IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Мониторинг в сфере финансового менеджмента осуществляется в рамках контрольной функции и представляет собой регулярное наблюдение за финансовыми показателями вуза.
Целями проведения мониторинга являются: оценка эффективности бюджетных расходов, качества использования финансовых ресурсов, экономической эффективности и конечных результатов деятельности организаций для реализации Минобрнауки России положений Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике, направленных на повышение качества государственных услуг и бюджетной устойчивости организации государственного сектора высшего образования [1, c. 486].
Данный мониторинг осуществляется Министерством образования и науки РФ. Мониторинг позволяет выявить вузы, которые имеют финансовые показатели в соответствии с их нормативными значениями.
Ежегодно Министерство осуществляет анализ деятельности вузов в части финансового менеджмента, который учитывает три группы показателей:
Показатели качества планирования финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) (Отношение фактических доходов от ПДД к запланированным доходам в последнем ПФХД, Наличие необоснованных остатков субсидии на выполнение государственного задания, Отношение фактических расходов от ПДД к запланированным доходам в первом ПФХД и др.);
Показатели финансовой устойчивости (доля поступлений от приносящей доход деятельности в общем объёме поступлений, Зависимость учреждения от заемных источников финансирования, Наличие просроченной кредиторской задолженности и др.);
Показатели стратегического развития (Доля выплат на фонд оплаты труда в общем объеме выплат, кадровый потенциал сотрудников финансово-экономической службы учреждения и др.) [2].
Лидирующую позицию в 2016 году в данном рейтинге занял Уральский федеральный университет (Таблица 1) [2].
Таблица 1
Результаты рейтинга качества финансового менеджмента образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России
Источник
Качество финансового менеджмента университета
Планирование расходов бюджетных средств необходимо осуществлять с определением конкретных целей, ожидаемых результатов и необходимых для этого затрат с контролем соответствия достигнутых результатов запланированным. В этой связи в системе финансирования высшего образования начались преобразования со вступлением Федерального Закона от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», направленного на повышение качества государственных услуг, который на законодательном уровне устанавливает связь между финансированием и контрольными цифрами приема [5].
Однако ориентация системы образования на более высокий результат требует нового подхода к обеспечению качества высшего профессионального образования, критериям его оценки, к организации системы финансирования образовательного и научно-исследовательского процессов. Для его реализации необходимо на государственном уровне установить связь финансирования и результатов комплексной оценки деятельности учреждений высшего образования на основе системы показателей.
В последнее время наблюдается несоответствие сложившейся системы высшего образования Российской Федерации требованиям качественной подготовки специалистов, эффективного расходования бюджетных средств, что подтверждается исследованиями Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ, экспертно-аналитическими материалами Счетной Палаты. Несмотря на низкую оценку работодателями уровня профессиональной подготовки выпускников, расходы из федерального бюджета по разделу высшее и послевузовское образование увеличились с 2006-2011 гг. более чем в два раза, составив в 2011 году 553,4 млрд. руб. (таблица 1).
Государственные расходы на образование [2, 3]
Государственные расходы на образование в процентах к ВВП
Государственные расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование в процентах к ВВП
Государственные расходы на образование из федерального бюджета (млрд. руб.)
Государственные расходы на высшее и послевузовское профессиональное образование (млрд. руб.)
Государственные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося в постоянных ценах 2000 г. в высшем и послевузовском образовании (тыс. руб.)
Государственные расходы на образование в расчете на 1 обучающегося в фактических ценах в высшем и послевузовском образовании (тыс. руб.)
Исследование тенденций бюджетного финансирования сферы образования в целом, и высшего и послевузовского образования, в частности в Российской Федерации свидетельствуют об их противоречивом характере. Несмотря на рост абсолютных объемов выделенных бюджетных средств на расходы учебных заведений всех уровней образования, не наблюдается роста государственных расходов образование в процентах к ВВП, аналогичная ситуация характерна для высшего и послевузовского образования.
