Принципы стандартизации
Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании» устанавливает следующие принципы стандартизации:
1. Принцип «добровольного применения стандартов» означает, что со стороны государства должны отсутствовать претензии к составу и уровню по показателям качества продукции и услуг. Исключение составляют требования по безопасности, но они устанавливаются техническими регламентами.
2. Принцип «максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц» (сбалансированность интересов сторон) предусматривает необходимость нахождения компромисса между желаниями приобретателя и возможностями разработчика и изготовителя, т. е. необходимость оптимизации уровня качества продукции и услуг при условии их высокой конкурентоспособности. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя — с другой, должны найти консенсус. Под консенсусом понимается общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.
3. Принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным из-за несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения» способствует укреплению тенденции к достижению мирового уровня отечественных продукции и услуг. Однако достижение этого уровня в силу указанных причин не всегда возможно.
Правила применения международных стандартов в Российской Федерации допускают применение следующих международных и региональных стандартов:
• принятие аутентичного текста международного стандарта в качестве национального российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений («метод обложки»); при этом обозначение национального стандарта Российской Федерации: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделенных жух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93;
• принятие аутентичного текста международного стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного. Пример: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89).
Важное значение придается в законе и международному сотрудничеству в области стандартизации. Сложившееся современное международное разделение труда и связанная с этим торговля и научно-техническое сотрудничество потребовали достижения международных соглашений и разработки международных нормативных документов, требования которых имели бы однозначное толкование как для изготовителя, так и для продавца и потребителя. Подобные документы должны содержать технические требования, методы и условия. Испытаний, точные определения величин, которые следует измерять, введения о приборах, с помощью которых производятся измерения, питые о точности этих приборов и методах их поверки.
Международное сотрудничество в сфере стандартизации проводится по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также многосторонних и двусторонних связей между государствами на основании соответствующих указов Президента и постановлений правительства Российской Федерации.
В области международной стандартизации (и частично, в области сертификации и подтверждении соответствия) участвует несколько международных организаций, среди которых наиболее известны отмечавшиеся ранее: ИСО (130); МЭК; МОЗМ; МБМВ; Европейская организация по качеству (БОК), Европейская комитет по стандартизации (ЕКС); Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники (ЕКСЭЭ); Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН); Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций (ЕИСТ) и ряд других Международные стандарты и рекомендации этих организаций, формально не являясь обязательными нормативными документами, фактически соблюдаются всеми заинтересованными сторонами в той мс ре, в какой это им необходимо.
Одной из самых авторитетных международных организаций и области стандартизации является ИСО (членами ИСО являются национальные организации по стандартизации более 140 стран мира). Сфера деятельности этой организации касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции МЭК (в некоторых областях ИСО и МЭК часто действуют совместно). Стратегическая цель ИСО — содействие стандартизации в мировом масштабе для улучшения международного товаре обмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности с помощью разработки международных стандартов, отвечающих мировому уровню. Кроме того, ИСО содействует развитию метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами.
Чрезвычайно широко в мире используются международные стандарты ИСО, общее число которых в настоящее время превышает 12 000, причем ежегодно принимаются и пересматриваются около 1000 стандартов. Они не являются обязательными для применения государствами — членами ИСО. Решение об их применении связано со степенью участия конкретной страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли. В Российской Федерации сейчас идет активный процесс внедрения стандартов ИСО в национальную систему стандартизации. Международные стандарты ИСО обычно разрабатываются и вводятся в действие следующим образом.
