Международная стандартизация гармонизация стандартов
Концепция гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности
Введение
Гармонизация российских документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами — является приоритетным направлением по совершенствованию технического регулирования и развитию национальной системы стандартизации в области пожарной безопасности в Российской Федерации. В Концепции гармонизации российских и международных нормативных документов в области пожарной безопасности (далее — Концепция) под международными стандартами понимаются международные и региональные (в первую очередь европейские) стандарты, национальные стандарты других стран и другие международные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Данная Концепция определяет основные направления, подходы и принципы гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральных законов "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", технических регламентов Таможенного союза, содержащих требования пожарной безопасности.
Актуальность задачи гармонизации обусловлена необходимостью использования зарубежных научно-технических достижений в целях повышения уровня пожарной безопасности в Российской Федерации, создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения соответствия отечественной продукции международным требованиям и повышения её конкурентоспособности и устранения технических барьеров в международной торговле.
I. Основные принципы, цели и задачи гармонизации нормативных документов по пожарной безопасности с международными стандартами
1. Существующая система документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, в Российской Федерации выстраивалась на протяжении последних двух десятилетий с учетом международных принципов и подходов к обеспечению пожарной безопасности, защиты окружающей среды, прогрессивности и оптимальности требований, гибкости противопожарного нормирования.
В результате данной работы в значительной степени достигнута сопоставимость отечественных и зарубежных методов и подходов в области пожарной безопасности зданий и сооружений, продукции в целом. Во многом идентичны требования к системам противопожарной защиты, в том числе по выбору огнетушащих веществ и параметрам их подачи, инерционности срабатывания систем оповещения о пожаре и пожаротушения.
В частности, Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" содержит международную классификацию показателей огнестойкости строительных конструкций, которая определяется по времени наступления потери несущей способности (R), целостности (Е), теплоизолирующей способности (I), достижения предельных величин плотности теплового потока (W) и дымогазонепроницаемости (S).
Одновременно с применением международных стандартов при разработке национальных стандартов проводится работа по внедрению прогрессивных российских подходов в систему международной стандартизации. Так по инициативе российской стороны в стандарт МЭК 60695-1-12 включена разработанная российскими специалистами методика расчёта вероятности возникновения пожара от электротехнических изделий со ссылкой на соответствующий национальный стандарт. Зарубежных аналогов такой методики ранее не существовало.
С целью реализации положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в настоящее время действуют 236 национальных стандартов в области пожарной безопасности, из них полностью гармонизировано с международными нормами — 52 стандарта (методом аутентичного перевода), частично (гармонизированы основные положения) — 45 стандартов.
Вместе с тем, в ряде случаев отечественные пожарно-техническая классификация, требования пожарной безопасности, методы подтверждения соответствия и испытательное оборудование отличаются от зарубежных, что создает препятствие в международной торговле.
Например, в России определение показателя токсичности продуктов горения проводится на биологическом материале (лабораторных мышах). В Европе — с использованием инструментально-расчётных методов анализа.
Аналогичное положение с определением пределов огнестойкости некоторых строительных конструкций. Международный подход учитывает технологические особенности применения данного элемента в строительстве (вертикальное или горизонтальное расположение, толщина огнезащитного слоя и пр.). Учитываются вид и количество горючей нагрузки и режим горения, что позволяет расширить спектр применения строительных конструкций в зданиях различного функционального назначения.
Практически отсутствуют методы проведения испытаний и соответствующие установки, имитирующие распространение и развитие пожара в сложных планировочных условиях.
Несмотря на то, что в области строительства (выборе проектных решений и способов противопожарной защиты, применении строительных материалов и конструкций) активно развивается система гибкого нормирования с использованием механизмов оценки пожарного риска, аналогичная той, что внедрена в странах Европы, в России не используется потенциал управления этими рисками. И данный вопрос не в полной мере урегулирован существующими нормативными документами по пожарной безопасности.
Это осложняется отсутствием отечественных наработок по сбору необходимой для проведения расчётов информации и статистических данных.
Решение в рамках Концепции задач по гармонизации является логичным продолжением проводимой ранее работы. Системный и комплексный подход к решению задач обеспечит оптимальный уровень гармонизации всего спектра стандартов в области пожарной безопасности с учётом национальных интересов.
