Международные стандарты, Директивы Евросоюза и российские ГОСТы
Международные стандарты — это стандарты, которые утверждены международной организацией. Они являются добровольными для исполнения. На практике часто международными стандартами называют также и региональные стандарты (например, стандарты европейского сообщества или директивы Евросоюза) и стандарты, разработанные различными научно-техническими обществами, но т.к. они могут быть приняты в качестве норм различными государствами мира, их также иногда называют международными стандартами.
Международные стандарты
Международные стандарты разрабатываются международной организацией, подтвердившей данное право путем подписания договора, соглашения или другого международного документа. Таких международных организаций множество. Об этом можно судить хотя бы по списку областей, который утвердило ЕЭК ООН (Европейская экономическая комиссия ООН) и для которых требуется стандартизация. Их 15 секторов, включая, например, следующие:
- здравоохранение;
- атомная энергетика, радиационная безопасность;
- противопожарная защита;
- метрология;
- энергетика;
- электрическое и электронное оборудование;
- охрана окружающей среды;
- машинное оборудование;
- обработка информации;
- материалы;
- обеспечение и оценка качества и другие.
Тем не менее, существует три наиболее авторитетных международных организации, которые занимаются разработкой и распространением международных стандартов:
- ISO (ИСО) — Международная организация по стандартизации;
- IEC (МЭК) — Международная электротехническая комиссия;
- ITU (МСЭ) — Международный телекоммуникационный союз.
Так международная организация ИСО занимается стандартизацией во многих областях хозяйственной, производственной и общественной деятельности. В настоящее время разработано свыше 20 тысяч разнообразных стандартов. Свыше 150 стран мира в той или иной степени применяют их на практике. НО тем не менее считается , что около 80 % существующих в данной системе стандартизации нормативных документов еще не нашли своей практической реализации.
Директивы Евросоюза
В наши дни в рыночной экономике существует тенденция к объединению экономики, созданию интегрированных региональных рынков. Максимальное развитие получила такая тенденция в рамках ЕС – Европейского Союза, который сформировал единый внутренний рынок 25 стран рынок к концу 1992 года. Основное значение при устранении национальных барьеров назначается развитию стандартизации в рамках Европы.
СЕН — Европейский комитет по стандартизации был утвержден в 1961 году, СЕНЭЛЕК- Европейский комитет по стандартизации в электротехнике создан 10 лет спустя. На сегодняшний день только в рамках этих двух европейских организаций по стандартизации функционирует 239 ТК.
Если в странах ЕС в 1991 году действовало 200 директив Евросоюза и 1200 евростандартов, то в 2005 году Фонд нормативных документов комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК превысил 14 тысяч.
Особенность большинства директив Евросоюза заключаются в том, что они содержат, как правило, лучшие национальные стандарты отдельных европейских стран. Политика комитетов по европейской стандартизации СЕН и СЕНЭЛЕК заключается в том, чтобы максимально применять требования Международных стандартов ИСО и МЭК в качестве региональных, европейских директив. Практически все европейские страны принимают в последние годы свои национальные стандарты на базе единых директив Евросоюза.
Практически все техническое законодательство ЕС представлено в настоящее время постановлениями Совета, директивами Евросоюза (его Совета).
Для стран – членов ЕС постановления Совета имеют прямое действие без переоформления требований через национальное законодательство. В отличие от Постановлений директивы Евросоюза вводятся в действие через законодательные документы самих государств — членов Европейского Союза. При этом директивы Евросоюза содержат сроки ввода стандарта в национальных рамках. Чаще всего и директивы и постановления называют единым термином — директивы Евросоюза.
При разработке и внедрении директив Евросоюза существуют старый и новый подходы. Директивы Евросоюза в старой версии содержат, как правило, конкретные сведения к объекту стандартизации. В связи с изменяющимися условиями производства, предпринимательства, новыми технологиями, такие документы требуют постоянного внесения корректировок. Отдельные директивы Евросоюза насчитывают их до 100 единиц.
Директивы Евросоюза, разработанные с учетом современных тенденций, формулируют общие требования к продукции или другим объектам стандартизации. Они состоят из двух частей (правовой и технической) и нескольких приложений.
