Аттестат аудитора
Аттестат аудитора – это документ, подтверждающий квалификацию аудитора и необходимый для подписания аудиторских заключений.
Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена.
Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия. Если аудитор в течение двух лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.
Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.
Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора
Таким требованиями являются:
- наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
- наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.
Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора
Перечень документов на получение квалификационного аттестата аудитора:
- заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации (приказ Минфина от 12 сентября 2002 г. № 93н);
- заверенная в установленном порядке копия диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
- заверенная в установленном порядке копия трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
- свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
- копия платежного документа о внесении платы за проведение аттестации; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.
Единый квалификационный аттестат
Начиная с 1 января 2012 года аудит целого ряда организаций, обычно называемых общественно значимыми хозяйствующими субъектами (ОЗХС), могут проводить только аудиторы, имеющие единые квалификационные аттестаты.
Организации, аудировать которые могут только аудиторы с «едиными» аттестатами это:
- организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах;
- кредитные организации;
- страховые организации;
- негосударственные пенсионные фонды;
- организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
- государственные корпорации;
- государственные компании.
Повышение квалификации
Аудитор, имеющий квалификационный аттестат аудитора, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программе повышения квалификации аудиторов.
Эта программа утверждается Министерством финансов Российской Федерации в объеме не менее 40 академических часов в год.
Источник
Обязательная аттестация аудиторов
Утверждено
решением Президентского совета
НП «Институт профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России»
(протокол № 12/19 от 19 декабря 2019 г.)
Президент НП «ИПБ России»
___________________ Л.И. Хоружий
с изменениями, утвержденными решением
Президентского совета НП «ИПБ России»
(протоколы № 1/20 от 30 января 2020 г.,
№ 3/20 от 19 марта 2020 г.,
№ 5/21 от 27 мая 2021 г.)
1. Основные термины и определения
1.1. Аттестация ИПБ России — процесс, который позволяет установить соответствие профессиональной компетенции претендента требованиям, предъявляемым ИПБ России.
1.2. Профессиональная компетенция — показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста (объем знаний, навыков, умений), а также совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.
1.3. Претендент — для целей данного Положения физическое лицо (гражданин(ка) Российской Федерации, иностранный гражданин(ка), законно находящийся(щаяся) на территории РФ), полностью дееспособное, подавшее заявление и необходимые документы на аттестацию.
1.4. Аттестат ИПБ России — документ, разработанный и выданный ИПБ России при успешном прохождении аттестации.
1.5. Центры подготовки (далее УМЦ) — аккредитованная ИПБ России организация, осуществляющая реализацию программ экзаменов, разработанных и утвержденных ИПБ России (далее — программы ИПБ России).
1.6. ТИПБ — территориальный институт профессиональных бухгалтеров или палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов, а также иное профессиональное объединение, с которым ИПБ России заключил соглашение о сотрудничестве.
1.7. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (далее по тексту — Стандарт) разработан ИПБ России, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.02.2019 № 103н, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2019 года № 54154.
2. Общие положения
2.1. Настоящее Положение определяет порядок аттестации претендентов.
2.2. Документооборот по подготовке и проведению аттестации претендентов организуется в порядке, установленном ИПБ России.
2.3. Аттестация включает:
- определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента на основе представленных им документов;
- определение уровня профессиональной подготовки претендента в ходе промежуточной аттестации;
- прохождение претендентом экзамена ИПБ России.
2.4. Профессиональная подготовка претендентов осуществляется по программам ИПБ России:
- в УМЦ (ТИПБ);
- самостоятельно, с помощью разработанных ИПБ России специальных комплектов по соответствующим программам экзаменов на получение аттестатов (при наличии комплектов).
2.5. Структура, содержание и объем программ ИПБ России утверждаются Президентским советом ИПБ России. Программы ИПБ России актуализируются с учетом изменений в законодательных, нормативных правовых актах.
2.6. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы, а также уровня профессиональной подготовки претендента проводится УМЦ и ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России).
2.7. Экзамен проводится в электронной форме на официальном сайте ИПБ России на основе утвержденных Президентским советом ИПБ России программ экзаменов.
2.8. Структура экзамена и критерии оценки указаны в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России».