За рассматриваемый период происходит снижение общей численности студентов, численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, что отражают данные, представленные в таблице 2. Общая численность студентов сократилась с 7309,8 тыс. чел. в 2006г. до 6490 тыс. чел. в 2011 году.
Численность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений ВПО по источникам финансирования, тыс. чел. [2]
Численность студентов на начало учебного года, всего
За свет средств бюджета в государственных и муниципальных учреждениях
С полным возмещением стоимости обучения в государственных и муниципальных учреждениях
В негосударственных учреждениях
Увеличение расходов бюджета на высшее образование и сокращение численности студентов, обучающихся за счет бюджетных средств характеризуют рост расходов на обучение на одного бюджетника, что также отражено в таблице 1. Однако увеличение объемов финансирования высшего образования не привело к увеличению удовлетворенности реального сектора экономики выпускниками вузов и увеличению доли трудоустроившихся по специальности [4]. Это характеризует неэффективное использование бюджетных средств и инициирует внедрение механизмов повышения эффективности бюджетных расходов.
Значительным этапом повышения эффективности расходования бюджетных средств при финансировании высшего образования стал принятый Федеральный Закон от 08 мая 2010 года №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон выражает стремление государства в установлении связи между финансовым обеспечением бюджетного учреждения и результатом его работы путем перехода от сметного финансирования к предоставлению субсидии на оказание государственных услуг, содержащихся в государственном задании.
В контексте достижения императивов инновационного социально-ориентированного развития, система бюджетного финансирования высшего образования должна стимулировать высшие учебные заведения максимально эффективно использовать финансовые ресурсы и государственное имущество, повышая качество государственных услуг высшего образования, предоставляемых населению. Создаются предпосылки к поиску новых путей совершенствования финансового менеджмента в автономных учреждениях высшего профессионального образования и, особенно, в отношении системы финансового планирования, служащей основой управления финансовыми ресурсами вуза, оценки качества финансового менеджмента вуза. В этой связи Министерство образования и науки, как главный распорядитель бюджетных средств для системы высшего образования внедряет мониторинговые технологии, с помощью которых можно оценить эффективность образовательный организаций, качество платных услуг, финансового менеджмента [1].
Разработаны методические рекомендации по проведению мониторинга и оценки финансового менеджмента вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Предметом мониторинга (оценки) эффективности бюджетных расходов, финансовой устойчивости и качества финансового менеджмента являются качество использования финансовых ресурсов, экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минобрнауки России. Показатели мониторинга и оценки финансового менеджмента вузов структурированы по трем направлениям: эффективности бюджетных расходов; показатели финансовой устойчивости; показатели качества финансового менеджмента.
Показатели рассчитываются на основе данных, собранных в интерактивном режиме, плана финансово-хозяйственной деятельности, отчетов по плану, полученных в результате мониторинга платных услуг, отраслевого мониторинга эффективности (таблица 3).
Расчет показателей оценки качества финансового менеджмента на примере «Южный федеральный университет»
Наименование показателя
Нормативное значение
Значение по ЮФУ (2012 г.)
