Стандартизация и сертификация
Это два вида деятельности, в результате выполнения которых повышается безопасность и качество продукции, товаров и услуг, одежды, продуктов питания, электроники, транспорта, медицинских препаратов и оборудования, экологии, жизнедеятельности, передачи информации и т.д.
Давайте разберемся, чем отличаются стандартизация от сертификации и что у них есть общего.
Стандартизация – деятельность по созданию и изданию норм и правил, иными словами, стандартизацией называется разработка, проверка, утверждение и публикация нормативных документов, таких, как ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ, Технические регламенты и пр.
Существуют органы стандартизации (например Госстандарт России, Госстрой России, Министерство образования РФ и др), которые на законном основании имеют право разрабатывать и утверждать правила и нормативные документы, после чего последним придается статус стандартов.
Сертификация, в свою очередь направлена на подтверждение соответствия продукции, услуг, систем менеджмента установленным стандартам (документам – утвержденным и изданным в рамках стандартизации), а это уже направлено на обеспечение защиты потребителя от некачественных услуг или продукции.
Обязательная и добровольная сертификация.
Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции в рамках законодательства о техническом регулировании, в первую очередь подтверждение её безопасности.
Добровольная сертификация – это система подтверждения функциональных характеристик качества, безопасности или выполнения нормативных требований при выпуске в обращение продукции, осуществляемое независимой экспертной организацией, касательно тех показателей, которые указывает заявитель. Добровольная сертификация выполняется в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».
Иными словами, если ваш товар состоит в перечне обязательно сертифицируемых, то вы обязаны его сертифицировать. Но, если на товар не распространяются требования обязательной сертификации, то его можно не сертифицировать вообще, или сертифицировать в добровольном порядке подобрав соответствующий стандарт, правило или технический регламент. Добровольная сертификация может способствовать повышению лояльности потребителя, а также являться конкурентным преимуществом перед аналогичными товарами. Также, некоторые компании, заботящиеся о качестве, могут потребовать выполнить сертификацию в добровольном порядке.
В системе сертификации несколько участников – органы по сертификации, испытательные лаборатории, поставщики продукции (производители, продавцы).
В итоге получается, что стандартизация устанавливает нормы и правила для товаров и услуг, а сертификация подтверждает соответствие выпускаемых в обращение товаров и услуг соответствующим нормам и правилам.
- Вы здесь:
- Главная />
- О сертификации />
- Стандартизация и сертификация
Источник
Контроль качества стандартизация 2013
Любое предприятие, будь то юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выпускающее продукцию, обязано контролировать ее качество, а также ряд других факторов в рамках производственного контроля.
При этом, требования к производству и контролю качества можно разделить на две группы:
- требования к продукции и связанным с ней процессам (Федеральный закон «О техническом регулировании»);
- требования к безопасности для человека и среды обитания вредного влияния со стороны производства, к охране окружающей среды, эксплуатации опасных производственных объектов и т.д. (подробнее о производственном контроле читайте в статье «Программа производственного контроля«).
Рассмотрим подробнее собственно контроль качества продукции.
- пищевой промышленности
- легкой промышленности
- химической промышленности
- нефтяной промышленности
- газовой промышленности
- табачной промышленности
- фармацевтической промышленности
- косметической продукции
- детских товаров
Зачем нужен контроль качества?
Качество является одной из основополагающих характеристик, оказывающих влияние на потребительские предпочтения и формирование конкурентоспособности. Потребитель заинтересован в стабильном удовлетворении своих запросов продукцией, которая была бы неизменна по своим свойствам и безопасна. Гарантией такой неизменности и безопасности является контроль качества. ГОСТ 15467-79 определяет контроль качества продукции как проверку соответствия показателей качества данной продукции установленным требованиям. Таким образом, производитель заинтересован в том, чтобы контролировать качество продукции, тем самым, удовлетворяя требованиям потребителей, а также применимым законодательным и нормативно-правовым требованиям.
Какие требования предъявляются к контролю качества?
Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает, что поставщик обязан передавать заказчику товары надлежащего качества:
- продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору (статья 4, пункт 1);
- при отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (статья 4, пункт 2);
- если предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям (статья 4, пункт 5).
Какие нормативно-правовые акты регламентируют требования к товарам?
Федеральный закон «О техническом регулировании» вводит понятие технического регламента
Технический регламент — документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
и регламентирует схемы подтверждения соответствия качества продукции.
