РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Отличительной особенностью бухгалтерского учета в России является его строгая регламентация. Государство регулирует национальную учетную систему с помощью ряда нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. В свою очередь, организации, руководствуясь требованиями регулятора, формируют пакет локальных актов по регламентации внутреннего учетного процесса, исходя из отраслевой специфики, условий хозяйствования, структуры, нужд управления и иных факторов. Все документы, так или иначе регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в отдельно взятой компании, в зависимости от убывания их юридического статуса можно условно представить в виде четырехуровневой иерархической системы.
Основополагающий документ первого уровня – это Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ О бухгалтерском учете (далее Закон №402-ФЗ). Закон устанавливает:
Также закон подробно освещает вопросы регулирования бухгалтерского учета, в том числе соответствующие принципы, документы, субъекты, функции регулирующих органов. Отдельные статьи Закона №402-ФЗ посвящены федеральным и отраслевым учетным стандартам.
Регулирование бухгалтерского учета в РФ на государственном уровне осуществляют Министерство финансов РФ (Минфин РФ) и Центральный банк РФ (ЦБ РФ). Минфин РФ утверждает программу разработки федеральных стандартов, федеральные стандарты и в пределах его компетенции – отраслевые стандарты, организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета и осуществляет иные функции, предусмотренные Законом №402-ФЗ и иными законодательными актами. В ведении второго регулятора – ЦБ РФ – находится нормативно-правовое и методическое регулирование правоотношений по бухгалтерскому учету в отношении банков и некредитных финансовых организаций.
Что касается разработки самих стандартов, то Законом №402-ФЗ это право делегировано субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета, в числе которых профессиональные объединения, ассоциации, союзы и иные некоммерческие организации, нацеленные на развитие бухгалтерского учета. На практике разработчиком федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) может стать любой из этих субъектов, выступивший с надлежащей инициативой. В свою очередь, за Минфином РФ закрепляется обязанность разработки федеральных стандартов, предназначенных для предприятий государственного сектора, и прочих федеральных стандартов в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не реализовал свое право на подготовку соответствующего проекта.
Процедура утверждения стандарта выглядит следующим образом. После подготовки проекта разработчик направляет уведомление в Минфин РФ и размещает предварительный вариант стандарта на своем официальном сайте в сети Интернет для общественного обсуждения. После завершения обсуждения, срок которого составляет не менее трех месяцев, доработанный проект стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц публикуются на сайте разработчика для всеобщего ознакомления, после чего эти документы направляются в Минфин РФ для проведения экспертизы в установленном порядке. По окончании экспертизы проект стандарта принимается Минфином РФ к утверждению или отклоняется с приложением мотивированного решения.
В настоящее время уже пять документов полностью прошли описанную процедуру утверждения – это ФСБУ, посвященные учету аренды, запасов, основных средств и капитальных вложений, а также документам и документообороту в бухгалтерском учете. Разработчиком этих стандартов является Бухгалтерский методологический центр.
До утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения учета и составления отчетности, источниками которых являются положения по бухгалтерскому учету – документы второго уровня в системе иерархии бухгалтерских нормативно-правовых актов.
Среди положений по бухгалтерскому учету центральное место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, регулирующее общие вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Положение раскрывает требования к организации и ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению отчетности, документированию хозяйственных операций и проведению инвентаризаций. Кроме того, Положение содержит правила оценки отдельных видов активов и обязательств экономического субъекта.
Следует отметить, что Положение во многом дублирует и развивает нормы Федерального закона от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, утратившего силу, вследствие чего ряд его предписаний не соответствует требованиям Закона №402-ФЗ. Это касается применения унифицированных форм первичных документов, сроков составления промежуточной финансовой отчетности, отражения фактов хозяйственной деятельности до момента государственной регистрации компании, проверки состояния и оценки активов и обязательств при инвентаризации и т.д. Поэтому Положение применяется в части, не противоречащей Закону №402-ФЗ. То же самое относится и к Положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ), рассматривающих вопросы частного порядка по учету и раскрытию хозяйственных операций.
В зависимости от цели применения ПБУ классифицируются на положения:
регламентирующие общие вопросы организации учетного процесса и составления бухгалтерской отчетности;
определяющие правила учета отдельных видов имущества и обязательств;
устанавливающие особенности формирования финансового результата;
применяемые в отдельных отраслях народного хозяйства;
содержащие требования к раскрытию информации при определенных условиях ведения бизнеса.
Третий уровень представляют методические указания и рекомендации, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и иных министерств и ведомств, причастных к регулированию учетного процесса в РФ. Эти документы носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, недостаточно полно рассмотренным или неурегулированным вышестоящими документами.