2.9. ИПБ России выдает следующие виды аттестатов:
2.9.1. Профессионального бухгалтера четырех уровней:
2.9.1.1. Аттестат бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций бухгалтера в соответствии с требованиями 5-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:
- аттестат бухгалтера организации бюджетной сферы;
- аттестат бухгалтера коммерческой организации;
2.9.1.2. Аттестат главного бухгалтера подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 6-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:
- аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы;
- аттестат главного бухгалтера коммерческой организации;
- аттестат главного бухгалтера — эксперта в области налогового учета и налоговой отчетности;
- аттестат главного бухгалтера — эксперта в области внутреннего контроля;
- аттестат главного бухгалтера — эксперта в области финансового анализа и управления денежными потоками;
2.9.1.3. Аттестат главного бухгалтера организации, имеющей обособленные подразделения, подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 7-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России:
- аттестат главного бухгалтера коммерческой организации, имеющей обособленные подразделения;
- аттестат главного бухгалтера организации бюджетной сферы, имеющей обособленные подразделения.
2.9.1.4. Аттестат главного бухгалтера коммерческой организации по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) подтверждает уровень профессиональной компетенции претендента, необходимый для выполнения функций главного бухгалтера в соответствии с требованиями 8-го уровня Стандарта и требованиями, предъявляемыми к профессиональным бухгалтерам ИПБ России;
2.9.2. Профессионального налогового консультанта;
2.9.3. Профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора);
2.9.4. Профессионального финансового директора.
3. Требования к претендентам
3.1. Требования к претендентам на получение аттестата профессионального бухгалтера.
3.1.1. Претендент на получение Аттестата бухгалтера 5-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:
- иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО1 — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
- на момент обращения в ИПБ России обучаться в вузе на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) без предъявления требований к опыту практической работы;
- иметь образование не ниже среднего профессионального образования и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) по бухгалтерскому учету без предъявления требований к опыту практической работы;
- иметь образование не ниже среднего общего, специальную подготовку по бухгалтерскому учету, а также опыт практической работы не менее 3 лет по профессии, относящейся к базовым группам «бухгалтеры» (код ОКЗ2 — 2411).
3.1.2. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 6-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:
- иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
- иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
- иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет;
- иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 5 лет.
3.1.3. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 7-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:
- иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) (магистратура или специалитет) и опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет;
- иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт бухгалтерско-финансовой работы не менее 3 лет.
3.1.4. Претендент на получение Аттестата главного бухгалтера 8-го уровня должен удовлетворять одному из следующих требований:
- иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00), специализации: бухгалтерский учёт и/или аудит и опыт работы не менее 3 лет из последних 5 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
- иметь высшее образование (магистратура или специалитет) по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях);
- иметь высшее образование (магистратура или специалитет) и дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт работы не менее 5 лет из последних 7 календарных лет работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью (в том числе на руководящих должностях).
3.1.5. Требования к претендентам на получение аттестатов профессионального налогового консультанта, профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора), профессионального финансового директора.
3.1.6. Претендент должен удовлетворять одному из следующих требований к образованию, обучению и опыту практической работы:
- иметь среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
- иметь образование не ниже среднего профессионального и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 5 лет;
- иметь высшее образование по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00) и опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет;
- иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) в области экономики и управления, а также опыт практической работы в экономической сфере не менее 3 лет.
3.2. Претенденты на получение любого аттестата ИПБ России не должны иметь судимости.
4. Определение уровня образования, обучения и опыта практической работы претендента
4.1. Документы, подлежащие представлению для аттестации:
4.1.1. Заявление — Приложение № 1 к настоящему Положению;
4.1.2. Документ об образовании и обучении:
- копия диплома/аттестата об образовании;
- копия документа о дополнительном профессиональном образовании по соответствующим программам — только для претендентов, не имеющих экономического образования;
- справка об обучении в вузе на момент подачи заявления на курсе не ниже 3-го по направлению подготовки «Экономика и управление» (код ОКСО — 5.38.00.00). В справке указываются: Ф. И. О. претендента; специальность, по которой претендент проходит обучение, факультет и курс; дата выдачи справки. Только для претендентов, обучающихся в вузах.
