Стандартизация и классификация строительных материалов
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
Стандартизация строительных материалов
Классификация строительных материалов
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
По назначению
- общего — цемент, бетон;
- специального — гидроизоляционные и звукоизоляционные.
По степени готовности
- материалы — песок, гравий;
- изделия — фундаментные блоки, плиты перекрытия.
По внешнему виду
- стекло;
- бетон;
- древесина.
По способу получения
- природные;
- искусственные.
Качество строительных материалов
Качество — совокупность свойств материалов и изделий, определяющих их пригодность для использования по назначению.
Различают три вида контроля качества:
- Входной контроль — проверка качества поступающих исходных материалов из которых будут выполнены строительные материалы и/или изделия.
- Технологический контроль (пооперационный) — проверка соответствия установленным требованиям температуры, влажности и других условий приготовления материалов и изделий.
- Приемочный — проверка соответствия конечного продукта установленным требованиям СНиП и ГОСТ.
Понятие о стандартизации
Стандарт — нормативно-технологический документ, устанавливающий комплекс норм, требований и правил и утвержденный компетентными документами.
Стандарт — это документ, обозначающий регламентом главные свойства разнообразных видов продукции или процессов производства, ее транспортировки, продажи, хранение или утилизацию. Стандарт обозначается для множественного использования и определяет различные требования в применении символики, вида упаковки. Под стандартом понимают образец, или эталон; он принимается как исходное для сравнения с ним каких-то других похожих объектов. В России стандарты находятся в ведении таких органов стандартизации, как Росстандарта, а также Росстроя.
Категории стандартов: ГОСТ, СТБ, ОСТ, СТП.
Виды стандартов
- международный (ИСО);
- межрегиональный;
- национальный (ГОСТ);
- отраслевые (ОСТы);
- предприятий (СТП) и т.д.
В стандартах приводятся сведения о сортности материала, области применения, условий хранения и транспортировки.
Также стандарты могут разделяться по темам (к примеру, стандарт по экологии, образованию и пр.)
ТУ (технические условия)
Регламентируют качество продукции.
В СНиПах содержатся номенклатура материалов, требования по качеству, условия применения и др.
Стандартизация — сумма всевозможных мероприятий, чья конечная цель — это применение стандартов, что обращает внимание на определение свойств, норм и правил для производства товаров или объектов производства, подходящих к нормам по безопасности, также услуг, работ, экономии различных видов ресурсов. Главнейшая задача стандартизации — это достижение необходимой степени соответствия порядку в различных областях для общедоступного и множественного применения.
Цели стандартизации
- организация и оказание помощи в использовании технических регламентов, непохожих видов работ по унификации;
- создание классификаторов и каталогов разнообразного вида информации, а также работ и их качества;
- обеспечение необходимого качества продукции для увеличения ее конкурентной способности;
- повышение уровня безопасности жизни людей, равно как и животных и растений, различного вида имущества;
Производство работ и проектирование в области строительства определяются СНиПом — Строительными Нормами и Правилами. Требования по разным свойствам материалов выражаются как их марки.
Марка — это средняя величина по испытаниям трех и большего количества образцов. Есть марки по огнеупорности, прочности, также плотности и морозостойкости, однако этот показатель достаточно условен, так как устанавливается по наиболее главным характеристикам эксплуатации, не учитывая нюансы. Также часто стали использовать класс — это характеристика определенного свойства различных материалов, выраженная в числах, которые учитывают разброс по значениям этого свойства.
Все поступающие материалы для строительной области первоначально подвергаются проверкам в лабораториях для определения степени их соответствия различным стандартам, предъявляемым к продукции. Комплексное применение разных правил для установления определенных размеров изделий, контролирующих их взаимную заменяемость, а также оборудования, различных элементов сооружений на базе модуля (100 мм или 1М) — определяет Модульная координация размеров в строительстве. Модули укрупненные либо дробные получают умножением модуля на целые или дробные коэффициенты соответственно.
Дата публикации статьи: 25 мая 2015 в 11:02
Последнее обновление: 28 марта 2021 в 14:13
Источник
Стандартизация строительных материалов (определение, методы стандартизации).
