С 1 сентября 2021 года запускается новая модель аттестации педагогических работников
В прошлом году Министерством просвещения был утвержден приказ №713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который продлил действие квалификационных категорий до 31 декабря 2021 года. Отметим, что речь в данном случае идет о документах, сроки действия которых заканчиваются с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года.
Вместе с тем ведомство анонсировало, что с 1 сентября 2021 года в режиме апробации запускается новая модель аттестации педагогических работников. Так, планируется внедрить формат профессионального развития специалистов, в который войдут такие должности, как:
- ;
- старший учитель (учитель-методист);
- ведущий учитель (учитель-наставник).
Для того, чтобы перейти с должности учителя на должность старшего учителя необходимо отработать не менее пяти лет в школе. Занять позицию ведущего учителя можно будет только после 10 лет.
Новый формат аттестации предполагает осуществлять проверку педагогических работников на соответствие профессиональному стандарту. Модель аттестации построена на необходимости оценки следующих компетенций у педагога:
- предметные компетенции;
- методические компетенции;
- психолого-педагогические компетенции;
- коммуникативные компетенции.
В качестве испытаний предполагается:
- тестирование знаний по своему предмету;
- решение педагогического кейса;
- анализ практической работы;
- анализ индивидуальных достижений учителя.
Иными словами, это будут единые федеральные оценочные материалы, что избавит процедуру от присутствующей сейчас субъективности.
Источник
Министерство образования московской области официальный сайт аттестация педагогов приказы
О внесении изменения в приказ министерства образования Тульской области от 25.01.2021 № 60 «Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области»
Без тегов
Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области
Без тегов
Об утверждении графика проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории
Без тегов
Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области
Без тегов
О проведении аттестации руководителей государственных организаций, подведомственных министерству образования Тульской области»
Без тегов
О внесении дополнения в приказ министерства образования Тульской области от 03.10.2014 № 925 «Об утверждении состава Областного банка экспертов»
Без тегов
О проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Без тегов
Об утверждении графика проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории
Без тегов
Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области
Без тегов
Об утверждении графика проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории
Без тегов
Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Тульской области
Без тегов
Об утверждении графика проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории
Без тегов
Об утверждении графика проведения экспертизы профессиональной деятельности педагогических работников для установления квалификационной категории
Источник
Как педагогам пройти аттестацию в Подмосковье
Аттестация является формой подтверждения навыков и опыта специалиста. Большинство учителей в регионе имеют первую или высшую категории. О том, как педагогическим работникам в Подмосковье пройти аттестацию, читайте в материале портала mosreg.ru.
Порядок и сроки прохождения аттестации
Рассмотрение документов на заседании
Пройти аттестацию могут педагогические работники образовательных организаций, расположенных на территории Московской области.
Основанием для проведения аттестации является личное заявление на первую или высшую квалификационную категорию.
Срок проведения аттестации педагогических работников не более 90 дней.
Сведения о проведенных экспертных процедурах поступают в аттестационную комиссию, которая при успешном прохождении экспертизы выносит решение об установлении квалификационной категории или же об отказе, если профессиональная деятельность педагога не соответствует требованиям.
По итогам заседания издается приказ министра образования Московской области об установлении квалификационных категорий педагогам.
Результаты аттестации педагогический работник может обжаловать.
Аттестационные комиссии
Для проведения аттестации педагогов сформированы аттестационные комиссии:
— по аттестации педагогических работников государственных организаций Московской области, осуществляющих образовательную деятельность;
— по аттестации педагогических работников муниципальных и частных организаций в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность.
Информация об аттестуемых направляется через Региональный центр экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» председателям экспертных групп при аттестационных комиссиях для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности педагогов.
Как проходит экспертиза
Центр повышения профмастерства педагогов
Источник: ©, пресс-служба администрации Коломенского городского округа
Эксперты в согласованные сроки выезжают по месту работы аттестуемых для проведения экспертизы, которая включает:
— участие в открытом уроке;
— оформление экспертного заключения.
Экспертные заключения включают показатели по направлениям деятельности педагогов, которые оцениваются по балльной шкале.
Экспертные заключения подписываются членами экспертной группы, председателем экспертной группы и аттестуемыми.
Требования для получения первой категории
Источник: РИАМО, Анастасия Осипова
Первую квалификационную категорию педагогам присваивают с учетом:
— стабильных положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— выявления развития способностей к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
— личного вклада аттестуемого в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Требования для получения высшей категории
Губернатор Московской области наградил лучших директоров школ Подмосковья
Высшую квалификационную категорию педагогам присваивают с учетом:
— достижения положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— достижения положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования;
— выявления и развития способностей обучающихся к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
— активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса и профессиональных конкурсов.