На реализацию в странах ЕС любая продукция может поступить лишь после проведения оценки соответствия и получения права маркировать ее знаком соответствия – СЕ.
Международные стандарты и ГОСТы
Международные стандарты не являются обязательными для стран, которые принимают участие в работе той или иной международной организации и разработке международных стандартов под эгидой данной системы. Любое государство вправе использовать или не использовать то или иное семейство стандартов.
Так сами стандарты ИСО/МЭК предусматривают два возможных способа использования международных стандартов: прямое и косвенное применение.
Прямое применение — это использование международного стандарта независимо от его регулирования любым другим нормативным документом.
Косвенное применение – использование международного стандарта путем утверждения посредством другого нормативного акта, где этот стандарт был ратифицирован.
Уровень адаптации международных стандартов в той или иной стране может быть установлен на основе положений ИСО/МЭК 21 при применении системы классификации международных стандартов. Они могут быть следующими:
- IDT — идентичные национальные стандарты, содержащие минимальные редакционные изменения, внесенные в международные стандарты.
- MOD — измененные национальные стандарты с четко объясненными изменениями.
- NEQ — не эквивалентные национальные или региональные или стандарты.
Государственная система стандартизации РФ предусматривает следующие варианты использования региональных и международных стандартов:
- принятие аутентичного (подлинного или достоверного) текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного акта (ГОСТ Р) без изменений и дополнений;
- принятие текста международного стандарта, содержащего дополнения, учитывающие особенности российских условий и требований к объекту стандартизации (например, ГОСТ ИСО 9001 или ГОСТ ИСО 14001).
Если на национальном уровне не принят общероссийский стандарт, аналогичный тому или иному международному стандарту, то отрасли, предприятия, научные объединения и другие российские структуры могут применять региональные или международные стандарты в качестве стандартов отраслей, предприятий, до тех пор пока не будет принят российский ГОСТ Р.
Кроме того допускается при создании российских нормативных документов, делать ссылки или включать отдельные пункты международных стандартов в такие документы. Но это не говорит о том, что был принят международный стандарт.
Директивы Евросоюза и международные стандарты с переходом России к рыночной экономике все чаще берутся за основу российских стандартов. Принято считать, что в отдельных областях деятельности соответствие российских стандартов межнациональным составляет 100 %. Но имеются отрасли и области, которые в значительной степени относятся в сфере безопасности государства Российского, где данный процесс не будет происходить.
Источник
Российские госты и международные стандарты
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
Standardization in Russian Federation. National standards. Rules of presentation and indication by development on the basis of application of the international standards
Дата введения 2015-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) на основе официального перевода на русский язык англоязычных версий указанных в пункте 4 международных документов, который выполнен ФГУП "Стандартинформ"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 12 "Методология стандартизации"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. N 1876-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих международных документов:
— Руководства ИСО/МЭК 21-1:2005* "Принятие международных стандартов и других международных документов на региональном или национальном уровне. Часть 1. Принятие международных стандартов" (ISO/IEC Guide 21-1:2005 "Regional or national adoption of International Standards and other International Deliverables — Part 1: Adoption of International Standards", NEQ);
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
— Руководства ИСО/МЭК 21-2:2005 "Принятие международных стандартов и других международных документов на региональном или национальном уровне. Часть 2. Принятие международных документов, кроме международных стандартов" (ISO/IEC Guide 21-2:2005 "Regional or national adoption of International Standards and other International Deliverables — Part 2: Adoption of International Deliverables other than International Standards", NEQ).
Указанные международные документы разработаны Специальной технической консультативной группой Технического руководящего бюро (ТМВ) Международной организации по стандартизации (the International Organization for Standardization, далее — ИСО) и Бюро по управлению стандартизацией (SMB) Международной электротехнической комиссии (the International Electrotechnical Commission, далее — МЭК)
6 ИЗДАНИЕ (сентябрь 2016 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 2016 г. (ИУС 10-2016)
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
В соответствии с Соглашением по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации применение международных стандартов является одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле между странами.
Руководство ИСО/МЭК 21-1:2005 и Руководство ИСО/МЭК 21-2:2005 направлены на обеспечение единообразия применения международных стандартов ИСО и МЭК и международных документов, не являющихся международными стандартами, в качестве региональных и национальных стандартов и других документов по региональной и национальной стандартизации.