Согласно этому закону существует два вида документов, подтверждающих качество и безопасность товаров: сертификат соответствия и декларация о соответствии.
Сертификат соответствия – это документ, подтверждающий качество продукции, который выдается аккредитованным сертификационным центром.
Декларация о соответствии – документ, который также как и сертификат соответствия удостоверяет соответствие продукции требованиям технических регламентов, но выдается по упрощенным правилам (заявитель может самостоятельно определить перечень документов, которым должна соответствовать продукция, и предоставить в аккредитованный сертификационный центр протоколы испытаний, проведенных в собственных лабораториях).
Выбор документа, подтверждающего качество и безопасность товара, будет зависеть от типа продукции. Для некоторых товаров получение таких документов является обязательным (в остальных случаях сертификация является добровольной). Перечень таких товаров утверждается Правительством России:
Информация обо всех выданных сертификатах и декларациях вносится в соответствующие реестры:
В них представлены реквизиты документа, срок его действия, сведения о самом товаре и проводимых испытаниях.
Для лекарственных средств, медицинских изделий и изделий, подлежащих обязательной экспертизе по единым правилам и санитарным нормам Евразийского Экономического Союза (Таможенного Союза), также требуется свидетельство о государственной регистрации продукции (документ, выдаваемый территориальными отделениями Роспотребнадзора и подтверждающий соответствие санитарным нормам). Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации, указан в каждом конкретном техрегламенте.
Таким образом, сертификация является пропуском, позволяющим продукции попасть на рынок и достигнуть потребителя. Но, поскольку такой документ выдается на определенный срок и в течение срока его действия не может гарантировать стабильность качества всей производимой продукции, актуальным становится постоянный контроль качества на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (с изменениями на 24 апреля 2020 г.)
Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
Постановление Правительства РФ «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» от 01 декабря 2009 г. № 982 (с изменениями на 26 июня 2020 года)
ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
Как организовать контроль качества на производстве?
Как правило, контроль на производстве включает следующие этапы:
- входной контроль закупаемых ресурсов (сырья, упаковочных материалов);
- контроль качества в процессе производства;
- контроль качества готовой продукции.
Каждый продукт обладает определенными свойствами, характеризующими качество. Общие критерии оценки качества устанавливаются в нормативной документации: технических регламентах, стандартах, технических условиях на конкретные виды продукции.
Документация может быть приобретена у официальных разработчиков и принимающих организаций, а также получена из электронных фондов нормативно-технической и нормативно-правовой информации типа «Техэксперт», «Гарант» или «КонсультантПлюс».
Поскольку ресурсы, используемые в производстве, в большинстве своем являются продукцией других предприятий, то для входного контроля их качества могут быть использованы стандарты, использующиеся при их производстве. При организации контроля качества промежуточной продукции должны выбираться характеристики, определяющие качество готовой продукции, и акцентироваться внимание на свойствах, имеющих критическое значение для данного этапа производства.
Показатели качества готовой продукции зависят от ее назначения, требований, предъявляемых государством к безопасности продукции, и производящей отрасли. Рассмотрим основные отрасли производства.
