Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов: «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 года № 1762-р одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
6) установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
7) унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
8) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
10) доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
1) документы национальной системы стандартизации;
2) общероссийские классификаторы;
3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
4) своды правил;
5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
1) осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
2) реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
3) разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
4) организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
5) организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
6) организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
7) организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
8) утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
9) устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
10) определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
11) организует разработку документов национальной системы стандартизации;
12) утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
13) вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
14) регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
15) организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
16) организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
17) организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
18) утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
19) организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
20) заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
21) представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
22) определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
23) определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
24) организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
25) принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
26) формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
27) осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
28) дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
29) организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
30) обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
31) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.
Экспертиза проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений осуществляется ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» и техническим комитетом по общероссийским классификаторам.
Поручения по предоставлению предложений в ПРНС за счет средств разработчика. Руководителям организаций, уже принимающих или планирующих принять участие в Программе разработки национальных стандартов (ПРНС), даны поручения заместителя Руководителя Росстандарта А.В. Зажигалкина, в соответствии с которыми по причине частых случаев срыва сроков исполнения этапов разработки стандартов предлагается направлять свои предложения по разработке стандартов за счет средств разработчика в ПРНС, сопровождая их гарантийным письмом. С поручениями можно ознакомиться здесь
Разъяснения о процедуре регистрации и авторизации на сайте Росстандарта для ознакомления с документами по стандартизации
В связи с многочисленными обращениями по вопросу применения национальных и межгосударственных стандартов до наступления установленной приказом Росстандарта даты введения (досрочно) Росстандарт сообщает, что Федеральным законом от 24 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» досрочное введение документов по стандартизации не предусмотрено.
Источник
Стандартизация это инструмент государственного
Понятие стандартизация в метрологии включает в себя обширную область деятельности, в которую входят практически все аспекты жизнедеятельности современных предприятий. Стандартизация и метрология неразрывно связаны между собой. Стандартизация в метрологии — один из самых необходимых и эффективных инструментов в организации метрологического обеспечения производства.
Во всех развитых странах используют стандартизацию и метрологию для улучшения роста и могущества страны. С их помощью решают вопросы повышения эффективности производства, увеличивают качество предметов производства. Стандартизация и метрология значительно влияют на качество жизни граждан страны. Правильно поставленная стандартизация в метрологии и метрологических службах способствует развитию предприятий во всех сферах деятельности.
В Российской Федерации внедрена государственная система стандартизации (ГСС), которая сводит воедино все требования и помогает упорядочить работы по стандартизации и метрологии на всех отечественных предприятиях. На основе комплекса ГСС ведется работа по стандартизации и метрологии на всех жизненных циклах продукции. На основе этого комплекса осуществляется метрологическое обеспечение и управление качеством продукции.
ГСС содержит не просто стандарты, все эти нормативные документы неразрывно связаны между собой. В них изложены основные определения, задачи качества, методы и пути решения задач стандартизации в метрологии и метрологического обеспечения. Изложены пути и методы использования и развития НТД по стандартизации и метрологии. Определена последовательность издания и применения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации и метрологии. Определен порядок их корректировки и контроль за использованием и добровольным выполнением стандартов. При этом решен вопрос общих правил оформления стандартов, что должно содержаться в них и др.
Стандартизация в метрологии – определение и использование правил для организации метрологического обеспечения деятельности всех сторон, участвующих в производственном процессе. Стандартизация в метрологии при производстве продукции должна решить следующие задачи: определить полный комплекс мер обеспечивающих качество продукта на всех стадиях его производства, обеспечить полное соответствие конечного продукта требованиям заказчика, обеспечить высокую производительность труда персонала и оборудования, оптимизировать расход исходных материалов, затраты энергии на производство, обеспечить безопасность труда при производстве продукции и дальнейшей эксплуатации изделий, а также оптимизировать время, затраченное на производство продукции.
Объектами стандартизации в метрологии являются всё, что можно отнести к изделию. Это — нормативные документы, содержащие все правила и нормы допусков при производстве продукции. Это — нормативные документы, содержащие требования к качеству продукции и методы достижения этого качества. Но основная идея стандартизации в метрологии — это то, что разрабатываемые стандарты могут многократно использоваться в других областях деятельности человека и различных отраслях государственного хозяйства.
