Стандартизация культуры
Все сферы жизнедеятельности человека проходят стандартизацию. В России также устанавливаются стандарты в области культуры и спорта. Государственные минимальные стандарты в области культуры действуют на территории всей страны. Они содержат единые требования к качеству и объему предоставляемых бесплатных услуг гражданам в культурной и спортивной сфере.
Конституцией страны закреплены гарантии на получение гражданами России отдельных социальных прав в сфере культуры. Эти минимальные нормы фиксируются на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и на государственном уровне.
Минимальные социальные стандарты
Гарантии и права на предоставление минимального количества услуг по культуре финансируются за счет средств соответствующих бюджетов страны, субъекта РФ и муниципального образования.
Помощь со студенческой работой на тему
Стандартизация культуры
Правительство России устанавливает государственные минимальные социальные стандарты в культурной сфере в рамках своих полномочий. На уровне различных субъектов Российской Федерации эти минимальные права и гарантии могут увеличиваться при дополнительном финансировании со стороны бюджета субъекта РФ.
Свои стандарты в сфере культуры могут устанавливать саморегулируемые организации. В их компетенцию входит разработка определенных правил профессиональной и предпринимательской деятельности в области предоставление услуг, связанных со сферой культуры. Эти организации разрабатывают обязательные требования по предоставлению культурных благ.
Стандартизация в спортивной сфере
Рисунок 1. Особенности стандартизации в области физической культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Спорт также имеет связь с культурной составляющей нашей жизни. Для него введены свои требования и нормы, которые призваны улучшить жизнедеятельность человека во всех ее проявлениях. Возможность получить спортивное образование в России регламентируется федеральными законами «Об образовании» и «О физической культуре и спорте».
Стандартизация в российской спортивной отрасли не так развита, как в некоторых западных странах и носит фрагментарный или временный характер. В России отмечается слабое методическое и нормативно-техническое обеспечение в сфере спорта, поэтому это обстоятельство предопределяет отставание в проведении современной спортивной стандартизации. В стране не наблюдается общая политика в вопросах стандартизации спорта, есть большие несоответствия в документации, которая применяется в настоящее время. Во многих случаях национальных стандартов в сфере спорта просто не существует.
Массовый спорт и физическая культура в целом испытывает трудности по нескольким основным причинам:
- недостаточная нормативно-техническая база;
- плохое развитие инновационных спортивных технологий;
- отсутствие рациональной государственной поддержки при производстве спортивных товаров и оборудования.
Плохой уровень нормативно-технической базы серьезно затрудняет полноценную подготовку спортивного резерва, а также подготовку профессиональных спортсменов высокого класса в отечественных условиях. Страдает производство спортивного инвентаря и оборудования, низкое качество строительных масштабных объектов. Все эти факторы негативным образом сказываются на конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
Низкий уровень развития инновационных технологий не может привести к развитию новых циклов производства в спортивной сфере. Сегодня появились все предпосылки по созданию единой концепции стандартизации в сфере спорта.
На актуальность проблемы влияют несколько причин:
- отсутствие структурированной современной системы стандартов в сфере физической культуры и спорта;
- значительное отставание от ведущих спортивных держав мира по развитию инновационных методов и разработок внедрения технологий в сфере спорта;
- необходимость поддержки внутреннего национального производства спортивных товаров и оборудования, предназначенного для развития массовой физической культуры;
- необходимость повышения конкурентоспособности отечественных спортсменов и спортивного оборудования;
- необходимость соответствия научных разработок в сфере профессионального спорта достижениям по международным стандартам;
- снижение спортивных результатов российских атлетов на престижных международных соревнованиях.
Особенности культурной стандартизации в мире
В настоящее время сложилась ситуация, согласно которой доминирующее положение в сфере распространения и реализации культурных особенностей занимает американская массовая культура. Этот способ стандартизации нельзя в точной мере обозначить в качестве официальной политики США, однако так называемая американизация предполагает установку и принятие определенных правил и норм американского образа жизни, культурных особенностей. Большую роль в этом процессе играет производство художественных популярных кинофильмов. Сегодня по американским стандартам снимаются тысячи фильмов по всему миру. Этот процесс можно назвать американской глобальной стандартизацией культуры. Музыка, изобразительное искусство, театральная деятельность, торговля и спорт США также играют огромную роль при разработке и принятии стандартов в культурной и спортивной сфере по всему миру.
Положительную роль в распространении культурных стандартов играют национальные культурные продукты. Они должны приносить большую прибыль и легко окупаться. Сегодня глобальный рынок отлично принимает именно американские национальные продукты.
Культурная стандартизация происходила и в древние времена, когда первые нормы и правила в сфере культуры Древней Греции смогли проникнуть в Египет, Персию и Древний Рим.
Современный период культурной стандартизации начался примерно 100-150 лет назад, когда английские колонизаторы начали распространять свои культурные нормы в собственных странах-колониях.
Сегодня он заключается в эффективной деятельности транснациональной буржуазии.
Источник
культурные стандарты
Культурные нормы — правила или стандарты поведения, принятые обществом и определяющие мотивы поведения как адекватные у одних людей, и неадекватные у других. Обычно в набор культурных норм включаются поощрения и санкции, которые, как правило, применяются в случае… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — Правила или стандарты поведения общества, которые определяют модели поведения как соответствующие, а другие как несоответствующие. Обычно в набор культурных норм включаются награды и наказания, которые, как правило, применяются в случае… … Толковый словарь по психологии
ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРНЫЕ — изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя П.к. эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны.… … Энциклопедия культурологии
Ценности — – культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Это также убеждение в том, что нечто является хорошим и желаемым. Ценности – это то,… … Словарь-справочник по социальной работе
ПАРАДИГМА — научная (от греч. paradeigma пример, образец) совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Понятие П. получило широкое… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — первоначальная реакция индивидуального, группового или массового сознания на встречу с иной культурной реальностью, исходный пункт диалога культур. К.Ш. возникает как отражение принципиальной нестыковки различных культурных образцов, конфликта… … Социология: Энциклопедия
Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация — (CNPC) Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация это одна из крупнейших нефтегазовых компаний мира Китайская Национальная Нефтегазовая корпорация занимается добычей нефти и газа, нефтехимическим производством, продажей нефтепродуктов,… … Энциклопедия инвестора
КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ — наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к рых осуществляется систематизация… … Энциклопедия культурологии
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
СУБКУЛЬТУРА — особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри… … Энциклопедия культурологии
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Источник
Стандартизация в массовой культуре
При покупке музыкального диска в магазине вы видите разделы — стандартный джаз, стандарт-кантри, стандарт-классика, стандарт-рэп . Выбор стандартов неограничен.
Выбор стандартов в кино еще более широк. Каждая группа населения — черные, латино, интеллектуалы, рабочий класс, подростки, пенсионеры, любители фильмов жанра “боевик» и любители картин, описывающих жизнь старой британской аристократии 19-го века — все получают свое. Существует стандарт фильма для традиционной семьи, стандарт для любителей острых ощущений, стандарт для любителей изысканной европейской эстетики. Сотни новых фильмов, выпускаемых за год, также, как и сотни телевизионных каналов, оставляют у потребителя ощущение, что разница между ними настолько поверхностно, что они практически неразличимы.
«Большинство американских фильмов — замороженный обед, как правило, никаких следов жизни.» Андрей Кончаловский.
Кабельное или сателлитное телевидение предоставляет сотни каналов, освещающие тысячи тем — передачи о работе полиции, опросы людей на улице, фильмы об истории страны и мира, биографические серии, но все они создают впечатление, что это сделано тем же режиссером, на том же конвейере . В то же время у потребителя есть выбор – это пульт, который он держит в руках и всегда может переключиться на другую программу. Но, и на другой программе он увидит только стандартное зрелище или стандартные новости — то, что ему хотят показать те, кто владеет средствами массовой информации.
Чтобы привлечь к себе внимание публики продукт массовой культуры должен быть ярким, зрелищным, поэтому значительными явлениями американской культурной жизни становятся не те, которые говорят об основных вопросах жизни, а периферийные события, экстремальные в своей зрелищности — ограбления, убийства, политические скандалы, автомобильная или авиакатастрофа, землетрясение в Калифорнии или наводнение в Новом Орлеане.
«В массовой культуре качество вещей, событий и человеческие качества не имеют никакой ценности. Ценится только эффект, что делает вещь, человек или событие.» Итальянский писатель Барзини.
Массовую культуру создают не свободные художники, ищущие ответы на вечные вопросы жизни, она создается исполнителями, выполняющие заказы профессионалами, специалистами, подчиняющиеся законам производства.
Массовая культура говорит, что если вам что-то не нравится в вашей жизни, рисуйте себе мечту, верьте в мечту, заменяйте мечтой реальность, живите в мечте, так, как это делали многие поколения до вас, живших «Американской мечтой».
Система воспитывает массы на идее, — «One can make a difference», один человек может изменить мир.
Влияние массовой культуры на людей
В статье Максима Шульгина, были собраны различные ситуации, связанные с влиянием телевидения на детей.
«Когда моему ребенку еще не было двух лет, — писал одна мама на форуме,- меня удивляло, какое завораживающее действие на него оказывали рекламные ролики. По каким признакам моя дочь различала рекламу — для меня оставалось загадкой, но стоило ей начаться, как малышка со всех ног бежала в комнату и неподвижно застывала перед телевизором. В этот момент с ней можно было делать все что угодно — существовала только яркая телекартинка, ни на что другое дочь не реагировала. А стоило выключить телевизор, как тут же включалась «сирена» — ребенок начинал громко плакать.
Позднее я выяснила, что с таким явлением сталкивались многие родители. Малыши, которых привлекают яркая картинка и веселый сюжет (а тех, что постарше, уже и рекламируемый товар), составляют более половины зрительской аудитории рекламных роликов. В одном из интернет-форумов мама признавалась, что пользовалась рекламными заставками, дабы покормить годовалую дочь, которая очень плохо ела. Другая мама во время рекламных роликов успевала постричь двухлетнему малышу ногти, а еще одна умудрялась даже волосы. Это только начало… На этом же форуме посетительницы делились непридуманными историями из жизни. Кто-то рассказывал, как пятилетняя дочь знакомых пришла ночью в спальню родителей и спросила: «А ночью «Тефаль» тоже думает о нас?». Кто-то делился впечатлениями от увиденного: «Трехлетний кроха ходил по супермаркету и, показывая пальчиком на выставленные товары, декламировал: «Чистота — чисто «Тайд!», «Забудьте о перхоти — пусть ваши волосы будут красивыми», «Данон — волшебный вкус здоровья». Малыш еще явно не мог уметь читать, но рекламные слоганы уже накрепко засели в его головке .»; «Совсем недавно я видела, как две крохи лет пяти вырезали из бумаги прокладки и со знанием дела вставляли в трусики куклы Барби» ».
Влияние рекламы на детей беспокоит сегодня многих родителей, ведь не допускать чад к телевизору удается лишь до какого-то определенного возраста. Дети чуть постарше и подростки становятся все более активными потребителями. Справедливости ради надо отметить, что потребительскую культуру у детей в немалой степени формируют и любимые мультфильмы. К примеру, диснеевские истории о дяде Скрудже и его утятах-племянниках сводятся в основном к поиску путей обогащения, внушая маленьким зрителям главную мечту и заповедь рыночного общества. Между тем, по наблюдениям известного американского социолога Джульет Скор, дети, увлекающиеся культурой потребителя, со временем вырастают в депрессивных и одиноких подростков.
Долгое время в среде психологов считалось, что в сети потребительства главным образом попадают проблемные дети, страдающие оттого, что не могут обладать рекламируемыми товарами. Многие родители убеждены, что ролики, рекламирующие дорогую одежду, игрушки и устройства, которые не могут позволить себе бедные семьи, усиливают социальное расслоение. Однако результаты исследования доктора Скор доказывают, что причиной депрессии может стать как раз потребительство, а не наоборот. Втягиваясь в потребительский круговорот, здоровые ранее дети начинают ощущать постоянное чувство тревоги, головные боли и даже рези в желудке, у них ослабевает чувство самоуважения, возникает отчужденность и враждебность по отношению к родителям и учителям.
Симптомы «потребительской болезни» включают непрерывное сидение у телевизора и за компьютерными играми, крайнюю озабоченность собственной внешностью, одеждой и тягу к славе и богатству. Телереклама же навязчиво формирует совершенно противоестественный образ жизни. Взывая к самым низменным чувствам потребителя, рекламодатели твердят: «Вы заслужили эту роскошь!», «Вы этого достойны!», «Побалуйте себя!» … И дети доверчиво принимают эти призывы за чистую монету.
Благодаря рекламе снижаются многие этические категории. Мечта, любовь, счастье, оказывается, доступны и легко достижимы при помощи мобильного телефона, нового дезодоранта, средства от прыщей, жевательной резинки…
Где взять денег на все атрибуты успешности? Авторы рекламных роликов заботливо подсказывают «верный» способ: вырежьте этикетку или фантик, и вам обязательно повезет — вы выиграете кругосветное путешествие или, на худой конец, видеоприставку. Только поспешите, ведь «все больше людей готовятся к битве… Люди пойдут на все, чтобы собрать больше всех оберток и стать победителем. Включайся!» Если герои рекламы и ходят на работу, то, кажется, лишь затем, чтобы выпить чашечку растворимого кофе, чая, бутылку минеральной воды, съесть йогурт и — «Пусть весь мир подождет!» А ведь для ребенка (особенно маленького) они — реальные персонажи. Образ жизни рекламных «героев», их вкусы, пристрастия, манера речи становятся для малыша эталоном. Мягко говоря, весьма странным эталоном, который постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта и расстройства желудка. Что в общем-то неудивительно, если учесть, что питается он в основном чипсами, супами из пакетиков и пивом, и на его одежде постоянно оказываются пятна, которые можно вывести только определенным сортом порошка. При этом, независимо от того, что рекламируется, огромная часть рекламных роликов содержит сексуальный подтекст. Иногда даже трудно понять, что именно рекламируют.
Изо всех сил рекламодатели стремятся понравиться подросткам, понимая, что те составляют значительную часть телеаудитории. И самый простой способ — это говорить на понятном им языке. Поэтому речь юных героев в роликах перенасыщена подростковым сленгом: «клево», «классно», «круто», «оттянись со вкусом», «не тормози — сникерсни».
Дети — превосходная аудитория: у них больше свободного времени, у многих есть карманные деньги, кроме того, они с родителями ходят по магазинам, вымогая шоколадный батончик, йогурт или игрушку, рекламу которых видели по телевизору. Крупные американские корпорации на рекламу товаров для детей в возрасте до 12 лет ежегодно тратят около 15 миллиардов долларов. Чтобы эффективнее влиять на неокрепшие детские умы, к созданию рекламы привлекается огромный штат психологов, социологов и специалистов по детскому развитию.. «Успехи» налицо уже сегодня.
А что же делать родителям? Американский психолог С.Адамс Салливэн считает, что в формировании взгляда на рекламу у детей младшего возраста очень важно отношение к ней их родителей. В своей «Энциклопедии для отцов» он предлагает решить проблему, разыграв несколько сценок, в которых родитель и ребенок поочередно выступят в ролях покупателя и продавца. Родитель старается «продать» ребенку совершенно ненужный товар так, чтобы малыш понимал: не столько хорош сам товар, сколько продавцу нужно его продать. Потом пусть ребенок попробует уговорить «купить» что-либо родителя. Возможно, после этого он станет относиться к рекламе как к игре, а может быть, поймет, что реклама — это всего лишь попытка навязать чье-то мнение. Главное — объяснить чаду, что к рекламе нужно относиться избирательно и что отсутствие какой-либо вещи, пусть даже очень хорошей, не вредит самолюбию, а жизнь от этого совсем не становится хуже.
Так какое же влияние имеет «массовая культура»? Положительно или отрицательное?
В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т. е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.
Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:
· она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;
· создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;
· дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры .
И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно. В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.
Делая вывод , можно выделить, что «массовая культура» прочно укрепилась в современном обществе, и ожидать ее спонтанного исчезновения, по крайней мере, в ближайший исторический период, не приходится. Очевидно, что если она продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. «Массовая культура» имеет и положительные, и отрицательные стороны. Однозначно определить преимущество одной из этих сторон не возможно. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация массовой культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами.
Источник
Новости
13.01.2021
Историко-культурный стандарт: что изменилось в 2020 году
В 2013 г. ведущая научная организация нашей страны по изучению отечественной истории – институт Российской истории РАН по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина разработал «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории » . Рассмотренная концепция была утверждена Российским историческим обществом 30 октября 2013 г., и 16 января следующего года произошла встреча коллектива её разработчиков и президента Путина. А 1 февраля по итогам этой встречи глава государства подписал поручения правительству Российской Федерации обеспечить соответствие содержания Контрольных измерительных материалов, используемых при проведении Государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и учесть положения Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории при определении единого минимума содержания примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
Владимир Путин на встрече с разработчиками концепции. Фото: kremlin.ru
Концепция декларировала необходимость перехода от концентров к линейной системе , где в рамках 5–10 классов последовательно изучалась бы истории России, а в 11 классе – повторительно-обобщающий курс. Важнейшей составной частью концепции являлся Историко-культурный стандарт , определявший содержание школьного предмета «История» и методологические подходы к изучению отдельных этапов истории России.
Следующим важным шагом в определении содержания школьного предмета «История» стала разработка примерных основных образовательных программ (ПООП), создание которых предусматривалось ещё законом об образовании 2012 г. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (5–9 классы) была принята в 2015 г., для старшей школы (10–11 классы) – в 2016 г. Все они размещены на специальном министерском сайте: http://fgosreestr.ru. В программе для старшей школы отмечено: «Предмет «История» на углублённом уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История России до 1914 года», направленный на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы». Кроме того, в данную программу было включено содержание курса «Россия в мире» как обязательного курса на базовом уровне.
Программа по истории России содержит дифференциацию результатов на уровни «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Согласно этим уровням распределены и дидактические единицы – привязанные ко второму уровню «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом. Программа для основного общего образования по предметной области «История» включает раздел по истории России с древнейших времен до 1914 г. (6–9 классы), программа для среднего общего образования – историю России с 1914 по 2014 г.
В 2015 г. по итогам конкурса были одобрены Российским историческим обществом и включены Министерством образования и науки РФ в Федеральный перечень учебников три линейки учебников по истории России, среди которых и линейка издательства «Русское слово» .
В 2019 г. миновало пять лет со дня начала внедрения новых подходов к школьному историческому образованию. Школы практически полностью перешли на использование новых линий УМК по истории и, соответственно, на линейную систему исторического образования. Настало время подвести итоги и наметить дальнейшие пути концептуального развития содержания школьного исторического образования. В начале ноября 2019 г. в Российском историческом обществе состоялось заседание рабочей группы по совершенствованию Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории . В ходе заседания констатировалось, что обеспеченность школ новыми учебниками составляет около 90%; около 80% учителей прошли профессиональную подготовку для преподавания в соответствии с положениями Историко-культурного стандарта. Глава рабочей группы академик РАН Александр Чубарьян обратил внимание на то, что около 80% учителей, опрошенных Ассоциацией учителей истории и обществознания, высказались за расширение линейной системы преподавания в 11 классе. Соответственно на два класса: 10 и 11, предполагалось разделить курс истории России 1914–2014 гг.
Заседание рабочей группы. Фото: historyrussia.org
18 сентября 2020 г. Рабочая группа представила усовершенствованный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. С точки зрения содержания и методологических подходов к изучению истории России новый проект несёт в себе две важные новации (цитируется по публикации на сайте РИО):
— «Распространение линейного принципа преподавания истории (применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6–10 классах) на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
— Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10–11 классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов».
Помимо этого, в сам текст Историко-культурного стандарта были внесены отдельные уточнения, корректирующие некоторые нюансы и аспекты содержания школьного предмета «История России» . В частности, были уточнены исторические названия (государство «Русь», «Великая российская революция» и др.), внесены дополнения, более конкретно отражающие содержание генерального плана «Ост», суть гитлеровского оккупационного режима на советских землях, характер нацистской пропаганды, преступления фашистов против советского населения, массовое уничтожение советских военнопленных и т.д.
Согласно обновлённой концепции, история России должна освещаться в школе вплоть до 2020 г. Важно также отметить, что период истории XX в. с 1914 по 1945 г. рекомендовано изучать в 10 классе, с 1945 г. по настоящее время – в 11 классе . Кроме того, в стандарте прописана синхронизация материала по отечественной истории с материалом по Всеобщей истории. Полный текст обновленной концепции можно посмотреть по ссылке.
23 октября коллегия Министерства просвещения утвердила дополненную концепцию. В заключении министерства было отмечено, что «по многочисленным просьбам учителей и методистов материалы Историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации», что существенно снижает давление количества дидактических единиц при формировании учителями рабочих программ учебного курса «История России»». Полный текст решения коллегии см. по ссылке.
Руководитель рабочей группы академик Александр Чубарьян , подводя итоги проделанной работы, заявил: «Законодательно утверждён переход от концентрической системы к линейной. <…> Сейчас в последних классах предмет будут не повторять, а изучать хронологически: на них придётся самый сложный XX век».
Что касается корректировки содержания примерных основных образовательных программ в связи с принятием обновлённой концепции, то следует ожидать соответствующих шагов и разъяснений Министерства просвещения.
Стоит отметить, что действующая линейка по истории издательства «Русское слово» по своей структуре полностью соответствует усовершенствованной схеме преподавания истории в основной школе . В частности, учебник В.А. Никонова, С.В. Девятова по истории России XX – начала XXI века охватывает события вплоть до 2020 г., а две части учебника соответствуют принятому делению курса между 10 и 11 классами (1-я часть – 1914–1945 гг.; 2-я часть – 1945–2020 гг.).
Кроме того, издательством «Русское слово» подготовлен новый курс по всеобщей истории для 5–9 классов , который полностью соответствует предложенной и утверждённой Российским историческим обществом синхронизации.
Методисты и специалисты Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово» готовы оказать учителям необходимую методическую и научную помощь, связанную с адаптацией в учебном процессе требований обновлённой Концепции УМК по отечественной истории.
Источник