2. Основные подходы к гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, базируются на апробированных практикой и соответствующих международным подходам принципах:
— полноправного участия представителей Российской Федерации в деятельности международных технических комитетов по разработке международных стандартов и обеспечения учёта интересов Российской Федерации при их принятии. Применение прогрессивных международных подходов при разработке национальных и межгосударственных стандартов, продвижение национальных разработок для включения в международные стандарты;
— обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности и формирование доказательной базы подтверждения соответствия требованиям технических регламентов;
— применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов, в том числе содержащих расчётные методы по оценке пожарного риска, обеспечивающих условия безопасной эвакуации людей и ограничение распространения опасных факторов пожара, устанавливающих параметры огнестойкости и др. с учётом национальных особенностей;
— добровольности применения заинтересованным лицом национальных и межгосударственных стандартов в области пожарной безопасности, и обязательность добросовестного соблюдения таким лицом требований стандартов в случае объявления об их использовании (путем декларирования, нанесения соответствующей информации на продукцию, упаковку, указания в технической документации, либо иным способом), а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;
— максимального учёта мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;
— использования единых с международными требований пожарной безопасности и методик проведения испытаний в целях подтверждения соответствия, взаимного признания протоколов испытаний;
— применения международных стандартов, как основы разработки национальных и межгосударственных стандартов, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие климатических, географических, технических и технологических особенностей Российской Федерации, государств — участников Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации;
— обеспечения преемственности работ по противопожарному нормированию в Российской Федерации;
— недопустимости создания препятствий для производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения установленного уровня пожарной безопасности;
— прогрессивности и оптимальности требований пожарной безопасности, гибкости нормирования, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
— соответствия требований нормативных документов по пожарной безопасности мировому уровню развития науки и техники.
3. Основными целями гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами являются:
— повышение пожарной безопасности в Российской Федерации в условиях сокращения сферы государственного регулирования и оптимизации контрольно-надзорных функций, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов при выборе способов достижения необходимого уровня пожарной безопасности;
— содействие интеграции России в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнёра, снятие технических барьеров в международной торговле, создание благоприятного инвестиционного климата;
— актуализация и дальнейшее развитие на основе международных стандартов фонда нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих выполнение требований национальных технических регламентов и технических регламентов Таможенного союза;
— оптимизация нормативных требований пожарной безопасности, создание возможности выбора различных способов обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности, в том числе с применением вероятностного подхода к определению пожарных рисков, который основан на более рациональном сопоставлении опасных факторов пожара, уровня безопасности людей, ожидаемого материального ущерба и в конечном итоге затрат на противопожарную защиту;
— формирование единых с международными требований пожарной безопасности к продукции и формы подтверждения соответствия, а также оснащение соответствующим испытательным оборудованием;
— повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг;
— защита интересов отечественных производителей и потребителей в условиях происходящих интеграционных процессов в рамках формирования Таможенного союза, а также в условиях вступления Российской Федерации в ВТО;
— предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
— создание системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и международным соглашениям Таможенного союза в сфере технического регулирования;
— обеспечение научно-технического прогресса, развитие техники и технологий предупреждения и тушения пожаров.
4. Для гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами и достижения основных целей концепции необходимо:
— провести анализ действующего фонда документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, на соответствие современному научно-техническому уровню и передовому международному опыту, обязательствам Российской Федерации при вступлении в ВТО, требованиям технических регламентов. По результатам анализа определить перечень нормативных документов, подлежащих гармонизации, а также необходимую форму гармонизации;
— обеспечить при разработке национальных и межгосударственных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;
— обеспечить привлечение всех заинтересованных сторон к работам по развитию национального фонда нормативных документов по пожарной безопасности;
— установить взаимоотношения с профильными техническими комитетами Европейского комитета по стандартизации (CEN), институтами по стандартизации зарубежных стран (Британским институтом стандартов (BCI), Национальной ассоциацией по пожарной безопасности США (NFPA) и др.), активизировать сотрудничество с Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), Международной организацией по стандартизации (ISО), Международной электротехнической комиссией МЭК (IEC), а также с Европейской ассоциацией организаций и лабораторий, занимающихся испытаниями, инспекцией и сертификацией в области пожарной безопасности (EGOLF);
— обеспечить постоянное участие специалистов Российской Федерации в работе профильных международных и региональных технических комитетов;
— обеспечить регулярное обновление действующих и разработку новых национальных стандартов в области пожарной безопасности на базе передовых международных стандартов, а также на базе проектов международных стандартов, с учётом практики применения действующих норм, анализа и обобщения типовых решений по объектам, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;
— организовать межведомственное взаимодействие МЧС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации по разработке нормативных документов в области пожарной безопасности;
— обеспечить взаимодействие МЧС России с уполномоченными органами государств — участников Таможенного союза и Евразийской экономической комиссией в формировании нормативных документов по пожарной безопасности, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
— продолжить разработку пожарно-технической классификации, требований пожарной безопасности и методов испытаний в соответствии с международными подходами, а также создание соответствующей материально-технической испытательной базы. Обеспечить внедрение передовых российских требований и методов испытаний в систему международной стандартизации;
— совершенствовать методы испытаний посредством проведения круговых испытаний с оценкой сходимости результатов испытаний (измерений), а также воспроизводимости и повторяемости методов испытания;
— обеспечить подготовку специалистов для работы по международным методам испытаний.
