Авиастандарт система сертификации
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 15 ноября 2017 г. N 922-П «Об утверждении Положения об Управлении сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта»
В соответствии с подпунктом 9.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об Управлении сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта.
Руководитель | А.В. Нерадько |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
воздушного транспорта
от 15 ноября 2017 г. N 922-П
Положение
об Управлении сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта
I. Общие положения
1. Управление сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта (далее — Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального агентства воздушного транспорта, выполняет возложенные на него задачи и функции в установленной сфере деятельности.
2. Сокращенное наименование Управления — УСАТ.
3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Росавиации, а также настоящим Положением.
4. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата Росавиации, его территориальными органами и находящимися в его ведении организациями, структурными подразделениями органов государственной власти (в том числе субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Сфера деятельности
5. В сферу деятельности Управления входят:
5.1. осуществление полномочий no организации и проведению подтверждения соответствия требованиям федеральных авиационных правил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники;
5.2. осуществление полномочий по проведению обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, которым сертификат летной годности выдается на основании сертификата типа, аттестата о годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 01 января 1967 г., или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации с выдачей одобрительных документов;
5.3. осуществление полномочий по выдаче документа, удостоверяющего изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, предусмотренного пунктом 4.1 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
5.4. осуществление полномочий по проведению государственного контроля за обеспечением соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций;
5.5. осуществление аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
6. Управление участвует в подготовке предложений по проектам нормативных правовых актов, а также выработке и реализации мер, направленных на выполнение задач и функций, вытекающих из сферы деятельности Росавиации, в рамках компетенции Управления.
III. Компетенция
7. Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
7.1. принимает участие в разработке предложений в проекты федеральных авиационных правил и согласовании проектов федеральных авиационных правил, административных регламентов, других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по направлениям, входящим в сферу деятельности Управления;
7.2. организует и проводит выдачу документов, подтверждающих соответствие требованиям федеральных авиационных правил, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники;
7.3. организует и проводит обязательную сертификацию гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов и выдает одобрительные документы;
7.4. организует и проводит выдачу документа, удостоверяющего изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна, предусмотренного пунктом 4.1 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
7.5. организует и проводит государственный контроль за обеспечением соответствия требованиям к летной годности и к охране окружающей среды типовой конструкции гражданского воздушного судна, авиационного двигателя или воздушного винта либо изменения их типовых конструкций;
7.6. осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
7.7. принимает участие в работе по определению технического состояния (комиссованию) воздушных судов, используемых для воздушных перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
7.8. обеспечивает в установленном порядке рассмотрение обращений граждан в установленной сфере деятельности, принимает по ним решения и направляет ответы заявителям;
7.9. участвует в международном сотрудничестве Росавиации с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
7.10. по поручению руководителя Росавиации участвует в конференциях, совещаниях, семинарах, прочих мероприятиях Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других международных организаций в установленной сфере деятельности Управления;
7.11. осуществляет оформление, хранение, учет и использование в дальнейшей работе служебной документации, образовавшейся в процессе деятельности Управления;
7.12. организует и обеспечивает проведение мероприятий мобилизационной подготовки и гражданской обороны в Управлении, а также участвует в планировании и осуществлении данных мероприятий в Росавиации;
7.13. осуществляет в рамках своей компетенции разработку и реализацию мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов,
8. Управление, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, имеет право:
8.1. ходатайствовать о привлечении в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности научных и иных организаций, ученых и специалистов;
8.2. информировать руководителя Росавиации, структурные подразделения и территориальные органы Росавиации, иные государственные органы и должностные лица, а также субъекты гражданской авиации о выявленных нарушениях требований действующего законодательства, а также международных договоров Российской Федерации и иных нормативных актов в сфере деятельности Управления;
8.3. запрашивать и получать от структурных подразделений Росавиации, территориальных органов Росавиации, субъектов гражданской авиации, иных органов (организаций) и их структурных подразделений сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;
8.4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;
8.5. участвовать в работе создаваемых Росавиацией координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, рабочих групп, коллегий);
8.6. по решению руководителя Росавиации принимать участие в работе межведомственных рабочих групп, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
8.7. в пределах своей компетенции осуществлять взаимодействие со структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимать участие и представлять интересы Росавиации в установленной сфере деятельности на проводимых указанными органами и иными организациями совещаниях, семинарах, конференциях и других мероприятиях;
8.8. знакомиться с актами Росавиации для реализации возложенных на Управление функций в установленной сфере деятельности и предоставленных Управлению прав;
8.9. формировать и вести для внутреннего использования базы (банки) данных по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления;
8.10. вносить предложения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления, и участвовать в их рассмотрении;
8.11. обеспечивать координацию и контроль деятельности соответствующих подразделений территориальных органов Росавиации, подведомственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
8.12. осуществлять иные права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и актами Росавиации;
8.13. вести реестр выданных одобрительных документов по результатам проведения обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и бортового авиационного оборудования гражданских воздушных судов, удостоверяющих изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна и подтверждение соответствия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, требованиям федеральных авиационных правил.
