Изменения в системе стандартизации с введением закона О техническом регулировании
Технические регламенты и стандарты (актуальные изменения 2011 г.)
Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции. В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений. В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Содержание
Суть закона «О техническом регулировании»
Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент. В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции. И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Изменения в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»
Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде. Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом. Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.
Кто занимается разработкой этих стандартов?
– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» — общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна. Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации — определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.
Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы — России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт. Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.
Изменения в области стандартизации с начсалом работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном
– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?
– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств. Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д. Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии. В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС. В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС. Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза. В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г. Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.
Во всех республиках, краях и областях России государственные стандарты применяются только в добровольном порядке.
Определение 1 Стандартизация — это деятельность по созданию, публикации и использованию стандартов, по принятию норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности изделий, сервиса и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и собственности населения. А также, для технической и информационной совместности, взаимозаменяемости, согласно, уровня формирования науки, техники и технологий, единства измерений. Стандартизация выполняет функции по экономии практически всех типов материалов и сырья, безопасности народнохозяйственных объектов, учитывая риски происхождения естественных, техногенных разрушений и иных экстремальных случаев, обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
До тех пор, пока не вступают в силу новые правила стандартизации, предыдущие стандарты, учреждённые для обеспечения безопасности действуют безоговорочно. Также, аналогично выполняются строительные нормы и проекты (СНиП) и санитарные правила и нормативы (СанПиН). Управлению и регламентированию со стороны государственных организаций подлежит свод правил.
Замечание 1 К нормативным документам по стандартизации относятся своды правил, отечественные классификаторы и стандарты. Система стандартизации подразделяется на международную, национальную и отраслевую.
Особым образом выделяются общенациональные стандартизированные шаблоны. К документации по стандартизации не включаются технические условия, которые используются в пределах одного предприятия.
Техническое регулирование стандартизации
Определение 2 Техническое регулирование является системой взаимоотношений непосредственно государства, товаропроизводителя и заказчика. Данная система контролирует возможную область вмешательства юридических организаций в хозяйственно-производственное функционирование компаний.
Международное интегрирование и конкурентная среда создают условия стирания технических границ в глобальном бизнесе. Требуются условия организации плодотворного климата полнофункциональных конкурентных отношений благодаря продвижению единых норм, правил, требований во всемирной торговле. Эффективное выполнение поставленных целей допустимо с использованием общенационального управления в сфере метрологии и стандартизации, вместе с этим потребуется заверения со стороны российских нормативных актов о гармонизации и упорядоченности по отношению к юридическим международным документам.
Основной трудностью является несоответствие национальных документов европейским нормам и правилам. Аналогичные проблемы регулируются в пределах сотрудничества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) и Международной организацией по стандартизации (ISO).
Согласно актам Федерального Закона от 22.11.2003г., под техническим регулированием понимается в первую очередь юридическое формирование отношений в области определения и использования норм и правил в обязательном порядке к изделиям или к процессам, которые к ним относятся. Это могут быть разнообразные процессы, включая, строительство, производство, наладку, монтаж, эксплуатацию, перевозку, хранение, реализацию и утилизацию.
Обобщая, возможно утверждение, что администрирование бизнес-процессов предусматривает создание юридической документации на двух уровнях системы, реализующие необходимые правила, которые применяются на добровольной основе.
К главному уровню относятся:
Организация требований с целью поддержания безопасности здоровья и жизни населения.
Гарантирование сохранности собственности, как физическим лицам, так и предприятиям.
Совершенствование структуры местного самоуправления и охраны окружающей среды.
Предотвращение событий, вводящих в обман заказчиков.
Формирование и регулирование единства измерений.
Законодательным актом определены следующие принципы стандартизации:
Применение стандартов в добровольном порядке.
Соблюдение интересов всех заинтересованных лиц при формировании стандартов.
Продвижение международных стандартов при создании отечественных стандартов, помимо определённых моментов.
Неприемлемость образования проблем при изготовлении и использовании произведённых изделий, проведению организационной деятельности и сервиса гораздо больше, чем требуется для формирования целей, которые указаны в законе.
Недопустимость осуществления стандартов, которые противоречат техническим нормам.
Обеспечение условий для унифицированного применения стандартов.
Технический регламент и стандартизация
Определение 3 Технический регламент – это юридический документ, утверждённый международным контрактом Российской Федерации и устанавливающий необходимые для выполнения и использования нормы и правила к объектам отечественного управления.
Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.
Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.
Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.
В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.
Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.
В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.
Государственный стандарт
Структуре стандартизации необходимо упорно влиять на работу и развитие народного хозяйства в данный поворотный момент, наблюдаемый в экономике. Кроме этого, согласованно приспосабливаться и обеспечивать исключительно конкурентные требования для производимых изделий.
В свете изменений содержания понятия «стандартизация», само название «государственный стандарт» соответственно с актуальным законом не используется, а заменяет его формулировка «национальный стандарт».
Замечание 2 Национальные нормы и правила, равно как стандарты организаций, используются на непринудительной основе.
Толкование выражения «оценка соответствия» также представляется значимой, поскольку ею определяется явное или неявное выдерживание всех стандартов, которые предполагаются к выполнению относительно конкретного предмета стандартизации. Согласно содержанию новейшего законодательного акта надлежит, что этот критерий осуществляется в разных видах, включая национальную аккредитацию, контроль, испытания, подтверждения соответствия, регистрацию, приёмка и прочие, и данный перечень вовсе не окончательный.