II. Основные направления гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами
5. Основные направления гармонизации документов в области стандартизации, содержащих требования пожарной безопасности, с международными стандартами включают в себя:
— разработку национальных стандартов и сводов правил по пожарной безопасности на основе применения международных стандартов с учётом возможности управления рисками причинения вреда жизни и здоровью людей и повреждения имущества;
— разработку в рамках деятельности Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации гармонизированных межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза;
— применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных стандартов;
— модернизацию и переоснащение существующей технической базы, в целях обеспечения проведения испытаний в соответствии с гармонизированными национальными стандартами.
6. Перечень, подлежащих разработке и гармонизированных национальных и межгосударственных стандартов, а также очередность и форму их гармонизации следует определять на основе анализа действующих международных стандартов в сопоставлении с российскими стандартами с учётом национальных интересов и уровня развития производственной и испытательной базы.
7. Гармонизации подлежат.
7.1. Национальные и межгосударственные стандарты, содержащие классификацию, требования пожарной безопасности, а также методы испытаний (исследований) следующей продукции:
— строительные конструкции и изделия;
— вещества и материалы;
— элементы инженерных систем противопожарной защиты;
— средства индивидуальной защиты при пожаре;
— продукция общего назначения.
7.2. Нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности для следующих объектов защиты:
Источник
Международная стандартизация гармонизация стандартов
Актуальность использования портальных технологий сегодня
Одним из ключевых моментов для развития деятельности в современном мире является постоянный доступ к информационным ресурсам. Это стало актуальным благодаря тому, что практически все процессы стали распределенными как физически, так и логически. В качестве примера можно привести Международную организацию по стандартизации, в ее состав входят представители более 160 стран, которые взаимодействуют между собой с различных уголков земного шара. При этом отдельно взятая организация может являться всего лишь передаточным звеном и составлять одну из многочисленных итераций производственного процесса. Таким образом, мы приходим к заключению, что для эффективной работы мы должны иметь доступ к информации в любой точке земного шара, а также иметь возможность участвовать удаленно в производственных процессах организации. Первым этапом на пути решения данной проблемы является построение сайтов или порталов, на которых пользователь всегда может найти необходимую ему информацию, но с течением времени появилась потребность создавать порталы с интегрированными рабочими средами, где авторизованные пользователи, используя ресурсы, хранящиеся на сервере, могут централизованно распространять рабочие материалы и поэтапно, в соответствии с производственной процедурой, шаг за шагом выполнять свои задачи. Таким образом, мы создаем виртуальное пространство для работы членов организации. Подобная стратегия используется и в ИСО, за последнее десятилетие эта организация разработала большое количество систем, доступ к которым осуществляется через Интернет и каждая система автоматизирует тот или иной этап работы с проектами или уже разработанными стандартами. Подобная стратегия проявила свои очертания и в системе Ростехрегулирования, первым крупным проектом, который был разработан несколько лет назад и на котором сейчас хранится практически весь массив созданной информации, является портал Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Этот портал занял свое центральное место в системе Ростехрегулирования. За последние два года к порталу подключены еще несколько тематических порталов, первым из которых стал «Информационный портал ВТО (ТБТ/СФС)», портал «Международная стандартизация», портал по каталогизации и запланированы работы по созданию виртуальных порталов технических комитетов. Каждый портал создан под свою конкретную тематику и предназначен для своей целевой аудитории. Все порталы построены на совместимых технологиях и составляют единую портальную систему Ростехрегулирования.