Имеются различные сферы действия комплекса стандартов в метрологии.
В зависимости от формы руководства существует:
- Государственная стандартизация;
- Национальная стандартизация;
- Международная стандартизация.
Государственная стандартизация – стандартизация в метрологии, которую проводят государственные органы власти. Они же разрабатывают и перспективные планы стандартизации.
Национальная стандартизация – это форма стандартизации в метрологии, которая также проводится в государственном масштабе, но государственные органы власти не оказывают прямого руководства.
Международная стандартизация – осуществляется международными организациями, специально созданными для этих целей. Как правило, такие организации создаются несколькими государствами для решения вопросов торговли, совместных научных разработок, обеспечения совместной обороны и других вопросов взаимодействия.
Основные нормативно-технические документы, используемые при стандартизации в метрологии, это — сам стандарт и технические условия.
Стандарт – нормативно-технический документ, в котором содержатся основные требования, разработаны и определены правила и нормы к объекту стандартизации. Стандарт обязательно должен быть утвержден уполномоченным на это органом.
Технические условия (ТУ) – нормативно-технический документ, в котором изложены требования к конкретным видам продукции. При производстве продукции ТУ является основным документом в комплексе документации на конкретное изделие.
Целями и направлениями стандартизации в метрологии являются:
- Определение основных требований к качеству произведенного продукта, для этого стандартизуют исходное сырье и комплектующие;
- Разработка критериев качества продукта или системы качества; с определением средств метрологического контроля и испытаний;
- Повышение унификации продукции;
- Обеспечение единства измерений, создание эталонов.
14 июня патриотическая столица России отметила День города. Все праздничные мероприятия в День города прошли под девизом «Севастополь, я люблю тебя». Город-герой Севастополь отметил 238 годовщину основания.
Слова поздравления Губернатора Севастополя звучали так «Нет такого человека, кто бы приехал в Севастополь и остался равнодушным. Севастополец – звучит гордо! Это про всех нас. Тех, кто живёт вместе с городом, кто любит его всем сердцем, кто хранит героическую историю, кто сделает всё для того, чтобы наш Севастополь процветал. Мы сегодня живём под мирным небом, в любимой стране, говорим на родном языке. У нас есть необходимое для того, чтобы быть счастливыми и созидать».
В числе праздничных мероприятий, приуроченных к этой дате, прошло торжественное награждение победителей в городском конкурсе «Лучший коллективный договор» за 2020 год.
Конкурс проводится в Севастополе с 2007 года. Основными целями его проведения были и есть повышение уровня колдоговорной работы, усиление конструктивного взаимодействия профсоюзных организаций и работодателей по обеспечению трудовых и социально-экономических интересов работников, повышение эффективности коллективных договоров и распространение передового опыта колдоговорной работы.
По итогам конкурса ФБУ «Севастопольский ЦСМ» занял почетное первое место и был награжден дипломом «Лучший коллективный договор» за 2020 год, что подтверждает высокий уровень коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в Центре.
«Мы совместно с профсоюзом нашего Центра постоянно совершенствуем данное направление, в планах дальнейшее обновление коллективного договора, который должен предусматривать дополнительные меры поддержки сотрудников, членов их семей», — отметила и.о. директора ФБУ «Севастопольский ЦСМ» Наталья Кривенко.
В феврале 2021 года Севастопольский ЦСМ приобрел дозиметр ДРК-1Э, а в мае текущего года Приказом Федеральной службы аккредитации утверждено дополнение к области аккредитации.
Данный дозиметр предназначен для использования в качестве эталона при проведении поверки и калибровки дозиметров рентгеновского излучения клинических с проходными ионизационными камерами типов ДРК-1, ДРК-1П, ДРК модификаций ДРК-1, ДРК-1М, ДРК-1М Абрис и аналогичных средств измерений произведения кермы (поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения и произведения мощности кермы (мощности поглощенной дозы) в воздухе на площадь сечения пучка рентгеновского излучения.
Дозиметры ДРК, встроенные в рентгенаппараты, используются для определения дозы рентгеновского излучения, получаемой пациентом при рентгенодиагностике и рентгенотерапии. Применяются в медицинских учреждениях на рентгеновских аппаратах различного назначения. Использование дозиметра ДРК-1Э позволяет проводить поверку указанных дозиметров на месте эксплуатации без демонтажа.
Расширение по данным средствам измерения стало долгожданным событием для заказчиков, которым не нужно отправлять свои средства измерения для поверки в другие регионы.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по аккредитации от 21.05.2021 г. №ПК1-153 ФБУ «Севастопольский ЦСМ» подтвердил компетентность в области обеспечения единства измерения для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, калибровке средств измерений, аттестации методик (методов) измерений и метрологической экспертизе документов.
Кроме того, принято решение о расширении области аккредитации для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений, включающее 18 групп средств измерений.
В приемную ФБУ «Севастопольский ЦСМ» участились обращения от жителей города после нахождения ими в своих почтовых ящиках сомнительных «уведомлений» о необходимости проведения процедуры поверки принадлежащих им счетчиков воды, при том, что саму поверку они проводили либо недавно, либо ее срок еще не истек.
Мы неоднократно информировали наших граждан о том, что ФБУ «Севастопольский ЦСМ» не имеет никакого отношения к подобного рода «Предупреждениям» и «Уведомлениям». Если вы обратитесь в разославшую вам это письмо организацию, то Вам под любым предлогом предложат отказаться от навязанной ими же поверки. Вместо этого представители данной организации будут настаивать на приобретении у них нового счетчика воды по многократно завышенной цене. При этом в процессе замены будет неизбежно нарушена пломба ресурсопоставляющей организации, что повлечет за собой массу проблем с перерасчетом услуг за поставленную воду.
Саму же поверку счетчиков воды нет необходимости проводить чаще установленных для них межповерочных интервалов. Так, например, для счетчиков холодной воды российского производства этот интервал составляет один раз в шесть лет. Да и процедура поверки может быть проведена лишь в аккредитованной национальной системе аккредитации организации. ФБУ «Севастопольский ЦСМ» является такой организацией и оснащен новым современным оборудованием, позволяющим нашим специалистам в кратчайшие сроки проводить поверку всех видов бытовых счетчиков воды, а также поверку промышленных счетчиков, установленных на предприятиях города Севастополь.
Подробнее в сюжете новостного портала «Вести Севастополь»:
(По материалам статьи с новостного портала «Вести Севастополь»: vesti92.ru).
+7 (8692) 55-90-01
299008 г. Севастополь, улица 6-я Бастионная, 32
Задать вопрос
Источник
Стандартизация и сертификация
Это два вида деятельности, в результате выполнения которых повышается безопасность и качество продукции, товаров и услуг, одежды, продуктов питания, электроники, транспорта, медицинских препаратов и оборудования, экологии, жизнедеятельности, передачи информации и т.д.
Давайте разберемся, чем отличаются стандартизация от сертификации и что у них есть общего.
Стандартизация – деятельность по созданию и изданию норм и правил, иными словами, стандартизацией называется разработка, проверка, утверждение и публикация нормативных документов, таких, как ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ, Технические регламенты и пр.
Существуют органы стандартизации (например Госстандарт России, Госстрой России, Министерство образования РФ и др), которые на законном основании имеют право разрабатывать и утверждать правила и нормативные документы, после чего последним придается статус стандартов.
Сертификация, в свою очередь направлена на подтверждение соответствия продукции, услуг, систем менеджмента установленным стандартам (документам – утвержденным и изданным в рамках стандартизации), а это уже направлено на обеспечение защиты потребителя от некачественных услуг или продукции.
Обязательная и добровольная сертификация.
Обязательная сертификация — это система оценки соответствия продукции в рамках законодательства о техническом регулировании, в первую очередь подтверждение её безопасности.
Добровольная сертификация – это система подтверждения функциональных характеристик качества, безопасности или выполнения нормативных требований при выпуске в обращение продукции, осуществляемое независимой экспертной организацией, касательно тех показателей, которые указывает заявитель. Добровольная сертификация выполняется в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг».
Иными словами, если ваш товар состоит в перечне обязательно сертифицируемых, то вы обязаны его сертифицировать. Но, если на товар не распространяются требования обязательной сертификации, то его можно не сертифицировать вообще, или сертифицировать в добровольном порядке подобрав соответствующий стандарт, правило или технический регламент. Добровольная сертификация может способствовать повышению лояльности потребителя, а также являться конкурентным преимуществом перед аналогичными товарами. Также, некоторые компании, заботящиеся о качестве, могут потребовать выполнить сертификацию в добровольном порядке.
В системе сертификации несколько участников – органы по сертификации, испытательные лаборатории, поставщики продукции (производители, продавцы).
В итоге получается, что стандартизация устанавливает нормы и правила для товаров и услуг, а сертификация подтверждает соответствие выпускаемых в обращение товаров и услуг соответствующим нормам и правилам.
- Вы здесь:
- Главная />
- О сертификации />
- Стандартизация и сертификация
Источник
Регулирование стандартизации — Стандартизация
Во всех республиках, краях и областях России государственные стандарты применяются только в добровольном порядке.
Определение 1 Стандартизация — это деятельность по созданию, публикации и использованию стандартов, по принятию норм, правил и характеристик с целью обеспечения безопасности изделий, сервиса и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и собственности населения. А также, для технической и информационной совместности, взаимозаменяемости, согласно, уровня формирования науки, техники и технологий, единства измерений. Стандартизация выполняет функции по экономии практически всех типов материалов и сырья, безопасности народнохозяйственных объектов, учитывая риски происхождения естественных, техногенных разрушений и иных экстремальных случаев, обороноспособности и мобилизационной готовности государства.
До тех пор, пока не вступают в силу новые правила стандартизации, предыдущие стандарты, учреждённые для обеспечения безопасности действуют безоговорочно. Также, аналогично выполняются строительные нормы и проекты (СНиП) и санитарные правила и нормативы (СанПиН). Управлению и регламентированию со стороны государственных организаций подлежит свод правил.
Замечание 1 К нормативным документам по стандартизации относятся своды правил, отечественные классификаторы и стандарты. Система стандартизации подразделяется на международную, национальную и отраслевую.
Особым образом выделяются общенациональные стандартизированные шаблоны. К документации по стандартизации не включаются технические условия, которые используются в пределах одного предприятия.
Техническое регулирование стандартизации
Определение 2 Техническое регулирование является системой взаимоотношений непосредственно государства, товаропроизводителя и заказчика. Данная система контролирует возможную область вмешательства юридических организаций в хозяйственно-производственное функционирование компаний.
Международное интегрирование и конкурентная среда создают условия стирания технических границ в глобальном бизнесе. Требуются условия организации плодотворного климата полнофункциональных конкурентных отношений благодаря продвижению единых норм, правил, требований во всемирной торговле. Эффективное выполнение поставленных целей допустимо с использованием общенационального управления в сфере метрологии и стандартизации, вместе с этим потребуется заверения со стороны российских нормативных актов о гармонизации и упорядоченности по отношению к юридическим международным документам.
Основной трудностью является несоответствие национальных документов европейским нормам и правилам. Аналогичные проблемы регулируются в пределах сотрудничества Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) и Международной организацией по стандартизации (ISO).
Согласно актам Федерального Закона от 22.11.2003г., под техническим регулированием понимается в первую очередь юридическое формирование отношений в области определения и использования норм и правил в обязательном порядке к изделиям или к процессам, которые к ним относятся. Это могут быть разнообразные процессы, включая, строительство, производство, наладку, монтаж, эксплуатацию, перевозку, хранение, реализацию и утилизацию.
Обобщая, возможно утверждение, что администрирование бизнес-процессов предусматривает создание юридической документации на двух уровнях системы, реализующие необходимые правила, которые применяются на добровольной основе.
К главному уровню относятся:
- Организация требований с целью поддержания безопасности здоровья и жизни населения.
- Гарантирование сохранности собственности, как физическим лицам, так и предприятиям.
- Совершенствование структуры местного самоуправления и охраны окружающей среды.
- Предотвращение событий, вводящих в обман заказчиков.
- Формирование и регулирование единства измерений.
Законодательным актом определены следующие принципы стандартизации:
- Применение стандартов в добровольном порядке.
- Соблюдение интересов всех заинтересованных лиц при формировании стандартов.
- Продвижение международных стандартов при создании отечественных стандартов, помимо определённых моментов.
- Неприемлемость образования проблем при изготовлении и использовании произведённых изделий, проведению организационной деятельности и сервиса гораздо больше, чем требуется для формирования целей, которые указаны в законе.
- Недопустимость осуществления стандартов, которые противоречат техническим нормам.
- Обеспечение условий для унифицированного применения стандартов.
Технический регламент и стандартизация
Определение 3 Технический регламент – это юридический документ, утверждённый международным контрактом Российской Федерации и устанавливающий необходимые для выполнения и использования нормы и правила к объектам отечественного управления.
Основной задачей продвижения технических регламентов является определение минимальных и требуемых правил, которые обеспечат стопроцентную операционную надёжность продукции и процессов. Технические нормы создаются и внедряются национальными организациями и воспринимаются, как приказы президента Российской Федерации, государственные документы или распоряжения правительства России. Данные нормы возможно разделить на общие и специфические регламенты.
Первая группа норм излагает общие понятия создания безопасных изделий. Эти нормативы вводят в массовые категории изделий и в процедуры, связанные с отдельными положениями надёжности.
Специфические нормы разделяют на конкретные группы однородной продукции и сервиса, в которых просматриваются особые виды опасностей нанесения ущерба.
В этом примере говорится о продукции и процедурах в индустрии с большим охватом деятельности, таких как транспорт и строительство. Технические регламенты также организовывают условия к соответствующему производству при сварочных работах. Область применения данной документации распространяется на надёжность строительных устройств и механизмов, а также на разную техническую аппаратуру.
Специфические требования по стандартизации качества обязаны дополнять перечни стандартов, содержащие необходимые нормы по обеспечению надёжности изделий.
В отличие от отмеченных нормативов обыкновенные стандарты устанавливают всего лишь наблюдение за изготовлением изделий. Они не учитывают нормы по качественному производству продукции и не соотносятся к специфическим регламентам.
Государственный стандарт
Структуре стандартизации необходимо упорно влиять на работу и развитие народного хозяйства в данный поворотный момент, наблюдаемый в экономике. Кроме этого, согласованно приспосабливаться и обеспечивать исключительно конкурентные требования для производимых изделий.
В свете изменений содержания понятия «стандартизация», само название «государственный стандарт» соответственно с актуальным законом не используется, а заменяет его формулировка «национальный стандарт».
Замечание 2 Национальные нормы и правила, равно как стандарты организаций, используются на непринудительной основе.
Толкование выражения «оценка соответствия» также представляется значимой, поскольку ею определяется явное или неявное выдерживание всех стандартов, которые предполагаются к выполнению относительно конкретного предмета стандартизации. Согласно содержанию новейшего законодательного акта надлежит, что этот критерий осуществляется в разных видах, включая национальную аккредитацию, контроль, испытания, подтверждения соответствия, регистрацию, приёмка и прочие, и данный перечень вовсе не окончательный.
Если выразиться по-иному, то свидетельство сертификации является одной из методик оценки соответствия качества изделий. В законодательном акте «О техническом регулировании» наблюдается модернизированный вид федерального урегулирования экономики Российской Федерации целиком. Основном принципом данного регулирования является законотворческая степень существующего лимита, который присутствует относительно индустриальной деятельности.
По этой причине, провозглашение в юридическом праве положений технического регулирования создаёт потребность их продвижения в указанной сфере, исходя из регулирующих документов и практики предпринимательства.
Источник
Стандартизация это инструмент государственного
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
Standardization in the Russian Federation.
Basic provisions
____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 1.0-2004 с ГОСТ Р 1.0-2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Дата введения 2005-07-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.
Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.
Примечание — В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. и ГОСТ Р 1.12.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.5-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.8-2011, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Цели стандартизации
3.1 Стандартизация осуществляется в целях:
3.1.1 Повышения уровня безопасности:
— жизни и здоровья граждан;
— имущества физических и юридических лиц;
— государственного и муниципального имущества;
— в области экологии;
— жизни и здоровья животных и растений;
— объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
— конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— рационального использования ресурсов;
— совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
— сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
— сравнительного анализа характеристик продукции;
— государственных заказов, внедрения инноваций;
— подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
— решений арбитражных споров;
— систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
— систем каталогизации продукции;
— систем обеспечения качества продукции;
— систем поиска и передачи данных;
— доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
3.1.4 Содействия проведению работ по унификации.
4 Принципы стандартизации
4.1 Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:
— добровольности применения стандартов;
— достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;
— использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;
— комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;
— недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;
— установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;
— установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;
— четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;
— исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;
— недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
— доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.
4.2 Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
— защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
— охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.
4.3 Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.
4.4 Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения.
4.5 Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.
4.6 Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:
— публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;
— публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;
— единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.
Источник