В Руководстве ИСО/МЭК 21-1:2005 описаны различные методы принятия международных стандартов в качестве региональных или национальных стандартов и установлены критерии и рекомендации по выбору метода принятия, а в Руководстве ИСО/МЭК 21-2:2005 — методы принятия международных документов, не являющихся международными стандартами. Поскольку в Российской Федерации в национальной стандартизации фактически используется только один из этих методов: метод составления новой редакции, который на практике реализуется путем разработки национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов Российской Федерации, основополагающих национальных стандартов Российской Федерации и рекомендаций по стандартизации на основе применения международных, региональных и национальных стандартов иностранных государств, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, то в настоящем стандарте другие методы принятия международных стандартов не изложены. С ними можно ознакомиться в ГОСТ 1.3-2014 (приложение А).
В Российской Федерации отдельные положения Руководства ИСО/МЭК 21-1:2005 и Руководства ИСО/МЭК 21-2:2005 были ранее реализованы в ГОСТ Р 1.7-2008, а на региональном уровне, называемом межгосударственной стандартизацией, — в ГОСТ 1.3-2008.
Различие в содержании ГОСТ Р 1.7-2008 и ГОСТ 1.3-2008 создавало много трудностей для применения международных стандартов на национальном и межгосударственном уровнях. Поэтому ГОСТ 1.3-2008 был пересмотрен на основе содержания ГОСТ Р 1.7-2008, а при изложении настоящего стандарта сделаны ссылки на ГОСТ 1.3-2014.
Настоящий стандарт направлен на реализацию установленной в Федеральном законе "О стандартизации в Российской Федерации" (пункт 8 части 2 статьи 3) [13] задачи по устранению технических барьеров в торговле и по созданию условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств с целью содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера.
Отдельные правила настоящего стандарта могут быть применены в отношении стандартов организаций. Для использования настоящего стандарта при установлении в организации правил оформления стандартов рекомендуется указывать в соответствующей ссылке, в какой части (раздела, подраздела, пункта, подпункта, приложения) настоящий стандарт следует применять в отношении стандартов данной организации. Остальные правила оформления и обозначения стандартов организации на основе применения международных и региональных стандартов, а также международных документов, не являющихся международными стандартами, и/или национальных стандартов других стран устанавливают в данной организации самостоятельно с учетом необходимости соблюдения авторских и иных прав международных и региональных организаций по стандартизации, национальных органов по стандартизации других стран в отношении принятых ими стандартов.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), которые разрабатывают на основе применения международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил (далее — региональные стандарты), а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Примечание — Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации и правила разработки предварительных национальных стандартов установлены в соответствующих организационно-методических национальных стандартах ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16.
Настоящий стандарт также устанавливает правила оформления предварительных национальных стандартов, основополагающих национальных стандартов Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), рекомендаций по стандартизации и национальных стандартов Российской Федерации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.
1 Сведения о международных документах, не являющихся международными стандартами, приведены в приложении А.
2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, в соответствующем нормативном правовом акте [14]*.
* Поз. [14] см. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Настоящий стандарт не распространяется на национальные стандарты Российской Федерации, предварительные национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с правилами, установленными в настоящем стандарте, осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях — при разработке изменений к принятым ранее стандартам и рекомендациям (если необходимость внесения этих изменений обусловлена иными причинами).
Настоящий стандарт не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов.
1 Хотя такое применение региональных стандартов относится к методу подтверждения, который описан в ГОСТ 1.3, приложение А, но в отношении межгосударственных стандартов правила их применения в Российской Федерации установлены в ГОСТ Р 1.8-2011 (раздел 6).
2 Правила оформления и обозначения межгосударственных стандартов, разрабатываемых на основе применения международных и региональных стандартов, а также международных документов, не являющихся между. народными стандартами, установлены в ГОСТ 1.3.
