Обязательная и добровольная сертификация в России
Сертификация — это предоставление независимым органом подтверждающего документа (сертификата), заверяющего соответствие определенного продукта (услуги, системы) установленным требованиям.
Фундамент всей нормативно-правовой базы сертификации в РФ — Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон).
Закон регламентирует правоотношения, складывающиеся в ходе:
- разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и процессам, связанным с требованиями к ней;
- разработки, принятия, применения и исполнения на добровольной основе требований к продукции, выполнению работ или оказанию услуг;
- оценки соответствия.
Под оценкой соответствия понимают особую деятельность, в процессе которой напрямую или опосредованно определяется соблюдение соответствующих требований. Различают несколько форм оценки соответствия: подтверждение соответствия, аккредитация, контроль (надзор) и пр.
Согласно Закону, подтверждением соответствия называют задокументированное удостоверение соответствия продукции, иных объектов, процессов требованиям технических регламентов (ТР), положениям стандартов, сводов правил или договорным условиям.
Подтверждение соответствия преследует несколько целей. Кроме непосредственного удостоверения соответствия продукции различным стандартам оно призвано:
- помогать потребителям грамотно выбирать продукцию и услуги;
- содействовать росту конкурентоспособности продукции на рынке (внутри страны и за ее пределами);
- формировать благоприятную среду для беспрепятственного движения товаров на территории РФ и способствовать созданию условий для расширения международного сотрудничества в различных областях (включая торговлю).
Законодательно установлено, что подтверждение соответствия в России может быть добровольным и обязательным. Добровольное производится в форме добровольной сертификации, обязательное может осуществляться в двух формах: обязательная сертификация, принятие декларации о соответствии (иначе — декларирование соответствия).
С учетом норм Закона, можно конкретизировать приведенное выше определение:
сертификация — это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Добровольная сертификация инициируется самим заявителем и производится по договору с органом по сертификации. Цель — установление соответствия национальным стандартам, системам добровольной сертификации, стандартам компаний и пр. Объектами добровольной сертификации выступают продукция, процессы, работы, услуги, для которых указанными стандартами устанавливаются требования.
Системы добровольной сертификации могут создаваться юридическим лицом (лицами) и/или индивидуальным предпринимателем (предпринимателями) и проходить регистрацию в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию (в России это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
Сегодня в стране действует много систем добровольной сертификации. Некоторые из них: «ГАЗПРОМСЕРТ», «Регистр систем менеджмента», Система добровольной сертификации услуг ГОСТ Р.
Обязательное подтверждение соответствия имеет место лишь в случаях, перечисленных в техрегламенте, и преследует цель подтверждения соответствия только его требованиям. Объектом выступает лишь продукция, выпускаемая в обращение в России.
Схемы сертификации, используемые при сертификации различных видов продукции, предусматриваются соответствующими техрегламентами.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия юридически равносильны.
Обязательная сертификация проводится по договору заявителя с органом по сертификации (аккредитованным в национальной системе аккредитации). Испытания продукции при этом выполняют испытательные лаборатории (центры, если речь идет об объединении нескольких лабораторий) по договору с органом по сертификации без предоставления информации о заявителе. Результаты протоколируются, документация передается органу по сертификации, на ее основании он принимает решение о выдаче/отказе в выдаче сертификата.
Сертификация продукции
Современной системе сертификации продукции в РФ свойственно одномоментное существование сразу нескольких видов сертификации, объясняющееся параллельно проводимыми процессами перестраивания технического регулирования, расширения Таможенного союза и частичным сохранением практики использования ГОСТ Р.
Начавшееся в России в 2000-х гг. реформирование техрегулирования предполагало отказ от устаревших ГОСТов. Стать их заменой должны были технические регламенты (ТР) — особые нормативно-правовые документы, содержащие исчерпывающий перечень требований к продукции и ее безопасности. На деле процесс замещения оказался более длительным, чем изначально предполагалось, по этой причине для целого ряда товаров до сих пор обязательной остается система сертификации по ГОСТ Р.
