Статья 25. Обязательная сертификация
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 255-ФЗ в пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом. В случае расхождения сведений между сертификатом соответствия, выданным на бумажном носителе, и сведениями, внесенными в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, приоритет имеют сведения, внесенные в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
Форма сертификата соответствия и состав сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию по согласованию с национальным органом по аккредитации и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
ГАРАНТ:
См. единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982
Информация об изменениях:
Статья 25 дополнена пунктом 2.1 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2.1. Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, обязан проводить периодическую оценку сертифицированной продукции (далее — инспекционный контроль) в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены требованиями права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии.
В случаях непроведения в установленный срок инспекционного контроля, если инспекционный контроль предусмотрен техническим регламентом, схемой обязательной сертификации, договором, или непредставления органом по сертификации сведений о прохождении инспекционного контроля в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии сертификат соответствия прекращает действие по истечении 30 дней со дня наступления последнего дня месяца, в котором должен быть проведен инспекционный контроль, но не позднее чем по истечении одного года со дня прекращения действия аккредитации (сокращения области аккредитации в соответствующей части) аккредитованного лица, который выдал сертификат соответствия, аккредитация которого в качестве органа по сертификации была прекращена или область аккредитации которого была сокращена в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (в части проведения соответствующих работ по обязательной сертификации). Сведения о прекращении действия сертификата соответствия вносятся органом по аккредитации в реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. В случае невозможности проведения инспекционного контроля орган по сертификации обязан уведомить об этом заявителя за 30 дней до истечения срока проведения инспекционного контроля.
В случае прекращения в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта действия сертификата соответствия, выданного в отношении серийно выпускаемой продукции, выпущенной в обращение на основании такого сертификата соответствия, данная продукция может находиться в обращении в течение срока ее годности или срока службы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, без проведения новых процедур по оценке соответствия при условии, что данная продукция произведена до даты прекращения действия указанного сертификата соответствия.
Информация об изменениях:
Статья 25 дополнена пунктом 2.2 с 21 июня 2021 г. — Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 460-ФЗ
2.2. В случае прекращения аккредитации органа по сертификации (сокращения области аккредитации) заявитель вправе заключить договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, с иным аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации с действующей на момент передачи сертификата соответствия областью аккредитации, распространяющейся на продукцию, которая была сертифицирована.
Орган по сертификации, с которым был заключен договор о передаче сертификата соответствия, выданного на серийно выпускаемую продукцию, пользуется всеми правами и несет все обязанности и ответственность, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации для органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
3. В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, подлежащей обязательной сертификации, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения о том, что обязательная сертификация такой продукции не осуществлялась.
В случае, если в отношении впервые выпускаемой в обращение продукции отсутствуют или не могут быть применены документы по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, и такая продукция относится к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрено декларирование соответствия на основании доказательств, полученных с участием третьей стороны, изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) вправе осуществить декларирование ее соответствия на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия такой продукции изготовитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) указывает в декларации о соответствии, в сопроводительной документации и при маркировке такой продукции сведения об отсутствии у него доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Особенности маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке, порядок информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и о факторах, от которых он зависит, определяются Правительством Российской Федерации.
Источник
Кто может быть заявителем при обязательной сертификации
Сертификация — это особая процедура, в ходе которой производится оценка качественных характеристик и безопасности продукции. В нашем сертификационном центре она осуществляется посредством проведения замеров на специализированном оборудовании в собственной измерительной лаборатории. Результатом успешно пройденной сертификации в нашей компании является выдача официальных документов. Мы выдаем все виды сертификационной документации, включая:
- сертификат соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
- декларацию о соответствии.
Кто имеет право выдавать сертификат соответствия?
Производителей или продавцов, которые намереваются вывести на рынок свою продукцию, закономерно интересует вопрос о том,
Кто может быть заявителем на сертификацию продукции?
Определившись с тем, кто может выдавать сертификаты соответствия, руководители компаний стремятся выяснить, кто может быть заявителем на сертификацию продукции. Чтобы найти ответ на этот вопрос, следует учитывать, что сертификация для продукции, обращающейся в РФ, может быть обязательной и добровольной. Перечень товаров, для которых проходить эту процедуру необходимо в обязательном порядке, приведен в Постановлении Правительства № 982 от 1 декабря 2009 года. Для остальных категорий продукции можно оформить добровольный сертификат.
Вы можете подать в наш сертификационный центр заявку на сертификацию можно в отношении любого продукта: различие состоит лишь в том, будет ли она обязательной или добровольной. При этом в список, кто может быть заявителем на сертификацию продукции в нашей компании, входят следующие субъекты:
- производитель продукта;
- продавец продукта;
- компания, уполномоченная производителем на подачу заявки на сертификацию.