В каких случаях может быть отказано
свет, лампочка, отключение света, свеча, Москва
После рассмотрения заявлений педагогам может быть отказано в прохождении аттестации, если:
— педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории, не имея первой квалификационной категории;
— педагогический работник обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые ранее, чем через два года после установления ему первой квалификационной категории;
— педагогический работник, которому при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращается
в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию ранее, чем через год со дня принятия аттестационной комиссией решения;
— лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает должности педагогических работников в организациях образования.
Источник
Приказ об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации
Об установлении первой и высшей квалификационных категорий педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации
В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 г.
№ 187 «Об утверждении Регламента работы аттестационной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации» и на основании решения аттестационной комиссии Министерства просвещения Российской Федерации для проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 28 марта 2019 г. № ТС-18/08пр), п р и к а з ы в а ю:
Установить сроком на пять лет педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации:
первую квалификационную категорию согласно приложению № 1
к настоящему приказу;
высшую квалификационную категорию согласно приложению № 2
к настоящему приказу.
Заместитель Министра | Т.Ю. Синюгина |
к приказу Министерства просвещения
от « 04 » апреля 2019 г. № 157
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, которым установлена первая квалификационная категория
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа»:
- Калинов Е.В. – мастер производственного обучения
- Стрижова А.А. – педагог-психолог
- Чертыкова В.П. – педагог-психолог
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
- Вахрушев Д.А. – мастер производственного обучения
- Кирюхин Н.Н. – социальный педагог
- Мильшин А.И. – воспитатель
- Пинчук В.Б. – преподаватель
- Тюфякова Е.В. – преподаватель
- Шастун В.Н. – мастер производственного обучения
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
- Богдашева И.Н. – воспитатель
- Горелова О.В. – воспитатель
- Захарова С.А. – воспитатель
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
к приказу Министерства просвещения
от « 04 » апреля 2019 г. № 157
педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, которым установлена высшая квалификационная категория
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Абаканское специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа»:
- Глазко Н.И. – воспитатель
- Головкова Е.А. – педагог-психолог
- Попков А.В. – преподаватель
- Сафрайдер Ю.И. – воспитатель
- Уксекова А.К. – педагог-организатор
- Филатова Т.В. – воспитатель
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Омское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
- Волкова И.И. – преподаватель
- Здубняков Е.Н. – старший воспитатель
- Иванова Н.Н. – преподаватель
- Кузнецова З.Г. – преподаватель
- Попова А.П. – преподаватель
- Ткаченко И.А. – старший методист
- Шепталина А.Б. – преподаватель
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Рефтинское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
- Бузмакова Е.Л. – старший методист
- Новикова И.В. – педагог-психолог
- Попова И.А. – учитель
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»:
Источник
Аттестация учителей по новым правилам в 2021 году: что об этом уже известно?
Новая модель аттестации учителей предполагает общие для всех учителей критерии оценки на основе Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). Такую проверку на соответствие занимаемой должности в обязательном порядке будут проходить все учителя. Также предусмотрена добровольная аттестация педагогов, желающих получить первую или высшую квалификационные категории.
Данная информация предназначена для желающих пройти переподготовку по педагогическим специальностям, а также уже работающих педагогов, повышающих свою квалификацию по дополнительным образовательным программам.
По сравнению с действующими требованиями к аттестации учителей новая модель имеет свои особенности.
- Во-первых, она направлена на оценку уровня педагогического мастерства учителя вне зависимости от места его работы. На данном этапе впервые предъявляются единые для всех требования к предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям, а оценочные материалы позволяют дать объективную оценку профессиональным навыкам педагога.
- Во-вторых, модель учитывает требования профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Определяемые при помощи ЕФОМ компетенции представляют собой требования к знаниям и навыкам, утвержденные приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, но предполагают разный уровень овладения ими. В будущем это позволит доработать профессиональный стандарт учителя и сделать его многоуровневым.
- В-третьих, предметные компетенции учитывают требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- В-четвертых, аттестация будет включать мнение всех участников образовательного процесса, в том числе выпускников.
Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная
Аттестация учителей бывает двух видов:
- Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
- Добровольная — установление степени квалификации.
Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.
Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.
Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:
- Документации, удостоверяющей личность и образование;
- Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
- Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
- Профессиональных и деловых достижений педагога;
- Характеристики с места работы.
Преимущества новой модели аттестации учителей
Главная цель аттестации – подтвердить соответствие учителя квалификационным требованиям профессионального и образовательного стандартов.
Новая модель также позволит:
- стимулировать учителей на непрерывный профессиональный и личностный рост;
- выявлять проблемы педагога, вызванные недостатком профессиональных компетенций;
- определять траекторию карьерного роста педагога;
- формировать кадровый состав и справедливую систему оплаты труда учителей на основе единых стандартов;
- корректировать программы повышения квалификации учителей с учётом результатов их аттестации;
- учитывать мнение обучающихся и выпускников при формировании и проведении кадровой политики.
Сроки независимой аттестации педагогов
При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.
Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.
Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
- Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
- результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
- результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
- данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
- участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Данный раздел мотивированного представления работодателя содержит сведения:
- об аттестуемом учителе (пол, возраст, образование, ученые степени и научные звания, стаж, педагогическая нагрузка и уровень заработной платы и др.);
- об образовательной организации (качество обучения, сменность, наличие компьютерных и иных технических средств, средняя заработная плата учителей, этнокультурная характеристика, наличие обучающихся с особыми потребностями, особенности формирования контингента обучающихся);
- о населенном пункте (численность населения, транспортная доступность и т.д.).
Максимальная оценка данного этапа – 5 баллов. Она определяется как повышающий коэффициент (от 1,00 до 1,25) к балльному значению оценки динамики образовательных результатов.
- Оценка индивидуальных достижений учителя
Индивидуальные достижения учителя за последние 5 лет включают:
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- полученные звания, награды, грамоты, благодарности и иные поощрения;
- результаты научной, методической и наставнической деятельности;
- мнения выпускников, завершивших обучение в общеобразовательной организации за 4 года и более до проведения аттестации.
Прием и учет мнений выпускников должен подразумевать их верификацию. Если учитель работает в образовательной организации менее 5 лет, сбор такой информации организуется по месту его предыдущей работы.
Максимальная оценка достижений учителя – 15 баллов. За каждое достижение может быть начислено не более 2 баллов. Исключение составляет учет мнения выпускников и особые достижения, за которые может быть добавлено по 5 баллов.
Какие условия и формы аттестации
Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.
Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.
В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:
- ответы на профессиональные вопросы;
- прохождение тестов на компьютере,
- подготовка конспекта проведения урока;
- решение нестандартных ситуации;
- собеседование.
При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.
Что такое национальная система учительского роста
История Национальной системы учительского роста (или НСУР) тянется с декабря 2015 года, когда президент России Владимир Путин поручил разработать систему, призванную обеспечить проверку компетенций современного учителя и создать механизм, способствующий карьерному росту педагогов.
Официально говорится, что НСУР должна обеспечить объективную оценку знаний и навыков учителей, упростить процедуру аттестации и дать обновленную систему классификации педагогических должностей с учетом требований времени.
Разработка системы связана с окончанием переходного периода по внедрению профессиональных стандартов педагогов. Соответственно, и обязательная аттестация педагогов связана с переходом на применение профессиональных стандартов.
Одно из нововведений – появление должностей старшего и ведущего учителя.
И один из главных элементов НСУР – единые федеральные оценочные материалы
(ЕФОМ). Это основные правила проведения аттестации педагогов: теперь вместо разных правил в разных регионах аттестация будет проходить по единым правилам во всей стране.
Предполагается, что ЕФОМ позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям, и дать оценку их компетенциям – предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным (соответственно, для каждого блока компетенций предусмотрены определенные оценочные материалы).
Основной целью НСУР определили повышение качества работы учителей и уровня их ответственности за результаты своего труда. Все это разбивается на несколько отдельных задач
- профессиональный рост учителя должен происходить в течение всей трудовой деятельности;
- внедряется эффективный контракт. Если кратко, то это привязка уровня оплаты труда педагога (стимулирующей части) к конкретным показателям его деятельности, большая часть из которых выражается количественно;
- главный критерий роста – профессиональный стандарт;
- аттестация учителей должна перейти от контроля к развитию, и т.д.
Другими словами, НСУР должна сделать из учителей профессионалов, которые организуют свою деятельность с учетом достижений науки и педагогического опыта
. При всем этом НСУР не должна стать навязанным «сверху» механизмом (но по факту получается, что ее мероприятия вводят фактически в обязательном порядке).
Фактически все сводится к двум основным мероприятиям: доработка и внедрение профстандартов для педагогических работников, и внедрение новой системы аттестации педагогов. И больше всего вопросов у учителей вызывает
именно второй пункт.
Особенности
Аттестация преподавателей проходит по нескольким темам, она достаточно сложная. Педагог должен ответить на вопросы по психологии и педагогике, по законодательству, по методам и средствам преподавания. Также он должен отлично знать свой предмет.
ВАЖНО! Основная форма прохождения аттестации – тестирование.
Оно будет считаться пройденным, если педагог ответить как минимум на шестьдесят из ста вопросов. Дается время на ответы – два с половиной часа.
Результаты аттестации работнику должны быть известны сразу. Составляется протокол, в нем указываются результаты, документ подписывается каждым членом комиссии. Если педагог не согласен с результатами аттестации, он может их обжаловать.
Процесс обжалования регулируется Приказом Министерства РФ под номером 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педработников…». Подается заявление в комиссию по трудовым конфликтам, можно также обратиться в суд. Время на подачу заявления по обжалованию – три месяца.
Что выяснилось в ходе апробации системы
Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться
, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.
Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:
- на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
- вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
- видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
- диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.
Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России
, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.
Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе
Источник