Немного позднее страны-участницы Таможенного союза (Белоруссия, Россия, Казахстан) решили развивать единую систему техрегулирования, в результате чего стали разрабатываться технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС). По обширному перечню видов продукции (пищевая, детская и пр.) такие регламенты действуют уже с 2012 г. Внутрироссийские ТР постепенно уходят в прошлое — их заменяют наднациональные ТР ТС. В списке используемых по сей день остался, например, ТР РФ «О требованиях пожарной безопасности».
Попадающая под действие ТР ТС продукция может обращаться в границах ТС лишь после прохождения ею всех предусмотренных техрегламентом процедур оценки/подтверждения соответствия.
В 2014 г. произошла трансформация Таможенного союза: в него вошли Армения и Киргизия. Так возник Евразийский экономический союз (Таможенный союз ЕАЭС).
Сертификация систем менеджмента
Говоря о системе менеджмента, имеют в виду специально созданную систему управления определенной стороной деятельности организации, благодаря которой удается координировать работу коллектива сотрудников и всех структурных подразделений компании в целях достижения поставленных задач по тому или иному направлению деятельности.
Таким образом, особенность системы менеджмента — регламентирование процессов лишь в одной конкретной стороне деятельности организации. Чем эффективнее функционирует каждая из таких систем, тем выше в целом становится эффективность работы компании.
Разрабатываемые системы менеджмента опираются, как правило, на мировые стандарты, большинство из которых создано Международной Организацией по Стандартизации (ISO). В наши дни такие стандарты положены в основу систем управления качеством, экологическими показателями производства, профбезопасностью и охраной здоровья работников.
Сертификация систем менеджмента не является обязательной, но многие организации стремятся получить сертификат ИСО: реализация требований стандартов помогает им повышать собственную эффективность.
Сертификация услуг
Обобщающим термином «услуги» называют продукты, созданные в совершенно разных сферах: общепит, торговля, индустрия красоты, автосервис, риэлторское дело.
Сертификация услуг представляет собой процедуру подтверждения независимой экспертизой их качества и безопасности.
Сертификация услуг в России официально является добровольной, но на деле часто оказывается добровольно-принудительной: нередко складывается ситуация, когда, к примеру, по желанию заказчика бороться за право получения выгодного контракта на оказание услуг могут лишь фирмы, предлагающие сертифицированные услуги. В современных рыночных реалиях сертификация становится мощным оружием для конкурентной борьбы, ведь качество услуг — главный фактор, влияющий на предпочтения клиентов.
Кокой бы ни была мотивация компании на проведение добровольной сертификации услуг, конечный потребитель в результате этих действий всегда окажется в плюсе:
- наличие сертификата (т. е. независимой оценки реального качества доступной ему услуги) помогает сделать правильный выбор в условиях большого предложения одинаковых услуг;
- потребитель посредством сертификата получает гарантию качества получаемой услуги, значит, минимизируется риск отрицательных последствий использования данной услуги для его жизни, здоровья, имущества.
Сертификация услуг предусматривает целый набор проверок в каждой из структур компании. Только так эксперты могут получить основания для взвешенной оценки качества поставляемых услуг.
В ходе проведения сертификации проверяется:
- наличие документов, подтверждающих право оказания определенных услуг;
- присутствие документации (методической и иной), необходимой для ведения техпроцесса;
- оснащение компании оборудованием, инструментом, средствами измерения;
- существование системы подготовки работников, привлекаемых к оказанию услуг;
- соблюдение правил и регламентов при предоставлении услуг.
Добровольная сертификация услуг — отнюдь не разовая акция. Орган по сертификации будет постоянно контролировать фирму в течение срока действия сертификата, при этом плановое инспектирование будет дополнено проведением проверок по обращениям клиентов. По этой причине сертифицировать свои услуги стремятся лишь сильные и добросовестные компании, ориентирующиеся на потребителей и готовые гарантировать безукоризненное качество своих продуктов.
Сертификация персонала
Сертификация персонала — это особый вид деятельности по подтверждению соответствия квалификации сотрудников установленным требованиям и профессиональным стандартам, осуществляемый в обязательном порядке или добровольно. Проводят ее независимые органы по сертификации персонала.
