Федеральная таможенная служба
Ответственность за нарушение таможенного законодательства
В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Перечень составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов:
- сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
- недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
- несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
- недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
- перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
- нарушение сроков временного хранения товаров;
- невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
- передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;
в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Перечень составов уголовных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов:
Источник
Комментарий к главе 16 КоАП РФ: нарушения в сфере таможенного дела. Часть 3.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность субъектов административных правоотношений за несоблюдение запретов на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного Союза или в РФ с территории Таможенного Союза.
Часть 1 данной статьи предусматривает, что несоблюдение установленных международными договорами и иными НПА РФ (изданы в соответствии с международными договорами) запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования на ввоз товаров влечет наложение штрафа (неэкономические запреты и ограничения).
Штрафы по данному составу различаются в зависимости от субъекта.
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – 1500 – 2500 рублей.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – 100 000 – 300 000 рублей.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА – 10 000 – 20 000 рублей.
Однако не стоит забывать, что суд при рассмотрении административного спора может, руководствуясь требованиями разумности, справедливости и соразмерности наказания вреду, причиненного правонарушением, снизить размер штрафа до размера ниже низшего предела. Это правило представляется разумным.
Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за несоблюдение норм международных договоров, ФЗ РФ (принятых на основе международных договоров) и т.д. но, произошедшее при ввозе товаров, запрет на ввоз которых носит экономический характер. (экономические запреты и ограничения).
Штрафы в данном случае также рознятся:
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА – 1000 – 2000 рублей(+КОНФИСКАЦИЯ), или КОНФИСКАЦИЯ.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА – 50 000 – 100 000(+КОНФИСКАЦИЯ), или КОНФИСКАЦИЯ.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА –5 000 – 10 000 рублей.
При рассмотрении таких дел, судам также стоит учитывать соразмерность наказания за правонарушение и вреда, который был этим правонарушением причинен.
Не менее важно то, что при применении ст. 16.3 КоАП РФ правоприменителям следует разграничивать запреты и ограничения экономического характера и запреты и ограничения, которые такового не носят.
Пленум ВС в п. 31 приводит перечень экономических и неэкономических запретов. К экономическим высшая судебная инстанция относит:
- Установление количественных ограничений
- Введение квоты
- Лицензирование
- Предоставление исключительного права на импорт/экспорт отдельного вида товаров
- Специальные защитные меры (специальная пошлина, импортная квота)
- Антидемпинговые меры (антидемпинговая пошлина)
- Компенсационные меры (компенсационная пошлина)
К неэкономическим ВС РФ отнес:
- Лицензии на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий используемых при создании оружия массового поражения
- Запрет на ввоз на территорию РФ отходов для захоронения.
- Разрешение МВД на ввоз оружия и т.д.
Фактором, на основании которого, Пленум разграничивает запреты и ограничения является интерес, который охраняется. В случае с неэкономическими запретами охраняются национальные интересы и цели, определенные ст. 32 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Некоторое время в правоприменительной практике возникали проблемы, связанные с разграничением составов ч.4 ст.16.1, ч.3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ. Данный вопрос был разрешен как на уровне Пленума ВС РФ [1] , так и на уровне подзаконных актов [2] .
Основным критерием разграничения вышеназванных составов является достоверность/недостоверность заявляемых в декларации сведений.
ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ à 16.3
НЕДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ à ч.4 ст.16.1, ч.3 ст. 16.2.
Данная статья дважды становилась предметом обжалования в Конституционном Суде РФ.
- Определение от 25.02.2010 г. №287-О-О (Заявитель ООО «Самотлор-НН»)
В данном деле, по мнению заявителя, ст. 16.3 КоАП РФ позволяло привлекать к административной ответственности за ввоз в РФ без лицензии шифровальных средств, перечень которых не был установлен законодателем, что ограничивает права, гарантированные ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
Позиция КС РФ: «Бланкетный характер оспариваемой нормы КоАП РФ и отсутствие в ней перечня шифровальных устройств, за незаконный ввоз или вывоз которых предусмотрена административная ответственность, не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя».
