность»
Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по магистерской программе
«Адвокатская, следственная, прокурорская деятельность»
Понятие, предмет, система и задачи науки уголовного процесса.
Периодизация и основные .
Магистерская программа «Гражданский процесс, арбитражный процесс»
1 Дискуссия о понятии гражданского процесса.
2 Гражданская процессуальная форма.
3 Проблема выделения видов гражданского судопроизводства.
4 Стадии гражданского процесса: проблемы выделения и классификации.
5 Гражданское процессуальное право как .
Магистерская программа «Гражданское право»
Гражданское право в современном обществе.
Цивилистика как предмет научного исследования.
Система частного права. Проблема дуализма частного права.
Характеристика частного и публичного интереса в гражданском праве.
Понятие источника .
Магистерская программа «Уголовно-правовая политика и противодействие преступности»
1. Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права. Уголовное право и смежные отрасли права (уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное и административное право).
2. Ошибка в уголовном праве, ее виды и значение.
3. Понятие, предмет, .
Магистерская программа «Административное право; административный процесс; финансовое право»
Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по магистерской программе «Административное право; административный процесс; финансовое право»
1. Понятие финансов и финансовой деятельности государства. Функции .
Магистерская программа «Обеспечение осуществления правосудия процессуальными и криминалистическими средствами доказывания»
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
для подготовки к государственному экзамену
Общие и частные задачи криминалистики как науки и учебной дисциплины.
Генезис научных представлений о природе криминалистики.
Объект криминалистики.
Понятие и предмет .
Магистерская программа «Правоохранительные органы в системе обеспечения национальной безопасности»
Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по магистерской программе
«Правоохранительные органы в системе обеспечения национальной безопасности»
Национальная безопасность России: современные проблемы и пути их .
Магистерская программа «Судебная власть, прокурорский надзор, правоохранительная и правозащитная деятельность»
Перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации по магистерской программе
«Судебная власть, прокурорский надзор, правоохранительная и правозащитная деятельность»
1. Понятие судебного права, сущностные .
Магистерская программа «Юрист в сфере публичной власти»
Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по направлению подготовки 40.04.01 Магистратура «Юрист в сфере публичной власти»
Нормы и институты конституционного права: понятие, особенности, классификация.
Источники .
Международно-правовой профиль
Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации
Международно-правовой профиль (направление — бакалавриат)
1. Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими .
Правовое обеспечение национальной безопасности (государственно-правовой профиль)
Перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену по специальность 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (государственно-правовая специализация)
Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории .
Правовое обеспечение национальной безопасности (уголовно-правовой профиль)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К КОМПЛЕКСНОМУ ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ
40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРОФИЛЬ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ
ДЛЯ ЗАОЧНОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Понятие и значение .
Правоохранительная деятельность
1. Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими общественными науками (философией, социологией и др.). Философско-мировоззренческие основы теории государства и права.
Уголовно-правовой профиль
Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговой государственной аттестации
Уголовно-правовой профиль (направление – бакалавриат)
1. Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими .
Уголовно—правовой профиль (бакалавриат).
Примерный перечень вопросов для подготовки к государственному экзамену:
1. Предмет и методология теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими общественными науками (философией, социологией и др.). Философско- .
Источник
9.2.3. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания
Важнейшим объектом управленческой деятельности по обеспечению контроля за качеством образования в образовательном учреждении выступает контроль за качеством педагогической (преподавательской) деятельности педагогических работников учреждений общеобразовательного, начального и среднего профессионального уровней и профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. Именно с аттестацией кадров связана проблема профессиональной карьеры практически любого работника, в том числе педагога, особенно в общеобразовательном учреждении и, более широко, профессионализмом педагогического работника в целом.
Вопросам аттестации посвящено более двухсот нормативных источников федерального уровня, большинство из них непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников
В наиболее общем плане вопросы аттестации кадров были сформулированы еще в советский период Постановлением Совета Министров СССР от 26.07.1973 № 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" (изменения в это постановление были внесены в 1986 году). На его основе для практической реализации указаний правительства было принято Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5.10.1973 № 470/267 (новая редакция от 22.10.1979 с изменениями от 14.11.1986). В настоящее время основными действующими нормативными актами, регламентирующими общие цели, задачи и порядок прохождения аттестации служащих, и выступающими базовыми для аттестации педагогических работников:
— Постановление Минтруда РФ от 12 октября 1992 г. N 23 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти";
— Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Ст. 48 «Аттестация гражданских служащих»);
— Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации", которым утверждено Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Вопросы аттестации работника содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации, но в очень сжатом виде. Так, в ст. 81 кодекса говорится о том, что недостаточная квалификация, подтвержденная результатамиаттестации, может явиться причиной расторжения трудового договора. В ст. 82 ТК РФ указывается, что при проведенииаттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствие с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.
Анализ положений этих правовых актов дает основания для выделения следующих основных черт аттестации как управленческого и правового института.
К числухарактерных признаков, присущих аттестации работников, также можно отнести:
проведение аттестации либо в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор, либо в организации, специализирующейся на процедурах аттестации;
определение в качестве объекта проверки теоретическую и практическую подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу;
периодичность проведения аттестации (один раз за период от одного до пяти лет);
осуществление аттестационных процедур в специально создаваемых комиссиях.
По форме проведения аттестация может осуществляться в виде:
квалификационного экзамена; собеседования; зачета; написания реферата; письменного или компьютерного тестирования; творческих отчетов, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.