Специалистами ИСО выбирается за основу наиболее прогрессивный, современный и действующий национальный стандарт одной из стран. В качестве первой редакции стандарт ИСО переводится на английский, французский, немецкий и русский языки и рассылается для ознакомления и сбора отзывов всем членам технического комитета по данному направлению. Затем на основании отзывов разрабатывается вторая редакция и процесс повторяется. Далее на заседании технического комитета обсуждаются разногласия и вырабатывается единая редакция документа, которая утверждается на основе консенсуса. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, хотя применяются в международных и межгосударственных кон-IX в качестве обязательных. Руководство 2 ИСО/МЭК (180/1ЕС), обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт; основополагающий стандарт; стандарт на методы испытания; стандарт на продукцию; стандарт на процесс, стандарт на услугу; стандарт на совместимость; стандарт с открытыми значениями; положения; методические положения; описательное положение. Кроме ИСО, наибольшую известность и влияние в области стандартизации имеет МЭК. Организационная структура и принципы деятельности ее аналогичны ИСО, часто они работают совместно и выпускают единые документы. Обозначения стандартов МЭК аналогичны обозначениям национальных стандартов Российской Федерации-(ГОСТ Р), в случае выпуска совместного стандарта с ИСО он обозначение 180ЛЕС. Заметим, что руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает прямое и косвенное применение международного стандарта. Прямое применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе. Косвенное применение — применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе, в котором этот стандарт был принят.
В рамках СНГ стандартизация (в том числе метрология и сертификация) осуществляется в соответствии с межправительственным документом «Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации». На основе данного соглашения создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств (МТС СНГ), где представлены все национальные организации по стандартизации, метрологии и сертификации этих стран.
В настоящее время МГС СНГ признан ИСО в качестве региональной организации по стандартизации стран СНГ; подписаны соглашения МЭК и СЕН о сотрудничестве. Проект соглашения о сотрудничестве направлен в ИСО. МГС СНГ ведет большую работу по стандартизации и сертификации различных продукций и услуг. Стандарты и иная нормативная документация, разработанная Советом, распространяется в странах СНГ. Этот процесс проводится в соответствии с правилами ПМГ 04-94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации» и правилами ПМГ 05-94 «Порядок взаимодействия национальных органов по стандартизации по осуществлению переводов межгосударственных, международных и зарубежных стандартов».
4. В соответствии с принципом о «недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона» не должны создаваться такие стандарты, которые усложняют решение вопросов взаимоотношения служб и подразделений на производстве, взаимоотношений разработчиков и изготовителей, изготовителей и поставщиков. Не должны завышаться требования, обеспечивающие защиту или снижение возможного ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций, не должна разрабатываться излишне усложненная техническая документация.
5. Условие принципа «недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам» непосредственно следует из цели стандартизации повышать уровень безопасности.
6. Принцип «обеспечение условий для единообразного применения стандартов» — принцип, непосредственно вытекающий из определения понятий «стандартизация» и «стандарт».
Можно выделить ряд других важных принципов стандартизации, не упомянутых в ст.12.
Динамичность и опережающее развитие стандартизации. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой нормативных документов. Для того чтобы стандарты не тормозили технический прогресс, они должны устанавливать перспективные показатели качества с указанием сроков их обеспечения промышленным производством. Опережающие стандарты должны стандартизировать перспективные виды продукции, серийное производство которых еще не начато или находится в начальной стадии. Метод опережающей стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм и требований к объектам стандартизации, которые юно прогнозам будут оптимальными в последующее время. ‘Эффективность стандартизации. Применение нормативных документов в области стандартизации должно давать экономический социальный эффект. Непосредственный экономический эффект стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект. В целом вложение в стандартизацию выгодно государству; 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная практика, 10 руб. прибыли.
Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствующих требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.
Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
Источник
Семь принципов стандартизации
Стандартизация и как наука, и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах, задающих вектор ее развития и смысл существования. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении бизнесом, народным хозяйством, отношениями в обществе, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. Можно выделить семь важнейших принципов стандартизации.
1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Участники работ по стандартизации исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т. е. отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.
2. Системность и комплексность стандартизации. Системность понимается как рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, консервная банка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Комплексность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
3. Актуальность и опережающее развитие стандарта. Бесспорно, стандарты моделируют реально существующие закономерности. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Актуальность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой устаревших документов. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов. Важным требованием к стандарту является пригодность его для целей оценки соответствия.
6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
Источник
Принципы и методы стандартизации
Важнейшими принципами стандартизации являются системность, комплексность, принцип опережающего развития и гармонизации.
Суть принципа системности заключается в рассмотрении каждого объекта стандартизации как части более сложной системы (совместимость тары и транспортных средств).