Если выразиться по-иному, то свидетельство сертификации является одной из методик оценки соответствия качества изделий. В законодательном акте «О техническом регулировании» наблюдается модернизированный вид федерального урегулирования экономики Российской Федерации целиком. Основном принципом данного регулирования является законотворческая степень существующего лимита, который присутствует относительно индустриальной деятельности.
По этой причине, провозглашение в юридическом праве положений технического регулирования создаёт потребность их продвижения в указанной сфере, исходя из регулирующих документов и практики предпринимательства.
Источник
Какие требования должны содержать технические регламенты
Техническим регламентом называется документ, принятый международным договором Российской Федерации, устанавливающий нормы и стандарты для товаров, зданий, сооружений, строений, процессов производства, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации.
Требования технических регламентов
Содержанием данного документа являются нормы для объектов технического регулирования – требования технических регламентов, которые обеспечивают:
безопасность здоровья и жизни граждан,
охрану окружающей среды,
безопасность имущества лиц физических и юридических, муниципального, государственного,
охрану растений и животных,
предупреждение действий, которые вводят потребителя в заблуждение.
Специальные и общие технические регламенты
Требования технических регламентов общих обязательны для соблюдения и применения в отношении любых процессов производства, видов продукции, процессов утилизации, реализации, хранения, эксплуатации товаров.
Требования технических регламентов специального назначения учитывают технологические и другие особенности некоторых видов товаров, процессов изготовления, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации, утилизации.
Технические Регламенты общие принимаются по вопросам:
безопасной эксплуатации зданий и строений и использования территорий к ним прилежащих,
безопасной эксплуатации и утилизации оборудования и машин,
безопасности пожарной,
безопасности биологической,
совместимости электромагнитной,
безопасности экологической,
безопасности радиационной и ядерной.
ТР специальные устанавливают нормы только для тех отдельных видов товаров, процессов изготовления, эксплуатации и т.д., в отношении которых нормы Федерального закона о принятии общих ТР не определяются.
Требования специальных технических регламентов устанавливаются только для тех отдельных видов товаров, процессов изготовления и т.д., которые имеют более высокую степень риска причинения вреда, нежели товары, подпадающие под действие общих ТР.
Следовательно, главным признаком общего ТР является то, что в нём устанавливаются минимальные требования для продукции.
Какие требования технических регламентов обязательны?
Для того чтобы обеспечивались требования технических регламентов, Федеральным законом установлен перечень показателей, которые каждый ТР должен содержать в обязательном порядке:
безопасность излучения,
взрывобезопасность,
биологическая безопасность,
пожарная безопасность,
механическая безопасность,
термическая,
промышленная,
электрическая,
химическая,
ядерная и радиационная,
электромагнитная совместимость,
единство измерений.
Помимо этого ряд положений Федерального закона определяет особые условия. Например, статья 7 Закона (пункт 5) гласит, что в данных нормативных актах с учётом степени риска нанесения вреда, могут содержаться специальные нормы для товаров, которые обеспечивают защиту некоторых отдельных категорий граждан: инвалидов, беременных женщин, несовершеннолетних, кормящих матерей.
В той же статье (пункт 9) указано, что специальные требования технического регламента, также могут содержаться в данном нормативном акте, если в силу географических или климатических особенностей их отсутствие приведёт к не достижению целей, которые указываются в статье 6 пункте 1 данного Закона.
Какие нормы не могут быть включены в ТР
Федеральный закон гласит, что требования технических регламентов не могут относиться к потребительским свойствам и качеству продукции, так как они должны регулироваться не административными мерами, а рыночными отношениями. К ним относятся вкусовые характеристики, показатели внешнего вида, качество отделки, запах, характеристики совместимые с другими продуктами.
Также в ТР не должно быть норм исполнения и конституции объекта технического регулирования, исключая случаи, когда из-за отсутствия данных норм не обеспечивается достижение целей, перечисленных в начале данной статьи. Если определённый фактор оказывает на человека негативное воздействие не сразу, а по мере его накопления в организме, то в нормативном акте не может устанавливаться допустимое значение данного фактора. Требования технических регламентов в данном случае должны быть направлены на информирование покупателя о данных свойствах.
Источник
Регулирование стандартизации — Стандартизация
Во всех республиках, краях и областях России государственные стандарты применяются только в добровольном порядке.
Определение 1 Стандартизация — это деятельность по созданию, публикации и использованию стандартов, по принятию норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности изделий, сервиса и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и собственности населения. А также, для технической и информационной совместности, взаимозаменяемости, согласно, уровня формирования науки, техники и технологий, единства измерений. Стандартизация выполняет функции по экономии практически всех типов материалов и сырья, безопасности народнохозяйственных объектов, учитывая риски происхождения естественных, техногенных разрушений и иных экстремальных случаев, обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
До тех пор, пока не вступают в силу новые правила стандартизации, предыдущие стандарты, учреждённые для обеспечения безопасности действуют безоговорочно. Также, аналогично выполняются строительные нормы и проекты (СНиП) и санитарные правила и нормативы (СанПиН). Управлению и регламентированию со стороны государственных организаций подлежит свод правил.
Замечание 1 К нормативным документам по стандартизации относятся своды правил, отечественные классификаторы и стандарты. Система стандартизации подразделяется на международную, национальную и отраслевую.
Особым образом выделяются общенациональные стандартизированные шаблоны. К документации по стандартизации не включаются технические условия, которые используются в пределах одного предприятия.
Техническое регулирование стандартизации
Определение 2 Техническое регулирование является системой взаимоотношений непосредственно государства, товаропроизводителя и заказчика. Данная система контролирует возможную область вмешательства юридических организаций в хозяйственно-производственное функционирование компаний.