Пищевая промышленность
Пищевая продукция должна производиться согласно требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» с учетом требований технических регламентов Таможенного союза и стандартов на отдельные виды пищевой продукции и связанные с ними процессы, например:
Наименование стандарта | Наименование продукции |
ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» | Зерно, используемое для пищевых и кормовых целей |
ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» | Соки, нектары, морсы, пюре из фруктов, ягод, овощей |
ТР ТС 024/2011 «Технический регламент на масложировую продукцию» | Пищевая масложировая продукция: масла растительные, фракции масел растительных, масла (жиры), маргарины, спреды растительно-сливочные и растительно-жировые, смеси топленые растительно-сливочные и растительно-жировые, жиры специального назначения, в том числе жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные, заменители молочного жира, эквиваленты масла какао, заменители масла какао, соусы на основе растительных масел, майонезы, соусы майонезные, кремы на растительных маслах, глицерин дистиллированный. Непищевая масложировая продукция: глицерин натуральный сырой, мыло хозяйственное. |
ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» | Специализированная пищевая продукция для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевая продукция диетического лечебного и диетического профилактического питания, в том числе для детского питания |
ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» | Пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства, пищевая продукция в части содержания в ней пищевых добавок, биологически активные вещества из ароматизаторов |
ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» | Молочная продукция, в том числе: молочные продукты, молочные составные продукты, молокосодержащие продукты, молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира, побочные продукты переработки молока, продукция детского питания на молочной основе для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие |
ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции» | Продукты убоя и мясная продукция: мясо, субпродукты, жир-сырец и продукты его переработки, в том числе животные топленые жиры, кровь и продукты ее переработки, кость и продукты ее переработки, мясо механической обвалки (дообвалки), сырье кишечное, сырье коллагенсодержащее и продукты его переработки (в том числе желатин), мясные и мясосодержащие продукты из мяса, колбасные изделия, полуфабрикаты и кулинарные изделия, консервы, бульоны мясные и мясосодержащие, сухие мясные и мясосодержащие продукты, продукты из шпика, продукты убоя для детского питания, мясная продукция для детского питания |
ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции» | Пищевая рыбная продукция, полученная из уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде, в том числе следующих видов: живая рыба и живые водные беспозвоночные, рыба-сырец (свежая), свежие водные беспозвоночные, свежие водные млекопитающие, водоросли-сырец (свежие) и свежие водные растения, варено-мороженые водные беспозвоночные, водоросли и другие водные растения, охлажденная, подмороженная, мороженая, пастеризованная, вяленая, сушеная, сушено-вяленая, маринованная и соленая пищевая рыбная продукция, пищевая рыбная продукция горячего и холодного копчения, пищевая рыбная продукция для детского питания, в том числе пищевая продукция прикорма на растительно-рыбной основе, пищевая продукция прикорма на рыбо-растительной основе, пищевая продукция прикорма на рыбной основе, рыбное кулинарное изделие, рыбный кулинарный полуфабрикат, фарш из пищевой рыбной продукции, рыбные консервы и полуконсервы, пресервы, икра, жир пищевой из рыбы, водных беспозвоночных и водных млекопитающих, гидролизат из пищевой рыбной продукции, имитированная пищевая рыбная продукция |
ТР ЕАЭС 044/2017 «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» | Упакованная питьевая вода, относящаяся к пищевой продукции: природная минеральная вода (в том числе столовая природная минеральная вода, лечебно-столовая природная минеральная вода и лечебная природная минеральная вода), купажированная, обработанная, природная питьевая вода, питьевую воду для детского питания, искусственно минерализованная питьевая вода |
ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции» (вступает в силу с 09.01.2021) | Алкогольная продукция и связанные с требованиями к алкогольной продукции процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации |
Дополнительно законодательство РФ акцентирует внимание на контроле качества пищевой продукции. Например, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (статья 4) определяет, что качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством:
- определения физико-химических, органолептических, микробиологических и иных показателей, характеризующих свойства пищевых продуктов, а также установления критериев их идентификации;
- проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их производства (изготовления), упаковки, реализации, хранения, перевозок, включающего лабораторные исследования (испытания) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- применения систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе с применением системы критических контрольных точек при анализе опасных факторов.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации устанавливает, что для обеспечения качества и безопасности пищевой продукции необходимо:
Источник
Контроль качества на предприятии.
3.1 Общие сведения о системах качества по ИСО 9000
Общим термином «ИСО 9000» обозначают для краткости группу международных стандартов по управлению качеством и обеспечению качества, разработанных техническим комитетом ИСО/ТК 176 — независимой организацией ИСО. В эту группу входят:
— руководящие указания по выбору и применению стандартов (ИСО 9000-1, 9000-2, 9000-3, 9004-2, 9004-3, 9004-4)
— стандарты на системы качества (ИСО 9001, 9002, 9003)
— руководящие указания по проверке систем качества (стандарты ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3)
— руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013)
— словарь терминов (ИСО 8402).
ISO 9000 устанавливает единые международные стандарты на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. В стандарте определяются те общие методы, которые должны быть использованы при построении системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе качества («система качества — совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством» — ИСО 8402) и не касается технических характеристик продукции и технических требований к процессу производства. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшей. В самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.
Стандарты ИСО носят, вообще говоря, рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011-1,2,3 (ГОСТ Р ИСО 9001-96, 9002-96, 9003-96 соответственно). Госстандарт России (Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации (то есть является национальным членом ИСО).
ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России) разрабатывает предложения к законодательным актам по сертификации продукции, общие правила по сертификации систем управления качеством, проекты документов на основе стандартов ИСО 9000, правила и процедуры работы органа по сертификации, а также документы, устанавливающие процедуры аккредитации органов по сертификации и порядок оплаты работ по сертификации и аккредитации органов по сертификации. На базе ВНИИС работает секретариат национальной премии по качеству. Госстандарт возложил на ВНИИС, кроме того, задачи по информационному обеспечению предприятий и ведению Госреестра органов сертификации.
И в промышленно развитых странах мира, и в России существуют и законодательные требования, направленные на создание на предприятиях систем качества. В России принято постановление Правительства РФ № 113 от 02.02 1998 г. «О мерах по дальнейшему развитию систем качества на предприятиях РФ», направленное на создание на предприятиях систем качества в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО 9000 и последующую сертификацию систем качества. В соответствии с этим Постановлением, предприятия, не имеющие сертификат на систему качества, начиная с 1999 г. не будут иметь права на получение Государственного Заказа.
В странах ЕС существуют аналогичные нормативные акты. Так, начиная с 1999 г., все поставщики продукции на рынок ЕС обязаны иметь сертифицированную систему качества. При этом, с точки зрения нормативных документов ЕС, под «поставщиком» понимается не только непосредственный изготовитель продукции, но и любая организация, которая в контрактах с потребителями в странах ЕС выступает в качестве поставщика продукции. Таким образом, российские торговые предприятия, поставляющие продукцию на рынок ЕС, рассматриваются как поставщики и с 1999 г. также должны иметь сертифицированную систему качества в соответствии с ИСО 9000. В противном случае они будут вынуждены работать на рынках ЕС через посредников, имеющих такую систему качества, с соответствующей потерей части прибыли.
Кроме того, наличие сертифицированной системы качества для большинства европейских (а также американских, японских и др.) предприятий является нормой. В соответствии с требованиями такой системы, они подразделяют поставщиков на 3 группы:
— абсолютно надежных с точки зрения качества поставок, то есть имеющих сертифицированную систему качества (группа А);
— относительно надежных с точки зрения качества поставок, то есть внедряющих систему качества (Группа В);
— ненадежных с точки зрения качества поставок, то есть не имеющих системы качества (группа С).
По оценкам некоторых экспертов разница в цене закупок у поставщиков группы А и С может достигать 50%. Поэтому российское предприятие, не имеющее сертифицированной системы качества, как правило, попадает в группу С и продает свою продукцию по существенно более низкой цене, чем получает за аналогичную продукцию западное предприятие.
Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика товаров и услуг к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду:
— за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;
— повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;
— предприятие становится более «прозрачным» для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.
Сертификация на соответствие стандартам ИСО 9000 проводится независимыми компаниями (регистраторами), аккредитованными национальной системой регистрации. В процессе сертификации, занимающем, как правило, около двух лет, регистратор проводит один или несколько аудитов — проверок систем качества на соответствие требованиям стандартов и (если находит, что требования стандартов в основном удовлетворены) выдает сертификат, действительный в течение трех лет. Во время действия сертификата регистратор проводит периодические проверки, а по его окончании процедура сертификации повторяется в полном объеме.
3.2 Стандарты семейства ИСО 9000.
ИСО 9000 представляет собой семейство стандартов, структура которого представлена на Рис.1. Требования к системам качества подразделяются в зависимости от того, какую продукцию выпускает предприятия, и работает ли оно по полному или неполному циклу выпуска продукции (См. Рис.1 и таблицу 1).
Кроме того, в семейство входит ряд стандартов общего применения, включая стандарты на терминологию.
Рис. 1. Структура семейства стандартов ИСО 9000
Вид продукции, выпускаемой предприятием Цикл выпуска продукции Наименование стандартов на систему качества
Изделия Полный цикл, от разработки до сервиса изделия ИСО 9001
Изделия Неполный цикл, разработка и сервис изделий не производится ИСО 9002
Изделия Производятся только испытания изделий (то есть предприятие является испытательным центром) ИСО 9003
Сырье и полуфабрикаты Не зависит от цикла ИСО 9004, часть 1
Услуги (от юридических до транспортных, включая финансовые, образовательные, бытовые, торговые и т.д.); Не зависит от цикла ИСО 9004, часть 2
Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.). Полный цикл ИСО 9001 с дополнениями ИСО 9000, часть 3
Интеллектуальный продукт (включая программное обеспечение, результаты научных исследований, методики и т.д.). Неполный цикл ИСО 9002 с дополнениями ИСО 9000, часть 3;или ИСО 9004, часть 2
Важнейший стандарт семейства — ИСО 9001, применяемый для предприятий, работающих по полному циклу. Остальные стандарты фактически являются его усеченными или несколько модифицированными вариантами.
