Отчеты для аттестации для педагогов
ФОРМЫ АНАЛИТИЧЕСКИХ ОТЧЕТОВ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, старшего вожатого за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности инструктора по труду, инструктора по физической культуре за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности воспитателя группы продленного дня, воспитателей школ-интернатов, детских домов, воспитателя общежития за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре ДОУ за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ результатах деятельности педагога дополнительного образования, методиста, педагога-организатора за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах деятельности преподавателей ДМШ, ДШИ, ДХШ, концертмейстеров за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о результатах деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)
Источник
Как подготовить творческий отчет учителя
Творческий отчет – это форма профессиональной аттестации, которая заключается в презентации формы, содержания и результатов педагогической деятельности, которая претендует на оригинальность и уникальность. С необходимостью подготовить творческий отчет регулярно сталкивается каждый школьный учитель. С одной стороны, это своеобразная проверка компетентности педагога со стороны экспертной комиссии. С другой – отличный повод для любого специалиста объективно оценить результаты своей деятельности, выявить собственные сильные стороны, вспомнить о приоритетах и определиться с дальнейшим рабочим курсом. И хотя название «творческий отчет» намекает на некую свободу аттестуемого, в конце аттестации деятельность педагога всегда оценивается по вполне конкретным установленным критериям. Поэтому стоит знать, что обязательно должно быть в вашем творческом отчете, чтобы пройти аттестацию без всяких проблем.
Что может лежать в основе творческого отчета?
Чаще всего учителя используют творческий отчет для презентации собственных методических материалов: это может быть разработка как отдельного урока, так и целого образовательного курса. Можно представить обзор любых форм внеурочной работы с учениками: вы можете описать вашу работу в рамках классных часов или творческих секций, проведенную организацию занятости детей во время перемен или каникул. Кроме того, вы можете подробно описать и проанализировать проведенную вами работу по самообразованию: рассказать в отчете, где вы в последнее время обучались и повышали профессиональную квалификацию, что выяснили, что поняли, какие идеи сгенерировали. В этом смысле учитель действительно обладает немалой свободой выбора темы и предмета для творческого отчета. Но, выбирая тему, очень важно держать в голове несколько вещей.
О чем важно помнить, выбирая тему?
Задача аттестации – определить, насколько педагог, находясь в своей нынешней профессиональной форме, в состоянии адекватно реагировать на те задачи, которые ставит перед ним постоянно меняющийся мир образования. Другими словами, проходя аттестацию, вы должны показать, что вы:
В своей работе ставите цели, достижение которых принесет реальную пользу вашим ученикам. Понимаете, с какими проблемами сталкиваются ваши подопечные на пути к достижению этих целей. Умеете находить эффективные пути решения этих проблем.
Что бы вы ни выбрали в качестве объекта для своего творческого отчета, в первую очередь убедитесь, что этот объект практичен. Спросите себя, поможет ли ваша педагогическая идея решить реально существующие проблемы? Будет ли она так же полезна для других учителей? Ведет ли она к реально ощутимым результатам? Если на все вопросы вы отвечаете положительно, значит, вы нашли хорошую тему и можете приступать к написанию творческого отчета.
Существуют утвержденные и строго определенные правила оформления творческого отчета. Структура этой работы должна включать три раздела. Это:
Титульный лист.Пояснительная записка.Приложение.
На титульном листе, согласно правилам оформления, должна быть собрана и систематизирована информация о педагоге. Помимо имени и инициалов, обязательно укажите свою должность, квалификационную категорию, профессиональный стаж. Добавьте полные названия организации, где была выполнена работа (название школы), и вышестоящей организации, наименование вашей работы с указанием направления деятельности.