Раздел 1. (Измененная редакция, Изм. N 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2014 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 7.36-2006 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Неопубликованный перевод. Общие требования и правила оформления
ГОСТ Р 1.2-2020 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
Раздел 2. (Измененная редакция, Изм. N 1), (Поправка. ИУС N 5-2021).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1, в том числе следующие термины с соответствующими определениями:
гармонизированные стандарты: Стандарты, которые приняты различными занимающимися стандартизацией органами, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
1 Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления или даже в содержании, например в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных альтернативных требований.
2 В международной стандартизации, наряду с термином "гармонизированные стандарты", применяется указанный в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 термин-синоним "эквивалентные стандарты".
идентичные стандарты: Гармонизированные стандарты, которые идентичны по содержанию и форме представления.
1 Идентичные стандарты, как правило, отличаются обозначениями. Кроме этого, в идентичных стандартах допускаются отдельные редакционные изменения и/или различия в форме представления, которые регламентированы на международном уровне.
2 При изложении идентичных стандартов на разных языках, как правило, используют аутентичные переводы.
модифицированные стандарты*: Гармонизированные стандарты, которые имеют технические отклонения и/или различия по форме представления при условии их идентификации и объяснения.
* В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 [5] вместо этого термина установлен термин "унифицированные стандарты".
неэквивалентные стандарты: Стандарты, которые имеют неидентифицированные технические отклонения и/или различия по форме представления.
Источник
Знак на глобусе
Наша страна была одним из инициаторов создания ИСО. Российских, а ранее советских экспертов по стандартизации очень хорошо знают в этой организации. А в последние годы Россия активно участвует в деятельности ИСО?
Григорий Элькин: Да, именно поэтому наше предложение о проведении ассамблеи в Санкт-Петербурге поддержало руководство ИСО и большинство стран, входящих в эту организацию. За последние годы Росстандарту удалось сделать многое в области международной стандартизации. 647 российских экспертов участвуют в разработке международных стандартов. Значительно возросло число мероприятий под эгидой ИСО, проводимых на территории Российской Федерации: ежегодно более десятка заседаний технических комитетов ИСО по самым разным направлениям стандартизации (интеллектуальные транспортные системы, технологии добычи и переработки нефти и газа, менеджмент качества, технологии дистанционного обучения, пожарная безопасность и др.) проходит в России. 36-я Генеральная ассамблея ИСО несомненно будет способствовать интеграции РФ в международное сообщество, укреплению авторитета страны на мировой арене. И мы надеемся, что ассамблея даст толчок широкому вовлечению российской промышленности в работы по стандартизации, будет способствовать усилению влияния России на стратегическую политику этой организации и принятие решений в сфере международной стандартизации.
Какова повестка ассамблеи?
Григорий Элькин: На ее заседаниях будут рассмотрены основные направления деятельности ИСО в отчетный период и подведены годовые итоги выполнения действующего Стратегического плана. На секциях ассамблеи будут обсуждаться, в частности, вопросы применения стандартов в области энергетического менеджмента, подготовки к чрезвычайным ситуациям, управления рисками, а также влияние стандартов на обеспечение достойного качества жизни, повышение социальной ответственности работодателя и др. Открытые сессии ассамблеи пройдут на базе восьми крупнейших предприятий Санкт-Петербурга. Сессии посвящены наиболее важным вопросам международной стандартизации, в интерактивном обсуждении которых примут участие представители ИСО, российской промышленности и бизнес-сообщества.
Почему Росстандарт придает такое большое значение расширению сотрудничества в рамках ИСО?
Григорий Элькин: ИСО — самая авторитетная международная организация по стандартизации в мире, которая объединяет тысячи лучших экспертов с целью разработки международных стандартов. Стандарты ИСО широко используются в разных странах для обеспечения безопасности, повышения конкурентоспособности продукции, ее качества и энергоэффективности, содействуют устранению технических барьеров в торговле. Исследования, проведенные в последнее десятилетие в Великобритании, Франции, Австралии, Германии, показали, что стандарты обеспечивают в той или иной степени почти треть ежегодного прироста ВВП в этих странах: стандарты продвигают новые технологии производства, способствуют внедрению инноваций, содействуют повышению квалификации персонала и в результате росту производительности труда.