IV. Организация деятельности
9. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Росавиации.
10. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности руководителем Росавиации.
11. Структура и штатное расписание Управления определяются в соответствии со структурой и штатным расписанием Росавиации.
В состав Управления входят:
отдел сертификации авиационной техники;
отдел подтверждения соответствия организаций разработчиков и изготовителей авиационной техники;
отдел контроля за процедурами сертификации;
отдел по взаимодействию с авиационными администрациями.
12. Начальник Управления:
12.1. осуществляет непосредственное руководство Управлением и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач, а также состояние исполнительской дисциплины, за качество подготовки согласуемых (подписываемых) им документов;
12.2. распределяет обязанности между своими заместителями, контролирует их исполнение;
12.3. устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции начальников отделов Управления, организует их взаимодействие, осуществляет контроль за их деятельностью, утверждает положения об отделах Управления;
12.4. представляет Управление по вопросам, относящимся к сфере деятельности, во взаимоотношениях с другими структурными подразделениями Росавиации и ее территориальными органами, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с общественными объединениями и другими организациями;
12.5. представляет предложения руководителю Росавиации и его заместителям по вопросам, относящимся к ведению Управления;
12.6. вносит на рассмотрение руководителя Росавиации в установленном порядке проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к сфере деятельности Управления;
12.7. представляет на утверждение руководителю Росавиации Положение об Управлении и изменения к нему;
12.8. участвует в совещаниях у руководителя Росавиации и его заместителей, проводимых по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Управления;
12.9. вносит на рассмотрение руководителю Росавиации предложения о структуре и штатной численности Управления, должностных регламентах его работников;
12.10. по поручению руководителя Росавиации участвует в заседаниях коллегиальных органов Росавиации;
12.11. в связи с решением руководителя Росавиации определяет кандидатуры работников Управления для участия в межведомственных рабочих группах, совещаниях и иных мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
12.12. рассматривает поступившие в Росавиацию проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к ведению Управления, визирует указанные проекты и подписывает экспертные заключения на них;
12.13. в пределах своей компетенции ведет переписку и согласовывает (утверждает) проекты документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Управления;
12.14. представляет руководителю Росавиации предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, об отпусках, о повышении квалификации, о поощрении работников, об установлении надбавок отдельным категориям работников Управления и применении к ним дисциплинарных взысканий;
12.15. представляет мотивированный отзыв об исполнении государственным гражданским служащим Управления своих должностных обязанностей за аттестационный период с приложением необходимых документов в случае проведения аттестации работника Управления;
12.16. требует от работников Управления объяснения в письменной форме при применении дисциплинарного взыскания;
12.17. дает поручения работникам Управления по вопросам, отнесенным к их служебной деятельности;
12.18. организует делопроизводство в Управлении;
12.19. в установленном порядке осуществляет взаимодействие с государственными органами, ассоциациями, союзами, научными, учебными, общественными и другими организациями, представителями государств участников СНГ и международных организаций, с зарубежными экспертами по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
12.20. осуществляет иные функции в соответствии с решениями руководителя Росавиации.
13. Заместители начальника Управления и начальники отделов обеспечивают организацию работы по закрепленным за ними конкретным направлениям деятельности Управления.
14. В случае временного отсутствия начальника Управления один из его заместителей исполняет его обязанности no решению руководителя Росавиации.
15. Должностные обязанности работников Управления установлены служебным распорядком Росавиации, должностными регламентами, служебными контрактами.
Обзор документа
Определен порядок деятельности Управления сертификации авиационной техники Росавиации.
Оно занимается подтверждением соответствия требованиям федеральных авиационных правил юрлиц и ИП, осуществляющих разработку и изготовление воздушных судов и другой авиатехники; выдачей документа, удостоверяющего изменение ранее утвержденной типовой конструкции гражданского воздушного судна; аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и др.
Закреплены полномочия подразделения.
Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от нее руководителем Росавиации.
Источник
Авиастандарт система сертификации
Образована в 1990 году шестью Опытными заводами гражданской авиации, ранее входящих во всесоюзное НПО аналогичного названия. Наряду с конструкторской деятельностью в 1995 году по поручению Департамента воздушного транспорта совместно с Госстандартом фирма была первой в гражданской авиации России аккредитована в качестве центра по сертификации наземной авиационной техники и аэропортовой деятельности (ЦС НАТиАД).
В течении 20-ти лет под руководством Росавиации фирма проходила аккредитацию и выполняла сертификационные работы по направлениям аэропортовой деятельности по аэродромному обеспечению, обеспечению обслуживания перевозок и наземной авиационной техники.
Для выполнения поставленных задач по сертификации фирма сформировала фонд нормативных документов, определяющих требования к авиатехнике и регламентирующих деятельность аэропортовых служб, в том числе законодательные акты РФ, ГОСТ Р, ОСТ, ФАПы, наставления и приказы МГА — ГС ГА — ФАВТ, стандарты ISO, EN, руководящие документы ИКАО и ИАТА, Правила по проведению сертификации Госстандарта и ССГА. Всего — более 500 нормативных документов. Фонд постоянно пополняется и поддерживается в актуализированном состоянии.
Эксперты Центра в разные годы аттестованы в Системе ГОСТ Р, Системе обязательной сертификации ГА распоряжениями Минтранса России, Ространснадзора, Росавиации. Все эксперты аттестованы совместным решением ФАВТ и Ростехрегулирования в добровольной системе сертификации «Авиастандарт».
В сентябре 2005 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России на базе фирмы зарегистрирована в установленном порядке первая в России Система добровольной сертификации в гражданской авиации «АВИАСТАНДАРТ» (регистрационный № РОСС RU.3257.04.АФ00). Правила функционирования Системы разработаны в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», согласованы с ВНИИ сертификации и Минтрансом России. В рамках системы фирма занимается сертификацией систем менеджмента качества авиапредприятий.
С августа 2010 года фирма аккредитована Росстандартом и Федеральной службой по аккредитации в качестве Органа по сертификации и Испытательной лаборатории на право сертификации оборудования аэродромного и средств наземного обслуживания авиационной техники. За время работы выдано около 700 сертификатов отечественным и иностранным производителям авиатехники для её допуска в аэропорты России.
Собственная система менеджмента качества фирмы сертифицирована международной Системой сертификации «BUREAU VERITAS Certification» на соответствие ISO 9001 применительно к оценке соответствия продукции, услуг и персонала нормативным требованиям гражданской авиации.
Эксперты фирмы аттестованы Минтрансом РФ, Росстандартом, ФСА, Системами сертификации IATA, «BUREAU VERITAS Certification», «Авиастандарт» на право проведения работ в области гражданской авиации; проводят консультации и аудит по вопросам разработки и внедрения СМК с учетом стандартов ISO и ISAGO (программы IATA по повышению эксплуатационной безопасности при наземных работах в аэропорту, сокращения числа повреждений ВС и оборудования, повышение эффективности путем сокращения общего числа аудитов).
Фирма является официальным Стратегическим партнёром IATA в области наземного обслуживания.
Фирма «Авиатранспроцесс» располагается в собственном двухэтажном здании площадью 287,1 кв.м. по адресу: 141107, Московская. обл., г. Щелково-7, улица Браварская, дом 100 (на территории ОАО «Опытный завод № 31 ГА»).
Источник
Сертификация авиационной техники
В нашем сертификационном центре Вы сможете получить исчерпывающую консультацию о порядке сертификации судов гражданской авиации в России. Мы работаем с любыми категориями заявителей, включая:
- импортеров авиационной техники;
- производителей гражданских воздушных судов;
- владельцев частных бортов;
- компаний, занимающихся реализацией самолетов и комплектующих к ним в РФ.
Правила сертификации воздушных объектов существенно различаются в зависимости от их назначения. Благодаря помощи наших специалистов Вы будете иметь четкое представление о последовательности этапов сертификации Вашей техники. С нашей поддержкой Вы сможете получить сертификационные документы в кратчайшие сроки.
Аттестат аккредитации Органа по сертификации.
«НТЦ Сертэк», входящий в группу компаний «Сертэк», аккредитован Федеральной службой по аккредитации и имеет разрешение выдавать сертификат соответствия Техническим Регламентам Таможенного Союза.
Процедура сертификации гражданской авиации в России
Система сертификации гражданских воздушных судов предполагает, что каждый новый тип летного оборудование сначала должен получить сертификат типа. Он представляет собой документ, подтверждающий соответствие техники критериям безопасности, определенным действующими Нормами летной годности. Как правило, сертификат типа оформляется в процессе производства разработчиком самолета. В некоторых случаях работы по сертификации типа организует импортер, если он ввозит на территорию РФ новую категорию воздушного судна. Данный этап сертификации в Росавиации осуществляется силами управления Авиарегистра РФ.
При условии наличия сертификата типа конкретная единица продукции может получить сертификат на летную годность. Порядок их выдачи центрами авиационной сертификации регулируется приказом Минтранса РФ от 16 мая 2003 г. № 132. Порядок обязательной сертификации наземного авиационного оборудования определен приказом Минтранса от 20 февраля 2003 года № 19. Для других видов наземной авиационной техники добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя.
Порядок сертификации авиационного персонала
Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ, известный как Воздушный кодекс РФ, устанавливает требование об обязательной сертификации авиационного персонала. Она осуществляется в форме аттестации специалистов. Перечень категорий работников, относящихся к авиаперсоналу, зафиксирован приказом Минтранса от 4 августа 2015 года N 240. Конкретные квалификационные требования, контролируемые при аттестации персонала гражданской авиации, приведены в приказе Минтранса от 12 сентября 2008 года № 147.
Действующее законодательство позволяет авиаперевозчикам устанавливать дополнительные квалификационные критерии, не нарушающие Трудового кодекса РФ. Наиболее частым дополнительным условием является требование о наличии определенного уровня специального образования, которое не зафиксировано в приказе №147. В настоящее время на рассмотрении находится проект постановления Правительства об унифицированном порядке аттестации гражданского авиаперсонала. Он был подготовлен Минтрансом 09.04.2015 г.
Подготовка к сертификации в Росавиации
Результативность заявки на сертификацию в Росавиации зависит от качества подготовки к этой процедуре. Обратившись в нашу компанию, Вы можете быть уверены, что Ваша техника и персонал полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. Это позволит Вам с первой попытки получить необходимые сертификаты, не тратя лишнего времени на подготовку недостающих и переоформление неправильных документов. Наши специалисты окажут Вам поддержку на всех этапах сертификации авиационной техники — от подачи заявки до проверки выданных документов.
Источник
Система добровольной сертификации
объектов гражданской авиации (СДС ОГА)
Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) является головной организаций в отрасли в вопросах эксплуатации авиационной техники и поддержании летной годности воздушных судов. Научно-методическое обеспечение безопасной эксплуатации отечественной авиационной техники всегда было одной из приоритетных областей деятельности института. За время своего существования институтом проведен большой комплекс научно-исследовательских и прикладных работ в этой области. Результаты этих научно-технических исследований с введением Системы добровольной сертификации объектов гражданской авиации, должны найти свое применение в практических работах института по вопросам сертификации и оценки соответствия организаций гражданской авиации и изделий авиационной техники требованиям обеспечения безопасности полетов. Несомненно, использование научного потенциала ФГУП ГосНИИ ГА позволит повысить качество разработки и эффективность применения нормативно-методического обеспечения вопросов сертификации объектов гражданской авиации.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N184-ФЗ во ФГУП ГосНИИ ГА в 2006 году была разработана и 25 декабря утверждена «Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации».
Система добровольной сертификации объектов гражданской авиации (СДС ОГА) зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации. Регистрационный номер РОСС RU.В402.04ЦА00 от 19 марта 2007 года.
Источник
Авиастандарт система сертификации
Приложение N 1
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от 17 мая 2001 года N 88
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
ПОЛОЖЕНИЕ
о Системе сертификации в гражданской авиации
Российской Федерации
I. Область применения
Настоящий документ устанавливает цели, принципы, структуру и основные правила Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее — ССГА).
Настоящий документ предназначен для применения участниками ССГА.
Документ разработан в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Doc 7300), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (приложениями к Конвенции), принятыми Советом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ с дополнением, внесенным Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 150-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483), Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 года N 5151-1 с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 27 декабря 1995 года N 221-ФЗ, от 2 марта 1998 N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 года N 154-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 26, ст.966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.4; 1998, N 10, ст.1143; 1998, N 31, ст.3832), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2000 года N 560 "Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3388), Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 3, ст.235), Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 года N 26 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2000 года, регистрационный N 2284 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 28), Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 года N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 года, регистрационный N 826 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995, N 7) с изменением N 1, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 года, регистрационный N 1139 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 5), Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 22 апреля 1999 года N 18 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 1999 года, регистрационный N 1795 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 26), Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции, утвержденными постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 4* и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 года, регистрационный N 1138 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996, N 4 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 года, N 54 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 года, регистрационный N 1968 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 47), Общими правилами по проведению аккредитации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1999 года N 72 и зарегистрированными Министерством юстиции России 7 февраля 2000 года, регистрационный N 2094 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 9).
*Вероятно ошибка оригинала. Номер постановления N 14. — Примечание "КОДЕКС".
В настоящем документе реализованы положения руководств ИСО/МЭК и Европейских стандартов, охватывающих вопросы испытаний, сертификации и аккредитации.
Настоящий документ используется совместно с другими документами ССГА.
II. Определения
В настоящем документе используются следующие определения, приведенные в Законе Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", Воздушном кодексе Российской Федерации и Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации, а также дополнительные определения, необходимые для обеспечения взаимопонимания между участниками сертификации ССГА:
2.1. Объект сертификации в ССГА (объект ГА) — продукция, юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности.
2.2. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации — федеральный орган исполнительной власти, а также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на который возложена ответственность этого органа.
2.3. Сертификация объектов ГА (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (поставщика, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что объект ГА соответствует установленным требованиям.
2.4. Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам ССГА для подтверждения соответствия сертифицированных объектов ГА установленным требованиям.
2.5. Центральный орган ССГА — орган, возглавляющий ССГА.
2.6. Орган по сертификации — организация, проводящая сертификацию определенных объектов ГА.
2.7. Центр по сертификации — аккредитованная в установленном порядке организация, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, проводящая по поручению органа по сертификации оценку соответствия объекта ГА требованиям нормативных документов.
2.8. Испытательная лаборатория (центр) — лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.
2.9. Аккредитация — процедура, посредством которой аккредитующие органы официально признают компетентность организации выполнять конкретные работы по оценке соответствия или испытания.
2.10. Аккредитующий орган — орган, который организует и проводит аккредитацию (специально уполномоченный орган в области гражданской авиации и специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации).
2.11. Учебный центр — организация, осуществляющая обучение в области сертификации объектов ГА и испытаний продукции, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования и аккредитованная в установленном порядке.
2.12. Эксперт по сертификации — физическое лицо, прошедшее процедуру аттестации на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации и имеющее соответствующий документ ССГА, выданный по установленным в системе правилам.
2.13. Заявитель — индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой на проведение работ по подтверждению соответствия, по аккредитации или аттестации.
2.14. Инспекционная проверка объекта ГА — оценка соответствия объекта ГА, осуществляемая с целью установления соответствия объекта ГА заданным требованиям.
2.15. Инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что объекты ГА продолжают соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.
III. Общие положения
3.1. В соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года), Международными стандартами и Рекомендуемой практикой (приложениями к Конвенции) и Воздушным кодексом Российской Федерации юридические лица — разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; авиационные предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие и обеспечивающие воздушные перевозки и авиационные работы; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, подлежат обязательной сертификации.
3.2. Требования к проведению обязательной сертификации и порядок ее проведения, установленные федеральными авиационными правилами, обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
3.4. Компетентность органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) подтверждается их аккредитацией в ССГА.
3.5. ССГА обеспечивает проведение обязательной сертификации на всей территории Российской Федерации путем аккредитации в установленном порядке органов по сертификации, центров по сертификации и испытательных лабораторий (центров) по всей номенклатуре объектов ГА, подлежащих обязательной сертификации, и выдачи им разрешения на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ).
3.6. В ССГА сертификация отечественных и зарубежных объектов проводится по правилам, установленным в этой системе в соответствии с Законом "О сертификации продукции и услуг" и Воздушным кодексом Российской Федерации.
3.7. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации проведение сертификации в ССГА осуществляется возмездно.
3.8. Работы по сертификации и аккредитации в ССГА проводятся в соответствии с документами нормативной базы ССГА.
3.9. Взаимодействие ССГА с другими системами сертификации, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляется на основе соглашений.
3.10. ССГА может взаимодействовать с международными, региональными и национальными системами сертификации в гражданской авиации других стран по вопросам подтверждения соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний.
3.11. ССГА имеет формы сертификатов, установленные в федеральных авиационных правилах, зарегистрированных в установленном порядке, и в приложении 1 к настоящему Положению, и знаки соответствия.
IV. Основные цели и принципы Системы сертификации в гражданской авиации
Российской Федерации
4.1. Основными целями ССГА являются:
подтверждение соответствия объектов ГА требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и нормативных актов в области гражданской авиации федеральных органов исполнительной власти;
содействие повышению безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности, безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;
создание условий для эффективной деятельности гражданской авиации Российской Федерации;
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
содействие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим и обеспечивающим воздушные перевозки и авиационные работы на авиационном рынке Российской Федерации, в эффективном участии в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве;
содействие потребителям в компетентном выборе авиационных работ и услуг;
создание условий для взаимного признания результатов сертификации на национальном и международном уровне.
4.2. ССГА базируется на следующих основных принципах:
если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в документах ССГА, то применяются правила международного договора;
Источник