Можно без преувеличения утверждать, что проблема взаимосвязи архитектуры с ее материальной базой – строительными материалами и изделиями – одна их самых актуальных, комплексных проблем современной архитектурно-строительной практики. Строительные материалы оказывают бесспорное влияние на создание и развитие архитектурных конструкций и форм, формирование архитектурного стиля и образа сооружений, определяют индустриальность и массовость строительства, его качество и экономику. Это – своеобразная «палитра» зодчего, без которой невозможно воплощение в натуре ни одного творческого замысла, ни одного проекта.
Во все времена зодчие учитывали свойства материалов при создании архитектурных форм. Вплоть до XX века использовались в основном материалы, выдерживающие большие нагрузки при сжатии, но значительно меньшие при изгибе и растяжении. Таким материалом был, например, камень, свойства которого позволяли перекрывать лишь небольшие пространства. Монументальность, величие (древние гробницы, храмы). Впоследствии архитектурные формы из природного камня стали достаточно легкими, а строительство, преодолевавшее свойства камня, стало чрезвычайно сложным и длительным (период готики).
В XX в. в строительство были широко внедрены материалы с высокими показателями при изгибе и растяжении. Под влиянием новых строительных материалов существенные изменения претерпели и продолжают претерпевать традиционные архитектурно-конструктивные формы: балка, стена, колонна, арка, свод, купол, и др. Новые свойства и качества материалов являются одной из причин зарождения новых форм и конструкционных систем. Так, возможность жесткого соединения отдельных элементов ж/б и стальных конструкций в единое целое привела к появлению рам, панелей, пространственных систем, объемных блоков, а новые возможности армированных пластмасс и пленок – к бесконечному разнообразию статически неопределимых оболочек.
Восприятие архитектурной среды связано, прежде всего, с восприятием архитектурной формы, огромное значение при этом имеют виды материалов и их характеристики. Эмоциональное воздействие архитектурной формы связано с фактурой, цветом, характером рисунка лицевой поверхности.
Впечатление тяжести или легкости, пластичности, плотности архитектурной формы связано с характером лицевой поверхности материала. Заметную роль в восприятии играют сложившиеся представления человека о таких эксплуатационно-технических свойствах, как прочность, долговечность. Например, архитектурная форма Останкинской телебашни кажется достаточно прочной благодаря информации об использованном материале — монолитном железобетоне.
Особенно важны эстетические характеристики материалов во внутренней отделке зданий. Выбор цвета, фактуры, рисунка поверхности отделочного материала должен быть связан с функциональными размерами помещения, его размерами и композицией.
Билет №2.
Стандартизация строительных материалов (определение, методы стандартизации).
Стандартизацией называется процесс установления и применения стандартов – комплекса нормативно-технических требований, норм и правил на продукцию массового применения, утвержденных в качестве обязательных для предприятий и организаций-изготовителей и потребителей указанной продукции.
Методы стандартизации: унификация и типизация материалов.
Унификация – это приведение различных видов материалов к технически и экономически рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм, свойств и т.п. При этом, как правило, объединяются технические требования к нескольким материалам одинакового функционального назначения таким образом, чтобы была возможна замена одного материала другим без ухудшения качества строительного объекта. Унификация типоразмеров ряда отделочных материалов для облицовки позволяет производить замену одного материала другим без изменения проектной документации.
Типизация –разработка типовых материалов или конструкций на основе общих технических характеристик. Требования типизации определяют выпуск материалов, размеры которых связываются с модулем – условной единицей измерения. Модуль применяется для координации размеров не только материалов, но и частей зданий. Единая модульная система в России создана на базе основного модуля 100 мм. Установлен ряд произвольных укрупненных (3М, 6М, 12М, 15М, 30М, 60М) и дробных (1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М, 1/100М) модулей. Укрупненные и дробные модули 1/2М, 1/5М определяют, в основном, размеры элементов и материалов для несущих и ограждающих конструкций, а более мелкие дробные модули – толщину плитных и листовых материалов. Причем следует иметь в виду, что конструктивные размеры изделий должны приниматься с учетом величин швов и зазоров при их установке, а также различие видов примыкания и опирания, определяющих отклонения в ту или иную сторону. Обычный строительный кирпич является одним из основных стеновых материалов. Его размер 250х120х65 мм с учетом швов толщиной 10мм получается номинальный размер в 260х120х75 мм.