- Определение от 2 ноября 2006 г. № 537-О (Заявитель ООО «Новгородский филиал «Содружество»)
По мнению заявителя, данная статья на момент рассмотрения дела допускала возможность привлечения к административной ответственности лица без установления его вины, а потому противоречит статьям 15 (часть 3) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Позиция КС РФ: «…статья 16.3 КоАП Российской Федерации в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, не допускает привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.
Как следует из представленных материалов, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Номенклатура является нормативным правовым актом со всеми свойственными ему признаками. Именно на такой ее оценке основывались их решения о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений Новгородской таможни о привлечении ООО "Новгородский филиал "Содружество" к административной ответственности на основании статьи 16.3 КоАП Российской Федерации в связи с недоказанностью его вины. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа придерживался противоположного мнения — о том, что Номенклатура, как не относящаяся к нормативным актам, не подлежала опубликованию.
Между тем разрешение вопросов о том, является ли Номенклатура основной подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинных грузов) (товаров), ввоз которой на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации допускается по разрешению органов Государственной службы карантина растений Российской Федерации, актом, подлежавшим применению в деле заявителя и была ли она доступна для всеобщего сведения, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они установлены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Актуальная судебная практика по ст. 16.3 КоАП РФ: Постановление ВС РФ от 24 декабря 2015 г. № 305-АД15-17143, от 11 декабря 2015 г. N 303-АД15-15571, от 26 ноября 2015 г. N 307-АД15-12567.
[1] Постановление Пленума ВС от 24.10.2006 №18 (пункт 31)
[2] Письмо ФТС от 31.10.2007 г. № 01-06/40711 «О направлении обзора правоприменительной практики» (пункт 3)
Источник
Ответственность приобретателя за нарушения при ввозе товаров
Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.
Последствия незаконного ввоза для приобретателей
Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.
Пункт. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.
Кроме того, приобретатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ * . Указанная статья не ограничивает привлечение к административной ответственности только первым приобретателем товаров, поэтому к ответственности могут быть привлечены все организации и их работники, участвовавшие в цепочке продаж товаров на территории России до реализации товаров в розницу.
Право на получение информации о выпуске товаров
Новая редакция Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), вступившая в силу 24 июля 2016 г., предусматривает право организаций и физических лиц на получение информации о выпуске товаров.
Доступ осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать следующие сведения:
- номер декларации на товары;
- наименование страны происхождения товара;
- количество или вес нетто товара;
- порядковый номер декларируемого товара.
В ответе таможенного органа указывается информация о товаре, содержащаяся в соответствующей таможенной декларации:
- наименование товара;
- производитель (при наличии сведений);
- товарный знак, марка, модель, артикул, сорт товара;
- соответствие сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица;
- статус товаров в части их выпуска.
В случае подачи обращения в письменной форме информация должна быть представлена в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления такого обращения. Законом предусмотрена возможность подачи обращения посредством официального сайта ФТС России – в этом случае информация предоставляется также через сайт не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.
Комментарий ПГ: В настоящее время типовые формы обращений о предоставлении информации, а также технология предоставления информации через официальный сайт без использования личного кабинета пока находятся в стадии разработки.
Перенос момента таможенного контроля
В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров – одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Если ранее случаи проведения такого контроля были эпизодическими, то сейчас он проводится на плановой основе. В первую очередь это связано с общей концепцией переноса таможенного контроля с момента таможенного декларирования на момент после выпуска товаров в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и связанных с ними издержек бизнеса.
Необходимо отметить, что таможенные органы вправе проводить таможенные проверки в отношении выпущенных в свободное обращение товаров как непосредственно у декларантов, так и у лиц, которые приобрели ввезенные товары.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах должны быть указаны сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.
Однако данное ограничение касается только ответственности, установленной налоговым законодательством.
Комментарий ПГ: По нашему опыту, таможенные органы могут сделать вывод, что товары ввезены незаконно в случае, если сведения, указанные в счете-фактуре, не совпадают или не полностью совпадают со сведениями, содержащимися в таможенной декларации, находящейся в базе данных таможенных деклараций ФТС России. Например, номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре, по которому товары приобретены лицом на территории России, отсутствует в базе данных таможенных деклараций ФТС России или по такой таможенной декларации были ввезены другие товары, либо товаров ввезено в меньшем количестве, чем приобретено российским лицом по счету-фактуре или по нескольким счетам-фактурам.
Пример из практики
В нашей практике был случай, когда сведения по кондиционерам о наименовании, об их изготовителе, стране производства, количестве соответствовала, но различались сведения по их мощности: в счете-фактуре указано 60 Вт, а в таможенной декларации – 80 Вт.
Проверку проводило подразделение ФТС России, которое сделало вывод о том, что таможенная декларация, указанная в счете-фактуре, не подтверждает законность ввоза кондиционеров и предъявило претензии приобретателю этих кондиционеров.
Последствия выявления товаров, ввезенных с нарушениями таможенного законодательства
В случае выявления товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства, у приобретателя товаров возникают таможенные риски, которые могут отличаться в зависимости от того, будут ли таможенным органом выявлены доказательства, что в момент приобретения лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза товара.
Если таких доказательств нет, в соответствии со ст. 168 Закона № 311-ФЗ таможенный орган налагает на товары арест или изымает их, а лицу, у которого они изъяты, предлагает воспользоваться правом уплатить в отношении таких товаров таможенные платежи (при этом пеня не начисляется), представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить таможенное декларирование в упрощенном порядке.
Для реализации данного права лицу предоставляется 1 месяц. Если лицо не воспользовалось данным правом, товары передаются таможенным органом в Росимущество для реализации, уничтожения или утилизации.
Если доказательства будут обнаружены, то у приобретателя товара возникает уже не право, а обязанность по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный орган вправе принудительно взыскать сумму недоимки и пени, а также привлечь приобретателя к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ.
Прежняя практика получения информации о выпуске товаров
До принятия указанных изменений в ст. 100 Закона № 311-ФЗ право получения информации о выпуске товаров было предусмотрено Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1347. Однако такое право предоставлялось только лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю иностранными товарами. Производственные предприятия или организации, использующие иностранные товары для оказания услуг или выполнения работ, не могли воспользоваться этим правом.
Кроме того, сам порядок получения информации о выпуске товаров был очень трудоемким и зачастую бесполезным. Запрос лица должен был содержать подробные сведения о товаре, включая номер таможенной декларации, наименовании товара с указанием модели, марки и других признаков, стране происхождения товара, единице измерения и количестве товара, номере и дате сертификата соответствия. При наличии возможности также должны были быть указаны дата изготовления, код ОКП и код ТН ВЭД товара.
В ответ таможня могла сообщить о запрашиваемом товаре только одно из трех обстоятельств:
- таможенное оформление завершено, товар выпущен для свободного обращения;
- товар выпущен условно с ограничениями по пользованию и/или распоряжению в соответствии с условиями отдельных таможенных режимов;
- таможенное оформление товара согласно установленному порядку не произведено.
При отсутствии товара в своей базе данных или несовпадении хотя бы одной из указанных в обращении характеристик таможенный орган лишь сообщал заявителю, что таможенное оформление не произведено, без уточнения даже минимальных дополнительных сведений (например, не соответствует модель, артикул, цвет, технические характеристики, торговый знак, количество, код ТН ВЭД и т.д.).
Таким образом, получение отрицательного ответа означало, что заявителю требовалось дальнейшее прояснение ситуации с поставщиком и самостоятельное установление причин отсутствия у таможенного органа информации о таможенном декларировании товара.
Судебная практика по обжалованию решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей или постановлений о привлечении к административной ответственности складывалась для таможенных органов негативно.
Позиция арбитражных судов
Различия в сведениях о товарах, указанных в счетах-фактурах, со сведениями в таможенных декларациях не могут служить достаточным доказательством незаконности ввоза товаров. Существовавшие возможность и порядок проверки законности ввоза товаров не представляют собой эффективную правовую защиту интересов приобретателей товаров. В такой ситуации было бы неправомерным привлекать приобретателей незаконно ввезенных товаров к административной ответственности.
Последствия законодательных изменений
В целях изменения такой судебной практики внесены вышеуказанные изменения в ст. 100 Закона № 311-ФЗ. Теперь право получить информацию о выпуске товаров предоставлено любым лицам государств – членов таможенного союза и иностранным лицам без каких-либо ограничений.
Предусмотрена возможность упрощенного порядка обращения через сервис «Личного кабинета участника ВЭД» по адресу http://ved.customs.ru/ ** .
Обращение должно содержать минимум сведений, а в ответ таможенный орган должен предоставить подробную информацию о товаре.
Соответственно, обнаружив незаконно ввезенные товары у любых лиц, приобретших иностранные товары, таможенные органы для обоснования своих претензий могут использовать следующие аргументы:
- таможенным законодательством предоставлено право на бесплатный и быстрый доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске конкретных товаров, что позволяет исключить риск приобретения незаконно ввезенного товара; порядок реализации данного права является эффективной правовой защитой;
- то обстоятельство, что организация не воспользовалась предоставленным ей правом, указывает на несоблюдение в должной степени осмотрительности и непринятие мер в целях соблюдения таможенного законодательства.
Интеграция баз данных налоговых и таможенных органов
Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 Федеральная таможенная служба (ФТС России) переведена в ведение Минфина России, которому подчинена и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Данное изменение направлено на формирование единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.
В настоящее время ведется активная подготовка к консолидации информационных систем ФТС и ФНС.
В результате будет создана единая система администрирования налоговых и таможенных платежей, которая, как предполагается, позволит осуществлять сквозной контроль от момента ввоза товаров до их реализации в розницу и оперативно и эффективно выявлять сомнительные таможенные операции при импорте товаров, как в части ввоза товаров под видом других, так и в части занижения количества и стоимости товаров.
Комментарий ПГ: По нашему мнению, при таких обстоятельствах можно ожидать активизации деятельности таможенных органов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе у лиц, приобретающих товары иностранного производства на территории России.
О чем подумать, что сделать
Организациям, приобретающим товары иностранного производства у российских поставщиков, помимо общих мер по проверке контрагентов рекомендуется:
- внести изменения в преддоговорную работу, направленные на выяснение значимых обстоятельств;
- предусмотреть в договоре определенные обязательства продавца, направленные на предотвращение и минимизацию последствий таможенных рисков;
- проверять правильность заполнения счетов-фактур в части указания сведений о таможенных декларациях и стране происхождения товаров;
- наладить регулярную работу по проверке выпуска приобретаемых товаров.
Помощь консультанта
На основе практического опыта, в том числе судебного, в области таможенного права и ВЭД юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь по этим и иным таможенным вопросам.
С учетом конкретной ситуации мы поможем разработать систему мер, направленных на предупреждение таможенных рисков, а также осуществить защиту интересов организации и ее должностных лиц в случае проведения таможенными органами проверки или возбуждения административных дел.
*Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
**Для работы в личном кабинете требуется наличие электронной цифровой подписи
Источник
Понятие незаконного перемещения товаров через таможенную границу
Аннотация. В статье затронуты проблемы перемещения товаров через таможенную границу РФ, а именно – существующие на сегодняшний день административные нарушения в данной сфере. Количество данных нарушений за последние годы стремительно возросло: этому способствовали в некоторой степени усилившиеся темпы внешнего товарооборота, а также активная внешнеэкономическая деятельность, ставшая гораздо более свободной, чем раньше.
Поскольку речь идет о нарушениях в таможенной сфере, связанных с порядком перемещения товаров через границу, то, прежде всего, необходимо раскрыть понятие перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Указанное действие включает в себя ввоз или вывоз с территории конкретного государства товаров, транспортных средств, осуществляемые любым способом.
Каков же порядок, установленный законом, для вывоза товаров за пределы России? Рассмотрим более подробно особенности вывоза товаров из РФ. Важным этапом вывоза является их обязательное отражение в таможенной декларации. Что же касается незаконного вывоза товаров и ТС, то такое понятие получило законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, как основной источник правового регулирования в рассматриваемой сфере международных экономических отношений.
Но для того, чтобы правильно и точно квалифицировать действия, связанные с перемещением товаров и ТС через границу, важно понимать, какие именно действия подпадают под категорию незаконных. Так, незаконным перемещением будет считаться, если какие-либо товары были сокрыты от таможенного декларирования, а равно пересечение границы происходит в неустановленном месте. Но данными видами нарушений перечень незаконных деяний не ограничивается: так, например, если таможенная декларация содержит заведомо недостоверные сведения о перемещаемом через границу товаре, что повлекло оплату пошлины в недостоверном размере (неполном), то такое деяние также будет являться незаконным перемещением.
В КоАП РФ понятие незаконного перемещения товаров и ТС включает в себя сразу несколько действий:
— если при ввозе товаров на территорию РФ был нарушен порядок ввоза, а именно: ввоз в неустановленных для этого пунктах, минуя таможенные посты, в их нерабочее время, без соответствующего разрешения, выдаваемого таможенным органом;
— если при ввозе или вывозе товары были сокрыты от таможенного контроля (в тайниках либо иными способами, которые затруднили их обнаружение), а также перевозка одних товаров под видом других;
— если при ввозе товаров или ТС таможенному органы были сообщены ложные сведения о перевозимых товарах, количестве грузовых мест в транспортном средстве, их наименовании, а также в случаях, когда товары помещаются на временный склад для хранения на основании недействительных документов, либо использовании поддельного средства идентификации, и пр. [1]
Осуществляя вывоз товаров и ТС с территории государства, необходимо строго соблюдать следующие правила, установленные законом:
— своевременно подавать достоверную таможенную декларацию;
— любое лицо, пересекающее границу РФ путем входа, въезда, а также любое транспортное средство, перемещаемое через границу, обязательное должно находиться в зоне таможенного контроля (выше упоминалось, что пересечение государственной границы в неустановленных местах является нарушением).
Пропускные пункты, расположенные вдоль таможенной границы РФ, являются местами пересечения государственной таможенного границы. Создание данных пунктов регулирует Таможенный кодекс РФ [2].
Так, Таможенный кодекс устанавливает обязательный таможенный контроль для всех товаров или ТС, которые перемещаются через границу РФ. Исключения составляют лишь те случаи, которые прямо оговорены в указанном нормативном акте. Что же представляет собой таможенный контроль, какова его основная задача? Это – комплекс правовых мер, которые обязаны осуществлять таможенные органы РФ, направленный на соблюдение таможенного законодательства.
Таможенный кодекс РФ устанавливает также период нахождения товаров и ТС, которые перемещаются через границу РФ (ввоз), под таможенным контролем. Данный период исчисляется с того момента, когда товары или транспортные средства пересекли границу РФ, и заканчивается временем их прибытия на территорию Российской Федерации, до того ,как данные товары, либо ТС будут уничтожены, выпущены в свободное обращение, либо обратятся в федеральную собственность, произойдет отказ от них в пользу государства, либо фактически такие товары и транспортные средства будут вывезены с территории РФ.
Но перечень административных нарушений таможенных правил не ограничивается лишь пересечением границы в неустановленных пунктах, минуя таможенный контроль. Товары и транспортные средства могут ввозиться на территорию РФ и в местах таможенного контроля, однако для их ввоза могут быть использованы поддельные документы. Раскроем далее, в чем же заключаются действия, направленные на подделку таких документов:
1) действия, выражающиеся в любых исправлениях текста (подчистки, поправки), намеренное его искажение, добавление дополнительной информации, которой быть не должно, а также использование поддельных печатей и штампов;
2) действия, сопряженные с подлогом документов: если лицо использует при ввозе товаров или ТС документы, полученные незаконным путем, например, при злоупотреблении служебным положением, в результате допущенной халатности при оформлении и выдаче документа;
3) использование подлинных документов, в которых содержатся недостоверные сведения (текстовые или числовые данные – например, о количестве товаров и т.д.);
4) умышленное использование документов, содержащих сведения о совершенно иных видах товаров, а также документов, утративших юридическую силу, или не имеющих ее изначально. [3]
Все вышеперечисленные способы перемещения товаров и ТС через границу РФ причиняют существенный ущерб общественным и государственным интересам. Среди всех нарушений таможенных правил незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу получило наибольшее распространение в РФ на сегодняшний день. В данной статье мы затронули лишь один из видов таких нарушений – административные – они хоть и причиняют существенный вред государству, однако самый существенный урон, безусловно, наносится преступлениями в таможенной сфере, такими, как контрабанда. За данный вид деяний законом предусмотрена уже более серьезная ответственность – уголовная.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019)
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ).
3. Калинин М.В. Правовое регулирование уплаты таможенных платежей // Таможенное регулирование и таможенный контроль. — 2008. — № 5. — С.38-42.
4. Куприянов И.А. Юридические особенности перевозки автомобилей // Таможенное регулирование & таможенный контроль. — 2007. — № 7. — С.34-36.
Источник