Торговля со странами Евразийского союза. Ведение статистики и новая ответственность
Важной сферой, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики, является внешнеторговая деятельность, на которую в настоящее время значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Напомним, что порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами регламентирован Федеральным законом от 8.12.03 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).
Внешнеторговой является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2 Закона № 164-ФЗ).
ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.14 г. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов союза. Участники Евразийского экономического союза: Республика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика и РФ.
Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС ведется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7.12.15 г. № 1329 (далее — Правила № 1329). Статистика касается товаров, ввозимых в Россию с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств — членов ЕАЭС.
Предусматривается, что статистика обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 28.01.11 г. № 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС.
Официальная статистическая информация о взаимной торговле РФ с государствами — членами ЕАЭС формируется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами ЕАЭС и Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы согласно таможенному законодательству ЕАЭС и России, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.
В п. 5 Правил № 1329 установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
О ведении статистики взаимной торговли РФ с ЕАЭС
заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем; представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад; формируется на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru) в разделе «Представление статистической формы» и представляется в таможенный орган в соответствии с графиком, размещенным в разделе «Подача статистических форм с электронной подписью».
При наличии у заявителя квалифицированной электронной подписи, выданной для подачи сведений в таможенные органы, статистическая форма представляется только в виде электронного документа. Датой ее представления в этом случае считается дата отправки электронного документа (формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Подробные инструкции о порядке заполнения и отправки статистических форм, в том числе о преимуществах применения электронной подписи, размещены на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы: http://edata.customs.ru (раздел «Статистическое декларирование»).
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления указанной формы считается дата отправки письма либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Данная форма заполняется на русском языке согласно приложению № 1 и Правилам заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренным приложением № 2.
Регистрация статистической формы и аннулирование зарегистрированной формы осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральной таможенной службой.
Как следует из п. 10 Правил № 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.
29 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.16 г. № 510-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 510-ФЗ).
Согласно данному Закону № 510-ФЗ на Федеральную таможенную службу возложены полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики (п.п. 3 части 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).
В соответствии с принятыми изменениями законодательно была закреплена обязанность представления статистической формы в таможенный орган российского лица, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российского лица, которое обладает на момент получения или отгрузки товаров правом владения, пользования или распоряжения ими (п. 2 ст. 104 Закона № 311-ФЗ).
Ответственность за непредставление формы
Согласно данной статье административной ответственности подлежат лица, не представившие или несвоевременно представившие в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, а также представившие указанную форму, которая содержит недостоверные сведения, начиная с отчетного периода с января 2017 г.
За такие деяния, совершенные впервые, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
на должностных лиц — в размере от 10 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.
За повторное нарушение сумма штрафа составит: для должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
При этом, как следует из примечания к новой статье, индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Административной ответственности за указанные правонарушения можно избежать, если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, которое совершило ошибку в отчете, добровольно представит в таможенный орган заявление об аннулировании неверной статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой формы, содержащей достоверные сведения.
Отметим, что ст. 19.7.13 КоАП РФ добавлена в текст ст. 23.8 КоАП РФ в части полномочий таможенных органов рассматривать дела о подобных административных правонарушениях. В текст ст. 4.5 КоАП РФ добавлена новая ст. 14.9.1, а также что давность привлечения к ответственности за правонарушения такого рода составляет два года с момента совершения правонарушения.
