Понятие таможенного права таможенного союза
В целом, вопрос о месте таможенного права в правовой системе является спорным.
Российские ученые Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права[1]. К.К. Сандровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права[2]. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод: «таможенное право — это институт административного права»[3].
Авторы, относящие таможенное право к отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере», но они этого не делают.
Мы выделяем таможенное право в самостоятельную отрасль права потому, что оно имеет самостоятельный специфический предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают всего предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, финансового, международного и др.
Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность (таможенные отношения) одним систематизирующим признаком — перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Автор согласен с проф. А.Ф. Ноздрачевым, который считает, что таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее, составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета — комплексной отрасли таможенного права[4].
В нашем случае, говоря о таможенном праве таможенного союза, участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Это — таможенные органы государств-членов таможенного союза, лица перемещающие товары, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.
Объект регулирования в таможенных отношениях — товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза.
Таможенные отношения имеют комплексный характер, поэтому объективно не существует потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права — комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов, в аспекте обеспечения таможенных процедур и, реализации других средств таможенной политики государств-участников таможенного союза.
Следующим веским основанием определения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов — Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТКТС), международных договоров по таможенным вопросам между Беларусью, Россией и Казахстаном, являющихся, по существу, главными источниками таможенного права таможенного союза.
Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права.
Таким образом, Таможенный кодекс таможенного союза выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность — таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодекса одновременно входят в состав других отраслей права, не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права.
Следовательно, таможенное право — не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: административное, гражданское и др. Однако, в отличие от них, присутствие норм «с двойным гражданством» в таможенном праве придает ему характер комплексной отрасли права.
Таким образом, мы выяснили наличие всех объективных условий возникновения и становления таможенного права в правовой системе государств-участников таможенного союза, а именно:
ярко выраженного союзного интереса в выделении такой отрасли в самостоятельную отрасль права;
комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права;
комбинации осуществляемых в специфических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере;
особых значительных по объему кодификационных базовых источников.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли права.
Таможенное право таможенного союза— это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Источник
Таможенное право: аспекты реализации — Таможенное дело
Правовые отношения в сфере перемещения через границу определенного государства разных объектов регулируются таможенным правом. Как отрасль права данная категория выражена в нормативных актах законодательства Российской Федерации. Ключевая специфика таможенного права в том, что его положения состоят из норм других отраслей права. Это объясняется тем, что в других законодательных актах могут содержаться нормы о правах и обязанностях граждан, полномочиях органов государственной власти, санкциях за нарушение таможенных процедурных правил.
Понятие и характеристики таможенного права
Материальные и процессуальные нормы таможенного права устанавливают возможности и обязанности участников внутренних экономических и внешних отношений и, соответственно, государства. Юридическая сила таможенных правил объясняется их закреплением в федеральных законах и других актах.
Следует выделить следующие характеристики таможенного права:
- Таможенными нормами руководствуются все лица, осуществляющие транспортировку объектов через границу.
- Действие таможенных норм распространяются на лиц, независимо от их возраста, социального положения и т.д.
- На законодательном уровне установлена ответственность за невыполнение положений таможенного права.
Государство предоставляет полномочия соответствующим органам для осуществления контроля за выполнением таможенных норм. В процессе своей деятельности представители органов не могут нарушить права и свободы граждан, злоупотреблять своими полномочиями. Это может происходить исключительно в целях предотвращения совершения определенных правонарушений. Например, задержание человека, что незаконно пересекает границу. В таком случае, представители органов государственной власти могут применить силу и ограничить право этого человека на свободу передвижения.
Суть таможенного права
Предмет таможенного права – правоотношения, возникающие при перемещении определенных товаров или транспортных средств через границу государства. Предмет этой отрасли права четко ограничен территориальной сферой. Под действие таможенных норм попадают объекты, что перемещаются через границу.
Методы таможенного права:
- Административный метод. В рамках данного метода органы государственной власти реализуют свои полномочия, выдавая властные предписания, которыми обязаны руководствоваться все лица, пересекающие границу.
- Гражданский метод. Указанная категория касается коммуникации между лицами, что непосредственно самостоятельно пересекают границу, или осуществляют перемещение товаров.
Нормативным выражением осуществления перемещения товаров является таможенное дело. Порядок перемещения транспортных средств и товаров жестко регулируется установленными процедурными нормами, отклонение от которых предусматривает ответственность.
