Надзорные органы за исполнением техрегламентов Таможенного союза
Таблица соответствия тех.регламентов и закрепленных за ними надзорных органов:
Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 №407 (ред. от 24.06.2017) «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза». Дата вступления в силу — 12.04.2014, изменен 24.06.2017:
«О безопасности низковольтного оборудования»
Росстандарт (не для нужд потребителей)
«О безопасности машин и оборудования»
Ростехнадзор
(на ОПО, а также в отношении подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах))
Росстандарт
(не для нужд потребителей, и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания), изготовления, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации)
ФСИН,
ФСБ, ФСО, СВР, ГУСП
(на своих объектах)
Ростехнадзор (на стадии эксплуатации)
Росстандарт
(связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования (включая изыскания) и изготовления, а также монтажа)
Минобороны,
ФСИН,
ФСБ, ФСО, СВР, ГУСП
(на своих объектах)
«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»
Ростехнадзор (на ОПО)
Росстандарт (на других объектах)
«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»
Ростехнадзор (на ОПО)
Росстандарт (на других объектах)
«Электромагнитная совместимость технических средств»
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»
«О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям»
Росстандарт (на стадии их выпуска в обращение и обращения на рынке)
Росприроднадзор,
органы исполнительной власти
субъектов РФ
(при осуществлении государственного экологического надзора в пределах установленной компетенции)
Постановление Правительства РФ от 23.12.2014 №1447 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе». Дата вступления в силу — 02.01.2015:
«О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе»
Постановление Правительства РФ от 22.12.2014 №1443 (ред. от 13.01.2016) «О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Дата вступления в силу новой редакции — 23.01.2016:
«Безопасность автомобильных дорог»
Постановление Правительства РФ от 16.10.2015 №1108 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Дата вступления в силу — 27.10.2015:
«О безопасности колесных транспортных средств»
Таким образом за Ростехнадзором закреплено наибольшее количество тех.регламентов:
1. «О безопасности машин и оборудования» — Решение Комисии Таможенного Союза от 18.10.2011 №823 (ред. от 16.05.2016) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (вместе с «ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности машин и оборудования»)»
2. «Безопасность лифтов» — Решение Комисии Таможенного Союза от 18.10.2011 №824 (ред. от 04.12.2012) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (вместе с «ТР ТС 011/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»)»
3. «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» — Решение Комисии Таможенного Союза от 18.10.2011 №825 (ред. от 25.10.2016) «О принятии
технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (вместе с «ТР ТС 012/2011. Технический регламент Таможенного
союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»)»
4. «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» — Решение Комисии Таможенного Союза от 09.12.2011 №875 (ред. от 03.02.2015) «О принятии технического
регламента Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (вместе с «ТР ТС 016/2011. Технический регламент Таможенного союза. О
безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе»)»
5. «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» — Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 №41 «О техническом регламенте Таможенного союза
«О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (вместе с «ТР ТС 032/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования, работающего
под избыточным давлением»)»
6. «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» — Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 №57 (ред. от 17.03.2017)
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (вместе с «ТР ТС 028/2012.
Технический регламент Таможенного Союза. О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе»)»
7. «Безопасность автомобильных дорог» — Решение Комисии Таможенного Союза от 18.10.2011 №827 (ред. от 12.10.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»)»
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Источник
Таможенный союз контроль роспотребнадзором
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (подготовлен Роспотребнадзором 03.08.2016)
Досье на проект
Во исполнение пункта 31 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 500 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3936), приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Порядок информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря — заместителя руководителя Роспотребнадзора М.С. Орлова и заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | А.Ю. Попова |
Руководитель Федеральной таможенной службы | А.Ю. Бельянинов |
Приложение
к приказу Роспотребнадзора и
ФТС России
от ________________ N ____/____
Порядок информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации
I. Общие положения
1. Порядок информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — Порядок) предназначен для обеспечения реализации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службой Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 500 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3936, Собрание законодательства Российской Федерации, 2012 N 18, 2227) (далее — Правила санитарно-карантинного контроля).
2. В соответствии с Порядком Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная таможенная служба организовывают информационное взаимодействие.
3. Информационное взаимодействие между Роспотребнадзором и ФТС России осуществляется в соответствии с технологической картой межведомственного взаимодействия при реализации государственной функции "Осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (далее — ТКМВ).
