Таможенная территория ЕАЭС
Таможенная территория Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) возникла на базе договорённостей между вошедшими в него странами. В состав таможенной территории Союза входят государства — члены ЕАЭС: Армения; Белоруссия; Казахстан; Киргизия; Россия. Единая таможенная территория таможенного союза – это территории всех стран, входящих в Союз, а также иных объектов, относящихся к их юрисдикции. Внутри таможенной территории стран ЕАЭС достигнута договорённость о свободном перемещении товаров, рабочей силы, капитала и услуг. Постоянно действующим органом, регулирующим вопросы, связанные с функционированием ЕАЭС, включая таможенные, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Основным документом на основе которого осуществляется таможенное регулирование, является Таможенный кодекс ЕАЭС. Это позволяет проводить общую политику по тарифному и нетарифному таможенному регулированию по отношению к странам, не вошедшими в ЕАЭС.
Страны, составляющие территорию ЕАЭС
Страны, составляющие территорию ЕАЭС представляют собой особую форму торгово — экономической интеграции. На единой таможенной территории ЕАЭС отменены все таможенные барьеры, т.е. за перемещение товаров между странами, вошедшими в Союз не нужно платить таможенные платежи. На Территории государств членов таможенного союза действует Единый таможенный тариф (ЕТТ), единое таможенное законодательство. Территорию государств членов ЕАЭС очерчивает таможенная граница, отделяющая их от стран, не вошедших в страны ЕАЭС. К таможенной границе относятся таможенные пункты пропуска, через которые осуществляется ввоз и вывоз товаров. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат обязательному таможенному оформлению.
Источник
Таможенный союз как единая таможенная территория
Технические регламенты Таможенного союза (ТС)
Основные задачи комиссии таможенного союза
Структура Секретариата включает в себя целый ряд департаментов, а именно:
— Департамент таможенного администрирования;
— Административный департамент;
— Департамент торговой политики;
— Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
— Департамент финансовой политики;
— Правовой департамент;
— Департамент политики в области санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер и технического регулирования;
— Научно-экспертный совет.
Таможенная территория Таможенного Союза
Одним из ключевых понятий, фигурирующих в договоре о заключении таможенного союза, является таможенная территория. Таможенная территория таможенного союза включает в себя таможенные территории стран, являющихся участниками Таможенного союза. В частности, в состав единой таможенной территории Таможенного союза входит территория Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также искусственные острова, объекты и другие сооружения, находящиеся за пределами вышеназванных государств, на которые распространяется исключительная юрисдикция государств-участников таможенного союза. Пределы таможенной границы таможенного союза определяется пределами таможенной территории.
Согласно условиям международных договоров, заключенных между странами-участниками Таможенного союза, в качестве таможенной границы могут выступать границы отдельных территорий, расположенных на территории стран-участников таможенного союза. Документом, определяющим правила осуществления внешнеэкономической деятельности на территории государств-участников Таможенного союза, является действующая редакция Таможенного кодекса Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, принятая 16.04.2010.
Таможенный кодекс Таможенного союза включает в себя следующие разделы:
1. Раздел основных положений, в котором содержатся применяемые термины, понятия таможенной стоимости, таможенной статистики, страны происхождения товаров, ЕТН ВЭД.
2. Раздел таможенных платежей. В этом разделе представлен порядок начисления таможенных пошлин и налогов, возврата средств, сроков уплаты, принудительного взыскания, обеспечения уплаты различных таможенных платежей.
3. Раздел таможенного контроля, в котором указаны формы и порядок проведения таможенного контроля, таможенной экспертизы, проверок, задержания товаров, а также система управления рисками.
4. Раздел таможенных операций, содержащий перечень операций, которые предшествуют подаче таможенной декларации. В данном разделе представлен порядок временного хранения, а также убытия и прибытия товаров с таможенной территории Таможенного союза.
5. Раздел таможенных операций, требуемых для проведения таможенных процедур помещения товаров. В данном разделе представлены общие понятия, касающиеся порядка таможенного декларирования, а также выпуска товаров.
6. Раздел таможенных процедур, касающихся оформления таможенного транзита грузов, экспорта товаров, беспошлинной торговли, таможенного склада, временного вывоза и ввода с территории ТС, порядка реэкспорта и реимпорта, отказа в пользу государства и уничтожения товара и пр.
7. Раздел, содержащий особенности перемещения определенных категорий товаров через таможенную границу, а также особенности проведения таможенных операций в отношении данных товаров.
8. Раздел переходных положений Таможенного Кодекса Таможенного союза.
Следует отметить, что помимо Таможенного Кодекса порядок таможенного оформления грузов регулируется также другими внутригосударственными законами и международными правовыми актами, заключенными между государствами-участниками таможенного союза. Знание всех особенностей процедуры таможенного оформления позволяет предотвратить возникновение спорных вопросов в отношении определения кода товара и стоимости груза.
- Москва
(495) 255-02-71 - Волгоград
(844) 259-53-11 - Мурманск
(8152) 21-50-78 - Новосибирск
(383) 285-07-47 - Рязань
(4912)51-28-71 - Саратов
(845) 265-00-43 - Тула
(487) 252-50-47 - Санкт-Петербург
(812) 64-56-048 - Воронеж
+79999-7-99994 - Нижний Новгород
(831) 281-32-77 - Красноярск
+7-9999-7-99994 - Самара
(846) 201-22-47 - Подольск
(495) 66-99-048 - Челябинск
(351) 22-00-147
Копирование и использование информационных материалов размещенных на сайте разрешается только с письменного согласия руководства компании. карта сайта
Источник
Страны ЕАЭС
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, ЕАЭС обеспечивает странам — участникам свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Согласованная политика и кооперация в различных сферах экономики, в том числе — снижение бюрократических и таможенных барьеров, должны создавать всем странам условия для стабильного развития опережающими темпами.
Продажа товаров между государствами – членами ЕАЭС осуществляется без таможенного контроля, соответственно, такие товары не облагаются таможенными пошлинами и сборами. Порядок взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при поставке товаров между государствами — членами ЕАЭС регулируется Договором о Евразийском экономическом союзе.
Организация ВЭД
Таможенный союз ЕАЭС
Идея создания на постсоветском пространстве единого таможенного пространства декларировалась ещё в 1995 году. Ещё до образования ЕврАзЭС, в 2007 году официально появился Таможенный союз (ТС) России, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня все страны — участники ЕАЭС обязательно входят в новый Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС). В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами Всемирной торговой организации (ВТО).
Все страны-участники Таможенного союза ЕАЭС применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Именно это правило в значительной степени тормозит расширение ЕАЭС за счёт вступления новых государств.
Источник
ВЭД на территории Таможенного союза
Экономическая интеграция стран-участников ЕАЭС предусматривает единые таможенные границы и таможенную территорию. В связи с этим, внешнеэкономическая деятельность на территории Таможенного союза имеет свои особенности.
Что такое Таможенный союз
Таможенный союз ЕАЭС – это экономическое соглашение между участниками Евразийского союза. Его главная цель – создание особых, комфортных условий для торговли и развития взаимовыгодных экономических отношений.
После развала СССР и неудачной попытки полной экономической интеграции, уже ставших независимыми друг от друга государств, было принято решение кардинально пересмотреть этот подход. Было понятно, что воссоздание прежних экономических отношений в новых условиях невозможно. В начале 1995 года руководители России, Казахстана и Беларуси подписали Соглашении о создании Таможенного союза. За его основу был взят принцип беспошлинной торговли. Отдельные пункты только созданного ТС все еще имели множество проблем, однако направление реализации единого экономического пространства было взято верное.
Со временем Таможенный союз претерпел множество изменений. Сейчас он выполняет все функции, возложенные на него и соответствует актуальным требованиям подобных организаций.
На данный момент, в состав ЕАЭС входит пять государств: Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Также обсуждается вступление в Таможенный союз Туниса, Сирии и Узбекистана.
Основные цели и выгоды ТС
Главная цель, которую преследовало создание Таможенного союза – это взаимная помощь и развитие экономики стран постсоветского пространства. Достичь ее планировалась следующим образом:
- увеличить товарооборот и рынок сбыта товаров;
- стимулировать производство конкурентоспособных и качественных товаров;
- защитить и стабилизировать экономики стран ЕАЭС.
Членство в Таможенном союзе также предоставляет следующие выгоды для участников ВЭД:
- отмена таможенных пошлин и налоговые льготы;
- общие и унифицированные методы оценки качества товаров;
- общее таможенное пространство позволило уменьшить негативное влияние бюрократии.
Регулирование внутреннего рынка Таможенного союза
Экономические отношения внутри Таможенного союза регулируются Таможенным кодексом ЕАЭС. В данном документе обозначены основные способы таможенного регулирования между странами-участниками ЕАЭС, а также порядок и условия перемещения товаров через границы ТС.
Также для ТС существует единая «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» (ТН ВЭД). В этом документе описаны, разделены на категории и идентифицированы все возможные виды товаров.
На внутреннем рынке Таможенного союза не применяются:
- ввозные и вывозные пошлины, налоги и сборы;
- меры нетарифного регулирования.
Также в таможенном союзе устанавливается единый порядок:
- условий для перемещения товаров;
- совершения таможенных операций;
- уплаты таможенных платежей;
- регулирования отношений между декларантом и таможенными органами.
Любой товар, произведенный на территории Таможенного союза, либо законно ввезенный и очищенный от всех таможенных пошлин, признается товаром Таможенного союза и может свободно перемещаться и реализовываться в пределах его границ.
Сделки внутри Таможенного союза
Поскольку на всей территории таможенного союза действует единый внутренний рынок товаров и услуг при импорте, либо экспорте между государствами-участниками не применяются таможенные пошлины, система нетарифного регулирования и другие ограничения на ввоз товара.
Однако, подобные преференции не отменяют работу и обязанности специализированных органов по таможенному контролю за статистикой и перемещением товаров.
Согласно 278 статье Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ…». Декларант обязан предоставить на таможню статистическую форму учета перемещения товаров.
Валютное регулирование на территории Таможенного союза
Помимо таможенного контроля, соответствующие органы также осуществляют и его иные виды. Один из которых – это валютный.
Основные положение о валютной политике изложены в четвертом разделе Договора о Евразийском экономическом союзе «Валютная политика».
Сотрудничество в данной сфере преследует следующие цели:
- свободное движение капитала на всей территории Таможенного союза;
- укрепление роли национальных валют в международной торговле и международных инвестициях;
- взаимная конвертируемость национальных валют.
Реализация идеи Таможенного союза позволило создать единое экономическое пространство на огромной территории. За все время его существования удалось сделать очень многое в сфере развития экономики стран-участниц ЕАЭС. Не мало было сделано и с точки зрения законодательства. Сейчас действует множество унифицированных документов в сфере таможенного дела, которые облегчают работу и взаимодействие в области ВЭД.
Источник
Таможенный союз ЕАЭС 2021
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г
Цели Таможенного союза
Содержание
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
«Таможенный кодекс ЕАЭС»
Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;
Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;
Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Источник