Портал «Международная стандартизация»
Теперь более подробно остановимся на портале «Международная стандартизация». Хотелось бы с самого начала отметить, что данный портал логически имеет смысл разделить на две части, основная часть, доступ к которой имеют все пользователи, в которой сосредоточены ресурсы общего назначения, собранные по тематическим разделам, относящимся к международной стандартизации, а также внутреннюю (закрытую) часть портала, доступ к которой получают технические комитеты и организации (посредством ввода логина и пароля), имеющие официальное закрепление приказом Ростехрегулирования за техническим комитетом ИСО. Во внутренней части содержится информация о разрабатываемых проектах стандартов ИСО, в том числе тексты проектов стандартов на английском и французском языках. Данная информация поступает к нам с сервера ИСО в автоматическом режиме, при этом осуществляется распределение документов по папкам соответствующих технических комитетов и организаций РФ, закрепленных за техническими комитетами ИСО. Это стало возможным благодаря интеграции в портал «Международная стандартизация» сервиса ISO / NMC , который IT -специалисты ИСО разработали для более эффективного распространения своих информационных ресурсов. Таким образом, портал «Международная стандартизация» содержит следующие разделы:
Раздел «Международная организация по стандартизации (ИСО)»
→ Раздел содержит следующую информацию:
— Общая информация об ИСО (переводная информация с сайта ИСО);
— Информация о странах, входящих в состав ИСО;
— Перечень технических комитетов ИСО и их описание;
→ Документы ИСО (основополагающие документы ИСО, переведенные на русский язык).
Раздел «Разработка стандартов ИСО»
→ Раздел содержит переводы Директив ИСО/МЭК, табличное представление процедуры разработки стандартов ИСО и шаблоны документов (самораспаковывающийся архив с сайта ИСО).
Раздел «Информационные технологии ИСО»
→ Раздел содержит руководства по информационным продуктам ИСО, а также описание используемой технологии ISO / NMC .
Раздел «Международная стандартизация в РФ»
→ Раздел содержит следующую информацию:
— Постановления правительства РФ;
— Стандарты, правила и рекомендации, принятые на территории РФ в области международной стандартизации;
— Таблица соответствия ТК РФ и ТК ИСО, связь формировалась на основе базы данных ТК РФ по стандартизации, опубликованной на портале Ростехрегулирования ( www . gost . ru );
— Перечень специалистов, зарегистрированных в глобальной директории ИСО;
— Информация о существующих портальных технологиях в Ростехрегулировании.
Раздел «Базы данных»
→ Раздел содержит библиографическое описание всех стандартов ГОСТ и ГОСТ Р, существующие на данный момент в Федеральном информационном фонде (ФГУП «СТАНДАРТНИФОРМ», www . gostinfo . ru ) переведенные на русский язык стандарты международных и национальных организаций по стандартизации, общая информация о проектах ИСО, перечни стандартов ИСО, а также терминология, используемая в международной стандартизации.
Раздел «Последние новости»
→ Раздел содержит переведенные материалы из новостной ленты сайта ИСО.
Раздел «Полезные ссылки»
→ Раздел содержит ссылки на международные, региональные и национальные организации по стандартизации.
→ Информация закрытой части портала представляет наибольший интерес для тех, кто активно участвует в разработке стандартов ИСО, а также включен в состав технических комитетов ИСО. В закрытой части портала собрана вся информация, сопутствующая разработке стандартов, начиная от уведомлений о голосовании, заканчивая текстами проектов стандартов ИСО. Вся информация классифицирована и отсортирована по техническим комитетам ИСО, следовательно, после процедуры авторизации (ввода логина и пароля), пользователь попадает на рабочее пространство соответствующего ему технического комитета ИСО. Перечни сопоставления приведены в разделе «Международная стандартизация в РФ».
Вспомогательные данные для пользователей портала «Международная стандартизация»
1. Для доступа в закрытую часть портала Вы можете использовать тот же логин и пароль Вашего Технического комитета, что и к Программе национальной стандартизации (ПНС) Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, данные об учетных записях Технических комитетов для портала «Международная стандартизация» соответствуют данным системы ПНС.