Особый документ этого уровня – План счетов бухгалтерского учета, представляющий собой перечень синтетических счетов и субсчетов, применяемых бухгалтерами для отражения хозяйственных операций в учете. В прилагаемой к плану инструкции дается их краткая характеристика по структуре, назначению и экономическому содержанию, рассматривается порядок отражения наиболее распространенных фактов хозяйственной деятельности, приводятся корреспонденции счетов.
В состав документов четвертого уровня входят локальные акты и внутренние регламенты, формирующие учетную политику организации в методическом, техническом и организационном аспектах.
В целях снижения учетной нагрузки и сокращения трудозатрат отечественные законодатели для отдельных хозяйствующих субъектов предусмотрели некоторые преференции. Так, в соответствии с Законом №402-ФЗ вправе полностью отказаться от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели (ИП), в случае, если они осуществляют учет объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством. Для организаций каких-либо возможностей освобождения от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено. Все юридические лица независимо от их формы собственности, размера, отраслевой принадлежности, строения бизнеса и применяемого налогового режима, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Однако некоторые из них вправе осуществлять эти процедуры по упрощенной схеме. К таким предприятиям относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково» и большая часть представителей малого бизнеса. Эти хозяйствующим субъектам разрешено применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе: использовать сокращенный план счетов; не учитывать отдельные требования ПБУ и не применять некоторые ПБУ в целом; формировать бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, представляя соответствующую информацию по группам статей без их детализации.
Источник
Стандартизация бух учет
В последнее время все больше компаний стремятся систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. В чем заключается такая стандартизация, и какие проблемы она позволяет решить?
Успешность предприятия нередко зависит от его внутренней стабильности и устойчивости. Безусловно, роль ключевых фигур нельзя недооценивать, однако их уход из организации не должен спровоцировать кризис.
Это справедливо для любого подразделения предприятия – в том числе и для бухгалтерии. Не секрет, что каждый главбух стремится подстроить учет на предприятии «под себя». Кто-то является приверженцем автоматизации, кто-то застал социалистические времена и питает слабость к журнально-ордерной системе учета. В результате приход в бухгалтерию нового руководителя влечет за собой недели, если не месяцы, «перенастройки» всей ее работы под нового начальника. Очевидно, что это означает не только финансовые затраты, но и временное снижение эффективности деятельности бухгалтерской службы в целом.
Не удивительно поэтому, что все больше предприятий устанавливают внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. Кроме основной цели – стабильности и прозрачности работы бухгалтерии – внутренние стандарты позволяют решить ряд других задач, например:
- устранить противоречия, дублирование обязанностей и «белые пятна» в работе бухгалтерии;
- формализовать и упорядочить отношения бухгалтерской службы с другими подразделениями предприятия;
- снизить трудоемкость учетной работы.
Калейдоскоп стандартов
Наиболее важным и общим является положение «О системе бухгалтерского учета». Этот документ формализует, прежде всего, методологическую работу бухгалтерии. Он устанавливает:
- краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения бухгалтерского учета;
- описание главных принципов классификации и группировки объектов учета;
- глоссарий (словарь) с перечнем терминов и их определений, используемых в руководствах по ведению бухучета и в должностных инструкциях; глоссарий может быть как отдельным документом, так и приложением к данному Положению.
Руководства по ведению учета
Ведение учета. Руководства по бухгалтерскому учету и отчетности целесообразно разрабатывать по отдельным элементам учета и отчетности – активам, обязательствам, капиталу, доходам и расходам в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета.
Руководства имеют стандартную структуру и могут состоять из:
- общих положений;
- ссылок на нормативные акты;
- правил и условий признания объектов в учете;
- оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.).
- отдельных видов основных средств (например, «Учет зданий и сооружений», «Учет технологического оборудования» и т.д.);
- в отдельных операционных сегментах (например, «Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность», «Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность» и т.д.);
- по географическим сегментам (например, «Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе», «Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе» и т.д.).
К группе руководств, посвященных ведению бухучета, относится и учетная политика предприятия. Она является своего рода «мостиком» между бухгалтерским законодательством и внутренней нормативной базой предприятия.
В приказе об учетной политике отражают:
- выбор одного способа учета из нескольких, допускаемых законодательством;
- разработанные и обоснованные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, которые отсутствует в нормативной базе;
- специфику формирования своих активов (основных средств, производственных запасов и т.п.);
- выбор определенного способа учета, если есть противоречия в нормативной базе.
