Каковы требования системы стандартов безопасности труда
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) представляет собой структуру, включающую в себя основные меры по организации безопасных условий работы. Считается частью Государственной системы стандартов. Сформирована на основе существующих правил и инструкций, касающихся техники безопасности и производственной санитарии.
Вопрос: С какой периодичностью должны проходить повторный инструктаж на рабочем месте по безопасности труда работники, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах нефтегазодобывающих производств, на которые распространяется действие Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101?
Посмотреть ответ
Что собой представляет система стандартов безопасности труда
ССБТ – это комплекс связанных между собой стандартов, включающих нормы и правила, направленные на достижение этих целей:
- Обеспечение безопасности штата сотрудников.
- Сохранение здоровья и работоспособности трудящихся.
Вопрос: Можно ли назначить финансового менеджера ответственным за охрану труда и пожарную безопасность, если численность работников организации менее 50 человек?
Посмотреть ответ
Сама система стандартов служит следующим целям:
- Обеспечению единообразия в регулировании безопасности труда, предотвращение разногласий и путаницы.
- Обнаружению и устранению проблемных участков.
- Снижению действия на сотрудников вредной среды.
Система подразделяется на категории: государственные, отраслевые, республиканские. Также существует еще одна категория: стандарты, разработанные для предприятий.
Требования к безопасности являются стандартизированными. На их основании формируется документация, касающаяся безопасности. Стандарты нужны для установления однообразности правил и норм. Последние не должны быть различными у каждой организации, иначе возможна путаница.
Общие положения
Базовые положения о системе изначально содержались в ГОСТ 12.0.001-82. Однако действовал этот нормативный акт до 1 июня 2014 года. Сейчас актуальным является ГОСТ 12.0.001-2013. Существуют правила, устанавливаемые государственными органами, и существуют стандарты. Между ними обязательно должна быть связь. Не допускается противоречий.
Система включает в себя такие стандарты:
- Государственные (ГОСТ).
- Для компаний (СТО).
- Для предприятий (СТП).
- Отраслевые (ОСТ).
Все эти стандарты отличаются своими особенностями. Рассмотрим их.
Государственные стандарты
Рассмотрим основные особенности ГОСТ:
- Стандарты устанавливаются Госстандартом РФ.
- Являются обязательными для использования всеми госорганами и хозяйствующими субъектами.
- Формируются в отношении норм безопасности, которые отличаются межотраслевым значением.
Структура системы закрепляет раздел 2 ГОСТ 12.0.001-2013. ГОСТ в рамках системы имеет специальные обозначения:
- Индекс «ГОСТ».
- 12 – шифр системы.
- 0-4 – группы стандартов по объекту стандартизации (государственные учреждения, организации и прочее).
- Три цифры – порядковый номер стандарта, включенного в какую-либо группу.
- Две или четыре цифры – год принятия стандарта.
К примеру, ГОСТ 12.3.002-2014. В это обозначение входят следующие элементы:
- ГОСТ – индекс.
- 12 – шифр системы.
- 3 – группа стандарта.
- 002 – порядковый номер стандарта.
- 2014 – год, в котором принят стандарт.
Есть также наименование стандарта. Оно включает в себя эти элементы:
- Номер.
- Категория (к примеру, национальный или государственный стандарт).
- Общий заголовок.
- Наименование стандарта.
Рассмотрим основные пять групп стандартов:
- 0 – организационно-методическая информация (основы и терминология, классификация).
- 1 – требования по разновидностям негативных производственных факторов (лимиты различных значений, способы отслеживания параметров, способы защиты).
- 2 – требования к оборудованию (общие нормы, требования к конкретным видам оборудования, методы контроля над выполнением требования).
- 3 – требования к производственным процессам.
- 4 – требования, предъявляемые к защитным средствам.
Рассматриваемые стандарты используются государственными субъектами.
Отраслевые стандарты
Рассмотрим основные особенности отраслевых стандартов:
- Устанавливаются ведомством в сопутствующей области хозяйственной деятельности.
- Утверждаются нормы безопасности для конкретной отрасли.
- Обязательны для использования всеми субъектами отрасли и компаниями, применяющими продукцию рассматриваемой отрасли.
Обозначение отраслевых стандартов включает в себя эти элементы:
- Индекс «ОСТ».
- Цифровой код, обозначающий ведомство, занимающееся утверждением.
- Регистрационный номер.
- Год, в котором принят стандарт.