В РФ персонал сертифицируется исключительно на добровольной основе — в рамках добровольных систем сертификации персонала. Однако сертификация приобретает все большую актуальность, чему есть несколько причин:
- сегодня в стране высокая конкуренция в сфере профобразования при наблюдающейся тенденции общего снижения его качества;
- современный рынок трудовых ресурсов характеризуется большим предложением рабочей силы и становится необходим инструмент для отбора наиболее компетентных специалистов из числа соискателей.
Вполне возможно, что в скором времени сертификация персонала может стать обязательной (по крайней мере, в некоторых отраслях, наиболее важных для экономики страны). Это подтверждает активизация работы государственной власти в направлении развития систем независимой оценки квалификации как персонала с «начальным» опытом (выпускники ВУЗов и СУЗов), так и работающих сотрудников.
Таким образом, круг задач, стоящих перед сертификацией персонала, сводится к следующему:
- содействие росту конкурентоспособности трудовых ресурсов на национальном рынке и за его пределами;
- создание возможностей для объективной оценки качества профобразования и расширения информированности о нем потребителей (включая потенциальных);
- поддержка интересов конечных потребителей и их защита от действий и продуктов производителей, привлекающих к работе трудовые ресурсы низкого качества;
- оказание помощи работодателям в подборе компетентных сотрудников.
Для ведения сертификации персонала в определенной отрасли разрабатываются соответствующие требования и профстандарты. Они должны быть признаны профессиональным сообществом и иметь официальный статус. Процесс разработки профстандартов в России сегодня ведется под эгидой Минтруда РФ, более полную информацию по данному вопросу можно получить на официальном ресурсе Министерства.
Источник
Обучение по направлению «Метрологический контроль»
Повышение квалификации является одним из способов получения дополнительного профессионального образования. Специалисты периодически повышают свою квалификацию путем прохождения образовательных курсов объёмом от 16 академических часов до 250 ак. часов. Требования к количеству часов прописаны в Приказе Минобрнауки РФ от 1.07.2013 г. №499. Необходимость повышения квалификации прописаны в профстандартах и других ведомственных нормативно-правовых актах. Всем завершившим обучение выдаются удостоверения.
Профессиональная переподготовка по направлению ‘Метрологический контроль’
Профессиональная переподготовка является одной из форм получения дополнительного профессионального образования.
Специалисты с высшим или средним профессиональным образованием могут получить новую профессию с помощью курсов переподготовки. Программы и учебные планы разработаны в соответствии с требованиями Приказа Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. N 2571, а также положений Федерального закона №273 «Об образовании». Завершившим обучение выдаётся диплом.
Подпишись на еженедельную рассылку Чтобы быть в курсе последних новостей по профстандартам и отраслем изменением в законодательстве
Метрологический контроль – курсы дистанционного обучения
Современная научно-технологическая академия (СНТА), которая работает в соответствии с лицензией 034268, предлагает пройти дистанционное обучение по метрологии. Учебные программы направлены на профессиональную переподготовку специалистов и повышение квалификации.
Особенности дистанционного обучения метрологов
Метрологический контроль представляет собой отрасль знаний, которая направлена на контроль точности измерительных приборов и качества выпускаемой продукции. Поэтому курсы помогут соблюдать установленные стандарты, сертификации и правила. На занятиях вас ознакомят с техническим регламентом, научат распознавать и устранять производственные процессы, в результате которого появляется бракованная продукция.
Обучение на метрологов проходят в дистанционном режиме. Слушатели могут открыть электронный портал с учебными материалами. Все курсы по метрологии предоставляются в рамках ФГОС. Длительность дистанционного обучения по метрологии определяется выбранной учебной нагрузкой.
Получить диплом метролога дистанционно
Современная научно-технологическая академия предлагает получить профессию в формате дистанционного обучения. Преимущества:
- Не требуются вступительные экзамены.
- Обучение проходит на базе имеющегося среднего профессионального или высшего образования.
- Документооборот осуществляется в электронном режиме.
- Каждый слушатель получает опытного педагога, с которым занимается в удобное время.