При сертификации серийного производства товаров, уточняют наши эксперты, продавцы продукции не могут подавать заявку от своего имени. Обратитесь к нашим специалистам, чтобы узнать, каким образом можно решить этот вопрос.
Источник
Кто может быть заявителем и уполномоченным изготовителем лицом
Расскажем о том, кто может быть заявителем при обязательной оценке соответствия (а кто нет), в каких случаях это может быть изготовитель, в каких продавец, в каких уполномоченное изготовителем лицо (и кто этим лицом может быть).
Нормативная база
Ответ на вопрос, кто может быть заявителем, содержится в п.5. Приложения №9 к Договору о ЕАЭС:
При оценке соответствия заявителем могут быть зарегистрированные на территории государства-члена в соответствии с его законодательством юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся изготовителем или продавцом либо уполномоченным изготовителем лицом.
Круг заявителей устанавливается в соответствии с техническим регламентом Союза.
В этом же Приложении №9, но уже в п.3. содержится также определение «уполномоченного изготовителем лица»:
«Уполномоченное изготовителем лицо» — зарегистрированные в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального
предпринимателя, которые на основании договора с изготовителем, в том числе иностранным изготовителем, осуществляют действия от имени этого изготовителя при оценке
соответствия и выпуске в обращение продукции на территории Союза, а также несут ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов Союза.
Эти же формулировки (иногда в несколько другом виде) встречаются и, самое главное, уточняются в иных нормативных документах и технических регламентах. Например,
в Решении Коллегии ЕЭК №293 «О единых формах сертификата и декларации. » формулировка повторяется практически слово в
слово, а в Решении Совета ЕЭК №44 «О типовых схемах оценки соответствия» уточняется, кто именно (изготовитель
или продавец) может быть заявителем при определённой схеме оценки соответствия.
Россия
В национальном же законодательстве (а именно в 184-ФЗ «О техническом регулировании») установлены обязательные требования к заявителю только при декларировании соответствия (статья 24):
При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо
в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в
части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо,
выполняющее функции иностранного изготовителя)
При сертификации же к заявителю не предъявляется особых требований (в плане регистрации), а потому иностранный производитель также может быть заявителем при сертификации на соответствие стандартам и техрегламентам РФ. Если иное не установлено этими стандартами и техрегламентами, разумеется.
Если говорить о прочих системах сертификации, то, например, заявителем в некоторых схемах сертификации средств связи может быть иностранная
компания, а при сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности — только зарегистрированные в России юрлица или ИП.
Таким образом, к заявителю и в ЕАЭС, и в РФ есть, по сути, только 2 требования:
Он должен быть зарегистрирован на территории действия системы технического регулирования (ЕАЭС для соответствующих техрегламентов или РФ для национальных стандартов). За редким вышеупомянутым исключением: сертификация по национальному стандарту.
При оформлении документа на серийный выпуск он должен быть изготовителем либо уполномоченным изготовителем лицом.
Требования вполне логичные. Регистрация на территории действия определённых разрешительных документов необходима, чтобы заявителя можно было найти (и при необходимости привлечь к ответственности). А гарантировать соответствие продукции при серийном выпуске может только тот, кто её производит.
Уполномоченное изготовителем лицо
В том случае, если на продукцию необходимо оформить документ на серийный выпуск, а производит её иностранная компания, то заявителем может выступить только уполномоченное изготовителем лицо.
В начале мы приводили определение уполномоченного лица, остановимся на трёх ключевых моментах этого определения:
«Зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории лицо»
Как уже сказано выше, сделано это для того, чтобы заявитель подпадал под юрисдикцию контролирующих органов.
«На основании договора с изготовителем осуществляет действия от имени этого изготовителя при оценке соответствия и выпуске в обращение продукции»
Ключевой момент. Между уполномоченным лицом и изготовителем должен быть заключён официальный договор, согласно которому заявитель будет действовать от имени изготовителя
в ходе процедуры оценки соответствия: подавать заявку в орган, предоставлять образцы для испытаний, проводить сами испытания (при декларировании), получать сертификат
/ регистрировать декларацию и т.д…
Именно этот договор, помимо прочих документов, заявитель предоставляет в орган при подаче заявки. Подробнее о нём чуть ниже.