Bзаимная торговля товарами Евразийского экономического союза (далее – Союз) (млн долл. США)
Источник
Мониторинг экономических показателей интеграционных процессов стран Евразийского экономического союза
Цитировать:
Вартанова М.Л. Мониторинг экономических показателей интеграционных процессов стран Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – С. 759-770. – doi: 10.18334/eo.9.2.40727.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39191624
Цитирований: 4 по состоянию на 06.02.2021
Аннотация:
По результатам проведенного мониторинга интеграционных процессов стран Евразийского экономического союза отношение граждан государств-членов к созданию ЕАЭС, как и в предыдущие годы, остается преимущественно положительным. Однако государствам Евразийского экономического союза еще многое предстоит сделать для того, чтобы удерживать и стимулировать общественный интерес к объединению. Однако, по ряду показателей, пока государства — члены ЕАЭС проигрывают другим странам мира, например, в привлекательности образовательных услуг, научно-технического сотрудничества, импортируемых товаров и капитала. Поэтому очень важно обеспечивать своевременное информирование широкой общественности о проводимой работе по развитию интеграции, вести объективную дискуссию о ее преимуществах и недостатках для населения, для бизнеса, для отдельных стран и их регионов
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, интеграционные процессы, экономические показатели, интеграция, международное сотрудничество, промышленность, мониторинг, миграция, ресурсный потенциал, рост, динамика, единый рынок, Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС)
JEL-классификация: F15, E23
Подробнее об авторе:
Вартанова Марина Львовна
заведующая отделом докторантуры и аспирантуры, старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции, Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, кандидат экономических наук, доцент
Институт социально-политических исследований
Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза (Дробот Е.В., Абросимова А.С. и др.) // Экономические отношения. № 1 / 2017
К вопросу об оценке эффектов евразийской экономической интеграции (Вязовская В.В., Фальченко О.Д.) // Экономические отношения. № 3 / 2019
Развитие внешнеторгового сотрудничества стран ЕАЭС , Евросоюза и Китая (Вартанова М.Л., Дробот Е.В.) // Продовольственная политика и безопасность. № 2 / 2018
Источник
Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС
Попов, В. В. Экономико-статистический анализ внешнеторгового оборота государств-членов ЕАЭС / В. В. Попов, Я. М. Нефёдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 226-231. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39151/ (дата обращения: 17.06.2021).
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты состояния внешней торговли Евразийского экономического союза. Авторами изучена методология ведения статистики внешней торговли ЕАЭС, проведен регрессионный анализ влияния курса доллара на темпы и объемы внешнеторгового оборота. На основе анализа сделан вывод о зависимости объемов внешнеторгового оборота от курса доллара.
Ключевые слова: внешняя торговля, ЕАЭС, товарная структура, торговый оборот, регрессионный анализ.
The article discusses the theoretical and practical aspects of external trade of the Eurasian Economic Union. The authors studied the methodology of conducting foreign trade statistics EAEU, conducted a regression analysis of the impact of the dollar on the rate and volume of foreign trade turnover. Based on the analysis concluded that the volume of foreign trade dependence on the dollar.
Keywords: Foreign trade, EAEU, commodity composition, trade turnover, regression analysis.
Состояние внешнеторговых связей– один из важнейших показателей развития интеграционных процессов на территории Евразийского экономического союза. Масштабы и структура свободного обмена товарами, производимыми его участниками, свидетельствуют об интенсивности экономической интеграции и строительства единого экономического пространства. Задачей внешней торговли является гармонизация критериев, определяющих товарообмен с третьими странами. Изучение структуры и динамики внешнеторгового оборота ЕАЭС позволяет определить масштабы рынка и темпы его роста, оценить перспективные объемы товарооборота с целью планирования производства. Изучение структуры совокупного оборота позволяет понять, какие товары необходимы рынку в определенный отрезок времени. Внешняя торговля – это торговые отношения страны с другими странами, которые включают в себя импорт и экспорт товаров. Совокупность внешнеторговых отношений между различными странами формирует международную торговлю. Однако, понятие внешней торговли с позиции ЕАЭС применяется лишь в отношении третьих стран, т. е. к операциям с товарами, реализуемыми и производимыми за пределами интеграционного пространства. Остальные товары, являющиеся предметом торговли между резидентами стран ЕАЭС, считаются особой категорией «товаров ЕАЭС», и сделки с ними учитываются уже не как внешняя, а как взаимная торговля. Таким образом, в рамках ЕАЭС международный товарооборот с точки зрения учета и оценки распадается на две части: внешнюю торговлю, охватывающую операции с третьими странами, и взаимную торговлю, учитывающую операции между странами – членами Союза. Важным элементом торгового соглашения между странами-участницами ЕАЭС является договоренность о круге товаров, которые считаются предметом сделок по взаимной торговле. Все остальные товары, не входящие в эту категорию, относятся к предмету сделок о внешней торговле.
Теоретические аспекты изучения статистики внешней торговли
Основными показателями, характеризующими внешнюю торговлю, являются: торговое сальдо — разница между импортом и экспортом за определенный промежуток времени, и внешнеторговый оборот — сумма стоимостных объемов экспорта и импорта той или иной страны. Показателями, отражающими, в свою очередь, участие страны в международной торговле, являются экспортная (отношение экспорта товаров и услуг к ВВП) и импортная (отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта) квота, которые показывают какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке и какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении соответственно.