Типизация и унификация при массовом индустриальном строительстве регламентируют строительные параметры зданий, в т.ч. числе высотные. При согласовании архитектурной формы с размерами типовых строительных материалов и инженерного оборудования используется пространственный модуль с ячейкой (60, 30, 15, 12, 6, 3, 1).
Унификация и типизация позволяют архитектору создавать разнообразные и оригинальные проекты отдельных зданий и целых ансамблей в условиях массового индустриального строительства.
Источник
Стандартизация
Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения:
безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
единства измерений;
экономии всех видов ресурсов;
безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения
природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; ¥* обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Объектом стандартизации является все, что имеет перспективу многократного применения, используется в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве, строительстве, культуре, здравоохранении, на транспорте и в других сферах народного хозяйства, а также в международной торговле.
Основные задачи стандартизации:
Стандарт — это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органом.
Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.
Госстандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Они содержат:
требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; требования пожарной безопасности, техники безопасности и производственной санитарии;
требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля; требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;
правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила
оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические’и организационно-технические правила и нормы.
Источник
Строительные стандартизация и техрегулирование: предложения для рассмотрения на Госсовете
Вопросов за последние годы накопилось много, но без решения Госсоветом РФ трех принципиальных из этого множества, не решенных до сих пор ни Минстроем РФ, ни Правительством РФ, не только дальнейшее развитие строительного комплекса, но и обеспечение качества и безопасности строящихся зданий и сооружений невозможно.
Чехарда не только кадровая, но и документарная
Начиная с появления 184-ФЗ «О техническом регулировании», и в последние два года особенно, притчей во языцех стали состояние технического регулирования и технического нормирования, системы нормативных документов в строительстве. За это время сменилось пять министров, семь их заместителей и столько же руководителей департаментов, занимавшихся этими вопросами, но проблемы не только не решены, а окончательно, в том числе и по причине частой смены руководства, загнаны в тупик.
Это подтверждает одновременная разработка и обсуждение технического регламента ТР ЕАЭС (ранее Таможенного союза) «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»- около четырех лет назад представленного и до сих пор не принятого, и подготовка в течение последнего года изменений (уже 4-ре редакции. ) в действующий федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ( ФЗ-384 от 30.12.2009г. ) с аналогичными ТР ЕАЭС «новыми» виртуальными строительными нормами (МСН,СН) и строительными правилами (МСП,СП), деление этих документов, а не их требований, по принципу обязательности и добровольности их применения.
Более того, в последней редакции Стратегии инновационного развития строительной отрасли (СИРСО), разосланной Минстроем РФ в конце декабря 2015г., генеральным направлением технического регулирования строительства принята опора на межгосударственные и национальные стандарты, гармонизацию их с международными, без упоминания какой-либо связи с несуществующими в природе МСН (СН) и МСП(СП), что соответствует общепринятой, в том числе европейской практике нормирования в строительстве.
Такая неразбериха свидетельствует об отсутствии у Минстроя РФ сколь-нибудь внятной, аргументированной, долгосрочной государственной политики в области технического регулирования строительной деятельности, поскольку каждый из предложенных вариантов исключает применение остальных и это первая проблема, требующая рассмотрения на заседании Государственного Совета РФ.
К чему готовиться проектно-строительному сообществу России? К работе по наднациональному техническому регламенту (ТР ЕАЭС) или по национальному ФЗ-384, который должен быть отменен после принятия ТР ЕАЭС? По национальной или наднациональной нормативно-технической базе, разрабатываемой и принимаемой по разным правилам? И, наконец, по виртуальным МСН (СН) и МСП(СП) или по межгосударственным (ГОСТ) и национальным (ГОСТ Р) стандартам?
Без принципиального и однозначного ответа на эти вопросы выход из этой тупиковой ситуации не возможен.
Настойчивая попытка выпустить в обращение виртуальные, отсутствующие, не проверенные на практике обязательные строительные нормы (МСН, СН ЕАЭС,) и поддерживающие их своды правил (МСП, СП ЕАЭС,), или на национальном уровне чисто ведомственные СН и СП, не смотря на категорические возражения профессионального строительного сообщества — НОПРИЗ и НОСТРОЙ, федеральных органов исполнительной власти- Минпромторга РФ и Росстандарта, а так же казахских проектировщиков и Госстандарта Беларуси, Рабочей группы по строительству Экспертного Совета при Правительстве РФ, которые игнорируются Минстроем РФ — вызывает удивление и сомнения в компетентности лиц, принимающих решения.