2. В том случае, если в закрытой части портала Вашего Технического комитета после процедуры авторизации (ввода логина и пароля на главной странице) отсутствуют данные о проектах стандартов ИСО, или отображаются данные Технического комитета ИСО не соответствующего Вашему Техническому комитету, Вам необходимо проверить какой Технический комитет ИСО официально закреплен за Вашим Техническим комитетом. Возможен вариант, что до этого момента, официального приказа о закреплении не было, тогда необходимо направить письмо в Ростехрегулирование о закреплении за Вами соответствующего Технического комитета ИСО.
3. Для представителей Технических комитетов и организаций, не работающих с Программой национальной стандартизации (ПНС) и не зарегистрированных на сайте Ростехрегулирования, но желающих присоединиться к работе по международной стандартизации, просим Вас направлять нам свои заявки о регистрации на портале в ФГУП «Стандартинформ» по одному из электронных адресов, указанных в контактных данных.
4. Для получения доступа в рабочее пространство ТК портала необходимо воспользоваться логином и паролем, которые соответствуют логину и паролю при работе ТК с программой национальной стандартизации (ПНС), администрируемой КВФ «Интерстандарт». В случае отсутствия логина и пароля к ПНС, необходимо обратиться в КВФ «Интерстандарт» для их получения.
Москва, Ленинский проспект, 9
Факс: 230-13-72, 959-92-78, 230-36-25
Если на рабочем пространстве Вашего Технического комитета после прохождения процедуры авторизации (ввода логина и пароля) отсутствует информация по соответствующему Вам ТК ИСО, на сайте Ростехрегулирования необходимо проверить факт закрепления за Вами приказом Ростехрегулирования ТК ИСО (организация, ответственная за ведение БД ТК РФ и ввод данных о закреплении за ТК ИСО по приказам Ростехрегулирования — КВФ «Интерстандарт»).
По всем вопросам функционирования, работоспособности и регистрации в системе вы можете обращаться к компетентным специалистам ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»
Источник
«Стандартизация в ЕС и РФ. Профессиональная аттестация в ЕС и РФ»
Вопросы стандартизации в рамках ЕС решаются равноправными европейскими организациями по стандартизации, различающимися областями деятельности: CEN (Comite europeen de normalisation) — Европейский комитет по стандартизации; CENELEC (Comite europeen de normalisation en electro-technique) — Европейский комитет по стандартизации в электротехнике.
Европейский комитет по стандартизации (CEN)
Европейский комитет по стандартизации создан в Париже 25 марта 1961 г. В 1970 г. была введена обязательная разработка европейских стандартов (EN). Состав CEN. Членами CEN являются национальные организации по стандартизации 18 стран. Это закрытая организация. Страны — члены CEN признают приоритет международной стандартизации в рамках ISO и IEC.
Область деятельности. Работа по стандартизации в CEN основывается во многом на результатах, достигнутых в ISO, или дополняет их. Кроме европейских стандартов, CEN также рассматривает и принимает документы по гармонизации и предварительные стандарты. Документы по гармонизации являются наиболее простой формой устранения технических барьеров в торговле между этими странами. Они отличаются от европейских стандартов тем, что отражают суть административных и правовых норм, которые могут мешать развитию торговых отношений. Эти документы различаются также процедурой их принятия членами CEN. Главное их назначение — обеспечение единообразия применения международных стандартов (ISO) в странах ЕС. Предварительные стандарты разрабатываются в случаях, когда уровень инноваций высокий, быстро изменяются технологии, возможно быстрое изменение показателей и требований, а также когда необходим длительный период для согласования и принятия стандартов. Такие стандарты имеют ограниченный срок действия — до трех лет. Административную работу выполняет Центральный секретариат, который находится в Брюсселе и согласно бельгийскому законодательству оформлен как научно-техническая некоммерческая организация.
Под эгидой CEN происходит разработка евронорм – европейских стандартов, которые являются стандартами регионального значения, предназначенными для применения в рамках Европейского Союза. Одним из
Основополагающих принципов европейской стандартизации является обязательное использование международных стандартов ИСО и МЭК в качестве основы для разработки евронорм. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC) Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан в 1972 г. Члены CENELEC — Национальные электротехнические комитеты 17 европейских государств. Все они являются одновременно членами IEC. Высший орган CENELEC — Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации по стандартизации, правительственные органы стран—членов Европейского Союза, Европейское экономическое сообщество, Европейская ассоциация свободной торговли. Функции
структур, ответственных за стандартизацию, такие же, как в СЕN Центральный секретариат находится в Брюсселе в одном здании с СЕ Официальные языки — английский, французский и немецкий. Особую роль в европейском техническом регулировании играют так называемые « гармонизированные стандарты » – европейские стандарты, согласованные с директивами ЕС. Разработка гармонизированных стандартов осуществляется CEN и CENЕLЕC по заданию Европейской Комиссии в соответствии с Общими указаниями по сотрудничеству между CEN/CENЕLЕC и Европейской Комиссией. Гармонизированные стандарты предназначены для адаптации национальными органами по стандартизации стран – членов Европейского Союза.