К примеру, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок ознакомления с правилами безопасности труда», утвержденный Приказом Роскартографии №136-пр от 6 сентября 2002 года.
Стандарты предприятий и компаний
Стандарты предприятий и организаций отличаются этими особенностями:
- Устанавливаются специалистами по охране труда, работающими в конкретной организации или на предприятии.
- Утверждаются нормы безопасности с учетом особенностей деятельности конкретного предприятия: нюансы организации труда, изготавливаемая продукция, условия труда.
- Разработанные стандарты являются обязательными для всего штата предприятия или компании.
Это локальные стандарты, которые не распространяются на всю отрасль, на другие производства.
Особенности разработки стандартов предприятий
Стандарты предприятия служат для уточнения и конкретизации норм по охране труда. При этом учитываются условия на конкретном предприятии. Создаваемые локальные стандарты не должны дублировать уже существующие нормы, так как в этом нет смысла. Следует уточнять только то, что не уточнено в существующих нормативных актах.
Объектами стандартизации в масштабах предприятия могут считаться эти направления:
- Организация деятельности по созданию безопасности труда.
- План работ по БТ.
- Обучение и инструктаж специалистов, ответственных за БТ.
- Контроль над БТ, порядок контроля над объектами с увеличенной опасностью.
- Организация пожарной безопасности.
- Нормы эксплуатации защитных средств, ухода за ними.
Локальные стандарты для предприятий не могут устанавливаться для этих направлений:
- Виды опасных и вредных факторов производства.
- Нормы безопасности относительно оборудования.
- Нормы безопасности относительно технологических процессов.
Все перечисленные направления стандартизуются государственными и отраслевыми стандартами.
При формировании собственных стандартов за основу можно взять уже существующие нормативы (государственные, отраслевые). Однако изменение не может производиться в сторону снижения безопасности труда. Она может только ужесточаться. Разработка выполняется в соответствии с этими этапами:
- Установление соответствия норм типового стандарта условиям на конкретном производстве. В частности, можно уточнить сроки исполнения ряда мероприятий, ответственных исполнителей.
- Проект стандартов демонстрируется на техническом совещании, на котором принимается решение по одобрению акта.
- Проект системы стандартов согласуют с профсоюзом, а затем утверждается руководителем субъекта.
Новые стандарты считаются внедренными в том случае, когда они используются в соответствии с областью распространения. Все принятые требования должны выполняться. Если они не выполняются, стандарт не считается внедренным.
Соблюдение принятых стандартов должно контролироваться. Надзорные мероприятия – это ответственность территориальных органов Госстандарта и технической инспекции профсоюзов. Контроль может осуществляться и другими государственными и негосударственными органами.
К СВЕДЕНИЮ! Система стандартов начала действовать с 1972 года. Она постоянно ужесточается, так как изменяются представления об уровне безопасности труда.
Источник
Стандартизация охраны среды
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2011 г. N 3004 «О создании технического комитета по стандартизации «Охрана окружающей природной среды»
В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", совершенствования и развития работ по стандартизации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также в связи с изменением состава и структуры технического комитета по стандартизации (ТК) "Охрана окружающей природной среды" и по согласованию с заинтересованными организациями приказываю:
1. Создать ТК "Охрана окружающей природной среды" и поручить ведение секретариата Открытому акционерному обществу "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ОАО "НИИ Атмосфера").
2. Закрепить за ТК "Охрана окружающей природной среды" объекты стандартизации в соответствии с кодами:
ОКВЭД 41, 74.20.53, 74.20.56, 90;
ОКС 01.040.13, 13.020, 13.040 (кроме 13.040.30), 13.060 (кроме 13.060.20).
председателем ТК "Охрана окружающей природной среды" заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Евдокимова Александра Сергеевича;
заместителем председателя ТК "Охрана окружающей природной среды" генерального директора ОАО "НИИ Атмосфера" Недре Андрея Юрьевича;
ответственным секретарем ТК "Охрана окружающей природной среды" директора Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный центр геоэкологических систем" (ФГУП ФЦГС "Экология") Климанова Сергея Александровича.
структуру ТК "Охрана окружающей природной среды" согласно приложению N 1;
перечень организаций-членов ТК "Охрана окружающей природной среды" согласно приложению N 2.
4. Председателю ТК "Охрана окружающей природной среды" А.С. Евдокимову в двухмесячный срок в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:
представить проект Положения о ТК "Охрана окружающей природной среды";
утвердить и представить бизнес-план ТК "Охрана окружающей природной среды".