- цели, задачи и функции бухгалтерской службы;
- организационную структуру бухгалтерии;
- порядок взаимодействия отдельных участков службы;
- порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании;
- правила документирования хозяйственных операций;
- организацию документооборота, порядок хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
В классификаторах объекты учета можно сгруппировать и определить способы их кодирования для однозначной идентификации. Например, можно разработать классификаторы и справочники основных средств, нематериальных активов, мест возникновения затрат, элементов и статей затрат и т.д.
Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия, также относится к классификаторам. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.
К этой же группе относится г рафик документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов организации (создание или получение от других предприятий, принятие учету, обработка, передача в архив).
Должностные инструкции
- рабочие инструкции, содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, «Инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств», «Инструкция по расчету амортизационных отчислений» и т.д.);
- должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы.
Выбор за вами
Положение «О системе ведения бухучета» формализует методологическую работу бухгалтерии, позволит добиться логической стройности всей системы.
Руководства по ведению учета позволят полнее соблюдать требования законодательства и нормативных актов по бухучету, сделают технологию учета более рациональной, уменьшат трудоемкость учетных работ. При разработке любого Руководства предприятие будет вынуждено подойти к решению вопросов учета конкретного объекта комплексно: определить порядок сбора и обработки первичной информации, ее систематизации в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, отражения на счетах бухгалтерского учета, раскрытия в финансовой отчетности. Эта цепочка неизбежно затронет все структурные подразделения компании и, таким образом, будет достигнуто единообразие порядка учета всего предприятия.
Руководства по организации учета упорядочат работу бухгалтерии с другими подразделениями предприятия, повысят ответственность исполнителей за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию. Инструкции повысят ответственность учетных работников и позволят исключить дублирование обязанностей.
В целом же система ведения бухгалтерского учета позволит предприятию организовать «прозрачный учет», исключить ряд рисков, связанных с недостаточной квалификацией некоторых учетных работников, повысить внутренний контроль.
Вопросами стандартизации бухгалтерского учета в организации может заниматься структурное подразделение, специально созданное для этих целей. Оно будет разрабатывать стандарты и поддерживать их в актуальном состоянии. Но создание и содержание постоянного штата высококвалифицированных специалистов-методологов по карману не каждой организации. Сегодня услуги по постановке, организации бухгалтерского учета, его стандартизации оказывают многие аудиторские и консалтинговые компании. Специалисты этих компаний помогут решить вопросы по организации системы ведения бухгалтерского учета организации в целом или какой-либо его составной части.
Источник
Примеры и особенности отраслевых стандартов бухгалтерского учета
Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.
Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.
Виды стандартов для ведения учета
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:
- федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
- отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
- внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.
ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.
Особенности отраслевых стандартов
Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.
Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:
- приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
- достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
- организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
- упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).
К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.
Общее между федеральными и отраслевыми стандартами
- Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
- Безоговорочно обязательны к применению.
- Устанавливают:
- минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
- допустимые методы учета.
Отличия отраслевых стандартов от федеральных
- Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
- Имеют более элементарный механизм использования.
- Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
- Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.
Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.
Поводы для разработки отраслевых стандартов
Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:
- стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
- желанием повысить информативность подаваемых форм;
- планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.
Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.
Что входит в отраслевые стандарты
Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:
- сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
- правила их принятия к учету и списания;
- методы, по которым устанавливается их стоимость;
- применяемый план бухгалтерских счетов;
- требования к финансовой отчетности и др.
Примеры отраслевых стандартов
Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.
- Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
- для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
- для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
- учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
- бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
- порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
- Отраслевые стандарты для страховых организаций:
- порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
- операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
- бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
- Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
- правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
- особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
- учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
- требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.
Новшества 2018 года
Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.
Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.
СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.
Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:
- формулировании учетной политики;
- соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
- нумерации новых лицевых счетов;
- разработке методики оценки активов и обязательств;
- автоматизации бухучета по новым требованиям.
Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.
Источник
Бухгалтерия со знаком качества
В последнее время все больше компаний стремятся систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. В чем заключается такая стандартизация, и какие проблемы она позволяет решить?
Успешность предприятия нередко зависит от его внутренней стабильности и устойчивости. Безусловно, роль ключевых фигур нельзя недооценивать, однако их уход из организации не должен спровоцировать кризис.
Это справедливо для любого подразделения предприятия – в том числе и для бухгалтерии. Не секрет, что каждый главбух стремится подстроить учет на предприятии «под себя». Кто-то является приверженцем автоматизации, кто-то застал социалистические времена и питает слабость к журнально-ордерной системе учета. В результате приход в бухгалтерию нового руководителя влечет за собой недели, если не месяцы, «перенастройки» всей ее работы под нового начальника. Очевидно, что это означает не только финансовые затраты, но и временное снижение эффективности деятельности бухгалтерской службы в целом.