К целям европейской стандартизации относятся:
— согласованность национальных стандартов в странах—участницах ЕС; — единое принятие странами—участницами ЕС международных стандартов; — разработка единых европейских стандартов в областях, где не приняты международные стандарты. Каждая страна имеет только одного официального представителя, который выражает интересы этой страны в области стандартизации. Количество голосов каждой страны ЕС представлено на рис. 15.
Внутренний европейский рынок в значительной степени функционирует на основе европейских стандартов.
Политикой европейских нормирующих комиссий является принятие за основу международных стандартов (преимущественно без изменений) при разработке европейских стандартов. Согласно регламенту европейских комиссий, европейские стандарты должны переводиться в национальные сборники стандартов стран—членов ЕС без изменений. При этом отменяются отличающиеся национальные стандарты.
Европейская и международная стандартизация. Их отличительные особенности
Наиболее высокие уровни стандартизации — международный и европейский. Они направлены на решение глобальных задач: устранение технических барьеров в торговле; облегчение взаимного обмена передовыми технологиями; межгосударственное
экономическое сотрудничество. В то же время задачи европейской стандартизации сфокусированы на достижение конкретных целей, связанных с объединением Европы. Отличительные особенности международной и европейской стандартизации представлены в табл. 7.
Стандартизация в РФ
Деятельность по стандартизации в РФ осуществляется в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании».
Стандартизация в России осуществляется в целях:
* повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
* обеспечения научно-технического прогресса;
* технической и информационной совместимости;
* повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
К документам в области стандартизации относятся:
* правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
* применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта. Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:
* утверждает национальные стандарты;
* принимает программу разработки национальных стандартов;
* организует экспертизу проектов национальных стандартов;
* обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
* осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
* создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
Вывод: Сложность стандартизации в ЕС состоит в большом количестве стран-участниц союза, поэтому под каждую отрасль создаются свои национальные органы стандартизации, которые подчиняются вместе Европейскому комитету по стандартизации. В России же эту роль выполняет национальный орган по стандартизации.
Профессиональная аттестация в ЕС.
Каждая страна – член Европейского Союза использует свою систему лицензирования профессиональной деятельности. ЕС предпринимает усилия по гармонизации требований к лицензированию профессиональной деятельности в национальных законодательствах субъектах Союза. Рассмотрим аттестацию профессиональной деятельности в ЕС на примере регистрации инженеров в Великобритании:
Инженерно- технический Совет выступает в роли аккредитующего органа для образовательных и профессиональных программ и делегирует свои полномочия, в форме лицензии, аккредитованным органам – как правило,
саморегулируемым инженерным ассоциациям и обществам – которые проводят оценку квалификации инженеров согласно квалификационным требованиям ECUK (инженерно-технический совет Великобритании) в процессе рассмотрения заявления о принятии инженера в ассоциацию в качестве действительного или почетного члена. Членство инженеров в профессиональных ассоциациях является добровольным. От соискателя требуется продемонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности, приобретенной путем (а) получения профессионального образовании в одном из учебных заведений, признанных ECUK; (б) приобретения опыта практической работы на ответственных инженерно – технических
объектах; (в) непрерывного обучения после получения членства и регистрации.
Если профессиональное образование соискателя не соответствует требованиям ECUK, ему предлагаются альтернативные средства подтверждения уровня своих знаний, включая написание технического эссе,
сдачу экзаменов по специальности, прохождение обучения на производстве, или удовлетворение других квалификационных требований по усмотрению аккредитованного ECUK органа по регистрации [UKSPEC 2008]. Прошедший квалификационную проверку инженер становится членом профессиональной ассоциации и считается «зарегистрированным». Действительным и почетным членам присваивается одно из трех званий: — Чартерный инженер
Для каждого звания применяются свои квалификационные критерии. Среди других званий, звание Чартерного инженера является признаком наиболее высокой профессиональной квалификации. Специалист, не удовлетворяющий квалификационным требованиям для получения профессионального инженерного звания – к примеру, не успевший набрать практического опыта недавний выпускник высшего учебного заведения или аспирантуры – может стать афиллированным или ассоциативным членом. Эти уровни членства являются промежуточной ступенью на пути к полноценному членству и вытекающей из него профессиональной регистрации и званиям.
