Закон о стандартизации
В Российской Федерации правовая база стандартизации зафиксирована Законом «О стандартизации». Нормативы данного законодательного акта являются обязательными к исполнению любыми органами власти государства, кроме этого действующими субъектами всё равно какой формы собственности и разными коллективными сообществами.
В основополагающий Закон «О стандартизации» вошли следующие статьи:
- Понятие о стандартизации.
- Законодательство Российской Федерации о стандартизации.
- Международные договоры.
- Организация работ по стандартизации.
- Международное сотрудничество в области стандартизации.
- Нормативные документы по стандартизации и требования к ним.
- Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
- Отраслевые стандарты, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
- Применение нормативных документов по стандартизации.
- Информация о нормативных документах по стандартизации, их издание и реализация.
- Государственный контроль и надзор.
- Органы государственного контроля и надзора.
- Государственные инспекторы, их права и ответственность.
- Уголовная, административная либо гражданско-правовая ответственность.
- Финансирование работ по государственному контролю и надзору.
- Стимулирование применения государственных стандартов.
Благодаря этому законодательному акту осуществляется реализация права охраны государства своих интересов, а также покупателей через нормативы и стандарты, вносимые в госстандарты при создании и внедрении данных стандартов. Кроме этого производится госконтроль по точному исполнению каждого определенного положения и правила к стандартам в течении их применения на практике.
Благодаря деятельности стандартизации гарантируется техническая взаимозаместимость в плане информации о работах и продукции, а также их качественных показателей, взаимозаменяемости, опираясь на условия и прогресс в науке и технике.
Использование законодательства о стандартизации
Законодательный акт «О стандартизации» существует и работает совместно с иными актами Российской Федерации, которые соответствуют законодательству. Данные акты обязаны в полной мере сочетаться с ключевыми требованиями основного федерального закона. За отступление от стандартов предусматривается определённая ответственность. Данная ответственность используется исключительно, когда присутствует обязательная сноска за отступление от существующего стандарта. Технический регламент тоже иметь своей составной частью рекомендательную сноску. Данный тип сносок считается форматом принципа стандарта, направленного на получение сходства, а именно достаточного выполнения любых стандартов в публикуемых сносках.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Ответственность за отступление от законодательных актов по стандартизации
Ответственность за отступление от законодательных актов по стандартизации распространяется на:
- Юридические субъекты разнообразных видов деятельности.
- Организации государственного регулирования.
- Частных лиц.
Граждане, занимающие руководящие должности, а также, оформленные как индивидуальные предприниматели, обязаны беспрекословно исполнять требования законодательного акта «О стандартизации». В том случае, когда данные граждане будут отмечены в разных отступлениях от законодательного акта по сохранению и перевозке произведённых изделий, тогда к ним возможно применение мер воздействия в виде штрафов, которые предусматривают оплату денежных средств в казну страны. За предоставление ложных данных покупателям по поводу качественных показателей произведённой продукции либо выполнения сервисных услуг в торговой области, не отвечающих нормативам безопасности, предусматривается уголовная ответственность.
Административная ответственность применяется касательно субъектов и организаций, не соблюдающих необходимых правил во время торговли, при доставке, эксплуатации и перевозке произведённых изделий. Гражданско-правовая ответственность употребляется касательно нарушителей, пренебрегающих определёнными правилами по качественным показателям произведённых изделий и сервиса. Данные правила обязательно фиксируются в гражданских законах государства.
Положения Закона «О стандартизации»
Закон Российской Федерации «О стандартизации» регламентирует очередную жизнедеятельность:
- Осуществление работ по стандартизации.
- Использование типичной документации по стандартизации.
- Осуществление поддержки деятельности по стандартизации, в плане информации.
- Требования по поддержанию контроля, производимого организациями госнадзора.
- Координацию деятельности органов госнадзора за выдерживанием определённых правил по стандартам.
- Координацию стимуляции использования госстандартов.