Пояснительная записка – это основная часть вашего отчета, такое поэтапное погружение читателей в контекст вашей работы. Причем именно поэтапное, и поэтапность эту важно соблюдать, чтобы «не растекаться мыслью по древу» творческого отчета. Вот разделы, которые стоит включить в вашу пояснительную записку:
В этом разделе вы кратко описываете ситуацию и условия, в которых приступили к реализации тех задач, которым посвящен отчет. Обозначьте, какие проблемы вы хотели решить, приступая к работе, как у вас возникла эта конкретная идея и почему это важно. Оптимально смотреть на любые проблемы с двух точек зрения. С одной стороны, учителю стоит оценить, насколько его работа полезна для учеников, для детей и подростков, учить которых – его основная миссия. С другой стороны, нужно взглянуть на имеющуюся проблему еще и с точки зрения опыта широкого педагогического сообщества. Подумайте, может ли ваш опыт быть интересен другим учителям. Если описываемые вами проблемы носят характер эпидемии, значит, решая их, вы изобретаете таблетку, которая сможет подлечить многих. И тогда потенциальная польза ваших наработок сразу становится более очевидной, и уже на этом этапе отчет становится более интересным.
2. Анализ работы
Сюда входит непосредственное описание самой работы и всех условий, которые на нее повлияли. Постарайтесь со всей объективностью выделить важные результаты. Отметьте, какие условия вам помогали, без чего ваш опыт был бы менее позитивным: возможно, ваш проект предполагал обязательное следование конкретной методике, наличие в школе какого-то оборудования или участие и других специалистов (педагогов, психологов и пр.). Честно укажите проблемы, с которыми вы столкнулись и которые не смогли решить – это нисколько не умалит ваш опыт, а, наоборот, покажет, что вы адекватно оцениваете собственную работу и ищете пути для дальнейшего развития.
3. Проектная часть
Любая хорошая работа, подходя к своему логическому концу, на самом деле не заканчивается, а трансформируется в новые идеи, замыслы и планы. В проектной части учителю необходимо сформулировать собственную стратегию дальнейших действий. Вспомните про честный ответ на вопрос, что именно не получилось в этот раз. Пусть он поможет вам в проектировании будущих преподавательских достижений.
4. Заключительная часть
В заключении к пояснительной записке придите к выводам, насколько ваша работа была успешной и инновационной. Обязательно уточните, чем ваш опыт отличался от опыта других учителей, которым доводилось работать с тем же форматом, материалом, в тех же условиях.
Приложение – это любой иллюстративный материал, с помощью которого вы предоставляете комиссии более полную информацию о своем проекте. В приложение могут входить фотографии и видео с уроков; примеры работ, выполненных детьми; таблицы, доказывающие эффективность работы учителя.
Совет: не стоит перегружать ваш творческий отчет чересчур объемным приложением. Выберите несколько разноформатных способов продемонстрировать то лучшее, что было в вашей работе. Нескольких фотографий, видеофрагмента и таблицы будет вполне достаточно.
Для многих современных учителей выполнение творческого отчета – это формальность, которую так или иначе следует исполнить, чтобы соблюсти некий «профессиональный этикет». Но вы можете отнестись к творческому отчету не как к простой формальности, а как к ценной возможности сформулировать для себя приоритеты в дальнейшей работе и поделиться важным опытом с коллегами. А пренебрегать такой возможностью вряд ли кому-нибудь захочется.
Источник
Аттестация воспитателей в 2020 году: последние изменения
Аттестация воспитателей — это особая проверка уровня подготовки педагогического работника, особенности которой прописаны на локальном уровне. Эксперты обсуждают возможность отказаться от процедуры и взамен ввести единый профессиональный экзамен. Чиновники же пока готовы только совершенствовать действующий регламент.
Что нового
Пока неизвестно, произойдут ли и какие изменения в аттестации воспитателей в 2020 году, но сейчас в РФ апробируется новая модель аттестации учителей в рамках нацпроекта «Образование». Ее основное отличие — педагоги должны пройти независимую оценку квалификации на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Никакого портфолио, грамот и прочих материалов, доказывающих, что специалист хорошо учит детей, не понадобится. При этом разделение на обязательную и добровольную сохранится, не изменится и периодичность проверок. Подобную систему обещают распространить и на воспитателей. О конкретных сроках пока молчат, но завершить переход чиновники собираются не позже 2030 года.
