Легендарное масло из СССР. Что такое Нигрол
Многие, кто в Советском Союзе занимался обслуживанием автомобилей, различной спецтехники или промышленного оборудования, так ли иначе сталкивались с Нигролом. Те же, кто с ним непосредственно не работал или имел о нем самое смутное представление, все равно многократно слышали это слово.
Это легендарная марка масла для трансмиссий, появившееся в первой половине прошлого века в СССР. За счет своей низкой цены оно сразу же стало популярным.
Нигрол (от лат. niger – "черный", oleum – "масло") представлял собой вязкое трансмиссионное масло черного цвета. Этот продукт производился по ГОСТ 542-50 (данный стандарт действовал до 1980 года) на основе отходов нефтяного производства без добавления присадок.
Нигрол был настолько популярным (во многом из-того, что долгое время был чуть ли не единственным доступным маслом для трансмиссий), что при появлении более современных материалов стал именем нарицательным для всех таких продуктов.
Виды и свойства масла Нигрол
Выпускалось 2 вида этого трансмиссионного масла:
1. Летний. Получался путем перегонки нефти. Обладал вязкостью от 32 до 35 мм кв./с при 100 °С.
2. Зимний. Изготавливался из дистиллятного масла малой вязкости и асфальтового гудрона. Его вязкость при 100 °С составляла 20 мм кв./с.
На холоде Нигрол становился более вязким и легко замерзал даже при небольших морозах (летний – при -5°С, зимний – при -15 °С).
Срок службы Нигрола был небольшим, так как в его составе были смолы и асфальтеновые соединения, а они быстро окислялись при повышенных температурах.
Эта трансмиссионная жидкость плохо защищала узлы трения от задиров, однако отлично предотвращала коррозию и стоила не так уж дорого.
Где можно было применять нигрол?
Первоначально Нигрол работал в трансмиссиях военных машин, автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА ("полуторка").
Благодаря большому количеству смолы в своем составе Нигрол мог использоваться в качестве смазки для зубчатых передач, за исключением гипоидных и тяжелонагруженных.
Современные аналоги легендарной смазки
Широкая популярность советского Нигрола побудила производителей и в настоящее время выпускать аналоги этого масла. В названиях многих из них встречается слово "Нигрол".
Современные аналоги применяются для обслуживания:
- Узлов трансмиссий, работающих при температурах до +90 °С и контактных напряжениях до 600 МПа
- Тихоходных узлов промышленного оборудования и спецтехники, которые работают без нагрузок
- Конических, цилиндрических и спирально-конических передач в сельхозтехнике
- Зубчатых передач открытого и закрытого типа, а также планетарных зубчатых передач, которые используются в землеройной и строительной спецтехнике
- Трансмиссий тракторов, строительной и дорожной спецтехники
Кроме того, эти трансмиссионные масла защищают от коррозии узлы различной техники, подверженные воздействию химикатов.
Данные жидкости привлекают своей ценой. При этом они способны неплохо себя проявлять в некоторых случаях. Так что у них есть все шансы и дальше оставаться востребованными.
Источник
Трансмиссионное масло Нигрол: история, недостатки, современное применение
Опытные автомеханики часто используют для смазок названия «автол», «нигрол», непонятные молодежи. Мало кто знает, что трансмиссионное масло «Нигрол» применялось в СССР повсеместно. Несмотря на ряд недостатков, недорогая смазка продолжает выпускаться нефтехимическими заводами России, ее можно встретить на прилавках автомагазинов, в объявлениях Интернета.
История Нигрола
Черная трансмиссионная смазка получила неофициальное название от сокращения латинского слова «niger» (черный) и всем понятного английского «oil». Трансмиссионные масла этого типа выпускались по требованиям ГОСТа 542-50, применялись для смазки коробок передач, мостов тракторов, гражданских и военных грузовиков. Масло производилось на основе вязких фракций нефти (асфальтового гудрона), поэтому стоило очень дешево. С развитием автомобильной техники скорости работы всех механизмов увеличились. Использование «Нигрола» было запрещено сначала для задних мостов с гипоидными передачами, позже – для всех автомобильных трансмиссий.
Недостатки и преимущества Нигрола
Для использования в современной автотехнике старое трансмиссионное масло не подходит из-за таких недостатков:
- Плохих противозадирных характеристик. Ярко проявились при появлении высокооборотных двигателей и механизмов.
- Высокой вязкости, зимнего замерзания. Даже «зимний» вариант смазки застывает при -15 °С. Это затрудняет запуск двигателя, останавливает технику при небольших морозах.
- Малый срок эксплуатации. Асфальтеновые соединения и смолы активно окисляются при повышении рабочих температур механизмов.
Главными достоинствами Нигрола были низкая стоимость, хорошие антикоррозионные свойства. Из-за отличной защиты от ржавчины вязкую смазку использовали как консервант для зимнего хранения ремонтно-дорожной, сельскохозяйственной техники.
Современные смазки этого типа, их применение
Трансмиссионную смазку «ТЭП 15» (с подзаголовком «Нигрол») или масло с таким названием продолжают массово выпускать российские, белорусские, украинские нефтехимические заводы (Лукойл, Sintoil, Ойлрайт, Агринол). Для смазок со старым названием используется другое базовое сырье, присадки улучшили эксплуатационные свойства трансмиссионного масла. Смазки типа ТЭП 15 используют для:
- тихоходных промышленных механизмов (лебедок, конвейеров, подъемных кранов, редукторов);
- открытых, планетарных зубчатых передач грейдеров, экскаваторов, бульдозеров, сельскохозяйственных тракторов;
- цилиндрических, спирально-конических передач сельскохозяйственной техники (сеялок, веялок, косилок).
Тем не менее, использовать Нигрол нового образца для обслуживания грузовых и легковых автомобилей не стоит.
Источник
Нигрол. Отец современных трансмиссионных масел
Нигрол – торговое название одной из марок трансмиссионных масел. Является продуктом перегонки некоторых сортов нефти, и представляет собой вязкую жидкость чёрного цвета, от чего и получила своё нынешнее название. Нигрол относится к группе минеральных масел.
Общая характеристика и применение
Традиционный нигрол в прошлом активно использовался в качестве трансмиссионного масла для смазки механических передач гусеничной и колёсной тяжёлой техники, а также подвижных частей парового оборудования, которое испытывает постоянное воздействие пара и высоких температур. Согласно ГОСТ 542-50 (окончательно упразднён в 1975 году) нигрол подразделялся на «летний» и «зимний» – марки различались по параметрам вязкости, у «летнего» нигрола она была выше, достигая 35 мм 2 /с. Такую смазку заливали в мосты грузовых автомобилей и широко использовали в зубчатых передачах: контактные нагрузки для транспортных средств того времени были относительно невысокими.
Основная эксплуатационная ценность нигрола заключается в высоком процентном содержании в нём смолистых веществ, имеющихся в нефти определённых сортов. Это обуславливает достаточно высокую смазывающую способность этого вещества.
Современный нигрол: отличия
Усложнение условий эксплуатации современных средств транспортной техники повлекло за собой снижение эффективности обычного нигрола, поскольку в его составе отсутствовали противоизносные присадки, а повышенная вязкость приводила к повышенным нагрузкам на элементы трансмиссий. Особенно гипоидных передач, где потери на трение высоки. Поэтому ныне понятие «нигрол» носит исключительно брендовый характер, а под этой маркой подразумеваются чаще всего трансмиссионные масла типа Тад-17 или Тэп-15.
Характеристики
Нигрол Тад-17 представляет собой марку автомобильного трансмиссионного масла, особенностями которого являются:
- Повышенное сопротивление трению скольжения в случае существенных разностей в скоростях контактируемых элементов механических передач.
- Наличие присадок, обеспечивающих постоянное наличие и возобновление поверхностной масляной плёнки.
- Меньшее (в сравнении с обычными нигролами) значение относительной вязкости.
- Уменьшенная зависимость показателей вязкости от температуры, возникающей в зоне контакта.
В составе присадок имеются сера, фосфор (но не свинец!), противопенные составляющие. Число после буквенной аббревиатуры указывает на показатель вязкости смазки, мм 2 /с, которой продукт обладает при 100 º С.
Эксплуатационные показатели смазки приведены далее:
- средняя вязкость, мм 2 /с, не более – 18;
- диапазон температур эксплуатации, º С – от -20 до +135;
- работоспособность, тыс. км – до 75…80;
- уровень напряжённости работы – 5.
Под уровнем напряжённости ГОСТ 17479.2-85 предполагает высокую противозадирную способность, многофункциональность использования, возможность действия при контактных нагрузках до 3 ГПа и локальных температурах в узлах схватывания до 140…150 º С.
Прочие параметры Тад-17 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Смазка марки нигрол Тэп-15 обладает более низкими показателями вязкости, поэтому КПД трансмиссий, где применяется это трансмиссионное масло, ещё выше. Кроме того, достоинствами этой смазки являются:
- Высокие антикоррозионные показатели.
- Стабильность показателей вязкости в широком диапазоне температур.
- Повышенное качество исходного дистиллята, что обеспечивает минимум имеющихся в смазке механических примесей (не более 0,03 %).
- Нейтральность показателя рН, что препятствует образованию очагов схватывания при работе трансмиссии.
При этом абсолютные показатели противоизносной способности этого трансмиссионного масла в полной мере сохраняются лишь при относительно невысоких температурах. Поэтому скорость перемещения смазываемых деталей должна быть невысокой. Это наблюдается преимущественно для гусеничной техники общего применения (трактора, подъёмные краны и т. п.).
Эксплуатационные показатели смазки:
- средняя вязкость, мм 2 /с, не более – 15;
- диапазон температур эксплуатации, º С – от -23 до +130;
- работоспособность, тыс.км – до 20…30;
- уровень напряжённости работы – 3 (контактные нагрузки до 2,5 ГПа, локальные температуры в узлах схватывания до 120…140 º С).
Прочие параметры нигрола Тэп-15 регламентируются ГОСТ 23652-79.
Нигрол. Цена за литр
Цена на трансмиссионное масло типа «Нигрол» определяется рядом факторов, среди которых:
- Конструкция коробки передач автомобиля.
- Температурный диапазон применения.
- Время и объёмы закупки.
- Наличие и состав присадок.
- Работоспособность и сроки замены.
Характерен разброс цен на нигрол, в зависимости от фасовки масла:
- в бочках по 190…195 кг – 40 руб/л;
- в канистрах по 20 л – 65 руб/л;
- в канистрах по 1 л – 90 руб/л.
Таким образом, объём приобретения (и цена товара) определяется интенсивностью эксплуатации вашего автомобиля, поскольку замена смазки в межсезонье всё равно неизбежна.
Источник
Автотранспорт — правила, нормы, положения
1.1. Трансмиссионные масла служат для смазывания зубчатых передач в агрегатах трансмиссии (ведущих мостах, рулевых передачах, коробках перемены передач, раздаточных коробках, и коробках отбора мощности) автомобилей, тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин.
Назначение трансмиссионных масел – уменьшение износов деталей в агрегатах трансмиссии, снижение потерь на трение, отвод тепла от трущихся поверхностей деталей и предохранение деталей от коррозии.
1.2. ГОСТ 17479.2-85 устанавливает обозначения минеральных трансмиссионных масел, которые состоят из трех групп знаков:
— первая группа знаков обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло);
— вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам (5 групп);
— третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.
2. Классификация по вязкости.
2.1. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С отечественные трансмиссионные масла делятся на 4 класса (9,12,18 и 34).
Класс вязкости 9 – кинематическая вязкость 6,00-10,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.
Класс вязкости 12 – кинематическая вязкость 11,00-13,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.
Класс вязкости 18 – кинематическая вязкость 14,00-24,99 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.
Класс вязкости 34 – кинематическая вязкость 25,00-41,00 мм 2 /с (сст) при температуре 100 о С.
Масла с классом вязкости 9 — для применения в арктических зонах России, с классом вязкости 12 – в северных районах, с классом вязкости 18 — в средней полосе, с классом вязкости 34 – в южных районах.
2.2. Импортные трансмиссионные масла подразделяются на классы по вязкости при 100°С на основании классификации SAE J 306, согласно которой трансмиссионные масла делятся на 4 зимних класса, 3 летних и всесезонные. К зимним относятся классы SAE 70W, 75W, 80W, 85W (чем меньше цифра, тем при более низкой температуре зимой масло сохраняет свою работоспособность). К летним – классы SAE 90, 140 и 250. Чем выше цифра, тем выше температура окружающего воздуха, при которой масло сохраняет свою работоспособность.
Всесезонные масла имеют двойное обозначение (например, SAE 75W/80, 85W/90, 80W/90). Здесь 85W – класс вязкости при отрицательных температурах (зимняя вязкость), 90 – класс вязкости при положительных температурах (летняя вязкость).
2.3. Соответствие классов вязкости по ГОСТ 17479.2- 85 и SAE J 306 и температурный предел применения трансмиссионных масел приведено в таблице 1.
Класс вязкости по SAE | Класс вязкости по ГОСТ 17479.2-85 | Температурный предел применения (среднее значение), до | ||||||
по SAE | по ГОСТ | |||||||
75W | 9 | -40 | -45 | |||||
80W | 12 | -26 | -35 | |||||
85W | 12 | -12 | -35 | |||||
90 | 18 | +30 | -18 | |||||
140 | 34 | +45 | — |
3. Классификация по эксплуатационным свойствам.
3.1. В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла по ГОСТ 17479.2-85 делятся на группы 1, 2, 3, 4 и 5, указанные в таблице 2.
Группа масел по эксплуатационным свойствам | Состав масел | Рекомендуемая область применения |
1 (ТМ-1) | Минеральные масла без присадок | Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температура масла в объеме до 90°С |
2 (ТМ-2) | Минеральные масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температура масла в объеме 130°С |
3 (ТМ-3) | Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
4 (ТМ-4) | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
5 (ТМ-5) | Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150°С |
В группу ТМ-1 входит нигрол, изготавливаемый по ТУ38-101529-75. Нигрол является неочищенным остатком от прямой перегонки нефти, характеризуется неудовлетворительными противоизносными, антиокислительными и низкотемпературными свойствами. На современных автомобилях не применяется.
К группе ТМ-2 относится масло марки ТС для коробок передач и рулевых управлений (Ост 38 01260-82). Применяется на старых моделях легковых автомобилей, к этой же группе относится масло ТЭП-15, которое применяется для смазывания цилиндрических, конических и спирально-конических передач тракторов в районах с умеренным и жарким климатом.
К группе ТМ-3 относятся масла ТСП-10, ТАП-15В и ТСП-15К (ГОСТ-23652-79). Масло ТСП-10 применяется для тяжелонагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических передач грузовых автомобилей. Служит в качестве зимнего для умеренной климатической зоны и всесезонного для северных районов (обеспечивает свободное трогание машин без разогрева масла при температуре минус 40-45 °С).
Масло ТАП-15В служит для тяжелонагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач автомобилей и других машин, работающих при температуре окружающего воздуха до минус 30 °С.
Масло ТСП-15К – всесезонное, применяемое в умеренной климатической зоне для автомобилей КамАЗ, КрАЗ и УралАЗ.
К группе ТМ-4 относятся масла ТСП-14 гип, производимое по ГОСТ 23652-79, ТСЗ-9 гип (ОСТ 38-01158-78) и ТС гип (ОСТ 38 01260-82). Масло ТСП-14 гип содержит антиокислительную, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для смазывания гипоидных передач грузовых автомобилей в качестве всесезонного в южной и средней климатических зонах страны.
Масло ТСЗ-9 гип применяется в агрегатах трансмиссий грузовых автомобилей в районах Крайнего Севера.
Масло ТС гип предназначено для гипоидных передач легковых автомобилей старых моделей.
Группа ТМ-5 включает в себя масло ТАД-17И и ТМ 5-12рк.
Масло ТАД-17И предназначено для применения в качестве универсального для смазывания всех видов передач грузовых и легковых автомобилей.
Масло ТМ-5-12рк (ТУ 38 101844-80) – универсальное для цилиндрических, спирально-конических и гипоидных передач грузовых автомобилей, всесезонное, применяется в северных районах страны.
Пример обозначения трансмиссионных масел:
Марка масла – ТМ -5- 9З, где ТМ – трансмиссионное масло; 5 – пятая группа по эксплуатационным свойствам (масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия); 9 – класс вязкости; з – масло содержит загущающую присадку.
3.2. Зарубежная классификация API делит все трансмиссионные масла на пять эксплуатационных групп от GL-1 до GL-5.
В группу GL-1 входят масла для ненагруженных автомобильных цилиндрических и спирально-конических передач.
В группу GL-2 – масла для автомобильных червячных передач. Трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
В группу GL-3 – масла для конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
В группу GL-4 – масла для всех видов передач грузовых и легковых автомобилей, работающих на высоких и малых скоростях. Для синхронизированных передач.
Группа GL-5 включает в себя масла для всех видов передач, работающих при высоких скоростях и ударных нагрузках. Основное предназначение – для гипоидных передач.
3.3. Соответствие эксплуатационных свойств масел по классификации API и ГОСТ 17479.2-85 приведено в таблице 3.
Источник