Стандартизация образования — Стандартизация
Потребность основания общего просветительного пространства в России обязала применить стандартизацию к образованию. Внедрение стандартизации в образовательный процесс даёт возможность разрешить огромное количество вопросов в области обучения подрастающего поколения.
Определение 1 Создание и внедрение структур конкретных нормативов и коэффициентов является стандартизацией образования. Эти нормативы и коэффициенты признаются, как отечественные нормы процесса обучения, отражая социальный общеобразовательный образец, и должны принимать во внимание ресурс каждого отдельного человека для восхождения к этому идеалу.
Стандарты образования Российской Федерации
Впервые, 1992 года, было дано определение понятиям о государственном образовательном стандарте в Российской Федерации, после подписания Федерального закона «Об образовании».
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно настоящему, работающему праву установлен для:
- Становления общего просветительного пространства в Российской Федерации.
- Осуществления независимого анализа функций структуры вузов.
- Увеличения всеобщего уровня свойств образования в государстве.
- Определения и одобрения равноценности дипломов зарубежных университетов.
Замечание 1 Стандарты каждой конкретной общеобразовательной структуры складываются двух частей: федеральной и национальной (региональной).
Данные элементы предусматриваются полномерным обучением будущего электрика, физика, программиста или иной специальности.
Федеральный компонент
Федеральный компонент – базовая часть государственного стандарта общего образования, необходимая для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций России, реализующих базовые общеобразовательные программы образования и владеющих государственной аккредитацией.
Министерство образования Российской Федерации ратифицирует федеральный компонент. Кроме этого министерство создаёт нормы и условия, относящиеся к сущности общеобразовательной программы, и к общей степени подготовки учителей и учеников.
В федеральный компонент входят:
- Нормативы по признаку исполнения общеобразовательной программы.
- Нормативы к окончательной аттестации выпускников.
- Определение расчётного времени освоения программ по всем видам обучения.
Федеральный компонент образовательного стандарта какой угодно сложности состоит из категории профессиональных предметов, категории математических и общих предметов по естественной науке, категории обще гуманитарных и социально-экономических предметов, кроме того категории специальных предметов.
Национально-региональный компонент
Замечание 2 Национально-региональный компонент воспроизводит в составе образования конкретные индивидуальные свойства и национально-региональные стороны местности, в которой проводится общеобразовательный процесс.
Данный компонент одобряется конкретным вузом и его назначение целиком принимается в расчёт при обучении профессиональных работников этого региона. Чаще всего в российской среде пользуются системой по продвижению федерального и национально-регионального компонентов в образование, при предпочтении первого компонента в соотношении 65% к 35%.
Аналогичное устройство государственного образовательного стандарта разрешает справиться с диалектической, двойственной задачей сбережения согласия образовательного пространства.
Данное устройство стандарта не заглушает развитие и ценности общеобразовательных организаций субъектов России.
Создание государственных образовательных стандартов
Замечание 3 Основным научно-исследовательским предприятием, которое работает в сфере регулирования создания государственных образовательных стандартов (ГОС), значится Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.
Данный центр формирует работу исключительно для жизнедеятельности высшего специального обучения. В ходе основания Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования участвовало около семидесяти организаций, включая ни один десяток советов по методическим рекомендациям. По примерным расчётам во время процесса создания ГОС ВПО работало более тысячи специалистов. Деятельность по разработке стандарта была закончена в течение нескольких лет, внося иногда изменения в уже созданный ГОС.
Министерство образования России принимает предложенные поправки в действующие требования, которые предназначены для образования в высших профессиональных учреждениях. Уже 1996 год был ознаменован созданием госстандартов по подготовке бакалавров, специалистов и магистров. Структура Государственного образовательного стандарта состоит из более, чем семисот стандартов. Производство ГОС ВПО производилось несколькими стадиями.
На первой стадии разрабатывались общеобразовательные схемы для обучения бакалавров. Стандарты по программам обучения специалистов были созданы на второй стадии. А на следующей стадии создания ГОС ВПО были предложены стандарты по образованию для магистров. Во время создания Государственного образовательного стандарта были сделаны существенные выводы, усиливающие базовые элементы образования.
Теперь абитуриент, закончивший учебное заведение, имел базовый набор научных знаний и его принципы, идеология и философия буду качественно сочетаться с данными познаниями. Комплекс этих познаний становиться базой для становления данного выпускника вуза, как многообразной индивидуальности, обладающей огромным опытом. Базовое обучение объединяет в себе комплекс дисциплин, таких как математические, социально-экономические, гуманитарные и естественные науки. Получается, что становление индивидуальности начинается с изучения естественных наук, таких как литература, биология, арифметика, история и многих иных предметов.