5. Председателю ТК "Охрана окружающей природной среды" А.С. Евдокимову обеспечить ежегодное представление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:
в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, — информации о деятельности ТК;
в первом квартале каждого года — предложений к проекту Программы разработки национальных стандартов Российской Федерации.
6. Поручить Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") организацию работ по проведению экспертизы нормативных документов, разрабатываемых ТК "Охрана окружающей природной среды".
7. Возложить на ТК "Охрана окружающей природной среды" функции постоянно действующего национального рабочего органа МТК 508.
8. Начальнику Управления технического регулирования и стандартизации В.Н. Клюшникову обеспечить контроль и координацию работ по национальной и международной (региональной) стандартизации, проводимых ТК "Охрана окружающей природной среды".
9. Признать утратившим силу приказ Госстандарта России от 11 декабря 1998 года N 47/772 "О создании технического комитета по стандартизации "Охрана окружающей природной среды".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В. Зажигалкина.
Руководитель Федерального агентства | Г.И. Элькин |
Приложение N 1
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 24 июня 2011 г. N 3004
Структура
технического комитета по стандартизации "Охрана окружающей природной среды"
Наименование ТК (ПК) | Организация, на базе которой создается ТК (ПК) (адрес, телефон, e-mail) | Соответствующие международные организации по стандартизации | Специализация ТК (ПК) по объектам стандартизации, код ОКВЭД (ОКС), область деятельности |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
ТК "Охрана окружающей природной среды" | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ОАО "НИИ Атмосфера") 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Карбышева, д. 7 тел./факс: +7(812)297-86-62 | ИСО/ТК 207 "Менеджмент окружающей среды" | ОКВЭД 41 — сбор, очистка и распределение воды, 74.20.53 — деятельность по мониторингу загрязнения окружающей среды для физических и юридических лиц, 74.20.56 — гидрометеорологическое обеспечение деятельности физических и юридических лиц, 90 — сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; ОКС 01.040.13 — охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность (Словари), 13.020 — охрана окружающей среды, 13.040 — качество воздуха (кроме 13.040.30 — атмосфера рабочей зоны), 13.060 — качество воды (кроме 13.060.20 — питьевая вода) |
ПК-1 "Охрана водных объектов и рациональное водопользование" | Учреждение Российской академии наук Институт водных проблем РАН (ИВП РАН) 119333, г. Москва, ул. Губкина, д. 3 тел.: +7 (499) 135-54-56 | ИСО/ТК 207 "Менеджмент окружающей среды" | ОКВЭД 41 — сбор, очистка и распределение воды, 74.20.56 — гидрометеорологическое обеспечение деятельности физических и юридических лиц, 90 — сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность; ОКС 13.060 — качество воды (кроме 13.060.20 — питьевая вода) |
ПК-2 "Охрана атмосферного воздуха" | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ОАО "НИИ Атмосфера") 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Карбышева, д. 7 тел./факс: +7 (812) 297-86-62 | ИСО/ТК 207 "Менеджмент окружающей среды" | ОКС 13.040 — качество воздуха (кроме 13.040.30 — атмосфера рабочей зоны) |
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации | В.Н. Клюшников |
Приложение N 2
к приказу Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 24 июня 2011 г. N 3004
Перечень
организаций-членов технического комитета по стандартизации "Охрана окружающей природной среды"
N п/п | Наименование предприятия (организации) | Адрес предприятия (организации) |
---|---|---|
1 | Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) | 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6 |
2 | Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) | 123995, г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6 |
3 | Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет) | 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Нововаганьковский пер., д. 12 |
4 | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (ОАО "НИИ Атмосфера") | 194021, г. Санкт-Петербург, ул. Карбышева, д. 7 |
5 | Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный центр геоэкологических систем" (ФГУП ФЦГС "Экология") | 117292, г. Москва, ул. Кедрова, д. 8, корп. 1 |
6 | Открытое акционерное общество "Всероссийский теплотехнический институт" (ОАО ВТИ) | 190280, г. Москва, ул. Автозаводская, д. 14/23 |
7 | Открытое акционерное общество "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (ОАО НИИАТ) | 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24 |
8 | Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий — Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "ГАЗПРОМ ВНИИГАЗ") | 142717, Московская область, Ленинский район, пос. Развилка |
9 | Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ" (ФГУП "ВНИЦСМВ") | 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 31, корп. 2 |
10 | Учреждение Российской академии наук Институт водных проблем РАН (ИВП РАН) | 119333, г. Москва, ул. Губкина, д. 3 |
11 | Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ФГУП "ВНИИНМАШ") | 123007, Москва, ул. Шеногина, д. 4 |
Начальник Управления технического регулирования и стандартизации | В.Н. Клюшников |
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2011 г. N 3004 "О создании технического комитета по стандартизации "Охрана окружающей природной среды"
Текст приказа официально опубликован не был
Обзор документа
Решено создать техкомитет по стандартизации "Охрана окружающей природной среды". Утверждены его структура и перечень организаций-членов.