Для характеристики условий торговли отдельной страны, группы стран или региона в мировой экономике используется индекс условий торговли (отношение индекса средних цен экспорта к индексу средних цен импорта). Данный индекс во внешней торговле позволяет оценить влияние изменения внешнеторговых цен на объёмы внешней торговли страны или группы стран. Рост индекса означает, что движение внешнеторговых цен выгодно для соответствующей страны.
Статистику внешней торговли в ЕАЭС ведет специально уполномоченный на это наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК), который гармонизирует соответствующие данные, поступающие от национальных уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС, руководствуясь приложенным к Договору о ЕАЭС Протоколом о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза.
В статьях 4–6 Протокола закреплено: «Ведение статистики взаимной торговли товарами осуществляется уполномоченными органами в соответствии с методологией, утверждаемой Комиссией. Уполномоченные органы предоставляют Комиссии официальную статистическую информацию государств-членов согласно перечню статистических показателей. Перечень статистических показателей, сроки и форматы предоставления официальной статистической информации государств-членов утверждаются Комиссией по согласованию с уполномоченными органами». Уполномоченными органами по ведению статистики внешней торговли являются: в Армении – Национальная статистическая служба, в Белоруссии – Государственный таможенный комитет и Национальный статистический комитет, в Казахстане – Комитет по статистике Министерства национальной экономики, в Киргизии – Национальный статистический комитет, в России – Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
На данный момент существует 260 показателей, включая 26 ежемесячных и годовых сведений по итогам экспорта и импорта товаров, которые сопровождают 234 показателя относительно их стоимостного и натурального выражения, а также стран назначения, стран происхождения, стран отправления, индексов средних цен, индексов физического объема. Обрабатывая этот обширный объем информации, страны и Комиссия руководствуются подробной Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов ЕАЭС. Документ, в котором изложены основные правила учета материалов внешнеторговой статистики, охватывает все детали этой сферы (16 разделов), начиная от основных терминов и заканчивая обеспечением сопоставимости данных.
Например, при формировании таможенной статистики внешней торговли исходными данными являются сведения, которые содержатся в декларациях на товары, а также других документах, предоставляемых таможенным органам. При этом уполномоченные органы могут использовать и иные источники информации. Что касается сферы охвата данных, то согласно единой методологии, в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов участников и (или) вычитаются из них в результате их ввоза на территорию ЕАЭС или их вывоза за пределы территории государства – члена ЕАЭС. Транзитные товары, товары, временно допущенные на территорию государства – члена ЕАЭС или временно вывезенные с его территории, не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов участников и поэтому не подлежат включению в таможенную статистику внешней торговли и в статистику взаимной торговли. [4]
Граница сферы статистического наблюдения — так называемый статистический порог, т. е. такое значение стоимости, тоннажа и других показателей, характеризующих экспортно-импортные операции, ниже которых они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли и статистике взаимной торговли. Стоимостной и количественный пороги учета экспортных и импортных товаров устанавливаются в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС.
В системе статистического учета наряду с таможенной статистикой внешней торговли обычных импортно-экспортных сделок Единая методология предусматривает регистрацию результатов ряда специфических операций по перемещению товаров через границы участников с третьими странами. Речь идет о таких случаях, как реимпорт и реэкспорт, ввоз товаров на переработку и вывоз переработанной продукции, использование складов временного хранения, применение режима беспошлинной торговли, режима свободной таможенной зоны. Все товары, которые подлежат таможенному статистическому учету классифицируются с помощью специального классификатора – единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС). ТН ВЭД ЕАЭС основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Единая методология также дает определение стоимостной оценки товаров: статистической стоимостью товара считается стоимость товара, выраженная в долларах США, приведенная к единому базису цен (для экспортируемых товаров – по типу цен ФОБ, для импортируемых товаров – по типу цен СИФ). Пересчет стоимости в доллары США осуществляется по курсу, установленному национальным (центральным) банком государства – члена ЕАЭС: в таможенной статистике внешней торговли – на дату регистрации декларации на товары; в статистике взаимной торговли – на дату поступления товара на склад при импорте, на дату отгрузки товара со склада при экспорте. [4]
Статистический анализ внешней торговли государств-членов ЕАЭС
Таким образом, разобрав основные аспекты ведения статистики внешней торговли, можно провести статистический анализ внешнеторговой деятельности государств-членов ЕАЭС. Одним из важных показателей экономико-статистического анализа внешней торговли является товарная структура экспорта и импорта. Распределение удельных весов отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота говорит о том, какие товары в данный момент времени пользуются наибольшим спросом, и, соответственно, на производство каких товаров следует ориентироваться государству при распределении производственных мощностей. Проведем анализ товарной структуры экспорта и импорта по укрупненным товарным группам по имеющимся данным за период январь-сентябрь 2016 г.