- Пределы ответственности за отступление нормативов от законодательного акта «О стандартизации».
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Принципы и задачи стандартизации
Законодательный акт о стандартизации указывает цели и понятия выполнения стандартизации в Российской Федерации, в составе которых присутствуют следующие ключевые понятия:
- Безопасность считается самым значительным ориентиром в выполнении процедур по стандартизации.
- Исследование смысла выполнения функций стандартизации в соответствии, с социальными и экономическими свойствами, которые наблюдаются в стране.
- Действующие требования и правила не могут блокировать независимый бизнес либо другую коммерческую деятельности.
- Стандарты создаются и внедряются исходя из взаимной заинтересованности всех участников любой деятельности, учитывая любою позицию и формируя результирующие нормативы на всеобщих основаниях.
- Стандартные нормативы обязаны постоянно преображаться, с целью становления и формирования научно-технического прогресса.
- Во время создания и внедрения стандартной документации обязаны принимать во внимание нормативы законов государства, кроме этого требования госконтроля и органов надзора, приемлемость условий и требований, включающихся в новоявленные стандарты.
- Стандартные нормативы в сфере регулирования не имеют возможности копировать один другого.
Все понятия стандартизации осуществимы исключительно с учётом всеобщего сходства во мнениях абсолютно всех привлеченных участников. Во время создания и внедрения нормативов и правил стандартизации определяются приемлемые положения к перечню и качественным показателям предмета стандартизации. Данные нормативы и правила обязаны в полной мере соответствовать потребностям страны и определённого покупателя либо заказчика.
При бизнес-процессах, происходящих в стране, стандартизация осуществляет некоторые ключевые процедуры: социальную, экономическую и коммуникативную. Во время выполнения экономической процедуры все привлеченные участники имеют возможность пользоваться самой свежими и правдивыми данными об изготавливаемых изделиях. Данная информация достигается заказчиками и покупателями в практичном и ясном формате. При заключении договора, один из участников имеет возможность нацеливаться на сноску стандартных требований.
Данная сноска полностью замещает изложение информации о любой продукции, таким образом подрядчик берёт на себя обязанность исполнить зафиксированные в стандарте требования в обязательном порядке. Когда стандарт определяется в сфере внедрения новшеств, тогда потребитель имеет возможность нацеливаться и делать выбор той продукции, которая в полной мере совпадает с продвинутыми стандартам ISO. Данная возможность способствует более детальному изучению технического уровня изделия и разложить по полочкам приобретенную информацию.
Во время выполнения социальной процедуры стандартизации производится функция введения в стандарты таковых коэффициентов качества продукции, обеспечивающих помощь другим областям жизнедеятельности людей. Данные стандарты содействуют медицинским организациям, поскольку определяют конкретный комплект санитарных и гигиенических нормативов и правил. В свою очередь качественные признаки оказывать воздействие на безопасность применения и способности экологической переработки некоторой продукции. Благодаря информационному взаимообмену происходит коммуникативная процедура стандартизации.
Источник
ГОСТ и хозяин
Сегодня около 80 процентов государственных стандартов (ГОСТов) добровольны. Хочешь — выполняй, хочешь — работай по своим правилам. И все равно они для бизнеса как кость в горле. Потребитель-то больше доверяет товарам, сделанным по ГОСТам. И возникают попытки смягчить требования стандартов.
Как заставить бизнес работать по правилам? Об этом наш корреспондент беседует с главой Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексеем Абрамовым.
Так, может, ввести уголовную ответственность за нарушение ГОСТов? Ведь нередко ими просто прикрываются!
Алексей Абрамов: Вы правы, существует большая проблема недобросовестного маркирования, когда производители используют знак ГОСТа как маркетинговую приманку, но в реальности стандарту не следуют.
Такие товары можно найти в любом магазине. Особенно
это касается пищевой продукции, там рынок совершенно открыт.
Однако, думаю, здесь необходимо в первую очередь объединить усилия всех контролирующих органов на потребительском рынке и просто системно реагировать на такие нарушения в рамках предусмотренных возможностей.
А если в результате нарушений причинен вред здоровью человека? Или он умер?
Алексей Абрамов: Для нас это предмет анализа юридически значимых фактов, которые могут стать основанием для отзыва из розницы всей партии товара. Как, например, это бывает,
когда обнаруживается, что в какой-то партии автомобилей существует риск заводского дефекта.
Но пока, к сожалению, банк данных нарушений техрегламентов у нас очень слабый.
К сожалению, сводной статистики нет, хотя она должна вестись по всем случаям причинения вреда, прежде всего при нарушении техрегламентов.
В чем же причина?
Алексей Абрамов: Нам просто не хватает тесного взаимодействия с другими контролирующими органами. С Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Россельхознадзором, всего у нас порядка 30 разных контрольно-надзорных ведомств, из них кто-то больше, а кто-то меньше связан с рисками для людей.
Вот это сотрудничество будем налаживать в первую очередь. В свою очередь, ресурс с этой информацией мы хотим сделать доступным для всех госорганов. В части информации об опасных товарах он должен быть открыт и потребителям. Если кто-то "травит" народ, то народ должен знать, кто его "травит" и чем.
Когда мы накопим такую информацию, увидим, что из года в год, скажем, растет число конкретных инцидентов, тогда появятся основания для введения жесткой сертификации или иного ужесточения регулирования, чтобы на рынок попадало меньше "фальсифицированного" товара. Мы хотим создать надежный, действенный аналитический инструмент для принятия взвешенных государственных решений в этой чувствительной области.
Дело не только в усилении ответственности. Например, за рубежом контролеры от разных органов не идут друг за другом в один и тот же магазин. Зато проверяющий, если он видит очевидные нарушения за рамками его компетенции, без внимания их не оставит, позовет уже профильного специалиста, который разберется в деталях.
С другой стороны, в Европе даже при внеплановом контроле никто не станет предупреждать владельца магазина о том, что кто-то пожаловался на конкретное нарушение и к нему придут. Инспектор может прийти в любое время. У нас внезапные проверки исключены, даже при внеплановом контроле требуется предупреждение. Поэтому у бизнеса всегда есть возможность избежать ответственности.
Алексей Владимирович, когда в Госдуме обсуждали законопроект о стандартизации, один из депутатов потребовал вернуть стандартам обязательное значение. А вы как считаете?
Алексей Абрамов: Во-первых, уточню, что та часть добровольных стандартов, которые лежат в основе технических регламентов, в подавляющем большинстве случаев беспрекословно исполняются. Это стандарты, обеспечивающие безопасность продукции и позволяющие производителю выйти на рынок по простым, понятным всем правилам.
Применение остальных стандартов, а это 70-80 процентов фонда этих документов, не регламентировано.
Почему все-таки значительная часть стандартов, которые не входят в "тело" техрегламентов и не являются обязательными, не востребованы бизнесом в России? Неужели дело в элементарной неосведомленности?
Алексей Абрамов: Беда нашей экономики в том, что для собственников, менеджмента большинства российских компаний важно, чтобы была огромная маржа и очень быстрая окупаемость. За скобками остаются приоритеты, существенные в долгосрочной перспективе. В том числе пренебрегается экономическое значение стандартизации.
Наверное, в тучные годы это можно было понять. Но когда на счету каждая копейка, нужно быть более рачительным к распределению своих ресурсов. И имеет смысл потратиться сейчас, чтобы построить качественно другой бизнес. Мы просто пока не осознали до конца, что можно по копейке собрать рубль. Но Европа тоже к этому долго шла.
Саморегулируемые организации в этом помогают?
Алексей Абрамов: Конечно. Многие из них разрабатывают свои стандарты, и они заинтересованы в том, чтобы сделать их национальными. Особенно активны строители.
Да, действительно у нас в менталитете сидит еще с советских времен — раз ГОСТ, то он должен всеми исполняться. И это понятно, потому что мы все как потребители хотим иметь гарантию, что покупаем качественный товар. Но довольно наивно, на мой взгляд, рассчитывать, что применение прежних инструментов госрегулирования в новых экономических условиях будет столь же эффективным. И дело даже не в сложностях контроля. Нельзя через административный ресурс навязывать экономике то, что она сама никогда бы в жизни не сделала. Пользы это ни бизнесу, ни потребителям в конечном итоге не принесет.
Почему? Ведь стандарты — это наилучшие технологии и системы контроля качества.
Алексей Абрамов: Добровольность стандартов позволяет активным, продвинутым компаниям двигаться вперед, прописывать свои правила, новые стандарты — при этом не нанося прямого вреда тому бизнесу, который не может или не хочет стандартам следовать.
Но даже при добровольности стандартов они находят все большее применение. Вода камень точит. Потому что тот, кто разрабатывает и использует стандарты, все равно оказывается более конкурентоспособным — и в итоге именно он, а не "маргинальный" конкурент, остается в выигрыше.
А что будет с нашими стандартами в связи с созданием Евразийского экономического союза?
Алексей Абрамов: У нас уже есть стандарты, которые действуют на всем пространстве СНГ, и их количество будет и дальше расти. Здесь, правда, не все от нас зависит. Бывает, что стандарт, который мы уже разработали, "зависает" на стадии голосования, потому что к нему претензии у коллег из органов по стандартизации других стран СНГ.
И кто из них самый неуступчивый?
Алексей Абрамов: Нельзя сказать, что кто-то самый неуступчивый. Просто если у стран возникают опасения, что стандарт может нанести вред их промышленности, остановить конкретное предприятие, то мы стараемся находить компромисс, который позволит все-таки принять документ. Нам это важно для обеспечения единых правил на всей территории СНГ, потому что это дает возможность для кооперации.
И порой мы вынуждены ослаблять требования стандартов, чтобы коллеги могли по этим правилам тоже работать. Но обычно все же договариваемся, что через некоторое время придем к целевым требованиям. Классический пример — последовательное повышение классов экологичности по топливу, мы все прекрасно понимаем, что страны СНГ к ним по-разному готовы.
Насколько часто возникают такие коллизии интересов?
Алексей Абрамов: Это единичные случаи. У нас сохранились похожие технологические уклады, все мы выросли из одной большой экономики. По факту локомотивом в создании межгосударственных стандартов является Россия. Мы готовим большое количество таких документов, а наши коллеги оценивают свои технические возможности при дальнейшем применении таких стандартов.
А какие стандарты сейчас в России наиболее активно подтягиваются к международным?
Алексей Абрамов: В области строительства, электротехники, где у нас доля гармонизированных стандартов стремится к 100 процентам.
Уровень гармонизации постепенно растет, поскольку мы ежегодно обновляем около 10 процентов всего фонда стандартов. Сейчас гармонизированными являются уже 50 процентов стандартов.
Если мы видим, что объективно европейский стандарт лучше и он точно нам не навредит, мы его принимаем и продвигаем на уровень СНГ. На мой взгляд, гораздо важнее, сколько стандартов проходит от России на международный уровень.
Разве мы не только перенимаем чужие стандарты?
Алексей Абрамов: Вот интересно, что даже некоторые наши мощные предприятия просто не знают, что можно предложить свой стандарт, доказать, что по этим правилам должны работать во многих странах мира.
Мы уже уговорили крупнейшие нефтяные и газовые компании участвовать в работе Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии. Мы очень благодарны им за это. Крупным компаниям, ориентированным на экспорт, проще понять выгоду от продвижения своих стандартов на международных площадках.
Будем работать еще с рядом компаний, чтобы вывести их на эту арену. Хотя будет лучше, если объяснять, зачем нужна стандартизация и почему надо вкладываться в продвижение стандартов на международный уровень, будет не государство, а коллеги по бизнесу.
Почему участие наших экспертов в ISO так важно?
Алексей Абрамов: Именно в международных стандартах заложена вся "соль" дальнейшей конкурентной борьбы за глобальный рынок.
Сейчас мы определяем работу девяти технических комитетов ISO и трех комитетов Международной электротехнической комиссии. Там мы ведем секретариаты, руководим технической работой. И, конечно, мы заинтересованы в расширении влияния России в международных организациях. Но это нельзя делать административно. Я не могу взять и просто назначить туда сотрудников из Росстандарта. Там должны работать специалисты из компаний, которые глубоко знают технологический процесс.
Но пока не все наши, даже крупные, компании готовы нести расходы по содержанию "российских" комитетов в ISO. Здесь, помимо того что вообще сложно "раскачать" бизнес, сказываются нехватка специалистов и языковые барьеры. Естественно, туда надо ехать человеку, владеющему как минимум английским языком. А лучше — еще и французским.
А вот Китай, например, активно занялся повышением своей влиятельности в ISO. Китайские коллеги спонсируют эту деятельность активно — поддерживают своих экспертов, готовых работать в ISO. Это позволяет использовать международную стандартизацию для расширения экспансии китайских товаров на глобальные рынки. И новым президентом ISO со следующего года будет представитель Китая.
Визитная карточка
Алексей Владимирович Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Родился 16 сентября 1979 года в городе Горький. По образованию — юрист.
Работал в аппарате правительства РФ. Курировал вопросы технического регулирования и стандартизации, развития института интеллектуальной собственности, поддержки малого бизнеса.
Источник
Об ответственности за нарушения законодательства о техническом регулировании
Общие правовые положения, касающиеся ответственности за несоблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, определены в статье 9 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования от 18 ноября 2010 года, в том числе:
3. Стороны гармонизируют законодательство каждой Стороны в области установления ответственности за нарушение требований технических регламентов Таможенного союза, а также при проведении процедур оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
В системе действующего законодательства Российской Федерации в области технического регулирования общие подходы к установлению ответственности за несоответствие продукции и связанных с ней процессов требованиям технических регламентов, к порядку информирования о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, к обязанностям изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также связанные с правами органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям техническим регламентам определены в Федеральном законе от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изменениями) (статьи 36 — 42 ФЗ), в том числе:
Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов
Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов
Статья 40. Принудительный отзыв продукции
Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации
Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории (центра)
Ответственность за несоответствие продукции или связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов установлена в статье 36 Федерального закона № 184-ФЗ:
1. За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере технического регулирования предусмотрена в соответствии с КоАП Российской Федерации:
Статья 14.43. (части 1, 2 и 3). Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствие.
Статья 14.45. (части 1, 2 и 3) Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области , 2021
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
392000, г. Тамбов, ул. Б. Васильева, д. 5
Источник
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПРОДУКЦИИ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ) И ПРАВИЛ СЕРТИФИКАЦИИ
При осуществлении госнадзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за сертифицированной продукцией (услугами) государственные инспекторы на основании актов проверки предприятий принимают меры, направленные на пресечение, устранение и предотвращение нарушений и причин, их вызвавших. Выдают нарушителям предписания и предъявляют штрафные санкции за нарушение обязательных требований стандартов, правил сертификации и неисполнение предписаний.
Предписания могут быть следующие:
· об устранении выявленных нарушений обязательных требований, в частности требований безопасности (когда нарушения можно устранить). За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение применяют штрафы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ);
· о приостановке реализации произведенной продукции, оказания услуг в случае их несоответствия обязательным требованиям государственных стандартов. За уклонение от исполнения применяют штраф в размере стоимости реализованной продукции (услуг) или в размере до 10 тыс. руб.;
· о прекращении выпуска (когда причины вреда продукции устранить невозможно) и продажи опасных товаров. За уклонение от исполнения применяется штраф в размере до 5000 МРОТ;
· об отзыве от потребителей опасных товаров. За неисполнение предписания или причинение ущерба этими товарами налагается штраф до 5000 МРОТ.
За нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) на органы по сертификации (ОС) налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг). Нарушение правил может выразиться в необоснованной выдаче сертификата соответствия:
· при отрицательных результатах испытаний;
· при недоказанности соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов (например, не соблюдена программа испытаний, испытания проведены не по всем требованиям безопасности);
· когда сертификат соответствия выдан на товары (работы, услуги), не входящие в область аккредитации ОС;
· когда сертификат соответствия выдан ОС после истечения у него срока действия аттестата аккредитации, приостановления или аннулирования его.
На испытательные лаборатории (ИЛ) и центры налагаются штрафы в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) при их обязательной сертификации. Дела о наложении штрафов рассматривают с участием представителей субъекта хозяйственной деятельности, изготовителя (исполнителя, продавца), ОС, ИЛ, других заинтересованных лиц в 15-дневный срок со дня поступления акта проверки.
В Законе РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) указано, что юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении обязательной сертификации, в соответствии с действующим законодательством несут уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность. В Законе РФ от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации» (в ред. от 27.12.95) также предусматривается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение положений закона, в частности за несоблюдение обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии со ст. 170 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на должностные лица или граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации налагают штраф в размере от 5 до 100 МРОТ. При этом в качестве нарушений правил обязательной сертификации квалифицируются такие действия, как:
· реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям НД, на соответствие которым она сертифицирована;
· реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или НД, которым должна соответствовать указанная продукция; либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика);
· представление недостоверных результатов испытаний продукции или необоснованная выдача сертификата соответствия на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.
В соответствии со ст. 238 действующего Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за выпуск или продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг, а также за неправомерные выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие требованиям безопасности. По существу, речь идет о нарушении обязательных требований государственных стандартов (и других НД — СНиП, СанПиН и т.д.) и правил сертификации, поскольку сертификаты соответствия являются официальными документами, подтверждающими безопасность (под выпуском следует понимать передачу (отгрузку) товара изготовителем заказчику (покупателю по договору поставки), а также передачу на склад готовой продукции товара, прошедшего технический контроль предприятия и окончательно подготовленного к сдаче заказчику).
Одного факта выпуска и продажи товара или исполнения услуг (работ), опасных для потребителей, недостаточно, чтобы преступление считалось оконченным. Для этого необходимо наступление предусмотренных последствий: причинение вреда здоровью людей, смерть человека. Поэтому выпуск или продажа опасного товара (или исполнение опасных услуг) могут рассматриваться как начало осуществления преступного умысла и квалифицироваться как приготовление к совершению преступления. Под причинением вреда здоровью людей следует понимать причинение легкого или тяжкого телесного повреждения.
Мера наказания дифференцируется в зависимости от тяжести преступления, числа и возраста пострадавших людей.
Так, в соответствии с Уголовным кодексом РФ, указанные деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ либо ограничением или лишением свободы на срок до 2 лет.
Для наступления ответственности по ст. 238 УК не требуется неоднократного совершения выпуска (продажи) или неоднократного выполнения работы (услуги). Ответственность может наступить за единичный случай.
В соответствии с ч. 2 этой статьи те же деяния, если они:
а) совершены в отношении товаров (работ или услуг), предназначенных для детей в возрасте до 6 лет,
б) повлекли по неосторожности причинение вреда здоровью двух или более лиц,
в) повлекли по неосторожности смерть человека, наказываются штрафом в размере от 700 до 1000 МРОТ, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет.
Деяния, предусмотренные ч.1 и 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 10 лет.
Источник