Комитет отвечает за объекты стандартизации в соответствии с кодами ОКВЭД 41, 74.20.53, 74.20.56, 90 и кодами ОКС 01.040.13, 13.020, 13.040 (кроме 13.040.30), 13.060 (кроме 13.060.20) и осуществляет функции постоянно действующего национального рабочего органа МТК 508.
Источник
ССБТ. Система стандартов безопасности труда
Система стандартов безопасности труда – это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила организационно-технического, метрологического, санитарно-гигиенического характера, направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Целью ССБТ является установление комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на проведение согласованной политики государств – участников Соглашения в области стандартизации безопасных условий труда.
ССБТ не исключает действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, в том числе и правил, утвержденных органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, нормы и правила, утвержденные органами исполнительной власти, и стандарты ССБТ должны быть взаимно увязаны.
Обозначение межгосударственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры – порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения (переиздания) стандарта.
Примеры: ГОСТ 12.0.001–82, ГОСТ 12.1.025, ГОСТ 12.2.046, ГОСТ 12.3.036, ГОСТ 12.4.031 и др.
В ССБТ входят следующие классификационные группировки:
0 – организационно-методические стандарты;
1 – стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
2 – стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;
3 – стандарты требований безопасности к производственным процессам;
4 – стандарты требований к средствам защиты работающих.
Стандарты группы «0» устанавливают:
организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структуру системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.);
требования (правила) к организации работ, направленных на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестацию персонала, методы оценки состояния безопасности труда, управление системой охраны труда и др.).
Стандарты группы «1» устанавливают:
- требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
- методы контроля нормируемых параметров и характеристики опасных и вредных производственных факторов;
- методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты группы «2» устанавливают:
- общие требования безопасности к производственному оборудованию;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «3» устанавливают:
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «4» устанавливают:
- требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
- методы контроля и оценки средств защиты;
- классификацию средств защиты.
Стандарты ССБТ должны иметь групповой заголовок: «Система стандартов безопасности труда».
Стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4 являются межгосударственными стандартами. В необходимых случаях государства — участники Соглашения могут разрабатывать национальные стандарты ССБТ групп 0, 1, 2, 3, 4, развивающие и конкретизирующие положения межгосударственных стандартов ССБТ.
Национальные стандарты ССБТ должны быть гармонизированы с межгосударственными стандартами ССБТ и не должны нарушать их требования, а также правила и нормы безопасности, установленные органами исполнительной власти по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Источник
Стандартизация в области охраны окружающей среды
Под стандартизацией традиционно понимается установление единых норм и требований, предъявляемых к сырью, полуфабрикатам, готовым изделиям и материалам.
На современном этапе основные требования к стандартизации определяются Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации». Закон подразделяет стандарты на государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации; стандарты отраслей и стандарты предприятий. Государственные стандарты (ГОСТы) разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Стандарты отраслей (ОСТы) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также в целях совершенствования организации и управления производством.
Экологическая стандартизация — одно из активно развиваемых направлений нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России. Понятие «экологические стандарты» включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. В последние годы в связи с интенсификацией работы в области охраны окружающей среды стала создаваться система стандартов, касающихся требований к качеству среды, к способам ее контроля, организации мероприятий в области охраны водного и воздушного бассейна, а также к терминологии.
Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты — стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.
В настоящее время в РФ создана специальная система стандартов по охране природы, которой присвоен номер ГОСТ 17. Эта система охватывает исключительно широкий круг вопросов: от требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и порядку отбора проб до природоохранной терминологии. Система ГОСТ 17 включает девять групп стандартов (№ 1—9). Каждый номер соответствует тому или иному охраняемому объекту. Например, группа ГОСТ 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», ГОСТ 17.2 — «Охрана природы. Атмосфера», ГОСТ 17.4 – «Охрана природы. Почвы», 17.5 — «Охрана природы. Земли» и т. д.