Впервые в национальной и международной практике предлагается в основу совершенствования проектно-изыскательской и строительной деятельности положить не существующие, а отсутствующие нормативно- правовые и нормативно-технические документы в виде СН и СП. Четырехлетние схоластические аргументы авторов почему-то до сих пор не подкреплены реальными документами хотя бы двух пилотных пар документов СН и СП, например, на несущие и ограждающие конструкции и на нагрузки и воздействия? Что не хватило исполнителю: денег или времени? Как можно предлагать руководству министерства и России систему виртуальных, не существующих в природе документов? Почему без практической обкатки этих документов, оценки их пригодности для проектирования, с учетом внедрения BIM-технологий и строительства, взаимозаменяемости и совместимости с существующими документами предлагается «новая» система документов (сразу аж 400), построенная на фантазиях исполнителя и не имеющая под собой никакого научного и технико-экономического обоснования?
Стройплощадки не защищены от фальсификата
Второй, а для качества и безопасности строительства и контролирующих органов государственного надзора — первой, вытекающей из вышеприведенной, является проблема отсутствия законодательной защиты строительной площадки от доступа фальсифицированных, низкокачественных и не безопасных строительных материалов и изделий.
Это случилось потому, что принятый Государственной думой РФ в первом чтении 30.12.2009г. проект федерального закона (проект №192544-5 ) технический регламент «О безопасности строительных материалов, изделий и конструкций», руководителем разработки которого был автор, поспешно и преждевременно был остановлен на стадии второго чтения в марте 2010г. в связи с началом разработки на его базе регламента Таможенного Союза.
Однако принятие, на мой взгляд, ошибочного решения по объединению двух регламентов, регулирующих разные товарные рынки (внутренний- на здания и сооружения, и межгосударственный- на строительные материалы и изделия), подчиняющиеся в части объектов капитального строительства разным национальным законодательствам (градостроительным, пожарным, экологическим, земельным, имущественным и др.) — объединенный технический регламент ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» до настоящего времени не принят.
Таким образом, Россия оказалась единственным государством из стран ЕАЭС, не имеющей национальной законодательной защиты от поставки внешними и внутренними производителями на строительную площадку фальсифицированных и низкокачественных, небезопасных строительных материалов и изделий.
В то же время, в России были пресечены попытки поставок крупных партий некачественного цемента и других материалов на строительные площадки объектов Сочинской Олимпиады, саммита стран АТЭС и другие объекты. Представители цементной промышленности вынуждены в этих условиях в частном порядке «выторговать» для своей продукции обязательную сертификацию, как средство защиты от недобросовестных производителей и поставщиков. А все остальные строительные материалы остаются в условиях неопределенности «полудобровольной» сертификации ни кому ничего не гарантирующей.
Учитывая, что декларирование производителем характеристик качества каждой партии строительных материалов и изделий, выпускаемой на рынок, как это принято в странах Европейского Союза, у нас не производится, то нетрудно представить объемы поставок фальсифицированной и некачественной продукции на строительные рынки и площадки (до 40 % — по данным госнадзора).
Нормативно-техническая база слаба и запутана
Третьей проблемой, вытекающей из двух предыдущих, является низкий уровень нормативно-технического обеспечения качества проектно-строительной деятельности из-за отсталости строительных норм и отсутствия Системы стандартизации в строительстве на национальном уровне, отвечающей требованиям национальной и международной систем стандартизации.
Это подтверждается как текущим состоянием разработки и актуализации нормативно-технической документации в строительстве, запоздалым применением новых документов через Перечни, так и предложением по созданию системы нормативно-технических документов в строительстве на базе виртуальных строительных норм и строительных правил, охарактеризованных выше.
Так, проведенная за деньги строителей (300 млн. руб) в 2012-2014г. актуализация СНиП в соответствии с ФЗ-384 и переводом их в категорию сводов правил (СП.СНиП) как доказательной базы выполнения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» оказалась неэффективной, в результате чего многие из них включены в план пересмотра и внесения изменений на 2015 и 2016гг., но теперь, в основном, за счет средств госбюджета.