«А также несёт ответственность за несоответствие продукции»
И это тоже очень важный момент, который нередко забывают многие заявители. Нюанс здесь в том, что для законодательства «не существует» иного нарушителя, кроме заявителя. Если выявлено несоответствие продукции — наказан будет заявитель. И возмещать вред (если он имел место) будет тоже только он.
Более того, в статье 36 закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» даже есть отдельный пункт, исключающий любые попытки заявителя как-то переложить ответственность по возмещению вреда на производителя (или кого-то ещё):
4. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.
Договор уполномоченного лица
У данного договора нет утверждённой формы и даже какого-то типового образца. Всё дело в том, что это очень индивидуальный документ, описывающий взаимодействие конкретного доверителя и конкретного поверенного. Бывает, что его положения входят в «общий» дистрибьюторский договор, но если нет — такой договор надо заключать дополнительно.
Содержание договора уполномоченного лица зависит от того, кем вообще является поверенное лицо (продавец, импортёр, дистрибьютор), и кем оно приходится производителю:
это может быть дочерняя компания в рамках международного холдинга, а может быть дистрибьюторская сеть, сотрудничающая с разными производителями — очевидно,
что договоры в этих случаях будут отличаться.
Соответственно, от взаимоотношений доверителя и поверенного зависят конкретные моменты, которые надо отразить в договоре:
— какая ответвтенность есть у сторон друг перед другом;
— какие полномочия имеет поверенный по отношению к доверителю (какие действия может / должен предпринять, чтобы не допустить на рынок несоответствующую продукцию);
— как доверителем компенсируются затраты поверенного на проведение процедуры, в каком объёме;
— как доверителем компенсируются иные расходы доверителя (та же компенсация вреда заявителем в соответствии с требованием законодательства);
— срок действия договора и механизм его расторжения;
Поэтому составление договора уполномоченного лица — серьёзная работа, к которой надо подойти предельно ответственно. Собственно, как и к любому другому договору, особенно внешнеэкономическому.
Источник
Сертификация продукции
Сертификация как явление имеет довольно глубокие исторические корни; само слово «сертификат» (означающее на латыни «сделано верно») используется уже больше двух столетий. В отечественную практику сертификация стала входить лишь после принятия Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», закрепившего обязательность данной процедуры в отношении товаров народного потребления.
Сертификация — это процедура, реализуемая по установленным правилам осуществления оценочных работ, целью которых является выявление соблюдения/несоблюдения требований нормативов (ими могут быть отечественные техрегламенты, ТР ТС или стандарты).
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» было введено понятие «система сертификации», подразумевающее под собой совокупность правил проведения соответствующих работ, участников процесса и правил функционирования самой системы.
Сегодня в РФ легитимно существуют системы сертификации двух типов: добровольные и обязательные.
Добровольная сертификация продукции в России
Правовой основой добровольной сертификации является Закон «О техническом регулировании» (статья 21). Правила ее проведения установлены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26.
Добровольная сертификация призвана выявить отличительные качества и полезные потребительские свойства товаров. Проводится она по желанию производителя или продавца. Полученный сертификат не рассматривается как замена обязательному, а лишь дополняет его. Сертифицируются товары, как правило, в системе ГОСТ Р. Полученные документы действительны только внутри страны, так как Таможенным союзом добровольное сертифицирование не предусмотрено.
Существует определенный порядок проведения добровольной сертификации. Начальная стадия процесса — подача в выбранный орган по сертификации (ОС) заявки с приложением соответствующего пакета документов. В состав его входят:
- техпаспорт на выпускаемые изделия;
- каталог товаров, подвергающихся подтверждению соответствия;
- сведения об используемом в производственных целях оборудовании;
- документ, подтверждающий госрегистрацию, устав компании-изготовителя;
- договоры аренды площадей, на которых осуществляется производство.
Для зарубежных предприятий, импортирующих товары в Россию, комплект документации отличается. Он содержит ряд дополнительных документов:
- полные наименование и реквизиты фирмы;
- контракт на поставку товаров в РФ;
- технические описания, фотографии, инструкции к изделиям и пр.
На следующем этапе процедуры заказчик определяется с выбором схемы сертификации продукции (она зависит от типа производства), по правилам которой будет производиться поверка предоставленных образцов в аккредитованной испытательной лаборатории (ИЛ). Также заказчик задает область проверки, заявляя показатели соответствия своих изделий ГОСТам, ТУ либо иным нормативам.
Далее ИЛ проводит испытания, протоколирует результаты, передает документацию в ОС, который изучает поступившие материалы и в случае благоприятного исхода выдает заказчику добровольный сертификат с одновременным внесением его номера в Госреестр. Срок действия документа составляет три года, по истечении которых возможно его продление.