1. Показатели эффективности бюджетных расходов
Показатель структурного прироста доходов
Показатель качества планирования собственных доходов учреждения
от 80-89% и 110-119% — удовлетворительно;
≤ 80%, ≥ 120% — неудовлетворительно
Показатель качества планирования расходов за счет субсидий по отдельным видам расходов
от 80-89% и 110-119% — удовлетворительно;
≤ 80%, ≥ 120% — неудовлетворительно
Показатель качества планирования расходов за счет собственных средств по отдельным видам расходов
от 80-89% и 110-119% — удовлетворительно;
≤ 80%, ≥ 120% — неудовлетворительно
Коэффициент инвестирования программных доходов за счет средств субсидии
Показатель носит рекомендательный характер
Ориентировочное значение от 0- 0,3
Коэффициент инвестирования программных расходов за счет собственных средств
Показатель носит рекомендательный характер
Коэффициент реинвестирования программных расходов
Показатель носит рекомендательный характер
0,32 (без учета инфляции)
Структурный показатель недвижимого имущества
Показатель носит рекомендательный характер
Структурный показатель особо ценного движимого имущества
Показатель носит рекомендательный характер
2. Показатели финансовой устойчивости
Доля поступлений от приносящей доход деятельности за исключением поступлений от оказания услуг (работ) относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе
≥0,45 — для автономных
≥0,3 — для бюджетных
Коэффициент обновления основных средств
Коэффициент роста нефинансовых активов
Показатель носит рекомендательный характер
Не может быть равен 0
Показатель удельного веса нематериальных активов
Показатель носит рекомендательный характер
Коэффициент просроченной кредиторской задолженности
Коэффициент нереальной к взысканию дебиторской задолженности
Показатель носит рекомендательный характер,
3. Показатели качества финансового менеджмента
Доля фонда оплаты труда неосновного персонала в общем фонде оплаты труда
Доля стимулирующего фонда оплаты труда научно-педагогических работников
≤30%, при условии, если средний оклад не менее 80% от средней з/п по региону
Коэффициент изменения средней заработной платы научно-педагогических работников за отчетный период.
В результате пилотной апробации расчета показателей методики оценки качества финансового менеджмента на примере ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет» были получены данные, на основе которых были получены следующие выводы.
Показатель структурного прироста доходов отражает, что общий прирост доходов опережает прирост доходов по приносящей доход деятельности и имеет значение меньше нормативного на 0,2, что в целом отрицательно сказывается на финансовой автономии вуза. Показатель качества планирования собственных доходов учреждения имеет значение в пределах нормы, что характеризует высокое качество планирования собственных доходов. Показатель качества планирования расходов за счет субсидий по отдельным видам расходов имеет удовлетворительное значение, что обусловливает необходимость повышения эффективности администрирования расходов за счет средств субсидий. Показатель качества планирования расходов за счет собственных средств по отдельным видам расходов имеет значение 79,2%, что является неудовлетворительным и обусловливает необходимость повышения эффективности администрирования расходов за счет собственных средств по отдельным видам расходов. Необходимо повысить качество администрирования расходов вуза за счет всех источников поступлений.
Коэффициент инвестирования программных доходов за счет средств субсидий имеет нулевое значение, вследствие отсутствия программ развития. Коэффициент инвестирования программных расходов за счет собственных средств имеет значение 0,25, что свидетельствует о том, что 25% поступлений от оказания услуг (работ) относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе с учетом субсидии на госзадание расходуется на программные цели развития вуза при отсутствии государственного финансирования в текущий период. Коэффициент реинвестирования программных расходов имеет значение 0,32, это свидетельствует о том, что за период реализации программы развития, с учетом финансирования из всех источников дополнительный объем привлекаемых финансовых ресурсов составил 32% от общего объема программных расходов.
Структурный показатель недвижимого имущества равен 0,44, свидетельствует о том, что недвижимое имущество в структуре основных средств занимает меньше 50%. Структурный показатель особо ценного движимого имущества имеет значение 0,34, свидетельствует о том, что особо ценное движимое имущество в структуре основных средств занимает меньше 40%.
Доля поступлений от приносящей доход деятельности за исключением поступлений от оказания услуг (работ) относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе равна 20%, что в 2 раза превышает нормативное значение и свидетельствует о большом объеме приносящей доход деятельности за исключением поступлений от оказания услуг (работ) относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе. В этой связи вуз является налогоплательщиком и не имеет льготы по налогу на прибыль.
Коэффициент автономии имеет значение 0,42, что примерно соответствует нормативному значению ≥ 0,45 и характеризует достаточно высокую долю собственных средств в общем объеме поступлений. Коэффициент износа основных средств равен 1,25, что больше нижней границы нормативного значения и свидетельствует о своевременном обновлении материально-технической базы вуза. Коэффициент роста нефинансовых активов равен 0,27, что характеризует необходимость обновления материально-технической базы, прежде всего за счет нематериальных активов, также исходя из значений показателей №12 и 14.