Причинами этого являются недостаточное привлечение и учет мнения профессионального сообщества, вследствие чего поспешно переработанные в СП действующие СНиПы не учитывают последних, уже применяемых инновационных решений, например, композитных конструкций в мостостроении. При минимальных, порой незначительных изменениях нормативного содержания документа поменяли нумерацию пунктов и разделов, что внесло путаницу при составлении и применении Перечня, утвержденного Распоряжением Правительства 1521р .
Особую проблему в стандартизации и техническом нормировании строительной деятельности, которая ломает сложившуюся и законодательно принятую иерархию и соподчиненность стандартов и сводов правил, принятую законом «О стандартизации» (ФЗ-162 от 29.06.2015г.), создает, с одной стороны, одновременная разработка межгосударственных и национальных стандартов ГОСТ (ГОСТ Р) и сводов правил на одни и те же объекты, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованных подходов к выбору объектов стандартизации в Минстрое РФ, и, как необдуманный выход из этой ситуации, подготовка предложений по введению «новой», ничем и ничем не обоснованной, системы нормативных документов на базе виртуальных СН и СП, с другой.
Нормативно-техническая путаница привела к такому состоянию нормативно-технической базы, когда на одни и те же объекты строительства (магистральные трубопроводы, автомобильные и железные дороги, системы газоснабжения и газораспределения и др.) одновременно действуют чисто ведомственные СНиПы и СП наряду с межгосударственными (ГОСТ) и национальными (ГОСТ Р) стандартами, например:
— на строительство автомобильных дорог наряду с двумя сводами правил СП 78.13330. 2012 и СП 34.13330.2012, не согласованных с Минтрансом РФ и Росавтодором, ими разработаны в 2013-14гг. и введены в действие свыше ста межгосударственных ГОСТ, в том числе на правила проектирования и требования безопасности, как доказательная база технического регламента ЕАЭС;
-наряду с лоббистским СП62.13330. 2011 на проектирование и строительство газораспределительных систем приняты три национальных стандарта ГОСТ Р 55472-2013, ГОСТ Р 55473-2013, ГОСТ Р 55474-2013 на стальные и полиэтиленовые газопроводы систем газораспределения;
— на проектирование и строительство магистральных трубопроводов нефте-газо-продуктов такая же ситуация –действуют свод правил и утверждены национальные стандарты, которые будут, как инструмент освоения рынка ЕАЭС, перерабатываться в межгосударственные.
Все это создает большие проблемы проектным и строительным организациям и благоприятную среду для взяточничества и коррупции при экспертизе и строительном надзоре, при приемке в эксплуатацию объектов.
Опасность этого явления высока еще потому, что Минстрой РФ по каким-то причинам пытается взять на себя головную роль по регулированию и нормированию всех видов строительства, включая инфраструктурное, хотя ответственным за эти объекты, как например, за строительство моста через Керченский пролив, является Минтранс РФ. Отсутствие у Минстроя РФ необходимых для этого научных и инженерных кадров, опыта и материальной базы приведет к увеличению стоимости и сроков проектирования и строительства, в первую очередь, крупных инфраструктурных проектов (высокоскоростных железнодорожных магистралей, автобанов и магистральных нефте- газо- продуктопроводов).
Не объясняется также ничем, кроме желания централизации в Минстрое РФ управления финансовыми потоками на нормативно- техническую документацию, попытка создать и административно возглавить неуправляемый монстр, в виде технического комитета по стандартизации «Строительство» на базе ТК 465, объединяющего в себе деятельность более двадцати аналогичных технических комитетов международной организации по стандартизации ИСО и более шестидесяти европейской организации СЕН.
Такой подход Минстроя РФ способствовал переходу приоритета в Межгосударственном Совете по стандартизации стран СНГ от России к Беларуси, что выразилось в организации и руководстве ею работами межгосударственного технического комитета по стандартизации строительных материалов, а следовательно, и определении технической политики в этой важнейшей области.
Нарушение требований международной и национальной стандартизации, регулирующих деятельность технических комитетов по стандартизации как независимых профессиональных структур, обеспечивающих высокий научно-технический уровень стандартов, отрицательно скажется на качестве и стоимости, сроках их разработки и внедрения в реальные проекты.
Поэтому очень важно создать на национальном уровне современную и действенную, укомплектованную профессионалами, а не «эффективными менеджерами» структуру технических комитетов по стандартизации в строительстве, без которой невозможно вообще разработать и обслуживать Систему нормативных документов в строительстве, отвечающую последним достижениям научно- технического прогресса и обеспечивающую высокое качество и экономические показатели объектов капитального строительства.