II. Организация информационного взаимодействия
4. Роспотребнадзор и ФТС России организовывают взаимный обмен информацией (сведениями) контроля и (или) документами, в том числе с использованием информационных систем и технологий при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее — пункты пропуска).
5. Должностные лица таможенных органов при проведении санитарно-карантинного контроля осуществляют проверку документов в отношении подконтрольной продукции (далее — документальный контроль) в пунктах пропуска и используют автоматизированную систему таможенного оформления и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска (далее — АС "ПП").
Должностное лицо таможенного органа с помощью АС "ПП":
формирует электронные запросы в Роспотребнадзор и получает ответы, необходимые для проведения таможенными органами санитарно-карантинного контроля в рамках утвержденной ТКМВ;
принимает информацию о принятом решении по результатам проведенных должностными лицами Роспотребнадзора оценки и осмотра (досмотра) подконтрольной продукции (в рамках новой ТКМВ после её технической реализации);
принимает решение о разрешении ввоза, о запрете ввоза подконтрольной продукции на единую таможенную территорию Таможенного союза либо о направлении подконтрольной продукции для проведения досмотра товаров должностными лицами Роспотребнадзора и фиксирует результаты документального контроля.
5.1. При проведении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска должностное лицо Роспотребнадзора использует разработанный Роспотребнадзором электронный сервис.
Должностное лицо Роспотребнадзора с помощью электронного сервиса:
принимает электронные запросы о необходимости проведения оценки (осмотра, досмотра) подконтрольных товаров (в рамках новой ТКМВ после её технической реализации);
принимает решение о разрешении или запрещении ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров и фиксирует результаты проведенного осмотра (досмотра) (в рамках новой ТКМВ после её технической реализации);
информирует должностных лиц таможенных органов о принятом решении по результатам осмотра (досмотра) подконтрольных товаров в рамках новой ТКМВ после её технической реализации).
6. Роспотребнадзор обеспечивает:
6.1. Работоспособность электронного сервиса по приему и передаче информации через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ).
6.2. Предоставление в ФТС России сведений в электронном виде в рамках утвержденной ТКМВ, а также сведений из реестра свидетельств о государственной регистрации (единая форма Таможенного союза, российская часть) (далее — российский реестр), ведущегося Роспотребнадзором в соответствии с Решением комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299;
6.3. Оперативное доведение до ФТС России информации о введенных Роспотребнадзором запретах и ограничениях на ввоз подконтрольной продукции, а также запретах и ограничениях, вводимых другими государствами — членами Таможенного союза.
7. ФТС России обеспечивает:
7.1. Работоспособность АС "ПП".
7.2. Представление в течение рабочего дня в Роспотребнадзор:
сведений в электронном виде в рамках ТКМВ;
информации о выявленных должностными лицами таможенных органов нарушениях в пунктах пропуска при проведении документального санитарно-карантинного контроля (в рамках новой ТКМВ после её технической реализации).
8. Роспотребнадзор и ФТС России взаимно информируют друг друга в возможно короткий срок о временной неработоспособности и продолжительности отсутствия доступа к электронным сервисам с использованием электронного почтового ящика единой СМЭВ или других доступных средств связи в случаях:
проведения предстоящих технических работ;
возникновения внештатной ситуации.
Обзор документа
Проектом приказа закрепляется, что Роспотребнадзор и ФТС России организуют взаимный обмен информацией (сведениями) контроля и (или) документами, в том числе с использованием информационных систем и технологий, при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через госграницу России.
Источник
Таможенный союз
Таможенный союз – это соглашение нескольких государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними. На сегодняшний день в Таможенный союз входят три государства – Казахстан, РФ и Беларусь. Согласно договорённостям между государствами существует единая таможенная зона, на территории которой отменены пошлины. У ТС будет своя база Единых технических регламентов (первый такой технический регламент «О безопасности пищевой продукции» уже разработан) и свои Единые документы, как например Свидетельство о Гос. регистрации товара ТС, которое уже действует с 1 июля 2010.
Для создания Таможенного союза было подписано несколько соглашений и договоров между тремя государствами:
Договор о создании Единой таможенной территории и о формировании Таможенного союза от 06.10.2007 года, который вступил в силу 10.10.2008 года.
Договор о создании Комиссии Таможенного союза от 6.10.2007 года, вступивший в силу 10.10.2008 года.