Величина базового научного обучения для профессий общетехнического направления была расширена на 30%. Для многих гуманитарных специальностей овладение в университетах и колледжах предметами данного вида включалось в первый раз. В течении некоторого промежутка времени в процессе обучения студентов выяснилось определённое количество минусов данной структуры обучения и в некотором количестве стандартов были изменены правила и нормы.
Эксперты заметили ограниченный выбор гуманитарных и социально-экономических специальностей, что не являлось ориентированностью на перспективную специальность выпускника. Кроме этого, отсутствовала возможность выполнения норма и правил, содержащихся в документации и применяющихся во время предварительной проверки понимания предметов преподавания.
Отмечены сложности в подготовке студентов и обнаружены некоторые существенные отличия программ образования подобных специальностей. Эти сложности влияли на конструктивную организацию процесса обучения в высших учебных заведениях с многопрофильным обучением. А также отображены разногласия в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования с нормами и правилами иных степеней обучения.
Источник
Стандартизация содержания образования вызвана обстоятельствами
19. Государственный образовательный стандарт
В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство создает и внедряет Государственный стандарт образования, регламентирующий устройство системы образования в целом. Именно государственный стандарт определяет уровень образованности выпускников всех видов учебных заведений, имеющихся в стране, независимо от их правовой основы. Образовательный стандарт состоит из двух основных компонентов: инвариантное и вариативное. Инвариантная составляющая образования является практически постоянной, она составляет базовую основу всей системы в целом и подвергается пересмотру и корректировке крайне редко. Вариативный компонент образовательного стандарта имеет гибкую структуру, способную видоизменяться в соответствии с потребностями общества и развитием педагогической науки, следствием которой являются новые прогрессивные методики образования.
Содержание процесса образования регламентируется учебными планами, учебными программами и учебными пособиями различных видов.
Обучение в общеобразовательной школе производится в соответствии с учебным планом. Учебный план не одинаков для всей страны. Государство разрабатывает общий базисный учебный план, который является инвариантным. В каждом регионе страны соответствующими органами управления образования местного назначения содержание общего учебного плана варьируется в соответствии с особенностями этого региона, а так же в зависимости от характера учебного заведения. Множество таких частных учебных планов вариативно. Учебный план является сертификатом учебного заведения. Учебный план содержит организационную информацию учебного процесса. Более подробную информацию, касающуюся обучения конкретной дисциплине содержат учебные программы. В них входят содержание информации, предлагаемой для усвоения в данной предметной области, рекомендации методик преподавания, временного интервала, отводимого для изучения тех или иных вопросов, перечень возможного оборудования и наглядных пособий, список литературы. Учебные программы могут варьироваться в соответствии с дифференциацией образования многих современных школ. При этом допускается параллельное использование нескольких учебных программ в одной и той же школе для разных классов, в соответствии с профилем углубленного обучения в этом классе.
Непременным атрибутом процесса обучения является учебная литература, содержащая информацию, иллюстрации, упражнения и контрольные тесты или вопросы, относящиеся к определенному предмету. Государственный образовательный стандарт предъявляет множество требований к содержанию и оформлению обучающей литературы. В основном все они подчиняются общей цели: содержание учебной литературы должно быть доступно и понятно, грамотно иллюстрировано, эстетически оформлено, включать достаточное количество информации, представленной в логической последовательности, иметь устойчивую основу и оставлять возможность дополнений или исправлений в соответствии с развитием науки, культуры и искусства. Учебник, как основное пособие, используемое в процессе обучения, должен выполнять следующие дидактические функции: мотивационную, информационную и контрольно-корректирующую.
Требования государства к уровню образованности выпускников общеобразовательных школ по всей стране одинаковы. Для осуществления контроля достижения этого уровня государственным стандартом предусмотрены тестовые и экзаменационные вопросы и задания по основным предметам, соответствующие некоторым контрольным этапам школьного образования. Государством так же устанавливаются общие правила ведения документации образовательных учреждений.
Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. Вариативный компонент образования позволяет внедрять в конкретных учебных заведениях новые методики обучения, дополнять основной курс дополнительными дисциплинами, расширяя таким образом кругозор учеников и открывая перед ними больше возможностей, связанных с повседневной жизнедеятельностью и будущей профессиональной деятельностью. Общеобразовательные учреждения с наиболее высоким уровнем подготовки (гимназии, лицеи) постоянно соревнуются друг с другом за право считаться лучшим в своем городе или области, что способствует повышению уровня образования в целом. Государство же обязано не допустить понижение этого уровня. Образование должно иметь сертификат качества.
Источник
Стандартизация содержания образования
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, что позволяет обеспечить единый уровень общего образования. Во-вторых, Россия вошла в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития образования применительно к международной образовательной практике.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона РФ «Об образовании» (1992). В Законе предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. В государственном стандарте общего среднего образования выделяется три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонент образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Стандарт образования отражает обязательства государства перед своими гражданами и граждан перед государством в области образования. Образовательные стандарты представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. На их основе разрабатываются самые разнообразные рабочие учебные планы.
Источник
Стандартизация содержания образования вызвана обстоятельствами
19. Государственный образовательный стандарт
В нашей стране система образования управляется, регулируется и контролируется государством, которое предъявляет требования к содержанию образования, руководствуясь целью формирования человека, способного к полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Осуществляя свои функции, государство создает и внедряет Государственный стандарт образования, регламентирующий устройство системы образования в целом. Именно государственный стандарт определяет уровень образованности выпускников всех видов учебных заведений, имеющихся в стране, независимо от их правовой основы. Образовательный стандарт состоит из двух основных компонентов: инвариантное и вариативное. Инвариантная составляющая образования является практически постоянной, она составляет базовую основу всей системы в целом и подвергается пересмотру и корректировке крайне редко. Вариативный компонент образовательного стандарта имеет гибкую структуру, способную видоизменяться в соответствии с потребностями общества и развитием педагогической науки, следствием которой являются новые прогрессивные методики образования.
Содержание процесса образования регламентируется учебными планами, учебными программами и учебными пособиями различных видов.
Обучение в общеобразовательной школе производится в соответствии с учебным планом. Учебный план не одинаков для всей страны. Государство разрабатывает общий базисный учебный план, который является инвариантным. В каждом регионе страны соответствующими органами управления образования местного назначения содержание общего учебного плана варьируется в соответствии с особенностями этого региона, а так же в зависимости от характера учебного заведения. Множество таких частных учебных планов вариативно. Учебный план является сертификатом учебного заведения. Учебный план содержит организационную информацию учебного процесса. Более подробную информацию, касающуюся обучения конкретной дисциплине содержат учебные программы. В них входят содержание информации, предлагаемой для усвоения в данной предметной области, рекомендации методик преподавания, временного интервала, отводимого для изучения тех или иных вопросов, перечень возможного оборудования и наглядных пособий, список литературы. Учебные программы могут варьироваться в соответствии с дифференциацией образования многих современных школ. При этом допускается параллельное использование нескольких учебных программ в одной и той же школе для разных классов, в соответствии с профилем углубленного обучения в этом классе.
Непременным атрибутом процесса обучения является учебная литература, содержащая информацию, иллюстрации, упражнения и контрольные тесты или вопросы, относящиеся к определенному предмету. Государственный образовательный стандарт предъявляет множество требований к содержанию и оформлению обучающей литературы. В основном все они подчиняются общей цели: содержание учебной литературы должно быть доступно и понятно, грамотно иллюстрировано, эстетически оформлено, включать достаточное количество информации, представленной в логической последовательности, иметь устойчивую основу и оставлять возможность дополнений или исправлений в соответствии с развитием науки, культуры и искусства. Учебник, как основное пособие, используемое в процессе обучения, должен выполнять следующие дидактические функции: мотивационную, информационную и контрольно-корректирующую.
Требования государства к уровню образованности выпускников общеобразовательных школ по всей стране одинаковы. Для осуществления контроля достижения этого уровня государственным стандартом предусмотрены тестовые и экзаменационные вопросы и задания по основным предметам, соответствующие некоторым контрольным этапам школьного образования. Государством так же устанавливаются общие правила ведения документации образовательных учреждений.
Основной целью государственного образовательного стандарта является поддержание и создание условий для повышения уровня образования. Вариативный компонент образования позволяет внедрять в конкретных учебных заведениях новые методики обучения, дополнять основной курс дополнительными дисциплинами, расширяя таким образом кругозор учеников и открывая перед ними больше возможностей, связанных с повседневной жизнедеятельностью и будущей профессиональной деятельностью. Общеобразовательные учреждения с наиболее высоким уровнем подготовки (гимназии, лицеи) постоянно соревнуются друг с другом за право считаться лучшим в своем городе или области, что способствует повышению уровня образования в целом. Государство же обязано не допустить понижение этого уровня. Образование должно иметь сертификат качества.
Источник