Международное интегрирование и конкурентная среда создают условия стирания технических границ в глобальном бизнесе. Требуются условия организации плодотворного климата полнофункциональных конкурентных отношений благодаря продвижению единых норм, правил, требований во всемирной торговле. Эффективное выполнение поставленных целей допустимо с использованием общенационального управления в сфере метрологии и стандартизации, вместе с этим потребуется заверения со стороны российских нормативных актов о гармонизации и упорядоченности по отношению к юридическим международным документам.
Основной трудностью является несоответствие национальных документов европейским нормам и правилам. Аналогичные проблемы регулируются в пределах сотрудничества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) и Международной организацией по стандартизации (ISO).
Согласно актам Федерального Закона от 22.11.2003г., под техническим регулированием понимается в первую очередь юридическое формирование отношений в области определения и использования норм и правил в обязательном порядке к изделиям или к процессам, которые к ним относятся. Это могут быть разнообразные процессы, включая, строительство, производство, наладку, монтаж, эксплуатацию, перевозку, хранение, реализацию и утилизацию.
Обобщая, возможно утверждение, что администрирование бизнес-процессов предусматривает создание юридической документации на двух уровнях системы, реализующие необходимые правила, которые применяются на добровольной основе.
К главному уровню относятся:
Организация требований с целью поддержания безопасности здоровья и жизни населения.
Гарантирование сохранности собственности, как физическим лицам, так и предприятиям.
Совершенствование структуры местного самоуправления и охраны окружающей среды.
Предотвращение событий, вводящих в обман заказчиков.
Формирование и регулирование единства измерений.
Законодательным актом определены следующие принципы стандартизации:
Применение стандартов в добровольном порядке.
Соблюдение интересов всех заинтересованных лиц при формировании стандартов.
Продвижение международных стандартов при создании отечественных стандартов, помимо определённых моментов.
Неприемлемость образования проблем при изготовлении и использовании произведённых изделий, проведению организационной деятельности и сервиса гораздо больше, чем требуется для формирования целей, которые указаны в законе.
Недопустимость осуществления стандартов, которые противоречат техническим нормам.
Обеспечение условий для унифицированного применения стандартов.
Технический регламент и стандартизация
Определение 3 Технический регламент – это юридический документ, утверждённый международным контрактом Российской Федерации и устанавливающий необходимые для выполнения и использования нормы и правила к объектам отечественного управления.
Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.
Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.
Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.
В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.
Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.
В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.
Государственный стандарт
Структуре стандартизации необходимо упорно влиять на работу и развитие народного хозяйства в данный поворотный момент, наблюдаемый в экономике. Кроме этого, согласованно приспосабливаться и обеспечивать исключительно конкурентные требования для производимых изделий.
В свете изменений содержания понятия «стандартизация», само название «государственный стандарт» соответственно с актуальным законом не используется, а заменяет его формулировка «национальный стандарт».
Замечание 2 Национальные нормы и правила, равно как стандарты организаций, используются на непринудительной основе.
Толкование выражения «оценка соответствия» также представляется значимой, поскольку ею определяется явное или неявное выдерживание всех стандартов, которые предполагаются к выполнению относительно конкретного предмета стандартизации. Согласно содержанию новейшего законодательного акта надлежит, что этот критерий осуществляется в разных видах, включая национальную аккредитацию, контроль, испытания, подтверждения соответствия, регистрацию, приёмка и прочие, и данный перечень вовсе не окончательный.
Если выразиться по-иному, то свидетельство сертификации является одной из методик оценки соответствия качества изделий. В законодательном акте «О техническом регулировании» наблюдается модернизированный вид федерального урегулирования экономики Российской Федерации целиком. Основном принципом данного регулирования является законотворческая степень существующего лимита, который присутствует относительно индустриальной деятельности.
По этой причине, провозглашение в юридическом праве положений технического регулирования создаёт потребность их продвижения в указанной сфере, исходя из регулирующих документов и практики предпринимательства.
Источник
Изменения в системе стандартизации с введением закона О техническом регулировании
Технические регламенты и стандарты (актуальные изменения 2011 г.)
Технические регламенты и стандарты играют важную роль в модернизации российской экономики и являются инструментами повышения качества и конкурентоспособности продукции. В последние годы в российской системе технического регулирования произошел ряд существенных изменений. В статье раскрыты такие важные для отрасли темы, как новые изменения в системе стандартизации, значение закона «О техническом регулировании», а также изменения после начала работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Содержание
Суть закона «О техническом регулировании»
Закон «О техническом регулировании» был принят в 2003 году. Смысл этого закона в том, что в России появляется новый вид нормативного документа – технический регламент. В отличие от привычных ГОСТов, технический регламент – это закон, соблюдение которого является обязательным. И именно поэтому технический регламент должен содержать не числовые показатели, касающиеся характеристик и качества продукции, а лишь набор условий, обеспечивающих безопасное применение продукции. И еще одно отличие – порядок утверждения технического регламента. В первоначальном варианте Закона был установлен порядок его утверждения Постановлением либо Правительства, либо Госдумы, либо Президента РФ. В дальнейшем, в соответствии с изменениями к закону от декабря 2009 г. технические регламенты могут утверждаться федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Изменения в системе стандартизации с введением закона «О техническом регулировании»
Прежде всего, изменился статус национальных и межгосударственных стандартов. Если раньше практически все ГОСТы в России были обязательны, то с введением Закона применение стандартов стало добровольным. Обязательность применения стандартов либо отдельных их разделов указывается в технических регламентах, точнее в документе, который называется «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона». Этот документ утверждается той же организацией, что и сам регламент. В том случае, когда нет утвержденных регламентов, действуют нормативные документы, разработанные ранее. Об этом говорит статья 46 Закона, которая содержит положения о переходном периоде. Кроме того, в соответствии с этой статьей Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий могут вносить изменения в нормативные документы федеральных органов власти до вступления в силу соответствующих технических регламентов. К таким документам относятся, например, перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, которые обновляются и пересматриваются ежегодно с тем, чтобы из этих перечней уходила продукция, охваченная техническим регламентом. Таким образом, если на продукцию либо услугу отсутствует технический регламент, действует статья 46 закона «О техническом регулировании». Поэтому ни о какой отмене ГОСТов разговор не идет. Скорее наоборот. Для того чтобы технический регламент был жизнеспособным и эффективным, необходимо наличие качественных национальных и межгосударственных стандартов.