Профессиональная аттестация в России.
Существовавшая в России с 1991 года система лицензирования профессиональной деятельности изыскателей, проектировщиков и строителей была законодательно упразднена, в результате чего начиная с 1 января 2009 года прекращена выдача лицензий на право осуществления профессиональной деятельности в вышеуказанных областях. Ранее выданные лицензии аннулированы с 1 января 2010 года. Отказ от системы лицензирования профессиональной деятельности объясняется непреодолимыми системными недостатками в практике лицензирования, которые превратили получение лицензии в пустую формальность и создали
условия для проникновения на российский строительный рынок недобросовестных лиц, что привело к подрыву доверия к государственной системе лицензирования профессиональной деятельности со стороны потребителей профессиональных услуг. Вместо устранения недостатков существующей системы лицензирования в строительстве, российские власти приняли решение упразднить систему лицензирования в целом. С 1 января 2010 года, в качестве инструмента допуска специалистов на российский рынок профессиональных услуг в строительной отрасли введена система допусков, выдаваемых некоммерческими саморегулируемыми организациями (СРО).
Вывод: Суммирую вышеизложенное, можно заметить, что как таковой единой системы лицензирования ЕС не имеет, каждая страна осуществляет лицензирование профессиональной деятельности по-своему, в соответствии с национальными стандартами. В России же от системы лицензирования вообще отказались, на её место пришла система допусков СРО
Профессиональные стандарты и их связь с высшим образованием в России.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).
Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:
• при приеме на работу для определения квалификации работника;
• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Для государственных и муниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введение профессиональных стандартов (п. 1 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584).
Этапы определяет само учреждение с учетом мнения представительного органа работников.
Реализацию мероприятий по введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1 января 2020 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584).
Источник
Международная стандартизация
Стандартизация целиком и полностью является той деятельностью, которая нацелена в сторону достижения регламентации в намеченной сфере посредством фиксации понятий для всеобщего и довольно частого использования применительно к задачам, существующим фактически или потенциально. Реальная функция стандартизации заключается в разработке, последующем обнародовании и использовании стандартов.
Международный стандарт утверждается международными органами. Стандарт – это документ эталонного образца, который устанавливает комплекс норм и запросов к предмету стандартизации: характеристики и параметры товара, правила его сбережения, использования и транспортировки, его реализации с последующей утилизацией.
При практическом использовании международных стандартов в их состав вносят и региональные стандарты, а кроме этого стандарты, подготовленные научно-техническими объединениями. Все они признаются стандартами во многих стран мира. В свою очередь стандарты научно-технических, инженерных обществ и иных объединений, которые были разработаны, приняты этими и прочими общественными институтами с целью активной популяризации и дальнейшего использования, направляются в национальный совет по стандартизации.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Базовая роль международного стандарта сводится к созданию единого методологического начала на мировом уровне для обеспечения разработок ранее неизвестных и усовершенствования уже существующих систем качества, среди которых и основные положения сертификации. В сфере научно-технического совместной деятельности стандартизация сфокусирована на согласованности национальных систем каждого из государств с мировой системой, на передовом усовершенствовании региональных и национальных систем стандартизации.
К прогрессу в расширении стандартизации во всём мире проявляют повышенный интерес, не только индустриально сформировавшиеся страны, но и эволюционирующие государства, которые только работают над созданием своей национальной экономики.
Цели и задачи международной стандартизации
Можно выделить ряд целей международной стандартизации:
- способствовать международной торговле.
- добиться сходства степени качества продукции, выпускаемой в разных странах.
- сделать возможной взаимозаменяемость составных частей многоплановой продукции.
- оказать содействие при обоюдных бартерах научно-техническими материалами и при убыстрении научно-технического прогресса.