Тем временем Общероссийский народный фронт предлагает полностью отказаться от действующей системы аттестации и определения категории воспитателей детских садов по возрастанию, а взамен ввести единый профессиональный экзамен. И хотя цели проверки уровня подготовки педагогов не изменятся, новый экзамен позволит воспитателям и учителям выстроить планы своего профессионального развития, считают независимые эксперты. В ОНФ подчеркивают, что экзамен обязан соответствовать требованиям профстандарта педагога и федеральным образовательным стандартам общего образования.
Еще одно важное изменение, которое планируется внедрить в 2020 году, прописано в проекте Минпросвещения. Чиновники хотят несколько упростить порядок проведения аттестации (Приказ Минобразования №276 от 07.04.2014) для тех педагогических работников, которые имеют:
- государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке;
- положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации либо по итогам участия в профессиональных конкурсах.
Когда поправки заработают, педагогам, которые уже доказали уровень профессионализма, станет проще подтвердить категорию.
Процедура аттестации
Порядок проведения проверки прописан в Приказе Минобразования №276 от 07.04.2014. За все годы, которые действует регламент, в него не вносили ни одного изменения. Документ предполагает два вида контроля — обязательный на соответствие должности и добровольный — для получения квалификационной категории. Разберемся в каждом из них.
Обязательная
Проверка на профессиональную пригодность воспитателей дошкольных учреждений проводится каждые пять лет. Для прохождения проверки на соответствие занимаемой должности сотрудника направляет руководитель образовательного учреждения.
Исключения составляют лица, имеющие отвод от прохождения испытания по уважительным причинам. К ним относятся:
- беременные и молодые матери. Для них испытание проводится не ранее чем через два года после выхода на работу из декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком;
- сотрудники, имеющие стаж работы менее 2 лет;
- работники, у которых уже есть определенная категория, поскольку требования к высшей категории воспитателя детского сада гораздо выше, чем к педагогу без квалификации;
- сотрудники, проведшие более 4 месяцев на непрерывном больничном. Прохождение испытания для них рекомендовано по истечении 12 месяцев после их возвращения на рабочее место.
Процедура проверки знаний состоит из нескольких этапов:
- Формирование аттестационной комиссии.
- Подготовка списка аттестуемых и составление графика проведения проверки.
- Формирование представления для каждого испытуемого.
- Сама процедура.
- Выведение оценки и оформление результатов.
Если в предыдущие годы педагогический стаж 20 лет и более являлся гарантом пожизненного сохранения второй категории, сегодня этого послабления нет. Для подтверждения квалификации тоже необходимо пройти аттестацию.
В настоящее время Министерство образования РФ разрабатывает новые критерии оценки профессионального соответствия педагогических работников:
- При успешном прохождении аттестации комиссия дает заключение о соответствии занимаемой должности.
- Если проверка пройдена неуспешно, комиссия выносит решение о несоответствии занимаемой должности.
Согласно данному решению, разрешено расторгнуть трудовой договор с педагогом на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Но вердикт о несоответствии занимаемой должности не требует обязательного увольнения педагога. Работодатель вправе отправить сотрудника, не прошедшего аттестацию, на курсы повышения квалификации, чтобы после их окончания он повторно ее прошел.
Но педагога нельзя уволить, если существует возможность его перевода с его письменного согласия на другую, нижестоящую, должность или ниже оплачиваемую работу. Кроме того, нельзя уволить педагогического работника, если он попадает в перечень лиц, указанных в ст. 261 ТК РФ.
Добровольная
В целях профессионального роста и уровня заработной платы, педагог детсада вправе узнать, что нужно для аттестации воспитателя на первую категорию, подготовиться и пройти испытание для повышения профессионального уровня. После того как человек получит первую категорию, он вправе самостоятельно подать заявку на присвоение ему высшей квалификации.
Этапы добровольной проверки включают в себя:
- Проверка поданного заявления.
- Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не должен превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
- Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
- Оценка испытуемого.
- Оформление результатов проверки.
Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний на высшую категорию разрешается по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату отказали в проведении аттестации, повторный запрос примут не ранее чем через год после отказа.
Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о присвоении соответствующей категории, но в этом случае не упоминается преподаваемый предмет.
Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Те, кто сдавал на первую категорию, остаются без нее и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.
Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.
Решение аттестационной комиссии можно обжаловать согласно порядку аттестации педагогических работников. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Но помните: заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении прав.
ВАЖНО! В случае несвоевременного подтверждения категории она аннулируется.
Что делать, если категорию аннулировали:
- сотрудник, имевший первую категорию, подает заявление на аттестацию для получения первой категории и проходит в общем порядке процедуру;
- если у педагогического работника была высшая категория, то необходимо подавать заявление либо на первую либо на высшую, категории не понижаются, они, как отмечено выше, отменяются при несвоевременном подтверждении.
Квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который присвоены. Но правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивается вторая категория, отменяется (поскольку сама вторая категория больше не существует). Педагогам с таким уровнем квалификации необходимо подтверждать компетенции каждые пять лет, как и остальным.
В какие сроки проводится аттестация
Аттестация воспитателей ДОУ проводится в зависимости от ее вида в следующие сроки:
- Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ: не реже чем раз в 5 лет.
- Аттестация работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Результаты такого вида проверки тоже действуют в течение 5 лет. При сроке действия категории в 5 лет проходить повторную проверку разрешено по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ, он вправе подать заявку еще раз по истечении 1 года после получения отказа.
ВАЖНО! Согласно положению о плановой аттестации, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2020 году на нее направят педагогический состав, аттестовавшийся в 2015 году.
Список необходимых документов
В зависимости от ситуации список необходимых бумаг отличается, и документы для аттестации воспитателя на высшую категорию в 2020 году другие, нежели для обязательного подтверждения соответствия занимаемой должности. Но есть и общий перечень обязательных документов для прохождения аттестации, куда входят:
- заявление;
- копия результата прохождения предыдущей аттестации (при наличии);
- копии дипломов по профильному образованию (среднее и высшее педагогическое образование);
- в случае смены фамилии прикладывается копия документа, подтверждающего этот факт;
- сопроводительное письмо или характеристика с места работы, которую рассматривают как подтверждение профессиональной компетенции воспитателя.
При аттестации на категорию к документам добавляют портфолио, а в некоторых регионах публикуют образец составления папки к аттестации воспитателей на I категорию и требуют по его подобию представить самоанализ профессиональной деятельности, творческий и аналитический отчеты воспитателя.
После подачи документов в течение месяца заявитель получает уведомление о месте и времени проведения проверки.
Заявление на аттестацию
Заявление на категорию оформляют на специальном бланке в свободной форме. Информация об адресате заполняется в правом верхнем углу. Затем необходимо внести основные сведения о заявителе. К этим сведениям относятся Ф.И.О. сотрудника ДОУ, его адрес и номер телефона, полное наименование образовательного учреждения, в котором работает заявитель. В основной части заявления предлагается поэтапно указывать следующие сведения:
- просьба об аттестации на выбранную категорию;
- информация о имеющейся категории и сроке ее действия;
- указываются основания для присвоения категории. В этом пункте важно ориентироваться на требования к выбранной квалификации;
- список образовательных мероприятий, в которых участвовал сотрудник ДОУ;
- сведения о заявителе: образование, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если воспитатель имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, необходимо отразить данные сведения в тексте заявления.
В конце документа ставится дата и подпись заявителя.
Образец заявления
При заполнении заявления особо выделяют достижения воспитателя. Если вы участвовали в методических разработках, создании интерактивных уроков или применяли другие инновации, вам необходимо упомянуть об этом в тексте заявления. Также к заявлению прикладывают дополнительные материалы, демонстрирующие разработки.
В некоторых регионах проводятся многоступенчатые процедуры аттестации. К примеру, Министерство образования Республики Татарстан включило в проверку воспитателей дополнительное тестирование: в перечень вариативных форм, связанных с экспертизой профессиональной компетентности аттестуемого работника, входит компьютерная проверка. По итогам тестирования работнику выдается на руки справка с указанием набранного количества баллов. Для успешного прохождения тестирования претенденту на высшую квалификационную категорию необходимо набрать 90 баллов.