В таблице 1 приведено соответствие между основной продукцией предприятия и подходящим набором стандартов на систему качества.
3.3 ИСО 9000 и информатизация предприятий.
В стандарте ИСО 9001 перечисляются те бизнес-функции предприятия, или, другими словами, элементы качества, на которые распространяется действие стандарта:
1. Ответственность руководства
2. Система качества
3. Анализ контракта
4. Управление проектированием
5. Управление документацией
6. Закупки продукции
7. Продукция, предоставленная потребителем
8. Идентификация продукции и прослеживаемость
9. Управление процессами
10. Контроль и проведение испытаний
11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование
12. Статус контроля и испытаний
13. Управление несоответствующей продукцией
14. Корректирующие и предупреждающие действия
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка
16. Регистрация данных о качестве
17. Внутренние проверки качества
18. Подготовка кадров
19. Техническое обслуживание
20. Статистические методы
Сопоставив вышеприведенные 20 строк с процедурами внедрения КИС, можно обнаружить, что они отражают наиболее типичные бизнес-процессы, в той или иной мере имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, мы приходим к основополагающей идее ИСO 9000: система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Итак, функционально стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия.
Создание и внедрение системы качества на предприятии состоит из следующих этапов:
1. обследование организации, выявление несоответствий и узких мест в бизнес-процессах и выдача рекомендаций по возможным путям устранения несоответствий;
2. организация проекта создания и внедрения системы качества, проведение обучения участников проекта от Заказчика;
3. разработка документации системы качества и ее внедрение в подразделениях предприятия;
4. подготовка внутренних аудиторов и проведение плановых внутренних аудитов качества в подразделениях;
5. подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;
6. международная сертификация системы качества.
Внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезный бизнес-реинжиниринг организации. Сама идея реинжиниринга вплотную связана с внедрением информационных технологий. Ведь программные продукты как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания давно и успешно применяются.
Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально, или, как говорят сами специалисты по ISO 9000, в узком смысле, это обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по вышеуказанным 20 направлениям, а также (и это немаловажно) обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. Конечным этапом становится проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой (например «RWTUV — Интерсертифика», Lloyd’s Register, Det Norske Veritas). Иными словами, необходимо продемонстрировать, что управленческие процедуры, прописанные в документации, реально работают.
Форма изложения документов, необходимых для сертификации системы качества предприятия, не имеет строгой регламентации. Тем не менее, обычно многие инструкции (их может быть несколько десятков) представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия в той или иной ситуации и по содержанию во многом аналогичны диаграммам, построенным в соответствии с методологией серии IDEFx и часто используемым для формального представления схемы функционирования предприятия на этапе его информационного обследования при постановке задачи на разработку и внедрение КИС. Таким образом, можно сделать вывод, что в самой документации, которую так или иначе приходится разрабатывать, уже может содержаться часть проекта реинжиниринга и внедрения КИС. Все вышеизложенное позволяет говорить о внедрении программных технологий корпоративного уровня и сертифицированной системы качества как о единой проблеме.
Можно достаточно уверенно утверждать, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями ИСО 9000 или хотя бы с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты по крайней мере трех классов: комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. Сюда же можно отнести системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 (продукты этой группы достаточно распространены на западном рынке и пока совершенно неизвестны в России). Как считают многие аналитики, опираясь в частности на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек в принципе невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.
Итак, система качества как часть системы управления предприятием, сможет эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровня развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязанно.
В этом случае по мнению многих аналитиков:
— сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%);
— повышается эффективность работы обоих систем (до 80%);
— уменьшается время выхода обоих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%);
— повышается инвестиционная привлекательность предприятия, поскольку в промышленно развитых странах правилом является именно совместное использование таких систем.
В таблице 2 показана типовая ситуация внедрения элементов системы качества в ERP – системах.
