Сроки специальной оценки условий труда
Спецоценка условий труда, безусловно, обязательна для всех работодателей. Однако строгого и безоговорочного регламента проведения этих мероприятий нет.
Нормативная база
Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.
СОУТ: сроки проведения
Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.
Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:
- безопасный труд своих работников;
- охрану труда своих сотрудников;
- информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:
- безопасные условия труда;
- получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.
В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.
Периодичность проведения
Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:
- вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
- вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.
Вредные факторы не выявлены
Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.
В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.
А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..
Вредные факторы выявлены и классифицированы
В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.
Аттестация рабочего места
АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.
Сроки внеплановой СОУТ
При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.
6 месяцев
Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:
- работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
- в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
- вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
- произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
- врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
- получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.
12 месяцев
СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:
- в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
- меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
Сроки мероприятий по результатам СОУТ
Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:
- в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
- не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
- не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
Срок хранения материалов специальной оценки условий труда
Срок составления отчета по СОУТ
Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.
Срок хранения материалов СОУТ
Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.
Срок действия материалов СОУТ
Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Источник
Окончание специальной оценки условий труда и срок действия документации
Своевременное проведение спецоценки является одной из важнейших обязанностей работодателя. Это связано с тем, что именно СОУТ является достоверным свидетельством того, в каких именно условиях трудятся работники данного предприятия. Поэтому с момента окончания СОУТ работодателю отводится строго определенный срок, в течение которого полученная документация является действительной. После его завершения процедуру необходимо будет проводить снова.
Сколько действительна специальная оценка условий труда?
Неудивительно, что многие организации волнует вопрос о том, на сколько лет действует СОУТ, проведенная в компании. Эта информация содержится в 426-ФЗ, который является основным нормативным документом, регулирующим выполнение работ в этой области. Так, ст.8 этого правового акта требует, чтобы такая процедура проводилась не реже, чем один раз в пять лет. Таким образом, именно этот период времени является ответом на вопрос о том, сколько действует СОУТ.
После завершения этого срока работодателю необходимо заново пройти процедуру спецоценки по стандартному алгоритму. Это означает, что ему необходимо издать новый приказ о введении в действие СОУТ. Затем привлекается к работе аккредитованная организация, имеющая соответствующую лицензию. После проведения всех необходимых работ формируется итоговый отчет, который утверждается заказчиком.
Действия после СОУТ
После того, как отчет по окончании специальной оценки условий труда утвержден, начинается отсчет пятилетнего срока до следующей процедуры. При этом, помимо утверждения такого отчета, на работодателя налагаются и иные обязанности по осуществлению ряда действий после СОУТ. К ним относятся:
- информирование работников о результатах проведенной процедуры;
- размещение информации об итогах спецоценки на официальном сайте компании;
- предоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные органы. В состав этих сведений входит декларация, подтверждающая соответствие условий труда законодательным требованиям. Она оформляется для мест, имеющих стандартные условия труда, включая оптимальные и так называемые допустимые.
Применение аттестации мест работы вместо СОУТ
До конца этого года в Российской Федерации действует переходный порядок осуществления спецоценки. Он предполагает возможность комбинации СОУТ и аттестации рабочих мест (АРМ), которая проводилась до 2014 года. В случае, если компания провела процедуру АРМ незадолго до начала действия 426-ФЗ и имеет соответствующий документ, срок действия которого пока не окончился, она может отложить проведение спецоценки. Провести ее потребуется в одном из следующих двух случаев — смотря какой из них наступит раньше:
Источник
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.
С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н, то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.
Аттестация рабочих мест обязательна или нет?
ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП, либо с работодателями – религиозными организациями.
Соответственно, если все ваши работники, к примеру, являются дистанционными, то проводить спецоценку вам в принципе не нужно.
Абсолютно все работодатели , в чьи обязанности входит проведение спецоценки, должны были впервые провести ее по Закону № 426-ФЗ в срок до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8, ч. 4, 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном материале.
Аттестация рабочих мест: сколько лет действительна?
В общем случае спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем 1 раз в 5 лет. Такой срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки в государственную информационную систему учета (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Передает эти сведения в систему организация, проводившая спецоценку.
Таким образом, срок действия аттестации (спецоценки) рабочих мест по общему правилу составляет 5 лет. Однако из каждого правила есть исключения. Так, если срок действия спецоценки заканчивался в период с апреля по сентябрь 2020 года, то он автоматически продлевался до 01.10.2020 (п.1 Приложения № 14 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 440). Коронавирус внес свои коррективы.
Кстати, в некоторых случаях у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
Источник
Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда? Сроки проведения СОУТ
28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя.
Обязанность работодателя — это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.
Что такое специальная оценка условий труда?
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее — РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.
На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?
Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:
- надомников;
- дистанционных работников;
- лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Какие сроки проведения СОУТ?
Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.
«Плановая» («первичная») СОУТ
В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Внеплановая СОУТ
При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:
- В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее — ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;
- В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?
Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.
Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?
Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.
За что еще возможно наложение штрафа?
Нарушение порядка проведения СОУТ:
- Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)
- Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1−4 статьи 9 426-ФЗ)
- Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)
- Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)
Нарушение сроков при проведении СОУТ:
- Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)
- Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)
- Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)
- Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)
Спецоценка — сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.
Источник