Сегодня приняты, действуют и закрепляют приоритет российской технической политики в области строительства инфраструктуры три технических регламента Евразийского союза, уже заменившие ранее действующие национальные:
«Безопасность автомобильных дорог» ТР ЕАЭС 014/2011.
«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» ТР ЕАЭС 003/2011.
«О безопасности инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта» ТР ЕАЭС 002/2011.
В активной фазе разработки российской стороной проект четвертого ТР ЕАЭС « О безопасности магистральных нефте- газо- трубопроводов».
Доказательной базой выполнения требований этих регламентов, в соответствии с «Договором о ЕАЭС» (ст.51, 52, Приложение IХ) являются только межгосударственные стандарты, а сами регламенты и их доказательная база в виде ГОСТ имеют прямое действие на территориях стран Союза, включая Россию, Конституция которой, кстати, так же признает главенство принятых международных обязательств над национальными нормативно-правовыми актами. Или кто-то в Минстрое РФ думает, что эти регламенты и межгосударственные стандарты будут отменены и заменены виртуальными МСН и МСП?
Что можно и нужно сделать?
Исходя из этого и описанных выше проблем и ситуации в техническом регулировании строительства, а так же с учетом практики и перспектив развития проектно-строительной деятельности логично предложить для принятия Государственным советом России следующий комплекс мер и организационно — технических решений.
Первое и главное — государственная политика в области технического регулирования строительств должна соответствовать международной и европейской практике нормирования строительной деятельности:
1. На наднациональном уровне ЕАЭС подлежат правовому и нормативно-техническому регулированию только линейные объекты капитального строительства выше приведенной транспортной инфраструктуры, пересекающие территории стран-членов Союза.
2. На национальном уровне государств — членов ЕАЭС должны регулироваться национальным законодательством и техническими нормами (включая территориальные и ведомственные) строительство только точечных объектов капитального строительства (жилые, промышленные и общественные здания и сооружения, включая вокзалы, депо и др. точечные объекты инфраструктуры).
Это единственное решение, соответствующее Договору о ЕАЭС.
Что касается системы нормативно-технической базы в строительстве, то здесь, учитывая опыт Минтранса РФ и Росавтодора, а также зарубежных партнеров целесообразно поручить Минстрою РФ, Минпромторгу РФ, Росстандарту, Минтрансу РФ, МЧС подготовить предложения по поэтапному переходу технического нормирования в строительстве на межгосударственные и национальные стандарты с сохранением преемственности, согласованности и совместимости требований с действующими нормативно-техническими документами.
Для решения проблемы законодательной защиты внутреннего рынка строительных материалов необходимо срочно принять (до 01.07.2016 г.) Постановлением Правительства РФ национальный регламент на базе проекта ФЗ№192544-5 с учетом Регламента 305/2011 ЕС и выйти в Евразийскую экономическую Комиссию с предложением о прекращении разработки технического регламента ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» и замене его разработкой технического регламента ЕАЭС «О требованиях к строительным материалам и изделиям, выпускаемым в обращение на рынке ЕАЭС», аналогичным по требованиям к материалам Регламенту 305/2011ЕС.
Учитывая, что основными торговыми партнерами в области строительных материалов являются страны ЕС и Китай, имплементировавший этот регламент, необходимо, чтобы номенклатура классов материалов, требования безопасности к зданиям и сооружениям как исходная база требований к характеристикам качества строительных материалов и изделий, а также методы и схемы оценки и подтверждения соответствия их характеристик качества были идентичны Регламенту 305/2011ЕС. В противном случае, мы либо попадаем под санкции ВТО, либо занижаем требования к материалам, ну и конечно же, тратим значительные дополнительные средства и время на вывод отечественных строительных материалов на зарубежные рынки.
Нормативно — техническое обеспечение качества процессов и продуктов строительства — зданий и сооружений через создание системы нормативных документов, по моему мнению, невозможно без решения перечисленных проблем и принятия предлагаемых мер, изложенных в открытом письме Председателю и членам Государственного Совета Р.Ф., а настоящая публикация является пояснением и обоснованием этих предложений.