Публикуем примеры тестов Министерства образования РТ на аттестацию воспитателей.
Тестовые задания для воспитателей
Тесты по дошкольной педагогике
Аналитическая справка для аттестации
Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.
По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:
- аннотации;
- аналитической части;
- проектной части;
- заключения;
- приложения.
Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:
- Фамилия, имя, отчество заявителя.
- Информация об образовании.
- Общий стаж работы.
- Стаж работы на аттестуемой должности.
- Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
- Уровень квалификации для работы на данной должности.
Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:
- Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
- Достигнутые цели.
- Применение инноваций в педагогической деятельности.
- Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
- Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
- Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
- Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
- Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
- Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
- Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
- Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.
ВАЖНО! В каждом регионе установлены разные сроки подачи заявлений. Информацию об этом ищите на официальных сайтах органов и учреждений, которые проводят аттестацию.
Источник
Аналитический отчет учителя за межаттестационный период и на категорию
Аналитический отчет за межаттестационный период предоставляет возможность учителю провести исследование своей профессиональной деятельности, произвести коррекционные действия. Весь процесс активного самообучения и анализа своей деятельности педагог должен зафиксировать: на электронном носителе, бумаге или в форме презентаций.
Разновидности отчетов для учителя
К основным видам школьной отчетной документации относятся годовой, аналитический отчеты, а также работа по самообразованию учителя.
Документы обязаны предоставлять все педагоги: предметники, педагоги дополнительного образования, логопеды, музыкальные руководители, старшие инструктора спортивной школы, учителя начальной школыи т.д.
Аналитический отчет
Такого вида отчетность – это глубокое исследование определенной проблемы. Она отражает текущую ситуацию в деятельности педагога, а также состояние и перспективы дальнейшего развития. Аналитический отчет является полным источником информации о применяемых методах, приемах работы учителя, позволяющим сохранять проблемность материала и его открытость для исследования в дальнейшем. Аттестационная отчетность – это сложный документ, разнообразный по своей структуре. В нем прописывается проделанная работа по изучению и обобщению инновационного опыта. В документе анализируется группа материалов, которые получились в результате практикипедагога.
Годовой отчет
Итоговая (годовая) отчетность – это развернутый отчет учителя о проделанном труде на протяжении всего учебного года.
Педагогическая деятельность за весь промежуток обучения должна строго соответствовать годовому плану, который утверждается вышестоящим руководством.
Основным отчетным промежутком времени, за который работнику нужно представить отчет о проделанной работе, является полный календарный месяц. Именно такой временной промежуток позволяет полноценно оценить труд учителя и при необходимости вовремя внести в нее поправки.
Отчет по самообразованию
Отчетность по самообразованию представляет собой документ, в котором отражается самостоятельная познавательная деятельность учителя. Педагог усваивает новые знания и совершенствует их, достигает поставленных перед собой личностных и общественно значимых целей, которые удовлетворяют общекультурные и профессиональные запросы, а также способствуют повышению профессиональной квалификации.
Все аттестационные труды проверяются вышестоящим начальством: директором, экспертом, а также специальной комиссией и другими специалистами.
Что должен содержать аналитический отчет учителя
В отчетном портфолио должны быть представлены результаты трудов учителя за межаттестационный период. Этот документ предоставляет возможность специалисту провести исследование профессионального труда, уровня необходимых знаний и осуществить при необходимости самокоррекцию. Специалист анализирует проделанную работу и оценивает ее эффективность.
Аналитический отчет, составленный по федеральным государственным образовательным стандартам, должен содержать в себе следующие разделы:
Введение. В данной части необходимо выполнить анализирование образовательной ситуации, указать основные проблемы, решением которых занимался учитель в период межаттестации. Также во введении следуетуказать тему, объект и предмет исследования, поставить цели и задачи.
Аналитическая часть. В этом разделе необходимо продемонстрировать результаты педагогической деятельности, одним из которых является саморазвитие. Также следует прописать итоги образования учащихся на уроках. Учитель должен указать, какие виды педагогической и воспитательной деятельности педагога и учащихся были организованы,какие методические материалы были использованы на уч. занятиях, прописать достигнутые качественные и количественные показатели.
Проектная часть.Здесь указываются основные проблемы, с которыми столкнулся специалист в процессе реализации своей деятельности. Прописываются основные направления и этапы работы на уч. занятиях и вне школы, применяемые образовательные технологии, а также проблемы и тема на следующий межаттестационный период.
Заключение. В данном разделе педагог проводит оценку собственной аналитической деятельности, обозначает главные направления саморазвития и самосовершенствования педагогической деятельности.
Список использованной литературы. В этой части специалист должен указать использованные учебно-методические материалы, которые он использовал для решения поставленных задач в межаттестационный период.
Приложение. Здесь прилагаются составленные таблицы, диаграммы, фотографии и рисунки, использованные при работе. Приложений может быть два и более.
Внизу страницы представлены примеры аналитических отчетных работ, составленных по реализации ФГОС, учителей русского языка и литературы, классного руководителя.
Отчетные документы составляют и педагоги, которые желают получить вторую, первую или высшую категорию. Выполняются они на основе общей схемы аналитических работ для аттестации специалистов.
Требования к форме отчета
На титульном листе работы необходимо указать название работы, фамилию и инициалы автора, должность, название населенного пункта и год написания.
В содержании перечисляются заголовки структурных элементов работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Введение не должно быть слишком растянутым, достаточно 1-3 страницы. При описании задач педагогу следует использовать в тексте такие глаголы, как изучить, описать, выявит, исследовать и т.п. Теоретический материал в аналитической части должен соответствовать теме работы и полностью раскрывать ее. По завершении раскрытия содержания каждой части нужно сделать краткий вывод.
Приложения оформляются на последних страницах и располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте, которые даются в круглых скобках. Таблицы вставляются после текста, в котором они упоминаются или на следующей странице.
Каждая страница аттестационного документа должна быть пронумерована, включая оглавление и список литературы. Титульник включают в общую нумерацию, однако номер на нем не проставляется.
Источник
Памяткa по написанию и оформлению аналитического отчета педагога
При проведении тематических консультаций для педагогов ДОУ по вопросам аттестации, возникла необходимость в подготовке для педагогов памятки по написанию и оформлению аналитического отчета.
Аттестация — это прежде всего акт общественного признания, в котором педагог наиболее полно может представить педагогическому сообществу результаты своего труда, а профессиональное сообщество смогло бы увидеть и оценить успехи, результаты профессиональной деятельности педагога, прошедшие за межаттестационный период.
В аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категория, среди форм предъявления результатов практической деятельности за межаттестационный период (на рабочем месте) утверждён аналитический отчёт.
В аналитическом отчёте педагог должен проанализировать полученные результаты и оценить эффективность педагогической деятельности, т. е. оценить результат в соответствии с поставленными на межаттестационный период целями и задачами деятельности.
Аналитический отчёт как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период.
Традиционной можно назвать структуру аналитического отчёта, предложенную «Институтом развития образования» Свердловской области, представленную следующими разделами:
Во введении даётся краткий анализ образовательной ситуации, указываются противоречия, проблемы, которые педагог определил как приоритетные и решением которых он занимался в прошедший межаттестационный период. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, разрабатывать и т. д. на федеральном, региональном уровне, уровне образовательного учреждения, уровне педагога.
Определяется тема, объект исследования и предмет исследования, цель, задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить.
Цель – всегда направлена на развитие ребенка, это ожидаемый результат, который должен быть оценен и измерен.
Цель конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое для достижения цели).
Аналитическая часть посвящена результатам деятельности педагога. Результатом его труда является саморазвитие, развитие педагогической теории и практики, и самый значимый — результат образования воспитанника.
Идёт представление результата, указываются критерии и показатели по которым он оценивался.
Следует выделять процессуальные и результативные показатели деятельности.
Процессуальные показатели:
-осуществление педагогической деятельности;
-реализация своего профессионального потенциала в процессе деятельности;
-какие виды деятельности и общения учащихся организует;
-средства воздействия, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели.
Результативные показатели:
-какие результаты деятельности достигнуты (количественные и качественные изменения).
Результативные показатели являются приоритетными показателями эффективности деятельности педагога.
Поэтому автор аналитического отчёта должен соотнести объект и предмет анализа (достигнутого результата) с объектом и предметом проектирования (прогнозирования планирования ожидаемого результата).
Проектная часть
Указываются проблемы (трудности, с которыми столкнулся педагог, реализуя свою деятельность в межаттестационный период. Указывает основные направления, этапы совершенствования своей деятельности противоречие, проблему, тему, объект, предмет на следующий межаттестационный период.
Заключительная часть
-оценка собственной аналитической деятельности.
-обозначаются основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности.
Критерии оценивания аналитического отчёта:
Обоснование актуальности аналитического отчёта:
— характеристика нормативно-правовых материалов, подтверждающих важность темы (выбранного направления) и выражающие потребности, сформированные на разных уровнях;
-проведён анализ состояния образовательной системы на разных уровнях;
-представлены результаты исследования затруднений ограничений и проблем в деятельности педагога, образовательного учреждения, системы образования района, города, региона;
-предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы (выбранного направления);
-аналитический отчёт базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования);
Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен аналитический отчёт:
-показано, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности; какие противоречия разрешатся;
-определена цель аналитического отчёта;
-выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
Обоснование содержания аналитического отчёта:
Общекультурное, философско-методологическое обоснование:
-отражено, на основе, какой философии, методологии выстроен аналитический отчёт;
-содержательная сторона, теоретическая (научная) обоснованность;
-опора на систему современных психолого-педагогических знаний.
Нормативно-правовое обоснование:
-отражены нормативно-правовые основания или условия, обеспечивающие аналитический отчёт;
-отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов.
Социально-экономическая эффективность:
-аналитический отчёт соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы образования конкретного ОУ (района, города, региона);
Психолого-педагогические основания:
-учтены закономерности и условия развития обучающихся;
-обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) или развитие качеств личности (интеллектуальных, личностных, физических, её межличностных отношений и общения в социуме;
-учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
-выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы в процессе педагогической деятельности;
-обоснован выбор технологий, методов, способов, приёмов;
-обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы.
Обоснование системы партнёрских взаимодействий:
-выявлены субъекты образовательного процесса;
-раскрыты координационные и тактические аспекты установленного взаимодействия субъектов.
Анализ и оценка результатов:
-анализ результатов соотнесён с целями и задачами;
-анализ результатов (в сравнении с планируемыми) отличается глубиной, системностью, объективностью, в нём отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
-разработана система мониторинга, направленная на контроль качества образования, динамику всех субъектов образовательного процесса, степень социальной успешности;
-представлен прогноз дальнейшего развития или обоснование необходимости дальнейшей работы;
Информационная культура представления результатов:
-структура аналитического отчёта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
-оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста);
-Сопровождающие материалы, выполненные в Excel, PowerPoint, Publisher в виде таблиц. Презентаций, публикаций обеспечивает дополнительные условия адекватной оценки информационной компетентности аттестующегося.
Перспективы развития и применения аналитического отчёта в педагогической практике:
-раскрыты перспективы развития профессиональных компетентностей и актуальных задач в образовательной практике.
Аналитический отчет как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период позволяет педагогу целостно исследовать свою деятельность, определить эффективность педагогической деятельности, произвести самокоррекцию, обеспечить возможность выхода на новый уровень самосовершенствования.
Проведение аттестации педагогов в форме защиты аналитического отчета
10-15 минутное выступление, вместе с вопросами экспертов 20 минут, нужно оставить экспертам время для вопросов.
1. Анализ рекомендаций предыдущего межаттестационного периода (для аттестующихся повторно).
2. Формулировка проблемы.
3. Актуальность, соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. ССЫЛАТЬСЯ ТОЛЬКО НА НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НАЗЫВАТЬ ИХ ПРАВИЛЬНО!
4. Объект – реальность, которая существует независимо от нас, это границы нашего исследования (качество знаний, уровень воспитанности, образовательный процесс, и др., внутри в объект исследования должны входить дети).
5. Предмет исследования- свойства, отношения, функции, выделенные в рамках объекта или то, с помощью чего мы будем влиять на изменение объекта, всегда уже объекта (проектная деятельность, творческие домашние задания, проблемный метод обучения, субъектный подход и т. д.)
6. Формулировка темы: тема всегда формулируется так, что в ней есть и объект и предмет исследования и отражается или способ воздействия предмета на объект или показано, каким образом они взаимосвязаны.
Например: «Новая технология …. как способ повышения качества образования (или мотивации, уровня воспитанности)»; «Применение проектного метода обучения как условия успешной социализации выпускников».
7. Цель – это ожидаемый результат — создать условия, обеспечить формирование, цель должна быть направлена на ребенка, как результат влияет на личность учащегося, на качество образования, не нужно ставить глобальных целей, ту цель, что поставили, нужно будет оценить – поэтому заранее подумать при ее формулировке – как вы соотнесете ее с результатом, нужно ставить цели простые, не глобальные (формирование единой картины мира, ближе к жизни, реальная задача, которую вы решаете, конкретная и простая. В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.
8. Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое – что сделать, чтоб достичь цели). + Необходимо назвать разработанные критерии оценки результата деятельности, либо включить в задачи пункт о необходимости разработки таких критериев (и показателей к ним) и затем показать, как вы это сделали в основной части работы.
Цель на «-ие» а задачи на «-ать»
9. Гипотеза (не обязательно) – научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи, совокупность воздействий по достижению цели, формулируем через «если…то…», касается детей, качества образования детей. «Использование ситуации выбора приведет к повышению личностной активности учащихся»; ИЛИ: Планируемый результат (если нет гипотезы, то обязательно) – касается детей, качества образования детей.
10. Стратегия и механизм достижения поставленных целей – это и есть рассказ о том, что педагог делал в течение межаттестационного периода для достижения цели, суть сама вашей работы – как делали, кто что когда делал…этапы, сроки и т. д. САМАЯ БОЛЬШАЯ И ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ: перечислить все свои действия, доказывающие, что работа по достижению цели осуществлялась СИСТЕМНО!
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ, ОТСУТСТВИЕ ЭТОГО РАЗДЕЛА НЕДОПУСТИМО ни в отчете, ни в заявлении.
11. Результаты: что реально получили (мотивация, количество учащихся, выбравших предмет на экзамен, поступление, текущие отметки, отметки по ЕГЭ, % успеваемости за 3 года, сколько справляется с продуктивными заданиями и т. д.) Критерии и показатели оценивания, диагностический инструментарий, какие конкретно процедуры проводились. РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИМЕННО ПО ТЕМ ПАРАМЕТРАМ, КОТОРЫЕ ЗАЯВЛЕНЫ В ЦЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕНЫ В ЗАДАЧАХ! Результаты именно по тем критериям, которые вы разработали (выбрали, чтоб доказать что цель достигнута! Оценка результата – выявленные проблемы, какая должна быть корректировка в работе, перспективы деятельности, задачи или планы или направления на последующий межаттестационный период.
12. Раздел о представлении опыта педагогической общественности (публичные выступления, печатные работы и прочее) можно отнести в разные пункты, где вам кажется логичнее: 10,11,12 (отдельно,13.
13. Заключение: выводы о достижении поставленной цели, что сделано конкретно, что доказано, достигнут ли планируемый результат (или доказана гипотеза, в чем значимость работы.
Обратите внимание на форматирование текста, недостаточный уровень владения ИКТ сразу заметен!
Презентация на компьютере желательна для всех.
Большое, большое спасибо, скажу! В апреле,2012 года,я прошла аттестацию подтвердив первую квалификационную категорию!Не скрою,по новым правилам для меня эта аттестация была.
Портфолио педагога-психолога Портфолио- это накопленный и систематизированный материал педагога, который демонстрирует его профессиональные возможности и достижения.
Источник