Что такое импорт и какой он бывает
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Слово «импорт» для человека, выросшего на территории бывшего СССР, несет гораздо больше смыслов, чем для гражданина другой страны. «Импортный товар» сродни качественному, редкому и уникальному. Но времена меняются, и все больше мы применяем слово «импорт» для обозначения обычной торговой операции по перемещению на территорию страны товаров, произведенных на других территориях.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Официальное определение импорта, которое дает экономический словарь, выглядит так:
Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу. Импорт может регулироваться таможенными пошлинами, а также нетарифными методами (количественными ограничениями, системой лицензирования).
Итак, импорт — это прежде всего то, что ввозится из других стран, а во-вторых, импортные товары будут попадать в оборот на внутреннем рынке, то есть будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи.
Откуда появился импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Слово это древнее, корнями уходящее в латиницу. Дословно его можно перевести как «доставить в порт». С древних времен моря и реки были основными транспортными артериями между государствами и городами. И в каждом городе на морском побережье или у большой реки был свой порт или пристань. Корабли и лодки с местными товарами отправлялись в соседние земли, это был экспорт, а возвращались обратно уже с заморскими диковинками обратно. Точно также в порты приходили купцы из других городов и государств.
Так что экспорт и импорт — это древнейшие экономические операции, тысячелетиями остававшиеся неизменными. Сегодня суть импорта сохранилась, но многообразие законодательства Российской Федерации и других государств вводит градацию импорта.
Какие есть виды импорта
Все виды импортных операций обычно делят на две больших категории:
- ввоз товаров народного потребления и промышленной продукции;
- ввоз сырья (продукции, которая необходима для переработки и для изготовления другой продукции) и услуг.
Еще один вид классификации импорта — это разделение его на прямой и косвенный:
- при прямом импорте покупатель приобретает товар непосредственно у иностранного производителя или дистрибьютора (нерезидента);
- косвенный импорт — это получение товаров и услуг у компании-посредника, специализирующейся на таких операциях; в таком случае товар приобретается уже у резидента страны импорта; эта схема позволяет упростить и ускорить для покупателя получение товара.
По типу ввозимой продукции импорт также делят на видимый и невидимый:
- видимый импорт — это конкретные товары или сырье, полученные для внутреннего употребления, перепродажи, переработки;
- невидимая торговля, то есть обмен без каких-либо материальных вещей, — это обмен услугами, к которым относятся транспортные, страховые, туристические услуги, переводы за границу, комиссионные и т.д. Если смотреть совсем глобально, то это все услуги, которые были оплачены валютой других стран. Фактически невидимый импорт — это покупка услуг у партнера-нерезидента.
К категории невидимого импорта можно отчасти отнести и инвестиционный. По сути, это импорт капитала, то есть когда компания или частное лицо, которые не являются резидентами, вкладывают свои средства в национальную экономику.
Реимпорт — еще один подвид международных торговых операций. Обычно это возврат товаров в страну-производитель. Главный критерий — это отсутствие ремонта или модернизации обратно ввозимых товарах. Часто бывает так, что реимпортируются товары, у которых найдены заводские дефекты или которые не были проданы дистрибьютором.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
По уровню цены на ввозимую продукцию также выделяют так называемый демпинговый импорт. Суть его в том, что товар ввозится по цене значительно ниже среднерыночной. Но демпинговый импорт может быть вполне легальным, если предприятие-импортер имеет льготы, получает субсидии или освобождено от уплаты пошлин или если предприятие-экспортер самостоятельно снизило цену на свой товар.
По требованиям и ограничениям со стороны государства выделяют импорт лицензируемый и нелицензируемый.
- Лицензируемый импорт требует специальных разрешений от контролирующих органов. К лицензируемым товарам относятся, например, фармацевтические препараты, химические вещества, шифровальные, копировальные и записывающие устройства, драгоценные камни и металлы и многое другое. Причем получить лицензию на ввоз товаров нужно до заключения контракта с поставщиком.
- Соответственно, нелицензируемый импорт предполагает отсутствие ограничений на ввоз товаров на территорию РФ.
Серый импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Экспортно-импортные операции серьезно регулируются государственными органами. Если предприятие импортирует напрямую продукцию, оно обязано заключить внешнеэкономический контракт, оформить паспорт сделки, таможенную декларацию, товарно-транспортную декларацию, предоставить дополнительные документы, если это требуется законодательством. Мы рассказывали об этих процедурах в другой статье.
Но иногда для уменьшения размера таможенной пошлины, налоговых сборов и других затрат импортеры указывают в документах недостоверную информацию. Например, вместо дорогой одежды заявляют сырье для шитья (ткани и фурнитура), вместо целого прибора указывают запасные части к нему и т.д. Еще один вариант снизить таможенные расходы — указать цену товара значительно ниже среднерыночной. Еще один способ указать неверную информацию — это указать неверно страну происхождения товара, а именно — заменить ее на ту, в отношении которой есть больше преференций. Мы предостерегаем вас от таких махинаций.
Чем чревато использование таких схем? В первую очередь, если таможенная служба обнаружит, что груз не соответствует документам, предприятие-импортер должно будет заплатить штраф и полновесную пошлину.