Вячеслав Блинов,
Член Рабочей группы по строительству Экспертного Совета при Правительстве РФ,
Заместитель Председателя Межотраслевого Совета по техническому регулированию в строительстве Комитета РСПП,
Член-корреспондент Академии проблем качества.
Источник
Тема 1.2. Понятие о стандартизации строительных материалов
Стандартизацией называется процесс установления и применения стандартов – комплекса нормативно – технических требований, норм и правил на продукцию массового применения, утверждённых в качестве обязательных для предприятий и организаций – изготовителей и потребителей указанной продукции.
В зависимости от среды действия и уровня утверждения стандарты Российской Федерации разделены на различные категории.
В Государственных стандартах (ГОСТах) приведены требования к свойствам материалов, методам их испытаний, правилам приёмки, транспортирования и хранения. ГОСТы обязательны для применения на всей территории России и имеют соответствующие номера с указанием года утверждения (две цифры после тире). Например, ГОСТ 862.1-85 «Штучный паркет».
Технические условия (ТУ) или временные технические условия (ВТУ) содержат комплекс требований к показателям качества, методам испытаний, правилам приёмки к определённым видам материалов, которые не стандартизированы или применяются ограниченно. ТУ действительны в пределах ведомства или министерства.
Кроме стандартов, в строительстве и производстве материалов действует система нормативных документов – Строительные нормы и правила (СНиП) — свод нормативных документов по проектированию, строительству и материалам, обязательных для всех организаций и предприятий. Требования, нормы и правила, содержащиеся в СНиП, основаны на передовом опыте и, в основном, соответствуют современному уровню архитектурно – строительной науки и техники.
Сравнение СНиП и системы государственных стандартов показывает, что оба комплекса нормативных документов имеют ряд общих положений и различий.
Например, ГОСТы разрабатываются преимущественно на материалы и изделия массового изготовления, СНиПы устанавливают требования ко всей строительной продукции. В СНиП отсутствуют методы определения показателей свойств материалов, для этого имеются и соответствующие ссылки на действующие стандарты. В СНиП содержатся почти все нормы строительного проектирования, между тем как у стандартов на такие нормы нет. В результате оба комплекса нормативных документов по строительству – СНиП и ГОСТ – взаимно дополняли друг друга.
К методам стандартизации относятся унификация и типизация материалов.
Под унификацией следует понимать приведение различных видов материалов к технически и экономически рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм, свойств и т.п. При этом, как правило, объединяются технические требования к нескольким материалам одинакового функционального назначения таким образом, чтобы была возможна замена одного материала другим без ухудшения качества строительного объекта. Например, в гражданском и промышленном строительстве России большая часть сборного железобетона приходится на унифицированные изделия.
Типизация предполагает разработку типовых материалов или конструкций на основе общих технических характеристик. Эти требования определяют выпуск материалов, размеры которых увязываются с модулем – условной единицей измерения. Модуль применяется для координации размеров не только материалов, но и частей зданий, элементов оборудования. Единая модульная система в нашей стране была создана на базе основного модуля 100 мм. Установлен ряд производных модулей: укрупнённые (3М, 6М, 12 М, 15 М, 30М, 60М) и дробные (1/2 М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/50М, 1/100М). Укрупнённые определяют, в основном, размеры элементов и материалов для несущих и ограждающих конструкций, а более мелкие дробные модули – толщину плитных и листовых материалов.
Типизация и унификация при массовом индустриальном строительстве регламентируют строительные параметры зданий, в том числе высотные. При согласовании архитектурной формы с размерами типовых строительных материалов и инженерного оборудования архитектор пользуется пространственной сеткой с модульными ячейками.
Область науки, занимающаяся методами количественной оценки качества продукции, называется квалиметрией. Основные понятия квалиметрии:
1 – Объект – подвергаемый полиметрическому анализу материал или изделие, не зависимо от его вида, назначения, состава и прочего.
2 – Свойства – характеристика материала или изделия, проявляющаяся в процессе его переработки, применения или эксплуатации.
3 – Качество – свойство или совокупность свойств как функциональных, так и эстетических, обуславливающих способность материала или изделия удовлетворять определённым требованиям в соответствии с его назначением.
В ГОСТах на конструкционно-отделочные и отделочные материалы, как правило, указывалось, что их эстетические характеристики должны соответствовать контрольным образцам («эталонам»), согласованным с потребителем.
Источник