4.1.3. Документы, подтверждающие опыт практической работы, заверенные работодателем:
- копия трудовой книжки и копия вкладыша в трудовую книжку (при наличии) или выписка из трудовой книжки;
- при отсутствии в трудовой книжке записи о трудовой деятельности — иные документы:
- копия трудового договора (трудового соглашения) и/или
- справка (на бланке организации (учреждения)) о работе по совместительству в соответствующих должностях. В справке должны быть указаны период работы и дата оформления документа.
4.1.4. Копии страниц паспорта, содержащие данные о выдаче паспорта, Ф. И. О., дате рождения и регистрации по месту жительства.
4.1.5. Две фотографии (3×4 без уголка, цветные, матовые).
4.2. Документы претендента должны быть оформлены на одну фамилию. При несоответствии фамилии в документах предоставляется ксерокопия документа об изменении фамилии.
4.3. Претендент представляет в ИПБ России документы, указанные в п. 4.1, посредством личного кабинета на официальном сайте ИПБ России.
4.4. Документы должны быть представлены в полном объеме и надлежащего качества. В случае выявления несоответствия документов претендента установленным требованиям, ИПБ России принимает решение об отклонении заявления на аттестацию и письменно сообщает об этом претенденту с указанием причин.
5. Определение уровня профессиональной подготовки
5.1. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента в УМЦ (ТИПБ):
5.1.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации, осуществляемой в порядке и по форме, установленными УМЦ (ТИПБ), который проводит подготовку.
5.1.2. Для допуска к экзамену УМЦ (ТИПБ) представляет в ИПБ России список претендентов, успешно прошедших промежуточную аттестацию.
5.2. Особенности определения уровня профессиональной подготовки претендента, прошедшего подготовку самостоятельно с помощью материалов, разработанных ИПБ России:
5.2.1. Уровень профессиональной подготовки претендента определяется в ходе промежуточной аттестации в форме тестового задания, размещенного на официальном сайте ИПБ России.
5.2.2. При успешном прохождении тестового задания претендент допускается к экзамену ИПБ России.
6. Экзамен ИПБ России
6.1. Экзамен организует ТИПБ совместно с ИПБ России. При отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента экзамен организует ИПБ России.
6.1.1. В исключительных случаях ИПБ России организует экзамен с применением дистанционной формы контроля.
6.2. На каждый экзамен ТИПБ (при отсутствии ТИПБ на территории проживания (временного проживания) претендента — ИПБ России) назначает администратора, ответственного за проведение экзамена.
6.3. Для участия в проведении экзамена ИПБ России имеет право направить в ТИПБ своего наблюдателя без согласования с ТИПБ.
6.4. Присутствие на экзамене посторонних лиц, кроме наблюдателей от ИПБ России и ТИПБ, не допускается.
6.5. Претендентам в ходе экзамена разрешается использовать нормативные правовые акты Российской Федерации (к нормативным правовым актам относятся акты законодательной, исполнительной и судебной власти России (Конституция РФ, законы (кодексы), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ (в т.ч. получившие заключение «не требует государственной регистрации»), акты судебной власти.
6.6. Претендентам на экзамене запрещается:
- вести переговоры;
- пользоваться средствами связи и иными электронными средствами;
- использовать справочную и специальную литературу, за исключением документов, указанных в пункте 6.5. настоящего Положения;
- запускать параллельно с экзаменационной программой другие приложения.
6.7. При нарушении указанных правил администратор экзамена вправе:
- принять решение об удалении с экзамена нарушителя, который в этом случае считается не сдавшим экзамен;
- при проведении экзамена с применением дистанционной формы контроля аннулировать его результаты.
6.8. По окончании экзамена автоматически подводится его результат в соответствии с критериями, указанными в «Перечне проверочных заданий для получения аттестатов ИПБ России» (далее — установленные критерии), и формируется протокол результатов экзамена.
6.9. Претендент на получение аттестата ИПБ России считается успешно сдавшим экзамен, если он получил оценку в соответствии с установленными критериями.
6.10. Претендент, успешно сдавший экзамен, имеет право получить соответствующий аттестат ИПБ России.
6.11. Претендент, не согласный с результатами экзамена, вправе апеллировать в ИПБ России в соответствии с Положением об апелляции.
6.12. Претендент, не сдавший экзамен, имеет право пересдачи соответствующих блоков экзамена в соответствии с установленными критериями.