Стандарты по охране природы регламентируют мероприятия по охране природы и порядок пользования теми или иными ресурсами. Например, согласно ГОСТ 17.5.3.03—80 «Охрана природы. Земли. Общие требования к гидромелиорации» объекты для проведения мелиоративной сети выбирают с учетом рационального использования земель, лесов, вод, фауны и флоры. В конечном итоге здесь очевиден выход на дальнейшую стандартизацию лесомелиорации в направлении установления экономически целесообразных сроков окупаемости мелиоративных работ.
Кроме того разработана целая группа стандартов, регулирующих уровни воздействия на окружающую среду различных физических факторов, в частности ГОСТ 20286-76 «Радиоактивное загрязнение и дезактивация. Термины и определения», ГОСТ 17229-78. «Самолеты пассажирские и транспортные. Методы определения уровней шума, создаваемого на местности», ГОСТ 20444-85. «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики» и др.
Особое место занимают стандарты «Управление охраной окружающей среды» (ГОСТ-Р), которые распространяется на любые производственные объединения и предприятия всех отраслей, предусматривая эколого-экономическую оценку их деятельности. К числу стандартизированных требований, предъявляемых к управлению, относится уменьшение загрязнения атмосферы до и ниже допустимых уровней или полная ликвидация загрязнения атмосферы, воды, а также организация работ по утилизации попутных побочных продуктов и вторичных материалов.
Для России, как и для других стран, требование соблюдения единых норм и правил в области экологически ориентированных методов управления является актуальным. В решении вопросов связанных с управлением качеством окружающей среды в качестве нормативной базы широкое использование получили международные стандарты серии ISO (International Standard Organization). Их применение на территории России после адекватного перевода («Система управления окружающей средой») и принятия Госстандартом РФ в качестве рекомендательных, облегчает российским предприятиям выход на международный рынок и сокращает время внедрения в мировой производственный процесс и торговлю.
Требования, установленные государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья, являются обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности.
Соответствие продукции и услуг указанным экологическим требованиям государственных стандартов может определяться путем проведения экологической сертификации, а также маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам.
Сертификация по экологическим требованиям представляет собой деятельность по оценке и подтверждению соответствия объекта сертификации природоохранным требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами. В России сертификация была задействована Госстандартом с 1992 года в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300/1-1 (в ред. ФЗ от 09.01.96 №2-ФЗ), в целях охраны здоровья людей и окружающей среды от недоброкачественной, экологически опасной продукции и услуг. Основные термины и определения, применяемые в Системе сертификации по экологическим требованиям, приведены в ФЗ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06. №2300/1-1 (в ред. ФЗ от 27.12.95 №211-ФЗ).
Вопросы для самоконтроля по лекции 2.4
1. Какие нормативы относятся к нормативам качества окружающей среды?
2. Назовите нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и у укажите, кто разрабатывает эти нормативы?
3. Приведите примеры санитарно-гигиенических нормативов. Укажите, кем разрабатываются и кем контролируются эти нормативы?
4. Что такое санитарно-защитные зоны и в каких нормативных документах определяется их размер?
5. Что такое санитарно-защитная зона, ее назначение? От чего зависит нормативный размер санитарно-защитной зоны предприятия?
6. Что представляет собой система экологических стандартов? Государственные и ведомственные стандарты.
7. Что представляет собой сертификация по экологическим требованиям?
Список литературы по лекции 2.4:
а) основная литература
1а. Кочнов Ю.М. Экологическая экспертиза, ОВОС и сертификация: Курс лекций, М.: МИСиС, №1596, 2002, — 126 с
2а. Карабасов Ю.С., Чижикова В.М. Экология и управление: Учебник для вузов, — М.: МИСиС, 2006. – 712 с.
б) дополнительная литература
1б. Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Принят Государственной Думой РФ от 19.07.95 г./ Российская газета, 1995, 30 ноября.
2б. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ// Парламентская газета, 12.01.2002, № 9, Стр. 2;
3б. Положение об оценке воздействия на окружающую среду. Утв. Приказом Госкомприроды РФ № 372 от 16.05.2000 г. Зарег. Минюстом РФ 04.07.2000 г. № 2302
2.5. Основные требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду. Оценка состояния компонентов окружающей среды
План лекции
2.5.1. Общие требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду.
2.5.2. Общие сведения о предполагаемой деятельности и районе ее осуществления.
2.5.3. Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды в районе размещения проектируемого объекта.
Источник