Соглашение о согласовании политики, которая ведётся в отношении технического регулирования санитарных и фитосанитарных мер ЕЭС, было подписано 25.01.2008 года, и вступило в силу 4.06.2009 года.
Соглашение о проведении аккредитации сертификационных центров и лабораторий, которые выдают свидетельства соответствия товаров нормам Таможенного союза.
Соглашение о санитарных мерах, которые относятся к товарам, подлежащим государственной регистрации. Этот пакет соглашений был подписан 11.12.2009 года и вступил в действие с 1.07.2010 года.
В связи с участившимися случаями ввоза в Таможенный союз некачественного импортируемого товара, возникает необходимость создания единых стандартов, которые смогут защитить потребителя от подделки товаров. С 1.01.2012 года в полную силу вступит государственная регистрация товара Таможенного союза, которая уже полностью заменит СЭЗ РФ (Санитарно-эпидемиологическое заключение или «Гигиенический сертификат»). Стоит отметить, что предприятию не потребуется больше получать 2 документа – Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение. Таким образом, в Таможенном союзе будет действовать Единое свидетельство, подтверждающее соответствие товара Единым санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям.
С 1.07.2010 Роспотребнадзор уже приостановил выдачу СЭЗ. В том случае, если у производителя ранее уже был оформлен Гигиенический сертификат или Свидетельство о государственной регистрации РФ, Роспотребнадзор разрешает оформить ещё и Свидетельство о гос.регистрации ТС, т.е. иметь при себе 2 документа, российского образца и образца таможенного союза.
Выдача свидетельства ТС о государственной регистрации товара осуществляется на бессрочный период времени. Такое свидетельство будет гарантировать, что продукция безопасна и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, установленным на территории Таможенного союза, которые были приняты 18.06.2010г. Решением Комиссии ТС № 319 «Техрегулирование в Таможенном союзе». Это Решение на сегодняшний день является основным документом, согласно которому происходит государственная регистрация товара в ТС.
Оформить Свидетельство о государственной регистрации ТС можно в сертификационных органах, которые прошли аккредитацию Роспотребнадзора (Федеральная служба контроля по защите прав потребителей). На официальном сайте Роспотребнадзора размещена вся информация о новых правилах Таможенного союза и о требованиях, установленных Решением КТС № 319 «…про техрегулирование…». Также разъяснены все условия и указан пакет необходимых документов для оформления государственной регистрации товаров.
Согласно принятому Комиссией ТС Решению «о техрегулировании в Таможенном союзе» должны быть разработаны единые механизмы контроля качества товаров. Также создана служба контроля и принято законодательство, согласно которому применяются административные наказания предпринимателей, которые не соблюдают установленные требования по техрегулированию. Таможенный союз создал общий перечень требований для оценки соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям, которые регулируются Решением КСТ № 319. Стандарты, принятые в Едином экономическом пространстве, ориентированы на европейское законодательство и заменят устаревшие ГОСТ и ГОСТ Р на территории Российской Федерации.
Продукция, на которую в обязательном порядке необходимо оформлять Свидетельство о государственной регистрации Таможенного союза включена в Единый перечень, утвержденный 28 мая 2010 г. Решением Комиссии таможенного союза № 299.
Сертификация товаров
Технические условия
Источник
Регистрация, лицензирование
О надзоре за техническими регламентами Таможенного союза
Правительством Российской Федерации приняты постановления, которыми Роспотребнадзор определен уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011); «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011); «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011), «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (ТР ТС 027/2012); «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012).
Таким образом, в настоящее время Роспотребнадзор в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей является уполномоченным органом по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований 13 технических регламентов Таможенного союза (ранее Правительством Российской Федерации были приняты постановления в отношении технических регламентов «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности игрушек»; «О безопасности продукции легкой промышленности», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности упаковки», «О безопасности средств индивидуальной защиты», «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности машин и оборудования».
Источник
<Письмо> Роспотребнадзора от 16.07.2013 N 01/8021-13-32 "Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов"
В целях обеспечения реализации полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание территориальных органов Роспотребнадзора на следующее.
По состоянию на 1 июля 2013 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований следующих технический регламентов Таможенного союза:
«О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 485);
«Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 484);
«Пищевая продукция в части ее маркировки» (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 468);
«О безопасности низковольтного оборудования» в отношении низковольтного оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей (постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
«О безопасности машин и оборудования» в отношении машин и оборудования, реализуемого исключительно для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд потребителей (постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 407);
«О безопасности средств индивидуальной защиты» (постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1223);
«О безопасности упаковки» (постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2012 года N 1033);
«О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2012 года N 989);
«О безопасности игрушек» (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 917);
«О безопасности продукции легкой промышленности» (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 918);
«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 912).
Согласно статье 6 Соглашения о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 года и статье 10 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза проводится в порядке, установленном национальным законодательством Сторон этих соглашений.
В частности, статья 32 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Федеральный закон N 184) связывает государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов с существующим порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, реализация перечисленных выше полномочий должна обеспечиваться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках основных функций, возложенных на Роспотребнадзор, при осуществлении федерального государственного санитарного надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, правовые основы и порядок осуществления которых определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 года N 476 (далее — постановление N 476) и N 2 мая 2012 года N 412 (постановление N 412).
Так, согласно положениям пункта 11 постановления N 476 и пункта 6 постановления N 412 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон N 294).
Поскольку конкретный порядок, регламентирующий механизм организации и проведения проверок за соблюдением требований технических регламентов Федеральным законом N 294 в настоящее время не определен, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, возложенный на Роспотребнадзор, необходимо обеспечить в 2013 году в рамках сформированных планов проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей с учетом следующих особенностей.
Согласно положениям статьи 33 Федерального закона N 184 предметом государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов являются объекты технического регулирования, т.е. продукция или продукция и связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов).
Однако если предмет таких проверок, проводимых в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, включает в себя надзор за соответствием продукции и связанными с ней процессами (см. пункт 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), то в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей — только продукция (товары) на соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Необходимо иметь в виду, что государственный контроль (надзор за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции и связанных с ней процессов должен осуществляться исключительно на стадии обращения продукции (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 184), понятие которого Федеральный закон N 184 не определяет, но используется в понятийном аппарате некоторых технических регламентов, перечисленных выше, связывая в основном этот процесс с движением продукции от изготовителя к конечному приобретателю (в том числе потребителю).
Важно отметить, что в целях обеспечения объективности результатов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов при осуществлении соответствующих мероприятий должны использоваться правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия, перечень которых определен в конкретном решении Комиссии таможенного союза, утвердившем технический регламент Таможенного союза на определенный вид продукции.
При этом контроль за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза может осуществляться в отношении конкретных видов продукции, выпущенных в обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, только после вступления в силу технических регламентов Таможенного союза на эти виды продукции, имея в виду, что в отношении такой продукции могут действовать переходные положения, утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза в отношении конкретных технических регламентов, предусматривающие возможность применения норм национального законодательства после вступления в силу соответствующего технического регламента Таможенного союза.
По результатам проверки в случае выявления нарушений требований технических регламентов с учетом их характера на основании положений статьи 17 Федерального закона N 294 и статей 34 — 39 Федерального закона N 184 должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны:
выдать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов;
привлечь изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к административной ответственности (статьи 14.43 — 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 Федерального закона N 184 (в том числе в адрес изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), а также информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции);
в течение пяти дней известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о нарушении требований технических регламентов.
Кроме этого должностные лица органа государственного контроля (надзора) вправе:
направить информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации;
выдать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии (Росаккредитация) (см. постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2010 года и приказ Минэкономразвития России от 21 февраля 2012 года N 76);
в случае невыполнения предписания о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) обращается в суд с иском о принудительном отзыве продукции (см. статью 40 Федерального закона N 184).
Новеллами Федерального закона N 184 определен ряд действий должностных лиц органа государственного контроля (надзора), выполняемых в рамках мероприятий по контролю (надзору), связанных с проведением внеплановой проверки в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов (т.е. по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294), основанных на праве:
требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов;
запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия;
направлять запросы в другие федеральные органы исполнительной власти;
при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов;
запрашивать у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) доказательственные материалы, использованные при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Кроме этого, в случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда орган государственного контроля (надзора) также вправе выдать предписание о приостановке реализации этой продукции и информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
При выявлении нарушений требований технических регламентов и подтверждения информации, поступившей в орган государственного контроля (надзора), данный орган в десятидневный срок выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением, а также:
способствует распространению информации о сроках и порядке проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда;
запрашивает у изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц документы, подтверждающие проведение мероприятий, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
проверяет соблюдение сроков, указанных в программе мероприятий по предотвращению причинения вреда;
принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.
Источник