6.13. По результатам пересдачи определяется итоговый результат экзамена.
6.14. Успешное прохождение претендентом итоговой аттестации по образовательной программе, которая получила профессионально-общественную аккредитацию ИПБ России, приравнивается к полной сдаче экзамена ИПБ России для получения определённого вида аттестата3.
7. Заключительные положения
7.1. Претенденту, успешно прошедшему аттестацию, на основании решения Президентского совета ИПБ России, выдается аттестат ИПБ России сроком на 3 (три) года.
7.2. Порядок получения аттестата главного бухгалтера для лиц, имеющих аттестат бухгалтера, определяется Положением о тестировании.
7.3. При выявлении недостоверных сведений в документах, представленных в ИПБ России как до, так и после получения аттестата ИПБ России, Президентский совет ИПБ России вправе принять решение об аннулировании аттестата ИПБ России.
7.4. Выдача аттестатов ИПБ России осуществляется в соответствии с Положением о выдаче аттестатов ИПБ России.
1 См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
2 См. Общероссийский классификатор занятий.
3 Вид аттестата зависит от соответствия уровня образования и опыта работы претендента требованиям ИПБ России и наименования аккредитованной образовательной программы.
Источник
Новый экзамен для аудиторов: к чему готовиться и стоит ли бояться
После 2020 года систему аттестации аудиторов ждут масштабные изменения. В силу вступит новая модель Единого квалификационного экзамена – испытание, которое должен пройти любой претендент на должность аудитора. К чему готовиться претендентам и как изменится качество кадров после этого нововведения?
Действующий экзамен и предпосылки к его изменению
За семь лет экзамен претерпел ряд значительных изменений. Так, у претендентов появилась возможность получать зачет успешно сданных частей письменной работы и в отдельных случаях продлевать срок прохождения этого этапа. Существенно расширились опции, предлагаемые порталом Единой аттестационной комиссии претендентам. В частности, на сайте претендент найдет не только рекомендуемые источники информации для сдачи экзамена, примеры экзаменационных заданий, но также сможет воспользоваться интерактивным online-тренажером. Последний полностью имитирует процедуру компьютерного тестирования.
С 2016 г. претенденты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, получили дополнительные бонусы в виде зачета 5 бумаг экзамена АССА и 6 бумаг экзамена ACA. Единая аттестационная комиссия продолжает работу по зачету других бумаг (модулей) международных квалификационных аттестаций для претендентов, успешно сдавших квалификационный экзамен в ЕАК.
Необходимость введения новой модели квалификационного экзамена обусловлена потребностью отвечать вызовам современной экономики, которым должны соответствовать бизнес и аудиторское сообщество.
В этой связи на основании Поручения Правительства РФ Единая аттестационная комиссия приступила к разработке принципиально новой модели квалификационного экзамена.
Кто и как разрабатывал модель нового экзамена
Разработка новой модели сопровождалась бурным обсуждением необходимости включения того или иного блока в программу экзамена, дискуссии велись и о форме сдачи; так или иначе в разработке экзамена приняли участие около 50 специалистов. При создании перспективной модели важно было учесть и международный опыт.
Главные отличия новой модели
Претенденту будет куда сложнее «зазубрить» законы и получить положительную оценку за экзамен, проводимый по новой модели.
Для реализации новой системы зачетов модулей базового уровня Единая аттестационная комиссия активно взаимодействует с ведущими российскими вузами, изучает опыт международных квалификаций и на основе этого разрабатывает специальный регламент, который позволит организовать процесс зачета на высоком качественном уровне.
В новом экзамене будут оцениваться с помощью кейсов также профессиональные навыки и ценности, в том числе профессиональная этика аудитора.
Переход на новую модель
В нормативной базе пока не предусмотрено изменений, согласно которым претендент, успешно сдавший экзамен по действующей модели, будет вынужден пересдавать или досдавать модули нового экзамена.
В настоящее время Единая аттестационная комиссия также ведет активную работу с учебными центрами, направленную на то, чтобы адаптировать их образовательные программы для сдачи как действующего, так и перспективного квалификационного экзамена.
Источник
Статья 15. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
1. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее — аттестация) — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
ГАРАНТ:
См. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. N 93н
2. Обязательными требованиями к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора являются:
наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.
ГАРАНТ:
См. приказ Минфина РФ от 30 августа 2002 г. N 193 «О конкурсном отборе организаций для технического обеспечения этапа тестирования квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (с использованием телекоммуникационных средств связи)»
3. Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
ГАРАНТ:
Об отдельных вопросах повышения квалификации аудиторами см. письмо Минфина РФ от 18 июля 2002 г. N 28-01-05/1239, письмо Минфина РФ от 17 июня 2003 г. N 28-04-02/1248/СШ
Источник
Аттестат аудитора: для чего нужен и как получить?
О том, что такое аудит, AllKredits уже подробно рассказывал в одноименном материале, затронув по пути и тему квалификационных аттестатов аудиторов, без которых работа в этой сфере просто невозможна. Однако достойного внимания вопросу в прошлом материале уделить не удалось, поэтому сегодня мы и возвращаемся к вопросу: «Что такое квалификационный аттестат аудитора?».
Итак, квалификационный аттестат аудитора – документ, удостоверяющий право проведения аудита в различных компаниях члена аудиторской организации, который получается согласно действующему законодательству.
Регламентирует получение такого документа федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ, в статье 11 которого четко прописаны требования к претенденту:
- Сдача квалификационного экзамена;
- Стаж работы бухгалтером или аудитором не менее трех лет;
- Стаж работы непосредственно в аудиторской компании – не менее двух лет из трех.
Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных пунктов делает получение аттестата невозможным, помимо этого, отказать могут и в том случае, если образование претендента не соответствует заявленному уровню или получено в учебном заведении, не имеющем аккредитации.
Аттестация аудиторов
Аттестация аудиторов процесс стандартный и подразумевает под собой прохождение квалификационного экзамена, для которого созывается специальная комиссия, отвечающая критериям, прописанным в приказе министерства финансов РФ № 51 от 27.05.2010 г., согласно которому комиссия должна быть:
- Создана аудиторской СРО;
- Иметь в составе представителей СРО и Минфина РФ;
- Согласована в федеральных органах власти.
Никакого финансирования такая комиссия не получает, и деньги за работу получает с претендентов – за экзамен устанавливается плата, в 2019 году цена экзамена составляет 40 000 рублей.
Сам экзамен состоит из двух этапов: тестирование и письменная работа и проводится Единой Аттестационной Комиссией:
- Тестирование – ежемесячно, стоимость 13 000 руб.;
- Письменная работа – 2 раза в год (июль, декабрь), стоимость 27 000 руб.
В тесте 50 вопросов, которые рассчитаны на 2 часа 30 минут и затрагивают такие области, как:
- Право;
- Бухгалтерский учет и финансовая отчетность;
- Налоговое законодательство;
- Основы финансового менеджмента и анализа;
- Внутренний контроль и управление рисками;
- Аудиторская деятельность.
Минимальное количество набранных баллов для прохождения – 86, максимальное – 100, то есть допускается 7 неверных ответов в общей сложности.
Результаты тестирования становятся доступны претендентам в течение пяти дне й в личном кабинете и сохраняют свою актуальность до двух лет. Правда, если на то имеется уважительная причина, срок актуальности может быть увеличен еще на год. Для этого претенденту необходимо подать в комиссию заявление, которое будет рассмотрено положительно, если причиной является:
- Нетрудоспособность, обстоятельства которой предусмотрены законодательством;
- Декретный отпуск;
- Призыв на военную или альтернативную службу.
Письменная работа состоит из 5 теоретических вопросов и 1 практической задачи, на решение которых дается 2 часа. Никаких шпаргалок на экзамене не допускается. Результаты «контрольной» придется ждать несколько дольше, чем тесты – около двух месяцев.
Срок действия аттестата
Несмотря на то, что сам аттестат бессрочен и выдается на неопределенное количество времени, его владелец обязан проходить ежегодное обучение, которое должно соответствовать таким требованиям, как:
- Наличие программы, утвержденной СРО;
- Срок обучения не менее 20 часов;
- Срок обучения за три года подряд не менее 120 часов.
Помимо этого, коррекцию в срок обучения может вносить и сама СРО, но только в большую сторону.
Аннулирование аттестата
Бессрочность аттестата не говорит о том, что его невозможно аннулировать. Однако для такой процедуры необходимо:
Источник