Показатель удельного веса нематериальных активов имеет значение 0,001, что обусловливает необходимость накопления нематериальных активов вуза. Коэффициент просроченной кредиторской задолженности имеет нулевое значение, что свидетельствует об отсутствии просроченных кредиторских обязательств у вуза, что является положительной тенденцией. Коэффициент нереальной к взысканию дебиторской задолженности равен 0 и отражает отсутствие у вуза нереальной к взысканию дебиторской задолженности.
Доля фонда оплаты труда неосновного персонала в общем объеме фонда оплаты труда имеет значение 40%, что соответствует нормативному значению. Доля стимулирующего фонда оплаты труда научно-педагогических работников имеет значение 27%, что свидетельствует о сбалансированной структуре фонда оплаты труда научно-педагогических работников вуза. Коэффициент изменения средней заработной платы научно-педагогических работников равен 1,3, что свидетельствует о росте заработной платы на 30% по отношению к прошлому периоду.
Рецензенты:
Гриненко С.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой инноватики и экономического проектирования ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог;
Макареня Т.А., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой инженерной экономики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог.
Источник
Качество финансового менеджмента университета
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2019 года N 1031
(с изменениями на 22 октября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466) и в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета мониторинга качества финансового менеджмента,
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации —
Министр финансов Российской Федерации
А.Г.Силуанов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14 ноября 2019 года N 1031
Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента
(с изменениями на 22 октября 2020 года)
I. Общие положения
1. Методические рекомендации по проведению мониторинга качества финансового менеджмента (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с абзацем сороковым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 31, ст.4466) в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению финансовыми органами (органами управления государственными внебюджетными фондами), а также главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета (далее — главные администраторы бюджетных средств) мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101).
2. Методические рекомендации направлены на оказание финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) и главным администраторам бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента, содействия по вопросам проведения мониторинга качества финансового менеджмента, разработки порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренного пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также определения случаев и порядка передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
3. Методические рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм, носят рекомендательный характер и могут учитываться при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе могут быть использованы при подготовке нормативных правовых актов и ведомственных (внутренних) актов, определяющих порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента.
4. В настоящих Методических рекомендациях:
под финансовым менеджментом понимается организация и исполнение распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета (далее — администратор бюджетных средств), главным администратором бюджетных средств, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) бюджетных процедур в целях исполнения бюджетных полномочий;
под бюджетными процедурами понимаются процедуры, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
под операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры понимается одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и ведомственных (внутренних) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
под значением показателя качества финансового менеджмента понимается величина, характеризующая результат выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
под целевым значением показателя качества финансового менеджмента понимается целевой ориентир значения показателя качества финансового менеджмента, достижение которого свидетельствует о высоком качестве финансового менеджмента. Качество финансового менеджмента определяется по результатам проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
под мониторингом качества финансового менеджмента понимается проводимый субъектом мониторинга анализ и оценка исполнения объектом мониторинга бюджетных полномочий, в том числе результатов выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
под субъектом мониторинга понимается финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) и главный администратор бюджетных средств, которые проводят мониторинг качества финансового менеджмента;
под объектом мониторинга понимается главный администратор средств соответствующего бюджета, подведомственный ему администратор бюджетных средств, в отношении которых проводится мониторинг качества финансового менеджмента;
под главным администратором средств соответствующего бюджета понимаются органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, органы местной администрации, а также наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, и иные организации, которые в обязательном порядке осуществляют бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а также могут осуществлять бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со статьями 158, 160.1 и 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 16, ст.1825). В частности, в отношении территориального органа федерального органа исполнительной власти, являющегося главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации и не являющегося главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации не проводит мониторинг качества финансового менеджмента;
под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.