Рассмотрим структуру экспорта, которая графически представлена на рисунке 1.
Рис. 1 – Структура экспорта товаров ЕАЭС по укрупненным товарным группам в торговле с третьими странами
Источник: Евразийская экономическая комиссия
Товары, которые больше всего экспортируются странами ЕАЭС в третьи страны относятся к товарным группам: минеральные продукты
41% (133,113,566,711 долл. США), топливно-энергетические
40% (130,576,395,255 долл. США). Такое распределение структуры экспортных товаров объясняется богатым природно-ресурсным потенциалом стран-участников ЕАЭС и сырьевой направленностью экспорта. Наименьший удельный вес в структуре импорта занимает группа кожевенного сырья, пушнины и изделий из них – 0,06%. [3]
Рассмотрим структуру импорта, которая представлена на рисунке 2.
Рис. 2 – Структура импорта товаров ЕАЭС по укрупненным товарным группам в торговле с третьими странами
Наибольший удельный вес в структуре импортируемых товаров занимают следующие укрупненные группы товаров: машины, оборудование и транспортные средства
46% (61,006,638,838 долл. США), продукция химической промышленности
20% (26,763,210,746 долл. США), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
14% (18,616,061,605 долл. США). Наибольший удельный вес импортируемых товаров из группы «машины, оборудование и транспортные средства» объясняется импортом высокотехнологичного оборудования и машин из-за границы, потому что эта отрасль в странах-участниках ЕАЭС развита слабо, и, как следствие, не может похвастаться передовыми разработками в своей сфере. С продукцией химической промышленности ситуация аналогична. Касаемо высокой доли продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, эта группа товаров пользуется спросом благодаря низкой их стоимости за границей.
Рассмотрим далее динамику экспорта, импорта и в целом внешнеторгового оборота. Она представлена на рисунке 3.
Рис. 3 – Динамика экспорта, импорта и внешнеторговый оборот стран ЕАЭС (в долл. США)
Источник: Евразийская экономическая комиссия
На протяжении всего исследуемого периода импорт не превышал экспорт, т.е. торговое сальдо все время оставалось положительным. Однако, также не наблюдался рост внешнеторгового оборота в стоимостном выражении. Причина тому – подорожание курса доллара. Также на графике наблюдается спад внешней торговли в январе. Причина этому явлению – сезонный спад в связи с периодом праздничных отпусков. Обменный курс безусловно напрямую влияет на объем внешнеторгового оборота, так как он выражен в долларах США. Тем не менее, для того, чтобы прояснить, в каких конкретно размерах изменение курса доллара оказывает влияние на внешнеторговый оборот, проведем регрессионный анализ. Так как Российская Федерация имеет наиболее значимый вес в экспорте и импорте из всех стран-участниц ЕАЭС и так как курс доллара колеблется почти одинаково относительно валют всех стран союза, то выберем в качестве фактора изменение курса доллара к российскому рублю. Исходные данные для построения регрессии отображены в таблице 1. Котировки валютного курса доллар США/российский рубль были взяты на по цене закрытия торгов в конце каждого месяца.
Источник
Таможенный союз ЕАЭС 2021
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз. Объем взаимной торговли товарами между государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) за январь 2021 г., исчисленный как сумма стоимостных объемов экспортных операций государств – членов ЕАЭС во взаимной торговле, составил 4,2 млрд. долл. США, или 103,3% к уровню января 2020 г
Цели Таможенного союза
Содержание
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
- увеличение рынка сбыта;
- стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
- защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
- отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
- унифицировать методы оценки качества продукции;
- создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
- дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2021 году:
- Республика Беларусь;
- Российская Федерация;
- Республика Армения;
- Республика Казахстан;
- Кыргызская Республика.
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2021 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
- применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
- неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
- системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
- недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
- санкции против России от США и Европейского союза;
- конфликт России с Украиной;
- кризисы на Ближнем Востоке.
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
- упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
- улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
- увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
- позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
- Беларусь – 23,7%;
- Россия – 22,4%;
- Казахстан – 21,7;
- Армения – 32%;
- Кыргызстан – 24,7%.