Кто занимается разработкой этих стандартов?
– Разработкой стандартов в соответствии с законом «О техническом регулировании» может заниматься как юридическое, так и физическое лицо. Необходимо подать заявку, например, если стандарт относится к строительной отрасли, то в Технический комитет 465 «Строительство» — общественную организацию, наделенную правами экспертизы и подготовки к утверждению нормативных документов. Комитет рассматривает заявки и либо регистрирует их и передает в «Ростехрегулирование» для включения в общий план разработки стандартов, либо отклоняет, если, например, компетентность автора заявки по данному вопросу недостаточна. Понятие «стандартизация» очень емкое. Оно предполагает инженерные знания в той области, в которой будет работать стандарт. Умение анализировать и обобщать сведения о продукции (услугах), систематизировать требования к продукции и обязательно к методам контроля и испытаний. Классическая стандартизация базируется на статистических данных, подтверждающих пригодность, безопасность и качество продукции. Здесь всегда есть соблазн поставить планку очень высоко и тем самым сделать невозможным применение стандарта для большей части производителей либо, что еще хуже, опустить планку, и таким образом поставить добросовестных и профессиональных производителей в один ряд с теми, для кого понятие «технический прогресс» ещё достаточно далеко. Поэтому основной принцип стандартизации — определить необходимую достаточность того или иного требования к продукции и к методу её контроля и испытаний.
Разработчики обязаны учитывать и изучать зарубежный опыт, это входит в их функции. При подаче заявки на разработку технических регламентов они должны сообщить, какие будут использовать нормативные документы — России, Европы и т.д. Это приветствуется, но не означает, что можно просто переписать зарубежный стандарт. Поэтому когда говорят, что у нас нет ГОСТов и стандартизации, это абсолютно не соответствует действительности. Наоборот, сейчас стандартизация переводится в новое русло, пересматриваются устаревшие стандарты, разрабатываются новые с учетом требований зарубежных стандартов.
Изменения в области стандартизации с начсалом работы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном
– 1 июля 2010 г. заработал Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что в связи с этим изменилось в области стандартизации?
– На внутреннем рынке все осталось по-прежнему. Изменения коснулись правил провоза товаров через таможню союзных государств. Раньше те товары, которые закупал, например, Казахстан, могли быть реализованы только внутри Казахстана. При провозе через российскую границу необходимо было следовать требованиям и правилам таможни РФ. Для этого поставщику заново приходилось сертифицировать продукцию, проверять ее и т.д. Единое пространство подразумевает единую нормативную базу для всех участников данного союза. Общий регламент сообщает о том, что если ты соответствуешь общим правилам, то никаких других документов, кроме тех, которые будут установлены единым техническим регламентом, не требуется. Но при этом никто не будет отменять внутренние стандарты Казахстана, России или Белоруссии. В Европе сейчас то же самое. Для того чтобы перевезти товар из Франции в Бельгию, раньше надо было делать новые документы. А теперь, когда есть Европейский союз, количество документов у них резко сократилось, т.е. один раз проверил и продавай свой товар на всей территории ЕС. В настоящее время в связи с организацией Таможенного союза принято решение приоритетно разрабатывать не национальные стандарты России (ГОСТ Р), а межгосударственные ЕврАзЭС, т.е. нормы, которые будут применяться не только в рамках Таможенного союза, но и во всех государствах ЕврАзЭС. Сейчас уже действует созданный координационный Совет из представителей трех государств. Этот совет решает, какие нормативные документы будут применяться, и определяет судьбу уже утверждённых Технических регламентов стран-участниц Союза. В 2011 году разрабатан Технический регламент «Безопасность зданий, сооружений, строительных материалов и конструкций», который как раз и будет действовать в рамках ЕврАзЭС. Планируем срок его введения 2012г. Кроме того, готовится к подписанию единый перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения сертификации и испытаний в рамках Таможенного союза.
Источник
Стандартизация регламент определение
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
улучшение качества жизни населения страны;
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
техническое перевооружение промышленности;
повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
добровольность применения документов по стандартизации;
обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
документы национальной системы стандартизации;
общероссийские классификаторы;
стандарты организаций, в том числе технические условия;
своды правил;
документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
организует разработку документов национальной системы стандартизации;
утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник
Стандарты работы
Стандарты работы – это порядок и последовательность выполнения операций, обеспечивающих достижение запланированных показателей и результатов работы.
На определенном этапе развития компании стандартизация является необходимым условием организационного развития, обеспечивающее его устойчивость и конкурентоспособность. В управленческую практику парадигма стандартизации пришла из производственного сектора, в котором четкая организация работы лежит в основе высокой производительности.