5. Мониторинг качества финансового менеджмента во исполнение требований пункта 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проводится:
1) финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в установленном им порядке в отношении главных администраторов средств соответствующего бюджета;
2) главным администратором бюджетных средств в установленном им порядке в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств.
6. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в целях:
определения качества финансового менеджмента объектов мониторинга;
предупреждения, выявления и пресечения бюджетных нарушений, определенных статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101);
выявления объектами мониторинга бюджетных рисков;
подготовки и реализации объектами мониторинга мер, направленных на минимизацию (устранение) бюджетных рисков, повышение качества финансового менеджмента, в том числе на достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента.
7. Представленные Методические рекомендации носят обобщенный характер, и каждый субъект мониторинга исходя из особенностей осуществления бюджетных полномочий объектами мониторинга и в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать в том числе:
1) вид правового акта, которым устанавливается порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента;
2) правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, в частности, дополнять, исключать и (или) уточнять приведенные в Методических рекомендациях показатели качества финансового менеджмента, формулы и подходы (критерии), используемые для их расчета и анализа, а также устанавливать целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
3) правила формирования и представления информации, необходимой для проведения указанного мониторинга, в частности, определять источники информации, сроки предоставления необходимых сведений и формы этих сведений, особенности взаимодействия субъектов и объектов мониторинга при обмене информацией;
4) правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять форму и содержание этого отчета, периодичность и особенности его публикации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также способы использования информации, содержащейся в отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента;
5) иные положения, необходимые для проведения мониторинга качества финансового менеджмента, в частности, определять случаи и порядок передачи полномочий по проведению мониторинга качества финансового менеджмента.
9. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить на основании бюджетной отчетности объектов мониторинга, общедоступных (размещенных на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") сведений (в том числе информации из Единого портала бюджетной системы Российской Федерации), а также сведений, содержащихся в информационных системах субъекта мониторинга, и необходимой для расчета показателей качества финансового менеджмента информации, представляемой объектами мониторинга (далее — источники информации).
10. Мониторинг качества финансового менеджмента может состоять из годового мониторинга качества финансового менеджмента и (или) мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого с иной периодичностью, в частности, за полугодие, ежеквартально, ежемесячно.
Периодичность и сроки проведения мониторинга качества финансового менеджмента устанавливаются субъектом мониторинга самостоятельно.
11. Мониторинг качества финансового менеджмента рекомендуется проводить с учетом результатов внешней проверки контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) годовой бюджетной отчетности главных администраторов (администраторов) бюджетных средств (в части информации о выявленных в объектах мониторинга бюджетных нарушениях).
12. Результатом проведения мониторинга качества финансового менеджмента является отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента.
II. Расчет и анализ значений показателей качества финансового менеджмента
13. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется рассчитывать с использованием данных из источников информации по каждому объекту мониторинга:
целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
значения показателей качества финансового менеджмента, характеризующие результаты выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе характеризующие качество управления расходами и доходами бюджета, ведения учета и составления бюджетной отчетности, организации и осуществления внутреннего финансового аудита), а также управление активами, осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
отклонения значений показателей качества финансового менеджмента от целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
итоговую оценку качества финансового менеджмента.
14. При расчете целевых значений показателей качества финансового менеджмента и итоговой оценки качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложении N 1 к Порядку проведения мониторинга КФМ.
15. При расчете значений показателей качества финансового менеджмента рекомендуется руководствоваться подходами (формулами), указанными в приложениях NN 2-6 к Порядку проведения мониторинга КФМ, а также направлениями мониторинга качества финансового менеджмента, указанными в приложении к настоящим Методическим рекомендациям.
16. При проведении мониторинга качества финансового менеджмента рекомендуется применять показатели качества финансового менеджмента, отражающие наличие фактов бюджетных нарушений, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов мониторинга, а также отражающие исполнение представлений и предписаний органов государственного (муниципального) финансового контроля.