Получение сертификата дает производителю/продавцу сертифицированных продуктов право использовать особую маркировку — знак соответствия, призванный информировать покупателей об успешном прохождении приобретаемым изделием добровольной сертификационной процедуры. Каким именно образом должен наноситься знак соответствия на те или иные товары, определено требованиями ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения».
Система обязательной сертификации продукции в России
Обязательная сертификация проводится для удостоверения соответствия продукции требованиям техрегламентов, стандартов. Обязательные требования этих документов касаются безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды, по этой причине доминирующими аспектами сертифицирования являются безопасность и экологичность.
Сертификация по требованиям техрегламентов
Обязательная сертификация продукции на соответствие техрегламентам производится по требованиям, содержащимся в них самих.
Глава ТР «Подтверждение соответствия» включает список требований к организации сертификационного процесса, а именно:
- пакету документов, дополняющему заявку на выполнение работ;
- схеме сертификации, избираемой по типу производства;
- проведению испытаний;
- контролю состояния производства (в ряде случаев).
Схемой может предусматриваться периодический инспекционный контроль, призванный подтверждать безопасность изделий, уже прошедших сертификационную процедуру.
При условии, что изделия соответствуют требованиям ТР, они маркируются знаком обращения на рынке. Он не относится к специальным защищенным знакам, а выполняет лишь информационную функцию и наносится заявителем самостоятельно. Если соответствие требованиям ТР не подтверждается, подобная маркировка запрещена.
Когда подтверждено соблюдение требований безопасности, содержащихся в ТР ТС, товары разрешено маркировать единым знаком обращения ЕАС (Евразийское соответствие). Правила его нанесения, способы использования установлены Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза».
Сертификация по требованиям стандартов
Подлежащая обязательной сертификации продукция, применительно к которой еще не разработаны или не введены в действие техрегламенты, сертифицируется в порядке, установленном Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15. Документом утвержден общий порядок проведения сертификационных работ для обязательной и добровольной сертификации.
Совокупность методов, используемых в процессе испытаний продукции, предполагает:
- идентификацию изделий (определение принадлежности к классификации, выяснение происхождения товара, соответствие техдокументации и пр.);
- анализ соблюдения требований по обеспечению безопасности исследуемых изделий.
Схемы сертификации продукции
Термином «схема сертификации» специалисты обозначают набор действий, совершаемых участниками процесса подтверждения соответствия в целях получения доказательств того, что продукция соответствует установленным требованиям.
Количество схем в действующей национальной системе ГОСТ Р — десять (имеются дополнения); схемы определены Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15.
Техрегалментами ТС предусмотрено девять схем сертификации. Они содержатся в положении «О порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза», принятом Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621.
Между используемыми схемами ТР ТС и ТР РФ заметны сходства, но при вступлении в силу ТР ТС применение ТР РФ становится недопустимым.
Какая продукция подлежит обязательной сертификации и какой документ выдается по ее результатам?
Характерное для России наложение законодательных норм ТС на национальные привело к существованию нескольких перечней продукции, «попадающей» под обязательную сертификацию, декларирование и госрегистрацию. В итоге оказалось, что некоторые производители не могут разобраться, каким именно требованиям должны соответствовать выпускаемые ими изделия.
Сертификат соответствия Таможенного союза
Сертификат соответствия ТС выдается по результатам сертификации продукции из перечня, установленного каждым ТР. Сертифицироваться в обязательном порядке должны все товары, попадающие под действие ТР.
Получить интересующую информацию о техрегламентах (стадиях разработки, обсуждения, вхождения в действие) можно на сайте Евразийской экономической комиссии.
Сертификат соответствия ГОСТ Р
Сертификат соответствия ГОСТ Р должен быть получен на продукцию, вошедшую в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982.
Сертификат пожарной безопасности
Сертификат пожарной безопасности должен быть получен в обязательном порядке на продукцию, указанную в:
- Статье 146 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- Списке продукции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 241.
Есть ряд принципиально важных моментов, заслуживающих отдельного упоминания в рамках рассматриваемой темы.
Кроме обязательной сертификации в РФ существует обязательное декларирование соответствия. Возможна ситуация, что рассматриваемый товар не должен сертифицироваться, но при этом нужно обязательно оформлять декларацию.
Сертификаты и декларации не составляют исчерпывающего списка разрешительных документов, сегодня в практике использования присутствуют и другие.
При анализе перечней на предмет нахождения в них интересующих товаров, следует проверять не только их наименование, но также коды ОКП/ТН ВЭД и сферу использования.
Принципы сертификации продукции
На законодательном уровне закреплен ряд принципов, на основе которых на территории страны должна проходить сертификация:
- сведения о порядке реализации сертификационных процедур доступны для всех заинтересованных лиц;
- использование обязательной сертификации применительно к объектам, не попадающим под требования техрегламентов, недопустимо;
- установление списка форм и схем обязательной сертификации в отношении определенных видов продукции в соответствующем техрегламенте;
- минимизация расходов производителей/импортеров и сроков проведения обязательной сертификации;
- навязывание добровольной сертификации недопустимо;
- охрана интересов производителей/импортеров в части защиты информации, полученной о них в ходе сертификационного процесса;
- запрет на подмену обязательного подтверждения соответствия добровольным.
Права и обязанности производителя/импортера
Производители/импортеры наделены определенными правами, а также несут установленную законом ответственность в ходе проведения сертификационных процедур.
Источник
Обязательная сертификация продукции
Обязательная сертификация – это подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов. Эта форма подтверждения соответствия распространяется как на товары отечественного производства, так и на импортную продукцию, если она входит в Единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации.
В перечень продукции подлежащей обязательной сертификации входят те товары, которые тем или иным образом могут повлиять на безопасность потребителя, его здоровье, имущество, на окружающую среду. Обязательная сертификация товара может осуществляться по различным схемам, как правило, сертификат оформляется на контракт, на серийный выпуск, на партию продукции.
Товары, подлежащие обязательной сертификации, включены в Единый перечень определенный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
Наличие сертификата на товары, подлежащие обязательной сертификации, проверяется различными контролирующими органами. Кроме того, наличие сертификата является обязательным условием для ввоза на территорию России и дальнейшего выпуска к реализации импортной продукции.
Обязательная сертификация товаров требуется в следующих случаях:
1) С целью таможенного оформления продукции, подлежащей обязательной сертификации. В этом случае сертификат соответствия представляется в таможенные органы вместе с таможенной декларацией. В том случае, если на территорию России ввозятся товары, не подлежащие обязательной сертификации, их соответствие может быть подтверждено принятием декларации;
2) для ведения торговой деятельности. Товары, подлежащие сертификации, не могут быть выпущены в реализацию без наличия сертификата.
Товары, не вошедшие в перечень продукции подлежащей обязательной сертификации, но требующие обязательного подтверждения соответствия, к этим товарам применяется процедура декларирования соответствия продукции. В ходе этой процедуры происходит оформление и выдача декларации соответствия продукции — документа, который подтверждает ее качество.
Декларация соответствия продукции по своей сути является гарантией производителя (или продавца) продукции соответствия ее качества требованиям, предъявляемым к данному типу продукции. В Российской Федерации сертификат соответствия и декларация о соответствии продукции обладают равной юридической силой. Декларирование соответствия продукции (равно как и выдача сертификатов соответствия) осуществляется на срок до 3-х лет. Принципиально процедура декларирования соответствия мало чем отличается от процедуры сертификации соответствия. Все шаги и этапы обоих процедур строятся по одинаковой модели: сперва — проведение испытаний в лаборатории контроля качества, а затем уже — оформление и выдача сертификата или декларации.
Оформление декларации о соответствии возможно только на отечественного производителя или импортера продукции согласно ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ, на иностранного производителя данный документ не оформляется. То есть, если та или иная продукция подлежит декларированию, но производителем и заявителем является иностранная компания, то в таком случае вместо декларации оформляется добровольный сертификат. Однако, для ввоза и реализации продукции, подлежащей декларированию соответствия на территории РФ, импортер продукции должен зарегистрировать декларацию на свою компанию. Напомним, что декларация о соответствии продукции требованиям нормативных документов требуется как для таможенного сопровождения продукции, так и для реализации.
Для того чтобы узнать, требуется ли для той или иной продукции обязательное декларирование соответствия, нужно изучить номенклатуру перечня товаров, подлежащих обязательному декларированию ( в ред. Постановления Правительства РФ от 13.11.2010 N 906) и найти в ней данную продукцию. Если же продукция в данном перечне отсутствует, принято считать, что обязательное декларирование соответствия данной продукции не требуется.
Нарушение законодательства в части отсутствия обязательных разрешительных документов (сертификат, декларация) на продукцию влечет за собой административную ответственность. Это установлено в статьях 4 и 7 закона Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Без сертификата или декларации о соответствии товаров, безопасность которых должна быть подтверждена в процессе обязательной сертификации или декларирования, невозможен законный выпуск в обращение такой продукции.
Источник