В бизнесе стандартизации подлежат не только документооборот и технологические процессы, но и коммуникации между сотрудниками, отделами, дивизионными и региональными подразделениями, взаимодействие с клиентами и покупателями.
Мы профессионально занимаемся разработкой стандартов! Заказать разработку и описание стандартов — позвонить по телефону +7 (495) 394-33-17 или заказать обратный звонок. Мы Вас проконсультируем и предоставим кейсы наших проектов. Заказать звонок
Для чего необходимы стандарты
По своей сути стандарты являются требованием руководства организации к выполнению бизнес-процессов определенным образом и в определенной последовательности
Целью разработки и внедрения стандартов является обеспечение эффективной работы организации в целом, а также максимально полное и правильное удовлетворение требований покупателей или заказчиков.
Так как стандарт носит строгий декларативный характер, разрабатывать и внедрять его стоит только для тех бизнес-процессов, нарушать которые строго запрещается.
Основными задачами разработки стандартов в бизнес-структурах и организациях являются:
Повышение узнаваемости бренда или торговой марки на рынке. Этот фактор особенно актуален для стандартизации обслуживания клиентов, которые хотят получать одинаковое качество и уровень сервиса. При этом стандартизации подвергаются не только нормы общения продавцов или менеджеров, но даже такие нюансы, как оформление документов, использование однотипного шрифта, фона, корпоративного цвета и многое другое;
Разработка правил и норма поведения для сотрудников в нетипичных или аномальных условиях. Такая стандартизация необходима для того, чтобы работники не максимизировали материальный или моральный ущерб в сложных ситуациях. Чаще всего такие нормы основаны на успешном опыте компании в прошлом или аналогичных случаях в практике других участников рынка. Сложность их практического использования состоит в том, что работа в нетипичных ситуациях требует определенных тренировок. В некоторых случаях целесообразным является поведение сотрудников, при котором они не обдумывают сложившуюся ситуацию, а просто делают то, что от них требуется;
Стандартизация как ответ на поведение конкурирующих компаний. Зачастую действия конкурентов требуют адекватного ответа и реакции. Например, как вести себя с клиентом, который сравнивает ваш товар или услуги с новым товаром или услугой конкурента, как поступать в том случае, если подставной клиент пытается выведать сведения и данные, составляющие коммерческую тайну и многое другое;
Построение системы ключевых показателей эффективности для персонала. Ключевые показатели эффективности и «привязанная» к ним система оплаты труда правильно работает только в связке с разработанными стандартами – каждый сотрудник должен знать, что он должен делать для максимально эффективной работы компании и чего ему делать ни в коем случае нельзя;
Минимизация времени на обучение и ввод нового персонала. Набирая новых сотрудников, компания сталкивается с необходимостью их обучения специфике работы в условиях конкретной бизнес-модели. Разработанные стандарты для каждой штатной единицы позволяют минимизировать затраты времени и ресурсов, позволяя максимально быстро ввести сотрудника в режим нормальной работы;
Формирование инструмента для оценки качества обслуживания клиентов. Стандартизация дает возможность сформировать свой сегмент рынка даже в том случае, если уровень цен на товары или услугу превышает показатели конкурентов. К сожалению, стандартизация не всегда приводит к линейному росту прибыли компании, но играет существенную роль в эффективности ее работы в долгосрочной перспективе;
Формирование политики взаимодействия с клиентской базой после продажи продукта или услуги. Многие компании акцентируют собственные усилия на привлечении новых клиентов, в то время как повторные продажи обходятся гораздо дешевле и приносят больше прибыли. После первой покупки важно постоянно оставаться на связи с клиентом, так как эту нишу могут быстро заполнить конкуренты.
Система стандартов работы
Система стандартов работы – это совокупность и последовательность стандартизированных бизнес-процессов приводящих к запланированным показателям или результату. Рассмотрим несколько перечней стандартов представляющих из себя единую систему.
Стандарт качества работы
Под стандартами качества работы в компаниях и организациях понимается качественные или количественные показатели результатов деятельности каждого сотрудника за единицу времени.
Наиболее корректные показатели имеют числовое выражение – количество обслуженных клиентов, скорость обработки данных или печати, количество телефонных звонков, заказов, произведенной продукции, оказанных услуг или допущенных ошибок. Эти стандарты могут использоваться как средство оценки затрат и производительности каждого сотрудника или как инструмент применения системы стимулирования и материального поощрения работы.
Стандарт управления работами
Эта категория стандартов лежит в плоскости менеджмента организации и обеспечивает качество управления работами в организации.
Задачами разработки стандартов управления работами в компании являются:
унификация взаимодействия «менеджер – сотрудник» в вертикальных и горизонтальных управленческих структурах на всех иерархических уровнях;
сделать все управленческие процедуры максимально прозрачными и понятными для работников всех уровней;
создание базы для объективной оценки качества и количества работы каждого сотрудника с применением системы материального поощрения.
Стандарт выполнения работ
Стандарты выполнения работы — это некоторая последовательность рабочих действий в бизнесе, которые обеспечивают наиболее рациональное достижение заданного результата.
Формирование стандартов компаний и организаций различных форм собственности осуществляется двумя основными способами:
Через анализ поведения самых успешных сотрудников Это дает возможность выделить их наиболее результативные модели поведения в качестве эталонных для других работников аналогичных должностей;
С помощью разработки экспертных моделей. Разрабатываются модели описывающие наиболее эффективное эталонное поведение работников схожих должностей. Например, распространенной практикой для закрепления позитивного корпоративного имиджа на рынке в поведенческие модели продавцов и менеджеров могут быть включены слоганы, ключевые слова или действия, которые вызывают положительные эмоции у клиентов и запоминаются.