Таким образом, стандарты ИСО можно рассматривать как серьезнейший инструмент развития российской промышленности! В соответствии с рекомендациями ВТО стандарты ИСО являются основой для разработки технических регламентов, содержащих требования безопасности продукции. Это значит, что, используя в процессе разработки эти стандарты, мы обеспечиваем в полном объеме реализацию норм и принципов ВТО в нашем законодательстве. Стандарты должны постоянно совершенствоваться. Наиболее рационально обновлять стандарты на международном уровне, поскольку рынки стали в значительной степени глобальными и уже далеко не всегда их сдерживают государственные границы. Конечно, лучше разрабатывать стандарты в рамках самых авторитетных организаций, к которым и относится ИСО.
Как международные стандарты ИСО касаются потребителя?
Григорий Элькин: Применение стандартов ИСО при производстве продукции и предоставлении услуг гарантирует их качество и безопасность и тем самым повышает наш с вами уровень удовлетворенности как потребителей. К примеру, стандарты на игрушки, разработанные ИСО, позволяют гарантировать безопасность и качество этой продукции для наших детей. Или возможность использовать банковские карты по всему миру обеспечена применением финансовыми организациями соответствующих стандартов ИСО.
ИСО постоянно расширяет сферу своей деятельности, выявляет новые актуальные для потребителя проблемы, решение которых требует разработки стандартов. В качестве примера можно привести стандарт ИСО 51000 по энергетическому менеджменту и стандарт ИСО 26000 по социальной ответственности работодателя, устанавливающий требования к социальной политике в компаниях. На обеспечение высокого уровня организации производства и управления предприятием направлены, в частности, стандарты ИСО серии 9000, посвященные системам менеджмента качества. Вопросы экологического менеджмента отражены в стандартах ИСО серии 14000, вопросы охраны труда — в стандартах серии 18000. ИСО уделяет работе с потребителями очень серьезное внимание. Интересы потребителей при разработке международных стандартов учитываются Комитетом ИСО по потребительской политике (КОПОЛКО), в работе которого активно участвуют и российские эксперты.
Чем отличаются международные стандарты ИСО от российских национальных стандартов?
Григорий Элькин: Тем, что над международными стандартами работает практически все мировое экспертное сообщество. Международные стандарты, как правило, служат основой при разработке национальных и региональных стандартов. Росстандарт имеет право принимать национальные стандарты методом "обложки", то есть на основе стандартов ИСО. Гармонизация требований национальных и международных стандартов обеспечивает взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представленной в соответствии с этими стандартами. Степень гармонизации нашего фонда стандартов с международными требованиями достаточно высокая. Сегодня где-то 50%, но мы стараемся довести ее до 60%. Возникает вопрос: а почему не 100%? Каждая страна имеет свои особенности (технологические, климатические и др.). Иногда промышленность страны не готова следовать самым передовым стандартам. Кстати, в США гармонизация достигает 25-30%. Странам Европейского союза требуются общие нормы, т.к. технические барьеры для них вообще отсутствуют. В области стандартизации Россия плотно взаимодействует со странами СНГ: работает Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, который вырабатывает региональные стандарты на площадке СНГ, чтобы было общее поле для торговли. И эти же стандарты используются в том числе и в странах Таможенного союза.
Какую практическую пользу российский бизнес извлечет из применения стандартов ИСО?
Григорий Элькин: Использование стандартов ИСО при производстве продукции — это серьезнейший, но порой недооцененный инструмент развития российской промышленности.
Прежде всего применение международных стандартов позволяет оценить уровень требований к той или иной продукции на глобальном уровне и подтянуть до него собственное производство. Если предприятие выпускает свою продукцию по международным стандартам, это свидетельствует не только о высоком технологическом уровне организации производства, но и значительно упрощает доступ его продукции на рынки других стран. Требования международных стандартов предписывают предприятиям постоянно заниматься техническим перевооружением производства, необходимым для внедрения прогрессивных методов и технологий, информация о наиболее эффективных из них также порой содержится в стандартах ИСО. Например, информация в области наилучших доступных технологий, обеспечивающих экологическую безопасность производства. Росстандарту очень хотелось бы со временем добиться такого уровня участия России в ИСО, при котором наши эксперты не только работали бы над созданием международных стандартов, но и предлагали бы национальные стандарты и документы российских компаний в области стандартизации в качестве основы при разработке проектов международных стандартов.