Принцип комплексности стандартизации состоит в том, что качество изделий, применяемых в отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также других сферах деятельности, является функцией качества составляющих его элементов – сырья, материалов, комплектующих узлов и деталей. Только система взаимосвязанных показателей качества этих элементов, оговоренных стандартами, может служить надежной базой для обеспечения стабильности свойств конечной продукции.
Государственная система стандартизации определяет понятие «комплекс стандартов» как совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих требования к взаимоувязанным объектам стандартизации. В программу комплексной стандартизации сложных объектов включается также оптимизация методов разработки (проектирования и конструирования) изделия, методов подготовки и организации производства, совершенствования технологий. Программа должна предусматривать увязку сроков подготовки комплекса соответствующих нормативных документов (стандартов, технических условий) и своевременного введения их в действие. Решающим критерием выбора объектов комплексной стандартизации и одновременно ее очередности является экономически оптимальный уровень качества будущего изделия. Развитие теоретических и методических основ комплексной стандартизации способствует созданию важнейших для отраслей народного хозяйства видов перспективной продукции.
Принцип опережающего развития стандартизации заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время и которые отвечали бы достижениям научно-технического прогресса путем периодической их корректировки.
Опережающая стандартизация в зависимости от масштабов работ и объектов стандартизации проводится как путем разработки отдельных стандартов, так и их комплексов, устанавливающих перспективные основные требования к подлежащим разработке новым системам машин, оборудованию и важнейшим видам продукции (или их новым поколениям), их комплектующим узлам, материалам, методам контроля или ступенчатых основных показателей, определяющих технический уровень и качество как выпускаемой продукции, так и подлежащей разработке и освоению в будущем.
Важнейшим условием проведения опережающей стандартизации является наличие времени упреждения производства комплектующих изделий, новых материалов во вспомогательной продукции повышенного качества по отношению к времени производства конечного изделия. Опережающая стандартизация проводится одновременно с проведением научных исследований.
Научно-техническую базу опережающей стандартизации составляют достижения прикладных научных исследований, открытия и изобретения, подлежащие реализации, методы оптимизации параметров объектов стандартизации, методы прогнозирования технического прогресса и роста потребностей народного хозяйства и населения страны в целом.
Принцип эффективностистандартизации состоит в том, что применение стандартных решений всегда должно давать экономический или социальный эффект, стандарты должны вести к экономии ресурсов, повышению качества и надежности изделий. В других случаях стандарты должны обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, экологическую безопасность, т. е. обеспечить социальный эффект.
Под эффективностью работ по стандартизации следует понимать соотношение общественного (хозяйственного) эффекта использования результатов работ по стандартизации в различных отраслях и затрат, связанных с их подготовкой и применением. Эффективность работ по стандартизации включает экономическую, технологическую, информационную и социальную эффективность.
Под экономической эффективностью стандартизации понимают выраженную в денежном или натуральных показателях экономию живого или овеществленного труда в производстве в результате внедрения стандарта с учетом необходимых затрат. В зависимости от целей определения экономической эффективности и других факторов выделяют общую (в отраслях производства в масштабах страны), сравнительную (преимущество одного варианта над другим), проектную (ожидаемую) и фактическую (реально достигнутую) эффективность. Источником получения экономического эффекта является:
экономия, достигнутая в результате улучшения качества выпускаемой продукции и повышения ее конкуренто-способности на мировых рынках;
экономия, достигнутая в результате отбора из всех вариантов оптимального (ведет к росту серийности), за счет сокращения излишних типов и видов изделий, составных частей, сборочных единиц и деталей;
экономия, достигнутая в результате совершенствования качества организационных решений.
Показателем экономической эффективности стандартизации является годовой экономический эффект, который представляет собой абсолютную величину суммарной экономии всех производственных ресурсов (труда, материалов и производственных ресурсов), полученных от проведенных мероприятий по стандартизации.
Технологическая эффективность работ по стандартизации выражается в относительных показателях (емкость производства, повышение ресурса, надежности изделий).
Информационная эффективность работ по стандартизации выражается через достижение необходимого для общества взаимопонимания, единства восприятия информации, например, стандарта.
Социальная эффективность работ по стандартизации выражается в положительном влиянии результатов внедрения стандартов или их комплексов на уровень жизни и здоровья населения, улучшении психологического климата в коллективах.
Принцип гармонизациизаключается в разработке государственных нормативных документов, идентичных документам, относящимся к одному и тому же объекту стандартизации, принятым международными организациями.
Принципами стандартизации являются:
– взаимное стремление всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготавливающих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес;
– программно-целевое планирование работ по стандартизации и преемственность при применении нормативных документов по стандартизации;
– соответствие требований документов по стандартизации современным достижениям науки, техники, передового опыта, а также законодательным актам, нормам, правилам органов, выполняющих функции госнадзора.
Повышение научно-технического уровня стандартов достигается путем исследования свойств объекта стандартизации, наличием фундаментальной и методической базы и основанных на ней нормативных и методических документов, организационных мероприятий, направленных на быстрое и полное внедрение передовых достижений науки и техники при разработке и корректировке действующих стандартов. Повышение научно-технического уровня стандартов является неотъемлемой частью государственной системы стандартизации, которая включает теоретические, методические и организационные мероприятия. Первая группа включает мероприятия по программированию государственной стандартизации важнейших объектов производства с включением научных исследований и экспериментальных работ, проведение научной экспертизы проектов стандартизации, дальнейшую их разработку и внедрение. Вторая группа мероприятий направлена на обеспечение научно-технического уровня стандартов на всех этапах их прохождения, начиная с разработки технического задания и до утверждения и внедрения. Значительная роль в обеспечении соответствующего уровня стандартов на завершающей стадии их разработки принадлежит научно-технической, экономической, правовой и, в определенных случаях, терминологической экспертизам. Организация-разра-ботчик несет всю полноту ответственности за научно-технический уровень разработанных стандартов, организация-эксперт отвечает за научно-технический уровень проэкспертированных стандартов. Третья группа мероприятий направлена на обеспечение разработчиков стандартов и экспертов необходимой информацией о действующих международных, зарубежных и национальных стандартах передовых в техническом отношении стран и данными об уровне качества продукции, выпускаемой за рубежом, на всех этапах разработки, согласования и экспертизы стандартов;
– взаимосвязь и согласованность нормативных документов по стандартизации всех уровней, т. е. предупреждение их дублирования;
– открытость информации о действующих нормативных документах программных работ по стандартизации;
– утверждение стандартов на основе достижения согласия всех заинтересованных сторон и их пригодность для применения в целях сертификации.
В стандартизации широко применяются математические методы, методы прикладных, технических и экологических наук, методы социологии и др. Собственными методами стандартизации являются методы ограничения (симплификации), типизации, унификации, агрегатирования.
Метод ограничения, или симплификации, заключается в отборе из существующего излишнего для данной области применения множества общих по назначению объектов народного хозяйства одного или некоторого числа объектов, способных обеспечить решение того же объема задач, что и заменяемое множество. Эффективность метода носит экономический характер и проявляется в сокращении расходов материальных и финансовых средств за счет уменьшения номенклатуры покупных изделий и материалов.
Метод типизациизаключается в разработке для определенной области применения универсального документального решения с оптимальными параметрами и в последующем создании на этой базе с необходимой доработкой некоторого числа разновидностей объектов народного хозяйства.
Типовые здания и сооружения, типовые технологические конструкции, структуры управления, письма – это примеры типовых решений на основе метода типизации. Эффективность метода проявляется в сокращении времени на создание новых объектов, улучшении их качества, уменьшении трудовых и финансовых затрат и носит, таким образом, технико-экономический характер.
Метод унификации заключается в разработке рациональной номенклатуры объектов народного хозяйства с оптимальными параметрами, способной обеспечить в определенной области применения решение всего объема задач в соответствии со своими назначениями. Унификация – это рациональное уменьшение числа типов, видов и размеров объектов одинакового функционального назначения. Термин «унификация» часто имеет общее значение, охватывающее работы, присущие всем методам стандартизации при одновременном их применении. В этом плане различают внутриобъектовую и межобъектовую, отраслевую и межотраслевую унификацию. Количественно уровень унификации изделий оценивается коэффициентом применяемости, который рассчитывают по формуле
где n – общее число деталей в изделии, шт.
nо – число оригинальных, разработанных впервые при создании данного изделия деталей, шт.
В общее число деталей входят стандартные, унифицированные, заимствованные из других конструкций, покупные детали. Эффективность метода проявляется в ускорении новых разработок, сокращении неоправданного числа новых объектов одного и того же или подобного назначения, их вариантов или типоразмеров и носит, как и метод унификации, технико-экономический характер.
Сущность метода агрегатирования сводится к разработке универсального комплекса структурных составляющих объектов народного хозяйства (узлов, модулей, отдельных деталей), обладающих размерной и функциональной взаимозаменяемостью, для последующего создания путем их комбинирования широкого ряда конкретных объектов. Идеальной целью такого метода в машиностроении было бы создание рационального набора стандартных узлов и деталей, из которых путем изменения характера их соединения или пространственного сочетания можно было бы получить широкий диапазон машин и механизмов разнообразного назначения (силовая установка «Гомсельмаша», которая в комбинации с разными агрегатами может быть использована для уборки зерновых культур, уборки трав, в качестве транспортного средства).
Всем вышеперечисленным методам присущи определенные недостатки: ограниченность симплексногоо метода, сложность в создании надежной системы информации о существующих решениях, возможность отклонения в конкретных условиях от принятого решения, отсутствие государственного надзора за соблюдением принятых решений. Эти недостатки сводятся к невозможности достижения оптимального конечного результата. Только в некоторых случаях межотраслевая унификация, агрегатирование и отдельные типовые решения способны обеспечить эффект, близкий к оптимальному.
Метод стандартизациисвободен от этих недостатков. Данный метод заключается в разработке на базе методов унификации, типизации, агрегатирования и ограничения рациональной номенклатуры объектов с оптимальными для народного хозяйства параметрами и последующем введении результатов разработки в норму, оформляемую в виде стандарта. Взаимосвязь рассмотренных методов показана на рис. 3.
Рис. 3. Связь и последовательность упорядочения неоправданного
многообразия объектов народного хозяйства
Эффективным методом предупреждения неоправданного многообразия изделий является метод, при котором выбор размеров машин, узлов, деталей и материалов осуществляется по закономерным рядам предпочтительных чисел, что создает условия для широкого развития унификации и стандартизации. Метод известен с глубокой древности. Предпочтительными числа называются потому, что они рекомендуются при конструировании и расчетах, при стандартизации и унификации. В стандартизации нашли применение ряды чисел, построенные по арифметической или геометрической прогрессии. Для рационального сокращения номенклатуры изделий (типов, видов, моделей) используется разработка параметрических рядов (ГОСТ 8052–84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел»). Таковыми являются ряды габаритных длин автобусов, ряд номинальных мощностей электрических машин и т. д.
Источник
Основные принципы стандартизации
Методики и принципы стандартизации распространяются на разнообразные области социального и публичного функционирования, которое включает общетехнические, общенаучные, общеэкономические, общехозяйственные, эстетические, юридические и общеполитические моменты. В развитых государствах формирование экономики государства, улучшение продуктивности производственных процессов, наращивание качественных показателей производимых изделий, возрастание уровня жизни на прямую взаимосвязаны с применением разнообразных методов стандартизации.
Правильно определенная методика предоставляет возможность содействовать совершенствованию всеобщей кооперации в процедурах производства изделий. На территории Российской Федерации работает направление стандартизации, определённое государством, объединяющее и регламентирующее координационную деятельность по стандартизации в диапазоне всей страны, на каждой стадии обширного изготовления и регулирования на основе совокупности созданных законодательством стандартов.
Принципы стандартизации зачастую формируются на современных завоеваниях научно-технического прогресса, а также исследовательской практики, что устанавливает намерения в экономике большинства общеотраслевых, хозяйственных и внутрипромышленных целей. Беспристрастно соединяя фундаментальные и функциональные научные деятельности, эта методика предоставляет возможность содействовать наращиванию их целеустремлённости для скорого продвижения научно-технических завоеваний в реальное функционирование. Стандартизация организовывает координационную и общетехническую основу производства качественного сырья, что придаёт организациям характеристики самообразования.
Как нормативный и общетехнический документ стандарт устанавливает совокупность правил, нормативов, а также условий к существующему предмету стандартизации. Стандарты устанавливаются и ратифицируются соответствующими организациями.
Ключевые принципы стандартизации
Стандартизация как тип фактической деятельности формируется на конкретных первоначальных понятиях – принципах. Принципы стандартизации представляют действительные обоснованности деятельности создания и внедрения стандартов, указывают её потребность в администрировании народно-хозяйственной экономикой, аргументируют требования для наиболее продуктивного осуществления и направления совершенствования. Сегодня возможно подчеркнуть следующие важнейшие принципы стандартизации:
- Необязательное употребление стандартов и гарантирование удобных условий для их унифицированного обращения.
- Продвижение международных нормативов как основы для создания и укоренение отечественных стандартов.
- Неприемлемость осуществления преград для широкомасштабного изготовления и употребления изготовленных изделий.
- Уравновешенность запросов и заинтересованности участников, изготавливающих, разрабатывающих и потребляющих изделия, другими словами, учёт правовых потребностей вышеперечисленных участников.
- Совокупность стандартизации предусматривает изучение любого предмета стандартизации как ключевой доли наиболее комплексной концепции. Даная упорядоченность квалифицирует взаимной совместимость всех компонентов производственного процесса.
- Упреждающее формирование и динамика стандарта. Несомненно, стандарты образовывают действительно имеющиеся закономерности в народно-хозяйственной сфере. Но научно-технический прогресс представляет собственные коррекции в деятельность самостоятельного управления активными шагами. По данной причине требуется поэтапно приспосабливать стандарты к практически осуществляющимся изменениям. Динамика устанавливается благодаря выполнению циклических ревизий стандартов, занесением в стандарты несущественных поправок.
- Продуктивность и прибыльность методик стандартизации. Применение стандартов обязано давать экономическую либо социальную эффективность, а данное можно осуществить исключительно благодаря совершенствованию потенциалов, увеличения надежности, а также взаимной совместимостью техники и обмена информацией. Ориентированные на гарантирование безопасности жизнедеятельности населения методы предоставляют огромную социальную эффективность.
- Гармонизация компонентов непростой структуры. Данный приём предусматривает разработку и внедрение согласовываемых стандартов, и неприемлемость установления такого рода методик, всецело противоречащих техническим регламентам.
- Беспристрастность осуществления контроля требований. Стандарты определяют законные нормативы и условия к ключевым параметрам изучаемого предмета стандартизации, которые обязаны правильно проверяться, охватывая требования к безопасной жизнедеятельности людей. Данный процесс часто выполняется, техническими инструментариями. Анализ условий к сервису имеет возможность производиться благодаря консультативным и общественным методикам.
- Техническая и общеэкономическая рациональность. Она предполагает осуществление мер по стандартизации, разработки и внедрения какого угодно стандарта соответственно требованиям производителя и заказчика. Данные меры ориентированы на разрешение непростых вопросов на соответственных уровнях администрирования и производственной деятельности.
Основанные на принципах науки методы и использование инновационной опытности устанавливают факт, что условия и параметры, которые включаются в конкретный стандарт, обязаны согласовываться с прогрессивной степенью научных и технических знаний, основываться на итогах экспериментально-проектной и научно-изыскательской деятельности.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Цели и задачи стандартизации
Принципы стандартизации ориентированы на создание и внедрение нормативов, требований и параметров, как необходимых для последующего исполнения, а также отрекомендованных, которые обеспечивают основание потребителя на покупку изделия соответствующего качества за оптимальную цену, в том числе основание на комфорт и безопасность.
Во время общепроизводственных действий работникам постоянно необходимо разрешать возобновляющиеся вопросы: учёт и вычисление числа изделий, создание административных и общетехнических документов; определение характеристик материально-технических процедур, оценка качества изготовленных изделий, упаковка продаваемого сырья и так далее, и тому подобное.
Данное установление предоставляет способность изыскателям приобрести предельную регламентацию в конкретной области стандартизации. Для преобразования этой способности в реальность существенно, чтобы результат был собственностью огромного числа организаций и их работников. Исключительно при неоднократном использовании данной методики реален предвкушаемый экономичный результат от выполненной регламентации.
Задачи стандартизации возможно разделить на малые и всеобщие, имеющие взаимоотношение к гарантированию совпадения. Всеобщие цели исходят, в первую очередь, из значения ключевого понятия. Уточнение структур для стандартизации напрямую взаимосвязано с исполнением определенных в государстве условий стандартов, являющихся обязательными. К данным стандартам возможно отнести:
- Предоставление безопасности продукции, сервису, требованиям для жизнедеятельности, здоровья сообщества, собственности, защиты окружающей среды.
- Установление требований, нормативов и показателей к изделиям, координационным процессам и сервису.
- Уничтожение общетехнических преград в экономике, справедливая конкурентная способность изделий при рыночных отношениях.
- Сохранность технической, а также информационной совместимости, и взаимной заменимости компонентов.
- Обеспечение и целесообразное использование всех типов ресурсов.
- Обороноспособность государства.
- Охрана заинтересованности потребителей в проблемах качественности продукции и сервиса.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Использование принципов стандартизации
Принципы стандартизации ориентированы на разработку и продвижение нормативов обязательных для применения параметров изделий. Функционирование организации гарантирует права потребителей покупать изделия требуемого качества по оптимальной стоимости, в том числе трудиться в благоустроенной и безопасной обстановке. Использование принципов стандартизации предоставляет возможность фирмам на начальных стадиях устанавливать более экономные и рациональные вариации производственных процессов. Выдерживание принципов и методик стандартизации допустимо исключительно с помощью заинтересованности двух сторон, разрабатывающих, производящих и приобретающих продукцию.
В пределах функционирования по разработке и внедрению нормативов требуется учесть заинтересованность вышеуказанных участников. Использование стандартов как видно предоставляет экономический либо общественный эффект. Для приобретения социального эффекта применяются юридические нормативы, направленные на наращивание надёжности, в том числе на техническую и информационную совместимость. Стандарты, которые ориентированы на доставление безопасности жизнедеятельности людей, здоровья, охраны окружающей среды, содействуют предоставлению большой эффективности в плане экономики.
Источник
Цели и принципы стандартизации
Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Кроме того, стандартизация осуществляется в следующих целях:
- повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных или растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечение научно-технического прогресса;
- повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
- рациональное использование ресурсов;
- техническая и информационная совместимость;
- сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- взаимозаменяемость продукции.
Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.
Важнейшие принципы стандартизации.
1. Добровольное применение стандартов и обеспечение условий для их единообразного применения. Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов жизненного цикла продукции (ЖЦП), выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц (являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями).
2. Применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта. Исключение могут составить случаи, когда:
- соответствие требованиям международных стандартов невозможно вследствие несоответствия их требований климатическим и географическим особенностям РФ или техническим (технологическим) особенностям отечественного производства;
- Россия выступает против международного стандарта в рамках процедуры голосования в международной организации по стандартизации.
3. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию (услугу). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги, с одной стороны, и требований потребителя – с другой, должны найти консенсус, который понимается как общее согласие, т.е. как отсутствие возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает полного единодушия.
4. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
5. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально существующие закономерности в хозяйстве страны. Однако научно-технический прогресс вносит изменения в технику, в процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД. Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
6. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации. Руководствуясь принципом опережающей стандартизации при формировании уровня требований национального стандарта или технического регламента, следует учитывать готовность страны, организаций к выполнению повышенных требований. В противном случае введение нового документа может парализовать деятельность значительной части организаций.
7. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.
8. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов и недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.
9. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.
10. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.
11. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость. Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов.
12. Обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Например, указанный принцип следует учитывать при разработке стандартов организаций. Хотя порядок разработки, утверждения, учета изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно, он должен учитывать: во-первых, принципы стандартизации; во-вторых, универсальные правила, действующие в отношении стандартов любого статуса в части правил построения, изложения, оформления стандартов.
9731
Источник