Не удивительно поэтому, что все больше предприятий устанавливают внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. Кроме основной цели – стабильности и прозрачности работы бухгалтерии – внутренние стандарты позволяют решить ряд других задач, например:
- устранить противоречия, дублирование обязанностей и «белые пятна» в работе бухгалтерии;
- формализовать и упорядочить отношения бухгалтерской службы с другими подразделениями предприятия;
- снизить трудоемкость учетной работы.
Калейдоскоп стандартов
Наиболее важным и общим является положение «О системе бухгалтерского учета». Этот документ формализует, прежде всего, методологическую работу бухгалтерии. Он устанавливает:
- краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения бухгалтерского учета;
- описание главных принципов классификации и группировки объектов учета;
- глоссарий (словарь) с перечнем терминов и их определений, используемых в руководствах по ведению бухучета и в должностных инструкциях; глоссарий может быть как отдельным документом, так и приложением к данному Положению.
Руководства по ведению учета
Ведение учета. Руководства по бухгалтерскому учету и отчетности целесообразно разрабатывать по отдельным элементам учета и отчетности – активам, обязательствам, капиталу, доходам и расходам в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета.
Руководства имеют стандартную структуру и могут состоять из:
- общих положений;
- ссылок на нормативные акты;
- правил и условий признания объектов в учете;
- оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.).
- отдельных видов основных средств (например, «Учет зданий и сооружений», «Учет технологического оборудования» и т.д.);
- в отдельных операционных сегментах (например, «Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность», «Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность» и т.д.);
- по географическим сегментам (например, «Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе», «Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе» и т.д.).
К группе руководств, посвященных ведению бухучета, относится и учетная политика предприятия. Она является своего рода «мостиком» между бухгалтерским законодательством и внутренней нормативной базой предприятия.
В приказе об учетной политике отражают:
- выбор одного способа учета из нескольких, допускаемых законодательством;
- разработанные и обоснованные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, которые отсутствует в нормативной базе;
- специфику формирования своих активов (основных средств, производственных запасов и т.п.);
- выбор определенного способа учета, если есть противоречия в нормативной базе.
- цели, задачи и функции бухгалтерской службы;
- организационную структуру бухгалтерии;
- порядок взаимодействия отдельных участков службы;
- порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании;
- правила документирования хозяйственных операций;
- организацию документооборота, порядок хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
В классификаторах объекты учета можно сгруппировать и определить способы их кодирования для однозначной идентификации. Например, можно разработать классификаторы и справочники основных средств, нематериальных активов, мест возникновения затрат, элементов и статей затрат и т.д.
Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия, также относится к классификаторам. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки.
К этой же группе относится г рафик документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов организации (создание или получение от других предприятий, принятие учету, обработка, передача в архив).
Должностные инструкции
- рабочие инструкции, содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, «Инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств», «Инструкция по расчету амортизационных отчислений» и т.д.);
- должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы.
Выбор за вами
Положение «О системе ведения бухучета» формализует методологическую работу бухгалтерии, позволит добиться логической стройности всей системы.
Руководства по ведению учета позволят полнее соблюдать требования законодательства и нормативных актов по бухучету, сделают технологию учета более рациональной, уменьшат трудоемкость учетных работ. При разработке любого Руководства предприятие будет вынуждено подойти к решению вопросов учета конкретного объекта комплексно: определить порядок сбора и обработки первичной информации, ее систематизации в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, отражения на счетах бухгалтерского учета, раскрытия в финансовой отчетности. Эта цепочка неизбежно затронет все структурные подразделения компании и, таким образом, будет достигнуто единообразие порядка учета всего предприятия.
Руководства по организации учета упорядочат работу бухгалтерии с другими подразделениями предприятия, повысят ответственность исполнителей за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию. Инструкции повысят ответственность учетных работников и позволят исключить дублирование обязанностей.
В целом же система ведения бухгалтерского учета позволит предприятию организовать «прозрачный учет», исключить ряд рисков, связанных с недостаточной квалификацией некоторых учетных работников, повысить внутренний контроль.
Вопросами стандартизации бухгалтерского учета в организации может заниматься структурное подразделение, специально созданное для этих целей. Оно будет разрабатывать стандарты и поддерживать их в актуальном состоянии. Но создание и содержание постоянного штата высококвалифицированных специалистов-методологов по карману не каждой организации. Сегодня услуги по постановке, организации бухгалтерского учета, его стандартизации оказывают многие аудиторские и консалтинговые компании. Специалисты этих компаний помогут решить вопросы по организации системы ведения бухгалтерского учета организации в целом или какой-либо его составной части.
Источник