- Стоимость курсов дистанционного обучения метрологов вполне демократичная.
- Академия функционирует более 6 лет, а программ образования полностью соответствует ФГОС.
- Документы об образовании и договор отправляются экспресс-почтой России.
Требования к абитуриентам
Учиться в академии могут лица с имеющимся профессиональным образованием. Главное предоставить диплом о получении среднего или высшего образования. Вступительных экзаменов и тестирований нет. После успешного окончания курса дистанционного обучения по программе метрология, слушатель получает диплом установленного образца.
Возможно информация о нем еще не занесена в раздел сайта, поэтому обратитесь с вопросом к консультантам Академии по круглосуточным и бесплатным телефонам:
Либо заполните установленную форму на сайте. Также Вы можете отправить электронное письмо на адрес: info@snta.ru
Наши менеджеры готовы проконсультировать Вас по любому вопросу, в любое время суток 24/7:
Лицензии СНТА
Учебные программы СНТА соответсвуют требованиям профстандартов и ФГОСов. Академия ведет образовательную деятельность на основании образовательной лицензии №034268, выданной 25 октября 2013 года Департаментом образования гор. Москвы
Источник
Сертификационный метрологией
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Государственная система обеспечения единства измерений
ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТАМ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ МЕТРОЛОГИИ (ЭКСПЕРТАМ-МЕТРОЛОГАМ)
State system for ensuring the uniformity of measurements. Requirements to the specialists in the sphere of ensuring of measurements uniformity, working in the field of legal metrology (experts-metrologists)
Дата введения 2015-07-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о рекомендациях
1 РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы" (ФГУП "ВНИИМС")
2 ВНЕСЕНЫ Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТЫ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 г. N 656-ст рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 129-2013 введены в действие в качестве рекомендаций по метрологии Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Руководящие документы, рекомендации и правила", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты".
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящие рекомендации устанавливают требования к сертифицированным экспертам-метрологам, осуществляющим экспертную деятельность в сфере законодательной метрологии, компетенция которых признается в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.009-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений
ГОСТ 8.057-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Эталоны единиц физических величин. Основные положения
ГОСТ 8.061-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочные схемы. Содержание и построение
ГОСТ 8.207-76 Государственная система обеспечения единства измерений. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений. Основные положения
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.736-2011.
ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения
ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования
ГОСТ 8.401-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Классы точности средств измерений. Общие требования
ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ 8.532-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Межлабораторная метрологическая аттестация. Содержание и порядок проведения работ
ГОСТ 8.566-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Межгосударственная система данных о физических константах и свойствах веществ и материалов. Основные положения
ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
Примечание — При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по выпускам ежемесячного информационного указателя за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 эксперт-метролог: Физическое лицо, прошедшее процедуру сертификации на право проведения одного или нескольких видов работ в области оценки соответствия метрологических процедур и имеющее сертификат компетентности.
3.1.2 сертификации эксперта-метролога: Процедура, используемая органом по сертификации персонала для подтверждения выполнения установленных требований к квалификации эксперта-метролога.
3.1.3 область сертификации эксперта-метролога: Сфера деятельности эксперта по определенным направлениям оценки соответствия метрологических процедур, в отношении которых его компетентность подтверждена сертификатом.
3.1.4 орган по сертификации персонала: Официальный орган, который осуществляет процедуру сертификации персонала в установленном порядке и удовлетворяет требованиям [1].
3.1.5 производственный стаж: Опыт работы, признаваемый органом по сертификации персонала (приобретенный под руководством квалифицированного специалиста и необходимый для приобретения практических навыков и знаний для удовлетворения положениям, касающимся квалификации эксперта-метролога).
3.2 Сокращения
В настоящих рекомендациях применены следующие сокращения:
МОЗМ — Международная организация законодательной метрологии;
МКМВ — Международный комитет мер и весов;
МБМВ — Международное бюро мер и весов;
ИЛАК — Организация международного сотрудничества по аккредитации лабораторий;
МГС — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
КООМЕТ — Организация Евро-Азиатского сотрудничества государственных метрологических утверждений*.