В числе основополагающих задач международной стандартизации числятся следующие:
- утверждение запросов к техническому уровню и кондиции товара, в том числе продукции, материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих технических изделий;
- формирование норм, требований и методов по части конструирования и изготовления товаров, что позволит ускорить введение в действие передовых методов производства товаров первоклассного качества и допустит ликвидацию не являющегося рациональным разнообразие видов товара, их параметров и торговых марок;
- совершенствование унификации и агрегатирования промышленной продукции как важного требования специализации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов;
- возрастание уровня взаимозаменяемости, высокоэффективного эксплуатирования и ремонта продукта;
- гарантирование совпадения и подлинности замеров в стране, образование и повышение качества государственных эталонов единиц физических величин, а кроме этого средств и методов измерений максимальной точности;
- создание унифицированных систем для документов, способов кодирования и классификации технико-экономических исходных данных;
- принятие всеобщих терминов и определений в имеющих большое значение областях науки, техники и отраслях экономики;
- формирование систем стандартов безопасной работы, концепций стандартов в области охраны окружающей среды и программ в использовании природных ресурсов;
- построение выигрышного микроклимата для внешнеторговых, культурных и научно-технических взаимоотношений.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Для стандартизации в международном масштабе определены нижеследующие ведущие наиважнейшие направления и задачи:
- совершенствование окружающей среды;
- повышение качества здравоохранения и гарантии безопасности;
- предоставление возможностей для научно-технического сотрудничества;
- ликвидация технических преград в продажах.
Международные стандарты и организации
Для всех государств, участников международной организации, утверждённые в ней стандарты, не обладают статусом непреложных. Данные стандарты каждая из стран может использовать или же не желает. Намерение об использовании международного стандарта ИСО главным образом связано со степенью причастия того или иного государства в мировом распределении труда и статусом его внешней торговли.
Предусматривается, что руководством каждой из стран заранее устанавливается косвенное или очевидное применение международного стандарта. В том случае, когда рассматривается прямой метод, то он предполагает использование без посредников не зависимо от приятия тех или иных нормативных документов. В части косвенного применения, то международный стандарт употребляется частично, то есть посредством иного нормативного документа, в котором учитывается таковой стандарт.
Идентичные стандарты выработаны с учётом технического содержания и устройства, однако, имеют в своём составе минимум редакционных поправок. Изменённые стандарты могут включать технические расхождения, те, что должны иметь чёткие трактовки, разъяснения и могут оказаться распознаны. Неэквивалентные стандарты охватывают национальные стандарты стран, не являющиеся эквивалентом мировым стандартам.
Зачастую в них невозможно конкретно идентифицировать усовершенствования и нельзя определить их наглядное соответствие.
Начавшая выполнять свои функции с 1947 года Международная организация стандартизации ИСО является ключевой в области мировой стандартизации. Она была сформирована в Лондоне в 1946 году уполномоченными от 25-ти индустриально развитых стран мира, на базе достигнутого на совещании соглашения между национальными организациями. При образовании основоположники пришли к мнению о том, чтобы сокращенное наименование «Международная организация стандартизации» звучало равно на всех языках – ISO (ИСО).
Международная организация стандартизации приступила к своей работе в формате добровольной неправительственной организации, которая способна осуществлять координацию на мировом уровне. Ей предназначено вести разработку разного рода стандартов промышленности, при всём этом администрировать процедуры одобрения их в роли международных стандартов. Диапазон работы ИСО затрагивает стандартизации во всех областях, за исключением электроники и электротехники. Помимо стандартизации организация занимается вопросами сертификации.
Источник
Международные стандарты, Директивы Евросоюза и российские ГОСТы
Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.
Международные стандарты
Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:
- здравоохранение;
- атомная энергетика, радиационная безопасность;
- противопожарная защита;
- метрология;
- энергетика;
- электрическое и электронное оборудование;
- охрана окружающей среды;
- машинное оборудование;
- обработка информации;
- материалы;
- обеспечение и оценка качества и другие.
Тем не менее, существует три наиболее авторитетных международных организации, которые занимаются разработкой и распространением международных стандартов:
- ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
- IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
- ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.
Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается , что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.
Директивы Евросоюза
В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.
СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.
Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.
Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.
Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).
Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств — членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином — директивы Евросоюза.
При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.
Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.
На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.
Международные стандарты и ГОСТы
Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.
Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.
Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.
Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.
Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:
- IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
- MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
- NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.
Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:
- принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
- принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).
Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.
Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.
Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.
Источник