III. Формирование и представление отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, реализация результатов его проведения
17. На основании расчета показателей качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется сформировать отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента и пояснительную записку к нему (при необходимости).
В отчете о результатах мониторинга качества финансового менеджмента субъекту мониторинга рекомендуется указывать следующие сведения:
а) целевые значения показателей качества финансового менеджмента;
б) значения итоговой оценки качества финансового менеджмента по объектам мониторинга и значения показателей качества финансового менеджмента, используемых для ее расчета;
в) перечень показателей качества финансового менеджмента, значения оценок по которым отклоняются от их целевых значений в отрицательную сторону, по каждому объекту мониторинга;
г) рейтинг качества финансового менеджмента объектов мониторинга (например, сформированный по четырем группам: высокое, хорошее, удовлетворительное и неудовлетворительное качество финансового менеджмента).
18. Субъекту мониторинга рекомендуется направлять отчет о результатах мониторинга качества финансового менеджмента объектам мониторинга и (или) публиковать его на официальном сайте субъекта мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
19. Субъект мониторинга при определении формы отчета о результатах мониторинга качества финансового менеджмента вправе руководствоваться подготавливаемым в соответствии с Порядком проведения мониторинга КФМ Отчетом Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Источник
Оценено качество финансового менеджмента в вузах — Поиск — новости науки и техники
Минобрнауки опубликовало предварительную версию рейтинга качества финансового менеджмента вузов по результатам 2019 года. Уточненный вариант появится после сверки с данными самих вузов. На данный момент эксперты проанализировали индикаторы качества планирования, финансовой устойчивости, исполнения нормативных актов, стратегического развития образовательных организаций.
В общей сложности в рейтинг вошли 215 подведомственных Минобрнауки вузов. Первое место занимает Государственный университет управления, на втором находится Калужский госуниверситет им. К.Э. Циолковского, на третьем – Адыгейский госуниверситет. Вузов-участников Проекта 5-100 в первой десятке нет, многие из них даже не набрали 80% итогового индекса, чтобы войти в группу университетов с высоким уровнем менеджмента (всего 143 вуза). Среди НИУ выше остальных находится Белгородский государственный национальный исследовательский университет (16-е место), а Уральский федеральный университет – лучший из вузов с этим статусом (23-е место). Группа тех, кто показал неудовлетворительные результаты, небольшая – в нее вошли всего семь университетов с итоговым индексом менее 60%.
В этом году Минобрнауки намерено скорректировать методику формирования рейтинга. Департамент экономической политики министерства призывает университеты принять участие в процессе актуализации методики оценивания и готов рассмотреть предложения по показателям и их расчету, приняв их по электронной почте до 20 июля 2020 года.
Источник
Качество финансового менеджмента университета
Глобализация, сопровождающая развитие современного общества, и конкурентная борьба между компаниями, формирует потребность в специалистах, способных к финансовому управлению бизнесом в новых условиях. Эти условия включают в себя не только усиливающуюся конкуренцию, но также появление новых возможностей для создания и развития стартап-проектов, обращение новых финансовых инструментов, способных обеспечить компании минимизацию рисков, привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
Приоритет программы «Финансовый менеджмент» – формирование инструментального базиса профессиональной конструкции выпускника с последующим внедрением приобретенных компетенций в реальной бизнес-среде. Этот приоритет конкретизирован посредством учета в дисциплинах требований к компетенциям финансовых специалистов со стороны международных квалификационных программ: ACCA, CIMA, CFA, CMA. В рамках программы студентам обеспечивается возможность проверить на практике приобретаемые компетенции, а также подготовиться к собеседованию и прохождению тестирований в известные международные и российские компании.
Основными потребителями специалистов на рынке труда по данному профилю являются финансовые департаменты коммерческих организаций, банки, инвестиционные и страховые компании, государственные и муниципальные предприятия. Хорошим стартом карьеры в данной сфере являются стажировки в компаниях «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG).
Источник