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.
4 Общие положения
4.1 Настоящие рекомендации разработаны с целью создания условий для привлечения к работам в сфере законодательной метрологии квалифицированных экспертов-метрологов.
4.2 Регламентация гармонизированных с международными правилами и нормами требований к экспертам-метрологам, деятельность которых относится к сфере законодательной метрологии, осуществлена для решения следующих задач:
— повышение качества подготовки и оценки компетентности экспертов-метрологов стран СНГ, деятельность которых осуществляется в сфере законодательной метрологии;
— повышение эффективности результатов деятельности в сфере законодательной метрологии сертифицированных экспертов-метрологов при выполнении ими экспертных работ;
— создание условий для централизованной регистрации и учета сертифицированных экспертов-метрологов, деятельность которых осуществляется в сфере законодательной метрологии, и для мониторинга их участия в выполнении экспертных задач на межгосударственном уровне.
4.3 Экспертом-метрологом в сфере законодательной метрологии может быть специалист, работающий в области обеспечения единства измерений в сфере управления, науки, проектирования, производства, услуг, контроля и надзора, а также осуществляющий преподавательскую и/или консультационную деятельность в области обеспечения единства измерений.
4.4 Оценка компетентности экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, проводится на основе требований к их образованию, квалификации, соответствующим знаниям, умению и опыту работы, морально-этическим и коммуникационным качествам работника. Свод требований включает в себя как общие квалификационные требования, так и специальные (дополнительные) по каждой специализации, планируемой к включению в область сертификации эксперта.
4.5 Проверку соответствия компетентности специалиста установленным требованиям проводят на основе анализа предоставленных документов, оценивания знаний и практических навыков, его деловых и моральных качеств в рамках установленных МГС процедур сертификации экспертов-метрологов, регламентированных в [2].
4.6 Требования к подготовке экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, должны соответствовать установленным в [3].
4.7 Национальные органы по сертификации персонала, участвующие в ведении Межгосударственного реестра сертифицированных экспертов-метрологов, обеспечивают направление в Межгосударственный реестр документов на сертифицированных ими экспертов-метрологов, осуществляющих деятельность в сфере законодательной метрологии, в соответствии с [4].
5 Общие требования к эксперту-метрологу, осуществляющему деятельность в сфере законодательной метрологии независимо от его специализации
5.1 Эксперт-метролог должен иметь:
— высшее техническое образование, соответствующее профессиональной подготовке (дополнительное профессиональное образование по соответствующей специализации);
— базовую компьютерную подготовку и не менее чем трехлетний производственный стаж работы в области обеспечения единства измерений;
— широкий научно-технический кругозор, обладать аналитическим складом ума, логическим мышлением, ясно и свободно выражать свою точку зрения в устной и письменной форме, реально оценивать ситуацию, понимать сложные процессы с точки зрения стратегической перспективы, логически обосновывать и аргументированно отстаивать свои выводы на основании полученных объективных данных, знать требования делового этикета и правила делового документооборота.
5.2 Эксперт-метролог должен:
— быть независимым от финансового или другого давления, способного повлиять на изменение сути своего экспертного заключения;
— осуществлять метрологическую экспертизу в строгом соответствии с соответствующими документами МГС без отступлений или упрощений;
— не допускать действий, которые могут дискредитировать межгосударственное сотрудничество по обеспечению единства измерений и непосредственно национальный орган по метрологии.
5.3 Эксперт-метролог должен постоянно поддерживать свою компетентность путем:
— регулярного участия в экспертной деятельности соответствующей специализации;
Источник
Сертификация средств измерений
Чтобы производить, импортировать, реализовывать и использовать средства измерений в России, необходимо, чтобы эти товары были сертифицированы.
Оценка качества является обязательной для указанной продукции – это требование регламентируется законодательно. Оценка качества в осуществляется в системе ГОСТ Р, однако, если речь идет об электронных приборах, то требуется оформлять декларацию по Техническим регламентам ТС. Такой документ действует на всей территории Таможенного союза вне зависимости от страны получения. Все без исключения измерительные средства подлежат обязательной поверке.
Также все измерительные приборы, за исключением бытовых, также должны сопровождаться СУТСИ – свидетельством об утверждении типа средств измерений. Этот документ оформляет Федеральное агентство метрологии и технического регулирования.
Какие документы требуются в определенных случаях?
Медицинские средства измерений декларируются в системе ГОСТ Р в обязательном порядке (так как вошли в перечни ПП РФ №982 от 2009-го года). Также на них оформляется регистрационное удостоверение Минздрава – документ выдается долго (как правило, несколько месяцев), однако без него использование медицинского оборудования в медучреждениях и частной врачебной практике невозможно.
Электроприборы подлежат оценке качества в соответствии с Техническими регламентами ТС 004/2011 (на низковольтное оборудование), 020/2011 (электромагнитная совместимость технических средств), 037/2016 (об ограничении опасных веществ в радио- и электротехнике).
Измерительное оборудование (кроме бытового), как отмечено выше, подлежит проверке на предмет соответствия типа средств измерений с последующим получением СУТСИ.
Добровольная оценка качества
Дополнительно все без исключения предприниматели могут заказать добровольный сертификат в системе ГОСТ Р. Такой документ не заменяет обязательного, но дает массу преимуществ:
- Выход на новые рынки;
- Укрепление имиджа и повышение интереса в глазах клиентов;
- Усиление рыночных позиций;
- Возможность использовать знаки соответствия в рекламных кампаниях, сопроводительной документации, на упаковке продукции;
- Прохождение государственных проверок в более простом режиме;
- Возможность участия в тендерах и конкурсах, прием госзаказов;
- Повышение эффективности от участия в профильных выставках;
- Увеличение эффективности рекламных кампаний и т.д.
Какой именно стандарт выбрать для проверки, зависит от предпринимателя – он может выбрать действующий ГОСТ (или несколько стандартов), либо разработать собственные технические условия и провести экспертизу по ним.
Порядок оформления разрешительной документации
Чтобы получить разрешение, потребуется пройти через несколько стадий оценки соответствия. Алгоритм может различаться в зависимости от выбранной схемы, но в большинстве случаев представлен таким этапами:
- Подача заявки в центр «Росстандарт Москва», проведение бесплатной консультации;
- Подготовка пакета документов (на этом этапе может потребоваться разработка/регистрация технической документации – если вам необходимы технические условия, технологические регламенты и инструкции, можете заказать их у наших специалистов);
- Лабораторные исследования – для них потребуется отобрать и предоставить образцы продукции, они будут направлены в аттестованную лабораторию, где пройдут экспертную проверку на предмет соответствия установленным требованиям (по факту экспертизы представители лабораторного центра выдадут протоколы, в которых будут отражены все результаты);
- Анализ состояния производства (и в некоторых случаях – сертификация системы менеджмента) – требуется такая процедура не всегда, а только если инициирована проверку по схеме на серийный выпуск;
- Выдача разрешения, присвоение ему личного номера и внесение информации в общую базу.
Пакет документов для подачи в «Росстандарт Москва»
Один из важнейших этапов оценки качества – это подготовка документации для ее последующей проверки в аккредитованном органе. Чтобы не получить отказ в выдаче сертификата, необходим собрать полный комплект информации. В обязательном порядке в него нужно включить:
- Наименование и описание продукции, присвоенные ей коды ТН ВЭД/ОКПД 2;
- Сведения о заказчике: наименование, реквизиты, устав, учредительную документацию, юридический и фактический адреса;
- Данные о производстве: страна-изготовитель, наименование фирмы-производителя, адрес;
- Контракт на поставку, транспортные сопроводительные документы, инвойс и спецификацию;
- Документы на производственные помещения (договор аренды/лизинга, свидетельство о собственности);
- Инвойсы, спецификации;
- Техническую документацию, в соответствии с которой осуществляется производство/приема, выпуск товара в обращение (ТУ, СТО, технологические регламенты и инструкции);
- Заявку, составленную от имени руководителя компании или его уполномоченного лица.
