Суть унификации и стандартизации делопроизводства
Система документации – совокупность взаимосвязанных документов, используемых в определенной сфере деятельности.
Унифицированная система документации – совокупность форм документов, созданных по единым правилам и требованиям, функционирующим в определенной сфере деятельности.
Задача унификации – сокращение многообразия применяемых документов, приведение к единому виду их форм, структуры, языка и стиля, а также процессов их обработки, учета и хранения.
Унификация обеспечивает снижение трудоемкости обработки документов, достижение информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективное использование вычислительной техники.
Задача стандартизации – разработка и принятие обязательных для применения норм, правил и требований, принятых в делопроизводстве. Стандартизация – это форма юридического закрепления унификации и определение уровня ее обязательности.
Установлены следующие категории стандартов: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), стандарты предприятия (СТП).
УСД разработаны на основе:
· Единого принципа построения форм документов,
· Регламентации видов документов, входящих в каждую систему документации,
· Установление совокупности реквизитов и показателей для каждого вида документов,
· Единства применяемой терминологии и условных обозначений.
Работа по унификации включает:
· разработку унифицированной системы документоведения (УСД), которая осуществляется министерствами и ведомствами, ответственными за соответствующие системы документации;
· внедрение межотраслевых (межведомственных) УСД в рамках республиканских и отраслевых УСД;
· ведение УСД и Отраслевого классификатора технико-экономической документации (ОКТЭИ) с целью поддержания достоверности информации и ее дальнейшего развития;
· разработку комплексов отраслевых унифицированных форм документов, отражающих специфику отрасли и не вошедших в УСД, а также их государственную регистрацию;
· разработку отраслевых классификаторов технико-экономической информации, отражающих специфику отрасли.
Источник
Стандартизация унификация государственный стандарт
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Product unification. Basic principles
Дата введения 1980-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
В.А.Грешников, канд. техн. наук; П.В.Мудрецов; В.С.Панкратов; В.К.Андриканис, канд. техн. наук; И.Я.Ремизов, канд. техн. наук; А.Г.Григорьев; М.Л.Озик; Е.В.Краснушкин
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16 января 1980 г. N 171
3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, приложения
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ (март 1991 г.) с Изменением N 1, утвержденным в июне 1988 г. (ИУС 11-88)
1. Настоящий стандарт устанавливает цели, основные направления, виды и основные этапы проведения работ по унификации изделии основного и вспомогательного производства, изготавливаемых по конструкторской и (или) нормативно-технической документации, в процессе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники.
Работы по установлению рациональной номенклатуры изделий, проводимые в процессе стандартизации и заканчивающиеся разработкой стандартов, осуществляются в соответствии с основными положениями и требованиями стандартов Государственной системы стандартизации.
Термины, использованные в настоящем стандарте, и пояснения к ним приведены в справочном приложении.
2. Унификация изделий — приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей.
В зависимости от поставленных задач унификация изделий может проводиться по назначению (применению), средствам обеспечения и обслуживания, агрегатам и узлам определенного функционального назначения, условиям производства, а также по другим признакам.
3. Основными целями унификации являются:
ускорение темпов научно-технического прогресса в отраслях промышленности за счет сокращения сроков разработки, подготовки производства, изготовления, проведения технического обслуживания и ремонта изделий;
создание условий при проектировании и производстве для обеспечения высокого качества изделий и взаимозаменяемости их составных частей в эксплуатации;
повышение экономической эффективности создания и эксплуатации изделий за счет снижения затрат в процессе проектирования изделий, изготовления их в условиях специализации производства и технического обслуживания;
обеспечение требований обороны страны.
4. Достижение указанных целей осуществляется проведением работ по унификации по следующим направлениям:
использование во вновь разрабатываемых и модернизируемых группах изделий ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных или впервые разработанных одинаковых (повторяющихся в пределах группы изделий) составных частей;
разработка унифицированных составных частей;
разработка (выбор) базовых изделий;
разработка конструктивно-унифицированных рядов изделий;
установление (ограничение) номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов (симплификация).
Симплификация проводится в масштабах предприятия, отдельной отрасли, нескольких отраслей промышленности на основе установления типоразмерных рядов, а также применения альбомов типовых конструкций изделий, каталогов и ограничительных перечней.
Изделие, полученное в результате проведения работ по симплификации и разрешенное к применению в установленном порядке, является симплифицированным изделием.
5. Работы по унификации, осуществляемые при выполнении задач в соответствии с п.2 на всех этапах жизненного цикла изделия, должны обеспечить заданный технический уровень и качество изделий при минимальных затратах на их проектирование, изготовление и эксплуатацию.
6. Работы по унификации изделий проводятся как в пределах одного проекта (внутрипроектная унификация), так и в пределах двух и более проектов (межпроектная унификация).
7. Работы по унификации изделия в зависимости от области их проведения относят к:
межотраслевой (межведомственной) унификации;
отраслевой (ведомственной) унификации;
унификации на предприятии (в объединении).
К межотраслевой (межведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) двумя и более отраслями промышленности (ведомствами).
К отраслевой (ведомственной) унификации относят унификацию изделий одинакового или близкого назначения, изготовляемых (применяемых) одной отраслью промышленности (одним ведомством).
К унификации на предприятии (в объединении) относят унификацию изделий, изготовляемых данным предприятием (объединением).
8. Организационно-методическое руководство работами по унификации в стране, разработку научных основ межотраслевой унификации, координацию работ в этой области осуществляет Госстандарт.
9. Работы по межотраслевой и отраслевой унификации изделий возлагаются на министерства (ведомства) в части закрепленных за ними видов продукции.
Организационно-методическое руководство работами по унификации в отрасли (ведомстве) возлагается на соответствующие головные и базовые организации по стандартизации и (или) головные и базовые организации по видам техники в установленном министерством порядке.
10. Ответственность за обеспечение заданного уровня унификации вновь разрабатываемых (модернизируемых) изделий возлагается на генеральных и главных конструкторов и руководителей конструкторских бюро.
11. В целях обеспечения единого организационно-методического подхода к проведению работ по унификации в масштабе предприятия, отрасли, нескольких отраслей устанавливают следующие этапы проведения этих работ:
выбор номенклатуры изделий, подлежащих унификации;
сбор и анализ данных применяемости изделий;
проведение работ в соответствии с целями, задачами и направлениями, установленными пп.2, 3, 4;
оценка результатов работ по унификации;
разработка мероприятий по внедрению результатов работ по унификации.
Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, выбирают исходя из:
основных целей и задач унификации;
важности и перспективности изделий для народного хозяйства и требований обороны страны;
годовых объемов и типа производства изделий с учетом их экономических характеристик;
характера распределения объемов производства и потребления изделий по министерствам (ведомствам);
принятых обязательств страны на двусторонней или многосторонней основе в связи с научно-технической и экономической интеграцией и международным разделением труда.
Номенклатуру изделий, подлежащих унификации, определяют министерства, являющиеся ведущими в производстве этого вида продукции, в соответствии с требованиями заказчика (потребителя). Анализ данных применяемости проводят с целью определения области применения изделий по всему анализируемому числу типоразмеров изделий и их параметров с учетом программы выпуска.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
12. Проведение работ по унификации изделий (группы изделий) должно включать решение следующих вопросов:
определение уровней членения изделия (группы изделий) на составные части, соответствующих наилучшим возможностям для их унификации при условии выполнения требований п.5;
анализ целесообразности применения ранее спроектированных, освоенных в производстве и апробированных составных частей;
обоснование целесообразности применения впервые разработанных одинаковых составных частей;
установление соответствия номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов требованиям заданного технического уровня и качества изделия;
составление, при необходимости, ограничительного перечня изделий и материалов, разрешаемых к применению в данном проекте;
анализ возможности и целесообразности унификации групп типоразмеров составных частей, имеющих часть совпадающих функций;
обоснование оптимальности уровня унификации изделия (группы изделий) с учетом интересов сфер проектирования, производства и эксплуатации;
разработка (применение) унифицированных составных частей;
составление перечня унифицированных составных частей изделия (группы изделий);
оценка результатов работ по унификации.
13. Оценка результатов работ по унификации, предусмотренных пп.11, 12, включает в себя определение достигнутого уровня унификации изделий и технико-экономической эффективности.
Определение уровня унификации изделий и расчет технико-экономической эффективности осуществляется по методическим документам, утвержденным Госстандартом, или отраслевым методическим документам, разработанным на основе и в развитии методических документов Госстандарта и согласованных с ним.
14. Результаты работ по унификации изделии оформляют в виде конструкторской документации, альбомов типовых конструкций изделий, ограничительных перечней, а также типажей на виды продукции машино- и приборостроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
15. Планирование работ по унификации предусматривается основными направлениями экономического и социального развития СССР, планами развития отраслей промышленности, а также планами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
16. Порядок планирования показателей уровня унификации важнейшей промышленной продукции осуществляется в соответствии с положениями Государственной системы стандартизации и методическими документами, утвержденными Госстандартом.
17. Количественные и качественные требования по унификации в соответствии с задачами, указанными в п.5 для конкретных изделий, устанавливаются в технических заданиях на разработку этих изделий.
18. Контроль за выполнением плановых заданий по унификации осуществляют министерства (ведомства) в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ К ТЕРМИНАМ, ПРИМЕНЯЕМЫМ В СТАНДАРТЕ
1. Унификация изделий
Приведение изделий к единообразию на основе установления рационального числа их разновидностей
2. Показатель унификации
Количественная характеристика (совокупность характеристик) выполнения поставленной задачи (группы задач) по унификации
3. Уровень унификации изделия
Насыщенность изделия унифицированными составными частями
4. Унифицированная составная часть данной группы изделий
Взаимозаменяемая составная часть двух или более изделий данной группы или комплекса
5. Типоразмерный ряд
Совокупность типоразмеров, числовые значения главного параметра которых находятся в параметрическом ряду
6. Типоразмер изделия
Изделие данного типа конструктивного исполнения с определенными значениями параметров
Классификационная группировка изделий, сходных по назначению, принципам действия, конструктивному исполнению и номенклатуре параметров
Источник
Стандартизация и унификация
Стандартизация предусматривает установление и применение специальных правил с целью упорядочения деятельности в определенной отрасли. Вопросы стандартизации освещены в следующих стандартах: ГОСТ 1.0-68 – ГОСТ 1.26-77.
Стандарт – нормативно-технический документ, по которому установлен комплекс норм, правил, требований к конкретным изделиям и материалам и утвержденный компетентным органом.
Технические условия (ТУ) — нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс требований к конкретным изделиям и материалам, их изготовлению и контролю. ТУ утверждаются министерством или предприятием.
· Международные (например, СТ СЭВ – стандарты, действие которых распространялось с 1975года на территориях стран, входивших в Совет экономической взаимопомощи: СССР, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия);
· Отраслевые (ОСТ) – стандарты, которые распространяются на конкретную отрасль народного хозяйства и смежные отрасли, являющиеся поставщиками комплектующих изделий для данной отрасли;
· Республиканские (РСТ, СТБ);
· Стандарты предприятий (СТП).
В машиностроении под стандартизацией понимают приведение размеров, конфигурации и конструкции составных частей изделия в соответствие с требованиями стандартов, а также использование в разрабатываемом изделии, как составных частей, других изделий, выпускаемых согласно существующих стандартов.
Требования стандартов основаны на положительном практическом опыте. Стандартные изделия, как правило, массового или крупносерийного изготовления на специализированных предприятиях.
Уровень стандартизации изделия определяется:
· Коэффициент стандартизации конструкции изделия
где и — количество стандартных сборочных единиц и деталей, внесенных в головную спецификацию на изделие в целом; и — общее количество сборочных единиц и деталей, внесенных в спецификацию на изделие в целом;
· Коэффициент стандартизации сборочных единиц изделия
· Коэффициент стандартизации деталей в изделии
где и — общее количество стандартных сборочных единиц и деталей в изделии; и — общее количество сборочных единиц и деталей в изделии.
Под унификацией понимается многократное применение в конструкции изделий одних и тех же сборочных единиц, деталей и конструктивных элементов. Унификация позволяет ускорить проектирование изделий, снизить ее себестоимость, повысить надежность, в частности ремонтопригодность.
Унификация может быть внутренней, т.е. в пределах одного изделия, и внешней, когда заимствуются сборочные единицы и детали из других изделий.
Наибольший экономический эффект дает унификация с серийными изделиями, имеющими отработанную конструкцию, низкую себестоимость и широкое распространение. Унификация конструктивных элементов (фаски, галтели, посадки, резьбы, шпоночные и шлицевые соединения, зубчатые передачи) позволяет сократить номенклатуру обрабатывающего и измерительного инструмента, снизить себестоимость изготовления и затраты на ремонт.
Количественными показателями унификации являются:
· Коэффициент унификации изделия
где и — соответственно, количество унифицированных сборочных единиц и унифицированных деталей, внесенных в спецификацию на изделие в целом;
· Коэффициент унификации сборочных единиц
· Коэффициент унификации деталей
где и — общее количество унифицированных сборочных единиц и унифицированных деталей, соответственно, в изделии;
· Коэффициент унификации конструктивных элементов
где и — число принятых типоразмеров и общее число, соответственно, конструктивных элементов в изделии.
К общим показателям стандартизации и унификации относятся:
· Коэффициент применяемости
где и — общее количество деталей, унифицированных внутри изделия, и соответственно, заимствованных из других изделий; — покупные детали.
· Коэффициент повторяемости
где — число обозначенных в спецификации на изделие деталей.
Примечание: Стандартные или покупные составные части рассматриваются как покупные целые и считаются как одна деталь. При определении неразъемные сборочные единицы принимают как одну деталь. Из расчета показателей уровня унификации и стандартизации исключают крепежные детали.
Источник
Стандартизация и унификация
Унификация документов – установление одинакового комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил составления, оформления и задания трафаретных текстов.
Стандартизация и унификация
Управленческие данные в больших массивах зафиксированы в виде разной документации. Практически во всех странах документ оборотный процесс в большинстве случаев наделён похожими показателями, имеющие качества неоднократного повторения. Именно таким образом трактуется управленческий процесс. Функциональные обстоятельства обладают собственной системой решения проблематичных моментов. По данной причине осуществляемые мероприятия регистрируются в формате документов. Периодически число аналогичной документации неоправданно огромных размеров. С целью избегания отрицательной тенденции, инициативно используется стандартизация и унификация документации.
Экономическая эффективность унификации и стандартизации
Стандартизация и унификация дают значительный эффект в экономике. Данными методиками возможно:
- Понизить расходы на создание, производство и оформление документации;
- Понизить расходы на обработку документации;
- Повысить степень результативности с помощью уменьшения времени на создание документации.
Неявный экономический эффект отражается в близости осуществляемых выводов к приемлемым вариациям с помощью увеличения качества документации.
В менеджменте применяется документация, в которой присутствует комплексная доля документа и текст реквизитов. Реквизиты являются разными, однако правило применяемые к реквизитам всегда стандартные. Предметами стандартизации, а также унификации считаются форма и состав, которые входят в структуру реквизитов.
Задачи усовершенствования документации
В числе главных целей, направленных на усовершенствование документации, подчеркивают: выбор реквизитов для процедуры унификации и постановку всеобщих условий к реквизитам, включённых в разную документацию. Во время унификации реквизиты обязаны в полном объёме отвечать предназначению документации, где данная документация применяется, и методикам обработки. Одни из главных целей усовершенствования форматов документации:
- Приемлемое сокращение в многообразии перечня документации по формату и требованиям к оформлению;
- Образование, а также продвижение, как необходимый норматив конкретного лимита, позволяющего применять особо продуктивные требования и форматы оформления документации.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Аналогичные мероприятия предоставляют возможность хранить архивную документацию на продолжительный термин без ущерба качества и продуктивности применения. Стандартизация является деятельностью, направленной на определение параметров и требований для того, чтобы использовать документацию, добровольно и неоднократно. Стандартизация занимает значительное положение в процедурах урегулирования в разнообразных областях производственной деятельности, вдобавок при товарообороте изделий и увеличению конкурентной способности изделий, сервиса либо услуг.
Исходя из этого необходимо особенную заинтересованность выделять увеличению степени унификации и содержательности. Данные признаки увеличиваются по формату и существу. Данную цель возможно реализовать с помощью продвижения стандартизации документации. Стандартизация состоит из определённого количества особенных принципов. В первую очередь, это понятие устанавливает на продолжительный отрезок времени всеобщие национальные правила и нормативы, используемые во время разработки документации.
Стандартизация не исключительно устанавливает некоторое количество нормативов, которые обязательны повсеместно, кроме этого, обеспечивает гарантию выдерживания данных нормативов. Стандартизация предусматривает унификацию качеств и свойств документации на базе ввода и функционирования единообразных требований, видов и форматов для всей действующей документации. Кроме этого стандартизация фиксирует и продвигает характеристики и параметры документации, имеющие наиболее значимую функциональную обоснованность.
В данной ситуации документация имеет возможность полностью гарантировать самую высокую эффективность в управлении. Стандартизация в производственном процессе рассматривается в формате обязательных действий по использованию приемлемых нормативов и требований по регистрации документов. Данные нормативы и требования используются согласно регламенту для неоднократного и всеобщего применения. В Российской Федерации функционирует государственный стандарт по унификации структуры документооборота.
На основе данного государственного стандарта осуществляются процедуры создания и продвижения унифицированной структуры документооборота, которая имеет показатели организационного и управленческого функционирования. В делопроизводстве применяют ключевой стандарт ГОСТ Р 6.30-2003, имеющий разнообразные грани использования. Обыкновенно данный стандарт функционирует для чёткого и конкретного формирования документации разных видов собственности, на предприятиях во время создания требований, распоряжений и стандартов по поддержке административных и руководящих функций.
Деятельность по стандартизации предполагает разные итоги. Эксперты создают и внедряют стандарты на конкретные типы документации, которая регламентирует всякую область жизнедеятельности граждан либо предприятий, кроме этого на их некоторые участки. Результатом деятельности по стандартизации периодически оказывается создание нормативов по унифицированной структуре документооборота.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Унификация на государственном уровне
Унификация документации производится на уровне государства и содержится в разработке и внедрении унифицированных структур документооборота. Непосредственно унификация появилась по причине необоснованного разнообразия документации. Был поднят вопрос о значительном уменьшении стандартных документов, таким образом начало осуществляться нормирование в документообороте. То есть наведение порядка в форме и структуре документации, в языковых конструкциях, и деятельности по обработке, созданию и сохранению данных. Унификацию возможно запечатлеть в процессе однообразного формирования форматов и содержания административной и руководящей документации, фиксирующей подобные процедуры и цели в сфере управленческой деятельности. Во время выполнения унификации осуществляется:
- Создание и внедрение массивов отраслевых унифицированных видов документации.
- Создание, продвижение и деятельность непосредственно унифицированных структуры документооборота.
- Создание и внедрение отраслевых справочников технических и экономических данных, отражающих всю специфичность области использования.
В данной структуре находятся полностью все данные, необходимые для процедуры руководства в определённой сфере производства. Данную структуру создают и внедряют по обыкновению самые высокие организации администрации правительства страны. На сегодняшний день осуществляется создание и внедрение аналогичных справочников одновременно по многим направлениям, включительно тех, которые обеспечивают деятельность в области социальных, а также технических и экономических данных.
Согласно государственному справочнику Российской Федерации по управленческим документам осуществляют свою деятельность ключевые структуры управленческого документооборота: унифицированная структуры документооборота по труду, унифицированная структура исходных учётных документов, унифицированная структура документов банков, и некоторые другие унифицированные структуры документооборота, в полной мере обеспечивающие деятельность разнообразных организаций и предприятий Российской Федерации.
Стандартизация и унификация документации вплотную взаимосвязаны. Унификацию зачастую представляют в роли продуктивной методики стандартизации. Унификацию документации возможно производить индивидуально и независимо от стандартизации. В данной ситуации стандартизация как юридическое фиксирование правил, и норм унификации будет присутствовать как одна из методик её фактического отражения.
Источник
Стандартизация унификация государственный стандарт
Работы по стандартизации в России осуществляются на основе принятых Федеральных законов:
Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, разработанная национальным органом Российской Федерации по стандартизации — Росстандартом, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
Разработка указанной Концепции обусловлена необходимостью актуализации предыдущей редакции Концепции национальной системы стандартизации (НСС) Российской Федерации на период до 2010 года.
Актуализация Концепции НСС осуществлялась на основе осмысления и фиксации новых целей и задач, стоящих перед национальной системой стандартизации в контексте необходимости интенсификации экономического развития страны, ее технологической модернизации, улучшения качества жизни населения, охраны окружающей среды, усиления процессов интеграции в рамках СНГ, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и активизации процессов, связанных с вступлением Российской Федерации в ВТО, а также подготовки заключения Соглашения о сотрудничестве между Европейской организацией по стандартизацией (CEN/CENELEC) и Росстандартом.
Сбалансированная система стандартизации, построение которой предусмотрено Концепцией развития НСС до 2020 года, должна содействовать эффективному решению этих сложнейших экономических, социальных, политических и экологических задач.
- содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
- содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
- улучшение качества жизни населения страны;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- техническое перевооружение промышленности;
- повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
- добровольность применения документов по стандартизации;
- обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
- обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
- обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
- открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
- установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением;
- унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
- соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
- непротиворечивость национальных стандартов друг другу;
- доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.
К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее – национальный орган по стандартизации):
- осуществляет подготовку предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации и представляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации;
- реализует государственную политику Российской Федерации в сфере стандартизации;
- разрабатывает и утверждает программы по стандартизации, а также вносит в них изменения;
- организует работы по стандартизации в национальной системе стандартизации, международной стандартизации и региональной стандартизации, а также по межгосударственной стандартизации;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», иных государственных корпораций, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, совещательных органов по стандартизации в части разработки документов национальной системы стандартизации и осуществляет организационное и методическое руководство в этой сфере;
- организует проведение научных исследований в области стандартизации с привлечением в установленном порядке научных организаций, в том числе осуществляющих деятельность в сфере стандартизации, технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации;
- организует формирование, ведение и опубликование перечня национальных стандартов и информационно-технических справочников, ссылки на которые содержатся в нормативных правовых актах;
- утверждает правила достижения консенсуса при разработке национальных стандартов;
- устанавливает порядок проведения работ по стандартизации, определяет формы и методы взаимодействия участников работ по стандартизации, включая порядок учета предложений о разработке национальных стандартов, предварительных национальных стандартов;
- определяет порядок проведения экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации;
- организует разработку документов национальной системы стандартизации;
- утверждает, изменяет (актуализирует), отменяет документы национальной системы стандартизации, устанавливает дату введения их в действие, а также разрабатывает и регистрирует основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации, устанавливает дату введения их в действие;
- вводит в действие межгосударственные стандарты, отменяет действие межгосударственных стандартов и приостанавливает действие межгосударственных стандартов;
- регистрирует в Федеральном информационном фонде стандартов документы национальной системы стандартизации, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты и региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств;
- организует официальное опубликование документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов;
- организует издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации, а также организует размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о размере платы за их предоставление и порядка их распространения;
- организует проведение работ по оценке соответствия документов национальной системы стандартизации современному уровню научно-технического развития, а также по внесению в них изменений (актуализации) или их отмене с учетом результата таких работ;
- утверждает изображение и описание знака национальной системы стандартизации;
- организует размещение в свободном доступе на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о продукции с маркировкой знаком национальной системы стандартизации;
- заключает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации межведомственного характера в установленной сфере деятельности, в том числе по информационному обмену, применению и распространению международных стандартов, региональных стандартов и региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств на территории Российской Федерации;
- представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;
- определяет порядок и условия применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств;
- определяет с учетом потребностей экономики необходимость разработки национальных стандартов на основе международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств;
- организует формирование и ведение Федерального информационного фонда стандартов;
- принимает решения о создании и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, определяет порядок внесения изменений в решение о создании технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает положения о технических комитетах по стандартизации, о проектных технических комитетах по стандартизации, устанавливает форму заявки на участие в техническом комитете по стандартизации, утверждает форму уведомления о приеме заявок на участие в техническом комитете по стандартизации, формирует составы технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, устанавливает порядок создания, деятельности и ликвидации технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, утверждает типовое положение о техническом комитете по стандартизации;
- формирует комиссию по апелляциям, утверждает положение о комиссии по апелляциям и ее состав;
- осуществляет методическое руководство деятельностью технических комитетов по стандартизации, проектных технических комитетов по стандартизации, координацию их деятельности, контроль за их работой, мониторинг и оценку эффективности деятельности указанных технических комитетов, организует их участие в разработке международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов и других документов по стандартизации;
- дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации;
- организует подготовку кадров и дополнительное профессиональное образование в сфере стандартизации;
- обеспечивает научную и методическую поддержку проведения работ по стандартизации;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий в Российской Федерации. (pdf , 0.10 Мб)
Источник