Источник
Перечень стандартов и концепций по управлению качеством
Источник: автором статьи является Марк Хаммар, сертифицированный в ASQ (Американское общество качества – American Society for Quality, – ред.) менеджер по качеству и деловому совершенству. В сфере качества Марк работает с 1994 года. Автор статьи имеет практический опыт в области аудита, улучшения процессов, подготовки процедур для систем качества (СМК, – ред.) и систем экологического менеджмента (СЭМ, – ред.). Также Марк Хаммар – сертифицированный ведущий аудитор по стандартам ISO 9001, AS 9100 и ISO 14001.
Серия стандартов ISO 9000 включает три документа, плюс еще один вспомогательный норматив, который дополняет серию. Стандарты ISO 9000, ISO 9001 и ISO 9004 образуют серию ISO 9000 «Управление качеством»; ISO 19011, представляющий собой руководство по аудиту систем менеджмента, выступает в качестве дополнения, поскольку стандарт с требованиями к аудиту используют, чтобы аудитировать системы менеджмента качества по ISO 9001.
(В числе типов документов ISO (Международная организация по стандартизации – International Organization for Standardization) нет ничего похожего на «дополнительный документ», однако стандарт ISO 19011 часто упоминается даже в документах самой Международной организации как часть серии ISO 9000, – прим. ред.)
ISO 9000: это стандарт, нормативные ссылки на который есть в ISO 9001, ISO 9004 и AS 9100, а также во многих других стандартах, имеющих отношение к системам менеджмента качества. ISO 9000 – это первый документ серии стандартов ISO 9000. У данного стандарта две основные задачи. Прежде всего, он дает определения многочисленным специальным терминам, которые являются общими для всех стандартов по тематике СМК. Затем, ISO 9000 описывает фундаментальные принципы управления качеством, на которые опирается, в том числе ISO 9001. Впрочем, нужно подчеркнуть, что ISO 9000 не содержит требований, на соответствие с которыми можно сертифицировать компанию или ее систему менеджмента. Для это предназначен ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».
ISO 9001: это наиболее широко применяемый свод требований для разработки СМК, он включает требования к разработке и внедрению системы качества, сфокусированной на повышении удовлетворенности потребителей компании. Требования, в свою очередь, базируются на управленческом цикле улучшения PDCA (Plan-Do-Check-Act – Планируй-Делай-Проверяй-Действуй, – ред.). Планируй работу в рамках СМК, Делай запланированное в системе качества, Проверяй работу СМК на соответствие установленным требованиям, Действуй с учетом полученной информации для устранения проблем. Этот шаг переносит нас вновь в начало цикла, в фазу планирования. Для получения развернутой информации по циклу PDCA читайте нашу статью «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй в стандарте ISO 9001». ISO 9001 содержит информацию, необходимую компании для внедрения СМК. По этому стандарту проводят сертификацию систем качества, и такой вид сертификации широко распространен и хорошо известен в мире.
ISO 9004: это нормативный документ, который можно использовать совместно с ISO 9001, когда вы внедряете систему менеджмента качества, но это возможность, а не обязанность. Стандарт предназначен для тех работающих с системами качества компаний, которые хотят получить руководство по тому, как сделать свою систему еще более эффективной (Достаточно сказать, что полное название документа ISO 9004 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества», – ред.). В отличие от ISO 9001, ISO 9004 не годится для сертификации, использования при выработке контрактных требований и условий регуляторов рынка. Это означает, что вы не можете сертифицировать свою СМК на соответствие ISO 9004, также невозможно себе представить, что ISO 9004 появится в законодательных требованиях или его станут упоминать в коммерческих договорах. Тем не менее, ISO 9004 может быть очень полезен, он представляет собой хороший источник идей о том, как заставить вашу СМК работать и сделать ее эффективной.
ISO 19011: это еще один стандарт, опубликованный Международной организацией по стандартизации. Его содержание – требования к аудиту систем менеджмента. Здесь есть все входные требования, необходимые для составления программы аудита и успешного его проведения. Документ также представляет собой прекрасный источник информации для обучения любого специалиста проведению аудитов систем качества и систем экологического менеджмента. В том числе оттуда могут почерпнуть все необходимое сертификационные аудиторы, которые оценивают компании на соответствие требованиям ISO 9001 и ISO 14001.