Основными функциями стандартов выполнения работ являются:
закрепление оптимальной технологию достижения целей каждым сотрудником;
минимизация затрат времени и других ресурсов для выполнения работы;
повышению производительности труда;
обеспечение быстрой обучаемости новых кадров;
автоматизация контроля и самоконтроля каждого сотрудника компании;
унификацию действий работников одной должности;
формирование уникальной корпоративной культуры и положительного имиджа компании в глазах клиентов.
РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И СТАНДАРТОВ РАБОТЫ – ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАШЕЙ КОМПАНИИ! ДЛЯ ЗАКАЗА УСЛУГИ — ПОЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ. Заказать звонок
Структура стандартов работы
Структура стандартов работ может отличаться и зависит от занимаемой должности и характера выполняемых сотрудником работ.
На примере продавца-консультанта, непосредственно работающего с клиентами, структура может выглядеть следующим образом:
Организация рабочего процесса:
график работы, включая перерывы, врем общения с клиентами, трудовые собрания, ключевые показатели эффективности и система контроля;
поведение и внешний вид – корпоративная форма или стиль одежды, желаемая прическа и макияж, манера общения с клиентами и прочее;
порядок на рабочем мете – порядок хранения документов и канцелярских принадлежностей, доступ к информации, безопасность данных и прочее;
Правила продажи товара или услуги:
контакт с клиентом – приветствие, форма общения, выявление оптимальных каналов восприятия информации;
определение потребностей покупателя – анализ, выявление системы ценностей, определение мотивов совершения покупки;
презентация товара или услуги;
работа с возражениями – работа с сопротивлением цене, расходам, эмоциональному стрессу, негативному опыту и прочее;
завершение сделки – сценарии возможного завершения сделки, оплата, выдача товара;
Существует большое множество видов стандартов работ для различных отраслей. Ингода, у организаций работающих в одном сегменте стандарты могут отличаться по своему содержанию и качеству. Ниже рассмотрим лишь несколько видов стандартов работ.
Стандарты работы магазина
Стандарты работы магазина помогают создать имидж клиентоориентированного бизнеса, повышают эффективность работы продавцов и консультантов, снижают накладные расходы и, в конечном итоге, повышают объемы продаж товара.
Обычно в сферу стандартизации попадает необходимость структурировать внешнее и внутреннее пространство магазина:
Каждая из этих зон должна иметь свои особенности, помогающие покупателю приятно, быстро и максимально эффективно совершить покупку, сформировав положительный образ магазина.
Стандарты работы отдела
Стандарт работы отдела компании или организации – это численные показатели эффективности деятельности каждого сотрудника, из которых складывается общая эффективность отдела. К таким показателям относятся стандарты, которые описывают оптимальную модель поведения работников.
Наиболее разрабатываемыми на практике являются стандарты отделов продаж, которые оперируют следующими категориями:
количество обработанных телефонных звонков «холодного» типа клиентам и заказчикам;
количество личных встреч с клиентами;
количество отправленных коммерческих предложений и презентаций продукции или услуг;
количество подписанных договоров на продажу или обслуживание;
количество новых клиентов, привлеченных каждым менеджером и отделом в целом;
количество постоянных клиентов;
пройденные тренинги и обучающие курсы на тему продаж;
скрипты общения с различными видами клиентов;
стандарты взаимодействия сотрудников отдела друг с другом;
стандарты взаимодействия сотрудников отдела продаж с сотрудниками других отделов компании.
Стандарты работы предприятия
Для большинства отечественных компаний характерным фактором является отставание уровня развития системы управления от объемов продаж и бизнеса в целом.
Наиболее характерными проявлениями такого явления являются нечеткость в разделении сфер ответственности между отделами, структурными подразделениями и сотрудниками, отсутствие четких правил в системе управления и постоянное перераспределение полномочий между центрами управления.
Эффективным путем решения этих проблем является разработка и внедрение стандартов работы предприятия.
Стандарты работы предприятия регламентируют:
производственную технологию;
качество сырья и входящих материалов;
качество используемых инструментов;
внутрикорпоративное взаимодействие;
качество выпускаемой продукции;
внутренние процессы – систему управления, менеджмент, технические регламенты и работы.
Стандарты работы персонала
Стандарты работы персонала охватывают весь спектр сотрудников организации, начиная с уборщицы и заканчивая генеральным директором. Они призваны обеспечить эффективное выполнение персоналом своих должностных обязанностей и бизнес-процессов.
Стандарт работы руководителя
Стандарт работы руководителя компании или организации – это некоторый кодекс поведения первого лица с подчиненными сотрудниками, который помогает организовать максимально эффективное взаимодействие.
Правильно сформированная система стандартов помогает четко ставить цели и задачи перед подчиненными, а также включает в себя ключевые показатели эффективности для каждого уровня иерархии. Кроме того, с их помощью строят эффективную команду, которая дает возможность руководителю управлять собственным рабочим временем и нагрузкой.
Стандарт работы администратора
Определяющее значение в работе администратора компании или организации имеют фирменные стандарты, регламентирующие нормы поведения с другими выше или нижестоящими сотрудниками.
Стандарты должны выстраивать сервис и внутренний документооборот, функциональные права и обязанности, сферу ответственности для максимально эффективной работы компании.
Стандарт работы сотрудника
Корпоративный стандарт работы каждого сотрудника – это не столько дань моде, сколько насущная необходимость для каждой компании в условиях острой конкурентной борьбы на рынке.
Особенно актуальной проблема внедрения стандартов стоит перед компаниями, в которых сотрудники меняются чаще, чем изменяются корпоративные правила ведения бизнеса. Они позволяют минимизировать риск ошибок, снизить затраты и расход ресурсов, повысить конкурентоспособность компании на рынке и лояльность клиентов, обеспечить максимально простой и безболезненный процесс замены кадров.
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И СТАНДАРТОВ – ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НАШЕЙ КОМПАНИИ! ДЛЯ ЗАКАЗА УСЛУГИ — ПОЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ: +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ НА САЙТЕ.
Пример стандарта работы
Расскажем о известном всем, достаточно простом, но эффективном решении по разработке и применения стандарта в работе. Речь пойдет о сети ресторанов быстрого питания компании Макдональдс.
Сначала они заменили название пирожка с «Жареный пирожок» на «Печеный пирожок», за счет чего увеличились объемы продаж пирожков в целом.
Следующим шагом было внедрение в стандарты работы оператора перед закрытием чека обязательной фразы: «Пирожок будете?». Эта не хитрая с виду фраза помогла увеличить средний чек покупателя и подняла выручку во всех ресторанах компании от 15 до 20%.
Результат внедрения стандарта: Через 1-2 месяца, после внедрения фразы «Пирожок будете?», продажи компании Макдональдс выросли на 15%!
Разработка стандартов
Разработка стандартов работы – это комплексный процесс по детальному изучению существующих бизнес процессов и разработки наилучших вариантов их выполнения.
Разработка стандартов работы в большинстве случае требует привлечения сторонних экспертов-консультантов.
На первом этапе руководство компании совместно с экспертами формирует и утверждает рабочий план. Затем строится проектный офис или команда, в нее входят те сотрудники организации, которые непосредственно будут принимать участие в проекте, а также те менеджеры, которые будут отвечать за промежуточные и конечные результаты.
Руководителем проекта обычно назначается один из представителей высшего руководства, а текущий процесс работы курирует начальник службы кадров.
Разработки стандартов работы включает в себя следующие этапы:
Аудит существующих бизнес-процессов На этом этапе консультанты внимательно изучают существующие бизнес-процессы компании. Проводят собеседования и анкетирование сотрудников отвечающих за ключевые бизнес-процессы и регламенты. Проводится описание всех важных процессов в состоянии «как есть»
Моделирование и разработка новых стандартов Здесь происходит создание нескольких вариантов выполнения той или иной процедуры для достижения запланированных показателей и выбирается наилучший. При этом используется лучший опыт лидеров в данном сегменте, знания консультантов и видение собственников. Происходит разработка стандартов «как должно быть»
Внедрение стандартов. Внедрение включает в себя обучение сотрудников новым правилам работы. Вовлечение их в процесс изменений в корпоративной культуре организации. Разработку показателей качества выполняемых работ и формирование эффективной системы контроля. Построение системы обратной связи от сотрудников, а так же доработка и усовершенствование стандартов работы.
«Если Вы понимаете «стандарт» как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, Вы на верном пути. Но если Вы понимаете стандарт как ограничение, прогресс остановится» Масааки Имаи, ДАО Тойоты
Услуги разработки стандартов
Компания «ПЕРВЫЙ ЭКСПЕРТ» предлагает свои услуги в области разработки и внедрения стандартов работы для учреждений, банков и коммерческих организаций. Мы имен огромный опыт работы в различных сегментах рынка от хорики до крупных производственных предприятий.
Мы внимательно отслеживаем все изменения на рынке касающиеся повышения эффективности работы сотрудников в различных отраслях. Мы внедряем стандарты, позволяющих эффективно организовать бизнес-деятельность предприятия, а также на регулярной основе осуществлять объективную оценку работы сотрудников и отделов компании:
стандарты работ для сотрудников и руководителей;
стандарты эффективной работы с клиентами В2B и B2C;
стандарты внутренней коммуникации между службами и отдельными подразделениями;
стандарты выполнения производственных процессов и многие другие.
ЗАКАЗАТЬ РАЗРАБОТКУ И ОПИСАНИЕ БИЗНЕС ПРОЦЕССОВ/СТАНДАРТОВ РАБОТЫ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ +7 (495) 394-33-17 ИЛИ ЗАПОЛНИВ ФОРМУ НА САЙТЕ. МЫ ВАС ПРОКОНСУЛЬТИРУЕМ И ПОКАЖЕМ КЕЙСЫ НАШИХ ПРОЕКТОВ.
ПОСМОТРЕТЬ ПРИМЕР:РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЯ БИЗНЕС ПРОЦЕССА
Источник
Регулирование стандартизации — Стандартизация
Во всех республиках, краях и областях России государственные стандарты применяются только в добровольном порядке.
Определение 1 Стандартизация — это деятельность по созданию, публикации и использованию стандартов, по принятию норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности изделий, сервиса и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и собственности населения. А также, для технической и информационной совместности, взаимозаменяемости, согласно, уровня формирования науки, техники и технологий, единства измерений. Стандартизация выполняет функции по экономии практически всех типов материалов и сырья, безопасности народнохозяйственных объектов, учитывая риски происхождения естественных, техногенных разрушений и иных экстремальных случаев, обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
До тех пор, пока не вступают в силу новые правила стандартизации, предыдущие стандарты, учреждённые для обеспечения безопасности действуют безоговорочно. Также, аналогично выполняются строительные нормы и проекты (СНиП) и санитарные правила и нормативы (СанПиН). Управлению и регламентированию со стороны государственных организаций подлежит свод правил.
Замечание 1 К нормативным документам по стандартизации относятся своды правил, отечественные классификаторы и стандарты. Система стандартизации подразделяется на международную, национальную и отраслевую.
Особым образом выделяются общенациональные стандартизированные шаблоны. К документации по стандартизации не включаются технические условия, которые используются в пределах одного предприятия.
Техническое регулирование стандартизации
Определение 2 Техническое регулирование является системой взаимоотношений непосредственно государства, товаропроизводителя и заказчика. Данная система контролирует возможную область вмешательства юридических организаций в хозяйственно-производственное функционирование компаний.
Международное интегрирование и конкурентная среда создают условия стирания технических границ в глобальном бизнесе. Требуются условия организации плодотворного климата полнофункциональных конкурентных отношений благодаря продвижению единых норм, правил, требований во всемирной торговле. Эффективное выполнение поставленных целей допустимо с использованием общенационального управления в сфере метрологии и стандартизации, вместе с этим потребуется заверения со стороны российских нормативных актов о гармонизации и упорядоченности по отношению к юридическим международным документам.
Основной трудностью является несоответствие национальных документов европейским нормам и правилам. Аналогичные проблемы регулируются в пределах сотрудничества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) и Международной организацией по стандартизации (ISO).
Согласно актам Федерального Закона от 22.11.2003г., под техническим регулированием понимается в первую очередь юридическое формирование отношений в области определения и использования норм и правил в обязательном порядке к изделиям или к процессам, которые к ним относятся. Это могут быть разнообразные процессы, включая, строительство, производство, наладку, монтаж, эксплуатацию, перевозку, хранение, реализацию и утилизацию.
Обобщая, возможно утверждение, что администрирование бизнес-процессов предусматривает создание юридической документации на двух уровнях системы, реализующие необходимые правила, которые применяются на добровольной основе.
К главному уровню относятся:
Организация требований с целью поддержания безопасности здоровья и жизни населения.
Гарантирование сохранности собственности, как физическим лицам, так и предприятиям.
Совершенствование структуры местного самоуправления и охраны окружающей среды.
Предотвращение событий, вводящих в обман заказчиков.
Формирование и регулирование единства измерений.
Законодательным актом определены следующие принципы стандартизации:
Применение стандартов в добровольном порядке.
Соблюдение интересов всех заинтересованных лиц при формировании стандартов.
Продвижение международных стандартов при создании отечественных стандартов, помимо определённых моментов.
Неприемлемость образования проблем при изготовлении и использовании произведённых изделий, проведению организационной деятельности и сервиса гораздо больше, чем требуется для формирования целей, которые указаны в законе.
Недопустимость осуществления стандартов, которые противоречат техническим нормам.
Обеспечение условий для унифицированного применения стандартов.
Технический регламент и стандартизация
Определение 3 Технический регламент – это юридический документ, утверждённый международным контрактом Российской Федерации и устанавливающий необходимые для выполнения и использования нормы и правила к объектам отечественного управления.
Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.
Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.
Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.
В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.
Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.
В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.
Структуре стандартизации необходимо упорно влиять на работу и развитие народного хозяйства в данный поворотный момент, наблюдаемый в экономике. Кроме этого, согласованно приспосабливаться и обеспечивать исключительно конкурентные требования для производимых изделий.
В свете изменений содержания понятия «стандартизация», само название «государственный стандарт» соответственно с актуальным законом не используется, а заменяет его формулировка «национальный стандарт».
Замечание 2 Национальные нормы и правила, равно как стандарты организаций, используются на непринудительной основе.
Толкование выражения «оценка соответствия» также представляется значимой, поскольку ею определяется явное или неявное выдерживание всех стандартов, которые предполагаются к выполнению относительно конкретного предмета стандартизации. Согласно содержанию новейшего законодательного акта надлежит, что этот критерий осуществляется в разных видах, включая национальную аккредитацию, контроль, испытания, подтверждения соответствия, регистрацию, приёмка и прочие, и данный перечень вовсе не окончательный.
Если выразиться по-иному, то свидетельство сертификации является одной из методик оценки соответствия качества изделий. В законодательном акте «О техническом регулировании» наблюдается модернизированный вид федерального урегулирования экономики Российской Федерации целиком. Основном принципом данного регулирования является законотворческая степень существующего лимита, который присутствует относительно индустриальной деятельности.
По этой причине, провозглашение в юридическом праве положений технического регулирования создаёт потребность их продвижения в указанной сфере, исходя из регулирующих документов и практики предпринимательства.
Источник
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р. Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года. Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом. Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации; 2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; 3) улучшение качества жизни населения страны; 4) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 5) техническое перевооружение промышленности; 6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
1) добровольность применения документов по стандартизации; 2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона; 3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации; 4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту; 5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов; 6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением; 7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации; 8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам; 9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу; 10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
1) документы национальной системы стандартизации; 2) общероссийские классификаторы; 3) стандарты организаций, в том числе технические условия; 4) своды правил; 5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации): 1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации; 2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации; 3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения; 4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации; 5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере; 6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации; 7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах; 8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов; 9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов; 10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации; 11) организует разработку документов национальной системы стандартизации; 12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие; 13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов; 14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств; 15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов; 16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения; 17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ; 18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации; 19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации; 20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации; 21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации; 22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств; 23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств; 24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов; 25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации; 26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав; 27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации; 28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации; 29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации; 30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации; 31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации. Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.
Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться здесь
Разъяснения о процедуре регистрации и авторизации на сайте Росстандарта для ознакомления с документами по стандартизации
В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено.