«От адвоката не требуется дословное произведение норм законодательства». Минюст о последних событиях
В последнее время регулярно появляются сообщения о внеплановых аттестациях белорусских адвокатов. Сами юристы говорят, что в Минюст вызывают тех, кто занимался «политическими» делами и подписывал петиции. Также недавно стало известно, что на внеочередной «экзамен» скоро отправится известный адвокат Сергей Зикрацкий — из-за комментариев в СМИ. В Минюсте разъяснили Onliner, как и почему проходит переаттестация. Например, там даже оценивают «личные качества адвокатов».
Почему адвокатов вызывают на внеплановые «экзамены»?
Внеочередная аттестация проводится Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь на основании соответствующего представления Министерства юстиции либо совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов в случае выявления фактов, свидетельствующих о недостаточной квалификации адвоката.
Вот причины, по которым адвокатов вызывают в комиссию:
- выявление фактов ненадлежащего выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей;
- поступление в течение календарного года двух и более обращений (жалоб) на действия (бездействие) адвоката, свидетельствующих о нарушении адвокатом законодательства, которые были в установленном порядке рассмотрены и признаны обоснованными.
В прошлом году Минюст провел плановую выборочную проверку деятельности Минской областной коллегии адвокатов по выполнению адвокатами лицензионных требований и условий осуществления адвокатской деятельности.
— В ходе проверки были установлены факты нарушения отдельными адвокатами Закона об адвокатуре, Правил профессиональной этики адвоката, выявлены нарушения при составлении правовых документов, договоров на оказание юридической помощи, ордеров. Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении своих профессиональных обязанностей, что послужило основанием для проведения внеочередной аттестации, — пояснил начальник управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Андрей Касперович.
Что собой представляет аттестация? Нужно ли знать все нормы закона дословно?
По инструкции основные задачи аттестации адвокатов такие:
- оценка знаний адвокатом законодательства;
- соблюдение адвокатом законодательства об адвокатуре;
- оценка деловых и личностных качеств адвоката;
- определение возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей в случае выявления фактов, свидетельствующих о его недостаточной квалификации.
Недавно в интервью Onliner не прошедшая переаттестацию адвокат Елена Шинкаревич рассказывала, что все из присутствующих 3 марта в Минюсте подписывали как минимум одну петицию. Также специалист отметила, что комиссия требует точного цитирования законодательства.
— Самое ужасное, что комиссия требует дословного ответа: любой отход от цитаты для нее означает неправильный ответ. (. ) Спустя час после аттестации, когда все усваивается, ты понимаешь, что по сути ответил все верно, но не дословно, — говорила Елена.
О том, как проходит аттестация, рассказали и в Минюсте.
— В ходе проверки знаний от адвоката не требуется дословное произведение той или иной нормы законодательства. Адвокат, имеющий лицензию Министерства юстиции, которая подтверждает его право осуществлять на профессиональном уровне адвокатскую деятельность, должен обладать необходимыми знаниями законодательства Республики Беларусь и уметь ориентироваться в нем, — ответили в ведомстве и уточнили, что в ходе аттестации адвокат Елена Шинкаревич «показала низкий уровень знаний действующего законодательства, что свидетельствует о ее недостаточной квалификации».
На вопрос о том, действительно ли к внеочередной аттестации были привлечены только адвокаты, которые работали над «политическими» делами и подписывали петиции, касающиеся послевыборной ситуации в стране, в ведомстве ответили так: вызов на переаттестацию связан с прошлогодней проверкой, после которой выявились нарушения.
Читайте также:
Правозащитники опубликовали аудио, где, предположительно, председатель БРКА говорит о политизированности адвокатов
Но на днях лишенный аккредитации правозащитный центр «Вясна» опубликовал, предположительно, аудио с конференции Белорусской республиканской коллегии адвокатов (БРКА). Правозащитники приводят несколько цитат, которые произносит голос на аудио:
«Что сделал Совет Минской городской коллегии адвокатов для поднятия престижа адвокатуры? Я считаю, что Совет сделал много. Мы ж постоянно и вместе с Белорусской республиканской коллегией адвокатов проводили мероприятия. И пытались внушить, остановить адвокатов от вот этих политических заявлений, политических лозунгов. И возможно, если бы не было вот этих мероприятий, то гораздо больше адвокатов вот как-то где-то по незнанию где-то, наверное, вот влезли бы в эту политику».
«Нам надо своими действиями показать о том, что мы в состоянии в своей корпорации, своем институте, разобраться и что мы в дальнейшем будем более строги и более требовательны к тем адвокатам, которые нарушают закон и которые там „лезут в политику“. Уважаемые коллеги, я прошу вас обратить на это внимание и вот как-то сделать соответствующие выводы, если кто-то их еще не сделал».
Onliner обратился в БРКА за комментарием по поводу этой записи. Как только мы получим ответ, он появится здесь.
Напомним, ранее квалификационная комиссия Минюста прекратила действие лицензий следующих адвокатов:
- Александра Пыльченко (был защитником Максима Знака и Марии Колесниковой),
- Людмилы Казак (защищала Марию Колесникову),
- Михаила Кирилюка (входит в Координационный совет, был одним из защитников Юрия Воскресенского),
- Максима Конона (был задержан по административной статье 23.34),
- Константина Михеля (адвокат бюро «ВМП Власова, Михель и Партнеры»).
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Источник
В Беларуси началась внеочередная аттестация адвокатов
Как сообщает сайт Министерства юстиции, главными управлениями юстиции утверждены составы аттестационных комиссий. В них включены руководители управлений юстиции, коллегий адвокатов, судьи, депутаты, представители юридической науки.
Аттестационные комиссии, возглавляемые начальниками соответствующих главных управлений юстиции, рассмотрят работу адвокатов исходя из качественных и количественных показателей их деятельности по защите по уголовным делам, представительству по гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях.
При оценке деятельности будут учитываться работа по правовому просвещению населения и участие в оказании юридической помощи жителям сельской местности и агрогородков. При аттестации будут учитываться поощрения адвокатов, а также дисциплинарные взыскания, факты нарушения действующего законодательства, сообщает сайт Минюста.
«Результаты аттестации позволят дать реальную оценку качества и эффективности деятельности как каждого адвоката, так и соответствующей районной юридической консультации и областной (Минской городской) коллегии адвокатов в целом», — отмечается в сообщении.
Напомним, в феврале Минюст лишил лицензий четырех адвокатов Минской городской коллегии адвокатов — Олега Агеева, Татьяну Агееву, Владимира Толстика и Тамару Гораеву, которые защищали фигурантов дела о массовых беспорядках в Минске 19 декабря.
3 марта из состава коллегии был исключен адвокат Павел Сапелко.
23 марта Минюст предупредил президиум Минской городской коллегии адвокатов о возможности применения к «некоторым должностным лицам» президиума дисциплинарного и административного характера в случае «продолжения политики конфронтации» и «политизирования вопросов прекращения действия лицензий» членов коллегии.
6 июня Павел Сапелко обратился в Конституционный суд Беларуси с просьбой дать оценку приказу Минюста о внеочередной аттестации адвокатов. В обращении отмечается, что по действующим нормам законодательства «аттестацию адвокатов проводит аттестационная комиссия коллегии адвокатов, которая назначается президиумом соответствующей коллегии адвокатов. Состав аттестационной комиссии формируется из не менее чем пяти квалифицированных адвокатов, имеющих стаж работы в адвокатуре не менее пяти лет и не подлежащих аттестации на данный момент».
Бывший адвокат утверждает, что приказ Минюста противоречит нормативным актам, регулирующим адвокатскую деятельность, в том числе положениям закона «Об адвокатуре» и постановлению Минюста «Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов». В них нигде напрямую не говорится о внеочередной аттестации адвокатов.
Источник
Лукашенко одобрил поправки в закон об адвокатуре. Вот ключевые изменения
Александр Лукашенко в конце прошлой недели подписал закон «Об изменении законов по вопросам адвокатской деятельности». Согласно документу, для бывших судей, следователей и прокуроров вводится упрощенная схема перехода в адвокаты. Тем временем адвокатские бюро должны быть ликвидированы, как и индивидуальная практика. По оценкам специалистов, изменения затронут около двух тысяч действующих адвокатов, пишет TUT.BY.
Согласно документу, адвокаты больше не смогут работать в бюро и индивидуально. Чтобы продолжить деятельность, они должны будут перейти в юридические консультации. На ликвидацию бюро дается пять месяцев. Возможно, нас ждет большой отток специалистов. Согласно исследованию, которое провел проект "Право на защиту", только 33% адвокатов бюро и 47% адвокатов-индивидуалов собираются переходить в консультации.
В Минске и Минской области число адвокатов в юрконсультациях будет увеличено почти в два раза. Ни экономических расчетов, ни организационных обоснований для этого не представлено, отмечают эксперты "Права на защиту". Быстро увеличить количество рабочих мест в помещениях консультаций практически невозможно. Специалисты высказывают опасения по поводу дополнительной фильтрации адвокатов при переходе в юрконсультации.
Еще одна новация — кандидатуры на пост руководителей и членов советов коллегий должны быть согласованы с Министерством юстиции. Если Минюст дважды отклоняет предложенные кандидатуры, ведомство представляет на голосование своих кандидатов. Если эти кандидаты дважды отклоняются на общем собрании, кандидаты от Минюста считаются выбранными. Это создает еще бОльшую зависимость адвокатуры от госоргана, отмечают эксперты.
Закон отменяет обязательный 3-летний стаж по специальности для кандидатов в адвокаты. При этом каждый кандидат должен будет получить одобрение в Министерстве юстиции.
Существенно упрощается доступ в адвокатуру для бывших сотрудников судов, прокуратуры, органов юстиции, правоохранительных органов. Если кандидатура представлена руководителем соответствующего госоргана, кандидат проходит стажировку до трех месяцев и сдает квалификационный экзамен в устной форме.
Источник
Постановление Министерства юстиции РБ
№ 34 от 02.02.2012. Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов
На основании статьи 38 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» Министерство юстиции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения аттестации адвокатов.
2. Признать утратившими силу:
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 июня 2006 г. N 32 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения аттестации адвокатов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 110, 8/14661);
постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 мая 2011 г. N 114 «О внесении дополнения в Инструкцию о порядке проведения аттестации адвокатов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 61, 8/23699).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 6 апреля 2012 г.
1. Настоящая Инструкция разработана на основании статьи 38 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., N 2, 2/1884).
2. Основной задачей аттестации адвокатов является оценка соблюдения адвокатами законодательства об адвокатуре, оценка деловых и личностных качеств и способности адвоката осуществлять профессиональную деятельность.
3. Аттестацию адвокатов проводит Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, действующая в соответствии с Положением о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, утверждаемым Министерством юстиции Республики Беларусь (далее — Квалификационная комиссия), либо по поручению Квалификационной комиссии территориальная коллегия адвокатов.
4. Заседания Квалификационной комиссии по вопросам аттестации проводятся в соответствии с Положением о Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, утверждаемым Министерством юстиции Республики Беларусь.
5. При проведении аттестации адвокатов Квалификационной комиссией списки адвокатов, подлежащих аттестации, характеристики на аттестуемых адвокатов, бланки аттестационных листов по форме согласно приложению к настоящей Инструкции представляются территориальными коллегиями адвокатов в Квалификационную комиссию не позднее чем за два месяца и не ранее чем за три месяца до истечения срока действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление адвокатской деятельности.
6. Сроки проведения аттестации адвокатов доводятся Квалификационной комиссией до соответствующих территориальных коллегий адвокатов не менее чем за месяц до начала аттестации.
7. На каждого адвоката, подлежащего аттестации, составляется характеристика. Характеристика на аттестуемого адвоката должна содержать полную и объективную оценку морально-деловых качеств адвоката, отношение к профессиональной деятельности, а также информацию о всех дисциплинарных взысканиях, примененных в отношении адвоката за аттестуемый период.
8. Характеристика на председателя Республиканской коллегии адвокатов составляется его заместителем и утверждается на заседании совета указанной коллегии адвокатов.
Характеристика на председателя территориальной коллегии адвокатов составляется председателем Республиканской коллегии адвокатов и утверждается на заседании совета указанной коллегии адвокатов.
Характеристика на заместителя председателя Республиканской коллегии адвокатов составляется председателем совета и утверждается на заседании совета указанной коллегии адвокатов.
Характеристика на заместителя председателя территориальной коллегии адвокатов, заведующего юридической консультацией, управляющего партнера адвокатского бюро, адвоката, осуществляющего деятельность индивидуально, составляется председателем территориальной коллегии адвокатов и утверждается на заседании совета территориальной коллегии адвокатов.
Характеристика на адвокатов, осуществляющих деятельность в юридических консультациях, составляется заведующим соответствующей юридической консультацией.
Характеристика на адвокатов, осуществляющих деятельность в составе адвокатских бюро либо по трудовому договору, составляется управляющим партнером соответствующего адвокатского бюро.
Характеристика на адвокатов, имевших дисциплинарные взыскания за аттестуемый период, составляется председателем территориальной коллегии адвокатов.
9. Квалификационная комиссия решает вопрос об аттестации адвоката по представленным материалам. В случае необходимости на заседание может быть приглашен адвокат.
10. Квалификационная комиссия проводит аттестацию адвоката с учетом соблюдения адвокатом законодательства Республики Беларусь об адвокатуре, законодательства Республики Беларусь о лицензировании и установленных требований и условий осуществления адвокатской деятельности.
11. Квалификационная комиссия рассматривает представленные материалы, а в случае приглашения аттестуемого адвоката на Квалификационную комиссию заслушивает аттестуемого. Квалификационная комиссия вправе проверить знание и выполнение адвокатом требований законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры, а также иные материалы, характеризующие аттестуемого, непосредственно связанные с его профессиональной деятельностью.
12. В случае неявки приглашенного аттестуемого адвоката на заседание Квалификационной комиссии по уважительной причине аттестация может быть проведена в другие предусмотренные графиком дни или в отсутствие адвоката.
13. Квалификационная комиссия вправе не аттестовать адвоката, нарушающего законодательство об адвокатуре или не способного осуществлять профессиональную деятельность, а также имеющего в аттестационный период дисциплинарные взыскания.
14. По результатам аттестации, проведенной Квалификационной комиссией, оформляется аттестационный лист по форме согласно приложению.
Аттестационный лист подписывается председателем и членами Квалификационной комиссии.
15. В случае выявления фактов, свидетельствующих о недостаточной квалификации адвоката, Министерство юстиции Республики Беларусь вносит в Квалификационную комиссию представление о проведении внеочередной аттестации адвоката для определения возможности выполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей.
Квалификационная комиссия может поручить проведение внеочередной аттестации адвоката аттестационной комиссии соответствующей территориальной коллегии адвокатов.
16. Внеочередная аттестация адвоката проводится Квалификационной комиссией в течение месяца со дня поступления представления о проведении внеочередной аттестации адвоката.
Квалификационная комиссия рассматривает представленные материалы, заслушивает аттестуемого адвоката, явка которого на Квалификационную комиссию обязательна.
Время проведения внеочередной аттестации доводится Квалификационной комиссией до сведения адвоката не менее чем за неделю до дня внеочередной аттестации.
17. В случае поручения Квалификационной комиссией проведения аттестации адвокатов территориальной коллегии адвокатов Квалификационная комиссия поручает формирование состава аттестационной комиссии территориальной коллегии адвокатов.
18. Состав аттестационной комиссии формируется территориальной коллегией адвокатов из числа не менее пяти квалифицированных адвокатов, имеющих стаж работы в адвокатуре не менее пяти лет и не подлежащих аттестации в период проведения аттестации.
19. Председатель, заместитель председателя и секретарь аттестационной комиссии избираются членами аттестационной комиссии из своего состава.
20. Организационная работа аттестационной комиссии включает в себя подготовку постановления о проведении аттестации, графика проведения аттестации, протоколов заседаний аттестационной комиссии, утверждение перечня необходимых материалов на аттестуемых и порядка их предоставления аттестационной комиссии.
21. Время проведения аттестации доводится аттестационной комиссией до сведения адвокатов не менее чем за месяц до начала аттестации.
22. Аттестация председателей территориальных коллегий адвокатов, председателя Республиканской коллегии адвокатов проводится по представлению совета Республиканской коллегии адвокатов Квалификационной комиссией.
23. На каждого адвоката, подлежащего аттестации, составляется характеристика и представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до дня аттестации.
24. Характеристика на аттестуемого адвоката должна содержать полную и объективную оценку морально-деловых качеств адвоката, отношение к профессиональной деятельности, а также информацию о всех дисциплинарных взысканиях, примененных в отношении адвоката за аттестуемый период.
25. Аттестуемый адвокат должен быть ознакомлен с характеристикой не позднее чем за неделю до дня аттестации. Адвокат имеет право обжаловать характеристику в совет территориальной коллегии адвокатов в течение пяти дней со дня ознакомления.
26. Характеристика на заместителя председателя Республиканской коллегии адвокатов составляется председателем совета и утверждается на заседании совета указанной коллегии адвокатов.
Характеристика на заместителя председателя территориальной коллегии адвокатов, заведующего юридической консультацией, управляющего партнера адвокатского бюро, адвоката, осуществляющего деятельность индивидуально, составляется председателем территориальной коллегии адвокатов и утверждается на заседании совета территориальной коллегии адвокатов.
Характеристика на адвокатов, осуществляющих деятельность в юридических консультациях, составляется заведующим соответствующей юридической консультацией.
Характеристика на адвокатов, осуществляющих деятельность в составе адвокатских бюро либо по трудовому договору, составляется управляющим партнером соответствующего адвокатского бюро.
Характеристика на адвокатов, имевших дисциплинарные взыскания за аттестуемый период, составляется председателем территориальной коллегии адвокатов.
27. Аттестационная комиссия решает вопрос об аттестации адвоката по представленным материалам, а в случае приглашения аттестуемого адвоката на аттестационную комиссию заслушивает аттестуемого.
28. Аттестационная комиссия проводит аттестацию адвоката с учетом соблюдения адвокатом законодательства Республики Беларусь об адвокатуре, законодательства Республики Беларусь о лицензировании и установленных требований и условий осуществления адвокатской деятельности.
29. Аттестационная комиссия вправе проверить знание адвокатом законодательства, регулирующего деятельность адвокатуры, и изучить материалы, характеризующие аттестуемого, непосредственно связанные с его профессиональной деятельностью.
30. На заседании аттестационной комиссии ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.
31. В случае неявки приглашенного адвоката на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине аттестация может быть проведена в другие предусмотренные графиком дни или в отсутствие адвоката.
32. Аттестационная комиссия правомочна принять решение при участии на заседании не менее двух третей от списочного состава членов комиссии. Решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов. При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Форма голосования определяется аттестационной комиссией.
33. Обсуждение решения проводится в отсутствие адвоката. Решение аттестационной комиссии сообщается адвокату через территориальную коллегию адвокатов, а адвокатам, присутствующим на аттестации, оглашается в день проведения аттестации.
34. Решение об отказе в аттестации адвокатам, не присутствовавшим на аттестации, сообщается аттестационной комиссией в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе в аттестации.
35. Член аттестационной комиссии, имеющий особое мнение, вправе изложить его в письменной форме. Особое мнение не объявляется аттестуемому, но приобщается к материалам аттестационной комиссии.
36. По результатам аттестации оформляется аттестационный лист по форме согласно приложению.
37. Аттестационный лист подписывается председателем и членами аттестационной комиссии.
38. Аттестационная комиссия вправе не аттестовать адвоката, нарушающего законодательство об адвокатуре или не способного осуществлять профессиональную деятельность, а также имеющего в аттестационный период дисциплинарные взыскания.
39. В случае установления нарушений настоящей Инструкции при проведении аттестации или необоснованности решения аттестационной комиссии аттестационная комиссия вправе повторно рассмотреть вопрос об аттестации адвоката. При повторной аттестации адвокатов аттестационная комиссия вправе запросить иные материалы, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью аттестуемого, или перепроверить отдельные факты.
40. В случае несогласия с повторным решением аттестационной комиссии территориальной коллегии адвокатов решение аттестационной комиссии может быть пересмотрено Квалификационной комиссией.
41. Материалы аттестационной комиссии (аттестационные листы, характеристики на адвокатов, списки адвокатов, прошедших аттестацию, а также не прошедших аттестацию) направляются территориальными коллегиями адвокатов в Квалификационную комиссию не позднее чем за два месяца и не ранее чем за три месяца до истечения срока действия специальных разрешений (лицензий) на осуществление адвокатской деятельности.
42. Внеочередная аттестация адвоката проводится аттестационными комиссиями территориальных коллегий адвокатов в срок не позднее 2 недель с момента назначения аттестации.
Подготовка документов для внеочередной аттестации в порядке, установленном настоящей Инструкцией с учетом сокращенных сроков проведения аттестации, осуществляется территориальной коллегией адвокатов.
43. Материалы внеочередной аттестации направляются в Квалификационную комиссию, а результаты аттестации сообщаются Министерству юстиции Республики Беларусь в течение 3 дней со дня проведения внеочередной аттестации.
44. Результаты аттестации могут быть использованы территориальной коллегией адвокатов как для решения вопроса о направлении адвоката для повышения квалификации, так и для решения вопроса о дальнейшем занятии адвокатской деятельностью.
45. Решения аттестационной комиссии, а также Квалификационной комиссии об отказе в аттестации должны быть мотивированы.
46. Решение Квалификационной комиссии по аттестации может быть обжаловано аттестуемым адвокатом в месячный срок со дня его принятия в суд.
47. Решение аттестационной комиссии по аттестации может быть обжаловано аттестуемым адвокатом в месячный срок со дня его принятия в Квалификационную комиссию, а в случае несогласия с решением Квалификационной комиссии — в суд.
Приложение
к Инструкции
о порядке проведения
аттестации адвокатов
Источник
«Когда слесари бастуют, адвокатам стыдно молчать!» — обращение адвокатского сообщества Беларуси
Фото с сайта themoscowtimes.com
«Лично я считаю, что если человека били и насиловали за то, что он озвучил свои политические убеждения — это неправильно! И когда слесари бастуют, адвокатам стыдно молчать!» — адвокат Михаил Кирилюк выступил с инициативой опубликовать обращение адвокатского сообщества Беларуси к властям. На данный момент его подписали более 170 адвокатов.
Редакция «Про бизнес» приводит полный текст обращения:
«Мы, адвокаты Республики Беларусь, не можем игнорировать сложившуюся в стране обстановку. Каждый из нас каждый день получает от сотен граждан информацию о вопиющих нарушениях действующего законодательства. В течение последних месяцев ситуация постоянно менялась только к худшему.
Происходило безостановочное манипулирование избирательным законодательством и откровенное его нарушение. Мы все в разной степени были свидетелями того, как наши коллеги, действуя исключительно законными методами, раз за разом доказывали и показывали, насколько вся избирательная система несправедлива, а зачастую и откровенно незаконна.
Правоохранительными органами десятки раз нарушалось право граждан на защиту как в уголовном, так и в административном процессе.
Мы постоянно сталкиваемся с узаконенным неравенством в вопросе передачи общественности информации о ходе расследования резонансных уголовных дел.
Наше основное правовое оружие — заявления, ходатайства, жалобы в правоохранительные органы и суды в большинстве случаев рассматриваются формально и не приводят к восстановлению прав граждан.
Апогеем всего этого процесса стали, безусловно, сами выборы 09.08.2020, весь процесс от начала досрочного голосования и до оглашения окончательных результатов выборов.
С первого дня досрочного голосования к нам, адвокатам, обращались десятки граждан-наблюдателей, которых силой выдворяли с участков, зачастую еще и необоснованно привлекая к административной ответственности.
Но все самое страшное произошло в первые три ночи после выборов. Несмотря на попытку держать общество в информационном вакууме путем полного отключения Интернета на территории всей республики, мы все, пусть и не сразу, увидели, что государство позволило себе абсолютно необоснованное применение физической силы и спецсредств в отношении мирных граждан. Необоснованная жестокость правоохранительных органов выразилась в тысячах произвольных задержаний, в причинении гражданам телесных повреждений.
Несмотря на всяческие попытки замолчать случившееся со стороны правоохранительных органов и представить это деятельностью каких-то внешних сил, мы, адвокаты, узнаем от сотен граждан Республики Беларусь ошеломляющие рассказы о пытках, избиениях и нечеловеческих условиях содержания задержанных.
ЦИП (Центр изоляции правонарушителей) и ИВС (Изолятор временного содержания) по пер. Окрестина в Минске для большинства граждан в настоящее время стали четко ассоциироваться с пыточными камерами.
В этих условиях нас, адвокатов Республики Беларусь, возмущают со все нарастающей силой заявления, публикуемые БРКА якобы от имени всего адвокатского сообщества, сначала с совершенно абсурдными разъяснениями о незаконности ношения белых ленточек и фотографирования бюллетеня до выборов и с призывами оказывать помощь правоохранительным органам после.
Дословная цитата из указанного обращения: "Однако в настоящее время и сотрудники правоохранительных органов, охраняющие общественный порядок, нуждаются в защите", по нашему мнению, является безусловной точкой невозврата, после которой невозможно воспринимать текущее руководство БРКА в качестве адвокатов, наделенных правом говорить от имени всего сообщества.
Не отрицая право каждого гражданина на юридическую помощь, мы видим, что в защите нуждаются в первую очередь именно граждане, пострадавшие от действий правоохранительных органов, и никак иначе.
Мы полагаем, что данное отторжение, которое в настоящее время проявляется лишь в устных разговорах между нами, демонстрирующих несогласие с избранной БРКА позицией, не может больше оставаться непубличным.
Мы полагаем, что в настоящее время адвокатура как институт, призванный всегда быть на стороне граждан и общества, а также каждый отдельно взятый адвокат как общественный деятель обязаны быть исключительно на стороне граждан, решительно осудив насилие со стороны государства.
Фото с сайта ru.depositphotos.com
Считаем своим профессиональным долгом выступить со следующими требованиями:
1. Немедленного освобождения всех политических заключенных, а также всех граждан, задержанных в связи с их участием в мирных протестах с 9 августа.
2. Немедленного прекращения совершаемых преступлений, в том числе пыток и насилия в отношении задержанных в РОВД, СИЗО и других местах содержания задержанных.
3. Немедленного отстранения от работы всего состава ЦИП и ИВС ГУВД Мингорисполкома, сотрудников ОМОН и иных силовых подразделений, принимавших участие в задержаниях.
4. Создания общественной комиссии по расследованию пыток и установлению лиц, причастных к их применению, с участием представителей прессы и юристов, а также ее допуска во все места принудительного содержания.
5. Проведения новых выборов — с честным и прозрачным формированием участковых избирательных комиссий, подсчетом голосов, допуском наблюдателей.
6. Привлечения к ответственности всех лиц, совершивших преступления против жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, и лиц, отдавших соответствующие распоряжения».
Список подписавшихся (более 170 адвокатов) — по ссылке (дополняется).
Источник