В современных нормативных актах выделены следующиевидыаттестации:
регулярная основная, развернутая с периодичностью один раз в три-пять лет;
регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы, проводится для руководителей и специалистов один-два раза в год;
нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труди и т.д.).
Поцелямпроведения можно выделить аттестации: а) на право занятия должности, б) на соответствие занимаемой должности, в) на право повышения квалификационной категории.
Применительно к общей характеристике аттестации необходимо также выделить основные принципы ее проведения:
гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляются отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения;
демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации;
результативность – обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;
объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии.
В большинстве нормативных документах достаточно подробно описываются одни и те же вопросы, связанные с аттестацией: сроки, виды, порядок проведения аттестации, состав аттестационных комиссий и т.д. Нередко в приложениях приводятся образцы протоколов заседаний аттестационных комиссий, формы удостоверений, а также основные понятия, термины, определения, требования к кандидатам на аттестацию.
Отсутствие унифицированных подходов к аттестации естественно порождает отличие нормативных актов по аттестации друг от друга, как по содержанию, так и по трактовке одних и тех же явлений. В ведомственных положениях по-разному решаются, скажем, вопросы участия профсоюзов в проведении аттестации, а также аттестация сами членов аттестационных комиссий и др.
Юридическим механизмом непосредственного обеспечения надлежащего качества образования (в данном случае речь идет о качестве обучения 35 ), обеспечиваемого в процессе педагогической деятельности, является в настоящее время аттестация педагогических работников, осуществляемая, главным образом, в соответствии сПоложением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений,утвержденного приказом Минобразования России от 26 июня 2000 г. № 2322. Кроме этого документа, еще более 20 актов федерального уровня содержат вопросы, относящиеся к аттестации педагогических работников.
Заметим, что применительно к профессорско-преподавательскому составу законодательство не предусматривает проведение аттестации в том смысле, как это говорится о педагогических работниках общеобразовательных учреждений. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Типовое положение о высшем учебном заведении содержат нормы, касающиеся проведения конкурсного отбора (ст. 20 ФЗ, п. 75 Типового положения). Тем не менее, статусы института конкурсного отбора и аттестации педагогического работника как средств выявления и оценки качества обучения (преподавания) мало чем отличаются друг от друга.
В данном случае ограничимся изложением основных характеристик аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений, предусмотренных названным Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Цельпроведения такой аттестации состоит в определении соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. 36 Основными задачами,обеспечивающими достижение поставленной цели, являются, во-первых, стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников и, во-вторых, обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда.
Важной характеристикой аттестации выступаютпринципамиее организации и проведения. К основным из этих принципов относятся:
— добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников;
— обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию;
— открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является только лишьличное заявлениеработника (представление иных документов для начала процедуры аттестации не требуется). Аттестация проводится ежегодно в период с 1 октября по 30 апреля. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.
Педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию в соответствии с настоящим Положением. За работниками, признанными по результатам аттестации несоответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.
Субъектами проведения аттестации являются следующиеаттестационные комиссии:
центральной, создаваемой Министерством образования Российской Федерации, а также федеральными ведомственными органами управления образованием — для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории.
главной, создаваемой государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации, — для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов Российской Федерации, на первую квалификационную категорию;
муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, — для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию;
аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, — для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию. 37
По результатам аттестации аттестационная комиссия вправе вынести одно из следующих решений применительно к категории аттестуемого работника:
а) аттестуемый соответствует заявленной квалификационной категории;
б) аттестуемый не соответствует заявленной квалификационной категории;
в) аттестуемый соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”;
г) аттестуемый не соответствует первой квалификационной категории по должности “руководитель”;
Решение принимается аттестационной комиссией большинством голосов открытым голосованием и считается принятым, если в голосовании участвовало не менее двух третей состава аттестационной комиссии. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу аттестуемого. Аттестуемый имеет право лично присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается сразу после голосования.
Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. Решение аттестационной комиссии заносится в аттестационный лист (приложение 2), который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем. Аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой — выдается ему на руки.
Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании положительного решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении работнику квалификационной категории. Квалификационная категория присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.
В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в порядке и сроки, установленные настоящим Положением. Возникающие порой в таких ситуациях трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.
Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания
1. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования? В чем отличие понятий «качество образования» и «качество обучения» и можно ли говорить о «качестве воспитания»?
2. В чем смысл и цели управления качеством образования? Возможно ли достижения требуемого качества образования (качества обучения) без управления?
3. Каковы черты управления качеством образования как правового института? В чем смысл и особенности правового регулирования управления качеством образования?
4. Возможно ли и необходимо ли правовое регулирование самоуправления качеством преподавания учителем (преподавателем вуза)?
5. При содействии кафедры (деканата) своего вуза ознакомьтесь с основными материалами последней аттестации (аккредитации) своего вуза. Оцените с правовых позиций обоснованность и законность проведенных процедур аттестации и аккредитации.
6. При помощи электронных правовых поисковых систем («Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс»), бюллетеней Минобрнауки РФ и иных информационных источников подборку нормативно-правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных, локальных (в своем вузе или «подшефном образовательном учреждении общего, начального и среднего профессионального образования), относящихся к управлению качеством образования.
7. При содействии местного органа управления образования (и по ходатайству кафедры или деканата) примите участие в качестве наблюдателя на заседании аттестационной комиссии по аттестации учителей школы. На основе своих наблюдений сделайте анализ проведенной аттестации с точки зрения соблюдения действующего законодательства о порядке проведения аттестации.
Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»
Источник