Таблица 2. Поддержка типовых элементов системы качества ERP-системами
Элемент системы качества предприятия по ИСО 9001 Автоматизированное средство поддержки элемента системы качества Примечание
1. Ответственность руководства ERP-системы Частичная поддержка
2. Система качества ERP-системы Частичная поддержка
3. Анализ контракта ERP-системы Поддерживает полностью
4. Управление проектированием ERP-системы Частичная поддержка
5. Управление документацией ERP-системы Не поддерживает
6. Закупки продукции ERP-системы Поддерживает полностью
7. Продукция, предоставленная потребителем ERP-системы Поддерживает полностью
8. Идентификация продукции и прослеживаемость ERP-системы Поддерживает полностью
9. Управление процессами ERP-системы Поддерживает полностью
10. Контроль и проведение испытаний ERP-системы Частичная поддержка (кроме собственно измерений и обработки их результатов)
11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование ERP-системы Поддерживает полностью
12. Статус контроля и испытаний ERP-системы Поддерживает полностью
13. Управление несоответствующей продукцией ERP-системы Поддерживает полностью
14. Корректирующие и предупреждающие действия ERP-системы Частичная поддержка
15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка ERP-системы Поддерживает полностью
16. Регистрация данных о качестве ERP-системы Поддерживает полностью
17. Внутренние проверки качества ERP-системы Частичная поддержка
18. Подготовка кадров ERP-системы Частичная поддержка (информация о кадрах)
19. Техническое обслуживание ERP-системы Поддерживает полностью
20. Статистические методы ERP-системы Частичная поддержка
21. Маркетинг ERP-системы Частичная поддержка
22. Анализ затрат на качество ERP-системы Частичная поддержка
23. Бухгалтерия ERP-системы Не поддерживает
Источник
Стандартизация в борьбе с контрафактом
Использование стандартизации способно значительно повысить эффективность борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией в Российской Федерации. Эта тема рассматривалась в докладе заместителя главы Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию Александра Зажигалкина, с которым он выступил 3 октября 2015 года в городе Сочи на Общественном конгрессе «Противодействие контрафакту и фальсификату».
Использование стандартизации способно значительно повысить эффективность борьбы с фальсифицированной и контрафактной продукцией в Российской Федерации. Эта тема рассматривалась в докладе заместителя главы Федерального агентства по метрологии и техническому регулированию Александра Зажигалкина, с которым он выступил 3 октября 2015 года в городе Сочи на Общественном конгрессе «Противодействие контрафакту и фальсификату».
Для создания Системы противодействия обороту неаутентичных товаров в Российской Федерации потребуется ряд мер. В частности, нужно создать систему планирования соответствующих мероприятий в течение всего жизненного цикла. Понадобится постоянный мониторинг рисков получения неаутентичных товаров; периодический, предзакупочный и входной контроль изделий и материалов. Обязательными должны стать лабораторные испытания и проверки «подозрительных» материалов и изделий. Большое значение имеет сбор и предоставление обществу информации о случаях выявления контрафактных и фальсифицированных материалов и изделий и т. д.
Стандартизация может решить многие процедурные вопросы. В частности, это касается стандартизации требований, предъявляемых к технологиям по борьбе с пиратством (люминесцентные датчики, RFID-метки, микропечать, водяные знаки, голограммы, идентификационные коды, нанометки, биологические и химические маркеры, магнитные полосы и др.).
Уменьшить издержки поможет также стандартизация правил и процедур оценки соответствия в части мер, направленных на борьбу с контрафактом: инспектирования, контроля качества, надзора, подтверждения соответствия.
Правила работы унифицирует стандартизация самых лучших практик по борьбе с контрафактной продукцией и сочетания систем менеджмента и технологий, а также методов испытаний (исследований), которые необходимы для выявления контрафакта.
И разумеется, имеется необходимость в системном надзоре за соблюдением добровольных стандартов в целях выявления фальсифицированных товаров.
Александр Зажигалкин напомнил, что в настоящее время в мире разработаны десятки различных документов по стандартизации, нацеленных на предотвращение оборота контрафактных товаров. Проблема борьбы с контрафактом приобретает колоссальное значение в масштабах всего мира. В 2015 году объем мирового рынка контрафактных товаров может составить 1,5 триллиона долларов.
В Российской Федерации под понятие фальсификатов подпадает до 50% парфюмерии, моющих средств, косметики, до 30% пищевых продуктов, примерно 6% комплектующих самолетов в гражданской авиации, до 40% трубопроводной арматуры.
В целях проведения системной работы в области стандартизации функционирует Технический комитет по стандартизации «Средства и методы противодействия фальсификации и контрафакту», который возглавляет Советник Президента Российской Федерации Асламбек Аслаханов.
Источник