Документы можно предоставить на иностранном языке, но в этом случае следует предварительно сделать их перевод на русский.
Сертификат: внешний вид и содержание
Документ составляется на официальном бланке, сведения в него вносятся от имени аккредитованного органа, который частично берет на себя ответственность за представленные сведения. В случае, если речь идет о декларации, ее составляют на стандартном листе А4, данные в нее вносятся от имени заказчика.
Разрешения включают такие сведения:
- Название товара, коды ОКПД 2/ТН ВЭД (несколько товаров можно объединить в один документ для экономии);
- Наименование организации-держателя, ИНН и ОГРН, реквизиты;
- Перечень нормативов, которым соответствуют приборы (регламенты, ГОСТы, ТУ);
- Номер протоколов пройденных исследований и информация о лабораторном центре;
- Дата принятия и сроки действия.
Для того чтобы воспользоваться бесплатными консультационными услугами, а также для заказа сертификата обращайтесь в центр «Росстандарт Москва».
Источник
Деятельность центров метрологии и стандартизации
На территории Российской Федерации, подтверждение соответствия продукции установленным нормам и её стандартизация выполняется такой организацией как центр метрологии и сертификации. Деятельность данной организации регламентируется и осуществляется на основании действующих нормативных актов российской законодательной системы, которые регламентируют процессы сертификации и стандартизации продукции или услуг, устанавливающих требования по защите прав потребителей и правил технического регулирования.
Центр метрологии и сертификации – юридически зарегистрированная организация, состоящая на учёте в налоговых органах, аккредитованная Росстандартом России. Такие организации имеются почти в каждом краевом или областном центре: в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и т.д.
Основные функции центра метрологии и стандартизации
На данные центры возложены такие функции:
- проведение стандартизации качества товаров и услуг, согласно законодательству России в сфере стандартизации. Стандартизация может быть обязательной и добровольной.
- унификация и стандартизация документов,
- актуализация законодательной нормативной базы в сфере стандартизации,
- согласование Технических условий на товар, услугу и их регистрация.
Центр метрологии и сертификации осуществляет деятельность, связанную с:
- аккредитацией продукции в системе ГОСТ Р,
- аккредитацией служб метрологических,
- метрологической экспертизой,
- обеспечением метрологическим,
- аттестацией рабочих мест,
- проверкой средств измерений,
- ремонтом измерительных средств.
При обращении в центр метрологии и сертификации, изготовитель, продавец продукции может получить исчерпывающую консультацию по любому вопросу, связанному со стандартизацией продукции и установлением соответствия её характеристик нормам законодательства, а так же получить помощь в проведении процедуры в этой сфере.
Применение систем стандартизации
Центр метрологии и сертификации осуществляет стандартизацию продукции по определённым схемам, установленным законодательством. Их можно разделить на две основные категории: обязательные и добровольные. После проведения процедуры стандартизации продукции, услуги, заявителю выдаётся документ, который удостоверяет соответствие товара установленным для него нормам. Если законодательно для определённого товара процедура стандартизации не предусмотрена, то можно пройти её на добровольной основе. Уже давно известно, что наличие сертификатов соответствия на товар положительно влияет на его конкурентоспособность и увеличение объёма продаж.
Какие документы нужно предоставить
Для стандартизации товара в центр метрологии и сертификации необходимо предоставить заявку установленного образца, и пакет документов, перечень которых зависит от вида продукции.
Для продукции производства отечественного нужно предоставить:
- идентификационный код предприятия (ИНН),
- устав организации,
- ОГРН,
- свидетельство о собственности производственных помещений или договор об их аренде,
- реквизиты организации.
Для продукции импортируемой, которая поставляется в соответствии с контрактом:
- ОГРН,
- ИНН,
- реквизиты организации заявителя,
- контракт на поставку товара,
- устав предприятия.
Для подтверждающего документа на импортного производителя:
- реквизиты организации-заявителя,
- полное подробное описание товара.
Подтверждающий документ, который выдает центр метрологии и сертификации на продукцию, может иметь срок действия от одного года до трёх лет, в зависимости от схемы проведения стандартизации.
Источник