Другие распространенные стандарты по системам менеджмента качества
Ниже мы поговорим о некоторых наиболее распространенных отраслевых стандартах СМК. Как и ISO 9001, эти стандарты состоят из требований, применяя которые можно разработать и внедрить в организации систему качества.
AS 9100: данный норматив основан на ISO 9001 и кроме положений стандарта ISO содержит еще и специализированные требования для организаций аэрокосмической отрасли. «Аэрокосмические» положения AS 9100 освещают, в частности, такие аспекты, как риск-менеджмент и управление конфигурацией проекта. Внедренная в соответствии с AS 9100 система качества может быть после этого сертифицирована.
ISO 13485: стандарт был опубликован Международной организацией по стандартизации для организаций, желающих внедрить СМК в производстве медицинского оборудования. Также предполагалось, что их будут использовать организации-регуляторы, которые взаимодействуют с производителями медицинских приборов. На соответствие с этим стандартом тоже можно сертифицировать свою СМК.
ISO/TS 16949: в этом нормативе вы найдете адаптацию требований ISO 9001 для отрасли производства автомобилей и автокомпонентов. ISO/TS 16949 дополняет отраслевые требования к общим положениям из ISO 9001, эти требования явились плодом консенсуса ведущих автопроизводителей, заинтересованных в ISO 9001. По факту, сегодня каждый крупный закупщик отрасли имеет еще и свои уникальные требования к подрядчикам, вдобавок к ISO/TS 16949. СМК по ISO/TS 16949 тоже может быть сертифицирована, как и по другим перечисленным стандартам.
MBNQA: Национальная премия качества М. Болдриджа создана как форма признания достижений американских компаний в области делового совершенства. В премии предусмотрен ряд критериев оценки компаний по развитости системы качества и делового совершенства (Модель Болдриджа, – ред.). Руководствуясь этими критериями, иногда внедряют и оценивают на соответствие СМК. Кроме оценки третьей стороной при получении премии сегодня не существует других форм сертификации по Модели Болдриджа.
Управленческие концепции, связанные с управлением качеством
Существует ряд управленческих концепций, которые используются для достижения совершенства качества продукции и достижения улучшений, но они не существуют в форме свода требований, заручившись которыми можно внедрять СМК. И нет сертификации по ним.
Lean: идея этого подхода заключается в том, чтобы максимизировать прибыль путем устранения всех лишних издержек. Кредо сторонников lean можно охарактеризовать так: все, что увеличивает стоимость результата работы, но не добавляет стоимость, должно управляться или устраняться из практики. Так в lean-менеджменте повышают эффективность процессов. Lean-менеджмент, который также принято называть «бережливым производством» появился в 90-х, в результате работы Производственной системы «Тойоты», внедренной компанией «Тойота». Концепция опиралась на идею сокращения «семи издержек», увеличивающих потребительскую стоимость товара.
«Шесть Сигм»: этот концепт объединяет ряд инструментов и управленческих практик, предназначенных для улучшения процессов. Система «Шесть сигм» сконцентрирована на статистических выходах из процессов. Она применяется во многих организациях для увеличения эффективности системы качества путем воздействия на результаты реализации процессов. Однако сама «Шесть Сигм» не образует СМК. Инструментарий «Шесть Сигм» разработали в компании «Моторола», в 1986 году. Разработчиками они предназначались для повышения качества процессов и выходов из них. Принцип – идентификация причин несоответствий и их устранение.
TQM: Всеобщее управление качеством – это набор полезных практик для повышения эффективности реализации процессов в компании. Выработанные в TQM подходы задуманы для поддержки деятельности по управлению качеством, но не формируют комплекс, с помощью которого можно внедрить систему менеджмента качества. Всеобщее управление качеством возникло в начале 80-х и к концу декады приобрело широкое распространение. К концу 90-х концепция TQM была в основном вытеснена ISO 9001, lean и «Шесть Сигм». Впрочем, надо сказать, что многие идеи TQM все еще используются в связи с перечисленными новыми парадигмами управления качеством.
Перевод: сотрудник «Единый Стандарт» Валентин Рахманов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник