Специальная таможенная статистика
Комментарий к статье 48 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Специальная таможенная статистика
Специальная таможенная статистика — предмет регулирования ст. 48 ТК. Она ведется в целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы (ст. 6 ТК).
Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается законодательством государств — членов Таможенного союза. В Российской Федерации — ст. 103 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Приказом ФТС России от 10 августа 2010 года N 1495 "Об утверждении Порядка ведения специальной таможенной статистики".
Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств — членов Таможенного союза.
Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета (п. п. 1 — 2 Порядка ведения специальной таможенной статистики).
Правовой основой ведения специальной таможенной статистики в Российской Федерации являются: ТК (ст. 48), Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 103), правовые акты ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие формы статистической отчетности по различным направлениям деятельности таможенных органов.
Правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Объектом учета специальной таможенной статистики являются сведения о различных направлениях деятельности таможенных органов:
— взимание таможенных платежей;
— контроль таможенной стоимости;
— система управления рисками;
— борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
— профессиональная подготовка должностных лиц;
— технические средства таможенного контроля и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 103 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в целях обеспечения решения задач, возложенных на Правительство РФ и иные государственные органы, таможенными органами осуществляются сбор, обработка и передача сведений, перечень и периодичность представления которых определяются Правительством РФ.
Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей. Соответствующая норма содержится в п. 2 ст. 48 ТК и воспроизводится законодательством государств — членов Таможенного союза. Под "таможенными целями" в этом случае понимаются:
— усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций;
— повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;
— усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
Источник
Специальная таможенная статистика
Специальная таможенная статистика – это данные, применяемые таможенными органами для решения поставленных задач. Порядок сбора данных для специальной таможенной статистики определяется законодательством стран, которые являются членами таможенного союза.
Состав объектов специальной таможенной статистики
В специальную таможенную статистику включены такие объекты наблюдения, как:
- cтатистика ввоза и вывоза продукции в соответствии с типами таможенного режима и декларирование отдельных видов товаров;
- cтатистика платежей, используемых в деятельности таможенных органов, участвующих в формировании бюджета государства;
- cтатистические данные валютного контроля, учитывающие экспортную продукцию в количественном и денежном выражении, с привязкой к периоду поступления и сумме валютной прибыли;
- cтатистические данные по конфискованной продукции, определяющие объем нарушений правил таможенного контроля;
- cтатистические данные по международным почтовым отправлениям, выпущенных из государства и пропущенных на его территорию;
- cтатистические данные по международным перевозкам и пассажирообороту.
Цели специальной таможенной статистики
Специальная статистика таможенных органов создана для наблюдения за деятельностью таможни. Статистика включает в себя систему данных по различным направлениям осуществляемой деятельности и предназначается для оптимизации внешнеторговых взаимоотношений с другими государствами. Цели ведения специальной таможенной статистики заключаются в следующем:
Источник
Организация таможенной статистики в России
ТС-отрасль статистики, которая изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в специальных областях, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой, нарушением таможенных правил и др.
Цель ТС : сбор, обработка и анализ информации о внешней торговле РФ и стран Таможенного Союза, взаимной торговле стран в рамках Таможенного Союза, обеспечивать руководство ФТС России, органов законодат. и исполнит. власти информацией о состоянии и развитии торговли России и о деятельности таможенных органов.
Предмет ТС: массовые случайные явления и процессы.
Методологическая основа:закон больших чисел, который позволяет использовать в анализе данных тамож стат инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики.
Объект изучения: внешняя торговля РФ Таможенного Союза, взаимная торговля в рамках Таможенного Союза и деятельность таможенных органов.
Правовая и нормативная база таможенной статистики.
Нормативно-правовой базой ведения таможенной статистики является: -Таможенный Кодекс Таможенного Союза,
— Международные договора, принятые на основе ТК ТС,
-Решения комиссий Тамож Союза,
-законодательства государства-члена ТС
В главе 5 ТК ТС определены задачи:
1. Обеспечение полного и достоверного учета данных о экспорте и импорте;
2. Анализ основных тенденций, а также структуры и динамики внешнеторговых потоков;
3. Информационное обеспечение;
Методологической базой ведения таможенной статистики является решение Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.01.2011 n 525 «О единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза.
Основные разделы и направления таможенной статистики.
Таможенная статистика подразделяется на:
— таможенную статистику внешней и взаимной торговли (базируется на учете данных о товарах, перемещаемых через таможенную границу).
Задачи:
— анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;
— анализ результатов применения мер тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической д-ти;
-разработка и принятие решений во внешнеторговой политике;
-контроль за поступлением таможенных платежей в бюджеты гос-в- членов Тамож Союза;
-разработка платежного баланса и СНС (системы национальных счетов);
-прогнозирование макроэкономических показателей;
-расчет индексов физического объема, ср. цен и стоимостного объема;
-содействия развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;
-решение иных задач, обусловленных таможенных политикой.
— специальную таможенную статистику(учет данных по различным направления деятельности таможенных органов)
Специальную таможенную статистику составляют:
1) статистика таможенных платежей (по их видам, а также их доли в наполнении федерального бюджета);
2) статистика декларирования (ввоз и вывоз товаров – в привязке к таможенным режимам – учитываемых таможенной статистикой внешней торговли);
3) статистика валютного контроля;
4) статистика правоохранительной деятельности;
5) статистика товаров, обращенных в федеральную собственность;
6) статистика международных перевозок;
7) статистика пассажиропотоков;
8) иные виды специальной таможенной статистики.
Задачи:
-разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих конкретные направления д-ти тамож органов.
— анализ степени, качества и условий выполнения тамож органами возложенными на них функция.
— оценка изменения системы показателей и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности поставленных задач.
Организация таможенной статистики в России.
В настоящее время в России таможенная деятельность находится в ведении Федеральной таможенной службы (ФТС), а до 2004 г. — в ведении Государственного таможенного комитета (ГТК). В соответствии с организацией ФТС организована и осуществляется таможенная статистика. Существует четыре уровня её организации.
1. Федеральный уровень – Управление таможенной статистики и анализа ФТС РФ и Главный научно – информационный вычислительный центр (ГНИВЦ).
Основные статистические функции и задачи федерального уровня:
— сбор информации в рамках всей страны;
— контроль её достоверности, полноты и сроков представления от нижестоящих уровней;
— обработка и анализ информации;
— публикация статистических сборников;
— создание и модернизация баз данных нормативно-справочной информации;
— систематизация данных для представления отчётов по основным направлениям таможенной деятельности руководству ФТС и Правительству страны;
— обеспечение информационной безопасности;
— разработка и модернизация форм статистической отчётности по различным направлениям таможенной деятельности;
— руководство исследованиями в области таможенной статистики.
2. Региональный уровень – отделы таможенной статистики и анализа Региональных таможенных управлений (РТУ) и региональные подразделения ГНИВЦ.
Основные статистические функции регионального уровня те же, что и на федеральном, за исключением публикации статистических сборников, разработки форм статистической отчётности и некоторых других, в пределах своей компетенции.
3. Уровень конкретной таможни – отделы таможенной статистики и анализа таможни.
Основные статистические функции данного уровня:
— контроль её достоверности, полноты и сроков представления;
— формирование статистической отчётности по формам, регламентированным федеральным уровнем;
— обработка и анализ информации в пределах компетенции таможни и др.
4. Уровень таможенных постов.
Основные функции – сбор информации, проверка её достоверности и полноты и соблюдение сроков передачи информации вышестоящим уровням.
Источник
Специальная таможенная статистика таможенного союза
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной таможенной службы от 10 августа 2010 г. № 1495 “Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики”
Во исполнение пункта 21 Плана работы ФТС России по подготовке нормативных правовых актов ФТС России для обеспечения реализации Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», утвержденного приказом ФТС России от 15 июля 2010 г. № 1337, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок ведения специальной таможенной статистики (далее — Порядок).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России при подготовке сведений по специальной таможенной статистике руководствоваться Порядком.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендееву.
Руководитель действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации | А.Ю. Бельянинов |
Приложение
к приказу Федеральной таможенной службы
от 10 августа 2010 г. № 1495
Порядок
ведения специальной таможенной статистики
I. Общие положения
1. Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее — таможенные органы), предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств — членов Таможенного союза.
2. Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.
3. Правовой основой ведения специальной таможенной статистики являются Таможенный кодекс Таможенного союза (статья 48)*, правовые акты ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие формы статистической отчетности по различным направлениям деятельности таможенных органов (далее — формы).
4. Порядок ведения специальной таможенной статистики (далее — Порядок) регулирует вопросы сбора, формирования и представления данных специальной таможенной статистики структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами для осуществления следующих мероприятий:
анализа сведений специальной таможенной статистики для организации надлежащего управления деятельностью таможенных органов, определения стратегии их деятельности;
определения направления дальнейшего совершенствования и выявления примеров успешной деятельности отдельных таможенных органов, требующих распространения на практику работы всей таможенной службы.
5. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
6. Под таможенными целями понимаются:
усиление таможенного контроля, сопряженное с упрощением совершения таможенных операций;
повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности;
усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
оптимизация структуры таможенных органов;
корректировка программ профессиональной подготовки должностных лиц;
II. Таможенные органы и их подразделения, ответственные за сбор и формирование данных специальной таможенной статистики
7. На федеральном уровне сбор и формирование данных специальной таможенной статистики осуществляют структурные подразделения ФТС России, разрабатывающие формы в соответствии с правовыми актами ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти.
8. В региональных таможенных управлениях, и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, сбор и формирование данных специальной таможенной статистики осуществляют подразделения, подчиняющиеся структурным подразделениям ФТС России, ответственным за разработку форм.
III. Объект учета
9. Объектом учета специальной таможенной статистики являются сведения о различных направлениях деятельности таможенных органов.
10. К направлениям деятельности таможенных органов отнесены следующие объекты наблюдения:
взимание таможенных платежей;
контроль таможенной стоимости;
система управления рисками;
борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере;
профессиональная подготовка должностных лиц;
технические средства таможенного контроля;
другие направления деятельности.
IV. Сбор и формирование данных специальной таможенной статистики
11. Сбор и формирование данных специальной таможенной статистики осуществляется на основании сведений, содержащихся в документах:
представляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации;
относящихся к обеспечению деятельности таможенных органов и развитию таможенной инфраструктуры.
12. Формирование данных специальной таможенной статистики осуществляется в соответствии с правовыми актами, устанавливающими формы, разработка которых осуществляется структурными подразделениями ФТС России в целях информирования руководства ФТС России и других федеральных органов исполнительной власти о результатах деятельности ФТС России.
13. Для подготовки форм используется формуляр-образец статистической отчетности, устанавливающий определенные требования к их оформлению (вводимый в действие правовым актом, устанавливающим формы, либо отдельным правовым актом).
14. Основные требования, предъявляемые к внешнему виду форм:
указывать наименование формы и период, за который (или дата, на которую) представляется статистическая информация;
включать в свой состав:
реквизиты адресной части (кто, кому и в какие сроки представляет форму) и периодичности представления информации,
содержательную часть в виде таблицы, которая может состоять из разделов и подразделов,
указания по заполнению формы, где описываются особенности формирования статистических показателей и представления данных, в том числе ссылки на правовые акты, которыми установлен порядок ее заполнения,
фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за составление формы, номер его контактного телефона.
15. Содержательная часть форм:
составляется из сведений, характеризующих направления деятельности таможенных органов, перечисленные в пункте 10 Порядка. Перечень сведений определяется структурными подразделениями ФТС России, в чьей компетенции находится работа по указанным направлениям;
должна исключать из своего состава:
идентичные показатели форм, разработанные разными структурными подразделениями ФТС России,
сведения, содержащиеся в центральных базах данных документов, которые могут быть получены с применением штатных программных средств.
16. Реквизиты форм могут содержать секретную или служебную информацию ограниченного распространения, перечень которой определяется законодательством Российской Федерации.
V. Порядок представления данных специальной таможенной статистики
17. Таможенные органы представляют данные специальной таможенной статистики в структурные подразделения ФТС России в сроки, утвержденные правовым актом, устанавливающим формы. Указанные сведения направляются с использованием факсимильной, почтовой связи (бумажные и магнитные носители информации), так и электронным способом с использованием информационных систем, информационных технологий, средств их обеспечения и программных технических средств защиты информации.
18. Структурные подразделения ФТС России формируют сводные данные специальной таможенной статистики и представляют их руководству ФТС России, другим структурным подразделениям ФТС России, а также иным федеральным органам исполнительной власти в целях исполнения единовременных (разовых) запросов либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Начальник Управления таможенной статистики и анализа | В.А. Терехов |
* Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.).
Приказ Федеральной таможенной службы от 10 августа 2010 г. № 1495 “Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики”
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Определено, как ведется специальная таможенная статистика.
Под ней понимается совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов России (валютный контроль, система управления рисками, таможенные процедуры и т.д.).
Данные статистики используются, чтобы усилить таможенный контроль, повысить эффективность оперативно-розыскной деятельности, корректировать программы профподготовки должностных лиц, оптимизировать структуру таможенных органов и в других целях.
На федеральном уровне данные статистики собирают и формируют структурные подразделения ФТС России, которые разрабатывают соответствующие формы. В региональных таможенных управлениях и таможнях, непосредственно подчиненных ФТС России, этим занимаются подчиненные подразделения.
Данные статистики получают из документов, представляемых юридическими и физическими лицами в соответствии с таможенным законодательством. Источником также являются материалы, относящиеся к обеспечению деятельности таможенных органов и развитию таможенной инфраструктуры.
Установлены требования к формам, по которым представляются данные статистики.
Данные направляются таможенными органами посредством факсимильной, почтовой связи (бумажные и магнитные носители информации), а также электронным способом.
Источник
Специальная таможенная статистика таможенного союза
1. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.
2. Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза.
3. Таможенные органы представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:
правительству, государственным органам и иным организациям государства – члена Таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;
международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства – члена Таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.
4. Комиссия Таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами Таможенного союза государственным органам государств – членов Таможенного союза и международным организациям в соответствии с международными договорами.
5. Комиссия Таможенного союза публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами Таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии Таможенного союза.
Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств – членов Таможенного союза.
6. Таможенными органами могут представляться данные таможенной статистики внешней торговли товарами, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо другую конфиденциальную информацию, заинтересованным в их получении организациям государства – члена Таможенного союза, за исключением государственных органов, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные.
1. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.
2. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
1. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
2. На сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения статьи 8 настоящего Кодекса.
Источник