Краткие выводы
- Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
- Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
- Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
- Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
- В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
- Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2021 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
«Таможенный кодекс ЕАЭС»
Искоскова М.В — Начальник отдела таможенного законодательства ЕЭК;
Овчинников А.В. — Заместитель начальника отдела ГУОТО и ТК ФТС России; Ковригина Н.Г. – Начальник отдела ГУОТО и ТК ФТС России;
Чижова И.А. — Советник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС
России
Будут рассмотрены наиболее актуальные вопросы в связанные с
вступлением в силу Нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Источник
Анализ экономических показателей таможенного союза
В современных условиях процесс глобализации мировой экономики развивается быстрыми темпами. Данная тенденция связана с углублением связей между странами, либерализацией международной торговли, развитием научно-технического прогресса, развитием производительных сил и углублением международного разделения труда. Вследствие всего этого наблюдается сближение стран на региональном уровне и их взаимовыгодное взаимодействие. Вследствие чего происходит формирование региональных интеграционных объединений, которые развиваются по направлению создания относительно самостоятельных центров мировой экономики [1].
В научной литературе проблемам экономической интеграции, в том числе созданию межгосударственных экономических образований, уделяется много внимания. Одно из первых определений интеграции сформулировал европейский теоретик, сторонник теории дирижизма Я. Тинберген, выделивший в ней положительные и отрицательные стороны. Согласно классикам экономической науки (А. Смит, Д. Рикардо, Д. Милль, Ж. Сей, К. Маркс и его последователи, ученые-экономисты С. Харрис, Э. Хекшер, Б. Олин, П. Самуэльсон, С. Линдер, В.В. Леонтьев, М. Портер, Ф. Перу, Г. Мюрдаль) международная экономическая интеграция «происходит» из разделения труда в обществе, между странами и народами [2].
В отечественной научной литературе изучение процесса экономической интеграции началось в 1950-е гг. Отечественные научные деятели подразумевали под понятием «международной экономической интеграции» процесс, который включает в себя торговлю, производство, распределение, обмен и потребление, и при этом все эти процессы должны учитывать исторические и национальные особенности стран-партнеров по интеграции. По мере развития концепции «международной экономической интеграции» данный процесс начал пониматься через теорию фирмы, экономических институтов и их эффективного функционирования [3].
В 1960–1990-е гг. в западной экономической теории определились два основных подхода к изучению интеграции: традиционный технологический; современный экономический (трансакционный) [4]. Приверженцы традиционно-технологического подхода понимают процесс интеграции, основываясь на ее технологических основах. По данному направлению вели исследования такие ученые, как Р. Борк, Р. Блэйр, Д. Казерман [5]. Второй подход, современный экономический или трансакционный, приобретает сегодня все большее распространение. Он основан на работах Р. Коуза, О.И. Уильямсона, Д. Норта, К. Эрроу и других представителей нового направления институциональной школы, которые разрабатывали теорию под названием «трансакционная экономика» [6]. В табл. 1 представлены основные теории экономической интеграции.
На сегодняшний день в мировой экономике интеграционные процессы происходят на двух уровнях: на глобальном и региональном. Начиная с XX века данные процессы получили свое ускорение. Как правило, региональные инициативы проявляются часто шире, чем глобальные.
С 1 января 2015 г. начал свое функционирование Евразийский экономический союз. Он является международной экономической организацией, которая основана на региональной экономической интеграции стран и которая обладает международной правосубъектностью. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят 5 членов: Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Кыргызская Республика. ЕАЭС является крупным региональным игроком на международной арене. Его территория составляет 14 % мировой суши, где проживает 182,7 млн человек. Также Союз обладает огромными запасами природных ресурсов. Кроме этого, одним из важнейших преимуществ можно назвать общую историю и уже имеющийся опыт ведения хозяйства. Следовательно, потенциал Союза уникален. Но на данном этапе своего развития интеграционное объединение столкнулось с рядом проблем в своей деятельности, которые нужно решить для его дальнейшего эффективного развития [8, 9].
Интеграция является добровольной кооперацией, в рамках тесного сотрудничества, которое развертывается в форме внутрифирменных контрактов, а не как результат функционирования ценового механизма рынка. Она основана на согласовании целей, действий, экономическом интересе стран-участниц, на осознании ими выгодности объединения. И основным аспектом интеграции считается управление. В связи с этим главное в интеграции это внутренние механизмы и резервы саморазвития и эволюции экономических институтов. Все дальнейшее развитие процессов международной экономической интеграции и их изменение под влиянием глобализации, как и растущее влияние первых и вторых на суверенные государства порождают и будут порождать все новые научные исследования и разработку новых теорий с новыми признаками.
Источник