С целью контроля деятельности лиц, пересекающих границу, таможенные органы используют следующие средства: разрешение, запрет и обязанность.
Указанные выше средства характерны для всех отраслей права. Исключение из них и вероятная альтернатива возможны, но з четкими ограничениями. Например, физическое лицо для организации перевозки товаров может обратиться к брокеру. Брокер выступает своеобразным посредником, предоставляя услуги заказчику, и сотрудничая с таможенными органами.
Таможенные правоотношения возникают в момент перемещения объекта. Важно отметить, что даже во время участия брокера в непосредственном перемещении товаров, физическое лицо, которое пользуется его услугами, также является участником таможенных процедур.
Специфика таможенных отношений в том, что они возникают исключительно на основе таможенного порядка. Его нормы имеют материальный характер, потому что достаточно часто касаются перемещения материальных средств и вещей. Обязательным участником таможенных правоотношений является орган государственной власти.
Таможенный орган – это субъект права, уполномоченный государством на деятельность в сфере регулировки таможенных правоотношений. Все возможности таможенного органа четко ограничены нормами таможенного законодательства. Важно отметить, что система норм регулирует деятельность совершенно разных органов, не связанных между собой.
Таможенные правоотношения: состав, специфика
Таможенное правоотношение включают в себя содержание, объект, субъект.
Субъект – участник таможенных правоотношений, который силой закона наделен определенными обязанностями и полномочиями. В их число входят не только органы государственной власти, но и предприятия, организации, физические лица.
Юридические лица являются самостоятельными участниками правоотношений, но действуют в лице уполномоченных представителей. Они могут выступать сторонами договорных отношений, пользоваться услугами брокера, но, фактически, перевозку товаров будет осуществлять представитель. В юридического лица существует обязанность предоставлять документы, подтверждающие полномочия представителя.
Анализ норм таможенного законодательства позволяет разделить субъектов на специальных и других. Специальные субъекты – органы таможенного дела, что наделены специфическими полномочиями. Указанные полномочия зависят от конкретной ситуации и регулируются нормативными актами.
Представитель органа государственной власти может осуществлять действия исключительно в пределах своей компетенции и порядка, регламентирующего его деятельность. Это объясняется тем, что в случае нарушение таких норм, он несет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Другими субъектами являются люди, юридические лица, международные организации, на которых распространяется действие норм таможенного права.
Объект таможенного права характеризует то, на что направлены действия участников таможенных отношений. Это определенный порядок перемещения товаров или транспортных средств через линию границы. Таможенное право делится на Общую и Особенную часть. Общая часть включает в себя институты, регулирующие метод, предмет, правовой статус участников таможенного права, перечень уполномоченных органов. Особенная часть включает нормы о непосредственном перемещении лиц, средств и товаров через границу.
Источники таможенного права являют собой совокупность нормативных актов различного уровня. Нужно отметить, что органы руководствуется также специальными должностными инструкциями, внутренними положениями, протоколами. Довольно часто в них содержатся разъяснения относительно компетенции органов и применении ими мер в отношении других участников таможенных правоотношений.
Цель таможенного права – регулирование таможенных правоотношений с максимальным соблюдением прав и интересов участников. Для успешного осуществления таможенных операций, нормами законодательных актов должны руководствоваться все его субъекты.
Источник
Источники таможенного права: акты международного права, акты РФ, система источников
Источники таможенного права представляют собой форму выражения таможенных норм права. Теория государства и права вместе с категорией «источники права» использует понятие «формы права».
Система источников таможенного права включает несколько составляющих (рис. 1):
- международные правовые акты;
- нормативно-правовые акты РФ;
- акты судебного правотворчества;
- правовые обычаи.
Рисунок 1. Состав источников таможенного права
Существует несколько характеристик системы источников таможенного права:
- Российское законодательство о таможне, которое включает нормативно-правовые акты федерального уровня, поскольку регулирование в этой области происходит с помощью норм Конституции РФ и относится к ведению федеральных органов власти в государстве.
- Исключительное значение в системе источников имеют международные правовые акты, поскольку таможенное дело тесным образом взаимосвязано с международными договорами и ведется сегодня с соблюдения условий Таможенного союза.
- Система источников предполагает исключительную роль подзаконных актов, которые издаются на уровне ФТС России и ЕЭК.
Акты международного права в качестве источников таможенного права
Таможенное дело напрямую относится и связано с заключением международных договоров и контактов. Современная концепция развития администрирования в рамках таможни состоит в стремлении к общей стандартизации и унификации норм, которые регламентируют международную торговлю в общем и в частности таможенное дело. По этой причине значение международных актов права в системе регулирования таможни с каждым днем растет.
Важно помнить положение о том, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ и частью 10 статьи 4 Закона о таможенном регулировании международные правовые акты обладают приоритетным положением перед национальными законодательными актами.
Источники таможенного права Таможенного союза начали использоваться с началом функционирования Таможенного союза (ТС), когда общий вес международных договоров в сфере таможенного дела стал существенно расти. Отметим, что в рамках ТС международные акты права играют существенную роль во всей системе источников таможенного права. Международные договора ввели в действие узловую документацию в области таможенного регулирования, прежде всего Таможенный Кодекс ТС.
Нормативно-правовые акты РФ
Основным правовым документом, которые стоит во главе системы нормативных правовых актов, представляющих регулирование таможенных отношений, стоит Конституция РФ. Большая часть конституционных положений могут напрямую или косвенным образом устанавливать базовые принципы и основы таможенного права.
Принципиальным значением в установке исходного начала таможенного дела в нашем государстве обладают нормы, которые закрепляют единое экономическое пространство, свободу перемещения продукции, услуг и финансов, поддержание конкуренции, свободу экономической деятельности.
Рассмотренные нормы Конституции представляют собой базис для работы основных принципов таможенного права, включая принципы перемещения продукции через границу таможни.
Основополагающим может являться конституционный принцип, который обеспечивает единство проведения политики государства на всей территории нашей страны. Он способен предопределить единство таможенной политики России.
Огромным значением для системы таможенного права обладает 15 статья Конституции РФ. Она включает положение о том, что признанные всеми принципы и нормы международного права, как и заключение международных договоров РФ, входят в состав правовой системы нашей страны по причине того, что международные акты права имеют, как было сказано выше, исключительное значение в системе таможенного регулирования.
Основа работы органов таможни в области информирования и консультаций представлена нормами, которые направлены на официальную публикацию для всеобщего сведения нормативов и актов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека. Они включают также обязанности органов власти в государстве, их должностных лиц по обеспечению возможности ознакомить каждого с документацией и материалами, которые прямо затрагивают их свободы и права.
Большим значением для регулирования правоохранительной деятельности таможни обладают нормы, отраженные в Конституции. Они гарантируют права человека при использовании соответствующих мер юридической ответственности.
В качестве примера могут выступать нормы ч. 1 ст. 54 Конституции РФ. Они гласят, что закон, который устанавливает или отягчает ответственность, не обладает обратной силой. Так, нормы статьи 19 закрепляют принцип равенства любого человека перед законом и судом. Огромную роль в этой области играют нормы Конституции, касающиеся неприкосновенности жилья (ст. 25), судебной защиты прав и свобод (ст. 46), гарантий получения квалифицированной юридической помощи (ст. 48) и др.
Принципиальным значением для таможенного дела обладает и п. «ж» ст. 71 Конституции РФ. Именно он относит к ведению нашего государства формирование правовой основы единого рынка, включая регулирование финансов, валюты, таможни.
Федеральные законы, рассматривающие вопросы таможенного регулирования, должны быть обязательно рассмотрены Советом Федерации.
На таможенное регулирование направлена и 74 статья Конституции. Она гласит, что на территории нашей страны запрещена установка таможенных границ, пошлин, сборов, а также других препятствий для свободного движения продукции, услуг и финансов. Рассматриваемые ограничения могут быть введены в соответствии с ФЗ и при необходимости обеспечения безопасности, защиты здоровья и жизни человека, охраны природы и культуры. Данными нормами Конституции закреплен и принцип единства таможенной территории.
В состав федеральных конституционных законов включены нормы, непосредственно сконцентрированные на таможенном регулированием.
С целью дать характеристику источникам таможенного права, гораздо большую роль играет анализ системы федерального законодательства, которое включает нормы таможенного права.
Для того, чтобы систематизировать эту категорию источников, важно условно разделить все федеральные законы в этой области на 2 категории:
- ФЗ, цель которых состоит в осуществлении таможенного регулирования;
- ФЗ, которые включают нормы таможенного права.
В первой категории ФЗ основное место занимает Закон о таможенном регулировании. На практике он используется в качестве кодифицированного акта в сфере таможенного дела. Его основная задача состоит в формировании основ таможенно-правового регулирования на уровне РФ в качестве страны-участницы ТС. Закон представляет собой необходимое продолжение ТК ТС и составляет единое целое с ним.
Принципиальным значением для системы источников обладает ФЗ № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он установил предел государственного вмешательства в эту предпринимательскую сферу и раскрыл правовой механизм, связанный с таможенным делом и направленный на регулирование внешней торговли. Особенным образом отметим нормирование с помощью этого акта основ использования мер нетарифного регулирования.
Сохранил собственное значение и Закон РФ «О таможенном тарифе», вне зависимости от того, что со времени его принятия он претерпевает существенные изменения. Этот Закон установил базовые принципы тарифного регулирования, дополнил акты Таможенного союза.
Выделяют и законодательные акты федерального уровня. Их можно отнести к регламентации использования определенных мер воздействия государства на экономику, включая:
- ФЗ № 165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Он регламентирует использование специальных защитных мер от недобросовестной конкуренции в отношении зарубежных импортеров;
- ФЗ № 183 «Об экспортном контроле». Он концентрируется на предотвращении распространения оружия массового поражения, включая его компоненты. Призван защищать национальные интересы, которые связаны с ВПК;
- Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
В число источников таможенного права входит и ФЗ «О службе в таможенных органах». Он осуществляет регламентацию правового статуса работников таможенных органов. Область использования данного акта сузилась после появления на таможне второй категории — государственных гражданских служащих. На них действие ФЗ не распространяется.
Вторую категорию федеральных законодательных актов составляют законы, включающие нормы таможенного права вместе с нормами другой отрасли.
Примером может являться ФЗ № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле». Он формирует основу перемещения зарубежной валюты через границу таможни. Еще один пример подобных актов представлен Налоговым Кодексом, который регламентирует уплату налогов по причине ведения внешней торговли. Также КоАП представляет собой один из примеров, поскольку устанавливает санкции за административные правонарушения в сфере таможенного дела.
Важнейшими и многочисленными источниками также считаются подзаконные правовые акты, которые касаются таможенного дела.
Роль президентских указов в качестве источников состоит в нескольких положениях.
- Сегодня Президент РФ определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. По этой причине место таможенных органов среди органов исполнительной власти предопределяется посредством актов Президента (в первую очередь, это Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
- Президент имеет особенные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, включая полномочия в области нормативно-правового регулирования перемещения продукции, которая подлежит экспортному контролю.
- Президент нашей страны регламентирует некоторые вопросы, касающиеся статуса таможенных органов и прохождения службы в них (Указы Президента РФ № 21, 52, утверждающие описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов РФ).
Что касается актов Правительства РФ, то их можно считать основной категорией актов для осуществления таможенного регулирования, поскольку в 3 статье Закона о таможенном регулировании говориться о том, что Правительство РФ руководит таможенным делом в нашей стране. В первую очередь, постановления Правительства регламентируют использование соответствующих мер тарифного и нетарифного регулирования. Это предусмотрено в такой степени, в которой они не регулируются посредством актов ТС. Правительство РФ определяет регламент порядка использования по каждой отдельной таможенной процедуре в случае, если это предусматривает ТК ТС и Закон о таможенном регулировании.
Правительство также осуществляет руководство работой ФТС России, издавая акты по правовой регламентации ее работы.
Большее число нормативно-правовых актов органа исполнительной власти в области таможенного дела представлено актами ФТС России. Она уполномочена проводить нормативное регулирование в этой области. Акты ФТС России охватывают всю систему правовых отношений в таможенном деле, включая порядок включения в реестры лиц, которые ведут работу в сфере таможенного дела, правовую регламентацию осуществления таможенных операций, нормирование способов и форм таможенного контроля.
В эту же категорию необходимо включить не отмененные акты ГТК России, которые не противоречат ТК ТС. С 2004 по 2006 год полномочия в области регулирования таможни принадлежали Минэкономразвития России. По этой причине есть некоторые не отмененные акты этого органа государственной власти, которые представляют собой источники таможенного права.
Поскольку ФТС России представляет собой единственный орган исполнительной власти, который имеет полномочия в таможенном деле, то акты других министерств и федеральных служб не могут иметь существенного значения в таможенно-правовом регулировании. Исключением являются акты Министерства Финансов России, которое имеет право (ч. 3 ст. 3 Закон о таможенном регулировании) регулировать сферу таможенных платежей и определять таможенную стоимость товаров.
Для субъектов РФ и органов местного самоуправления не предусмотрены полномочия по осуществлению нормативно-правового регулирования таможенного дела.
Источник
Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 статья 11 настоящего Кодекса (за исключением подпункт 10 пункта 1) применяется только в случаях вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин
Статья 11. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 ноября 2004 г. N 139-ФЗ в пункт 1 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
1. В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значениях:
1) товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;
2) российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;
3) иностранные товары — товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
4) товары, находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;
5) транспортные средства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
6) статус товаров и транспортных средств для таможенных целей — наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;
7) перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом;
8) ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
9) вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.
К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;
ГАРАНТ:
Согласно письму ФТС России от 29 июня 2010 г. N 01-11/31847 подпункт 10 пункта 1 статьи 11 настоящего Кодекса не применяется с 1 июля 2010 г., за исключением случаев вывоза из РФ в государства — члены таможенного союза товаров, в отношении которых до 1 июля 2010 г. были установлены ставки вывозных таможенных пошлин. Вместо него применяется подпункт 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС
10) незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;
Источник
Источники таможенного права (понятие и виды). Субъекты таможенного права (понятие, классификация и общая характеристика).
Источники таможенного права – совокупность нормативно-правовых актов различных государственных и надгосударственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права.
Источники таможенного права:
1. Конституция РФ (нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в РФ).
Например, в соответствии с ч. 1 ст. 74 Конституции РФ, на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; пункт «ж» ст. 71, в соответствии с которым таможенное регулирование отнесено к ведению РФ.
2. Международные договоры и соглашения государств-членов ТС (нормы таможенного права).
Например, ТК ТС; решения КТС, например «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования»; решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, например «Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС)»; соглашения между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК, например «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
4. Федеральные законы.
Законы как источники таможенного права можно условно подразделить на две группы: таможенные законы, основным содержанием которых являются именно таможенные вопросы, и иные законы, в которых содержатся нормы таможенного права. К первой группе относится ФЗ-311 «О таможенном регулировании в РФ», ко второй – федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.
5. Подзаконные нормативные акты:
— указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 22.11.2016 г. № 611 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий»);
— Постановления Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе»);
— Ведомственные нормативные акты (локальные, Приказы ФТС России) (Приказ ФТС России от 17.02.2016 № 294 «Об утверждении Положения о Центральной энергетической таможне»).
Приказы являются наиболее многочисленными нормативными актами, регулирующими как крупные блоки таможенного дела, так и его отдельные части.
Субъекты таможенного права – физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица, таможенные органы, государственные служащие таможенных органов, международные организации и др. Это участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями в таможенной сфере.
Специальные субъекты – таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и учреждений системы таможенных органов, т.е. субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного органа либо учреждения системы таможенных органов по реализации компетенции таможенных органов.
Иные субъекты – юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса.
16. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной̆ власти.
Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет федеральную службу как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела принадлежат Федеральной таможенной службе РФ.
Правовой статус ФТС определен Положением «О Федеральной таможенной службе», (утв. постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809), а также ТКТС.
Содержание правового статуса ФТС в качестве федерального органа исполнительной власти составляют его полномочия на осуществление функций контроля и надзора в области таможенного дела. Данные функции выражены в контроле над исполнением субъектами таможенных правоотношений требований таможенного законодательства и надзоре за ним, в выдаче разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.
Будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, ФТС России осуществляет в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС, как и федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами.
Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФТС в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами, составляющими право ЕАЭС, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, нормативными актами ЦБ РФ.
В рамках правового статуса ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и свои представительства в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Среди полномочий ФТС можно выделить:
— взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность их уплаты, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию.
— таможенное оформление и таможенный контроль; принимает решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и обеспечивает опубликование таких решений; в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности; принимает предварительные решения о классификации товара в соответствии ТН ВЭД, о происхождении товара из той или иной страны.
— ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведет реестры банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности; аннулирует квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; выдает лицензии на учреждение свободного склада; выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению.
— осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
— осуществляет производство по делам об АП и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством об АП; дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; в соответствии с законодательством – оперативно-розыскную деятельность.
— разрабатывает и создает используемые таможенными органами информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения;
— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует профессиональную подготовку ДЛТО, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
— ведет статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику; безвозмездно информирует и консультирует участников внешнеэкономической деятельности; рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок. ФТС взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Источник