Параллельный импорт
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Еще один формат импортных операций, которые считаются незаконными, это так называемый параллельный импорт. Суть операции в том, что на территорию страны ввозится товар, на который у поставщика нет права интеллектуальной собственности. Например, предприниматель закупил в Китае партию фирменный кроссовок известного бренда. Эти кроссовки он приобрел в фирменном магазине, товар не является контрафактным. Однако на территорию России такие кроссовки может ввозить только сам производитель или его авторизованный дистрибьютор.
Таким образом, наш предприниматель ввозит товар без фактического разрешения правообладателя, тем самым нарушая исключительное право на товарный знак. И это событие может быть приравнено к ввозу контрафактной продукции. Отсюда риски для предпринимателя: товар может быть признан контрафактным, конфискован, а сам импортер оштрафован.
Как видим, тема экспорта и импорта существует столько же, сколько существует торговля. Отношения между продавцами и покупателями регулируются международными соглашениями и национальным правом, а понятие импорта можно трактовать шире, чем просто поставку товаров из-за границы.
Автор статьи: Ирина Николаева
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Источник
Ввоз иноземных товаров в страну это
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
В этой статье я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что там все действительно сложно. Во-первых, нужно учитывать международные санкции, которые пока никто так и не снял. А во-вторых, при импорте продуктов питания очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.
Ну и что? 04.12.19
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей
Подписаться
Документ для импорта Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
- Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
- Цена единицы товара и всего контракта.
- Сроки оплаты.
- Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
- Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
- Валюта платежа.
- Подробное описание товара с техническими характеристиками.
- Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
- Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
- Сроки и способы разрешения споров по контракту.
- Действия сторон при форс-мажоре.
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Источник
Таможенная стоимость
Таможенные правила — это правила, определяющие порядок перемещения товаров через таможенную границу. Они содержат требования к оформлению товаров, уплате платежей, предоставлению льгот и применению ограничений. Физические и юрлица, индивидуальные предприниматели (ИП) имеют право ввозить и вывозить товары из-за границы, но при этом необходимо соблюдать все, установленные законом, правила.
Таможенные правила в России ввоза и вывоза товаров для физлиц отличаются от правил для юрлиц и ИП. Физлица могут ввозить товары, предназначенные только для личного пользования. Это личные вещи, которые предназначены для дома и семьи, которые можно применять в быту. Ввозить товары, предназначенные для коммерческой деятельности, могут только юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП).
Всем участникам ВЭД: физлицам, юрлицам, индивидуальным предпринимателям в любом случае, необходимо соблюдать все таможенные правила ввоза и вывоза товаров. За нарушение таможенных правил наступает административная ответственность. Кроме того, намеренное введение таможенных органов в заблуждение и недостоверное декларирование преследуется по закону и предусматривает наложение штрафа за недостоверное декларирование!
Таможенные правила для физических лиц
Таможенные правила России для физлиц на ввоз и вывоз товаров опираются на ТК ЕАЭС и другие законодательные акты. Особенно важным является Решение №107 от 20.12.2017 Совета Евразийской экономической комиссии, регулирующее нормы беспошлинного ввоза, размер пошлин и другие вопросы.
Физлица имеют право на ввоз и вывоз товаров за рубеж при условии соблюдения таможенных правил. Товары, перемещаемые через таможенную границу физлицами, должны пройти таможенный контроль, который должен происходить в специально оборудованных пунктах пропуска. Таможенный контроль – это одна из основных функций таможенных органов, направленная на выявление и пресечение нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования.
Источник
Как малому бизнесу импортировать товары на продажу
Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.
Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.
Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.
Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту
Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.
Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.
Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.
В этой статье я расскажу про импорт непродовольственных товаров народного потребления: курток, кроссовок, рюкзаков, чехлов для телефонов, наушников, ремней, очков, головных уборов, брелоков, канцтоваров. Я не буду касаться вопросов ввоза продуктов питания, потому что там все действительно сложно. Во-первых, нужно учитывать международные санкции, которые пока никто так и не снял. А во-вторых, при импорте продуктов питания очень сложная и дорогостоящая процедура сертификации.
Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.
Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.
Какие документы нужны импортеру
Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.
Документы понадобятся в банке, чтобы оплатить поставку, и в таможне, чтобы составить декларацию на товар. Список не окончательный: таможенные органы или банк могут затребовать и иные документы, например экспортные декларации, платежные поручения, спецификации к контракту, прайс-листы, каталоги на продукцию, техническую или товароведческую документацию.
Ну и что? 04.12.19
Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.
Как вести бизнес без штрафов
Зарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей
Подписаться
Документ для импорта Контракт между российской компанией — импортером и зарубежным партнером
По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.
Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:
- Предмет контракта — какие товары вы покупаете.
- Цена единицы товара и всего контракта.
- Сроки оплаты.
- Условия поставки по Инкотермс — ниже расскажу, что это такое.
- Сроки, в которые продавец должен подтвердить получение платежа.
- Валюта платежа.
- Подробное описание товара с техническими характеристиками.
- Перечень документов, которые продавец должен приложить к товару.
- Сроки, в которые продавец обязуется уведомить об отгрузке товара.
- Сроки и способы разрешения споров по контракту.
- Действия сторон при форс-мажоре.
Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.
Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.
Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.
Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.
Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.
А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.
Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.
Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.
Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:
FCA Berlin, Incoterms 2020.
FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.
Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.
И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.
Источник